Краткая биография Андрея Рублева

В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. Одним из таких идеалов в русской культуре является творчество Андрея Рублёва. Его работы создавались во время великих перемен в жизни русского народа. В людях проснулось самосознание и понимание необходимости объединения ради достижения независимости. На этой волне пробуждается интерес к культуре Руси домонгольского периода и появляются великие живописные и литературные произведения.

Доклад №2

О жизни Андрея Рублёва, одного из известнейших представителей русской иконописной школы, известно не очень много. Родился он, предположительно, в 1360-1365 году, прожил около 65 лет. Имя Андрей ему дали при постриге в иночество в Троицкой лавре, сведений о настоящем имени нет.

В летописях имя Андрея Рублёва появляется в 1405-1408 годах. В них упоминается, что чернец Андрей Рублёв в эти годы, вместе с другими мастерами, расписывал иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля, собор Успения во Владимире.

Здесь же говорится, что обучал его иконописи его товарищ Даниил Чёрный.

Вместе с ним и другими иконописцами Рублёв в 1425 — 1427 годах работает в Троицко-Сергиевом монастыре. Он расписывает стены храма Святой Троицы фресками и пишет иконы для иконостаса. В Житие преподобного Сергия Радонежского, упоминается имя Андрея Рублёва как прекрасного мастера, который превосходит всех. Там же отмечены его большие заслуги в оформлении Троицкого собора.

Читайте также:  Мама-домохозяйка написала, как проходит ее день. Пост вызвал шквал комментариев

В 1428 году им был расписан Спасский собор Андроникова монастыря. Некоторые исследователи творчества Рублёва считают, что роспись этого собора была последней работ мастера. Предположительно через два года он умер. Датой смерти считается 29 января 1430 года.

Большая часть наследия великого мастера утрачена, но сохранившиеся до нашего времени работы во всей полноте раскрывают талант и индивидуальность мастера

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи выставлена икона Андрея Рублёва икона «Троица». Она является поистине шедевром мировой и русской культуры. По ней можно достоверно судить о стиле живописи ее создателя. В эту работу мастер вложил глубокий философский смысл и тонкую поэзию.

Специалисты, изучающие творчество мастера, считают, что по ряду работ нет достоверных доказательств о том, что они созданы именно Андреем Рублёвым. Древнерусские иконописцы работали артелью, поэтому сложно выделить какого-то одного мастера. Принадлежность ряда работ кисти Андрея Рублёва до сих пор являются предметом споров учёных.

Имя Андрея Рублёва и его шедевры стали широко известны в стране только в 1918 году. В советское время в Андрониковом монастыре был открыт музей Андрея Рублёва. В 1988 году преподобный Андрей канонизирован Русской православной церковью.

image
image

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Популярные темы сообщений

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Читайте также:  Сочинение на английском языке Моя квартира/ My Flat с переводом на русский язык

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Ангел-символ евангелиста Матфея

Апостол Павел

Евангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Произведения Андрея Рублёва- иконы, росписи- являются величайшим культурным наследием России. Иконы бережно хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее в Москве, они и росписи охраняются государством.
  • Андрей Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного.
  • Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в 1988г.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40) исторический портрет.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Читайте также:  Эссе по обществознаннию на тему “Терроризм – основная угроза 21 века “

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

, , ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

Прославление преподобного состоялось не так уж давно, в 1988 году, год празднования 1000-летия Крещения Руси. Биография и творчество Андрея Рублёва не просто привлекает внимание историков и верующих. Немногочисленные сведения его жития и авторские творения, пробуждают желание писать о преподобном, снимать фильмы о нём.

Иконописные произведения святого Андрея Рублёва вдохновляют новые поколения мастеров. Биография Андрея Рублёва кратко, но ярко оставила след в христианстве. Дата его рождения доподлинно неизвестна, имеющиеся сведения о нём, представляют собой лаконичные воспоминания в летописях и записи в «Сказаниях о святых иконописцах» начала 17 – го века.

Прославление преподобного состоялось не так уж давно Но этой информации стало достаточно, чтобы понять, почувствовать значимость творчества преподобного. Андрей Рублёв написав икону «Христос Вседержитель» смог через краски изобразить Слово Божье. Икона «Архангел Михаил» Андрея Рублёва образец древнерусской иконографии и живописи.

Росписи собора Святой Троицы

Неразрывно связана биография Андрея Рублёва и картина — икона «Троица». В начале 15-го века его и Даниила Чёрного пригласили расписать Троицкий собор Троице – Сергиевой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским. Кроме знаменитой иконы «Троица», фрески этой росписи, не сохранились до наших дней.

В начале 15-го века его и Даниила Чёрного пригласили расписать Троицкий собор

Икона Андрея Рублёва Богоматерь «Владимирская» признана примером для подражания. Влияние его стиля испытывает на себе каждый иконописец. Преподобный при жизни прославился своими творческими работами, а после кончины, имя его стало бессмертным.

Икона Андрея Рублёва Богоматерь «Владимирская»

Из биографии.

  • Андрей Рублёв, иконописец. Был учеником Феофана Грека.
  • Рублёв – современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.
  • Сведений о происхождении Рублёва практически нет. Да и имени его, данного при рождении, мы не знаем. Андрей — имя, данное ему при пострижении в монахи. Можно лишь догадываться, что он из семьи ремесленников, та как «рубель» — это нож для работы с кожей. Возможно, отсюда его прозвище- Рублёв.
  • Впервые в летописи Андрей Рублёв упоминался, когда речь шла о росписи Благовещенского собора в Москве в 1405 г. Феофаном Греком, старцем Прохором и Рублёвым.
  • Конец 14- начало 15 века в истории Руси характеризуется национальным подъёмом, вызванном победами Дмитрия Донского над Золотой Ордой. Эти идеи нашли отражение и в творчестве А.Рублёва. Его интересовали нравственные, духовные проблемы , и он отражал величие, силу и красоту человека в своих произведениях.

Особенности творчества Андрея Рублёва

  • Творчество А.Рублёва принадлежит к Московской школы иконописи. Для неё характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ему были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения.
  • Произведения отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость , тяготы и беды вокруг.
  • Совершенство формы произведений
  • Отражение в зримых образах небесной чистоты, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

Загадка Рублёва

Андрей Рублёв — одна из самых загадочных личностей в отечественной истории. О нём сохранились лишь краткие записи в работах современников и более поздних источниках. Довольно трудно определить и точное количество его работ. Это связано с традицией не подписывать иконописные работы, так как они являлись олицетворением Господа и святых предстоятелей и писались по установленным канонам, а не по воле иконописца.

Преподобный Андрей Рублев

Андрей Рублев интересные факты

Статья Википедия по биографии и творчеству преподобного Андрея Рублёва, раскрывая факты жизни святого, не упоминает о самом важном проявлении, подтверждении святости великого иконописца. И о том, как были найдены, сохранившиеся шедевры.

100 лет назад, была организована комиссия по сохранению исторических памятников, что примечательно это время дореволюционное, богоборческое. Эта комиссия отправилась в Звенигород, где Андрей Рублёв для собора написал 9 икон деисусного чина, то есть для иконостаса. Из них было найдено только 3 списка, в сарае среди наколотых дров.

Святой Андрей Рублёв почил в 1428 году от мора чумы

Представляли они собой чёрные доски, но в том, что это были иконы, сомнений не было, потому что у них был отличительный признак, выступ-рамка, так называемый ковчег, символизирующий разделение земного и небесного. Расчистив фрагмент одной из икон, реставратор был ошеломлён. Это были иконы Андрея Рублёва: «Христос Вседержитель» и «Архангел Михаил».

О его мастерстве говорили так: иконы дымом написанные, ибо воздушность и цветовые переходы в иконе дышат. Третий список принадлежал авторству духовного собрата, сотрудника преподобного Андрея, иконописцу Даниилу Чёрному, неся вместе служение Богу, они расписали не один храм. Икона изображала апостола Павла.

О его мастерстве говорили так: иконы дымом написанные

  АНДРЕЙ РУБЛЁВ (1370-1430 гг.) – иконописец, православный святой.

  Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

  Согласно “Сказанию о святых иконописцах” (XVII в.), Андрей Рублев жил в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Вероятно, здесь он был пострижен в монахи (по другой версии – в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Андрей расписал Успенский собор во Владимире.

  В 1420-х гг., по свидетельству “Жития Сергия Радонежского” (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и “Жития Никона” – источников 1430-1450-х гг., – оба мастера расписали церковь св. Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, построенную в 1423-1424 гг. над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила Андрей Рублев вернулся в Андроников монастырь, где ок. 1426-1428 гг. исполнил свою последнюю работу – роспись церкви Спаса.

  Из произведений Андрея Рублева сохранились фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона “Троица” (1425-1427 гг., по другим данным – 1411 г.) из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо, как установлено новейшими исследованиями, принадлежат не Андрею Рублеву, а членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря).

  Несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры Евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону Богоматерь “Умиление” из Владимира, а также фрески в Успенском соборе на Городке.

  В творчестве Андрея Рублева сочетаются традиции византийского искусства XIV в., а также живописи московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающейся на традиции владимиро-суздальской живописи XII – нач. XIII вв.

  Образы Андрея Рублева выполнены по канонам византийского искусства кон. XIV – 1-й трети XV вв., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением. Лики святых и ангелов – с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Композиция, ритмы, формы, воплощенные в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречны, как у греческих мастеров.

  Писание икон для Андрея Рублева – это монашеское послушание, оно сродни молитве, совершилось после длительного поста. В иконах и фресках Андрея Рублева мы находим глубочайшее проникновение в смысл и суть христианской веры.

  Присущая Андрею Рублеву созерцательная глубина восприятия определялась деятельностью Сергия Радонежского и его учеников, имеет своим истоком духовный подъем кон. XIV – нач. XV вв. Творчество Андрея Рублева определило расцвет национальной школы русской живописи XV в., оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

  Почитание Андрея Рублева началось уже в XV в. Постановлением Стоглавого собора (1551 г.) его работы объявлены обязательными образцами для иконописцев.

  Реальные представления о творчестве Андрея Рублева появились после реставрационной расчистки его иконы “Троица” в 1904 г., но в полной мере – начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. В 1988 г. Андрей Рублев причислен к лику святых. День памяти: 4 (17) июля.

автор статьи В. Карев

в раздел

Андрей Рублёв

Поделиться:

Андрей Рублёв – биография и творчество

Андрей Рублёв (ок. 1360-1428) – величайший из древнерусских живописцев, автор икон, фресок и книжных миниатюр.

О его жизни до нас дошли лишь отрывочные сведения из летописей. Нет точных данных, где родился иконописец (вероятно, в Москве или Новгороде), но можно предположить, что он был выходцем из семьи ремесленников. На это намекает прозвище «Рублёв», поскольку «рубель» – инструмент кожевенного производства. Имя Андрей иконописец получил, приняв монашеский постриг в Андрониковом монастыре. Его мирское имя до нас не дошло.

Андрей Рублёв. Биография и творчество. Иллюстрированная аудиокнига

В конце 1390-х годов Рублёв работал над украшением «Евангелия Хитрово», книжные миниатюры которого стали первыми дошедшими до нас произведениями мастера. В 1405 году он вместе с прославленным Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Очевидно, старшие по возрасту соавторы Рублёва были его учителями. Росписи Благовещенского собора просуществовали недолго: в 1416 году храм был полностью перестроен. Сохранился лишь иконостас, для которого Рублёв написал 7 икон праздничного чина.

В 1408 году Рублёв выполнял фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире, на пару со своим верным другом и сопостником Даниилом Черным. В 1410-х годах мастер работал над росписями и иконостасом Успенского собора на Городке в Звенигороде. Сохранились три иконы с изображением Спаса, архангела Михаила и апостола Павла, приписываемые кисти Рублёва. Сегодня они находятся в Третьяковской галерее.

В 1425-1427 годах Рублёв вместе с Даниилом Черным расписывал интерьеры Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, основанного Сергием Радонежским, но эти фрески до наших дней не сохранились. Вероятно, икона «Троица», самая знаменитая из рублёвских икон, была написана для иконостаса этого храма.

Андрей Рублёв. Троица. Ок. 1411

Весной 1428 года Рублёв работал над росписью Спасского собора Андроникова монастыря. Возле колокольни собора он был похоронен осенью того же года, скончавшись во время эпидемии чумы.

Как мы видим, до нас дошли лишь считанные произведения Рублёва. Но даже то немногое, что мы имеем сегодня, позволяет безоговорочно судить о его творчестве как о вершине древнерусской живописи. В своем искусстве Рублёв соединил традиции византийской живописи, утонченной и благородной, но несколько суровой, мрачноватой и аскетичной, с характерными чертами московской иконописи, с ее светлым лиризмом и задушевностью.

Образы Рублёва не просто овеяны ореолом теплоты и человечности, они несут в себе большую внутреннюю силу, необычайную нравственную чистоту и духовность. На иконы Рублёва хочется смотреть подолгу, погружаясь в атмосферу благости, любви и покоя, всеобщего мира и согласия, созвучного душе любого русского человека. Безупречное чувство цвета и композиции, совершенство форм и пропорций, гармоничная мягкость живописной манеры заставляют говорить о произведениях Рублёва, как о лучших образчиках русской живописи.

Андрей Рублёв. Богоматерь Владимирская. Ок. 1408

Андрей Рублёв был знаменит ещё при жизни, а после смерти его имя буквально стало легендой. Почти все московские иконописцы XV-XVI веков испытали на себе влияние рублёвского стиля. В 1551 году на Стоглавом соборе иконы Рублёва были официально провозглашены образцом для подражания.

По свидетельствам современников, Рублёв отличался необычайной мудростью и праведностью. С XVI столетия его почитают как местного московского святого. В 1988 году Русская Православная церковь причислила Андрея Рублёва к лику преподобных святых.

В 1966 году «культовый» кинорежиссер Андрей Тарковский снял историческую дра­му «Андрей Рублёв» по мотивам жизни и духовных исканий великого иконописца. В ней он, к сожалению, не избежал пренебрежительного отношения к Древней Руси, которое упорно насаждалось тогда господствующей коммунистической идеологией.

По материалам работ И. И. Мосина. Другие статьи о древнерусском искусстве – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

  • Вы здесь:  
  • Мировое искусство
  • Андрей Рублёв – биография и творчество

Ещё по теме…

Апостол Павел Андре́й Рублев — русский художник конца 14 — первой трети 15 веков, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Андрей Рублев был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание…» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551). Архангел Михаил Благовещение Спас в силах Троица Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в 20 в. — научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим. По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (12 в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила. В 1420-х гг. по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» — источников 1430-50-х гг. — оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу — роспись церкви Спаса (ок. 1426-27), законченную ок. 1428. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена П. Д. Барановским по копии 18 в. с надписи на утраченной надгробной плите). Редактировать

Проблемы атрибуции

Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-27 — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря). Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств: 1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач. 15 в.; 2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; 3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, нач. 15 в.; 4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок. 1408 (сейчас в музее г. Владимира); 5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408; 6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме; 7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыреоколо Звенигорода, 1415-20 гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского; 8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок. 1428; 9) маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея). Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также — с известной долей допустимости — фрески в Успенском соборе на Городке. Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 вв. Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда — высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же). Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 в. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 в. Андрей Рублев видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублев сообщает черты, характерные для русского искусства кон. 14 — нач. 15 вв.: линии становятся певучими, ритмы — музыкальными, повороты фигур и наклоны голов — мягкими, одеяния — воздушными, красочная гамма — светлой и нежной. Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта. Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в духовной ситуации позднего 14 в., при Сергии Радонежском, и раннего 15 в., при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины 15 в. — Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432; создания Фра Беато Анджелико). Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. Владимирская икона Богоматери Спас из Звенигородского чина Автор: Редактировать

Дополнительная литература

  • Грабарь И. Э. Андрей Рублев // Вопросы реставрации. М., 1926. Т. 1.
  • Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
  • Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
  • Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева: Антология. М., 1981.

Смотри также

Христианство Икона Троица (икона) Андроников монастырь Троице-Сергиева лавра Успенский собор (во Владимире) Иосифо-Волоколамский монастырь

Другие знаменитые русские иконописцы

Дионисий (живописец) Ушаков Симон Федорович Феофан Грек Даниил черный Алимпий Прохор с Городца Статья находится в рубриках

Рублёв Андрей

Просмотров: 54427

Рублёв Андрей, древнерусский живописец

image Рублёв Андрей (р. около 1360-1370 – ум. 1427 или 1430), древнерусский живописец. Один из создателей московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. (см. Троице-Сергиева лавра) или, по другим исследованиям, в Андрониковой монастыре. Творчество Рублeва Андрея развивалось на почве художественной культуры Московской Руси и обогатилось знакомством с византийской художественной традицией. Мировоззрение Андрея Рублeва формировалось в атмосфере национального подъёма второй половины XIV – начала XV вв. В своих произведениях Андрей Рублeв, оставаясь в границах средневекового восприятия и воспроизведения действительности, утверждал возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти идеалы воплощены в иконах Звенигородского чина (“Спас”, “Архангел Михаил”, “Апостол Павел” – все рубеж XIV-XV вв., по другим исследованиям, 1410-е гг., ГТГ), где строгие плавные контуры, широкая манера письма, светоносный колорит близки к приёмам монументальной живописи.  image В конце XIV – начале XV вв. (по другим исследованиям, около 1411 или 1427) Андрей Рублeв создал свой шедевр – икону “Троица” (ГТГ), наполненную глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение 3 ангелов вписано в круг, подчиняющий себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Просветлённые, чистые тона, особенно васильково-голубой (“голубец”), прозрачно- зелёный, золотистый, сливаются в тонко согласованную гамму, контрастное противопоставление которой тёмно-вишнёвому одеянию среднего ангела подчёркивает ведущую роль его фигуры в общей композиции. Совершенство художественной формы “Троицы” выражает высший для своего времени нравственный идеал гармонии духа с миром и жизнью. В 1405 Андрей Рублeв совместно с Феофаном Грекоми Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились); в 1408 совместно с Даниилом Чёрным – Успенский собор во Владимире (росписи сохранились частично) и создал иконы для его многоярусного иконостаса (ГТГ, ГРМ). Из фресок этого собора наиболее значительны сцены “страшного суда”, трактованного Андреем Рублeвым как праздник торжества справедливости, как утверждение духовной сущности человека. В 1425-27 Андрей Рублeв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (росписи не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, которым свойственны нарастание драматизма (“Апостол Павел”), некоторая сумрачность колорита, усиление декоративного начала. Последней работой Андрея Рублeва image некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, сохранились фрагменты орнаментов). Ему приписывают (при отсутствии точных доказательств) ряд других работ: фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв., сохранились фрагменты), иконы “Владимирская Богоматерь” (около 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408, ГТГ), часть икон праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля (1399 или 1408), некоторые миниатюры “Евангелия Хитрово” (конец XIV – начало XV вв., Библиотека СССР имени В. И. Ленина, Москва). Творчество Андрея Рублeва является одной из вершин русской и мировой культуры.

Лит.: Н. Демина, “Троица” Андрея Рублева, [М., 1963]; И. Э. Грабарь, Андрей Рублeв, в его кн.: О древнерусском искусстве, М., 1966; В. Н. Лазарев, Андрей Рублeв и его школа, М., 1966; Андрей Рублeв и его эпоха. Сб. ст., М., 1971; М. В. Алпатов, Андрей Рублeв. [Альбом, М., 1972]; В. А. Плугин, Мировоззрение Андрея Рублeва, М., 1974; М. А. Ильин, Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева, М., 1976; Андрей Рублeв и его школа. [Автор-составитель Н. К. Голейзовский, С. В. Ямщиков], М., 1978; В. И. Сергеев, Рублeв, М., 1981; Троица Андрея Рублева. Антология, М., 1981.

Картины: Рублев, Андрей

  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубо Франц Алексеевич

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий