Скрипач одесской национальности. Павел Верников об учителях, смехе и грусти

О́ЙСТРАХ Давид Федорович (1908, Одесса, – 1974, Амстердам; похоронен в Москве), скрипач, педагог, дирижер. Его отчим был музыкантом-любителем, мать пела в хоре оперного театра. С пяти лет обучался игре на скрипке у П. Столярского, под руководством которого окончил Музыкально-драматический институт (1926). Впервые обратил на себя внимание музыкантов и публики в 1927 г., когда исполнил в Киеве концерт для скрипки с оркестром А. Глазунова (дирижировал автор), затем в 1928 г. блестяще выступал в Ленинграде. С 1928 г. жил в Москве, в 1929 г. дал первый концерт в Москве, с 1934 г. преподавал в Московской консерватории (с 1939 г. — профессор, с 1950 г. — заведующий кафедрой скрипки). Лауреат Всеукраинского конкурса (1930, 1-я премия). Всесоюзного конкурса (1935, 1-я премия), Международных конкурсов имени Г. Венявского в Варшаве (1935, 2-я премия) и имени Э. Изаи в Брюсселе (1937, 1-я премия). Победа на конкурсе имени Изаи (впоследствии — конкурс имени королевы Елизаветы) принесла Ойстраху мировое признание; авторитет, творческая масштабность и обаяние сделали Ойстраха в середине 1930-х гг. одним из ведущих советских музыкантов. Личность Ойстраха побудила ведущих советских композиторов к созданию скрипичной музыки — ему посвящены концерты для скрипки с оркестром Н. Мясковского, А. Хачатуряна, Н. Ракова, оба концерта Д. Шостаковича, сонаты для скрипки и фортепьяно С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Во время Второй мировой войны Ойстрах вел активную концертную деятельность, включавшую выступления на фронтах и в блокадном Ленинграде. С 1950-х гг. он активно гастролировал, выступая в лучших залах музыкальных столиц мира и играя с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами, в том числе О. Клемперером, Ю. Орманди (1899–1985), К. Кондрашиным (1914–81), Г. Караяном, Д. Митропулосом и другими. С 1961 г. Ойстрах начал выступать как дирижер, вначале с камерными, затем и с симфоническими оркестрами.

Ойстрах был одним из крупнейших музыкантов 20 в. Его исполнение отличалось глубиной и серьезностью толкования музыки, безупречным вкусом и чувством формы; в интерпретациях Ойстраха тщательная проработка деталей сочетались с одухотворенностью и волей. Репертуар Ойстраха охватывал все стили и музыкальные эпохи, от барокко до современности (особенно выделялись сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского и ряд музыкальных произведений 20 в.), однако в него практически не входили сочинения композиторов-виртуозов (Паганини, Сарасате, Венявский). Ойстрах был первым в Советском Союзе исполнителем и популяризатором скрипичных произведений Я. Сибелиуса, Э. Элгара, И. Стравинского, К. Шимановского, П. Хиндемита, С. Танеева, Б. Бартока, У. Уолтона и других авторов 19–20 вв.

Ойстрах сочетал качества яркого солиста с талантом камерного музыканта, играя в камерных ансамблях с пианистами А. Гольденвейзером, Л. Обориным, В. Ямпольским (1905–65), Фридой Бауэр, А. Макаровым (1897–?), С. Рихтером, Х. Пишнером, П. Бадурой-Скодой; в трио — с Л. Обориным и виолончелистом С. Кнушевицким; в квартете его партнерами были скрипач П. Бондаренко, альтист М. Тэриан и С. Кнушевицкий. Репертуар Ойстраха-дирижера составляли в основном сочинения классической и романтической эпох, в том числе произведения Моцарта, Шуберта, Вебера, Брамса, Чайковского, Малера, а также сочинения современных советских композиторов — Прокофьева и Шостаковича.

Ойстрах — один из ведущих скрипичных педагогов 20 в. Среди учеников Ойстраха — Нина Бейлина (родилась в 1931 г.), В. Данченко (родился в 1937 г.), Лиана Исакадзе, О. Каган (1946–90), В. Климов, Г. Кремер (родился в 1947 г.), И. Ливонт (1920–74), О. Крыса, А. Михлин (родился в 1938 г.), Лидия Мордкович (родилась в 1944 г.), Ольга Пархоменко (родилась в 1928 г.), И. Ойстрах (см. ниже), Изабелла Петросян, В. Пикайзен (родился в 1933 г.), М. Секлер (родился в 1949 г.), С. Снитковский (1933–81), Роза Файн (родилась в 1929 г.), М. Лубоцкий (родился в 1931 г.), Г. Шмаль, С. Миланова, Ш. Георгиу, П. Гут, М. Шмит (родился в 1945 г.).

Ойстрах — автор редакции ряда скрипичных сочинений, транскрипции для скрипки и фортепьяно вальса Шуберта, каденции к концерту для скрипки с оркестром Хачатуряна, переложения (совместно с автором) сонаты для флейты и фортепьяно Прокофьева, получившей в версии для скрипки и фортепьяно мировую известность. Перу Ойстраха принадлежат статьи и очерки, посвященные различным вопросам музыкально-исполнительского искусства. С 1958 г. по 1974 г. он возглавлял жюри по скрипке на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.

Ойстрах проявлял интерес к еврейской культуре: знал язык идиш, в Одессе посещал спектакли еврейского театра, читал произведения еврейских писателей. Однако в его репертуаре было мало произведений еврейской музыки («Ниггун» Э. Блоха, «Еврейский каприс» И. Ахрона, пьеса для скрипки З. Компанейца и некоторые другие). В марте 1966 г. Ойстрах дал в Израиле несколько концертов, восторженно встреченных музыкальной публикой. Он проявлял живой интерес к древностям страны и современной архитектуре, посетил Академию музыки имени С. Рубина в Тель-Авиве, беседовал с израильскими артистами и музыкальной молодежью. После 1967 г., когда началась антиизраильская кампания в Советском Союзе, Ойстрах отказался подписать так называемое «письмо читателей» в редакцию газеты «Правда», после чего его 60-летие в 1968 г. не было официально отмечено властями. Д. Шостакович посвятил 60-летию Ойстраха сонату для скрипки и фортепьяно.

Ойстрах был народным артистом СССР, лауреатом Сталинской (1943) и Ленинской (1960) премий, почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, Американской академии наук и искусств, Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, членом-корреспондентом Немецкой академии искусств в Берлине, почетным доктором Кембриджского университета (Англия) и других.

Автор статьи: Ури Дайгин Темы статьи: Биография В статье упоминаются люди:   Давид Ойстрах Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU). Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью

Перед учениками стоял на коленях и не давал играть со звуком

Правда или байка, но говорят, что выдающийся скрипач-педагог Петр Соломонович Столярский, гуляя по одесским улицам и завидев женщину с малышом, тут же бросался к ней: «Мадам, позвольте посмотреть ручку вашего ребенка». После этого мял и ощупывал пальчики, подносил их к своим близоруким глазам и вздыхал: «Ах, нет, мадам — живите спокойно». Случалось и наоборот, после тщательного осмотра он представлялся учителем скрипки и советовал привести малыша к нему в музыкальную школу. Удивительно, но все дети, на которых Столярский обращал внимание, становились впоследствии известными скрипачами. 

Будучи родом из семьи скромного деревенского музыканта и не имея достаточно высокого общего образования, Петр Столярский тем не менее обладал редким педагогическим даром. Окончив Одесское училище по классу скрипки, он 11 лет проработал в Одесском театре, играя в оркестре. Но главное — преподавал. Преподавание было делом всей его жизни. 

Свои первые музыкальные курсы Столярский открыл в Одессе в 1911 году и целиком посвятил себя работе с одаренными детьми. При этом с бедных, но способных денег не брал и даже помогал им материально. К каждому он умел найти свой подход. Пожалуй, такое количество талантов не открыл больше ни один педагог в мире. Благодаря ему мир узнал Елизавету Гилельс, Бориса Гольдштейна, Михаила Фихтенгольца, Давида Ойстраха… Этот список можно продолжать очень долго.

«Во всех комнатах его квартиры толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы. У него была горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям», — вспоминал о своем учителе Давид Ойстрах.

Ученики Столярского рассказывали: прежде чем получить скрипку, им стоило ближе познакомиться с педагогом, изучить нотную грамоту и хорошо развить слух. Только после этого им позволялось взять в руки инструмент. При этом преподаватель предусмотрительно не натирал смычок канифолью, и юные гении играли… без звука. Петр Соломонович попросту не хотел травмировать детские уши скрипом, которые издавали еще неумелые движения. Он часами следил за положением рук своих учеников, стоя при этом на коленях: так ему было удобнее наблюдать и исправлять ошибки. Лишь убедившись, что и скрипка, и смычок держатся правильно, маэстро разрешал играть по-настоящему, но обязательно под присмотром взрослых. При этом он все время не уставал говорить: «Главное — высоко держать скрипку!», вскидывая свою левую руку вверх. В этой фразе и жесте был не только технический момент, но читалась любовь и бесконечная преданность музыке, которую великий учитель старался привить каждому своему ученику. 

Петр Соломонович приучал своих учеников не бояться публичных выступлений. Фото: odessa-memory.info

«Имени мене»: первая в СССР музыкальная школа 

Столярский учил детей не бояться публичных выступлений, для этого он выводил юных скрипачей на первомайские демонстрации. До первого же сольного выхода на сцену воспитанник Петра Соломоновича должен был пройти три обязательных этапа подготовки: сыграть в симфоническом и в оперном оркестрах, а также обязательно поучаствовать в разных камерных ансамблях. 

Петр Соломонович был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, его вручал сам Иосиф Сталин. К награде «полагались» еще ключи от машины и серебряный сервиз. Когда Иосиф Виссарионович спросил скрипача: «Ну что, вы довольны? Вы подарили стране музыкантов, а мы вам это», Столярский, ничуть не смущаясь, ответил: «Заберите свои подарки, лучше постройте школу для одаренных детей». Так в 1933 году в Одессе открылась первая в СССР специальная музыкальная школа-десятилетка для одаренных детей, которая вскоре была названа его именем. Петр Соломонович называл свое детище не иначе как «школа имени мене». 

За открытие школы педагог поблагодарил партию и правительство в своей особой манере. «Для меня высшее счастье, что удалось создать чудесную музыкальную школу для детей в Одессе, да еще накормить голодных детей. Поэтому разрешите мне поблагодарить товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки», — сказал одесский еврей. 

Родным языком Петра Соломоновича был идиш, и русским он владел не очень, поэтому часто случались курьезные оговорки. А кроме того, педагог обладал незаурядным чувством юмора. С присущим одесским акцентом он выдавал своим воспитанникам: «Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ!». Профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер, который по примеру одесского педагога организовал открытие Детской музыкальной школы в Москве, в шутку предлагал издать «Русско-Столярский словарь». 

Столярский открыл миру невероятное количество музыкальных талантов, среди которых известный скрипач Давид Ойстрах (слева). Фото: odessa-memory.info

Достойные продолжатели

Чувство юмора и находчивость учителя перенимали и его ученики. Так, известна история скрипача Бориса Гольдштейна, который в 11 лет стал победителем Всесоюзного конкурса, проходившего под эгидой Сталина. По словам музыковеда Соломона Волкова, вождю так понравилась игра маленького вундеркинда, что тот пригласил его в Кремль и вручил большую денежную премию. 

— Ну, теперь ты стал капиталистом и, наверное, настолько зазнаешься, что не захочешь пригласить меня в гости, — сказал мальчишке Иосиф Виссарионович.

Тот не растерялся и мигом ответил: «Я бы с радостью пригласил вас к себе, но мы живем в тесной квартире, и вас негде будет посадить». 

На следующий же день семье Гольдштейнов была предоставлена квартира в центре Москвы.

…Даже в эвакуации Столярский оставался верным себе: в Свердловске (ныне Екатеринбург) организовал детскую музыкальную школу. Он мечтал вернуться в Одессу, отклонив предложение своего ученика Давида Ойстраха переехать в Москву. 

В 1944-м фашисты, уходя из Одессы, подожгли музыкальную школу. Эта весть глубоко потрясла Петра Соломоновича. Из воспоминаний его дочери Нелли: «Он заплакал. Лицо налилось кровью, руки дрожали, только слышался стон. Увезла его в больницу. Там врачи определили кровоизлияние в мозг. 29 апреля он скончался в больнице». Похоронили великого учителя в Свердловске, однако на второй день после похорон тело профессора было найдено догола раздетым на другом конце кладбища. Мародеры раскопали могилу, чтобы выбить золотые коронки… Столярского сразу же перезахоронили. Его прах пытались перевести из Екатеринбурга в Одессу, однако безуспешно. 

В 1950-х усилиями дочери Нелли здание школы было восстановлено. Сейчас здесь обучают игре на многих музыкальных инструментах — клавишных, струнных (в том числе и на бандуре), духовых, преподают вокал и дирижирование. Лауреатами и победителями различных музыкальных конкурсов за все годы существования школы становились более трех тысяч ее учеников. Ученики Столярского и ученики его учеников работают и преподают на всех континентах, продолжая хранить память о Великом Учителе. 

Школа имени профессора Столярского была основана в 1933 году. За 85 лет своего существования она выпустила более 3 тысяч лауреатов и победителей музыкальных конкурсов. Фото: forshmag.me

В тему

Знаменитые перлы Петра Столярского 

«Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время»

* * *

«Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку»

* * *

«Представьте себе, что ваша мама варит варенье, и вы чувствуете запах и предвкушаете его попробовать. Играйте, предвкушая»

* * *

«Скрипку нужно держать гордо»

* * *

«Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки»

* * *

«Ваш мальчик — обыкновенный гениальный ребенок!»

* * *

«Мне не нужны талантливые дети — мне нужны талантливые родители»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Давид Ойстрах
Основная информация
Имя при рождении

Давид Фёдорович Ойстрах

Дата рождения

17 (30) сентября 1908[1][2]

Место рождения

Одесса, Херсонская губерния, Российская империя

Дата смерти

24 октября 1974(1974-10-24)[1][2] (66 лет)

Место смерти

Амстердам, Нидерланды

Страна

 СССР

Профессии

скрипач, дирижёр, педагог

Инструменты

скрипка

Жанры

классическая музыка

Награды
 Аудио, фото, видео на Викискладе

Дави́д Фёдорович (Фи́шелевич) О́йстрах (17 [30] сентября 1908, Одесса, — 24 октября 1974, Амстердам) — советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог. Народный артист СССР (1953). Лауреат Ленинской (1960) и Сталинской премии первой степени (1943).

Биография[править | править вики-текст]

Давид Ойстрах родился в Одессе в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы[3].

С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. В консерватории Д. Ойстрах изучал специальную гармонию и полифонию под руководством композитора Н. Н. Вилинского. Ещё будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр.

С 1926 по 1928 год — солист Одесского Посредрабиса. В 1927 году исполнил в Киеве Концерт для скрипки с оркестром А. К. Глазунова под управлением автора.

В 1928 году состоялся дебют Ойстраха в Ленинграде, год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре переселился туда на постоянное место жительства. В 1932—1934 годах и с 1941 года он был солистом, а с 1961 года — и дирижёром Московской филармонии. В 1935 году скрипач победил на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получил вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского (победительницей стала Жинетт Невё). Два года спустя Ойстрах выиграл Конкурс имени Изаи в Брюсселе и обрёл мировую известность.

Афиша 1938 года

В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. Член ВКП(б) с 1942 года. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.

После войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта И. С. Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946—1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара, У. Уолтона и написанный специально для него концерт Арама Хачатуряна. Ойстраху же посвящён Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году.

С 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939 — профессор), где среди его учеников были его сын Игорь, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Семён Снитковский, Олег Каган, Михаил Готсдинер, Леонарда Бруштейн, Леонид Фейгин, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер, Олег Крыса, Александр Винницкий и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 год) конкурсах имени П. И. Чайковского.

Давид Ойстрах был и довольно сильным шахматистом, в своё время большой интерес общественности вызвал его матч с Сергеем Прокофьевым в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом[4].

Сын Давида Ойстраха Игорь также стал скрипачом, был студентом и аспирантом отца в Московской консерватории, и в дальнейшем отец и сын нередко выступали дуэтом[5]

Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме (Голландия) через несколько часов после очередного концерта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награды и звания[править | править вики-текст]

  • 1-я премия Всеукраинского конкурса скрипачей (Харьков, 1930)
  • 1-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Ленинград, 1935)
  • 2-я премия на Международном конкурсе скрипачей им. Г.Венявского (Варшава, 1935).
  • 1-я премия на Международном конкурсе скрипачей им. Э. Изаи (Конкурс имени королевы Елизаветы) (Брюссель, 1937)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)[6]
  • народный артист СССР (1953)
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за концертно-исполнительскую деятельность, 100 000 рублей переданы в фонд Главного Командования
  • Ленинская премия (1960) — за выдающиеся достижения в области музыкально-исполнительского искусства
  • два ордена Ленина (1946, 1966)
  • два ордена «Знак Почёта» (19??, 1937)
  • медали
  • орден Льва Финляндии (1966)
  • орден Леопольда II (1967, Бельгия)[7]
  • Член-корреспондент Академии искусств в Берлине (ГДР, 1961)
  • Почётный член Королевской музыкальной академии в Лондоне (1959)
  • Почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1961)
  • Почётный член Американской академии наук и искусств в Бостоне (1961)
  • Почётный член Шведской музыкальной академии в Стокгольме (1961)
  • Почётный член Бетховенского общества
  • Почётный член Общества друзей музыки в Вене
  • Почётный профессор Будапештской консерватории (1968)
  • Почётный доктор музыки Кембриджского университета (1969).
  • Введён в Зал славы журнала Gramophone [8].

Творчество[править | править вики-текст]

Ойстрах — один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом, техническим мастерством, ярким и тёплым звучанием инструмента. Неоднократно Ойстрах выступал в качестве дирижёра. В его репертуар входили классические и романтические произведения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно со Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт Хиндемита. Писал статьи, в том числе автобиографические записки «Мой путь» («СМ», 1958, No 9). Ойстраху посвящён ряд сочинений С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, М. С. Вайнберга. Многочисленные записи музыканта доступны на компакт-дисках.

Фильмография[править | править вики-текст]

Главная Коллекция «Revolution» Музыка Давид Федорович Ойстрах

Ознакомление с краткой биографией Давида Ойстраха, который первым исполнил подавляющее большинство скрипичных пьес (концертов, сонат, миниатюр), написанных советскими композиторами. Рассмотрение его дебюта в Ленинграде, а также гастролей за рубежом.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 15,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17В [30]В сентябряВ 1908, Одесса, — 24 октября 1974, Амстердам) — советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог. Народный артист СССР (1953). Лауреат Ленинской (1960) и Сталинской премии первой степени (1943).

Биография

Давид Ойстрах родился в Одессе в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы.

С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 годаВ — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. В консерватории Д. Ойстрах изучал специальную гармонию и полифонию под руководством композитора Н.В Н.В Вилинского. Ещё будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр.

С 1926 по 1928 годВ — солист Одесского Посредрабиса. В 1927 году исполнил в Киеве Концерт для скрипки с оркестром А.В К.В Глазунова под управлением автора.

В 1928 году состоялся дебют Ойстраха в Ленинграде, год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре переселился туда на постоянное место жительства. В 1932—1934 годах и с 1941 годаВ он был солистом, а с 1961 годаВ — и дирижёром Московской филармонии. В 1935 году скрипач победил на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получил вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского (победительницей стала Жинетт Невё). Два года спустя Ойстрах выиграл Конкурс имени Изаи в Брюсселе и обрёл мировую известность.

В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. Член ВКП(б) с 1942 года. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом ЛьвомВ Обориным и виолончелистом СвятославомВ Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.

После войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта И.В С.В Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946—1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара, У. Уолтона и написанный специально для него концерт Арама Хачатуряна. Ойстраху же посвящён Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году.

С 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939В — профессор), где среди его учеников были его сын Игорь, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Семён Снитковский, Олег Каган, Михаил Готсдинер, Леонарда Бруштейн, Леонид Фейгин, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер, Олег Крыса, Александр Винницкий и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 год) конкурсах имени П.В И.В Чайковского.

Давид Ойстрах был и довольно сильным шахматистом, в своё время большой интерес общественности вызвал его матч с Сергеем Прокофьевым в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом.

СынВ Давида Ойстраха Игорь также стал скрипачом, был студентом и аспирантом отца в Московской консерватории, и в дальнейшем отец и сын нередко выступали дуэтом

Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме (Голландия) через несколько часов после очередного концерта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №В 7).

Награды и звания

  • 1-я премия Всеукраинского конкурса скрипачей (Харьков, 1930)
  • 1-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Ленинград, 1935)
  • 2-я премия на Международном конкурсе скрипачей им. Г.Венявского (Варшава, 1935).
  • 1-я премия на Международном конкурсе скрипачей им. Э. Изаи (Конкурс имени королевы Елизаветы) (Брюссель, 1937)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
  • народный артист СССР (1953)
  • Сталинская премия первой степени (1943)В — за концертно-исполнительскую деятельность, 100 000 рублей переданы в фонд Главного Командования
  • Ленинская премия (1960)В — за выдающиеся достижения в области музыкально-исполнительского искусства
  • два ордена Ленина (28.12.1946; 14.10.1966)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий