Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Просмотров: 28943

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, русский живописец

image Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1890-91, 1893-95), в петербургской АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. Член Союза русских художников (с 1904). С 1898 жил преимущественно в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе. В начале 1900-х гг. выработал своеобразную живописную манеру, основанную на изысканно-приглушённой гармонии колорита, близкого пастели, и сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принципов пленэрной живописи с декоративностью общего решения картины, приближавшейся к композиционному типу живописного панно (так называемый декоративный пленэризм). В проникнутых элегическим чувством, как бы подёрнутых дымкой нереальности произведениях, где главная роль принадлежит насыщенному эмоциональным содержанием пейзажу, Борисов-Мусатов стремился выразить романтическую мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоничном единстве с природой. Борисов-Мусатов оказал влияние на становление символизма в русской живописи начала XX в. и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза». Произведения: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-04), «Куст орешника» (пастель, 1905) — все в ГТГ.

Лит.: А. Русакова, В. Э. Борисов-Мусатов, Л.-М., 1966; её же, Борисов-Мусатов. [Альбом], 2 изд., Л., 1979; О. Я. Кочик, Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова, М., 1980.

Картины: Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

  • Боннар Пьер
  • Боровиковский Владимир Лукич

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

Известные люди

»

Виктор Борисов-Мусатов

image Виктор Борисов-Мусатов Viktor Borisov-Musatov Карьера: Художник Рождение: Россия» Саратовская область» Саратов, 14.4.1870 — 8.11 Виктор Борисов-Мусатов — русский художник, живописец. Родился 14 апреля 1870 года.Виктор Борисов-Мусатов являлся так называемым мастером символических изображений дворянских гнёзд. Наиболее известными работами художника являются: «Водоем» 1902 год, «Призраки» 1903 год, «Изумрудное ожерелье» 1903-1904 год, «Осенняя песнь» 1905 год и др. добавить фотографии дополнить биографию

Виктор Эльпидифорович Мусатов [2(14).4.1870, Саратов — 26.10(8.11).1905, Таруса] (позже добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и в то же время работал независимо. Три зимы (1895-1898) юный художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и участливо приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная организация импрессионистов и искания символистов.

Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервой обнаружилось его тяготение представить подлинный мир как напоминание об ином — нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и более того влюбленность к характерному сине-зеленому колориту. Правда, последующие попытки развить намеченное не сию минуту привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899) и «Гармония» (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал немного произведений весьма высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы; но это не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать родное элегическое ощущение, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции «Гобелен» (1901) и «У водоема» (1902). После них художник обратился к композиции больше сложной — «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и явственно ощущаемым ритмом.

Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое самочувствие и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством экспозиций в Москве и Петербурге и видно влиял на художественные позиции объединения. Картина «Водоем», показанная на одной из экспозиций МТХ, имела гигантский фарт и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 году художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он узко сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися около журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, опосля в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком достаточно бедно: коллекционеры его работ без малого не покупали, и более того Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него только в одно прекрасное время картину и два эскиза.

Правда, в том же 1904 году Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Исполнение заказа могло подсобить не только как-то откорректировать материальное положение, но и реализовать в конце концов тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все больше явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему «Четыре времени года» он трактовал сильно своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, более того используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их абсолютно новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, при всем при том росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Вскоре художник ещё раз переменил местожительство, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал немного превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и без малого закончил картину «Реквием», намечавшую в его искусстве постепенный разворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова предали земле на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили монумент работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Ванслов Viktor Vanslov

В 1950 году В.В. Ванслов защитил кандидатскую диссертацию на тему Музыка как отражение действительности в Московской государственной консерватории.. читать далее

Виктор Васнецов Viktor Vasnetsov

Виктор Васнецов — выдающийся русский художник и архитектор. Родился 15 мая 1848 года.Виктор Васнецов является одни из основоположников русского.. читать далее

Виктор Дени(Денисов) Viktor

Cоветский график, один из основоположников советского политического плаката, карикатурист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). читать далее

Виктор Лебедев Viktor Lebedev

В.В.Лебедев — лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Награжден орденами Ленина и «Знак Почета», многими медалями, в том числе «За оборону.. читать далее

Ваши комментарии

0valia Previous | | Flag | Next 12 April 2010 @ 04:59 pm Фотография в творчестве Борисова-Мусатова   Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов, Россия Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника. (1870-1905) — русский художник. Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые «переросли» рамки «пособия», превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова — это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых — цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса. Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография. «Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея. Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова. Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова. «Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко. Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская. «Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова. «Одиночество». Пастель. Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская. «Сидящая девушка» (?) Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская. «Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника. Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография. «Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год. Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография. «Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея. Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович. «Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей. Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография. Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская. Натурщицы в старинных костюмах. Фотография. «Летний день». Акварель. Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография. Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография. Праздник зеленого маскарада. Фотография. Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография. Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография. «Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея. Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.

( 26 comments — Leave a comment )

«Мои помыслы — краски, мои краски — напевы… Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке» Виктор Борисов-Мусатов

«Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики» Андрей Белый

«Одиночество» или На балконе. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Весна. 1898-1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Прогулка при закате. 1903. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть. Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть. Гобелен. 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Венок васильков. 1905. Этюд. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Капуста. 1893. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов Майские цветы. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Прогулка. 1901. Картон, темпера. Одесский художественный музей, Одесса Мотив без слов. 1900. Бумага на картоне, акварель, пастель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва В ожидании гостей. 1894. Бумага, тушь, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва Волга. Нижний Новгород. 1894. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Усадьба. 1902. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар Сидящая женщина. 1899. Этюд к картине Гармония. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж Окно. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Дама в саду. 1903 Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель На балконе в Тарусе. 1905 Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва «Дама в голубом» 1904 Девушка в ожерелье. 1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Частное собрание Портрет дамы. 1902. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание Осенний мотив. 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев Кавалер, читающий стихи. 1899. Этюд к картине Гармония. Холст, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов Терраса. 1903. Частное собрание Мальчик с собакой. 1895. Холст, масло. Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков У реки. 1894. Этюд. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск Дерево. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов Спящая девушка. 1890-е. Бумага цветная, пастель. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань Дама у гобелена (Портрети Н.Ю.Станюкович). 1903. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. 1903. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Девушка с агавой. 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Гармония. 1900. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва Девушка в желтой шали. 1903-1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Осенний мотив. 1899. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов За вышиванием. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография. Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова Праздник зеленого маскарада. Фотография Праздник зеленого маскарада. Фотография, раскрашенная Борисовым-Мусатовым Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография < Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович Натурщицы в старинных костюмах. Фотография Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева, где поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче «Песочная». Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов — Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика – подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись «1870 — 1905», спереди постамента надпись «Борисов — Мусатов» и изображение православного креста. Источник — eldisblog.com А также мой постimage Известный художник В.Э. Борисов-Мусатов жил в Саратове, на улице Вольской, дом 33. Сейчас в этом доме музей его имени.

История семьи Мусатовых.

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых. Тогда родители известного художника жили в особняке генерала А. Шахматова на Аничковской улице (сейчас ул. Рабочая), они служили камердинером и горничной. Через шесть лет Эльпидифор Борисович оставил место в генеральском доме и устроился служащим в Управление Рязано-Уральской железной дороги. Музей расположен во флигеле. Слева на фото главный дом. В том же, 1876 году в семье появляется второй ребенок – сестра Агриппина. И Мусатовы переезжают в собственный дом на улицу Вольскую, 33, имевшую в те времена еще один адрес Плац-парад, 13. А в 1883 году у Виктора появляется ещё одна младшая сестра — Елена. Домик, в котором поселились Мусатовы, был одноэтажным и деревянным. За ним начинался сад, где росли сирень и вишни. Окна детской комнаты и столовой выходили в сад, две другие были обращены на восток, в сторону старой площади. Современное состояние главного дома Улица Вольская заканчивалась у Волги, и по воспоминаниям Александра Федорова, товарища детских лет Мусатова, мальчишки часто на лодках переправлялись на волжские острова, где было настоящее для них раздолье. Один из островов называли Зелёным, и в своем дневнике Мусатов писал: «Он был для меня чуть ли не «таинственный остров», я знал только один его ближайший берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой…». Учась в школе-студии при Саратовском обществе любителей изящных искусств, Виктор постоянно делал карандашные наброски, зарисовки, тщательно подписывая свои работы. Дом и сад давали для этого богатую пищу: деревянные дворовые постройки, домашняя живность, уголки интерьеров, домочадцы, ничто не оставалось без внимания. «Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей. В 1891 году Мусатов уехал учиться в Московское училище живописи ваяния и зодчества. После его отъезда, дом претерпел изменения, и усадьба приобрела облик, который во многом сохранился и до наших дней. Маленький дом был надстроен вторым этажом, и обложен красным кирпичом. Он приобрел вид типичный для городского дома, принадлежавшего мещанскому сословию. А в глубине сада был построен уютный деревянный флигель. Туда после смерти отца переселились Мусатовы. Дом же стали сдавать жильцам, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Флигель, в котором сейчас расположен музей В.Э. Борисова-Мусатова Борисов-Мусатов также искал себя в искусстве фотографии. У него была способность фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в доме-музее. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вёл фотодневник, закрепляя знания. Работы с фотографией продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография 1904 года. «Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей. Посвятив себя творчеству, Виктор добавил к своей фамилии имя своего дедушки. Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью. И его имя художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Виктор Эльпидифорович жил и работал во флигеле, приезжая на лето из Москвы и Парижа. Здесь он поселился в 1898 году, вернувшись из Франции, и прожил до осени 1903 года, вплоть до своего окончательного отъезда из Саратова. Одна из комнат небольшого флигеля. Сюда приходили немногие, но дорогие для художника друзья: музыкант М.Е. Букиник, старинные приятели Захаровы и Корнеевы, семейство Добошинских, чета Станюковичей, молодые Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Кузьма Петров-Водкин, готовившиеся вслед за Мусатовым посвятить себя искусству. Фонтан (сейчас не рабочий) Уютный сад, поддерживаемый руками сестёр, повлияли на творчество художника. К этому добавилась обворожительная Зубриловк — старинная усадьба Голицыных-Прозоровских в Балашовском уезде Саратовской губернии, столь любимая Мусатовыми. Личные вещи Мусатовых В декабре 1903 года В.Э. Борисов-Мусатов окончательно уехал в Подольск. Дом, сад и флигель перешли к новому хозяину некоему господину Генриху Генриховичу Боксбергеру. В 1912 году друг Виктора Борисова-Мусатова, художник Павел Кузнецов, с разрешения нового владельца, сделал уникальные фотографии Мусатовского сада и флигеля. Фото художника Павла Кузнецова, 1912 год По заказу Боксбергера был сделан документ, сейчас хранящийся в научном архиве Радищевского музея — это великолепно выполненный при помощи пера, акварели, чернил и чертежных инструментов план домовладения по ул. Вольская, 33 от 19 апреля 1914 года. На плане указан и дом, и флигель, и хозяйственные дворовые постройки, дошедшие до наших дней, а также видно, каким же был частично утраченный сейчас сад. На плане заметно, что со временем утраты понес и двухэтажный дом. Когда-то с южной его стороны была деревянная веранда, выходящая во двор. Главный дом усадьбы. Недавно здесь были коммунальные квартиры

История создания музея В.Э. Борисова-Мусатова.

В смутные времена Боксбергер покинул дом, здесь появились новые хозяева, которые не следили за сохранностью дома и памятью о прошлых владельцах. В 1919 году саратовская пресса сообщала о намерении секции изобразительного искусства организовать музей нового искусства имени В.Э. Борисова-Мусатова. В 1922 году в «Известиях саратовского совета» публикуется заметка «Памятный домик В.Э. Борисова-Мусатова», в которой идёт речь о создании во флигеле мемориального музея. Инициатором этого была средняя сестра живописца Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. И этому способствовало внесение флигеля и двухэтажного дома в список памятников истории и культуры Саратовской губернии. Это произошло в середине 1920-х годов. Краеведы и сотрудники музея имени А.Н. Радищева, а также инспекторы по охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевы собрали в период с 1920-х по 1950-е года фотографии Мусатовского флигеля. Внутри музея-усадьбы. Здесь когда-то была мастерская художника. Но музею не суждено было открыться в 20 веке. В 1930-е годы имя живописца было официально предано забвению, его творчество приравняли к «буржуазному и декадентскому», а во флигеле и главном доме расположились коммунальные квартиры. Рядом была построена крупная промышленная фабрика по производству мебели, в результате был уничтожен квартал старой застройки и красивый Мусатовский сад. На крыльце удобные лавочки, на которых часто сидят современные художники Только в 1970-х годах к имени художника возвращается интерес. В 1973 году в Москве и в Саратове прошли крупные выставки его работ. Чуть позже, во флигеле, обосновались со своими мастерскими художники, чтобы флигель «охраняемый государством», действительно был под постоянным присмотром. Но речи о музее ещё не шло. Только в 1984 году флигель был передан на баланс музея имени А.Н. Радищева, и зашла речь о его реставрации. Беседка возле флигеля Восстановление дома то начиналось, то прерывалось, и окончательно музей был открыт только в 2000 году, в год 130-летия рождения В.Э. Борисова-Мусатова. Но сейчас сотрудники музея и все поклонники творчества художника ждут момента, когда и главный дом Мусатовых также станет частью музея. Недавно из дома отселили всех жильцов из коммунальных квартир. В музее много фотографий Художник Павел Кузнецов, тоже житель Саратова, называл дом «прекрасным и удобным для вдохновения». В самой большой и светлой комнате флигеля находилась мастерская, где Борисовым-Мусатовым были созданы такие творения, как «Майские цветы», «Гармония», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и другие. Из окна мастерской открывался чудесный вид на сад, в котором росли вишни, сирень лучших сортов, тополя, маки, кадка с экзотической агавой. Множество пейзажных этюдов написано Мусатовым именно в этом садике. Отсюда сотрудники музея видят приходящих в гости туристов Использованы материалы с сайтов: www.apograf.ru www.radmuseumart.ru www.oldsaratov.ru www.holotricha.rssing.com

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий