Краткая биография Луначарского Анатолия Васильевича

Запись голоса А. В. Луначарского.
Отрывок из речи «О культурной роли граммофона».
Помощь по воспроизведению

Анатолий Васильевич Луначарский (11В [23]В ноябряВ 1875, Полтава, Российская империяВ — 26 декабря 1933, Ментона, Франция)В — российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 годаВ — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Биография

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914), принадлежавшей к роду Ростовцевых. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь,В — результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский» (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; в 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н.В А.В Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896—1898В годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылкуВ — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А.В А.В Богдановым и В.В И.В Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевикамиВ — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию,В — но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование». К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернется в партию,В — говорил Ленин Горькому,В — он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одаренная натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

Статья Обсуждение Редактировать История

Луначарский, Анатолий Васильевич

(Перенаправлено с Луначарский)

Анатолий Васильевич Луначарский
image Lunacharsky.jpg
Дата рождения: 23 ноября 1875 г.
Место рождения: Полтава
Дата смерти: 26 декабря 1933 г.

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (11 (23) ноября 1875, Полтава — 26 декабря 1933, Ментона) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. Академик АН СССР (1933), с 1917 по 1929 — нарком просвещения. Активный участник Первой русской революции и Октябрьской революции 1917.

Биография

Анатолий Луначарский родился в 1875 в Полтаве, в семье крупного чиновника Александра Ивановича Антонова (отчество и фамилия получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского).

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в гимназии в Киеве; в 1892 вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896—1898 молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой антипартийной группы «Вперёд»; был одним из создателей партшкол ультиматистов на Капри и в Болонье. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

В начале 1910-х Луначарский — интернационалист. Ещё в 1907 он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

Известие о Февральской революции 1917 ошеломило Луначарского; уже 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград. Немедленно начал вести большевистскую пропаганду. Был избран членом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3—24 июня 1917) от фракции объединённых социал-демократов. Выступал с обоснованием идеи ликвидации Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал позиции большевиков при обсуждении военного вопроса; и в дни Июльского кризиса был солидарен с большевиками. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», но вскоре был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован 23 июля. С 23 июля по 8 августа отбывал заключение в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б) и избран кандидатом в члены Учредительного Собрания; вместе с межрайонцами вновь вступил в ряды партии большевиков. 8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (будущая Правда) и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ. В начале осени 1917 был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 18 октября вместе с Каменевым и Зиновьевым образовал группу «правых большевиков». 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию партии; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание меньшевиков и эсеров. Октябрьский переворот стал для Луначарского неожиданностью. Спасение страны от гибели, считал Луначарский, — есть дело «правой демократической коалиции» (Луначарского, Зиновьева, Каменева, Рыкова); пришедшее правительство (Ленина и Троцкого) ведёт страну к террору.

В 1918—1922 Луначарский работал представителем Реввоенсовета в прифронтовых областях. Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия; узнав из газет, что в Москве разрушаются известнейшие архитектурные памятники, он немедленно подал прошение о выходе из состава правительства. К счастью, газетные сообщения оказались ложными. Вскоре Луначарский был назначен наркомом просвещения и оставался на этом посту до 1929, когда стал председателем Учёного комитета при ЦИК СССР.

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 г. Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 г.:

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе — неизбежен

. Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

В начале 1930-х Луначарский — директор НИИ литературы и искусства, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт.

В 1933 отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Умер Луначарский в декабре 1933, не достигнув Испании, на французском курорте Ментона. Похоронен в Москве у Кремлёвской стены.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятия идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияния на эстетические взгляды Луначарского немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания. 

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературного наследия с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирает научный подход.

Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из пооктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах. Впрочем, многие современные критики считают пьесы Луначарского слабыми и опубликованными исключительно благодаря высокому положению автора.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Фильмография

Актёр

  • 1928 — «Саламандра»

Сценарист

  • 1918 — «Уплотнение»
  • 1925 — «Медвежья свадьба»
  • 1927 — «Яд»
  • 1928 — «Саламандра»

Персонаж

  1. 1923 — «150 лет Горной Академии (документальный фильм, 1923)»
  2. 1925 — «100- летний юбилей Большого театра в Москве (документальный фильм, 1925)»

Сочинения

image Lunacharski — o byute.jpg Обложка книги «О быте».

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические, изд. «Правда», Москва, 1905
  • Королевский брадобрей, изд. «Дело», СПБ, 1906
  • Отклики жизни, изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1906
  • Пять фарсов для любителей, изд. «Шиповник», СПБ, 1907
  • Пять фарсов для любителей, изд. «Шиповник», СПБ, 1907
  • Идеи в масках, изд. «Заря», М., 1912
  • Культурные задачи рабочего класса, изд. «Социалист», Петроград, 1917
  • А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции, издание Петроградского совета, Петроград, 1918
  • Диалог об искусстве, издательство ВЦИК, М., 1918
  • Фауст и город, изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, Петроград, 1918
  • Маги, изд. Тео Наркомпроса, Ярославль, 1919
  • Василиса премудрая, Гиз, Петроград, 1920
  • Иван в раю, изд. «Дворец искусства», М., 1920
  • Оливер Кромвель, Гиз, М., 1920
  • Канцлер и слесарь, Гиз, М., 1921
  • Фауст и город, Гиз, М., 1921
  • Искушение, изд. Вхутемас, М., 1922
  • Освобожденный Дон-Кихот, Гиз, 1922
  • Фома Кампанелла, Гиз, М., 1922
  • Этюды критические, Гиз, 1922
  • Драматические произведения, тт. I—II, Гиз, М., 1923
  • Основы позитивной эстетики, Гиз, М., 1923
  • Искусство и революция, изд. «Новая Москва», М., 1924
  • История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, чч. 1-2, Гиз, 1924
  • Медвежья свадьба, Гиз, М., 1924
  • Поджигатель, изд. «Красная новь», М., 1924
  • Театр и революция, Гиз, М., 1924
  • Толстой и Маркс, изд. «Academia», Ленинград, 1924
  • Литературные силуэты, Гиз, Л., 1925;
  • Критические этюды, изд. Книжного сектора Ленгубоно, Л., 1925
  • Судьбы русской литературы, изд. «Academia», Л., 1925
  • Этюды критические (Западно-европейская литература), «ЗИФ», М., 1925
  • Яд, изд. МОДПиК, М., 1926
  • На Западе, Гиз, М. — Л., 1927
  • На Западе (Литература и искусство), Гиз, М. — Л., 1927
  • Н. Г. Чернышевский, Статьи, Гиз, М. — Л., 1928
  • О Толстом, Сборник статей, Гиз, М. — Л., 1928
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским, изд. «Безбожник», М., 1928
  • Максим Горький, Гиз, М. — Л., 1929.

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 8-ми тт., М., 1963—1967.

Литература

  • Мандельштам Р. Книги А. В. Луначарского. Л.—М.: ГАХН, 1926.
  • Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. [2 изд.] 1965.
  • Каиров И. А. А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения. М., 1966.
  • Ёлкин А. С. Луначарский. М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967. — (Жизнь замечательных людей).
  • Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная критика. Саратов, 1972.
  • Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и современная литература. М., 1974.
  • О Луначарском. Исследования. Воспоминания. М., 1976.
  • Павловский О. А. Луначарский. М., 1980.
  • Любутин К. Н., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. ISBN 5-7525-0987-4

Луначарскому посвящены два тома «Литературного наследства» — 80-й («В. И. Ленин и А. В. Луначарский», М., 1971) и 82-й («Неизданные материалы», М., 1970)

Библиографические указатели

  • А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964
  • А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности, тт. 1 — 2, М., 1975 — 79.

Ссылки

Категории: Персоналии по алфавиту | Родившиеся в Полтаве | Родившиеся 23 ноября | Умершие 26 декабря | Родившиеся в 1875 году | Умершие в 1933 году | Писатели России | Литературные критики России | Политики России | Политики СССР | Революционеры России | Марксисты | Философы России | Философы XX века | Государственные деятели СССР

Анатолий Луначарский и Наталья Розенель. / Фото: www.topwar.ru Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, в 1922 году развелся со своей первой супругой, чтобы жениться на юной актрисе Наталье Розенель. В 47 лет он начал свою жизнь с чистого листа, не зная, что отмерено ему будет всего 11 лет счастья рядом с его Наташенькой.

Любовь к театру, любовь к актрисе

Анатолий Луначарский. / Фото: www.polit.ruДля истории остались загадкой время и место знакомства молодой актрисы Натальи Розенель и Анатолия Васильевича Луначарского. Впрочем, первый нарком просвещения занимался не только делами государственными. Драмы, написанные Анатолием Васильевичем, ставились почти в каждом театре. Критики не были благосклонны к творчеству наркома, а вот режиссеры не смели отказать самому Луначарскому. Впрочем, дело тут могло быть не столько в его должности, сколько в благодарности. Это Луначарский вскоре после революции 1917 года смог переубедить В.И. Ленина в ошибочности закрытия театров. Вождь мирового пролетариата был настроен весьма решительно в своем намерении закрыть, в первую очередь, Большой театр, ввиду его чрезмерной буржуазности. Н.А.Розенель – Анисья. «Аракчеевщина» И. Платона. 1925 г. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Как бы там ни было, но молоденькая и очень хорошенькая Наташа Розенель была замечена наркомом и вскоре уже была законной супругой Анатолия Васильевича Луначарского. Их обоих ничуть не смущала разница в возрасте, составлявшая четверть века.

Союз двух сердец

Н.А.Луначарская-Розенель, портрет М.А.Вербова, 1930. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Очень часто можно прочесть о том, что союз Анатолия Луначарского и Натальи Розенель – это союз двух бездарностей. Он писал бездарные пьесы, она бездарно играла в Малом театре. Возможно, Наталья не была гениальной актрисой. Зато она была очень старательной и трудолюбивой. Да и можно ли обвинять молоденькую девушку в том, что она мечтала о славе, о признании, о любви, в конце концов? Анатолий Васильевич Луначарский. / Фото: www.vm.ruВопрос бездарности Луначарского тоже довольно спорный. Глубоко идейный революционер, получивший образование в университете в Цюрихе, он стал связующим звеном между новой властью и старыми научными кадрами. Анатолий Васильевич по свидетельству Л.Д. Троцкого «читал на полудюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно, обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров». А.И.Сумбатов-Южин. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Анатолий Васильевич, естественно, не желал видеть свою молодую и такую очаровательную Наташеньку в грусти, а потому просил режиссера Малого театра Сумбатова-Южина принять супругу на работу. Александр Иванович просьбу, конечно, выполнил. Свет-Наташенька, как именовал супругу Луначарский, получила предложение сыграть роль Абигайль Черчилль, продавщицы из ювелирной лавки в пьесе «Стакан воды» или Гаяне в «Измене». Анатолий Васильевич сам выбрал для супруги роль Гаяне, мягко подсказав Наталье, что эта роль компактная, да и режиссеру будет приятно, что Наталья Александровна выбрала пьесу самого Сумбатова-Южина. А.В.Луначарский. 1928 г. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Актрисе в те годы, по ее собственным воспоминаниям, хотелось только играть. Впрочем, супруга Луначарского не была осведомлена о протекции супруга. Она считала, что Малому театру действительно нужны были молодые актеры. Тем более, что режиссер после ее премьеры сам подошел поздравить ее и сказал: «Вас Бог при рождении поцеловал в уста!» Через год Розенель уже сыграла Абигайль в «Стакане воды» вместе с Южиным и Яблочкиной.

Жизнь ради любви

Анатолий Луначарский и Наталья Розенель. / Фото: www.tvkultura.ruНаталья Розенель посвятила себя мужу целиком. Она свято чтила его интересы и считала себя обязанной разделять их. Она гордилась своим супругом. Не за должность, которую он занимал, а за его интеллект, способность объяснить любому даже самую запутанную теорию. Но Анатолий Васильевич был обыкновенным земным мужчиной. В 1924 году у него вне брака родилась дочь Галина. Наталье Розенель, как и матери девочки, сообщили, что младенец умер при родах. На самом деле Галину Луначарскую (нарком дал ей свою фамилию) воспитывали в приемных семьях, а сам Анатолий Васильевич до конца своих дней следил за ее судьбой, оплачивал ее содержание. Впрочем, он всегда ответственно относился к своим отцовским обязанностям: никогда не прекращал общения с сыном Игорем от первого брака, усыновил дочь Натальи Ирину. Анатолий Луначарский и Наталья Розенель. / Фото: www.tvkultura.ruНаталья Александровна и Анатолий Васильевич старательно делали вид, что ничего не произошло. В их семье царила полная гармония. Наталья вполне успешно снялась в нескольких, тогда еще немых, картинах. И отказалась от голливудского контракта, не считая возможным расстаться с мужем на три года. Анатолий Васильевич запросто мог ради опаздывающей супруги задержать поезд на полчаса, чтобы отправиться в поездку вместе с ней. Анатолий Васильевич ушел из жизни 26 декабря 1933 во Франции. Наталья Розенель пережила супруга почти на 30 лет, издала книгу мемуаров «Память сердца», занималась переводами. В театр ее больше не приглашали, в кино перестали снимать еще раньше.

Анатолию Васильевичу и Наталье Александровне было суждено прожить вместе всего 11 лет. Британский политик Уинстон Черчилль был счастлив с супругой более полувека.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Родились в этот день

Луначарский Анатолий Васильевич 23 ноября 1875

   

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 2 сортировать по возрастанию

Фотоархив

Смотреть все фото

Предметы эпохи

Бегаши, ледорубы, канадки — советские коньки

Советские ковры украшали стены и полы

Все предметы

Советские бренды

Газета Правда — история издания. Правда всегда одна

Ленин, как известно, был необыкновенно писуч. За три первых года, когда газета «Правда» стала рабочей большевистской ежедневной газетой

Оценка:

—>

Интурист — отдых по советски. Услуги гостеприимства

12 апреля 1929 года в СССР был создан «конвейер по производству услуг гостеприимства во всем мире» — Государственное акционерное общест

Оценка:

—>

Все бренды

Темы

Все темы

Все темы 

  • [xfvalue_opisanie1]
  • [xfvalue_opisanie2]
  • [xfvalue_opisanie3]

imageДата и место рождения: 1875, Полтава, Российская империя

Дата и место смерти: 1933 (58 лет), Ментона, Французская республика

Род деятельности: революционер, государственный деятель, писатель и драматург, нарком просвещения РСФСР

Краткая биография Луначарского во многом перекликается с биографиями других представителей «ленинской» гвардии.

Юный марксист

Имея сомнительное происхождение и скромные успехи в гимназии, Анатолий, уже в 17 лет подался в политику: вел марксистскую пропаганду среди киевских рабочих. В 1895 году он приехал в Москву из Европы, где учился в университете. После череды арестов и ссылок Луначарский примкнул к большевикам. После поражения революции 1905 года ему пришлось бежать за границу.

Февраль и Октябрь

Во время пребывания в Европе Анатолий Васильевич пребывал в различных фракциях коммунистического движения. Однако после Февральской революции, а окончательно после октября 1917 года перешел к сторонникам Ленина. Он получил пост народного комиссара просвещения.

Народный комиссар

Луначарский сумел наладить отношения новой власти с русской интеллигенцией, вплоть до разрыва с Совнаркомом отстаивал важность исторического наследия. В то же время ратовал за переход на латиницу. До конца 20-х годов он стоял во главе системы народного просвещения, которая ликвидировала неграмотность в СССР.

Наследие

Специфический «советский» стиль искусства, культуры и образования, это во многом заслуга Луначарского. Нарком определял направление развития не только административным ресурсом, но и своими теоретическими работами в области культуры. Все его труды были изданы в восьмитомнике, в начале 60-х.

Когда в Испании назрела революция, Луначарский, обладавший обширными связями среди европейских коммунистов, был назначен полпредом в эту страну. Однако по пути в Мадрид скончался после сердечного приступа.

Добавить в избранное

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий