Михайло Ломоносов биография, жизнь и труды Ломоновосова

—> Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье свободного зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Начало начал: детство и юность Отец М. В. Ломоносова хотел видеть в сыне надежного помощника и единомышленника и с малых лет привлекал мальчика к участию в морском промысле. С десяти лет он вместе с отцом ходил на промысел трески и палтуса к берегам Мурмана, Соловецким островам, Шпицбергену и Новой Земле. Скромная и суровая природа русского севера пробуждала в пытливой голове мальчика сотни вопросов, на которые он пока не находил ответа. Первыми его учителями стали дьячок Дмитровской церкви Сабельников и крестьянин И. Шубной. Всё свое свободное время юноша проводил с книгами, полученными в дар от сыновей соседа Х. Дудина. Всего несколько книг, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, очаровали мальчика и открыли ему мир науки. Тяга к знаниям юного помора часто сталкивалась с непониманием со стороны отца и враждебным отношением мачехи И. С. Корельской. Тем не менее к четырнадцати годам Михаил полностью овладел грамотой и мог свободно разъяснять старшим непонятные для них тексты. Впечатленный успехами своего ученика дьячок Сабельников не раз говорил Михаилу, что продолжить обучение он может только в больших городах: Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. Уставший от бесконечных конфликтов с отцом, нападок мачехи и чтобы избежать нежеланной свадьбы, М. В. Ломоносов 15 декабря 1730 г. тайком уходит с рыбным обозом в Москву. Азы учёности: странствие по России Тяжелое путешествие в Москву продолжалось три недели. Выдав себя за «сына холмогорского дворянина», М. В. Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию (Спасские школы). В её стенах он изучал древние языки и гуманитарные науки. Быстро оказавшись в числе самых прилежных студентов, молодой помор за один год освоил два курса обучения. В 1734 г. желание совершенствовать своё знание древнегреческого языка, философии, физики и математике подвигло обратиться прилежного студента с просьбой к архимандриту Стефану о переводе в Киево-Могилянскую академию на один год. Получив согласие руководства и финансовую помощь, М. В. Ломоносов отправляется в Киев. Однако здесь его ожидания оправдались только частично. Его мало привлекали богословские вопросы, которым отводилась львиная доля в программе обучения, зато он получил возможность самостоятельно работать с литературой в обширной библиотеке академии. Несколько разочарованный, он вернулся в Москву раньше срока. Вполне вероятно, что в итоге М. В. Ломоносова ждала карьера священнослужителя, если бы не счастливое для него стечение обстоятельств. В 1735 г. президент Академии наук барон И. А. Корф, обеспокоенный сокращением числа студентов, обратился в Сенат с просьбой прислать для обучения в университет при академии самых одарённых учеников из других учебных заведений страны. Получил такое письмо и архимандрит Стефан. В числе отобранных им двенадцати учеников оказался и М. В. Ломоносов. В начале 1736 г. он уже был зачислен студентом Санкт-Петербургского академического университета. В петербургской академии он изучал немецкий язык у Х. Германа, физику и математику у профессора Крафта. К первому петербургскому периоду относятся и начальные опыты в стихосложении. Особую склонность молодой помор проявил к изучению химии и минералогии. Германские университеты Весной 1736 г. Академия наук направила своих лучших учеников в Марбург к знаменитому учёному-энциклопедисту Х. Вульфу для дальнейшего изучения естественных наук, горного дела и металлургии. Годы учёбы в Марбурге Михаил Васильевич впоследствии всегда вспоминал с теплотой и постоянно добрым словом отзывался о своём учителе, Х Вульфе. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, Елизаветой Цильх, дочерью домохозяйки. В 1740 г. в этом городе он обвенчался с ней по лютеранскому обряду. Изучение естественных наук М. В. Ломоносов вполне успешно сочетал с литературными занятиями. К этому периоду относится его первое крупное произведение, «Оду на взятие Хотина», посвящённое победе русской армии в войне с Турцией в 1739 г. В 1739 г. время пребывания в Марбурге подошло к концу. Вместе с ним завершился и период относительно независимой и свободной жизни в Германии. Продолжить учёбу предстояло во Фрайбурге, у педантичного и сурового Й. Ф. Генкеля. Обучение строилось в основном на практических занятиях по горному делу и металлургии. Рутинные и малосодержательные занятия раздражали М. В. Ломоносова, что выливалось в бесконечные конфликты с преподавателем. Весной 1740 г. он решает прервать обучение и вернуться в Россию. Снова в Санкт-Петербурге: в стенах Академии По возвращению в столицу М. В. Ломоносов первоначально занимался систематизацией коллекции минералов и окаменелостей Кунсткамеры под руководством профессора естественной истории И. Аммана. В 1742 г. молодой учёный получил должность адъюнкта Физического класса, что позволило ему перейти к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на свои разносторонние интересы М. В. Ломоносов, всегда считал для себя приоритетным направлением изучение химических процессов. Вскоре он представил проект о создании химической лаборатории при Академии, но осуществить его удалось только через шесть лет. В начале научной деятельности в российской Академии наук М. В. Ломоносову не раз пришлось противостоять посредственным учёным, сплотившимся вокруг библиотекаря И. Д. Шумахера. В 1743 г. из-за интриг недоброжелателей он даже был заключен на 8 месяцев в тюрьму за дерзкое поведение». В 1745 г. особым указом по материалам диссертации «О металлическом блеске» учёному было присвоено звание профессора химии. Вместе с ним он получил и дворянский статус. К 1752 г. финансовое положение настолько улучшилось, что Михаил Васильевич смог позволить себе приобрести собственное жильё и построить химическую лабораторию (1757), а также небольшую астрономическую обсерваторию. Наблюдение за «небесными телами» позволило ему сделать ещё одного громкое открытие. В 1761 г. он опубликовал труд «Явление Венеры на Солнце», в котором высказал предположение о существовании у Венеры собственной атмосферы. В подаренной императрицей Елизаветой в 1753 г. деревне Усть-Рудица М. В. Ломоносов создал фабрику цветного художественного стекла, проявив себя незаурядным предпринимателем. Начав производство с простейших бисера, смальты и стекляруса через несколько лет его фабрика выпускала подвески, броши, столовые сервизы, письменные и туалетные приборы. Однако главной его целью было изучение свойств стекла, света и цвета, а также создание разнообразных красителей. «Побочным» результатом экспериментов М. В. Ломоносова с цветом и стеклом стало возрождение монументального мозаичного искусства. Он не ограничился созданием материала для художников, а опробовал его в собственном творчестве. Совершенно не умея рисовать, учёный использовал картоны специально приглашенного художника Л. З. Кристинека, а также других живописцев и на их основе создал свои мозаичные картины. Среди наиболее интересных мозаичных работ учёного «Полтавская баталия» (Академия наук, 1762–1764) и «Портрет Петра I» (Эрмитаж, 1754). В 1758–1764 гг. М. В. Ломоносов возглавлял Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическую гимназию при Академии наук. В эти годы одним из основных направлений его научной деятельности было составление «Атласа Российского» и демографические проблемы страны. В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761) учёный предлагал пути повышения рождаемости и привлечения иностранных граждан в русское подданство. Многолетняя научная деятельность М. В. Ломоносова получила в 60-х годах XVIII в. признание коллег. В 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук, а в 1764 г. получил такой же статус Болонской академии наук. Несмотря на выдающийся вклад в российскую науку и культуру, и международное признание, положение Михаила Васильевича в Академии наук оставалось очень сложным. Его инициативность по многим вопросам часто сталкивалась с непониманием или враждебным отношением коллег и вельмож. В 1762 г. из-за обострившейся болезни и противоречий в Академии он подаёт прошение об отставке, которая сначала была принята, но вскоре это решение было отменено. М. В. Ломоносов до последних дней принимал деятельное участие в научной и общественной жизни страны. Выдающийся русский ученый-энциклопедист с мировым именем скончался в своем доме в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 4 апреля 1765 г. Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре. Педагогическая и общественная деятельность Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке. При поддержке графа И. И. Шувалова, М. В. Ломоносов предложил создать в России классический университет. Он тщательно разработал структуру нового учебного заведения, доступного для всех сословий. В проекте было предусмотрена организация трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Он считал крайне важным сделать образование свободным от влияния церковных властей. Первый российский университет был открыт 5 мая 1755 г. в Москве. Другим заветным его желанием было создание независимого университета в Санкт-Петербурге. Им был разработан полный перечень документов для его организации, пересмотрена и расширена образовательная программа, но все предпринятые усилия оказались недостаточными. В столице университет открылся только спустя 54 г. после смерти ученого. Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки К выдающимся достижениям научной мысли М. В. Ломоносова относится его молекулярно-кинетическая теория тепла. В свое работе «Элементы математической химии» (1741) он обосновывал взаимосвязь температуры материи с внутренним «коловратным» движением мельчайших частиц материи – элементов (атомов), образующих корпускулы (молекулы). В этой и более поздней работе 1748 г. он предвосхитил многие научные гипотезы, касающиеся атомистики и теории развития материи. Учёный заложил основы физической химии, сделав попытку объяснения химических явлений на основе законов физики в работах «Начала физической химии» и «Введение в истинную физическую химию» (1752). В 1752–1753 гг. М. В. Ломоносов детально занимается проблемой атмосферного электричества. В работах, посвящённых этому явлению, он заложил основы теории электричества, соответствующей и современным взглядам. Результат своих исследований он изложил в докладе «Слово о явлениях воздушных, от электрических сил происходящих» (1753). Началом отечественной геологии принято называть труд «О слоях земных». В нём научному миру была предложена гипотеза о существовании зон с различной скоростью вертикального перемещения земных слоёв в зависимости от силы «внутреннего огня» и их значении при формировании гор. М. В. Ломоносов был талантливым изобретателем, стремящимся использовать теоретические знания в практических целях. Хорошо знакомый с законами оптики он предложил ряд совершенно новых оптических приборов: ночезрительную трубу и батоскоп, «которым можно видеть дно в реках и морях». Значительный интерес представляет созданная учёным конструкция горизонтоскопа — своеобразного перископа для горизонтального наблюдения за местностью. Усовершенствовал он и телескопы И. Ньютона и Д. Грегори. В 1754 г. он предложил использовать в метеорологических исследованиях сконструированный им летательный аппарат вертикального взлёта – аэродромическую машину. Летать на ней не предполагалось, только поднимать метеоприборы для отслеживания состояния воздуха на заданной высоте. Научная деятельность М. В. Ломоносова в Академии не ограничивалась только занятиями естественными науками. В меньшей степени, но и состояние гуманитарных наук не оставляло энциклопедически образованного ученого равнодушным. В 1748 г. он вступил в полемику с историком Г. Ф. Миллером, сторонником норманнской теории в русской истории. Ломоносов придерживался сарматской теории образования русского государства и считал глубоко ошибочным мнение о решающей роли скандинавов в процессе становления Руси. Своими работами «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) великий учёный заложил основы научно обоснованного обучения красноречию. В структуре науки владения словом он выделил три основных раздела: об изобретении, украшении и расположении текста. Новый, современный ему взгляд на нормы и основы русского языка ученый изложил в своих работах по грамматике. Свой вклад он внёс и в развитие стилистики родного языка, разработав теорию «трёх штилей». Из научных трудов М. В. Ломоносова в повседневную современную русскую речь прочно вошли такие слова, как горизонт, эфир, оптика, полюс, атмосфера и многие другие. Вместе с литератором В. К. Тредиаковским талантливый учёный осуществил силлабо-тоническую реформу стихосложения. Результатом его литературного творчества стало создание классического четырёхстопного ямба. М. В. Ломоносов внёс вклад в развитие русской сатиры, написав «Гимн бороде», его перу принадлежит множество произведений в жанре торжественной и философской оды. Не обошел своим вниманием М. В. Ломоносов и проблемы педагогической теории и практики. Всю свою жизнь он оставался ярым сторонником бессословного общедоступного образования и соблюдения принципов природосообразности в воспитании детей. Значение научных изысканий, предпринятых великим русским учёным-энциклопедистом, для развития отечественной науки и культуры переоценить совершенно невозможно. Кажется, что вся жизнь М. В. Ломоносова была посвящена одной-единственной утопической задаче: объять необъятное. И, тем не менее, это ему удалось. —> statehistory.ru в ЖЖ:

Трудно недооценивать вклад в науку великого русского ученого, металлурга, поэта, филолога и историка – Михаила Ломоносова. Его называют первым русским ученым-естествоиспытателем, чей вклад в науку имеет мировое значение.

Краткая биография Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов (полное имя – Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов) родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии Русского царства. Сейчас данная деревня называется село Ломоносово.

Его отец – Василий Дорофеевич Ломоносов, по некоторым сведениям, был помором. Его мать – Елена Ивановна Ломоносова (Сивкова), дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор.

Когда Михаилу исполнилось 9 лет, его мама умерла. Отец через год после смерти жены женился во второй раз на Федоре Михайловне Усковой. Через 3 года после этого (в 1724 году) она также скончалась. В третий раз Василий Дорофеевич заключил брак с Ириной Семеновной Корельской, которую сам Михаил Ломоносов назвал «злой и завистливой мачехой».

Влияние детства на будущее Михаила

Михаил Васильевич начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах:

Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — все это уходит далеко вглубь, к первым впечатлениям Михаила.

Образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. По его собственному выражению, фундаментом любой науки для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и четко писал. Дальнейшее образование Михаил Васильевич получал уже в 19 лет, после знаменитого похода пешком в Москву.

Путешествие в Москву

Узнав, что отец решил его женить, Михаил Ломоносов убегает из дома тайком, ночью, захватив с собой только пару рубах и тулуп, а также полюбившиеся с давних пор книги – «Грамматику» и «Арифметику».

В течение 3-х недель вместе с рыбацким караваном, 19-летний Михаил пешком шел в Москву. В январе 1731 года он туда прибыл.

Образование в Москве

Для поступления в Слваяно-греко-латинскую академию (Спасские школы), Михаил решился на подделку документов, иначе у него бы не получилось стать учеником этого заведения.

Во время обучения он прослыл человеком, всесторонне развитым –интересовался самыми различными жанрами литературы – богословием, философией, математикой, физикой и другими.

Учеба в Петербурге

В 1735 году, не дойдя еще до богословского класса, Михаил Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении.

Первыми занятиями для вновь прибывших были уроки немецкого языка.  Далее Михаил Васильевич изучал математику, экспериментальную физику, стихосложение, химию и минералогию.

Учеба в Германии

Весной 1736 года из Академии наук Михаил вместе с 11 другими наиболее способными учениками отправляется в Германию для изучения естественных и технических наук.

В течение 5 лет Ломоносов проучился в Марбургском университете и во Фрайберге. Также известно, что около 1 года у него ушло на путешествие в Голландию.

Все это время основными предметами Михаила были физика, химия, металлургия и горное дело. Помимо этого Ломоносов улучшал свои познания немецкого языка, изучал итальянский и французские языки, занимался танцами, рисованием и фехтованием, подтверждая свою репутацию полиглота.

Первые работы

В период обучения за границей, в 1737-38гг., начал писать научные работы. Его первая работа по физике называлась так: «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

В 1739 году он закончил вторую работу — «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Женитьба Ломоносова

В мае 1740 года Михаил Ломоносов сыграл свадьбу с 19 летней Елизаветой Цильх, дочерью пивовара, у которого он проживал во время учебы в Марбурге.

Обучение во Фрайберге

Во Фрайберге Ломоносом познакомился с техническими науками. Он изучал там устройство рудников, способы укрепления шахт, подъёмные машины. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Возвращение в Петербург

В мае 1740 года Михаил Ломоносов решает вернуться в Петербург. Путь на Родину занял у него более года. За это время он побывал в Лейпциге, Голландии, Везеле, Марбурге. Только в июне 1741 года он вернулся в Петербург.

24 августа 1741 года Михаил направил в Академию Наук 2 своих диссертации – по физике и химии. Он очень надеялся, что результатом этих работ станет его назначение профессором.

Однако ожидания затянулись до 8 января 1742 года, когда его труды были признаны и дали возможность получить звание адъюнкта и причитающееся ему жалование: 360 рублей в год. Профессором химии Ломоносов стал только в 1745 году.

Борьба с «засильем немцев»

В 1748 году при Академии наук возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером.

Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

Новый чин

Научные заслуги, верность императрице Екатерине помогли Ломоносову в феврале 1757 года получить новый чин – коллежский советник. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт.

Под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760г.) и Болонской (1764г.) академий наук.

Смерть М.В. Ломоносова

15 апреля 1765 года, в возрасте 53 лет Михаил Васильевич Ломоносов умер от воспаления легких. Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

На следующий же день после смерти ученого, по приказу императрицы, все его работы, бумаги, библиотека были изъяты и бесследно исчезли в дворце Г.Г. Орлова.

Любой историческая персона после своей смерти обрастает определенным количеством мифов и легенд. Не обошли они и такую монументальную фигуру для российской науки, коей был и остается Михаил Ломоносов. Еще при жизни этого неординарного человека возникало много вопросов о его судьбе и недюжинном таланте, а после его кончины в возрасте 54-х лет слухи стали множиться с невероятной быстротой.

Итак, если говорить о появлении Михайло Васильевича на свет, то уже здесь начинаются некоторые расхождения среди историков. По данным одних – Михаил родился 8 ноября (20 ноября по новому стилю) 1711 года. Другие историки утверждают, что дата эта была, как говорится, «взята с потолка» в конце 19-го-начале 20-го столетия, чтобы отпраздновать всей страной 200-летний юбилей Ломоносова в 1911 году. Кто-то вообще утверждает, что Ломоносову в 1711 году было как минимум три года. Но споры касаются далеко не только самой даты рождения «человека-университета».

При всем уважении к Академии, с трудом можно поверить в такой ее либерализм. Ведь если допустить, что происхождение людей на момент наступления 1736 года значения не играло, то это можно назвать самым настоящим прецедентом и первой ласточкой отмены крепостного права. Почему же тогда, не умаляя роли Ломоносова, ни один человек крестьянского сословия за более чем 150-летнию историю с момента его возвращение в России так и не смог проявить своего таланта ни в одной из наук. Неофициальные источники снова говорят о том, что либо Ломоносов пользовался негласным статусом сына Петра I, либо какая-то путеводная звезда всегда сияла над этим человеком. Просто диву даешься, каким образом этому человеку, не видевшему за свое детство и раннюю юность ничего, кроме Белого моря, рыбацких поселков и просоленных бортов корабля, удавалось так стремительно взбираться по карьерной лестнице. В харизматичности Михайло Ломоносова никто, безусловно, не сомневается, как и в его недюжинной силе, но, согласитесь, отнюдь не всякому человеку, даже с втрое большей харизмой не удается в России достичь и сотой толики того, что удалось Ломоносову. Ломоносов, проходя обучение в Германии, успевает откровенно повздорить с профессором Генкелем, который и приглашал на обучение «избранных» русских. Мало того, что он повздорил, так дело дошло, чуть ли, не до рукоприкладства. Михайло отстаивал свою позицию и сквернословил в адрес профессора. За такое по тем временам грозило не просто отчисление, а каторга. Однако Михаил Васильевич снова выходит «сухим из воды». Даже серьезного разбирательства, после того, как Генкель доложил об инциденте в Россию, не было. Получается, что какая-то тайная сила (или, вполне, явная) покровительствовала Ломоносову. В 1741 году он возвращается на Родину, где стремительно развивает свой научный успех. В 1755 году при активном содействии Ломоносова в Москве открывается Университет, который ныне носит его имя. Сторонники теории «гиперборейского свитка» говорят, что и этот его шаг направлен на то, чтобы собрать в Москве людей, которые смогли бы разгадать тайны древней цивилизации. За время своей научной работы Ломоносов отметился буквально в каждой отрасли науки. Он разрабатывал идеи молекулярно-кинетической теории, создавал теорию физической химии, проводил химические эксперименты и минерологические исследования, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, открыл металлические свойства ртути, занимался метеорологией и теорией проводимости, создавал географический атлас. А кроме этого, Ломоносов оставил огромный вклад в развитие русской словесности. Его оды до сих пор являются образцом существовавшего на тот момент стиля риторики. Кое-кто заявляет, что Ломоносов так и не смог ничего открыть сам. При этом говорят о его абсолютной безграмотности в математическом плане. Однако можно сколько угодно оспаривать его научные заслуги, но факт остается фактом: Михаил Васильевич Ломоносов – это настоящая глыба российской истории. Его талант бесспорен, его удача очевидна. Остается рассмотреть еще одну загадку – загадку смерти Михайло Ломоносова. Умер он в 1765 году, не дожив и до 54 лет. Кто-то снова видит в этом тайный знак. Якобы, не мог здоровый поморский мужик умереть столь рано. Некоторые историки даже высказываются в том духе, что Ломоносова отравили, так как он «взобрался слишком высоко». А кто-то говорит о кознях тех самых колдунов, которые так и не получили расшифровки странных свитков Гипербореи. В общем, итог таков: чем монументальнее фигура в истории, тем большее количество тайн ее преследуют после смерти. Михаил Ломоносов, безусловно, к таким фигурам относится. Главное – то, что он оставил после себя огромное наследие, которого могло бы хватить на добрый десяток ученых или литераторов. В этом году Россия празднует 300-летие Ломоносова – выдающегося человека, ученого и счастливчика. источник 

Редактировать

Биография

8 (19) ноября 1711 г. — 4 (15) апреля 1765 г. Добавить фотографию Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития русской науки. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в семье черносошного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова (1681–1741), занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, М. В. Ломоносов в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре.   В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников М. В. Ломоносов был послан в Санкт-Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 году командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга И. Генкеля. За границей М. В. Ломоносов пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении (в январе 1742 года) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Деятельность М. В. Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. В 1746 году он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 году по настоянию М. В. Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Научную деятельность М. В. Ломоносова можно разделить на три периода: до создания лаборатории он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 года проводил преимущественно химические работы, а с 1753 года до конца жизни – в самых различных областях естественных и прикладных наук. Наряду с научными исследованиями М. В. Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. Движимый высоким патриотизмом, он предпринял детальное изучение ряда источников русской истории. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М. В. Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 году по его проекту и при содействии И. И. Шувалова был организован Московский университет, носящий ныне имя М. В. Ломоносова. В течение многих лет М. В. Ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик, в развитие искусства которых М. В. Ломоносов внес существенный вклад. Он создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762–1764). Мозаичные работы М. В. Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим членом. На протяжении всей жизни М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. Однако в исторических условиях середины XVIII века многие его «государственные помыслы» не могли быть осуществлены. В последние годы жизни  М. В. Ломоносова его научные работы были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии наук (1760), а затем почетным членом Болонской Академии наук (1764). Весной 1765 года М. В. Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово Родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области). Город Санкт-Петербург В 1735-1736 годах учился в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Жил и работал в городе в 1742-1765 годах. Умер 4 (15) апреля 1765 года, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Город Москва В 1731-1735 годах учился в московской Славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре. Основатель Московского университета (1755), ныне МГУ им. М. В. Ломоносова. Город Санкт-Петербург, город Ломоносов В 1753 году основал стекольную фабрику в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда (неподалеку от Ораниенбаума). С 1948 года город Ораниенбаум носит имя М. В. Ломоносова.

В XVIII веке русское общество было строго разделено на классы. Дворяне имели все привилегии и жили, что называется, в свое удовольствие, получая достойное образование, участвуя в делах страны и занимаясь различной полезной (а иногда и не очень) деятельностью. Крестьяне же были угнетенным сословием, единственным назначением которого являлось обслуживание дворян. В то время всю жизнь человека определяло его происхождение. Поэтому биография М. В. Ломоносова так исключительна. Он стал выдающимся ученым и первооткрывателем, продвигал российскую науку вперед и при этом не имел дворянского чина, что в XVIII веке было из ряда вон выходящим. 

image

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

Краткая биография 

В первую очередь, как всегда, ознакомимся с основной хронологией жизни М. В. Ломоносова.

Годы События
1711 Михаил Васильевич родился в ноябре, на территории Архангельской Губернии. 
1730 В возрасте 20 лет будущий великий ученый получил паспорт и переехал жить (а точнее – сбежал) в Москву. 
1731-1734 В этот период Ломоносов поочередно прошел обучение в двух академиях.
1736 Сначала Михаил Васильевич поступает в университет Санкт-Петербурга, но учится там недолго. В этом же году он отправляется в Германию, где продолжает обучение в Марбургском университете. 
1739 Ломоносов женится на дочери хозяйки квартиры, в которой он жил во время своего пребывания в Германии. Также в этот период Михаил Васильевич продолжает свое обучение горному делу и слушает дополнительные курсы. 
1741 В тридцатилетнем возрасте Ломоносов возвращается в Россию и переезжает в столицу (Санкт-Петербург). 
1742 Он становится сначала младшим ученым в Академии наук и художеств, а еще через три года получает должность профессора. Тогда же он начинает читать публичные лекции на русском языке. 
1750-ые Ломоносов становится первым ученым, организовавшим в России настоящую химическую лабораторию. 
1753 По его инициативе был основан Московский университет. 
1757 Ломоносов становится членом Академической канцелярии, но не все довольны его профессиональными успехами. Высшее церковное учреждение православной церкви (также называемое «синод») требовало, чтобы ученый прекратил свою исследовательскую деятельность, так как она противоречит и выставляет в невыгодном свете религиозное учение. В частности, Ломоносов призывал церковь не ругать науки в проповедях. 
1758 Несмотря на недовольство Синода, Михаил Васильевич получает несколько руководящих постов в научных университетах. 
1760 Знаменитый российский ученый становится почетным членом Шведской Академии Наук. 
1763 Мозаичные портреты Ломоносова получают признание от Академии трех знатнейших художеств (Михаил Васильевич становится ее членом). 
1764 Он становится также почетным членом Академии наук Болонского института. 
1765 Ломоносов заболевает воспалением легких. В апреле он умирает от осложнений заболевания. В это время ученый находился в своем доме, расположенном на реке Мойке. 

Ломоносова похоронили через 4 дня на Лазаревском кладбище. Его надгробие украшает красивая стелла из мрамора, на которой эпитафия выгравирована на русском и латинском языках. 

Детство 

Михаил Васильевич Ломоносов родился в Архангельской губернии. Его родители не были дворянами, но их считали «зажиточными» — достатка им вполне хватало на содержание себя и детей. Основным доходом было судно главы семьи, на котором тот перевозил различные грузы, рыбачил и выходил на охоту.

С десяти лет юный Михаил Васильевич стал помогать отцу и получал от этого удовольствия. Такие морские выходы оказали большое влияние на то, как у Ломоносова сформировался характер, отношение к природе, Родине и окружающей его красоте. 

Это важно знать!

Михаил Васильевич с малых лет отличался большой тягой к знаниям. Родители предполагает, что он продолжит семейное дело, будет ходить на судне и станет таким же «архангельским мужиком», как и его отец. Однако судьба распорядилась иначе. В 20-летнем возрасте Ломоносов узнал, что его собираются женить, а сам он этого очень не хотел. Чтобы отложить сватовство, он прикинулся больным, а сам сбежал… в Москву. Ломоносов присоединился к торговому обозу и, пусть и не дошел совсем уж пешком (как принято считать), но уже точно преодолел множество трудностей во время своего трехнедельного путешествия. Так он не позволил родительским планам похоронить свои мечты о научных достижениях, новых знаниях и академической карьере.

Эпоха и нравы 

В XVIII веке Российская Империя стала считать европейским государством и взяла курс на то, чтобы «догнать» Францию, Англию, Германию и другие передовые страны. Правительство понимало, что в его владении находится огромная, богатейшая, но по большей части неосвоенная территория. Поэтому был взят курс на ее исследование. Так, например, Российской Империи вдруг потребовались настоящие специалисты в горном деле, и на то, чтобы обучить лучших студентов в Германии, были выделены государственные гранты. За свои незаурядные способности Ломоносов в возрасте чуть более 20 лет был высоко оценен преподавателями отправился в Марбургский университет. 

Интересно, что эпоха и нравы XVIII века менялись по мере новых открытий и достижений М. В. Ломоносова. Так, например, он создал и издал «Российскую грамматику» и первым стал писать стихотворения в четырехстопном ямбе (сейчас мы практически не представляем, чтобы поэтические произведения звучали по-другому). Также он изменил представление о науке в обществе и, можно сказать, «популяризовал» русский язык в этом направлении. Раньше ученые говорили на европейских языках, считая это более правильным и престижным. Ломоносов же первый стал читать лекции на русском, и в дальнейшем весь научный мир Российской Империи заговорил на своем родном языке. 

Сам М. В. Ломоносов не имел дворянского происхождения. Это исключало любые предпосылки к получению достойного образования, но еще в юные годы Михаил Васильевич сделал все, чтобы удовлетворить свою тягу к знаниям. Учение было его страстью, и Ломоносов очень упорно шел за ней. Также именно этот великий ученый стал человеком, который ввел высшее образование в Российской Империи. Он считал, что обучение в университете должно подчиняться фундаментальной системой, быть связанным со школой и доступным независимо от происхождения студента. 

Окружение 

Михаила Васильевича Ломоносова можно назвать действительно великим человеком и светилом российской науки. Его гениальность не оставалась неотмеченной, и ученого окружали люди, причисляющиеся к высшему свету. Среди тех, кто поддерживал общение с Ломоносовым, значилась даже императрица Екатерина II. Известно, что она посетила его незадолго до смерти, чтобы выразить почтение его трудам. 

Среди окружения Михаила Васильевича были ученые, люди искусства, члены правительства и другие выдающиеся личности. Именно его нововведения привели к формированию литературной деятельности в России, и через несколько десятков лет после смерти ученого начался Золотой век русской литературы (XIX в общей истории, тогда как Ломоносов умер во второй половине XVIII века). Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, родившийся через 39 лет после смерти М. В. Ломоносова, называет ученого «первым нашим университетом». 

Деятельность и интересы 

На самом деле, легче перечислить те сферы деятельности, которыми Ломоносов не увлекался, чем те, к которым он проявлял интерес. Дело в том, что Михаил Васильевич был очень разносторонним человеком. И во всех областях он стремился к тому, чтобы получать новые знания и делиться ими с обществом. В сферу интересов великого ученого входили следующие области и науки: 

  • оптика;
  • физика и химия;
  • геология;
  • астрономия и движение звезд;
  • география;
  • педагогика (в том числе и с социальным уклоном);
  • минералогия и кристаллография;
  • экономика;
  • история;
  • литература (сам ученый также был хорошим поэтом) и филология;
  • творчество (создание картин и мозаичных портретов). 

Ломоносов не только увлекался вышеперечисленными областями, но и активно практиковал полученные знания. Например, он не раз организовывал метеорологические и астрономические исследования, которые помогли продвинуть вперед эти науки. Также Михаил Васильевич стремился к тому, чтобы изучить Северный морской путь. Он участвовал в многочисленных экспедициях и стал считаться основоположником научного мореплавания. 

Интересные истории из жизни 

М. В. Ломоносов считается великим ученым, и его силу волю и тягу к знаниям часто ставят в пример современным школьникам и студентам. И хотя мы из XXI века смотрим на него, как на стоящего на пьедестале академических достижений, необходимо помнить, что Михаил Васильевич также был интересным человеком: неидеальным, как и все мы, имеющим эмоции и чувства. И для того, чтобы лучше понять его мотивы, поведение и жизненный путь (а это необходимо, если вы хотите взять или привести его личность в качестве примера), можно ознакомиться с занимательными фактами из биографии ученого: 

  1. Первым учителем Ломоносова стал С.Н. Сабельников. Это был дьяк, служащий в Дмитровской церкви (она располагалась недалеко от семейного дома Ломоносовых). Он обучил мальчика грамоте, и Михаил Васильевич в возрасте 14 лет умел неплохо писать и читать. 
  2. Для того, чтобы поступить в Московскую академию, юный М. В. Ломоносов подделал документы. Он представился сыном холмогорского дворянина, чтобы его приняли на обучение. На этот проступок он пошел осознанно – очень уж ему хотелось стать студентом. 
  3. Ломоносов славился своим буйным и горячим нравом. Однажды на него напали разбойники, но ученый так яростно защищал себя, что двое нарушителей тут же сбежали, а третий во всем сознался и остался на Васильевском острове без одежды. Михаил Васильевич же пришел домой с неожиданным трофеем. 

С именем Ломоносова связано также множество мифов, не имеющих исторического подтверждения. Так, например, некоторые называли его незаконнорожденным сыном Петра Первого. Считалось даже, что поступить в 20 лет в академию Михаил Васильевич смог не только благодаря любви к обучению и поддельным документам, но и сильному покровителю. Однако официальных источников, подтверждающих эту информацию, до сих пор не нашлось. 

Главные достижения

Великий ученый М. В. Ломоносов стал основоположником российской науки. Именно он совершил множество открытий и продвинул использование учеными русского языка. Перечислять все его заслуги можно очень долго, и это делают многочисленные исторические исследователи. Мы же расскажем о нескольких главных достижениях, связанных с именем Ломоносова:

  1. Объяснение полярных сияний как природного явления (до этого загадочное свечение не имело достоверного объяснения и считалось чудом). 
  2. Открытие атмосферы у планеты Венера.
  3. Выделение молекул и атомов в составе веществ (это стало основой для молекулярно-кинетической теории, которую мы знаем в современном мире). 
  4. Выведение отдельной дисциплины – «экономической географии». 
  5. Создание науки о стекле (она произошла на стыке физики и химии). Ломоносов представил обществу возможность создания цветных стекол и варку смальт. Сам он создавал таким образом уверительные мозаичные картины. 
  6. Многочисленные филологические труды. Среди них – «Русская грамматика», внесение реформ в стихотворное творчество и введение в русский язык новых слов (большинство из них связано с различными научными исследованиями). 

Нельзя забывать и о том, что Михаил Васильевич был отличным филологом и поэтом. Он написал несколько произведений, и одно из них даже было отмечено государственной наградой (есть легенда, согласно которой две тысячи рублей были доставлены ему на двух возах, так как в казне были только медные деньги). Среди известных поэтических сочинений М. В. Ломоносова: «Размышления о Божием величестве»; «Гимн бороде»; «Блаженство общества всядневно возрастает…», «Ода на день восшествия […] Елисаветы».

Ведущим жанром его произведений (их относят к лирике) является торжественная ода. 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий