Краткая биография Бестужева-Марлинского

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я(настоящая фамилия Бестужев)Александр Александрович (1797, Санкт-Петербург – 1837, мыс Адлер), русский писатель, декабрист. Литературную деятельность начал как поэт, переводчик и критик. Первые произведения Бестужева – послания «К К<реницын>у» и «К некоторым поэтам», «Подражание Первой сатире Буало», переводы из «Метаморфоз» Овидия и «Мизантропа» Мольера. Писателю были близки позиции карамзинистов, он выступал как противник «славянщины» в литературе. Бестужеву принадлежат критические разборы произведений его литературных противников: перевода П. А. Катениным «Эсфири» Ж. Расина и «Липецких вод» А. А. Шаховского. В 1820 гг. Бестужев становится убеждённым сторонником романтизма в литературе (свои взгляды он изложил в критических статьях того времени). В исторических повестях («Роман и Ольга», «Изменник», «Ревельский турнир») действуют наделённые высокими чувствами романтические герои. Исторические произведения связаны с декабристскими взглядами писателя. Бестужев как член Северного общества участвовал в восстании 14 декабря 1825 г. и был приговорён к 20 годам ссылки. С 1829 г. служил рядовым в армии на Кавказе, где продолжил литературное творчество. В 1830-х гг. создал повести «Испытание», «Вечер на Кавказских водах в 1824 г.» (обе – 1830), «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла-Нур» (1836), сохраняющие все признаки романтического произведения (образ главного героя, характер конфликта, особенности композиции). О своей приверженности романтизму Бестужев заявил в статье «О романе Н. А. Полевого „Клятва при Гробе Господнем”» (1833). Сочинения Бестужева имели громкий успех, и сам «зачинщик русской повести», по замечанию В. Г. Белинского, «навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы». Бестужев был убит в бою.

Бестужев-Марлинский, Александр – краткая биография

Самым блестящим из русских романистов начала XIX столетия был Александр Александрович Бестужев (1797–1837). Он служил драгунским офицером и вместе с Рылеевым издавал альманах Полярная звезда. Бестужев принял участие в заговоре декабристов и в 1826 г. был приговорен к ссылке в самую отдаленную часть Сибири, а три года спустя – переведен на Кавказ простым солдатом. Там ему удалось вернуться к литературной деятельности; его лучшие и самые известные романы были опубликованы в начале 1830-х годов под псевдонимом А. Марлинский. (См. Творчество Бестужева-Марлинского.)

image

А. А. Бестужев-Марлинскийи

На войне Бестужева вскоре заметили, ибо он проявлял исключительную храбрость. Он был представлен к повышению в чине и к Георгиевскому кресту, но в том же году подвергся обвинению в убийстве своей любовницы, и, хотя вина его не была доказана, представление его было задержано. Этот случай оставил тяжелый след в его душе. Он перестал писать и потерял всякий интерес к жизни. B 1837 г. Бестужев-Марлинский погиб: при штурме Адлера он был буквально изрублен черкесами.

Александр Бестужев-Марлинский. Видеофильм

Бестужев был поэт немалого таланта. Но читателей 1830-х годов пленили его романы и рассказы. Его манера письма, при всей ее театральности и поверхностности, была несомненно блестящей. Его искрящееся словесное воображение очень выделяет его на несколько сером фоне других современников – Загоскина и Погорельского. Особенно блестящи его диалоги – постоянная «игра в волан» едкими эпиграммами и острыми репликами. Поверхностно страстные герои Бестужева-Марлинского с их байронической позой немногого стоят. Но его повествование увлекательно, а сюжет все время держит читателя в напряжении. Лучший роман Бестужева, Аммалат Бек (1831), происходит на фоне событий войны на Кавказе. В нём есть поразительные песни горцев о смерти, которым нет равных на русском языке.

См. краткие содержания повестей Бестужева-Марлинского Наезды, Роман и Ольга.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе image
  • Бестужев-Марлинский, Александр – краткая биография

Ещё по теме…

Dima

Всем известна улица  Бестужева – Марлинского. На ней даже расположен бюст знаменитого писателя. Но не все знают и помнят что за персоной был Александр Бестужев. Писатель Бестужев Александр Александрович получил свою известность под именем Марлинский. 

Бестужев состоял в тайном обществе и являлся адъютантом герцога Виртембергского. 14 декабря принял участие в мятеже на Сенатской площади. будучи уже вполне зрелым 28-летним человеком, штабс-капитаном, с 1824 года членом «Северного общества», лично выводил на Сенатскую площадь солдат Московского полка. Вместе с другими виновен в гибели 14 декабря 1825 года более тысячи дезинформированных им военных и втянутых в авантюру гражданских лиц. Первоначально был лишен судом чинов и дворянства, приговорен к 20 годам каторги, но, в отличие от большинства своих подельников, сразу же перешел на поселение, а с августа 1829 года служил на Кавказе. Успев скрыться в день бунта, позже сам пришел с повинной. Виновен был не столь серьезно на фоне брата Николая и Михаила, поэтому его сослали в Якутск.

Сентаская площадь

Легенда рабочего городка

За участие в заговоре декабристов в 1825 году, был сослан в Якутск. Оказавшись сосланным в Якутск, Александр Александрович Бестужев-Марлинский прожил здесь всего полтора года (с декабря 1827г. по июнь 1829.), но оставил свой след в жизни города.

Бюст Бестужева на пересечении улиц Кальвица и Бестужева — Марлинского

В Якутке он жил в наемной квартире недалеко от Никольской церкви (район нынешнего Старого города). Якутск тогда был маленьким городом, где проживало чуть более 2000 жителей, было 2 каменных дома, 6 церквей, один монастырь – Спасский, славившийся бесчеловечными условиями содержания узников. Было одно учебное заведение, пять кожевенных, кирпичных, салотопенных “заводов”, один гостиный двор, девять питейных заведений, один казачий полк в 250 сабель.

Никольская церковь в Якутске XIV в

“В тумане метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены”.

Так описывал Бестужев-Марлинский Якутск тех времен.

Старый Якутск. Начало XX века

Попав в совершенно новый для него край, в котором всё было для него необычно и нравы местных жителей, их обычаи, верования, культура и природа с её девственной красотой «не забрызганной чернилами», гольцы Алданского хребта, прозаический  берег Охотского моря, водопад Станового хребта вызывает в нём поэтическое вдохновение и он пишет стихотворение «Шебутуй». Но самое искреннее восхищение вызывает красавица Лена с её безбрежными весенними разливами, картинными берегами, вдоль которых бесконечной лентой тянутся причудливые громады гор.

Бестужев писал не только о своей грустной судьбе, вчитывался не только в Гете: живя в Якутске, он обратился к поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии. Он впервые ввел якутскую тематику в русскую литературу. Также в произведении затронуты такие вопросы, как свобода личности и стремление проявления чувств, которые имеют большое нравственное значение в обществе.

В 1828 г. Он написал балладу «Саатырь», к которой сделал несколько интересных этнографических примечаний. «Содержание этой баллады взято из якутской сказки», — сообщает он. У якута умирает любимая жена — Саатырь. Перед смертью она говорит:

«Не вешай мой гроб на лесной вышине

Духам, непогодам забавой;

На родимой земле рой могилу ты мне

И кровлей замкни величавой».

Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: «в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях». Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:

Вскипели котлы, задымилася кровь

Коней — украшения стада,

И брызжет кумыс от широких краев

От счастья и горя услада;

И шумно кругом, упоенья кумир

Аях пробегает бездонный.

Уж вянет заря. Поминательный пир

Затих. У чувала склоненный

Круг сонных гостей возлежит недвижим,

Лишь в юрте, синея, волнуется дым.

«Аях — огромный кубок, — объясняет Бестужев, — в него входит ведра полтора, но я видел удальцов, которые осушали его сразу».

«Чувал — камин, очаг; он стоит посредине юрты, спинкою ко входу».

Первым о якутском ысыахе написал декабрист – революционер

Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при недостаточном знании языка это было Бестужеву не под силу, да и литературная форма баллады, культивируемая Жуковским, представлялась ему обязательной), он сумел использовать сюжет якутского народного сказания, обогатить свой стих чертами якутского быта.

Ысыах в Чурапче. фото Владимира Иохельсона. 1902 год.

Сосланные в Якутию писатели-декабристы вслед за К.А. Рылеевым внесли в русскую литературу якутскую тематику. А.А. Бестужев-Марлинский сблизился и сдружился с якутами. Путешественник Эрман в своих воспоминаниях писал: «Сибиряки и якуты… не стеснялись высказывать симпатии к этому новому их согражданину. Они ему давали лошадей, чтобы он мог ездить на охоту или в соседские леса к близлежащим юртам». А.А. Бестужев-Марлинский особенно интересовался нравами, обычаями и устным творчеством якутов.

Существует легенда о том что в связи отъездом Бестужев сокрушался на тему того что не сможет встретить ысыах с якутским народом и специально для него праздник был проведен досрочно.

Декабрист и призрак княгини Бестужевой

В самом Якутске в 1744 г. была водворена фрейлина Елизаветы I, статс-дама Анна Гавриловна Бестужева, которая умерла в ссылке. она оказалась замешана в салонный заговор против Елизаветы Петровны и приговорена была к смертной казни, в последний момент решением императрицы заменённой на наказание кнутом, урезанию языка и вечное поселение в Сибирь (Якутск). Могилу её декабрист Александр Бестужев нашёл «у самого шлагбаума подле старинной Борогодицкой церкви».

Княгиня Бестужева — Рюмина

Декабрист Бестужев, писал в 1833 году: «…нашёл в Якутске могилу Анны Гавриловны Бестужевой, умершей там в ссылке с вырезанным языком. На ней не было уже и креста. …Для первой хотел я своими руками высечь камень, с сердцем в терновом венке посредине; но прежде чем привезли хорошую плиту, я должен был выехать,- страдать за другими горами».

Чем так привлекла Бестужева судьба графини, то ли общая царская немилость, то ли они были родственниками– так и осталось неизвестным.

Как гласит народная молва, палачи, пытавшие ее, называли Анну Гавриловну «женщина-кремень». В день «казни» она по-христиански побраталась с палачом, передав ему усеянный драгоценными каменьями крест, показав тем самым высшую христианскую добродетель-всепрощение, сделав мучителя духовным братом.

Перед кончиной Бестужева завещала похоронить ее в этом тихом местечке. В 1751 году похоронили графиню Бестужеву в церковном кладбище, расположенном вокруг Богородицкой церкви в Залоге. Теперь поверх старых могил построены жилые дома и проложены дороги. Говорят что ходят обеспокоенные таким бездушным отношением отошедшие в иной мир люди. Поговаривают что графиня появляется порой в образе монахини, как немой укор потомкам, которые не чтят прошлое. Кто знает, может быть она и нашла свой покой, если бы ей поставили надлежащее надгробие.

Богородицкая деревянная церковь в г. Якутске. Нач. ХХ в

Возможно это был не конец

Из Якутска в 1829 году переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер; тело его не найдено.

Бестужев погиб 7 июня 1837 года в бою у мыса Адлер на Черном море. Современник писал, что он «был так изрублен на части, что по окончании сражения не нашли никаких следов изрубленного трупа». Но среди солдат Отдельного Кавказского корпуса еще долго ходила легенда о том, что Бестужеву удалось бежать к горцам, он принял ислам и возглавил их под именем имама Шамиля.

Источник: Якутия24

Составил: Дмитрий Михайлов

Поделиться:

Бестужев-Марлинский Александр Александрович, 23.10./03.11. 1797 – 07/19.06. 1837. Русский писатель, критик, публицист.

Родился в Санкт Петербурге в дворянской семье. Воспитывался в Горном корпусе, с чином штабс-капитана перешел в лейб гвардии драгунский полк.

В 1824 г. вступил в Северное общество. После восстания 14 декабря 1825 г. приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Якутск. В 1829 г. переведен рядовым на Кавказ.

Совместно с К.Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда» (1823–25). В ссылке опубликовал несколько т. н. светских повестей («Испытание», 1830, «Фрегат „Надежда”», 1833 и др.).

В кавказских повестях («Аммалат Бек», 1832, «Мулла Нур», 1836) рисовал романтические исключительные характеры.

До 1825 г. написал несколько романов в духе романтизма. Ему также принадлежит ряд критических работ, направленных против классицизма.

Был убит в Адлере в стычке с горцами.

Стиль и характер произведений А.А. Марлинского имели большое влияние на русскую «изящную» литературу. Его творческая манера до известной степени отразилась в повестях А.С. Пушкина («Выстрел»), в драмах М.Ю. Лермонтова.

Еще по теме:

Комментарии:

Файл:ABestużew.jpg
Александр Бестужев (Марлинский)

Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев (псевдоним Mарлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт-Петербург — 7 (19) июня 1837, Адлер) — русский писатель, критик, публицист; декабрист.

Биография

Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

За участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.

Литературная деятельность

На литературное поприще выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823—1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах Полярная звезда.

Этот альманах — по своему времени весьма замечательное литературное явление — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужевым оживлённую переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику.

Литературная критика

Это было время, когда в русской литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества — вопрос о так называемом «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приёмах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев.

Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приёмов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные положения критики Бестужева. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужева производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживлённый обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была ещё, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужева «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений «Полярной звезды».

Литературная деятельность периода ссылки

Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828).

В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830. С этого года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 в 5-ти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 — четвёртое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина.

Оценка современниками

Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

Романтический стиль прозы Марлинского

В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь — стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь — игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам — усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием — словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель».

Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, — кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, — говорит один из этих героев Марлинского, — наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, — говорит другой, — источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»…

Оценка Белинского и упадок славы Бестужева

Белинский определил Марлинского как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе.

В конце XIX века, в эпоху реализма и публицистического подхода к литературе, преобладало критическое отношене к прозе Марлинского. Словарь Брокгауза и Ефрона так оценивает его творчество:

Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» — князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, — людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти. <…> И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они — бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блёстками вычурного слога. <…> В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом — Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с её отвлечённых высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своём желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас — он уже не мог по-прежнему восхищаться «гениальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт.

Влияние на литературу

Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.

Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более — в драмах последнего.

Ссылки

  • Бестужев, Александр Александрович в библиотеке Максима Мошкова
В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Шаблон:Портал литература

de:Alexander Alexandrowitsch Bestuschew en:Aleksandr Bestuzhev fr:Alexandre Bestoujev pl:Aleksander Bestużew

  • Страница 1

    — энциклопедическая статья

  • Разное — на страницах

    : 2 , 3 , 4 , 5

  • Прошу вносить вашу информацию в «Бестужев, Александр Александрович 1», чтобы сохранить ее

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий