Самый секретный учёный СССР: Как Сергей Королёв прошёл путь от заключённого до звезды ракетостроения

Перейти к навигации Перейти к поиску

Сергей Павлович Королёв
Сергій Павлович Корольов
200px
Дата рождения: 12 января 1907
Место рождения: Житомир, Украина
Дата смерти: 14 января 1966
Место смерти: Москва, Россия
Гражданство: СССР
В запросе есть пустое условие.
Научная сфера: Ракетостроение
Альма-матер: МВТУ
Известен как: Отец советской космонавтики
Награды и премии: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии

Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907) — 14 января 1966) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, отец советской космонавтики.

Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.

Биография[править]

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва. Ему было около трех лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолёта К-5».

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта,— показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.

Арест и работа в закрытых КБ[править]

В 1938 С. П. Королёв был арестован по ложному обвинению и без суда приговорен ОСО НКВД к 10 годам исправительных работ. В 1939 попал на Колыму на золотой прииск Мальдяк, где был занят на т. н. «общих работах» — при помощи шанцевого инструмента извлекал золотоносный грунт. Осенью 1940 он был переведён в новое место заключения — московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…».[1]

Разработка баллистических ракет[править]

Файл:Korolev 1 sm.jpg Памятник С. П. Королёву в Киеве

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так Королев об Р-2 задумывается еще в Германии, когда проект Р-1 еще не обсуждался, Р-5 разрабатывается им еще до сдачи Р-2, а еще раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчеты по межконтинентальной ракете Р-7.

1946 (август) С. П. Королёв назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 в подмосковном Калининграде (с 1996 году город Королёв).

Первой задачей, поставленной правительством перед главным конструктором С. П. Королёвым создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов.

1947 — выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта до 3000 км.

1948 — С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 успешно сдаёт её на вооружение.

1954 — конструкторское бюро С. П. Королева одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных ее модификаций, завершает работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Ведутся работы по Р-11 и ее морскому варианту Р-11ФМ, в планах создание межконтинентальной ракеты — Р-7.

1956 — под руководством С. П. Королёва создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.

1957 — созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования.

1960 — поступление на вооружение первой межконтинентальной ракеты Р-7, имевшая две ракетных ступени.

Первый искусственный спутник Земли[править]

В 1955 году ещё задолго до лётных испытаний ракеты Р-7 С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёх ступенчатых носителей.

4 октября 1957 года С. П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имеет ошеломляющий успех и создаёт Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». — скажет позже С. П. Королёв.

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну[править]

Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Человек в космосе[править]

Файл:Titov korolev.jpg Сергей Королёв и Титов Герман Степанович

12 апреля 1961 — запуск первого пилотируемого космического корабля «Восток-1» с человеком на борту — (космонавт Гагарин Юрий Алексеевич). Корабль выполнил один виток вокруг Земли. Никто тогда не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

6 августа 1961 — космонавт Титов Герман Степанович на корабле «Восток-2» совершён второй космический полёт, который длился одни сутки.

11 по 12 августа 1962 — совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами Николаев Андриян Григорьевич и Попович Павел Романович, между кораблями была установлена прямая радиосвязь.

14 по 16 июня 1963 — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6». Цель изучить возможность полёта в космос женщины.

12 по 13 октября 1964 — полет группы космонавтов в количестве трёх человек различных специальностей: командир корабля, бортинженер и врач на космическом корабле «Восход».

18 марта 1965 во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек: командир корабля — Беляев Павел Иванович, пилот — А. А. Леонов, который в этом полёте совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Проект орбитальной станции[править]

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Вклад[править]

С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

В 1966 году академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят авиационный институт, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Награждён орденами Ленина и «Знак Почёта». Почётный гражданин города Королёв.

Названы в честь Королёва и носят его имя[править]

Файл:S.P.Korolev monument in Baykonur city 03.2006.JPG Памятник в городе Байконур

До сих пор многих жителей бывших стран Советского союза волнует вопрос: кем по национальности был Сергей Королев, которого называют «отцом космонавтики». Более 55 лет прошло со дня его смерти, но споры о том был он украинцем или русским по национальности не утихают до сих пор. Похоже точка в этом споре уже поставлена, и внук ученого смог ответить на этот вопрос.

Какой национальности был Сергей Королев

Содержание скрыть Какой национальности был Сергей Королев Кого вопрос о национальности Королева волнует больше всего Интересные факты из жизни Сергея Павловича Королёва

Внук конструктора Сергея Королева рассказал «Газете.Ru», что его дедушку можно «абсолютно справедливо назвать и украинским, и российским ученым». В ответ на слова президента Украины Владимира Зеленского Андрей Королев добавил, что в этом вопросе он «полностью лишен национализма».

В день 114-летия со дня рождения Сергея Королева Зеленский в своем Twitter-аккаунте назвал конструктора украинским ученым. Своим подписчикам политик напомнил, что Королев родился в Житомире.

Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос

«Известно, что Сергей Павлович Королев родился на Украине, учился там, потом учился в России, поэтому его можно абсолютно справедливо назвать и украинским, и российским ученым. Я полностью лишен национализма. Украина является его точно такой же родиной. У меня на этот счет нет недовольства. Более того, к нам в свое время приходила армянская делегация и говорила: «Посмотрите, ну Королев точно армянин, в нем не может не быть армянской крови», — рассказал внук конструктора.

Андрей Королев добавил, что его дедушку можно поставить в ряд мировых ученых, которые находятся вне национальных границ.

«Такого рода ученые, как Сергей Павлович Королев, они идут выше неких границ. Это как Бах — великий композитор. Немецкий? Да, немецкий. Но это композитор мирового уровня. Такие люди, как Сергей Павлович Королев, это ученые мирового уровня», — заключил Андрей Королев.

Ох уж эта пресловутая пятая графа! Прежде по ее милости возникло немало коллизий вокруг потомков библейского народа, но в нынешние времена страсти из-за «пятого пункта» стали бушевать уже применительно к украинской национальности. Очередной бурный всплеск эмоций возник в эти дни в связи с празднованием годовщины со дня рождения знаменитого создателя советской ракетной техники С. П. Королёва. Вдруг обострился вопрос: кем он был – украинцем или русским?

Вот уж, действительно, прав Федор Тютчев, написавший; «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»

В связи со 114-й годовщиной рождения Сергея Королёва «Роскосмос» сделал соответствующую публикацию. На нее откликнулся в соцсети знаменитый американский «космический бизнесмен» Илон Маск, высказав восхищение гениальным советском ученым-ракетостроителем:

«Он был великолепен». Эта запись, сделанная на русском, взбудоражила президента Украины. Владимир Зеленский решил разместить в Твиттере «поправку»: «Сегодня день рождения великого украинского ученого, ракетостроителя и конструктора космических кораблей Сергея Королёва..»

Поднялась шумиха. Народ стал разбиратьсся с украинцем-неукраинцем Королёвым. Как утверждается в последние годы на официальном уровне в Незалэжной, С. П. Королёв – это «український радянський вчений у галузі ракетобудування та космонавтики». Основным аргументом «за» является анкета, заполненная самим Королёвым в 1924 году при поступлении в киевский вуз. Все записи в этом листке сделаны им по-украински. «Анекта для ревстрацii студентiв Киiвського Полiтехнiчного Iнституту. 1.Прозвiще, iм`я та по батьковi: Корольов Сергiй Павловiч. 2.Рiк нарождення й лiта: 1906 р. 3.Нацiональнiсть: Украiнець».

Обстоятельства появления такой казенной бумаги подробно описаны в книге журналиста Ярослава Голованова «Королев. Факты и мифы». Над ней автор работал 26 лет, и это самая полная биография ученого.

«Он ездил теперь в Киевский политех каждый день: в незнакомом городе друзей не было, и к тому же все время надо было еще что-то писать, заполнять, проходить медкомиссию… А вот тут опять подсунули какую-то бумагу. Анкета. Надо заполнять. Дошел до графы «Национальность» и задумался. Действительно, а кто он, собственно, по национальности? Отец как будто бы был русским, а мама? Дед – тот уж точно украинец, да и бабушка тоже, конечно. Значит, мама украинка. А он? Русский или украинец?

В доме говорили по-русски. С ребятами говорил по-русски. Все преподавание тоже по-русски. Украинский учили, но говорил по-украински он плохо. В общем-то можно писать и так и этак. Но раз он в Киеве, лучше, пожалуй, написать: «украинец». Уже через пару лет, осенью 1926-го Королёв перевелся в МВТУ и уехал с Украины в Москву. Практически во всех документах, оформленных после этого времени, он назван русским по национальности.

«СССР. Народный комиссариат Внутренних дел Главного управления Государственной безопасности. Протокол допроса. 1938 г. июня мес. 28 дня. 1. Фамилия: Королёв. 2. Имя и отчество: Сергей Павлович. 6. Национальность и гражданство: русский, гражданин СССР».

«Выписка из протокола №68 Особого совещания при Народном комиссаре Внутренних дел СССР от 10 июля 1940 г. Слушали: Дело №19908 Следчасть ГЭУ НКВД по обвинению Королёва Сергея Павловича, 1906 г.р. ур. г. Житомира, русский, гр-н СССР. Постановили: за участие в антисоветской троцкистской организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет».

«Выписка из протокола №45 заседания бюро Мытищинского ГК КПСС Московской области от 6 августа 1953 г. Решение парторганизации ОКБ-1 и парткома завода им. Калинина о приеме в члены КПСС тов. Королева С. П. Королев Сергей Павлович, 1906 года рождения, происходит из служащих гор. Житомир, русский, образование высшее».

При этом сам ученый с пиететом относился к своей малой родине, которая входила на тот момент в состав Российской империи. Вот что говорила дочь Королёва Наталья Сергеевна в одном из своих интервью: «Само слово Украина произносилось в нашей семье трепетно, с большой любовью… Первые 24 года, почти половину своего жизненного пути, отец провел в Украине. Он очень ее любил. Любил украинские песни».

Кого вопрос о национальности Королева волнует больше всего

Стоит отметить, что споры по поводу национальной принадлежности ученого Королева не утихают до сих пор. Постой человеческий интерес всем понятен. Однако все споры и баталии по этому поводу – это уже совсем другое дело. Они выгодны только национально настроенным людям. Таких личностей вряд ли можно считать патриотами. Национализм в самом скверном своем проявлении заполнил все мысли и умы таких людей. Ни для кого не секрет, что подобный настрой приводит только к конфликтам и междоусобицам. А в более серьезных масштабах может явиться поводом к братской войне.

Как в Украине, так и в России, всегда находились желающие приписать достижения многих ученых и других знаменитостей на сторону своей страны. Такие нечестные действия можно смело назвать воровством.

Однако не стоит забывать, что подобные переписывания истории и присваивания чужих идей и изобретений далеко не новы и уже никого не удивляют.

Интересные факты из жизни Сергея Павловича Королёва

  1. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5».
  2. В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет. Но несмотря на все трудности лагерной жизни принимает активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2, аэроторпеды и ракетного перехватчика.
  3. Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» по причине занятости всех мест. Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  4. Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.
  5. Имя Королёва не упоминалось ни в новостях при запуске первого спутника, ни при полёте Гагарина. Лишь после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены.

image

Полеты в небо и путешествия в космическом пространстве с самых древних времен являлись заветной мечтой человечества. Про это придумывались красивые сказки, легенды, мифы. Но по-настоящему осуществить свои фантазии людям удалось лишь в прошедшем XX веке. А претворению в жизнь этих грандиозных планов способствовали не только замечательные летчики и космонавты, но и в первую очередь научные деятели и конструкторы. Одним из них был удивительный человек, замечательный ученый Королев Сергей Павлович. Биография этого талантливого академика, фаната космических полетов, механика, изобретателя самолетов и ракет, а также рассказ о его научных изысканиях, устремлениях и личной жизни и станет темой нашей статьи.

image

Детские грезы

Впервые движение по воздуху аэроплана маленький Сережа наблюдал в четырехлетнем возрасте. Произошло это в 1911 году на Украине, в городе Нежине, где мальчик жил вместе с матерью в доме своего деда. Полет, который наблюдал ребенок, осуществлялся знаменитым спортсменом Уточкиным – его тезкой. То были времена расцвета популярности этого удивительного летчика, слава о котором гремела не только в России, но и за ее пределами. Вид самолета в небе произвел на пылкого мальчика самое яркое впечатление и так потряс его воображение, что врезался в память, не давая покоя долгие годы. Возможно, именно данный эпизод из детства и предопределил его жизненный путь.

Биография Королева Сергея Павловича началась в Житомире, где он появился на свет в 1907 году, 12 января. Далее он жил и воспитывался в разных городах Украины, пока с матерью не переехал в Одессу в дом инженера Баланина – своего отчима. И здесь, будучи четырнадцатилетним подростком, Сергей вновь, наблюдая за полетами над морскими водами членов отряда летчиков гидросамолетов, загорелся прежними своими мечтами, желая подняться в небо сам. Вскоре ему представился случай поближе познакомиться с начальником воздушной эскадрильи, который дал будущему конструктору первые уроки по механике летательных аппаратов.

Образование

Будущая звезда ракетостроения Королев Сергей Павлович, биография юных лет которого с тех самых пор была тесно связана с уже упомянутым гидроавиационным отрядом, с детства стремился учиться и делал это прилежно. Однако возможности для получения образования в его жизни, учитывая тревожные годы его юности, не всегда ему предоставлялись. Даже в общее среднее учебное заведение ему удалось поступить не сразу. Поначалу он окончил всего лишь строительную профессиональную школу, где обучался два года. Но его пытливый юношеский ум и желание преуспеть в познании механики летательных аппаратов все же находили свое применение.

Королев принимал живейшее участие в деятельности гидроавиационного отряда, однажды даже получив шанс подняться в воздух. Он без устали и с увлечением работал в производственной мастерской. И все полученные навыки, безусловно, пригодились, когда Сергей стал сначала строить, а потом и проектировать собственные планеры.

ОАВУК

В 1923 году на землях Украины и Крыма появилось и начало активно действовать Общество авиации и воздухоплавания, которое сокращенно называлось ОАВУК. Данная организация зародилась благодаря призыву правительства и оказалась результатом стремления образовать в указанных регионах собственный Воздушный флот, привлекая в свои ряды передовую молодежь. Не мог оставить без внимания данный проект и Королев. В биографии Сергея Павловича ОАВУК стало заметной вехой, где он продолжил свою деятельность, подходя все ближе к осуществлению заветных мечтаний.

В данном обществе Королев вскоре оказался активным членом планерного кружка. Он делился с рабочими своими знаниями и увлечениями, читая им лекции. В те годы Сергей вдохновенно занимался самообразованием, практически глотая научные книги не только на русском, но и на немецком языке, который выучил довольно прилично.

Вскоре достижения будущего конструктора стали очевидными, и его заметили. Королев принимал участие в конференции планеристов, участвовал в строительстве летательного аппарата для самого знаменитого Арцеулова – военного летчика.

Переезд в Москву

В те годы интерес к авиации и космосу в нашей стране был огромен. А потому биография Королева Сергея Павловича, попавшего по причине своей увлеченности в струю стремительно развивающихся событий, круто изменилась. Сначала он поступил всего лишь в политехнический институт в Киеве. Но благодаря активному участию в деятельности планерного кружка, где строились летательные аппараты, принимавшие участие в международных соревнованиях, а также работе на авиационном заводе и полученным там рекомендациям перевелся учиться в Москву в МВТУ.

В столице Королев многому научился, получив возможность слушать лекции, работать и встречаться с талантливыми и знаменитыми летчиками, конструкторами и учеными тех лет. Среди них был Туполев, Циолковский и другие прославленные в области авиации и космонавтики лица. В 1930 году спроектированный Сергеем Павловичем крайне необычным образом планер «Красная звезда» участвовал в состязаниях на Всесоюзном слете и отличился там благодаря в том числе и искусству летчика В. А. Степанченко.

Жены и дети

Биография и личная жизнь Королева Сергея Павловича тесно переплетаются. С Ксенией Винцентини – своей будущей первой супругой – он познакомился еще в Одессе, до переезда в Киев и Москву. Тогда, еще в юности, Сергей настойчиво за ней ухаживал, но не получил окончательного ответа, а девушка уехала учиться на врача в Харьков.

Но в августе 1931 года Ксения все-таки становится его женой и переезжает к мужу в Москву. Однако по прошествии лет этот брак распался по причине ветрености Королева и его частых измен жене. От этого союза родилась дочь Наташа, но в размолвке родителей она приняла сторону матери и относилась к отцу без симпатии всю свою жизнь.

Позднее сотрудница конструкторского бюро Королева, переводчица Нина Ивановна, стала второй супругой Сергея Павловича. Разница в возрасте у них была значительная. Когда они поженились, Королеву было 40, а его избраннице — всего 27. Возможно, именно поэтому особого взаимопонимания между супругами не было, и знаменитый ученый и конструктор до конца жизни оставался духовно одинок.

Увлечение ракетами

Излагая даже кратко биографию Королева Сергея Павловича, нельзя не упомянуть о важном изменении в направлении его деятельности. С 1931 года будущий знаменитый конструктор космических ракет всерьез увлекся изучением устройства и изобретением реактивных двигателей, толчок к идее которых дал Циолковский еще в 20-х годах прошлого столетия.

Испытание первой ракеты состоялось в 1933 году, в августе. И в этом же году Королев стал начальником ракетного центра. Вскоре за активную работу и яркие достижения оборонным обществом он удостоился высшей его награды, что стало важным признанием его заслуг. Вскоре Королев начинает выпускать первые свои публикации, касающиеся ракет.

Преследования и аресты

Репрессии, захлестнувшие страну в 1937 году, самым печальным образом отображены в биографии Сергея Королева. Тухачевского, по личному приказу которого был создан ракетный центр, расстреляли. Арестованы многие ведущие авиаконструкторы. Но они под тюремным надзором с санкции правительства продолжали свою работу, служа Родине со всей беззаветностью.

В 1938 году в июне Королев по доносу был арестован. Он подвергался пыткам, оскорблениям, избиениям. Вскоре он практически попал в список приговоренных к расстрелу. Но потом только отправлен на лагерные работы. Проведя год в Бутырской тюрьме, Королев попал сначала на Колыму, потом в ГУЛаг. В 1942 году он был вторично осужден и оставлен в Москве в спецтюрьме. Там он, имея все возможности, фанатично отдался работе. И вскоре под его руководством были созданы первые самолеты новой конструкции. Данные летательные устройства, двигатель которых был реактивный, вскоре успешно прошли испытания.

Покорение космоса

Долгие годы до своей реабилитации в 1957-м и после Королев с увлечением занимался созданием баллистических ракет и конструированием космических спутников. Целью проведенных под его руководством испытаний по запуску модифицированных ракет на высоту от 100 км и выше являлось изучение близкого к Земле космического пространства, магнитного поля планеты, галактического и солнечного излучения.

И конечно, даже краткая биография Королева Сергея Павловича просто не может не содержать сведений о том, что в 1957 году, 4 октября, под руководством этого человека на околоземную орбиту был запущен первый в истории нашей цивилизации спутник.

Но разумеется, вершиной его деятельности стал полет в космос Юрия Гагарина на корабле «Восток». Он был запущен в космическое околоземное пространство, как известно, в 1961 году, 12 апреля.

Отношение к людям

Этот человек был прирожденным лидером, полководцем для своих сослуживцев. Королев отличался смелостью, неистовостью и чрезвычайной увлеченностью. Но вместе с тем люди нередко жаловались на его резкость и вспыльчивость. Однако времени на козни и интриги у Сергея Павловича не было, ведь он полностью отдавался творчеству. Он слыл человеком чрезвычайно проницательным. Некоторым казалось, что, глядя на окружающих, он способен видеть человека с его достоинствами и недостатками буквально насквозь.

Королев никогда не страдал озлобленностью и мстительностью, не проявлял также деспотизма к людям. Но обмана окружающим не прощал, а если уличал кого-то из подчиненных в дезинформации, то отстранял от работы немедленно и без права восстановления.

Заключение

Мало что известно о личной жизни Королева Сергея Павловича. Биография его до определенного момента представляла собой тайну и оказывалась скрытой от общественности. Собственно, при жизни об этом засекреченном человеке мало кто слышал. Все заговорили о нем только после его смерти, которая наступила в 1966 году. Случилось это 14 января, черед двое суток после дня его рождения. В то время Сергею Павловичу исполнилось 59 лет. Но захоронен этот великий человек, столько сделавший для страны и всего мира, все-таки в Кремлевской стене. Именно там покоится урна с его прахом. Ему поставлены памятники в Житомире – на его родине, в Москве и Подмосковье.

Ныне полная биография Королева Сергея Павловича изложена во множестве книг. Этому человеку посвящены художественные фильмы и документальные ленты. Он скончался внезапно на операционном столе, в то время, когда был полон идей, на пике творческой деятельности. Многие считают, что если бы не преждевременная смерть Королева, советская космонавтика достигла бы гораздо больших и впечатляющий успехов.

Похожие статьи

Просто Главный конструктор Страны.

image

  Сергей  Павлович Королёв  — советский учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР (1958; член-корр. 1953), член Президиума АН СССР (1960-66), дважды Герой Соц. Труда (1056,1961).     В 1930 окончил МВТУ и одновременно Московскую школу лётчиков-планеристов и пилотов-парителей. С 1930 в ЦКБ при заводе им. В. Р. Менжинского, затем в ЦАГИ. Создал ряд конструкций планёров («Коктебель»,»Красная Звезда» и др.). В 1932-33г.г. начальник Группы изучения реактивного движения, в 1933-38 г.г. в Реактивном НИИ (главный инженер, зам. начальника института, начальник отдела крылатых ракет, начальник группы ракетных аппаратов). Разработал ряд проектов ЛА. Построил ракетопланёр РП-318-1 с ЖРД. Был необоснованно репрессирован и в 1938-44г.г. находился в заключении: сначала на Колыме, затем, с 1940, в режимном КБ ( ЦКБ √29 НКВД) в бригаде А.Н. Туполева, а в 1942г. переведён в режимное КБ В.П.Глушко в Казани, где работал до 1946 зам. главного конструктора по жидкостным ракетным ускорителям для боевых самолётов.      С 1946 главный конструктор ракетно-космической техники. Под руководством Королёва запущен первый в мире искусственный спутник Земли (1957) и выведен на орбиту первый в мире космический корабль с человеком (Ю. А. Гагарин) на борту (1961). Королёв как главный конструктор осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивших дальнейший прогресс в создании ракет-носителей и космических аппаратов. Золотая медаль им. К. Э.. Циолковского АН СССР (1958). Ленинская премия (1957). Награждён 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта», медалями.       В 1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Москве, Житомире и др. городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи в Житомире, Москве и на ко смодроме Байконур, его имя носит Самарский авиационный институт. Именем Королёва назван талассоид на Луне. Урна с прахом в Кремлёвской стене. — Говоря о завоевании жителями Земли космического пространства, всегда с восхищением называем имя Главного конструктора первых в мире ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва (1906-1966).Сергей Павлович Королёв родился 30 декабря (ст. ст.) 1906 г. (12 января 1907 (н. ст.) в городе Житомире, в семье учителя Павла Яковлевича Королёва. Однако вскоре родители его расстались. С годовалого возраста Сергей жил в городе Нежине в семье деда по матери Николая Яковлевича Москаленко, и занимался с квартиранткой своего деда учительницей Л.М.Гринфельд.В 1916 г. его мать Мария Николаевна вышла замуж за киевского инженера Григория Михайловича Баланина, и приехала в Одессу к новому месту службы мужа. Вначале семья проживала на Канатной улице, в доме №12, угол Греческой. Этот дом не сохранился. На его месте в предвоенные годы было построено здание школы (теперь Одесский педагогический колледж Южноукраинского педагогического университета). В сентябре 1917 года Сергей поступает в первый класс третьей Одесской мужской гимназии (Успенская, 1). Сохранилась справка: «Дано сие за надлежащей подписью и приложением казённой печати гимназии о том что, Павел Яковлевич Королёв действительно состоит штатным преподавателем женской гимназии первого общества преподавателей в г. Киеве: удостоверение это выдано для предоставления в педагогический совет 3-й Одесской гимназии на предмет освобождения сына П.Я.Королёва от первого брака Сергея Королёва, ученика 1-го класса вышеназванной гимназии, от оплаты за право учения». Здание 3-ей Одесской гимназии сохранилось и поныне (сейчас там находится Одесский институт внутренних дел). Школьная учёба продолжалась недолго. Бурные события гражданской войны, интервенции, борьбы за власть Советов на юге внесли свою коррективу, и Сергей продолжал учёбу в старших классах начальной школы вместо закрывшейся гимназии (ул. Пушкинская, 18, гимн. Ирриади, сейчас это Высшее профессиональное училище №26). Только окончательное торжество Советской власти в Одессе привело к упорядочению дела образования и одесские школьники смогли продолжать учёбу. В 1922 г. Сергей Королёв поступил в стройпрофшколу №1, которая располагалась в доме №18 по ул. Старопортофранковской улице, в здании бывшей 2-ой Мариинской гимназии. В годы войны это здание было сожжено оккупантами и восстановлено после войны. Мемориальная доска свидетельствует, что в 1922-24 гг. здесь учился дважды Герой Социалистического Труда С.П.Королёв. В 1918 г., когда отчим Сергея Григорий Михайлович Баланин был назначен начальником электростанции одесского порта, семья жила в порту при здании электростанции. Здесь у Серёжи часто бывали в гостях друзья, с которыми он учился в профтехшколе. Он очень дружил с братом и сестрой Винцентини, Лялей и Юрой, часто бывал у них в гостях в доме №66 по ул. Новосельского. В последствии Ксения Максимильяновна Вицентини (Ляля) стала его женой. Придавая большое значение физическому развитию С.Королёв занимается атлетической гимнастикой в спортзале, который тогда размещался в Рыбном корпусе Нового базара в двух кварталах от стройпрофшколы. После окончания профтехшколы Сергей Королёв проходит практику, которая состояла в ремонте крыши главного здания Одесского медицинского института по ул. Ольгиевской, 4, (Академика Павлова). В годы учёбы в стройпрофшколе Сергей Королёв «заболел» авиацией. В начале он проводил немало времени с летчиками и механиками авиаотряда «ГИДРО-3», который базировался на акватории порта, в хлебной гавани. Штаб этой части помещался на ул. Баранина, 10 (ОМУ-3).      Потом он вступил в члены ОАВУК-Общества Авиации и Воздухоплавания Украины и Крыма. Общество занимало помещение в бывшем особянке Анжело Анатра по ул. Пушкинской, 29. В этом доме до революции часто бывали люди, связанные с авиацией. Ловкий негоциант Анжело Анатра дал деньги первому русскому лётчику М.Н.Ефимову на поездку во французскую авиационную школу. Ефимову с трудом удалось вырваться из финансовой зависимости от ловкого мецената. Он уплатил неустойку и расторг кабальный договор. Ещё труднее было разорвать договор с Анатра другому пионеру русской авиации А.А.Васильеву. Знаменитому спортсмену Сергею Исаевичу Уточкину ещё труднее обошёлся разрыв с Анатра, который отнял у него силы, здоровье, жену, сына. Анатра был одним из первых в России фабрикантов самолётов. В этот дом и принёс Сергей Королёв свой первый проект летательного аппарата — планёра К-5. 12 листов чертежей и объяснительная записка были представлены им в июле 1924 г. По некоторым воспоминаниям заседание АТО-Авиационно-технического общества ОАВУК, принявшее проект, состоялось в «гроте» особняка Анатра (угловая комната второго этажа, имевшая оригинальную отделку). Сергей Королёв в ОАВУК занимался не только конструированием. Почти с первых дней вступления в ОАВУК он является лектором и инструктором, руководителем кружка ОАВУК в одесском порту. Об этом говорится в справке, которую ему выдал Губотдел ОАВУК.В октябре 1924 г. Сергей Королёв приезжает на несколько дней в Одессу погостить у друзей.

  • «Жду Одессу с нетерпением. Ведь именно в ней мною прожиты самые золотые годы жизни человека…»                                                              (из письма С.П.Королёва матери. Октябрь 1929 г. Поездка на п/х «Ленин»).

В Одессу он приезжал  почти ежегодно до 1938 г. Окончил в 1930 году Московское высшее техническое училище. С этого же года старший инженер Центрального аэродинамического института, с 1933 года заместитель директора реактивного НИИ, руководитель отдела ракетных летательных аппаратов. Во время Великой Отечественной войны заместитель главного конструктора двигателей в опытном конструкторском бюро. Под руководством Королева созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и искусственные спутники Солнца, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и другие). Конструктор космических кораблей «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космические полеты человека и выход его в космос. Последний раз он побывал в родном городе спустя много лет. В 1959 г., находясь на отдыхе с женой Н.И.Королёвой, Главный Конструктор ракетно-космических систем Советского Союза дважды Герой Социалистического Труда академик С.П.Королёв совершал круиз по Крымско-Кавказкой линии. Во время стоянки в Одесском порту академик лично ознакомился с ходом работ по устройству плавучих станций слежения за искусственными спутниками Земли на борту пароходов «Краснодар» и «Ильичёвск». В город, по словам Н.И. Королёвой, ни в тот раз, ни в другие годы Сергей Павлович не заходил. Работа, поистине, космические перегрузки не позволили академику вновь посетить город своей юности. До самой смерти своей Сергей Павлович переписывался со своими друзьями.         Смерть, наступившая в январе 1966 г., оборвала эти связи. Конструктор ракетных космических систем, основоположник практической космонавтики, дважды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, Лауреат Ленинской премии похоронен у Кремлевской стены.

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда.
  • Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
  • Академик АН СССР.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Почётный гражданин города Королёв. Наукоград Королёв, Московская область (переименован в 1996 году из «Калининграда»). Имя Королёва носит также центральный проспект этого города.

Интересные факты

  • Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
  • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  • Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
  • Королёвым были впервые в мире осуществлены:
    • запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
    • запуск в космос искусственного спутника земли,
    • запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка,
    • запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
  • Королёв — единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).

Похожие страницы:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий