Краткая биография Алябьева Александра Александровича

Александр Александрович Алябьев

Ярким выразителем новых, прогрессивных стремлений русского искусства был старший современник Глинки – А. А. Алябьев, появившийся на свет в 1787 году в дворянской семье. Композитор получил хорошее домашнее воспитание, с детства занимался музыкой. В 1812 году он добровольцем вступил в ряды войск и прошел с русской армией вплоть до Парижа, участвовал в крупных сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. Близким другом Алябьева в годы Отечественной войны стал знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов, под начальством которого Алябьев служил во время кампании.

После окончания войны Алябьев жил в Петербурге, а затем – в Москве. Он писал камерные ансамбли, романсы, музыку к водевилям, операм.

image

Александр Александрович Алябьев

Общение с выдающимися представителями литературно-художественной интеллигенции способствовало творческому росту Алябьева. Он был знаком с Грибоедовым, Одоевским и др.

В 1820-х годах имя Алябьева уже пользовалось широкой известностью. Его песни слышались повсюду. Однако это счастливое время продолжалось недолго. Весной 1825 года композитора обвинили в убийстве во время карточной игры и арестовали. Несмотря на недоказанность преступления, он после трехлетнего пребывания в крепости под стражей был сослан в Сибирь, в город Тобольск. Скорее всего, правительство Николая I под предлогом обвинения в убийстве удалило Алябьева «с глаз долой» как человека, связанного дружескими узами с некоторыми из декабристов.

Но неукротимая воля и твердый характер позволили Алябьеву выдержать все тяжелые испытания. В Сибири он много сочиняет, организует военный духовой оркестр, дирижирует, участвует в любительских концертах. К этому времени относятся многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона» и др.

В 1832 году Алябьеву разрешили выехать на Кавказ для проведения курса лечения. Там он провел около двух лет, изучая народную музыку грузин, армян, азербайджанцев, кабардинцев, черкесов. Итогом пребывания на Кавказе были романсы Алябьева, написанные в 1830-х годах и издававшиеся под общим заголовком «Кавказский певец». Вскоре композитор сочиняет еще несколько музыкально-драматических произведений на кавказские темы – мелодраму «Кавказский пленник» (по одноименной поэме Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» (на сюжет повести поэта-декабриста Бестужева-Марлинского).

Во время своего пребывания на Кавказе Алябьев работает также над сборником украинских народных песен, в чем ему помогает известный украинский литератор и фольклорист Максимович. Кроме того, Алябьев был первым из русских композиторов, проявившим интерес к башкирским, киргизским и туркменским песням и разработавшим их в своих произведениях.

Последние годы жизни Алябьев провел в Москве: с большим трудом ему удалось добиться разрешения жить здесь, но «без права показываться в публике».

В 1840-х годах композитор сочиняет музыку на слова поэта-революционера Огарева («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож»). Эти песни, проникнутые горячей любовью к народу, представляют картину безотрадной жизни угнетенного сословия. Они явились достойным завершением его пути в мире искусства.

Алябьев умер в 1851 году в Москве.

Обширное и многообразное творчество Алябьева охватывает произведения различных жанров. Ему принадлежат 7 опер, 20 водевилей, множество произведений для симфонического и духового оркестров, ряд камерных ансамблей и фортепианных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов. Композитора по праву можно причислить к тем музыкантам, что подготовили основу для развития русского классического симфонизма.

Большим богатством тематики, мелодичностью отличаются также камерные ансамбли Алябьева, среди которых в первую очередь следует назвать третий струнный квартет соль-мажор и фортепианное трио ля-минор с ярким и жизнерадостным финалом на темы русских плясовых песен.

Однако важнейшую часть его наследия составляют романсы и песни. Одним из самых ранних произведений, написанных в жанре «русской песни», является «Соловей» на слова Дельвига. Здесь мелодия, поддерживаемая незамысловатым аккомпанементом, нетороплива и свободна, мягка и нежна. Это сочинение в куплетной форме с характерным для русской народной песни сопоставлением запева и припева может служить классическим образцом городского песенного стиля первой половины XIX века.

Лирико-драматические романсы, созданные в годы ссылки, в основном посвящены теме изгнания и пронизаны страстной тоской по родине и мечтой о свободе. «Иртыш» на слова сибирского поэта Веттера – одно из лучших произведений этой группы, яркий образец новаторства Алябьева в области музыкальной формы и выразительных средств. Каждый куплет строится на контрасте разделов. Первая часть создает образ изгнанника, «певца, гонимого судьбой», на фоне северного пейзажа. Спокойно-повествовательный характер мелодии, размеренный ритм сопровождения выражают настроение скорбного раздумья. Во второй части куплета описание сменяется напряженным пафосным монологом. Прием тремоло в аккомпанементе передает шум бурной реки, всплески волн. Основной мыслью данного романса является призыв к свободе, что выражено в драматической кульминации.

Необходимо отметить, что исключительно важное значение в романсах Алябьева приобретает фортепианная партия. Выдающийся мастер инструментальной музыки, Алябьев развил и обогатил фактуру сопровождения, ввел красочные сопоставления фортепианных тембров. В аккомпанементе, усиливающем выразительность вокальной партии, много живописно-изобразительных элементов. В определенных случаях инструментальное сопровождение становится даже основным средством художественного образа.

Итак, Алябьев стоит в ряду крупных композиторов, чья деятельность подготовила расцвет русской классической музыки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Афиша
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Гудермес
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Евпатория
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Заречный
  • Звенигород
  • Зеленогорск
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кингисепп
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Коряжма
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Муром
  • Мценск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Салехард
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Саров
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Североморск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть-Илимск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Александр Владимирович Алябьев

Известные люди

»

Александр Алябьев

image Александр Алябьев Aleksandr Alyabiev Карьера: Музыкант Рождение: Россия» Тюменская область» Тобольск, 4.8.1787 Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего Соловей, по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827). добавить фотографии дополнить биографию

Алябьев, Александр Александрович, российский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование А. закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 – 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится явление его первых романсов: “Вечерком румяну зорю”, “Соловей” на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, совместно с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1822 году в большом театре в Петербурге впервой шла комическая опера А. “Лунная темное время суток, или Домовые”, в двух действиях. В репертуаре она не выдержала и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль “Польский”, а в следующем году шел водевиль “Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты” Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: “Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье” и “Хлопотун, или Дело мастера боится”. Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена опера- водевиль А.И. Писарева, “Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки”, с музыкой, написанной А. в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после этого чего сквозь три дня Времев скоропостижно скончался – по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что кончина Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь(Тобольск). В ссылке А. занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие сочинения А., помимо романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы “Аммалат-Бек” и “Кавказский пленник”.

Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 г., но вскоре было снято. Возвратившись в Москву, А. продолжал в Москве пользоваться большущий известностью. К нему часто обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или черкануть по какому-нибудь случаю романс или хоровой коллектив.

Опера “Аммалат-Бек” на сюжет повести А.А. Марлинского нисколько не увидела света рампы. Опера “Кавказский пленник” кроме того, по-видимому, относится к позднему периоду творчества А.; она издана Юргенсоном в 1898 году, совместно с романсами А.

Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом,в его романсах. В своих романсах А. обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах А. отразился дух времени. Большая их доля написана в миноре.

Первое издание романсов А. выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй – 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 – 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный ещё в 1833 году (М.А. Максимович, “Голоса украинских песен”, в аранжировке А., Москва) и оперу “Кавказский пленник”. Популярность романсов А. была шибко велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: “Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder” (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы А.: “Соловей”, “Луч надежды””Песнь бедняка”, “Вечерком румяну зорю”. “Соловей” распевался повсюду. На него писались вариации, между прочим – Глинкой для фортепиано. Ф.Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Архангельский Aleksandr Arhangelskiy

хоровой дирижер, композитор, заслуженный артист России с 1921 года. читать далее

Александр Асташенок Aleksandr Astashenok

российский певец, участник группы Корни, ставшей победителем музыкального проекта Фабрика Звёзд. читать далее

Александр Бард Aleksandr Bard

Бард вместе с новыми коллегами на несколько дней приезжал в Москву для участия в программе Russian Fashion Week в качестве специальных гостей. В.. читать далее

Александр Барыкин Aleksandr Barykin

Певец, гитарист и композитор Александр Барыкин родился 18 февраля 1952 года в селе Березово Тюменской области, вместе с родителями переехал в.. читать далее

Ваши комментарии

Искусство и развлечения 16 декабря 2015

Родоначальник русского романса, замечательный композитор Александр Алябьев основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, стал предвестником многих будущих достижений национальной композиторской школы. Более всего известен вокальными произведениями, которые по сей день являются наилюбимейшими и часто исполняются даже в семейном кругу по воле настроения. Например, “Соловей”, “Зимняя дорога”, “Вечерний звон” и многие, многие другие.

Биография

Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный “Большой полонез” – первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.

Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.

В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве – театральной жизнью. Даже “Торжество муз” на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.

По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники – композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра шли его оперы “Деревенский философ”, “Лунная ночь”, балет “Волшебный барабан”.

Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. И Алябьев арестован. Обвинение в убийстве не доказано. Тем не менее композитор лишён всех чинов, орденов и дворянства. И сослан обратно в Тобольск. В очень далёкий сибирский холодный город, где когда-то прошло его счастливое детство. На портрете ниже изображен друг композитора и автор стихов лучших романсов Алябьева – Николай Огарёв.

Тобольск и Кавказ

Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: “Зимняя дорога”, “Иртыш”, “Два ворона”. Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.

Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком “Кавказский певец”. Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике “Голоса украинских песен”, что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете – хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.

“Прощали” Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как “Нищая”, “Деревенский сторож”, “Изба”. И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.

Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как “Соловей” на стихи Дельвига или “Нищая” на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.

Творчество

Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них – ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.

Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева – декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.

Наследие Алябьева для театра – демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них – и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской “Русалки”, к шекспировским “Буре” и “Виндзорским проказницам” тоже музыку написал композитор Алябьев.

Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках – русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых – знаменитая литургия.

Судьба наследия

Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей “нетленки”, наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство – всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, “Соловей” на стихи Дельвига.

Целых пятьдесят лет после смерти композитора и его творчество, и его биография не подверглись сколько-нибудь серьёзному разбору. А ведь и то и другое так многогранно! Сколько же чудесных и таких нужных нюансов уже невозможно вернуть из пыли времён! До 1825 года из печати имя Алябьева практически не уходило, зато после – только редкие, буквально единичные рецензии на романсы. Искажалась его биография, наполнялась ошибочными или неполными данными, так потомки почти потеряли доброе имя и замечательное творчество композитора и музыкального деятеля.

Даже невыносимые ложные обвинения не сломили душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.

Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы – “Я вас любил”. Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.

Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский

Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева – “Изба”, “Кабак”, “Деревенский сторож” – были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, “Колокол”, Англия – все это знают и помнят.

Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская “Буря”, и “Эдвин Оскар” по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера “Аммалат-бек” по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи “На Кавказ слетелись тучи”. Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все – Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.

Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в Московской филармонии, где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения “Вариации для скрипки с оркестром”, “Третий струнный квартет” и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы – хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена.

С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.

Источник: fb.ru

ВНИМАНИЕ! ПРОЧТИТЕ ЭТО ОБРАЩЕНИЕ!!!

Материал из Родовод.

Запись:746177 Перейти к: навигация, поиск image image Полное дерево Поколенная роспись

Род Алябьевы
Пол мужчина
Александр Александрович Алябьев
Родители

♂ Александр Васильевич Алябьев [Алябьевы] р. 21 июнь 1746 ум. 16 октябрь 1822

♀ Анна Андреевна Новикова [Новиковы] р. 1751 ум. 30 апрель 1813

Вики-страница wikipedia:ru:Алябьев,_Александр_Александрович

[1][2][3][4][5]

События

15 август 1787 рождение: Тобольск, Тобольская губерния, Российская империя, Родился (04.08.1787 ст.ст.) в семье губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822)

20 август 1840 брак: Рязанцы, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя, Венчание прошло в церкви Святой Троицы в селе зятя композитора В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда, ♀ Екатерина Александровна Римская-Корсакова (Офросимова, Алябьева) [Римские-Корсаковы] р. 1803 ум. 9 март 1854

22 февраль 1851 смерть: Москва, Российская империя, Похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора. Симонов монастырь и некрополь разрушили в 1930 году. 24.02.2009 состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

похороны: Moscou, monastère de Simonov aux côtés de son père et de sa mère, près de l’église et de la clôture nord (le monastère Simonov et la nécropole furent détruites en 1930)

24 февраль 2009 похороны: Moscou, Russie, une cérémonie commémorative sur la tombe symbolique du compositeur eut lieu, à proximité des murs de l’église de la Nativité de la Sainte-Vierge Marie du monastère de Simonov.

Заметки

Композитор-романтик, автор более 200 романсов и песен, многих инструментальных произведений, в т.ч. к операм и водевилям. Самая знаменитая песня “Соловей”. Среди др. сочинений – оперы, балеты, камерно-инструментальная, театральная музыка. Собрание романсов опубликовано в Москве в 1859 г. с портретом автора в издании Грессера

image image image image

[править] Источники

  1. ↑ – Николай Иконников, Дворянство России, Париж, Библиотека Института славянских исследований, 1936, книга H1, Корсаковы,, Страница N1-214.
  2. ↑ http://www.rgfond.ru/person/5170 –
  3. ↑ http://aliabiev.psn.ru/biography.html –
  4. ↑ http://aliabiev.psn.ru/ –
  5. ↑ http://www.bogorodsk-noginsk.ru/rodoslovie/alyabyevy.html – 14. Александр Александрович (4.8.1787,Тобольск-, 1851, Москва), композитор-романтик, автор более 200 романсов и песен, многих инструментальных произведений, в т.ч. к операм и водевилям. Начал службу в Горном ведомстве в СПб., а затем в Москве. Участник Отечественной войны 1812 г. (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.), за взятие Дрездена (был ранен), сражения под Лейпцигом, бои на Рейне и взятие Парижа награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил службу ротмистром. С 1823 уволен в отставку подполковником с мундиром и полным пенсионом. В 1825 арестован по подозрению в убийстве, приговорен к ссылке в Тобольск с лишением всех прав и дворянского звания. В 1843 получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Жил у сестры в Рязанцах Богородского уезда. Здесь и венчался. Самая знаменитая песня “Соловей”. Среди др. сочинений – оперы, балеты, камерно-инструментальная, театральная музыка. Скончался в Москве. Пох. в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых. [1; 2] ж. РИМСКАЯ-КОРСАКОВА Екатерина Александровна (1803-1854), дочь Марии Ивановны Наумовой (1764-8.7.1832) и Александра Яковлевича Римского-Корсакова, дом которых на Страстной площади в Москве, помнивший Пушкина, Грибоедова, Дениса Давыдова, считался одним из прототипов дома Фамусова. В 1-м браке – за Офросимовым Андреем Павловичем ( 1788 -30.7.1839), полковником, имевшим братьев Константина и Александра. 2-й брак – венчание 20.8.1840 в Троицкой ц. с. Рязанцы Троицкое Богородского уезда. Похоронена вместе с мужем в Симоновом монастыре. Имела по наследству от первого мужа имение в разных губерниях. Писалась в документах «14 класса чиновница из дворян Екатерина Александровна Алябьева, урожденная Римская – Корсакова». [1]

Ближайшие предки и потомки

Прародители ♂ Борис Иванович Новиков брак: ♀ Евдокия Абрамовна Норова (Новикова) Прародители Родители ♀ Катерина Васильевна Алябьева Родители == 3 == ♀ Наталья Александровна Алябьева (Исленьева) рождение: 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехала с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехала с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца брак: ♂ Владимир Михайлович Исленьев , Москва, Российская империя собственность: 1837, Ескино, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя, Муж передал все права на владение деревней Ескино своей супруге Наталье. При ней в этой довольно крупной по тем временам владельческой деревне проживало 86 крепостных крестьян собственность: 1861, Ескино, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя, После отмены крепостного права крестьяне выкупили свои земельные наделы у Натальи Александровны смерть: после 1862, Троицкое-Рязанцы, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя ♀ Варвара Александровна Алябьева (Шатилова) рождение: 11 сентябрь 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехала с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехала с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца брак: ♂ Николай Александрович Шатилов , Москва, Российская империя смерть: 11 март 1860, Александрово, Звенигородский уезд, Московская губерния, Российская империя, Похоронена в имении Александрово Звенигородского уезда у церковной ограды вместе с мужем ♂ Василий Александрович Алябьев рождение: 27 июнь 1784, Пермь, Пермская губерния, Российская империя место жительства: 15 январь 1787, Тобольск, Тобольское наместничество, Российская империя, Переехал с семьёй из Перми в Тобольск по месту службы отца Тобольским губернатором место жительства: 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя, Переехал с семьёй из Тобольска в Астрахань по месту службы отца место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехал с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехал с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца смерть: 1857, Москва, Российская империя ♀ Евдокия Александровна Алябьева (Соймонова) рождение: 1785, Пермь, Пермская губерния, Российская империя место жительства: 15 январь 1787, Тобольск, Тобольское наместничество, Российская империя, Переехала с семьёй из Перми в Тобольск по месту службы отца Тобольским губернатором место жительства: 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя, Переехала с семьёй из Тобольска в Астрахань по месту службы отца место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехала с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехала с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца смерть: 1849, Москва, Российская империя ♀ Екатерина Александровна Алябьева рождение: 1786, Пермь, Пермская губерния, Российская империя место жительства: 15 январь 1787, Тобольск, Тобольское наместничество, Российская империя, Переехала с семьёй из Перми в Тобольск по месту службы отца Тобольским губернатором место жительства: 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя, Переехала с семьёй из Тобольска в Астрахань по месту службы отца место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехала с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехала с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца место жительства: 1828, Тобольск, Тобольская губерния, Российская империя, Добрый гений брата Александра, приехала к нему в ссылку в Тобольск, вела хозяйство, хлопотала о смягчении его участи, сопровождала в последующих переездах смерть: после 1850, Москва, Российская империя ♀ Елизавета Александровна Алябьева рождение: 1788, Тобольск, Тобольская губерния, Российская империя место жительства: 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя, Переехала с семьёй из Тобольска в Астрахань по месту службы отца место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехала с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехала с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца ♀ Софья Александровна Алябьева рождение: 1789, Тобольск, Тобольская губерния, Российская империя место жительства: 1796, Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя, Переехала с семьёй из Тобольска в Астрахань по месту службы отца место жительства: 1798, Санкт-Петербург, Российская империя, Переехала с семьёй из Астрахани в Петербург по месту службы отца место жительства: 1803, Москва, Российская империя, Переехала с семьёй из Петербурга в Москву по месту службы отца ♀ Екатерина Александровна Римская-Корсакова (Офросимова, Алябьева) рождение: 1803, Москва, Российская империя брак: ♂ Андрей Павлович Офросимов , Москва, Российская империя, брак: ♂ Александр Александрович Алябьев , Рязанцы, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя, Венчание прошло в церкви Святой Троицы в селе зятя композитора В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда смерть: 9 март 1854, Москва, Российская империя, Похоронена в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых у церкви близ северной ограды, рядом с мужем. Симонов монастырь и некрополь разрушили в 1930 году. 24.02.2009 состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове == 3 == Алябьевы Григоровы Новиковы Римские-Корсаковы

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий