Никколо Паганини биография кратко, интересные факты для детей

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства. Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио и Терезы Паганини, имевших шестерых детей. Его отец был неудачливым маклером и был вынужден подрабатывать игрой на мандолине. В пять лет отец начал учить сына музыке, и уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил в Генуе с концертом, который имел огромный успех. Мальчиком он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что кроме него самого никто не мог их исполнить. В начале 1797 г. Паганини со своим отцом, Антонио Паганини (1757—1817), предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков. В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов. В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, еле держась на ногах, последний раз посещает родную Геную. Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами. Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия. Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл. 

Произведения * 24 каприса для скрипки соло, op.1, 1802—1817 гг. o № 1, ми минор o № 2, си минор o № 3, ми минор o № 4, до минор o № 5, ля минор o № 6, соль минор o № 7, ля минор o № 8, ми-бемоль мажор o № 9, ми мажор o № 10, соль минор o № 11, до мажор o № 12, ля-бемоль мажор o № 13, си-бемоль мажор o № 14, ми-бемоль мажор o № 15, ми минор o № 16, соль минор o № 17, ми-бемоль мажор o № 18, до мажор o № 19, ми-бемоль мажор o № 20, ре мажор o № 21, ля мажор o № 22, фа мажор o № 23, ми-бемоль мажор o № 24, ля минор * Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 2 o № 1, ля мажор o № 2, до мажор o № 3, ре минор o № 4, ля мажор o № 5, ре мажор o № 6, ля минор * Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 3 o № 1, ля мажор o № 2, соль мажор o № 3, ре мажор o № 4, ля минор o № 5, ля мажор o № 6, ми минор * 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели Op. 4 o № 1, ля минор o № 2, до мажор o № 3, ля мажор o № 4, ре мажор o № 5, до мажор o № 6, ре мажор o № 7, ми мажор o № 8, ля мажор o № 9, ре мажор o № 10, ля мажор o № 11, си мажор o № 12, ля минор o № 13, фа минор o № 14, ля мажор o № 15, ля минор * Концерт для скрипки с оркестром №1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.) * Концерт для скрипки с оркестром №2, си минор, “La campanella”, Op.7 (1826 г.) * Концерт для скрипки с оркестром №3, ми мажор (1830 г.) * Концерт для скрипки с оркестром №4, ре минор (1830 г.) * Концерт для скрипки с оркестром №5, ля мажор (1830 г.) * Концерт для скрипки с оркестром №6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно * Le Streghe (Вариации на тему С. Майра), Op. 8 * Интродукция с вариациями на тему “Бог хранит короля”, Op.9 * Венецианский карнавал (вариации), Op. 10 * Концертное аллегро Moto Perpetuo, соль мажор, Op. 11 * Вариации на тему Non più Mesta, Op.12 * Вариации на тему Di tanti Palpiti, Op.13 * 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba, Op. 14 (1835 г.) * Кантабиле, ре мажор, Op. 17 * Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.) Скрипка Паганини 1 ноября 2005 года скрипка работы мастера Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, приобретена на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне за 1,1 миллиона долларов (стартовая цена составила 500 тысяч долларов) председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максимом Викторовым [1]. Я сама видела эту скрипку в музее изобразительных искусств  им. Пушкина на выставке, а затем слушала ее звучание на заключительном концерте. Играл Стадлер- он был председателем конкурса скрипачей им. Паганини.  Председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства заверил, что этот инструмент обязательно прозвучит 1 декабря 2005 года в Большом зале Московской консерватории на закрытии Московского международного конкурса Паганини. Указанная скрипка является одним из пятидесяти инструментов работы Карло Бергонци, дошедших до XXI века. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Общая активность: 13288 баллов [?]

​45 интересных фактов о Никколо Паганини

image

1. Знаменитый скрипач Никколо Паганини обладал сверхъестественным талантом.

2. Звание самого виртуозного скрипача всех времён и народов Никколо Паганини носил по праву.

3.В мире и до него, и после были очень одарённые музыканты, но никому из них не удалось даже приблизиться по уровню мастерства к этому итальянскому маэстро, который поражал всех своих современников.

4. Громадная слава окружала Никколо Паганини ещё при жизни. А вот его личность при этом всегда оставалась довольно таинственной.

6. Виртуоз — композитор родился в многодетной семье, он был третьим по счету ребенком из шести детей.

7.Его отец сначала работал грузчиком, а позже открыл лавку в порту.

8.Но при переписи населения Генуи указали, что Антонио Паганини был «держателем мандолин» — так приказал сам Наполеон.

9.С 5 лет отец начал учить мальчика играть на мандолине, а с 6 – на скрипке.

10. Уже в 8-летнем возрасте Паганини написал сонату для скрипки.

11.Никколо оттачивал свое мастерство по много часов в день – занимался он до полного изнеможения, постоянно придумывал себе новые упражнения.

12. Первый публичный концерт музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино г.Генуи – вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось только 13) отправился в Парму – обучаться у Алессандро Ролла (известного скрипача и педагога).

13. Когда отец юного Никколо привёл его к знаменитому на тот момент скрипачу Алессандро Роллу, тот услышал игру ребёнка и сказал, что ничему не сможет его научить, потому что и так уже всё умеет.

14. С раннего детства деспотичный отец заставлял юного Никколо днями напролёт заниматься музыкой, не выпуская его даже погулять на улице.

15. От таких нагрузок мальчик впал в кому и едва не был похоронен живьём, так как его сочли умершим.

16. Скрипач никогда не отличался крепким здоровьем и часто болел.

17. Если верить исследователям жизни Паганини (Тибальди-Кьеза в серии «Жизнь замечательных людей»), музыкант позже вспоминал: когда он не проявлял должного прилежания, отец его наказывал – впоследствии это отразилось на слабом здоровье скрипача.

18. Современники описывали великого скрипача, как довольно мрачного и угрюмого человека.

19.По-настоящему жил он только на сцене, со скрипкой в руках.

20. В биографии Паганини часто упоминается, что он был очень рассеянным человеком.

21.Нередко он забывал и путал даже собственный день рождения, а в ответ на замечания отвечал, что его память находится не в голове, а в руках, которые держат скрипку.

22. Он отличался скрытностью, не имел учеников, не раскрывал своих секретов игры и практически не публиковал своих произведений. Из-за этого достоверных фактов о биографии Паганини до нас дошло немного.

23. Паганини был весьма суеверным человеком, судя по дошедшим до нас обрывкам его биографии.

24.На протяжении всей жизни Никколо Паганини тренировался в игре на скрипке почти каждый день, затрачивая на это по 2-3 часа, а то и больше.

25. Никколо Паганини был любимцем женщин. У него даже были кратковременные романы с двумя сёстрами французского императора Наполеона.

26. Отец скрипача был помешан на музыке. Он безуспешно пытался учить Карло, старшего брата Никколо, а потом переключился на него. Паганини-старший запирал отпрыска в кладовке и заставлял музицировать днями напролёт.

27. Однажды Паганини поспорил, что сможет дирижировать целым оркестром с помощью скрипки всего с двумя струнами. И, разумеется, он выиграл заключенное пари.

28. Паганини утверждал, что секрет его мастерства заключается в полном и безраздельном духовном слиянии со скрипкой.

СКРИПКА НИККОЛО ПАГАНИНИ

29. Никколо Паганини владел бесценной коллекцией скрипок. В коллекции скрипок скрипача — виртуоза были работы Страдивари и Амати.

30. На день рождения Наполеона Паганини на спор сыграл всего на одной струне.

31. Никколо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона.

32.Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.

33. На протяжении трёх лет Паганини прожил с некоей знатной дамой в её поместье в Тоскане, но он так тщательно скрывал её имя, что оно так и не дошло до нас.

34. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам.

35. Маэстро мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалась струна, он продолжал играть, не прерываясь).

36. Ко Дню рождения императора Паганини написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).

37.Азартные игры на деньги были главной страстью Паганини в течение всей жизни.

38. Великий скрипач никогда не был женат, но оставил после себя сына. После того, как он разошёлся с его матерью, Паганини добился единоличной опеки над отпрыском, и с тех пор он стал запрашивать огромные деньги за свои концерты, желая оставить сыну крупное наследство.

39. Когда английский король захотел, чтобы Паганини устроил ему частный концерт, но предложил за это всего половину суммы, скрипач в ответ предложил экономному монарху посетить его концерт в театре.

40. Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии. Документы общества подтверждают его принадлежность к масонам.

41. Музыкант активно гастролировал по Европе, и везде его концерты пользовались невероятной популярностью.

42.После своей смерти в 1840 году он оставил состояние в несколько миллионов франков.

43. Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Она до сих пор хранится в музее, а называют её «Вдова Паганини».

44. При жизни скрипач и композитор пользовался невероятным успехом, Оно остаётся с ним и сейчас, спустя несколько сотен лет после его смерти.

45.Его современники утверждали, что он, наверное, родился уже со скрипкой в руках — как иначе ещё можно было объяснить его уникальный талант?

07.10.2019 02:51 9760

27.10.2017 00:01 35068 Никколо Паганини. www.globallookpress.com Статья по теме Виртуоз, масон, возлюбленный сестры Наполеона: 11 фактов о Никколо Паганини В 1827 г. этот человек удостоится Ордена Золотой шпоры – второй по значимости награды Ватикана, которую выдаёт сам римский Папа и только за «значительный вклад в дело распространения католической веры и иные деяния во славу святой Церкви». И это при том, что церковь он не посещал, церковников недолюбливал, духовную музыку не писал и не исполнял. Звали его Никколо Паганини. Непревзойдённый виртуоз скрипки.

Сила и слабость

Самое интересное, что почти всё это – чистая правда. Фамилия Паганини происходит от слова paganus – язычник. Никколо Паганини действительно родился в городе Генуя на улице Пассо ди Гатта Мора, что переводится как «улица Чёрной Кошки». И даже оскорбительное на первый взгляд слово «урод» может считаться всего лишь констатацией факта – есть мнение, что Паганини страдал редким врождённым недугом. Синдром Марфана. Правда, в лёгкой форме – «всего лишь» удлинённые конечности и мягкость соединительных тканей.

Никколо Паганини. Гравюра Ричарда Джеймса Лейна, 1831 г. Источник: Commons.wikimedia.org

Доктор Франческо Бенатти, который наблюдал и лечил Паганини во время гастролей в Париже, оставил подробное описание особенностей своего пациента: «Левое плечо на шесть дюймов выше правого, так что, когда он стоит, опустив руки, одна кажется намного длиннее другой. Необычайно, надо сказать, растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястье с кистью и фаланги друг с другом. Кисть его не больше нормальной величины, но он может удвоить ее длину растяжением всех ее частей. Так, например, он сообщает фалангам пальцев левой руки, которые касаются струн, необычайно гибкое движение, отчего пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это изумительно легко, точно и быстро».

Статья по теме Скрипичный дьявол. Жизнь и достижения «разбойника» Паганини Шесть дюймов – это много. Это больше 15 сантиметров. Перекос не просто впечатляющий, а бросающийся в глаза. Вообще-то с такими деформациями скелета играть на скрипке не просто сложно, а почти невероятно. Чтобы хотя бы удержать инструмент, нужно было неестественным образом согнуться, вывернуть шею и растопырить руки. Собственно, карикатуры времён силы и славы Паганини как раз и показывают нам совершенно нелепую, напряжённую, дьявольски изогнутую фигуру.

А музыка, между тем, потрясающе лёгкая, стильная, непринуждённая, заставляющая думать, что исполнитель владеет каким-то особенным секретом. В поисках разгадки внимательнейшим образом изучали и саму скрипку Паганини – инструмент работы Гварнери. Вот что показала экспертиза, проведённая в 1885 году: «Потертости сбоку от шейки и на спинке свидетельствуют о силе, с какой он держал инструмент во время исполнения высоких пассажей и пиццикато – этим объясняются длинная бороздка вдоль грифа и широкое пятно около шейки на деке инструмента. Потертость краев в изгибах скрипки – впечатляющее свидетельство силы, с какой он ударял по струнам в решительных пассажах на первой и четвертой струне».

С технической точки зрения всё становилось более или менее понятным. Да, врождённое уродство давало неплохой бонус по части растяжки и пластики. Да, инструмент несколько деформирован – это говорит и о серьёзной физической силе Никколо Паганини, и о его упорстве. Однако все эти подробности касаются только извлечения звуков как таковых – громких, пронзительных, не всегда естественных для скрипки. Каким образом они складываются в музыку – рационально объяснить не умели.

Еретик или сам дьявол?

И потому прибегли к объяснениям мистическим. Во время венских гастролей иные зрители ходили на концерты Паганини не столько за музыкой, сколько в надежде лично увидеть то, что им рассказывали: «За спиной музыканта стоит дьявол в красном, с рогами на голове и хвостом между ног и водит его рукой, держащей смычок, а между дьяволом и скрипачом – поразительное сходство!» Во время гастролей в Лейпциге очевидцы «наблюдали» на сцене оживших мертвецов. А критик местной музыкальной газеты решил, что вульгарного «продал душу дьяволу» для такого музыканта будет маловато. И произвёл Паганини непосредственно в падшие ангелы: «Не сомневаюсь, что если осмотреть его хорошенько, то можно будет найти в сапогах – раздвоенное копыто, а под сюртуком – хорошо спрятанные чёрные крылья».

Статья по теме На приёме у врача. Смогли бы современные медики помочь Паганини и Пирогову? Паганини вёл себя как прожжённый делец, своего рода ас чёрного пиара. Эти слухи и сплетни он не опровергал, справедливо считая, что они только подхлестнут интерес публики и могут быть конвертированы в звонкую монету. Так оно и было – скажем, за свои венские гастроли скрипач получил 28 тысяч крон. Франц Шуберт, чьи концерты шли тогда в Вене параллельно, получил за свои выступления в 800 (!) раз меньше.

Эти игры в «родство с нечистой силой» аукнулись уже после смерти Паганини, которая произошла в Ницце. Едва только стало известно, что «дьявольский скрипач» приказал долго жить, епископ Ниццы Доменико Гальвани объявил его еретиком и наложил запрет на погребение тела в освящённой земле. Следом за ним запрет наложили и епископы других итальянских городов. В этом марафоне приняла участие даже Генуя – родина музыканта. Понадобилось 56 лет, чтобы останки Паганини наконец-то упокоились на нормальном человеческом кладбище. 

Паганини на смертном одре. Гравюра на дереве, 1880 год. Источник: www.globallookpress.com

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.

С 16-летного возраста, освободившись наконец от опеки отца, он выступал самостоятельно с неизменным успехом как скрипач-виртуоз. Необыкновенный, доселе невиданный талант быстро сделал Паганини знаменитостью.

Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. Такие приёмы, как игра на одной (4-й) струне, техника двойных нот, разнообразные штрихи для создания колористических эффектов, — всё это он не только применял сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.

Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы.

Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А. Страдивари. Свой инструмент работы Гварнери он завещал родной Генуе, где скрипка хранится до сих пор.

Личность Паганини, его необыкновенные способности, считавшиеся «сверхчеловеческими», порождали многочисленные легенды о нём. Так, например, говорили, что свой талант он получил от дьявола в обмен на душу. Паганини не оспаривал эти домыслы и даже сам иногда подпитывал их, что прибавляло некий ореол таинственности к его громадной популярности величайшего скрипача.

Умер 27 мая 1840 г. в Ницце.

Еще по теме:

Комментарии:

Перейти к навигации Перейти к поиску

Никколо Паганини

image Основная информация:

Дата рождения:
27 октября 1782 года
Место рождения:
Генуя, Генуэзская республика
Дата смерти:
27 мая 1840 года
Место смерти:
Ницца, Сардинское королевство
Страна:
Италия
Профессии:
музыкант, композитор, исполнитель-виртуоз
Инструменты:
скрипка, гитара

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Биография[править]

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал мальчика, если он не проявлял должного прилежания. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто. Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В том же году он прошёл обучение у капельмейстера собора Сан Лоренцо Джакомо Коста.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

27 декабря 1808 года Паганини исполнил в ложе Великого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини[1].

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.

Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

Музыка[править]

image

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на четвертой струне, посвященная княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на первой и второй струнах — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Произведения[править]

  • 24 каприса для скрипки соло, op.1, 1802—1817 гг.
    • № 1, ми минор
    • № 2, си минор
    • № 3, ми минор
    • № 4, до минор
    • № 5, ля минор
    • № 6, соль минор
    • № 7, ля минор
    • № 8, ми-бемоль мажор
    • № 9, ми мажор
    • № 10, соль минор
    • № 11, до мажор
    • № 12, ля-бемоль мажор
    • № 13, си-бемоль мажор
    • № 14, ми-бемоль мажор
    • № 15, ми минор
    • № 16, соль минор
    • № 17, ми-бемоль мажор
    • № 18, до мажор
    • № 19, ми-бемоль мажор
    • № 20, ре мажор
    • № 21, ля мажор
    • № 22, фа мажор
    • № 23, ми-бемоль мажор
    • № 24, ля минор
  • Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 2
    • № 1, ля мажор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ре минор
    • № 4, ля мажор
    • № 5, ре мажор
    • № 6, ля минор
  • Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 3
    • № 1, ля мажор
    • № 2, соль мажор
    • № 3, ре мажор
    • № 4, ля минор
    • № 5, ля мажор
    • № 6, ми минор
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели Op. 4
    • № 1, ля минор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ля мажор
    • № 4, ре мажор
    • № 5, до мажор
    • № 6, ре мажор
    • № 7, ми мажор
    • № 8, ля мажор
    • № 9, ре мажор
    • № 10, ля мажор
    • № 11, си мажор
    • № 12, ля минор
    • № 13, фа минор
    • № 14, ля мажор
    • № 15, ля минор
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
  • Le Streghe (Вариации на тему С. Майра), Op. 8
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
  • Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo, соль мажор, Op. 11
  • Вариации на тему Non più Mesta, Op.12
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti, Op.13
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba, Op. 14 (1835 г.)
  • Кантабиле, ре мажор, Op. 17
  • Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор.
  • Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)

Музыкальные произведения по мотивам сочинений Паганини[править]

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий