Опера Орфей Клаудио Монтеверди создана в 1607 году на либретто Алессандро Стриджо.

Итальянская опера
Монтеверди Клаудио (Claudio Monteverdi)

1607 — Орфей (L’Orfeo)

imageСвое первое произведение в жанре оперы Монтеверди создал, когда ему было уже более сорока лет. Если до этого момента душа композитора целиком и полностью принадлежала мадригалам, то с Орфеем Монтеверди открыл для себя новую любовь, отныне все его помыслы и устремления отданы музыкальной драме. Более того, пальма первенства в искусстве музыкальной драмы до этого отданная флорентийской опере, теперь будет навсегда связана с именем Клаудио Монтеверди. Каким же образом композитору удалось создать столь мощное произведение, не используя в своем арсенале опыта и истории создания драматической музыки, возраст которой к тому времени составлял не более десяти лет? Само драматическое действо того времени было сведено к минимуму в угоду эффектным декорациям и живописным эпизодам. Богатство вельмож позволяло создавать феерические действия с пышным обрамлением и сотнями участником, однако драматургией мало кто интересовался. Монтеверди же, использовав весь свой опыт и душевную страсть к мадригалам практически стал первооткрывателем драматического действа, он впервые отнесся к сочинению музыки для спектакля серьезно, превратив жанр уютной и романтичной пасторали в поражающее глубиной эмоциональным накалом произведение. В Орфее мы впервые встречаем музыку, способную самостоятельно выразить драматическую идею автора. Композитор впервые синтезировал драму, слова и сценический образ в единый образ, который до этого был неведом флорентийским пасторальным постановкам. В отличие от, например, «Орфея и Эвридики» Глюка и многих других «эвридик» того времени, Монтеверди впервые решил проблему дивертисментного счастливого конца, хотя, конечно, смерть Орфея пришлось все же смягчить вознесением на небеса. Тем не менее, Монтеверди первый пришел к мысли, что сама суть музыкальной драмы является не столько в развлечении, сколько в раскрытии драматизма душевных переживаний. Судя по хроникам придворной жизни того времени, мантуанцы ожидали Орфея с нетерпением и особым ожиданием уникального события. Первое исполнение было встречено овациями и самой высокой оценкой зрителей, а концертное исполнение оперы в Кремоне повлекло за собой приглашение композитора в почетные члены кремонской академии. Орфей однозначно был признан выдающимся произведением современности. Краткое содержание Радостная свадьба Орфея и Эвридики, гости желают новобрачным, чтобы счастье их оставалось неизменным, а боги были благосклонны к их браку. В апогее веселья Орфей исполняет песню столь трогательную, что присутствующий гость признает, что сама природа становится прекрасней от его пения. И в этот момент появляется весть о внезапной кончине Эвридики. Хор оплакивает судьбу влюбленных и поет о недоверии к счастью смертных, на все воля богов. Однако, бросая вызов богам, Орфей отправляется за своей возлюбленной в ад, решив испытать силу своего искусства. Даже страж Харон не смог удержать его от дерзкого намерения. И вот, влюбленный достигает царства Аида, его встречает хор инфернальных существ, драконы, трехголовый Цербер и другие зловещие фигуры. Тронутая несчастьем новобрачных, богиня Прозерпина убеждает своего мужа Плутона отпустить Эвридику обратно к мужу. Однако, условие, поставленное при этом Орфею, он выполнить не смог, в самый последний момент при переходе в царство живых он оборачивается и теряет свою жену навеки. Орфей с разбитым сердцем блуждает по лугам и полям, он умоляет природу скорбеть вместе с ним о его утрате. В этот момент с небес спускается Аполлон и объявляет Орфея своим сыном. Они оба возносятся на небеса под радостные ликования хора. Все завершается диковинным балетом с участием обитателей нижнего и верхнего миров.image Общий музыкальный колорит оперы спокойный, чистый, даже прозрачный. Густых и ярких красок, свойственных мадригалам, в Орфее нет, хотя происхождение оперы из этого жанра тоже очевидно. В отличие от напряженных линий мадригальных басов, здесь остинантный бас ближе к аккордовой структуре и более остро воздействует на слушателя на фоне светлых тонов. Если брать за основу более поздние драматические произведения автора, то инструментовка оперы может показаться хаотичной и даже перегруженной, однако, такой подход к оценке музыки того времени не может быть правомерным. Сама инструментальная концепция оперы Монтеверди ясна и убедительна, музыка звучит не столько перенасыщенно, сколько дифференцированно. Монтеверди раскрашивает каждый образ собственным неповторимым тембральным колоритом, даже хоры имеют каждый свою инструментальную окраску. А инструментальный номер, предваряющий интермедию перед сценой схождения в подземное царство, явно предвосхищает будущие танцевальные номера в произведениях Люлли и Перселла.

Интересные факты:

  • Полная партитура оперы была опубликована два года спустя после премьеры, беспрецендентный факт для того времени, подтверждающий небывалый успех «Орфея»
  • Будучи неподготовленными к созданию нового жанра и воспитанные на приемах пасторального дивертисмента, музыкальные критики того времени отдавали всю славу успеха оперы либреттисту Стриджио и его поэзии
  • Удивительно, что до создания Орфея композитор не создал ни одного собственного инструментального произведения.
  • Некоторые из четырнадцати законченных симфоний из состава оперы в настоящее время исполняются в качестве самостоятельных произведений в манере свободной сюиты.
  • На основе увертюры к Орфею Монтеверди создал свое другое произведение «Литании девы Марии», добавив к увертюре хор.
  • Вперёд

Добавить комментарий

Главная Коллекция «Otherreferats» Музыка Мадригал в творчестве Клаудио Монтеверди

Главные достижения музыкального искусства на исходе эпохи Возрождения. Становление и развитие мадригала в XIV-XVI в. Венецианская, римская и флорентийская школы мадригала. Международное значение опыта мадригалистов. Музыка мадригалов Монтеверди.

Рубрика Музыка
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.01.2018
Размер файла 52,1В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

(крещён 15. V. 1567, Кремона — 29. XI. 1643, Венеция)

Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко. Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди. Точная дата рождения не установлена, но документально подтверждено, что Клаудио Джованни Антонио был крещен 15 мая 1567 в Кремоне.

Клаудио, по-видимому, некоторое время учился у М.А.Индженьери, регента кремонского собора. Первые пять сборников сочинений, вышедших из-под пера молодого композитора (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовные мадригалы, Madrigali Spirituali, 1583; трехголосные канцонетты, 1584; пятиголосные мадригалы в двух томах: Первый сборник, 1587 и Второй сборник, 1590), отчетливо свидетельствуют о полученной им выучке. Период ученичества окончился примерно к 1590: тогда Монтеверди ходатайствовал о получении места скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе и был принят на службу.

Мантуанский период. Служба в Мантуе принесла музыканту немало разочарований. Лишь в 1594 Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601, после ухода Б. Паллавичино, получил должность maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей – Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию (1595) и Фландрию (1599). Эти годы принесли богатый урожай пятиголосных мадригалов (Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятый сборник, 1605). Многие из мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем эти сочинения вызвали приступ гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, который выступил с критикой композиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых статей и книг (1602–1612). Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому сборнику мадригалов и более пространно – устами своего брата Джулио Чезаре в Dichiarazione (Разъяснении), это сочинение было напечатано как приложение к сборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки (Scherzi musicali, 1607). В ходе полемики композитора с критиками были введены в употребление понятия «первая практика» и «вторая практика», обозначавшие старый полифонический стиль и новый монодический стили.

Творческая эволюция Монтеверди в жанре оперы началась позже, в феврале 1607, когда было закончено Сказание об Орфее (La Favola d’Orfeo) на текст А. Стриджо Младшего. В этом произведении композитор сохраняет верность прошлому и предвосхищает будущее: Орфей – наполовину ренессансная интермедия, наполовину – монодическая опера; монодический стиль к тому времени уже был разработан во Флорентийской камерате (группе музыкантов под руководством Дж.Барди и Дж.Корси, которые работали совместно во Флоренции в 1600). Партитура Орфея была издана дважды (1609 и 1615). Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали Ариадна (L’Arianna, 1608) и опера-балет Балет неблагодарных (Il Ballo dell’ingrate, 1608) – оба произведения на тексты О.Ринуччини. В тот же период Монтеверди впервые выступил на поприще церковной музыки и опубликовал выдержанную в старом стиле мессу In illo tempore (в ее основе мотет Гомберта); в 1610 он добавил к ней Псалмы вечерни. В 1612 умер герцог Винченцо, а его преемник сразу же уволил Монтеверди и Джулио Чезаре (31 июля 1612). На время композитор с сыновьями вернулся в Кремону, а ровно через год (19 августа 1613) получил место руководителя капеллы (maestro di cappella) в венецианском соборе св. Марка.

Венецианский период. Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии) сразу избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания. Он прослужил на почетном и хорошо оплачиваемом посту соборного капельмейстера в течение трех десятилетий, и в это время, что вполне естественно, переключился на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера Мнимая сумасшедшая (La finta pazza Licori). Это сочинение не сохранилось, как и большинство музыкально-драматических произведений Монтеверди, относящихся к последним тридцати годам его жизни. Зато до нас дошло прекрасное произведение, представляющее собой нечто среднее между оперой и ораторией: Поединок Танкреда и Клоринды (Il combattimento di Tancredi e Clorindo), написанный в 1624 в Венеции (издан в Восьмом сборнике мадригалов, 1638), основанный на сцене из поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим, одном из любимых поэтических источников композитора. В этом сочинении впервые появляется новый драматический стиль (genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.

Падение Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих автографов произведений Монтеверди. Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство после кончины последнего из династии Гонзага (Винченцо II умер бездетным), также оставил следы в жизни композитора (в частности, его сын Массимилиано был арестован инквизицией за чтение недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции было отмечено в соборе св. Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой Монтеверди (утрачена). Вскоре после этого Монтеверди, по-видимому, стал священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток (Scherzi musicali cio Arie e Madrigali in stile recitativo, 1632). Книга, посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), была написана в начале 1630-х годов, но от нее мало что сохранилось, как и от опер данного периода.

В 1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр под руководством друзей и учеников Монтеверди Б.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы (1639–1642), из которых сохранились две: Возвращение Улисса в отечество (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea, 1642, на либретто Дж.Бузенелло). Незадолго до этого композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и кантаты, а также лучшее из созданного им в церковных жанрах в двух огромных сборниках – Мадригалы о войне и о любви (Madrigali guerrieri ed amorosi, Восьмой сборник мадригалов, 1638) и Selva morale e spirituale (Духовные и нравственные блуждания, 1640). Вскоре после выхода в свет этих собраний, 29 ноября 1643, композитор скончался в Венеции, успев еще совершить последнее путешествие в места, где проходила его молодость, т.е. в Кремону и Мантую. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции – св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия). В течение примерно десятилетия музыка Монтеверди продолжала волновать его современников и оставалась актуальной. В 1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт (Девятый сборник) и значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и псалмы (Messa a quattro e salmi), их напечатал под своей редакцией издатель Монтеверди А.Винченти. В том же году в Неаполе была показана новая постановка Коронации Поппеи, значительно отличавшаяся от постановки 1642. После 1651 великий кремонец и его музыка были забыты. Внешний облик Монтеверди запечатлен в двух прекрасных портретах: первый был воспроизведен в официальном некрологе в книге Поэтические цветы (Fiori poetici, 1644) – лицо старого человека, с выражением грусти и разочарования; другой портрет обнаружен в тирольском музее «Фердинандеум» в Инсбруке, на нем Монтеверди изображен в зрелые годы, когда были созданы Орфей и Ариадна.

Критическая оценка. Значение творчества Монтеверди определяется тремя факторами: он – последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса; он – первый автор исполняемых опер той разновидности жанра, какая была характерна для раннего барокко; наконец он – один из самых важных авторов церковной музыки, поскольку в его творчестве stile antico (старинный стиль) Палестрины сочетается со stile nuovo (новым стилем) Габриели, т.е. стилем уже не полифоническим, а монодическим, нуждающимся в поддержке оркестра.

Мадригалист. Палестрина начал писать мадригалы в 1580-х годах, в период расцвета этого жанра, и закончил работу над мадригалом Шестым сборником (1614), содержащим пятиголосные мадригалы с обязательным бассо континуо, т.е. качеством, определяющим новую концепцию мадригального стиля. Многие тексты мадригалов Монтеверди взяты из пасторальных комедий, подобных Аминте Тассо или Доброму пастырю Гуарини, и представляют собой сцены идиллической любви или буколических страстей, предвосхищающие оперные сцены в самых ранних образцах этого нового жанра: опыты Пери и Каччини появились во Флоренции ок. 1600.

Оперный композитор. Начало оперного творчества Монтеверди как бы скрыто в тени флорентийских опытов, его ранние оперы продолжают традицию ренессансной интермедии с ее большим оркестром и хорами в стиле мадригала или с полифонически оживленным движением голосов. Однако уже в Балете неблагодарных ощутимо преобладание сольной монодии и балетных номеров в смысле французского ballet de cour (придворного балета 17 в.). В драматической сцене Поединок по Тассо аккомпанирующий оркестр уменьшен до струнного квинтета, здесь применяются живописные приемы тремоло и пиццикато для передачи звона оружия в руках сражающихся Танкреда и Клоринды. Последние оперы композитора сводят оркестровый аккомпанемент до минимума и концентрируют внимание на выразительности виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура и ария da capo, а псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера.

Церковная музыка. Церковной музыке Монтеверди всегда была присуща двойственность: полифонические пастиччо соседствуют здесь с театрально красочными интерпретациями псалмов; чувствуется, что многие страницы написаны рукой оперного композитора.

Возрождение творчества Монтеверди. Музыка композитора пребывала в забвении вплоть до 19 в., когда она была заново открыта К.фон Винтерфельдом (1834). Начиная примерно с 1880-х годов немецкие и итальянские ученые соревновались в работе по возрождению и переоценке личности Монтеверди и его творчества; это движение достигло высшей точки, когда вышли в свет первое полное собрание сохранившихся сочинений Монтеверди под редакцией Дж.Ф.Малипьеро (1926–1942), книга Х.Ф.Редлиха К истории мадригала (1932) и его же издание с комментариями для исполнителей Вечерни 1610 года (1949).

Еще работы по биографии

Генри Пёрселл (Purcell) 9 Июня 2015 Реферат по биографии Рихард Штраус (Strauss) 9 Июня 2015 Реферат по биографии Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart) 9 Июня 2015 Реферат по биографии Тихон Николаевич Хренников 9 Июня 2015

Афиша
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Гудермес
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Евпатория
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Заречный
  • Звенигород
  • Зеленогорск
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кингисепп
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Коряжма
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Муром
  • Мценск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Салехард
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Саров
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Североморск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть-Илимск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Claudio Monteverdi

Previous Entry | Next Entry

Клаудио Монтеверди — «Коронация Поппеи»

А сегодня я расскажу вам о другой своей любимой опере с фрагментами в картинках видеозаписей из разных постановок. Это барокальная опера Клаудио Монтеверди «Коронация Поппеи». Для начала скажу, что сам композитор считается основоположником оперного искусства. Он, наверняка, не был первым, — первым он остался в истории, потому что сохранились его партитуры, и то, по большей части, только для голосов. Первая известная его опера «Орфей» на мифологический сюжет, как тогда было модно, была написана и поставлена ещё, аж, при жизни Шекспира, в 1607 году. «Коронация Поппеи» — последняя опера Монтеверди, премьера состоялась в 1642 году. Она же одна из первых опер, поставленных на исторический сюжет. Тем не менее в ней вполне реальные исторические персонажи живут и действуют вместе со своими богами. Вообще, в опере больше 20 персонажей и несколько сюжетных линий, поэтому кратенько расскажу только самые главные коллизии сюжета. Действие разворачивается в Риме в 62 г. н. э. Главная героиня — Поппея, замужем за другом Нерона — полководцем Оттоном, но стала любовницей императора и мечтает занять место его жены Октавии. Оттон застает жену с Нероном, а философ Сенека отговаривает Нерона бросить жену. Поппея уговаривает Нерона, и тот приказывает Сенеке покончить с собой. Оскорбленная Октавия склоняет Оттона убить Поппею. Чтобы осуществить этот замысел, Оттон встречается с Друзиллой, брошенной им ради Поппеи, и переодевается в её платье. Он приближается к спящей Поппее и хочет её убить, но её спасает бог Амур. Друзиллу арестовывают, и она берет вину на себя, так как все ещё любит Оттона. Нерон приговаривает её к казни, но тогда Оттон рассказывает правду о том, что на самом деле преступник — он. Нерон отправляет Оттона в изгнание, Друзилла следует за любимым, а Нерон разводится с Октавией и женится на Поппее. Опера заканчивается любовным дуэтом молодоженов. —- Ну а теперь, непосредственно к фрагментам с моим переводом совсем вольным пересказом смысла и некоторых нюансов. Вначале каждая опера, как и драматические спектакли Ренессанса и барокко, имела Пролог, не связанный с сюжетом, но к нему подготавливавшем, в котором объяснялась какая-то мораль. В Прологе этой оперы встречаются две девицы две богини — Фортуна и Добродетель — и выпендриваются, кто на свете всех важнее, и людишкам всех нужнее. Их спор прерывает бог любви — Амур, который заявляет о своем превосходстве надо всеми («Reveritemi, adoratemi»; «Поклоняйтесь мне, пойте мне хвалу») и сейчас докажет это на примере Поппеи, поразив своей стрелой её сердечко. Партию Амура, прописанную для дисканта (высокий детский голос), ныне в разных постановках исполняют и сопрано, и контратеноры. В данном случае — это альт, а сам фрагмент из фильма-оперы режиссёра Жан-Пьера Поннеля 1979 года. Вся опера пропитана эротизмом, это, пожалуй, самая сексуальная из всех опер. В этом фрагменте (Signor, deh, non partire!- Господин, не уходи!) Поппея охмуряет императора своими страстями, одержимая желанием стать императрицей, владычицей Римской. Нерон оправдывается, что это пока никак невозможно — он женат на Октавии. Партия Нерона была прописана для певцов-кастратов, но ныне её поют и теноры, и женщины меццо-сопрано, и контратеноры. Тут известнейший контратенор Макс Ченчич (Ценчич) и известнейшая сопрано Соня Йончева. («Disprezzata regina» — Презираемая королева.) Зная об увлечениях муженька, Октавия плачется на свою судьбу. Исполняет известная исполнительница музыки барокко, меццо-сопрано Анн Халленберг. Известный контратенор Тим Мид в роли брошенного Оттона ноет о своей любви и упрекает свою супругу Поппею за её увлечение Нероном, но воспрепятствовать этой порочной связи не может — в те времена императоры были как боги. Поппея же упрекает мужа в неудачливости и рассказывает, что рождена, чтобы быть королевой и ею станет только с Нероном. Дирижёр(ша) — Эммануэль Аим (Emmanuelle Haïm), Opéra de Lille (2012) (Come dolci, signor, come soavi» — Как сладко, господин, как сладко) — соблазняет Нерона Поппея, призывая убить Сенеку, как припятствие на пути к их браку. Тут маленькая предыстория. Оставленная супругом несчастная жёнушка Октавиа обращается за помощью к Сенеке, влиятельному римскому философу, учителю Нерона, с просьбой посодействовать ей с сохранением брачных уз. Сенека проводит с Нероном воспитательную работу, чтобы образумить распущенного господина, — мол, Сенат и народ не поймёт и не примет нарушение нравственных устоев в государстве, если Нерон не вернётся к супруге. На что император отвечает, — Плевал я на всех, на Сенат, на народ — моя власть на земле от богов! «Amici è giunta l’ora… / Non morir, Seneca» — Друзья, пришло время… / Не умирай, Сенека) Старый философ получил приказ от Нерона покончить с собой. Ослушаться он не может, не имеет права — власть Нерона от богов и ослушаться его, это значит не повиноваться богам. Он прощается с друзьями, велит наполнить ванну тёплой водой и дать ему кинжал — красная река выведет его на Небеса Олимп, где обретёт он истинное счастье. Ученики умоляют его не оставлять их, неразумных… Узнав о смерти философа, Нерон бежит к своему дружку-любовничку поэту Лукану, чтобы тот разделил его радость по сему поводу. Поэт Лукан, кстати, был племянником Сенеки, но это не помешало ему насмехаться над смертью дяди вместе с господином. За кадром ирония судьбы в том, что позднее Нерон, сам писавший стихи, приревновал к поэтическому дару Лукана, и обвинив поэта в государственной измене, приговорил к смертной казни. Бедному Лукану пришлось также как и дядюшке вскрыть себе вены. Вот такие нравы были в «оргические» времена Империи. В роли Нерона тут, самый, пожалуй, известнейший контратенор Филипп Жарусски. Устранив соперницу, Октавия сохранила бы свой брак. В этом дуэте брошенная Октавия упрекает брошенного Оттона: Ты — тюфяк, тюлень рогатый. Ты должен отмстить за измену и убить Поппею. «Dorme l’incauta dorme» — Спит безрассудная, спит, а мне охраняй её! — поёт Амур про свою подшефную Поппею. В это время в опочевальню прокрадывается Оттон с кинжалом, переодетый в женское платье влюблённой в него придворной дамы Друзиллы, (у которой он и похитил его, чтобы бы остаться неузнанным.) Амур останавливает занесённую на удар руку. Просыпается Поппея, просыпается её няня (или кормилица, как тогда было модно) и делает много шума: зовёт народ и стражу и бросается в догонку за убегающим Оттоном. У Поппеи, как и у Октавии, есть компаньонки — кормилицы, то есть их воспитательницы, сопровождавшие их по жизни. В этой опере эти партии как правило исполняют переодетые мужчины-теноры для придания комичности ситуациям. В данном фрагменте партию Амура исполняет контратенор Логан Гонсалес, а партию Оттона — барион, а не контратенор. Интересны технические решения этой сцены. Вот после этого не говорите, что опера — скучный или нудный жанр. 🙂 Как уже упоминал вначале поста, стражи схватили бедную ни в чём невиноватую Друзиллу и привели на суд. Совесть проснулась в душе Оттона и он признался в содеянном. В предкушении радости нового брака приговор Нерона был мягок — он никого не казнил, а отправил Оттона в изгнание. А заодно, и свою супружницу Октавию. В этой арии «Addio Roma» — Адью Рома, адью Патриа — изгнанная Октавия прощается с Римом, с Отечеством, с друзьями… Народ сочувствует ей, ибо была она у него в любимицах. Финальный дуэт о бессмертии в любви «Pur ti Miro». Исполняют император и новая императрица. Опять же за кадром остается окончание этой истории: Нерон ударит беременную Поппею в живот, и она умрёт, его самого убьют заговорщики, и императором станет Оттон. В сети множество постановок этой оперы, есть также фильм Поннеля — выбирайте по вкусу. Всё. Buy for 10 tokens Journal information Current price10 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake10 LJT View all available promo Про оперных теноров Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…

Profile

Йожик

Latest Month

July 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+2]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий