Михаил Танич и Лидия Козлова: Полвека счастья, которое приснилось, чтобы стать реальностью

В жюри телешоу «Три аккорда» она смотрелась просто шикарно!

И явно занимала свое место. Место – королевы шансона. Хоть и вдовствующей, но принявшей в наследство от мужа Михаила Танича песни, стихи, житейскую мудрость и группу «Лесоповал».

– Лидия Николаевна, но ведь есть люди, которые говорят: «Лесоповал» – это романтизация преступности…

– Мы не пропагандируем преступления. Мы просто выслушиваем человека, который, пройдя через этот ад, понял, как и где он ошибся. Ведь самые несчастные люди на земле – преступники. Не те, кого они ограбили, а сами. Их души все время им говорят: что ты натворил! Вот о чем мы пытаемся рассказать в своих песнях. Думаю, это людей и привлекает.

– А правда, что это вы уговорили мужа создать «Лесоповал»?

– Я просто всегда ему говорила: надо об этом рассказать. Ведь Танич, который сразу после фронта по ложному доносу оказался в тюрьме, а потом в лагере, как никто, знал эту тему. И с уголовниками общался. Поэтому имел полное право сказать: у каждого человека, даже оступившегося, есть душа, и если что-то в ней осталось чистое, святое, то надо ему дать возможность высказаться.

РУКА ЯПОНЧИКА

– Вы что же, думаете, что песни «Лесоповала» благотворно влияют на людей из преступного мира?

– Знаете, мы как-то с Таничем сидели в ресторане. Подходит официант: «Михаил Исаевич, тут Вячеслав Кириллович хочет подойти к вам». Это был вор в законе Вячеслав Иваньков по кличке Япончик – он тогда только вернулся из американской тюрьмы.

Маленький, аккуратненький, очень хорошо одетый. Говорит: «Михаил Исаевич, я пришел сказать вам спасибо. Когда сидел в тюрьме, мне привезли ваши «лесоповальные» песни. Не знаю, как бы выжил без них. Слушал их и думал: сколько бы я глупостей не натворил в своей жизни, если бы раньше познакомился с вашим творчеством». И протягивает Таничу руку. Танич сидит. Я начинаю дергаться: как можно, человек душу, можно сказать, открыл, руку протягивает!

Наконец, Танич тоже протянул ему руку, но как-то неуважительно, через спину, как священник, который подает руку для поцелуя. Я вижу, Япончик этот понимает всю двойственность ситуации: стоит и молчит. Я думаю: ну все, он же тут не один, сейчас его братва ввяжется – и… Но он все-таки пожимает руку Танича, говорит: «Всего хорошего», – поворачивается и уходит.

И тут я вступаю: «Тебе не стыдно? Как ты мог так подать руку?! Какой бы преступник ни был! Он к тебе пришел, как к богу…» Танич закрыл лицо руками, потом сказал: «Да, он лучше меня воспитан…»

– Михаил Исаевич сталкивался в своей жизни с предательством? Мог простить?

– Расскажу один случай. За несколько лет до ухода Танича ему начал звонить тот человек, который после войны написал на него кляузу: «Прости меня, Миша, ради бога!» Старый уже человек вдруг раскаялся. Я слышала этот разговор.

Танич: «Я не знаю, почему ты это сделал, но не могу тебя простить, только Бог может». И после этого звонка, где-то через месяц, этот человек полетел на кукурузнике и разбился. «Вот видишь, как Бог всегда выставляет нам оценки, – сказал мне Танич. – За каждый низкий поступок будет расплата».

– Какой однако характер! Но у вас тоже. Правда, что только благодаря вам семья смогла жить в Москве?

– Дело было так. Мы жили в плохой квартире в Подмосковье: 9-метровая комнатка в частном доме и маленькая пристройка из дощечек – как летняя кухня, и в ней – печка. Когда ее топили, то открывали дверь в комнату, потому что там печки не было. У Танича открылся туберкулез, еще лагерный, у старшей дочери– тоже. Я еще бегаю, не знаю, что у меня рак крови. С потолка – вода, тазы везде. Поняла: надо что-то делать, пока мы все тут не поумирали.

Поехала в ЦК ВЛКСМ. Сидят там в кабинете трое ребят. Рассказала им про наше житье-бытье. Они позвонили секретарю райисполкома: «Есть у вас какое-нибудь свободное жилье? Тут у Танича ужасные условия». – «Есть одна дворницкая, подойдет?» Меня спрашивают: «В дворницкую пойдете?» – «Конечно!» – «Все, поезжайте в райисполком». Поехала…

А мы с Михаилом Исаевичем не были расписаны, хотя уже имели двоих детей. Вот мне на это и указали: «Принесите документ о браке, тогда получите ордер». Я выскакиваю и бегом к Таничу: «Идем срочно регистрироваться! Нам дают квартиру». В загсе уже Таничу пришлось уговаривать сотрудниц расписать нас в срочном порядке.

Выхожу счастливая, открываю паспорта. У него – «брак с Козловой Л.Н.», у меня – «брак с Козловой Л.Н». Караул! А уже 6 часов вечера, они закрывают загс! Мы назад: «Девочки, пожалуйста!..» Они зачеркивают, пишут: «исправленному верить».

Я опять бегом в райисполком. Достаю паспорт и показываю. Они ахнули, потому что никак не могли представить, что я за несколько часов смогу все это проделать.

ТЕЛЕГРАММА БРЕЖНЕВУ

– Лидия Николаевна, но вы сказали, что страдали онкологией…

– У меня развилось белокровие. Это было в те годы, когда нам жилось очень тяжело – и материально, и в бытовом плане. Я ходила вся белая. Гемоглобин был такой, при котором уже умирают. Но я-то этого не знала. Только говорила: «Миша, что-то я уже ходить не могу».

Он повез меня в писательскую больницу. Там был очень хороший главврач, профессор Гиллер, немец по национальности. Идет этот доктор по коридору и видит меня, всю белую, еле переставляющую ноги. Поворачивается к медсестре: «Возьмите у нее анализ крови». Когда принесли результат, скомандовал: «Срочно в больницу! Она может умереть в любую секунду».

Меня отвезли, сразу перелили много крови, я там пролежала месяца два с половиной. К счастью, поправилась… А квартирную историю, кстати, могу продолжить. Вы же спрашивали, как мы стали москвичами?

– Слушаю с большим интересом!

– Был такой закон, что отсидевший и даже реабилитированный человек не имеет права жить в столице. А мы уже нашли обмен подмосковной дворницкой на квартирку на краю Москвы. Я стала думать: что же делать? И собрала всех самых знаменитых композиторов и исполнителей, тех, кто писал музыку на стихи Танича и кто пел эти песни, – человек 15-20.

Приехали мы в райисполком, встали шеренгой в коридоре. Без Танича – он не мог никого ни о чем просить… И идет такой мужичок с быстрым взглядом. Я понимаю: это и есть главный начальник. Доходит до меня, говорит: «Пойдемте со мной».

Заходим в кабинет. Он: «Ну что там у тебя?» И я начинаю: тра-та-та – о наболевшем, о том, что Таничу несправедливо не разрешают жить в Москве. «Ну давай листок». И подписывает!

– Справедливость восторжествовала?

– Не совсем. Как-то Танич решил съездить в ФРГ. По путевке от Союза писателей. Подал заявку, заплатил деньги – а ему отказали. Позорище!

Михаил Исаевич был давно реабилитирован, государство признало его ни в чем не повинным, а за рубеж не пускают! Я посылаю телеграмму Брежневу и там, кроме всего прочего, пишу: как воевать в Германии, так Танич хорош, а как после войны поехать посмотреть – плох!..

Через два дня звонок из КГБ: «Лидия Николаевна, вас приглашают на Лубянскую площадь». Пошла. Захожу – там молодые мужчины, на лицах ухмылочки. Начали разговор. Они свое доказывают, я – свое. Провожали они меня тоже со смешком… А вечером звонит Сергей Михалков, глава Союза писателей: «Лида, слово даю, Михаил Исаевич поедет в следующий раз».

НЕЗАДАЧЛИВЫЕ ЖЕНИХИ

– Как же вы на такое решились?

– У меня страха никакого не было. Только возмущение несправедливостью. Как?! Человек дошел до Берлина! Водружал одно из знамен над Рейхстагом! Тогда ведь не меньше ста человек прорывались со знаменами, чтобы водрузить… А в 1975 году оказалось, что он не годится для поездки в ФРГ! Неблагонадежным оказался…

– Почему вы все брали на себя?

– Потому что понимала, что поэт в Таниче погибнет, если он сам будет хлопотать о жилье, заботиться о быте…

– Простите, а не было желающих увести вас у Танича?

– И немало. Самые лучшие, самые талантливые и самые знаменитые люди страны объяснялись мне в любви и готовы были жениться. Но я могла к ним относиться только как к братьям. Потому что рядом был такой Танич – сильный мужик, настоящий.

Вроде веселый, легкий, как его стихи, а на самом деле такой крепости! Нет, не могла я его ни на кого променять. И сейчас не могу. Поверите ли, я уже старушка, но и сегодня время от времени вынуждена говорить: ««Вы что, я еще с Таничем не развелась!»

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

ПодписатьсяПерейти к навигации Перейти к поиску

Лидия Козлова
Имя при рождении Лидия Николаевна Козлова
Дата рождения 19 ноября 1937(1937-11-19) (83 года)
Место рождения
Род деятельности поэтесса
Годы творчества 1983 — наст. время
Язык произведений русский
Премии «Песня года» (1984, 2000)

Ли́дия Никола́евна Козло́ва (род. 19 ноября 1937 года) — советская и российская поэтесса, художественный руководитель группы «Лесоповал» (с 2008 года). Известна как автор слов к песне Аллы Пугачёвой «Айсберг».

Биография

Лидия Николаевна родилась в Москве 19 ноября 1937 года. Её детские годы опалила Великая Отечественная война. После получения школьного аттестата поступила в строительный техникум, окончив который вместе с остальными выпускниками отправилась в город Волжский Сталинградской области возводить Волжскую ГЭС. Именно там, в Волжском, Лидия Козлова встретила будущего мужа — Михаила Танича. Через несколько лет после свадьбы молодая семья смогла переехать поближе к Москве — в городок Орехово-Зуево.

Творческая биография началась ещё в юности. Девушка научилась играть на гитаре, неплохо пела, писала стихи. Но после замужества любительское занятие переросло для Козловой в профессию. Первую песню Лидия написала на стихи мужа. На тот момент ей исполнилось 18 лет.

Писательство давно влекло молодую Лидию Козлову. Ей было о чём рассказать современникам. Она видела трагедии солдат, калеками вернувшихся с фронта. Многие из них, безрукие и безногие, не желали возвращаться домой и становиться обузой для своих родных. Для таких несчастных создавались дома инвалидов, где эти люди могли дожить свой век за государственный счёт. О таком доме Лидия Николаевна Козлова написала повесть «Рядом с войной».

Затем наступила длительная пауза, тянувшаяся 20 лет. Однажды Козлова поймала себя на желании писать стихи. Она утверждает, что толчком послужила творческая атмосфера, царившая в их доме благодаря мужу. Свои произведения Лидия Николаевна решила не показывать Михаилу Таничу. Песню «Снег кружится, летает, летает» она отдала руководителю ВИА «Пламя» Сергею Березину, попросив не говорить мужу, кто её написал. Спустя 2 дня Березин сообщил, что песня понравилась всем. Она была названа «Снегопад» и стала первым хитом Лидии Козловой.

Автор ряда популярных песен, среди которых: «Айсберг», «Снег кружится», «Роза красная моя», «Перекати-поле». Её песни исполняют популярные исполнители. Среди них Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Александр Малинин, Надежда Чепрага, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Людмила Гурченко и Вячеслав Малежик. Среди композиторов-соавторов: Игорь Николаев, Сергей Коржуков, Игорь Азаров, Давид Тухманов, Сергей Березин, Вячеслав Малежик, Руслан Горобец, Анатолий Кальварский, Дмитрий Прянов, Александр Левшин, Александр Федорков, Александр Малинин, Михаил Муромов, Ирина Грибулина, Вадим Гамалия и др.

После смерти супруга является продюсером и художественным руководителем группы «Лесоповал».

Сегодня Лидия Николаевна не только продолжает писать стихи и заниматься продюсированием известного музыкального коллектива, но и приводит в порядок огромный архив Михаила Танича. Она утверждает, что у покойного поэта-песенника осталось ещё множество стихов, на которые появятся замечательные песни.

Член Союза писателей Российской Федерации

Семья

  • Муж — Михаил Исаевич Танич (1923—2008) — поэт-песенник.
  • Дети — Светлана Михайловна Козлова, Инга Михайловна Козлова.
  • Внуки — Лев и Вениамин[1].

Песни на стихи Л. Н. Козловой

  • «Айсберг» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Алла Пугачева[2], Ольга Зарубина и Игорь Николаев, Лолита Милявская
  • «Амулет» — (Музыка Хасана Богочарова) — исп. Хасан Богочаров
  • «Амулет» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. группа «Лесоповал», Галина Беседина, Валентина Пономарева
  • «Анна Каренина» — (Музыка Ольги Стельмах) — исп. Ольга Стельмах
  • «Близнецы» — (Музыка Вячеслава Малежика) — исп. Вячеслав Малежик
  • «Блюз упавшей звезды» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
  • «В той стране» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Екатерина Суржикова
  • «Ванька Каин» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Артем Коржуков
  • «Возьми мое сердце» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Гляжу на мир» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Екатерина Суржикова
  • «Гололед» — (Музыка Евгения Щекалева) — исп. Ксения Георгиади
  • «Горизонт» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Дождик» — (Музыка Тлеса Кажгалиева) — исп. Галина Невара
  • «Жду-пожду» — (Музыка Александра Федоркова) — исп. Ефим Шифрин
  • «Живая вода» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Золотая середина» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Иллюзион» — (Музыка Дмитрия Морозова) — исп. Гюлли Чохели
  • «Как жаль» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Артем Коржуков, Сергей Коржуков, Валентина Пономарева
  • «Как жаль» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Людмила Гурченко
  • «Камин» — (Музыка Гаи Галицкой) — исп. Гая Галицкая
  • «Ковбой» — (Музыка Евгения Головина) — исп. Евгений Головин
  • «Купавна» — (Музыка Гаи Галицкой) — исп. Гая Галицкая
  • «Лети, любовь» — (Музыка Вадима Гамалия) — исп. Бируте Петриките
  • «Лети, мой милый» — (Музыка Руслана Горобца) — исп. Ольга Зарубина
  • «Лето в сентябре» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Дина Рычкова
  • «Миражи» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
  • «Мне другие ни к чему» — (Музыка Л. Осипова) — исп. ВИА «Лада»
  • «Мое сердце свободно» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Екатерина Суржикова
  • «Моцарт» — (Музыка Вячеслава Малежика) — исп. Вячеслав Малежик
  • «Мы с тобой у порога» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
  • «Не повторяй» — (Музыка Анатолий Кальварского) — исп. Михаил Боярский, Лариса Долина
  • «Неловкий разговор» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Александр Малинин
  • «Неловкий разговор» — (Музыка Александра Федоркова) — исп. Ефим Шифрин и Галина Базаркина
  • «Обещаю» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Осень» — (Музыка Дины Рычковой) — исп. Дина Рычкова и Гюлли Чохели
  • «Открытый взгляд» — (Музыка Александра Левшина) — исп. Евгений Головин
  • «Перекати-поле» — (Музыка Сергея Коржукова (псевдоним Александр Лунев) — исп. Надежда Чепрага, Сергей Коржуков, Дмитрий Прянов
  • «Проводы» — (Музыка Ирины Грибулиной) — исп. Валентина Толкунова
  • «Прощай» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Птица — синее крыло» — (Музыка Михаила Муромова) — исп. Михаил Муромов и Ольга Зарубина
  • «Пугачев» — (Музыка Александра Малинина) — исп. Александр Малинин
  • «Пять минут до электрички» — (Музыка Ольга Стельмах) — исп. Ольга Стельмах
  • «Разлука» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
  • «Река-лето» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
  • «Роза красная моя» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Филипп Киркоров, Ярослав Евдокимов, Сергей Коржуков
  • «Рябина ветками качала» — (Музыка Ирины Грибулиной) — исп. ансамбль «Дубрава»
  • «Синяя волна» — (Музыка Сергея Березина) — исп. ВИА «Пламя»
  • «Скрипка» — (Музыка Александра Федоркова) — исп. Ефим Шифрин
  • «Скрипка, скрипочка, играй» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Снег кружится» — (Музыка Сергея Березина) — исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко, Алсу, Валерий Ободзинский, группа «Би-2», группа «Чук и Гек»
  • «Согрей меня» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Солнце в зените» — (Музыка Мишеля Райко) — исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Судный день» — (Музыка Мишеля Райко) — исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Танцплощадка» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Алёна Апина
  • «Твои слова» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Ты в жизни мне даешь так много» (Музыка Андрея Косинского) — исп. Алёна Апина
  • «Увядшие цветы» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Надежда Чепрага, Филипп Киркоров, Дмитрий Прянов
  • «Черная речка» — (Музыка Гаи Галицкой) — исп. Гая Галицкая
  • «Это только кажется» — (Музыка Игоря Азарова) — исп. Игорь Азаров
  • «Это только кажется» — (Музыка Давида Тухманова) — исп. Валентина Толкунова
  • «Этот вечер» («Почувствуй, догадайся, позови») — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Эдита Пьеха
  • «Я волнуюсь» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
  • «Я жду тебя» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Владимир Куклин
  • «Яблочко» — (Музыка Ольга Стельмах) — исп. Ольга Стельмах

Награды

Лидия Николаевна дважды являлась лауреатом фестиваля «Песня года»:

Лидия Николаевна Козлова (род. 19 ноября 1937 года) — советская и российская поэтесса, художественный руководитель группы «Лесоповал» (с 2008 года). Известна как автор слов к песне Аллы Пугачёвой «Айсберг».

Биография

Первые стихи начала сочинять еще в юности. Играет на гитаре.

Автор ряда популярных песен, среди которых: «Айсберг», «Снег кружится», «Роза красная моя», «Перекати-поле». Её песни исполняют популярные исполнители. Среди них Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Александр Малинин, Надежда Чепрага, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Людмила Гурченко и Вячеслав Малежик. Среди композиторов-соавторов: Игорь Николаев, Сергей Коржуков, Игорь Азаров, Давид Тухманов, Сергей Березин, Вячеслав Малежик, Руслан Горобец, Анатолий Кальварский, Александр Левшин, Александр Федорков, Александр Малинин, Михаил Муромов, Ирина Грибулина, Вадим Гамалия и др.

Вдова популярнейшего поэта-песенника Михаила Исаевича Танича (1923—2008). Именно Лидию Николаевну можно считать первым соавтором Михаила Исаевича, свои первые песни она сочинила когда ей было 18 лет, написав музыку к его стихам.

После смерти супруга является продюсером и художественным руководителем группы «Лесоповал».

Член Союза писателей Российской Федерации

Семья

  • МужВ — Михаил Исаевич Танич (1923—2008) — поэт-песенник.
  • ДетиВ — Светлана Михайлова Козлова, Инга Михайловна Козлова.
  • ВнукиВ — Лев и Вениамин.

Песни на стихи Л.Н.Козловой

  • «Айсберг»В — (Музыка Игоря Николаева)В — исп. Алла Пугачева, Ольга Зарубина и Игорь Николаев, Лолита Милявская
  • «Амулет» — (Музыка Хасана Богочарова)В — исп. Хасан Богочаров
  • «Амулет»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. группа «Лесоповал», Галина Беседина, Валентина Пономарева
  • «Анна Каренина» — (Музыка Ольга Стельмах)В — исп. Ольга Стельмах
  • «Блюз упавшей звезды»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Сергей Коржуков
  • «В той стране»В — (Музыка Владимира Куклина)В — исп. Екатерина Суржикова
  • «Ванька Каин»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Артем Коржуков
  • «Возьми мое сердце»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Гляжу на мир»В — (Музыка Владимира Куклина)В — исп. Екатерина Суржикова
  • «Гололед»В — (Музыка Евгения Щекалева)В — исп. Ксения Георгиади
  • «Горизонт»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Дождик»В — (Музыка Тлеса Кажгалиева)В — исп. Галина Невара
  • «Жду-пожду»В — (Музыка Александра Федоркова)В — исп. Ефим Шифрин
  • «Живая вода»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Золотая середина»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Иллюзион»В — (Музыка Дмитрия Морозова)В — исп. Гюли Чохели
  • «Как жаль»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Артем Коржуков, Сергей Коржуков, Валентина Пономарева
  • «Как жаль»В — (Музыка Игоря Николаева)В — исп. Людмила Гурченко
  • «Камин»В — (Музыка Гаи Галицкой)В — исп. Гая Галицкая
  • «Ковбой»В — (Музыка Евгения Головина)В — исп. Евгений Головин
  • «Купавна»В — (Музыка Гаи Галицкой)В — исп. Гая Галицкая
  • «Лети, любовь»В — (Музыка Вадима Гамалия)В — исп. Бируте Петриките
  • «Лети, мой милый»В — (Музыка Руслана Горобца)В — исп. Ольга Зарубина
  • «Лето в сентябре»В — (Музыка Владимира Куклина)В — исп. Дина Рычкова
  • «Миражи»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Сергей Коржуков
  • «Мне другие ни к чему»В — (Музыка Л. Осипова)В — исп. ВИА «Лада»
  • «Мое сердце свободно» — (Музыка Владимира Куклина)В — исп. Екатерина Суржикова
  • «Моцарт» — (Музыка Вячеслава Малежика)В — исп. Вячеслав Малежик
  • «Мы с тобой у порога»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Сергей Коржуков
  • «Не повторяй»В — (Музыка Анатолий Кальварского)В — исп. Михаил Боярский, Лариса Долина
  • «Неловкий разговор»В — (Музыка Игоря Николаева)В — исп. Александр Малинин
  • «Неловкий разговор»В — (Музыка Александра Федоркова)В — исп. Ефим Шифрин и Галина Базаркина
  • «Обещаю»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Осень»В — (Музыка Дины Рычковой)В — исп. Дины Рычкова и Гюли Чохели
  • «Открытый взгляд»В — (Музыка Александра Левшина)В — исп. Евгений Головин
  • «Перекати-поле»В — (Музыка Сергея Коржукова (псевдоним Александр Лунев)В — исп. Надежда Чепрага, Сергей Коржуков
  • «Проводы»В — (Музыка Ирины Грибулиной)В — исп. Валентина Толкунова
  • «Прощай»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «ПтицаВ — синее крыло»В — (Музыка Михаила Муромова)В — исп. Михаил Муромов и Ольга Зарубина
  • «Пугачев»В — (Музыка Александра Малинина)В — исп. Александр Малинин
  • «Пять минут до электрички» — (Музыка Ольга Стельмах)В — исп. Ольга Стельмах
  • «Разлука»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Сергей Коржуков
  • «Река-лето»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Сергей Коржуков
  • «Роза красная моя»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Филипп Киркоров, Ярослав Евдокимов, Сергей Коржуков
  • «Рябина ветками качала»В — (Музыка Ирины Грибулиной)В — исп. ансамбль «Дубрава»
  • «Синяя волна»В — (Музыка Сергея Березина)В — исп. ВИА «Пламя»
  • «Скрипка»В — (Музыка Александра Федоркова)В — исп. Ефим Шифрин
  • «Скрипка, скрипочка, играй»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Снег кружится»В — (Музыка Сергея Березина)В — исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко, Алсу, Валерий Ободзинский, группа «Би-2», группа «Чук и Гек»
  • «Согрей меня»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Солнце в зените»В — (Музыка Мишеля Райко)В — исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Судный день»В — (Музыка Мишеля Райко)В — исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Танцплощадка»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. Алёна Апина
  • «Твои слова»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Ты в жизни мне даешь так много» (Музыка Андрея Косинского)В — исп. Алёна Апина
  • «Увядшие цветы»В — (Музыка Сергея Коржукова)В — исп. группа «Лесоповал», Надежда Чепрага, Филипп Киркоров
  • «Черная речка»В — (Музыка Гаи Галицкой)В — исп. Гая Галицкая
  • «Это только кажется»В — (Музыка Игоря Азарова)В — исп. Игорь Азаров
  • «Это только кажется»В — (Музыка Давида Тухманова)В — исп. Валентина Толкунова
  • «Этот вечер»В — (Музыка Игоря Николаева)В — исп. Эдита Пьеха
  • «Я волнуюсь»В — (Музыка Сергея Муравьева)В — исп. Алиса Мон
  • «Я жду тебя»В — (Музыка Владимира Куклина)В — исп. Владимир Куклин
  • «Яблочко» — (Музыка Ольга Стельмах)В — исп. Ольга Стельмах

Награды

Лидия Николаевна дважды являлась лауреатом фестиваля «Песня года»:

  • 1984 г. — «Айсберг» (муз. Игоря Николаева)В — исп. Алла Пугачева
  • 2000 г. — «Роза красная моя» (муз. Сергея Коржукова)В — исп. Филипп Киркоров

Дискография

  • 1990В — «Перекати-поле»В — Песни на стихи Лидии Козловой
    • Надежда Чепрага — Перекати-поле (А. Лунев (С.Коржуков))
    • Лариса Долина — Не повторяй (А. Кальварский)
    • Владимир Куклин — Я жду тебя (В. Куклин)
    • Гая Галицкая — Купавна (Г. Галицкая)
    • Алиса Мон — Я волнуюсь (С. Муравьев)
    • Алла Пугачева — Айсберг (И. Николаев)
    • Алиса Мон — Согрей меня (С. Муравьев)
    • Гая Галицкая — Черная речка (Г. Галицкая)
    • Ансамбль «Пламя» — Снег кружится (С. Березин)
    • Гая Галицкая — Камин (Г. Галицкая)
  • 2015В — «Лети, мой милый»В — Песни на стихи Лидии Козловой
    • Надежда ЧепрагаВ — Переати-поле (муз. С.Коржуков)
    • Александр МалининВ — Пугачев (муз. А.Малинин)
    • Филипп КиркоровВ — Роза красная моя (муз. С.Коржуков)
    • Игорь АзаровВ — Это только кажется (муз. И.Азаров)
    • Лев ЛещенкоВ — Снег кружится (муз. С.Березин)
    • Алла ПугачеваВ — Айсберг (муз. И.Николаев)
    • Алиса МонВ — Обещаю (муз. С.Муравьев)
    • Ольга Зарубина и Михаил МуромовВ — ПтицаВ — синее крыло (муз. М.Муромов)
    • Эдита ПьехаВ — Этот вечер (муз. И.Николаев)
    • Валентина ТолкуноваВ — Проводы (муз. И.Грибулина)
    • Вячеслав МалежикВ — Моцарт (муз. В.Малежик)
    • Ансамбль «Пламя»В — Синяя волна (муз. С.Березин)
    • Ольга ЗарубинаВ — Лети, мой милый (муз. Р.Горобец)
    • Валентина ПономареваВ — Амулет (муз. С.Коржуков)
Михаил ТаничФото: Кадр из программы

В прошлом году вся страна отмечал 95-летие со дня рождения Михаила Танича. Знаменитый поэт создал не только группу «Лесоповал», но и написал множество шлягеров, которые до сих пор поют по всей России: «Жил да был черный кот», «Девушки всегда во мне чего-то находили», «Узелок завяжется» и многие другие. Представители отечественного шоу-бизнеса буквально боготворят Танича и его необыкновенно яркие и точные тексты, которые легко ложились на музыку.

Имя Танича неразрывно связано с его второй супругой — поэтом Лидией Козловой, которая стала музой мэтра и помогала ему до самых последних дней. Познакомившись на студенческой вечеринке, они уже не расставались, и хоть тюремное прошлое Танича, по мнению многих, оставило на нем определенный отпечаток, со своей Лидой он был мил и заботлив.

«Миша был жестким человеком, не любил говорить «рыбонька» и «лапонька», такого у нас не было. Но он окружал меня необыкновенным вниманием и заботой», — признается Козлова.

Лидия КозловаФото: Кадр из программы

Многие считают, что в семье были бурные отношения, которые выливались в творческие эксперименты. Например, есть легенда, что знаменитая песня со словами «А ты такой холодный, как айсберг в океане» написана после одной из таких ссор, но Лидия Николаевна отрицает это. Более того, она подчеркивает, что отношения с Таничем были ровные и спокойные.

А вот дочери поэта говорят обратное. Хоть они и чувствовали безумную любовь своего отца, который делал для них абсолютно все, но всегда понимали, что гневить его не стоит. Так, младшая дочь, Светлана, рассказала журналистам, что однажды нахамила ему, за что была жестко наказана.

«Он любил детей, но считал, что баловать нельзя. Мог и по морде стукнуть, и ремнем — чтобы я знала, что хамить нельзя», — призналась дочь Танича.

Светлана ТаничФото: Кадр из программы

Знаменитую группу «Лесоповал» поэт создал под влиянием своей супруги, которая чувствовала в нем небывалый талант и предложила писать песни о жизни и людях, которых он видел. Но Танич долго отказывался, потому что считал, что эта тема не должна широко освещаться в творчестве. В какой-то момент Лидия Николаевна сказала, что если он не начнет это делать сам, то за него песни будет писать она. «Представляешь, какой это позор будет, если я за тебя начну писать!», — припугнула Козлова супруга. Поэтому он сдался под напором жены и сходу записал целый альбом, который пришелся по вкусу слушателям.

Несмотря на сложный характер, близкие всегда считали Танича справедливым и гуманным человеком. С момента смерти поэта прошло уже десять лет, но память о нем продолжает жить в сердцах родственников и поклонников.

Михаил Танич и Лидия Козлова. / Фото: www.vokrug.tv Их встреча была предначертана судьбой. Лидия Козлова впервые увидела его во сне. Михаилу Таничу ее нагадала цыганка. Они узнали друг друга с первого взгляда, а после прожили вместе 52 года. Вместе прошли через нищету, отсутствие признания, славу. И не переставали благодарить Бога за ниспосланную им встречу друг с другом.

«Я тебя себе придумал…»

Лидия Козлова. / Фото: www.vokrug.tvОна училась в техникуме в Сталинграде и снимала старый диванчик в подвале у древней бабушки. Это хозяйка рассказала Лидии, как суженого во сне увидеть. И Лидия увидела, даже красоту его рассмотреть успела. После техникума Лидия отправилась не в Москву, куда ее направляли, а попросилась на Сталинградскую ГЭС. Работала на стройке, жила в общежитии. А 7 ноября 1956 года к ним на вечеринку зашел тот самый мужчина, из ее девичьего сна. Когда ее попросили спеть, она легко тронула струны гитары и стала петь ту песню, для которой музыку написала сама, прочитав стихи неизвестного ей Танича в местной газете. А он шепнул ей на ухо: «Танич – это я!» Позже он рассказывал, что встреченная как-то на рынке цыганка сказала, что его жену будут звать Лидией. Михаил Танич. / Фото: www.fishki.netВ этот вечер они долго еще вдвоем сидели за столом, а она все время отодвигалась от него, смущаясь и робея. До этой встречи она даже в кино ни с кем не ходила. Он казался ей невероятно взрослым, был старше на 13 лет, прошел всю войну, а затем попал в лагеря, отсидев 6 лет якобы за антисоветскую пропаганду. По сути, он всего лишь сказал о хороших дорогах в Германии. Во время его заключения первая жена подала на развод. После встречи с Лидией Михаил уволился со стройки и уехал в небольшой городок. Ему наконец-то дали работу, соответствующую его квалификации. Он писал ей письма. Трогательные, полные тепла и нежности. Лидия жила этими письмами и своей любовью к взрослому, умудренному опытом человеку. Когда же он попросил ее приехать, она тут же уволилась со стройки и поехала навстречу своей любви.

«Женой буду, но замуж не выйду!»

Жили они небогато, но весело. / Фото: www.mycdn.meРасписались они, когда у них уже родилась старшая дочь, Инга. Лидия жила с ним, любила безмерно, а регистрировать отношения отказывалась. Она осознавала, насколько талантливый человек с ней рядом. Он прошел через многое. А юная Лидия не знала, будет ли ей верен этот взрослый мужчина. Михаил Танич и Лидия Козлова. / Фото: www.radiovera.ruУже в 18 лет эта хрупкая девочка, похожая на подростка, рассуждала о свободе в любви. Она считала: поэта нельзя ограничивать несвободой. Она предложила ему дозреть до брака с ней. Лишь через восемь лет совместной жизни они поняли: друг без друга невозможно жить. И расписались в срочном порядке, чтобы получить маленькую дворницкую квартирку, которую Лидия буквально выпросила в ЦК ВЛКСМ. К тому времени они уже жили в Железнодорожном: Михаил Танич, его жена и две их дочери, Инга и Светлана. Позже только благодаря Лидии Николаевне они получат московскую прописку.

Союз двух сердец

Михаил Танич и Лидия Козлова. / Фото: www.liveinternet.ruМихаил Танич сам никогда ни о чем не просил. Вопросами переговоров с официальными лицами целиком заведовала Лидия. Она три года боялась признаться ему в том, что тоже пишет стихи. Когда же набралась стихов целая толстая тетрадь, Лидия вручила ее ошарашенному супругу. Он ведь даже не догадывался о ее творчестве. После прочтения он выразил ей свое полное одобрение. Они оба писали настоящие шлягеры. У него были «Черный кот», «Ходит песенка по кругу», «На дальней станции сойду», «Любовь — кольцо», «Гляжусь в тебя, как в зеркало», «Идет солдат по городу», «Возьми меня с собой», «Проводы любви», «Комарово», «Погода в доме» и еще более 1000 песен. Но и у нее были свои хиты: «Айсберг», «Роза красная моя», «Снег кружится», «Перекати-поле». Михаил Танич и Лидия Козлова. / Фото: www.kpcdn.netЛидия Николаевна всегда утверждала, что ее и Танича никак нельзя ставить на одну ступень: он гений. А сам Михаил Исаевич говорил о супруге: «Я встретил удивительного человека — и по уму, и по характеру… Она — моё счастье. Сам я ничего не стою, мне просто выпал жизненный выигрыш — моя Лида». Лидия Николаевна в течение 10 лет уговаривала супруга создать группу «Лесоповал». Этот коллектив до сих пор пользуется невероятной популярностью. Михаил Танич писал для них свои песни и практически в каждой – его собственная боль и его опыт. Впрочем, Лидия Николаевна в детстве тоже несколько лет подряд общалась с заключенными, которых свозили фактически умирать в Дом инвалидов. Она жила напротив и ей было любопытно, что это за люди. Так и бегала она в этот дом с 4 до 13 лет.

Не налюбились…

Михаил Танич и Лидия Козлова. / Фото: www.24smi.orgМихаил Исаевич долго и тяжело болел. Онкология прогрессировала, съедала постепенно его изнутри. Но он никогда не капризничал и не жаловался. А она верила, что вместе они победят все болезни, они смогут. До самого последнего мгновения верила. Незадолго до его кончины они обвенчались. Михаил Танич ушел 17 апреля 2008 года, шепнув на прощанье, что они так и не налюбились… Он оставил ей в наследство «Лесоповал», художественным руководителем которого она теперь является. И строки, полные любви, найденные ею уже после его ухода:

Их семейное счастье было настоящим, они прожили целых 52 года, не успев наговориться, насмотреться друг на друга. История семейной жизни Льва Толстого и Софьи Берс — это конфликт между реальным и возвышенным, между бытом и мечтой, и неизбежно следующей за этим душевной пропастью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий