Мольер краткая биография писателя

Аркадий Гайдар, Януш Корчак, Лев Кассиль, Марк Твен всё это имена известных детских писателей, произведения которых читал каждый. Их рассказы и повести наполнены добротой, гуманностью. Что известно о жизни этих писателей? Были ли они так же добры и гуманны, как их книги?

Об известных детских писателях, особенно отечественных, в советские времена информации было мало. В хрестоматиях и учебниках присутствовали, конечно, биографии авторов, но были они скудны, шаблонны и нередко лживы. Писатель, создававший нравоучительные произведения для детей, не мог иметь пороков и слабостей.

Сегодня информация о том или ином известном человеке открыта. Мы можем узнать, каким был в личной жизни популярный автор, что любил, от чего страдал, как провел последние дни жизни. Биография самых известных детских писателей и сегодня, безусловно, не лишена вымысла, однако куда более достоверна, нежели тридцать-сорок лет назад.

Ниже представлены интересные факты из жизни авторов, произведения которых известны всем. Или почти всем. Имена известных детских писателей перечислены в алфавитном порядке.

Ханс Кристиан Андерсен

Пожалуй, это самый известный детский писатель. Кто не читал сказок Андерсена? «Снежная королева«, «Русалочка«, «Дюймовочка«, «Дикие лебеди«, «Гадкий утенок« сюжет этих сказок помнит каждый.

Детские годы известного писателя прошли в нужде. Отец Андерсена был башмачником, мать парочкой. Будущий сказочник ребёнком был весьма восприимчивым, эмоциональным. Мать Ханса, по-видимому, была женщиной доброй и внимательный. Сына она отдала в благотворительную школу одно из редких в то время учебных заведений, в которых не практиковались физические наказания. В возрасте 14 лет Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Он мечтал стать знаменитым. Как известно, мечта его сбылась.

Агния Барто

Женщина, написавшая множество стихотворений для детей, пережила страшную потерю — смерть собственного ребенка. Агния Барто родилась в Москве, в интеллигентной еврейской семье. С детства занималась в балетной школе, окончила хореографическое училище. Девичья фамилия поэтессы Волова. «Барто« она унаследовала от первого мужа, поэта и орнитолога. Сын Гарик погиб за 4 дня до Великой Победы — 5 мая 1945 года.

Согласно некоторым сведениям, Агния Барто, будучи автором добрых детских стихотворений, в жизни добротой не отличалась. Она принимала активное участие в травле дочери Чуковского. Подпись Барто стояла и в коллективном письме, посвященном одному из произведений Корнея Ивановича, которое цензоры назвали «шарлатанским несуразным бредом«.

Аркадий Гайдар

Произведения этого автора раньше присутствовали в каждой домашней библиотеке. Как правило, краткая биографическая справка содержалась во вступлении. Об известном детском писателе, однако, правду не писали. Уж больно неприглядной она была.

Рождённые в СССР помнят такие произведения, как «Голубая чашка«, «Чук и Гек«, «Тимур и его команда«. Некоторые книги Гайдара входили в школьную программу, многие из них были включены в список литературы на лето. Однако советские читатели ничего не знали о том, что известный детский писатель был психически неуравновешенной личностью и убийцей.

Военную карьеру Аркадий Гайдар начал в четырнадцать лет. В семнадцать он уже возглавлял полк. В двадцать был принят в части особого назначения и направлен в Хакасию. Здесь он должен был найти и уничтожить белых офицеров, которые выступали под руководством Колчака. Это Гайдару не удалось, а потому он разгневался и принялся казнить простых, ни в чём не повинных людей. Даже у активных участников «красного террора» эти действия вызвали шок. Гайдара сняли с должности. Некоторое время он провел в психиатрической лечебнице.

Амадей Гофман

Какие произведения прежде всего приходят в голову при имени этого известного детского писателя? Список книг Гофмана довольно обширен, самые знаменитые «Золотой горшок«, «Щелкунчик и Мышиный король«, «Песочный человек«, «Эликсиры сатаны«. Последнее произведение, правда, ориентировано далеко не на детскую аудиторию.

Амадей Гофман самый известный немецкий писатель-романтик. По его произведениям создано несколько балетов, снято множество фильмов. При этом Гофман, впрочем, как и многие другие его коллеги, большую часть жизни провёл в нищете. Все его попытки заработать на жизнь литературой приводили к бедности. Лишь в последние годы ему удалось поправить свое финансовое положение благодаря получению небольшого наследства.

Лев Кассиль

Известный детский русский писатель окончил физико-математический факультет МГУ. Будучи студентом третьего курса, он вдруг испытал неотвратимую тягу к литературному творчеству. Прежде всего это выразилось в пространных письмах, которые Кассиль регулярно отправлял родным. Каждое его послание было объемом около тридцати страниц.

Младший брат относил письма в местную редакцию, где их с радостью публиковали, о чем автор долгое время ничего не знал. Когда же ему стало известно, что его послания имеют некоторую художественную ценность (иначе их бы не публиковали в газете), решил зарабатывать на написании литературных произведений. Самая известная книга Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

Редьярд Киплинг

Родители создателя «Книги джунглей« мечтали о том, что любимый сын станет офицером. Редьярд и сам был не против военной карьеры. Однако с детства страдал близорукостью, а потому пришлось заняться литературным творчеством. Небольшие рассказы Редьярд писал ещё в военном училище. Настоящая писательская карьера началась после нескольких поездок в Азию и США в качестве корреспондента.

Януш Корчак

По мнению одного из польских музыкантов, проживавших в Варшаве в конце тридцатых годов, писатель представлял собой удивительно благородного человека. Много лет Корчак занимался литературным творчеством, но при жизни его не относили к прозаикам первого ряда. Всё дело в том, что его творчество относилось к довольно специфической области.

Он писал только для детей и только о детях. В его книгах можно видеть глубокое знание детской психологии. Но главным, пожалуй, было даже не то, как писал Корчак, а то, как он жил. Каждую минуту он посвящал детям. Этой позиции педагог не изменил даже в последние часы своей жизни.

Писатель организовал несколько домов сирот, проводила сбор пожертвований, вел детские передачи на радио. В 1940 году он оказался в Варшавском гетто вместе со своими воспитанниками. Корчак мог бы избежать смерти. Он был довольно известной личностью и имел возможность с помощью своих почитателей спрятаться на «арийской« стороне. Но, конечно, не сделал этого. В августе 1942 года в Треблинку было отправлено около двухсот детей. Корчак предпочел остаться со своими воспитанниками и принять смерть в газовой камере.

Льюис Кэрролл

Создатель знаменитой серии произведений о приключениях Алисы родился в семье священника. Льюис Кэрролл, кроме того, обладал выдающимися математическими способностями. Он получил степень бакалавра, затем выиграл конкурс на чтение лекций в одном из английских университетов. Даже когда стал знаменитым писателем, он продолжал публиковать научные труды под собственным именем. В действительности Льюиса Кэрролла звали Чарльз Лютвидж Доджсон.

Марк Твен

Американский прозаик, как известно, писал не только для детей. Его творчество охватывает немало жанров. Это и сатира, и философская фантастика, и публицистика. Марк Твен много путешествовал, большую часть жизни проработал корреспондентам. Писатель обладал удивительным чувством юмора, при этом был личностью чувствительной, романтичной. В свою будущую жену он влюбился с первого взгляда. Оливия стала инвалидом после травмы, которую получила в юности. Твен до конца жизни заботился о ней.

Корней Чуковский

О детстве писателя известно из автобиографической книги «Серебряный герб«. Мать Чуковского была прислугой в доме состоятельного человека по имени Эммануил Левенсон. От него она и родила в 1882 году мальчика, который впоследствии стал одним из лучших советских детских писателей. Отец же решил связать жизнь с женщиной своего круга. Детство будущего поэта и прозаика прошло в Одессе. Здесь он учился некоторое время в гимназии, которую окончить не удалось из-за низкого происхождения.

Настоящее имя писателя — Николай Корнейчуков. В метрике у него, как у незаконнорожденного, не было отчества. Позже он взял псевдоним и добавил фиктивное отчество. У писателя было четверо детей, из них троих он пережил. Многие стихотворные произведения он посвятил дочке Мурочке, умершей в возрасте 11 лет.

И ещё один факт из биографии Корнея Чуковского. Его творчество высоко ценили критики и литературные деятели. Он был лауреатом Государственной премии. Но как никто другой поддерживал талантливых коллег-писателей, оказавшихся в опале, а потому под конец жизни приобрел немало недоброжелателей.

Похожие статьи

Антоний Погорельский
Антоний Погорельский
Псевдоним(ы) Антоний Погорельский
Дата рождения 1787 г.
Место рождения Москва
Дата смерти 21.07.1836
Место смерти Варшава
Гражданство Российская империя
Период творчества первая половина XIX в.
Род деятельности писатель
Жанр баллады, стихи, проза
Язык произведений русский
Срок авторских прав общественное достояние

Антоний Погорельский

— псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, писателя-романтика первой половины XIX в.

Краткая биография Антония Погорельского

История жизни русского писателя Алексея Алексеевича Перовского, рожденного в 1787 году, публиковавшегося под именем Антония Погорельского

, очень короткая: он прожил всего лишь 49 лет, но жизнь его была насыщенной и плодотворной.

image image Происхождение и воспитаниеПо происхождению своему Алексей был байстрюк. Родился в Черниговской губернии в поместье Погорельцы, от внебрачных отношений государственного деятеля графа Разумовского и мещанки Марии Михайловны Соболевской.

Читайте также:  Рецензии на книгу «Петербургские повести» Николай Гоголь

В этот же период проявляется первый литературный опыт молодого Алексея. В тысяча восемьсот седьмом он принимается за перевод творения Карамзина «Бедная Лиза» на немецкий язык. Затем будущий писатель Антоний Погорельский все свое умение и знания направляет на чиновничью службу. Прежде всего благодаря своему отцу, связи и положение которого давали возможность Алексею достигнуть прекрасных перспектив.

Известные произведения Антония Погорельского

За свою недолгую жизнь Антоний написал много рассказов, стихов и прочих произведений, но все они в своем большинстве являются сказками для детей: веселыми, фантастичными и поучительными. Важно, что каждое произведение преподает свой урок, но без лишнего морализма.

Однако самыми популярными, получившими еще при жизни автора оценку высшего класса от Пушкина и Жуковского, остаются произведения, вошедшие в сборник «Монастырка»:

  1. «Черная курица, или Подземные жители»

    (1829) — увлекательная повесть для любого возраста, с удивительным раскрытием характера основного героя.

  2. «Лефортовская маковница»

    (1825) — увлекательная веселая и озорная сказка с необычной концовкой.

  3. «Магнетизер»

    (1830) — в произведении рассказывается о провинциальном купеческом семействе, окруженном таинственностью и фантастикой.

  4. «Посетитель магика»

    (1829) — его содержание, как и «Черной курицы», раскрывает внутренние миры персонажей, правдиво описывает Петербург, невольно вовлекая в волшебный и наивный мир произведения.

  5. «Монастырка»

    (1830-1833) — несмотря на множество описанных бытовых сцен, впрочем, нисколько не нарушающих целостность романа, его сюжет легок, романтичен и сентиментален.

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева И. Н. Антоний Погорельский // Детская литература : учебник для вузов и средних педагогических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — Москва : Academia : Высшая школа, 2000. — С. 113–117.
  • Коровин, В. Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский) : (1787–1836) / В. Коровин // Антология мировой детской литературы. — Москва : АВАНТА+. — 2002. — Т. 5. — С. 380–382.
  • Русские писатели : биобиблиографический словарь. : в двух частях : Часть 2 : М – Я / под редакцией П. А. Николаева. — Москва : Просвещение. — 1990. — 446 с. : 4 л. портр. — (Библиотека учителя русского языка и литературы).
  • Светлова, Г. Друг Пушкина Анатолий Погорельский / Г. Светлова // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 2. — С. 61–64. — Ил. — (В мире прекрасного).
  • Турьян, М. Жизнь и творчество Антония Погорельского : вступительная статья / М. Турьян // Избранное / А. Погорельский. — Москва : Советская Россия, 1985. – С. 3–22.
  • Турьян, М. А. Личность А. А. Перовского и литературное наследие Антония Погорельского / М. А. Турьян // Погорельский, А. Сочинения. Письма / Антоний Погорельский ; подгот. изд. М. А. Турьян ; отв. ред. Б. Ф. Егоров. — Санкт-Петербург : Наука, 2010.
  • Шаров, А. И. Антоний Погорельский // Волшебники приходят к людям : книга о сказке и о сказочниках /Александр Шаров ; худож. Ника Гольц. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — С. 82–104.
  • Шевляков, А. И. Волшебное семечко: Пьеса по сказке А. Погорельского «Чёрная Курица, или Подземные жители» / А. И. Шевляков // Театр круглый год. — 2006. — Вып. № 4. — С. 21–25.
  • Шелаева, А. А. Антоний Погорельский и его сочинения : послесловие / А. А. Шелаева // Избранное / А. Погорельский. — Москва: Правда, 1988. — С. 373–389.
  • Горленко, Василий Петрович (1853–1907). Алексей Алексеевич Перовский Текст : электронный ресурс : биографический очерк / В. Горленко. — Киев : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1888. — 16 с. Оригинал хранится в РГБ. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Кирпичников А. И. Перовский, Алексей Алексеевич Текст : электронный ресурс : биографический очерк // Русский биографический словарь А. А. Половцова. — Режим доступа : Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Малая С. Погорельский Антоний Текст : электронный ресурс / Светлана Малая // Библиогид. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как повесть о масонской инициации Текст : электронный ресурс // Вопросы литературы. — 2012. — № 5. — С. 124-144. — (Над строками одного произведения)
  • — RU RGDBBIBL240026. Татаринова Н. Н. Перовский Алексей Алексеевич (Антоний Погорельский) (1787–1836) Текст : Электронный ресурс / Н. Н. Татаринова // Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855). Вып.1 / под редакцией А. К. Покровской и Н. В. Чехова; Институт методов внешкольной работы, Отдел детского чтения. — Москва : Издание ИМВР, 1927. — С. 151–156. — (Труды комиссии по истории русской детской литературы ; Т. 1). — Режим доступа: Открытый доступ
  • Турьян, М. А. О «Черной курице» Антония Погорельского Текст : электронный ресурс / М. А. Турьян // И время и место : историко-филол. сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата / сост. Рональд Вроон ; издатель А. Р. Курилкин. — Москва : Новое издательство, 2008. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)

Последние годы жизни и смерть писателя

С 1826 по 1830 гг. Антоний занят на государственной службе в Петербурге, к которой вернулся, и активно участвует в судьбе учебных заведений. Выйдя в отставку, автор снова селится в своем имении, лишь иногда заезжая в Москву, полностью посвятив себя воспитанию своего любимого племянника Алексея Толстого и писательской деятельности.

К. Брюллов. Портрет А. Погорельского

В 1835 г. Погорельский почти захватывает в плен художника Брюллова, посетившего Москву, перевезя без ведома его вещи в свою квартиру на Тверской. Там художник написал портрет писателя и иллюстрации к его произведению «Монастырка», но вскоре сбежал от него из-за ссоры.

В 1836 г. писатель, на тот момент уже болевший туберкулезом, умирает от обострившейся болезни во Франции

, на пути в лечебный санаторий в Ницце. Похороны автора прошли в Варшаве на Православном кладбище.

Как обстояли дела с личной жизнью

Почти ничего не осталось в записях о романах писателя. Официальной жены у него не было, как и детей, признанных родными. В записках других писателей оставлены воспоминания о дружбе с Карамзиным, который повлиял на творчество Погорельского, его высоко ценил Пушкин. Писатель близко сошелся с Вяземским на литераторской почве. Его сложно заподозрить в нетрадиционной ориентации. Скорее, привязанности с молодыми людьми связаны с дружескими собраниями и различными юношескими приключениями.

Ходили слухи, что он влюблен в свою родную сестру Анну Розумовскую, которая разошлась с графом К. Толстым. В этом браке родился выдающийся писатель Алексей Толстой. Его воспитанием с самого младенчества будет заниматься Погорельский. Вероятно, до него доходили сплетни, что общество считает Алексея Константиновича его родным сыном, а не племянником. Как он относился к таким поверьям история умалчивает. Но после того, как семья сестры распалась, он стал жить с родственниками в одном имении.

Содержание

Скачать:

Предварительный просмотр:

Изучение биографии писателя на уроках литературы

Свою статью хочу начать с высказывания В. Г. Белинского о том, что биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни». Знакомство ребят с жизнью и миром писателя, его исканиями, личностью вызовет у учащихся интерес и желание прочитать его произведениями.

Вникая творческую жизнью писателя, дети узнают о формировании его взглядов, идейно – творческих устремлениях, связывают с эпохой. Важную роль в изучении биографии писателя играет не только учитель, но и дети. При этом вначале необходимо уточнить, что уже известно ребятам из биографических справок.

— Что вы слышали об этом писателе?

— Какие произведения этого писателя изучались раньше?

— Кто из героев его произведений вам ближе?

К таким уроки стараюсь подобрать материал, которого нет в книге – всё зависит от формы уроков, которые могут быть самыми разнообразными. Не обязательно начинать сообщение с того, что в таком же году, в такой семье родился писатель.

Изучение биографии Гоголя начинаю с цитаты, которая ярко подчёркивает, как уже в молодости он задумывался над своим будущим. Из его юношеской переписки становится очевидным, что он, выросший в поместной усадьбе, приходит к убеждению: средства необходимо добывать собственным трудом.

Знакомясь с И. С. Тургеневым и его рассказом «Муму, считаю очень важным подготовить ребят к чтению и сознательному восприятию произведения. Во вступительном слове необходимо раскрыть отношение Тургенева к крепостному праву ( ведь современным детям это поможет понять многие детали времени), рассказать о детских годах писателя, взаимоотношениях с матерью, о случае, который лег в основу «Муму»

Личность Л. Н. Толстого с первого занятия должна привлечь ребят своей неординарностью, и Правила жизни, которые писатель себе начертал в юности, помогут осознать, в чём величие его. Рассказ сопровождаю выдержками из его дневника, поражающие своей беспощадностью к себе. В конце урока провожу творческую работу: «Мои правила жизни». Учащиеся, пытаясь не повторяться, составляют свои правила.

Важное место занимает на уроке иллюстративный материал(портреты, рисунки, репродукции, альбомы и т.д. Безусловно, несколько минут следует уделить работе с портретом писателя. Беседу можно начать так:

Обычно такие уроки помогают осознать личность писателя или поэта. Хорошим подспорьем на таких уроках бывают грамзаписи, видеофильмы.

Можно также проводить уроки нетрадиционные. Например, заочная «экскурсия» по памятным местам, связанным с именем писателя. Заранее назначаю ведущих. Широко использую для этого демонстрационный материал, пейзажные зарисовки, воспоминания современников о пребывании в этих местах. Такие экскурсии рождают мысль о том, чем был дом для писателя, какие детские юношеские впечатления оставили свой след в его произведениях. Это может быть и традиционный урок, когда разноуровневые задания помогут принять участие всему классу. Например,

Урок по творчеству Чехова можно провести по его афоризмам: «В человеке все должно быть все прекрасно», «Если бы человек на куске земли своей сделал бы все, что мог, как прекрасна была бы земля наша», «Пока все молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

— О чем могут рассказать эти афоризмы?

-Каким вы себе представляете себе этого человека?

Подобные вопросы помогут детям осознанно воспринимать даты. Такие уроки позволяют развивать творческие возможности учащихся. Дети, побывавшие в местах, где жил и работал писатель, расскажут о своих впечатлениях. Чтение стихов поэта будет проникнуто совершенно другими чувствами. Ребята, играющие на музыкальных инструментах, подберут мелодии или споют песни на стихи поэта.

Впервые, знакомя учащихся с личностью Маяковского в 7 классе, можно провести урок – этюд, где молодой Маяковский в желтой блузе после ананасов шампанского уверенно читает:

— Как вам данное стихотворение? Каким себе представляете автора?

Важное место на таких уроках занимают записи тезисов, заполнение таблиц, составление опорной схемы, простых и сложных планов. В конце урока данные задания необходимо проверить, поделиться мнениями, сделать вывод. Хорошо бы предложить небольшие миниатюры:

Заканчивая изучение биографии, можно предложить ребятам сравнить даты. Например,

На любом уроке можно использовать викторину, составленную на материале биографии писателя.

Источник

Изучение биографии писателя как методическая проблема

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Изучение биографии писателя является необходимым условием постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в тру дах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографи и и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.

О внимании к личности художника и той «почве», на которой родил­ ся и развивался его дар, писал В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безус ловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде все го — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других»[1, с. 362]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь сти мулирующих те или иные направления его творчества.

Читайте также:  Назовите поэта в творчестве которого не встречается стихотворение пророк

Идея личностного рассмотрения генезиса литерату рного творчества на разных уровнях его понимания была развита в трудах И. Тэна, Р. Де Гурмона, П. М. Бицилли, Ю. И. Айхенвальда, А. П. Скафтымова и др. Рассматриваемая на фоне историко-биографических реалий тво рящая личность в их исследованиях представала, с одной стороны, как уникальное самоценное явление, а с другой— как выразитель духа времени, сво еобразный «голос эпохи».

В первой половине ХХ в. стали популярны концепции, отрицающие роль писателя как личности. Так, сторонники формального метода выдвигают принцип «литературы без имен». Однако любые попытки абсолютиза ции какой-либо из сторон процесса литературного творчества ведут к односторонности, сужению взгляда на объективную картину художественного развития.

В современ ном литературоведении элементы биографического метода наряду с концепциями внеиндивидуальной детерминации творческой дея тельности художника составляют широкий контекст изучения, без которого невозможно объективное, многоаспектное изучение лите ратуры как художественного явления.

Каковы цели и задачи школьного изучения биографии писателя?

Методический аспект рассмотрения биографического материала – подготовка к анализу изучаемого литературного произведения.

Образовательная задача заключается в знакомстве школьников с основными фактами жизни и творчества программных авторов. Биография должна дать картину формирования личности художника, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи.

Проникновение в творческую лабораторию, тайны гения, способствует эстетическому развитию личности юного читателя.

Значительна воспитательная функция биографического материала – на примере жизни выдающегося человека происходит самоактуализация личности подростка, в свете открывающихся духовных ценностей возникает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [2, с. 230].

Остановимся на имеющих место издержках школьного изучения биографии.

Самый распространенный недостаток – желание расссказать обо «всем» вследствие чего информационный поток «вымывает» живую личность. В этом случае все силы ученика уходят на формальное запоминание фактов биографии.

К методическим огрехам отнесем жесткое следование во всех биографиях за хронологической канвой, а также цитатно-декламационный принцип подачи материала, когда монолог учителя перенасыщен признаниями автора, его близких, отзывами современников и критиков. Эти приемы, переходя из «биографии» в «биографию» теряют эффективность, снижают интерес.

Недопустимо изучение одной только деятельности писателя, отрыв ее от частной жизни, как и сосредоточенность на бытовой стороне или зацикливание на перипетиях личной жизни.

Серьезный недостаток – наведение «хрестоматийного глянца», упрощенный, выхолощенный подход к сложной личности, неоднозначным фактам его жизни. В этом случае можно не рассчитывать на заинтересованное отношение к произведениям «дистиллированного» автора. С другой стороны, можно быть обвиненным в ханжестве и спровоцировать вопросы в лоб об аморальном поведении классика, его сомнительных поступках, о которых, без сомнения, ребята знают от родителей, из масс-медиа и т. д.

Необъективным будет и объяснение своеобразия художника только принадлежностью к определенной социальной группе (дворянское воспитание и образование, родом из деревни и т. д).

Еще одна принципиальная ошибка – прямое «иллюстрирование» того или иного момента в биографии писателя произведениями, созданными в данный период или имеющими автобиографический фон. Ведь факты биографии входят в произведение, только определенным образом трансформировавшись, поэтому важно предложить убедительную интерпретацию биографического контекста того или другого произведения.

Чтобы избежать отмеченных недостатков, школьное изучение биографии писателя должно строится на следующих принципах:

– историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути;

– четкая концепция личности и творчества;

– воспитание ученика через материал;

– взаимосвязь изучения биографического материала и произведений

– беллетризированный характер излагаемого материала.

Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних классах занимает часть урока (5–15 минут), а в старших носит самостоятельный и законченный характер и может занимать целый урок.

Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоционального слова о поэте. Из жизни автора следует выбирать наиболее эмоционально насыщенные эпизоды, высказывания, фотографии. Не стоит превращать рассказ о поэте в обязательный, чисто ритуальный элемент урока. Иногда жизнеописание можно заменить «разглядыванием» портрета, «галереи» специально подобранных репродукций, иллюстраций, фотографий или беседой, построенной на толковании детьми высказываний автора о жизни и творчестве. Интонационным камертоном для живого рассказа о жизни писателя и лучшим материалом для него являются мемуары, дневники, письма, страницы автобиографических книг и автобиографий.

При подготовке к урокам (учебным ситуациям на уроке), посвященным рассмотрению писательских биографий в старших классах, выбор форм работы значителен. Учащимся можно предлагать разнообразные опережающие задания репродуктивного и исследовательского характера: познакомиться с историей жизни и записать в тетрадях особо значимые факты биографии писателя; в приведенной в учебнике биографической справке (в статье биографического словаря или справочника) выделить наиболее яркий эпизод или наиболее интересную характеристику, помогающие лучше понять поэта; подготовить эмоционально-психологический портрет поэта; подобрать факты, раскрывающие особенно ярко индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы и др.

В повседневной практике при изучении биографиче с кого материала недостаточно используются возможности критических и мемуарных источников для активизации мыслительной деятельности школьников.

Педагогическая целесообразность использования при изучении жизненного пути писателя оригинальных трактовок личности творца состоит в стимулировании личностного восприятия биографического материала, внимания юного читателя к судьбе того или иного художника. Подобранные с целью ознакомления высказывания должны быть самодостаточными, то есть не требовать, за редким исключением, комментария.

Самостоятельность школьников при изучении биографического материала постепенно расширяется. Учащиеся не только знакомятся с биографическими сведениями, помещенными в учебниках, но и дополнительной литературой, воспоминаниями современников, дневниковыми записями. Подобная работа приучает к чтению мемуарной литературы, углубляет и обогащает представления учащихся о личности и творчестве изучаемого автора. Такой литературно-критическом жанр, как «слово о писателе», способствует нравственно-эстетическому развитию учащихся, формирует у них умение соотносить личное восприятие биографического материала и его объективный смысл.

Читайте также:  Творчество есенина стихи самые популярные

Большое место в работе по биографии должна занимать характеристика среды, в которой находился писатель, его современников и – еще шире – его эпохи. «Типологическое» освещение личности писателя должно сочетаться с важнейшей задачей изучения ее неповторимого своеобразия. В биографии писателя должна освещаться не эпоха сама по себе, не хроника событий как таковая или как внешняя канва, а индивидуальная особенность отражения в мировоззрении данного писателя закономерностей действительности, своеобразие его откликов на процессы и явления эпохи.

Литературный курс в старших классах должен быть не набором «пер сональных» монографических тем, а сложным, противоречивым мно гоголосым единством, заключающим в себе диалектику исторического движения нации. Характеризуя ту или иную литературную эпоху, необходимо выделять определенные «системы биографий» – биографические общности, складывающиеся в силу общих групповых писательских установок или под влиянием внешних исторических обстоятельств. Этой задаче должен отвечать и материал обзорных уроков, освещающих различные периоды развития литературы.

Литературное произведение является фактом истории, истории культуры, истории литературы и биографии автора. Обращение к биографии и к эпохе слова необходимо не только для объяснения произведения, но в первую очередь для его понимания, понимания эстетического в том числе.

В школьном курсе литературы л ичность писателя, его творчество и эпоха завязываются в один узел, начало и конец которого сходятся в личности писателя.

1. Белинский, В. Г. Собр. соч.: в 9 т. / В. Г. Белинский. – Т. 8. – М.,1982.

2. Лотман, Ю. М. Биография–живое лицо / Ю. М. Лотман // Нов. мир. –1985. –№ 2. –С.228–236.

Источник

Биографический метод в литературоведении

Читайте также:  Рисунок русского народного творчества

Источник

Русская литература подарила миру огромное количество прекраснейших и неповторимых произведений, которыми восхищаются не только у нас, но и за рубежом.

Многие престижные зарубежные вузы мира считают за честь включить в свои учебные планы изучение русской литературы. Например, так поступают Оксфордский, Стэнфордский, Гарвардский, Принстонский, Американский и Йельский университеты. О том, что это не просто слова, свидетельствуют памятники нашим писателям и поэтам, которые установлены на территории кампусов некоторых из этих университетов.

Самые известные деятели русской словесности не были заурядными личностями, у каждого из них была своя уникальная и неповторимая судьба, и зачастую совсем непростая. То, как эти люди видели мир, мы находим на страницах их бессмертных произведений, которые читаем еще в школе, а затем перечитываем уже в зрелом возрасте. Notagram.ru вспоминает самых известных русских писателей, которые подарили миру настоящие литературные шедевры.

Самые известные русские писатели и их произведения

Лев Толстой

Фото: wikipedia

Если говорить о русской литературе, то начинать нужно с Льва Толстого. Великий гуманист Лео — так называют Льва Толстого во всем мире за его самые светлые идеи и поступки по отношению к людям. Для миллиона зарубежных читателей эта личность прежде всего ассоциируется с добром и каноническим образом настоящего русского человека. «Война и мир» и «Анна Каренина» — это два выдающихся романа, которые детально рассматривают во всех программах по изучению русской литературы. По этим произведениям поставлено множество экранизаций, в том числе зарубежных.

Александр Солженицын

Фото: wikipedia

Александр Солженицын — самый яркий представитель эпохи современной русской литературы, который считал своим долгом писать подлинную историю нашей страны. Конечно все это шло вразрез с тогдашней реальностью, но литературный запал писателя от этого не становился меньше. Талантливый историк, бескомпромиссный общественный деятель и настоящий мыслитель своего времени запомнился нам прежде всего романом «Архипелаг ГУЛАГ» и повестью «Один день в жизни Ивана Денисовича».

Иван Тургенев

Фото: wikipedia

Вряд ли кто найдется среди нас, кто в детстве не обронил слезу узнав трагическую историю дружбы Герасима и Муму. Но мало кто знает, что Иван Тургенев был автором так называемой художественной системы, которая полностью и кардинально изменила поэтику романа как у нас, так и за рубежом. Наш соотечественник был признан самым выдающимся писателем XIX века и считается одним из лучших классиков всех времен. А его роман «Отцы и дети», при жизни писателя, стал своеобразным жизненным трамплином для всей молодежи.

Владимир Набоков

Фото: wikipedia

Владимир Набоков — один из самых неординарных и ярких русских писателей, покинувших свою родину и сделавший для нее титаническую работу по популяризации русского языка и литературы. Благодаря переводчику и преподавателю русской литературы Набокову мы узнали о «них», а «они» узнали о нас. То, с какой педантичностью подходил к переводам Набоков, можно считать настоящим примером для подражания. Свою эпатажную «Лолиту» для русских читателей он не перевел, а просто переписал заново. И все потому, что наше литературное восприятие в корне отличается от зарубежного.

Антон Чехов

Фото: wikipedia

Величайший пример того, как человек может найти себя даже в зрелом возрасте, служит история жизни Антона Чехова. Будучи врачом по профессии, а писателем по призванию, он не уставал оттачивать свое литературное мастерство. Чем старше становился Чехов, тем более серьезными и философскими становились его произведения. Краткость — сестра таланта. Таково было творческое амплуа нашего литературного гения, которое позволило создать Чехову нетленные «Три сестры», «Чайку» и «Даму с собачкой».

Иван Бунин

Фото: wikipedia

Иван Бунин — не просто наш выдающийся писатель и поэт, это первый наш соотечественник, который стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Его творчество вобрало в себя все лучшее от Толстого и Чехова. Даже в иммиграции он ни на секунду не забывал о родине и безустанно развивал традиции русской классической прозы. Иван Бунин оставил после себя легендарные, вдохновляющие произведения, среди которых особенно выделяются «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Жизнь Арсеньева» и цикл «Темные аллеи».

Михаил Булгаков

Фото: wikipedia

Самый яркий литературный след в эпоху революционного романтизма принадлежит конечно же Михаилу Булгакову. Булгаков писал метко, и бил в самое яблочко человеческих пороков и сущности, попутно высмеивая новый устрой общества. Конечно же цензура всячески боролась с проникновением в массы сатирических произведений автора, но была бессильна перед талантом Булгакова. «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Мастер и Маргарита», — все это издавалось самиздатом и передавалось из рук в руки по всей стране.

Николай Гоголь

Фото: wikipedia

Николай Гоголь — один из самых любимых писателей, которого читают во всем мире. Гоголь любил и восхищался украинским селом, в его творчестве эта тема занимает знаковое место. До Гоголя, пожалуй, никому так ярко и искренне не удавалось раскрыть внутренний мир маленького человека и заставить своего читателя со всей душой сопереживать ему. Но прежде всего творчество Гоголя — это подлинная антология наших характеров, душевных порывов и всех свойственных нам пороков. Самые известные произведения, принадлежащие перу великого писателя конечно же «Мертвые души», «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Александр Пушкин

Фото: wikipedia

Жизнь гения коротка и ярка, и пример тому судьба нашего самого талантливого поэта. Пушкин прожил всего лишь 37 лет, за которые успел сделать просто невозможное для всей русской литературы. Именно он стал родоначальником русского реализма и прочертил линии развития всей русской литературы по меньшей мере на 200 лет вперед. Пушкин абсолютный рекордсмен по количеству установленных памятников за рубежом, их насчитывается более 300. Пушкина любят и читают во всем мире, а его «Евгений Онегин» — бессмертное произведение для театральных и кинематографических экранизаций.

Федор Достоевский

Фото: wikipedia

Творчество Федора Достоевского вряд ли кого оставит равнодушным. Вопросы, которые поднимает в своих книгах Достоевский, обрамлены всем тем, что точно и ярко раскрывает всю сущность нелегких человеческих судеб и характеров. Наш писатель считается одним из сильнейших психологов в литературе, никому не удавалось так скрупулезно раскрывать реальную картину жизни людей. Произведения Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» включены во все учебные программы мира по изучению иностранной и русской литературы.

Фото на превью: Julia/flickr

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий