Соловьев, Владимир Сергеевич – краткая биография – Русская историческая библиотека

Материал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск image

Владимир Сергеевич Соловьёв (16 (28) января 1853, Москва — 31 июля (13 августа) 1900, имение Узкое ) — выдающийся русский философ, поэт, публицист, литературный критик, сыгравший значительную роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX — начала XX веков, криптокатолик[1].

Соловьёв стоит у истоков русского духовного ренессанса начала XX века. Соловьёв оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов, в частности — А.Белого и А.Блока.

[править] Биография

[править] Семья

Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 (28) января 1853 в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Род Владимира Соловьёва ещё в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности. Шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.

Со стороны матери, Поликсены Владимировны, Владимир Соловьёв принадлежал к украинско-польской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом Соловьёва с материнской стороны был известный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).

[править] Детство

Обстановка ранних лет Владимира Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Отец Владимира Соловьёва отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей «Истории России с древнейших времен» (1851 − 1879), и таких томов он издал двадцать девять. В его семье всё было подчинено строгим правилам, которые и обеспечивали необычайную научную продуктивность в течение всей жизни.

[править] Образование

Среднее образование Соловьёв получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 году, высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 году и окончил в 1873 году. Соловьёв очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. В последние годы гимназии и в первые годы университета зачитывался тогдашними материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца.

Вероятно, не без влияния материализма Владимир Соловьёв поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика, но и все естественные науки. Владимир Соловьёв увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но достаточно было ему только провалиться на одном экзамене на II курсе физико-математического факультета, чтобы он тут же перешёл на историко-филологический факультет того же университета и с ещё большим рвением приступил к изучению чисто философских наук.

Имеются некоторые сведения о пребывании Владимира Соловьёва в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя в промежутке между окончанием университета и защитой магистерской диссертации. Хотя Соловьёв в течение этого года и проживал в Сергиевом Посаде, где помещалась Московская духовная академия, но из свидетельств бывших его однокашников по учебному году видно, что лекции он почти не посещал, со студентами Академии знакомств не заводил, жил в предоставленной ему комнате крайне уединённо, к окружающим относился достаточно свысока, и по всему видно, что серьезного влияния Духовная академия на него не оказала.

[править] Преподавание

В июне 1876 года Соловьёв приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и перевёлся в Петербург. Там он стал членом Учёного комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 году защитил докторскую диссертацию. Но игравший в Петербургском университете основную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал теперь относиться к нему довольно холодно, так что Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора.

В 1881 году преподавательская деятельность Соловьёва навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 года, в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Владимира Соловьёва был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.

Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной ухода Соловьёва из университета. После прочтения лекции от 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать Соловьёва. Министр внутренних дел — М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку, в которой указывал на нецелесообразность наказания Владимира Соловьёва ввиду его всем известной глубокой религиозности и того обстоятельства, что он — сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета Сергея Михайловича Соловьёва. Александр III счёл Владимира Соловьёва «чистейшим психопатом», удивляясь, почему у «милейшего» его отца, сын, которого К. П. Победоносцев назвал «безумным». И дело осталось без серьёзных последствий.

Из университета Владимиру Соловьёву все же пришлось уйти, хотя его никто не увольнял. Да и ушёл он, как можно думать, не столько из-за шумихи по поводу его лекции, сколько потому, что весьма не любил преподавание с его принудительными моментами вроде лекционных программ, расписания лекций, студенческих экзаменов, учёных советов, отчётов и тому подобному. Несмотря на обширные философские знании и редкую научную выучку, Соловьёв чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера — человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно.

Соловьёв целиком отдаётся написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. Он задумывает трёхтомный труд в защиту католичества, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, «Россия и вселенская церковь». В связи с этим в области богословия у Соловьёва появилось много врагов и неприятностей, вплоть до запрещения ему печатать труды на церковные темы. Но опять-таки и здесь Соловьёв нашёл для себя выход. Глубокий ум и широкая натура философа обеспечили ему работу не менее интересную, чем богословие, а именно работу литературно-критическую и эстетическую. Впрочем, в последние годы своей жизни и особенно с 1895 года он возвращается к философии.

[править] Кончина

Владимир Соловьёв был «бездомный» человек, без семьи, без определённых занятий. Живал большей частью в имениях своих друзей или за границей. К концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 года, он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое[2], принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Соловьёва, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Владимира Соловьёва произошла в этом имении Трубецких 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы отца.

[править] Философия

Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

  • Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.
  • Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

В 1880-е В. Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них — Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж[1]

Сам Владимир Соловьёв официально присоединился к Католической церкви незадолго до своей смерти перед русским греко-католическим священником графом Николаем Толстым. Греко-католическим священником впоследствии стал племянник Владимира Соловьёва — Сергей Михайлович Соловьёв.

[править] Источники

  1. Присоединение к Католической церкви было совершенно в Москве 12 февраля (2 марта) 1896 греко-католическим священником Николаем Толстым. Акт о соединении В. Соловьёва с Католической Церковью
  2. В настоящее время район Ясенево города Москвы.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Владимир Рудольфович Соловьёв
image
Имя при рождении Владимир Рудольфович Соловьёв
Дата рождения 20 октября 1963(1963-10-20) (57 лет)
Место рождения
Род деятельности педагог, предприниматель, телеведущий, радиоведущий, журналист, публицист, писатель, ютубер
Отец Рудольф Наумович Соловьёв
Мать Инна Соломоновна Шапиро
Супруга Эльга Викторовна Сэпп
Дети Полина, Александр, Екатерина, Даниил, София-Бетина, Эмма-Эстер, Владимир, Иван[1]
Награды и премии
ТЭФИ 2005, ТЭФИ 2017

(2020)

 Медиафайлы на Викискладе

Интервью с президентом РФ В. В. Путиным. Документальный фильм «Президент», 2015

Влади́мир Рудо́льфович Соловьёв (род. 20 октября 1963, Москва) — российский журналист, радио- и телеведущий, писатель. Кандидат экономических наук (1990).

Детство

Родился 20 октября 1963 года в Москве. Отец — Рудольф Наумович Соловьёв (до 1962 года имел фамилию Виницковский[2][3], затем взял фамилию своей матери), преподаватель политической экономии, чемпион Москвы по боксу[4]. Мать — Инна Соломоновна Соловьёва (урождённая Шапиро, род. 1943), работала искусствоведом в музее «Бородинская битва»[5]. Родители познакомились, будучи студентами Московского педагогического института[6]; разошлись, когда Владимиру было четыре года, но продолжали поддерживать дружеские отношения[7][8][9]. Дед по матери — Соломон Львович Шапиро, бабушка — Полина Петровна, работали на машиностроительном заводе имени Хруничева[10].

Первый школьный год проучился в 72-й школе Москвы рядом с домом. Со второго класса учился в элитной спецшколе № 27 с изучением ряда предметов на английском языке, где обучались дети и внуки членов ЦК КПСС, дипломатов и др. (сейчас — средняя общеобразовательная школа № 1232 с углублённым изучением английского языка)[6]. В 14 лет был принят в ВЛКСМ[11].

В девятом классе увлёкся карате[10]. До этого занимался футболом и некоторое время тренировался в московской Футбольной школе молодёжи[12].

Юность, образование

В 1980 году поступил и в 1986 году с отличием окончил физико-химический факультет[13] Московского института стали и сплавов. В том же институте на курс младше учились Владислав Сурков и Михаил Фридман, с которыми Соловьёв знаком с 1981 года[14].

В период с 1986 по 1988 год работал экспертом в Комитете молодёжных организаций СССР. В свободное время занимался писательской деятельностью[15][16].

Окончил аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В 1990 году под научным руководством доктора экономических наук, профессора Ю. В. Куренкова[17] защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук по теме «Основные тенденции производства новых материалов и факторы эффективности их использования в промышленности США и Японии» (специальность 08.00.16 — «экономика капиталистических стран»)[18].

Карьера

По собственному утверждению, был кандидатом в члены КПСС[19].

В период с 1989 по 1990 год работал научным сотрудником в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР, параллельно преподавал физику, математику и астрономию в школе № 27, где в своё время учился сам. В 1990 году Соловьёва пригласили преподавать экономику в Алабамский университет в Хантсвилле (США)[7][20]. В Америке Соловьёв начал заниматься бизнесом — консультировал строительные компании, с 1991 года был вице-президентом компании Wild Boys Land and Cattle Company. В 1992 году вернулся в Россию, где создаёт собственный бизнес в сфере развития высоких технологий. По его словам, «у меня заводы были свои, в России и на Филиппинах. Выпускали дискотечное оборудование в 1990-е годы, продавали его по всему миру. Было агентство по трудоустройству в Москве»[21]. В это время Соловьёв является участником Комитета предпринимателей Америки, а также возглавляет ассоциацию молодых экономистов[22][23][24].

В 1998 году продал бизнес и вложил деньги в акции «Газпрома». В том же году его приглашают к сотрудничеству основатели радиостанции «Серебряный дождь» Наталья Синдеева и Дмитрий Савицкий[25]: им был нужен человек, в совершенстве знавший английский язык, для выступления в радиоэфире в качестве эксперта[26].

С 10 июля 1998 года[27] по 29 июля 2010 года — ведущий утреннего шоу «Соловьиные трели» на радиостанции «Серебряный дождь»[28]. Соведущей Соловьёва в данной программе в течение 10 лет была Екатерина Шевцова, позже её заменила Анна Шафран.

В 1999 году начал карьеру на телевидении, приняв приглашение генерального директора телеканала ТНТ Сергея Скворцова[29][30]. В разное время работал ведущим программ на телеканалах: ТНТ (1999—2002), ОРТ[31] (1999—2001), ТВ-6 (2001—2002), ТВС (2002—2003), НТВ (2003—2009)[32] и «Россия-1» (с 2010)[33].

Вместе с известным ведущим Александром Гордоном Соловьёв ведёт на канале ОРТ программу «Процесс» (1999—2001), тематика которой полностью посвящена общественно-политической жизни страны[34][35]. Затем на канале ТНТ выходит его передача «Страсти по Соловьёву» (с октября 2001 года название программы было изменено на «Страсти по…») (1999—2002). В студию ведущего приглашались оппозиционные журналисты и политики (Анна Политковская, Григорий Явлинский), представители шоу-бизнеса (Александр Градский[36], Филипп Киркоров)[37]. В 2001 году после выступления в поддержку команды Евгения Киселёва в прямом эфире экстренного выпуска программы НТВ «Итоги» и изменения сетки вещания на ОРТ он переходит на канал ТВ-6, по приглашению его генерального продюсера Александра Левина[7]. Вёл там две телепередачи: «Завтрак с Соловьёвым»[38] (интервью с российскими политиками о жизни в неформальной обстановке) и «Соловьиная ночь» — программу о русском шансоне и блатной песне, в которой принимали участие такие видные шансонье России, как Александр Новиков, Михаил Круг, Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский и др[39]. Именно на программе «Соловьиная ночь» в 0:09 мск 22 января 2002 года по решению Министерства печати РФ и оборвалось вещание телеканала ТВ-6[40].

В 2002 году на возникшем вместо ТВ-6 канале ТВС ведущим были представлены две политические передачи: «Смотрите, кто пришёл!» (актуальное интервью с российскими политиками, в том числе и оппозиционными) и «Поединок» — теледебаты между двумя гостями студии[41]. Во время передачи зрители голосовали за одну из сторон, и в конце по количеству проголосовавших выбирается победитель. Последний эфир программы «Поединок» состоялся 21 июня 2003 года за несколько часов до отключения телеканала ТВС от общефедерального эфира[42].

После закрытия канала ТВС в июне 2003 года Соловьёв уходит на телеканал НТВ, где выпускает авторскую программу «К барьеру!»[43], которая просуществовала до 2009 года[44]. По данным информационного агентства Stringer, это было связано с тем, что Соловьёв обвинил кандидата в председатели ФАС МО, сокурсницу Дмитрия Медведева по ЛГУ Валерию Адамову (её супруг Олег Адамов на тот момент являлся первым заместителем генерального директора НТВ) в получении финансовых доходов с помощью правительства Москвы[45]. По утверждению самого Соловьёва, после увольнения с НТВ он некоторое время находился под негласным запретом на работу в эфире федеральных телеканалов[46].

В 2005 году, участвуя во всероссийском открытом интернет-конкурсе «Золотой сайт», официальный сайт Соловьёва получает премию как лучший сайт в VIP-категории. Осенью этого же года как лучший интервьюер удостаивается премии «ТЭФИ». В этом же году Владимир Соловьёв участвовал в работе учредительного съезда движения «Наши», созданного Администрацией Президента РФ[47], а также занимался обучением членов этого движения[14].

Состоял членом президиума Российского еврейского конгресса[48]. Играл в футбол за команду конгресса[49].

С августа 2010 года работает на телерадиоканалах холдинга ВГТРК[50]. На телеканале «Россия-1» вновь стал вести программы «Поединок» (2010—2014, 2015—2017)[51][52] и «Воскресный вечер» (с 2012 года, с 2014 года в другие дни недели выходит как «Вечер с Владимиром Соловьёвым»). На радио «Вести-FM» ведёт передачу «Полный контакт» (до 2 июня 2020 года — совместно с Анной Шафран)[53][54]. Помимо этого, с 29 января по 16 сентября 2011 года был постоянным гостем программы Анатолия Кузичева «Главрадио» на этой же радиостанции[55].

В 2012 году указом президента Владимира Путина включён в состав Совета по общественному телевидению[56].

В 2015 году взял большое интервью у Путина, которое использовалось в документальном фильме «Президент»[57]. После начала российской военной операции в Сирии осенью 2015 года был единственным журналистом, которому Владимир Путин дал интервью[58].

Со 2 сентября 2018 года — ведущий программы «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия-1»[59], в которой на протяжении 1 часа рассказывает о сделанных президентом делах за минувшую неделю[60]. Интонация программы, подбор гостей (в премьерном выпуске ими оказались только связанные с властью персоналии: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Макаров), соведущего (журналист ВГТРК Павел Зарубин) и тем натолкнули ряд СМИ к выводам как о попытках поднять упавший из-за пенсионной реформы рейтинг действующего главы государства, так и возникновении отличного от советского времён культа личности (аналогичные программы существуют в Казахстане и Туркмении и были в Венесуэле при жизни Уго Чавеса[61][62][63][64][65][66]). Премьерный выпуск посмотрели 612 тыс. москвичей — 4,3 % столичных телезрителей (14,9 % от тех, у кого в момент программы был включён телевизор), в то время как транслировавшийся в это время неделю назад «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» имел рейтинг 3,3 % и долю 14,8 %. Подобные результаты позволяли программе попасть в тройку самых популярных программ российского телевидения, уступив лишь ток-шоу «Пусть говорят» и программе «Время» на «Первом канале»[67].

С марта 2019 по февраль 2020 года был рекордсменом Книги рекордов Гиннесса за самое долгое пребывание в телеэфире в качестве ведущего[68] в течение одной недели (25 часов 53 минуты и 57 секунд)[69].

11 марта 2020 года был запущен YouTube-канал «Соловьёв Live». На нём проходит ретрансляция радиопередачи «Полный контакт», прямые эфиры в формате стримов, а также рубрики других политических обозревателей.

Личная жизнь

Отец восьмерых детей (от трёх жён)[70].

Первая жена — Ольга, от этого брака двое детей: Полина (род. в 1986 году, окончила Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина, в настоящее время — ведущая информационных программ телеканала «Москва 24») и Александр (род. в 1988 году, режиссёр рекламных роликов и музыкальных клипов; окончил Лондонский Университет Искусств)[71].

Вторая жена — Юлия, дочь — Екатерина Соловьёва (род. 10 февраля 1991 года в США), в 2012 году окончила Театральное училище имени Щукина[6][21].

С 2001 года женат на Эльге Сэпп (01.06.1972 г.), дочери сатирика Виктора Коклюшкина[47]. Дети: Даниил Соловьёв (род. 12 октября 2001[72]), София-Бетина Соловьёва (род. в 2003 году)[73], Эмма-Эстер Сэпп[74] (род. в декабре 2006 года)[21], Владимир Соловьёв (род. 14 февраля 2010 года)[75], Иван Соловьёв (род. 6 октября 2012 года)[76].

Имеет еврейское происхождение[49]. По собственным заверениям, исповедует иудаизм[77].

С 2009 года обладает видом на жительство и статусом налогового резидента в Италии для себя и своих детей от брака с Эльгой Сэпп[74][78].

Увлечения и хобби

Соловьёв любит спорт и придерживается здорового образа жизни. Увлекается футболом, видами боевых искусств, имеет чёрный пояс по каратэ. Помимо этого занимается теннисом и ездой на автомобилях. Он владеет правами всех категорий от А до Е[79].

Общественная деятельность

В октябре 2002 года Владимир Рудольфович по рекомендации Эллы Памфиловой вошёл в Комиссию по правам человека при президенте РФ[80][81], преобразованную в ноябре 2004 года в Совет при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Продолжил работу в новом совете и оставался в нём вплоть до обновления его состава в феврале 2009 года.

С 2007 года является членом общественного совета при МВД РФ[82].

Запрет на въезд в Латвию

18 февраля 2021 года министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич объявил, что включил Владимира Соловьёва в список лиц, пребывание которых на территории страны нежелательно.

Награды и премии

Награждение орденом Почёта, 25.12.2013

Государственные

The article is a derivative under the Creative Commons Attribution-ShareAlike License. A link to the original article can be found here and attribution parties here. By using this site, you agree to the Terms of Use. Gpedia Ⓡ is a registered trademark of the Cyberajah Pty Ltd.

28 января 1853 года в Москве, в семье крупнейшего историка Сергея Михайловича Соловьева родился известный русский философ, публицист и поэт Владимир Соловьев, чье многогранное, нередко противоречивое творческое наследие до сих пор продолжает будоражить умы людей, интересующихся историей русской философии и историей религий.

И это неудивительно: еще при жизни Соловьев редко кого оставлял равнодушным, как по отношению к себе лично, так и к своему философскому и литературному творчеству. До сих пор многочисленные исследователи пытаются раскрыть тайну его личности, а также установить истинную суть мотивов, определявших его творческие поиски. Проблема заключатся в том, что на самом деле Соловьев был не столько философом, сколько философствующим мистиком, искавшим ключ к тайнам бытия. Более того, некоторые современники и исследователи его творчества считали Владимира Соловьева чуть ли не пророком нового времени, предвидевшим будущее. Так, например, один из крупнейших русских философов XX века А. Ф. Лосев писал по этому поводу:

«Первое и основное, что бросается в глаза при изучении Владимира Соловьева, – большое духовное беспокойство, заставляющее его болезненно чувствовать шаткость и обреченность старого мира. Он предчувствовал наступление мировых событий катастрофического характера; и это предчувствие было у него настолько глубоко и невыразимо обычным прозаическим языком, что он в конце концов заговорил в пророческих тонах и стал изображать наступление конца истории в духе чистейшей мифологии».

Это духовное беспокойство, рождавшее в философе странную отчужденность и холодность к людям, буквально пронизывало всю его недолгую жизнь, нередко бросая его из крайности в крайность, не давая найти точку опоры ни в личной жизни, ни в творчестве.

Молодые годы Вл. Соловьева, учеба и преподавание в университете

Среднее образование Соловьев получил в 5-й московской гимназии, куда поступил в 1864 г., а высшее – в Московском университете, где учился с 1869 по 1873 год. Необычайно одаренная натура Соловьева и его постоянные, во многом страстные поиски высших истин дали о себе знать уже в ранние годы. Всем известно, что Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета юноша зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, вследствие чего перестал ходить в церковь, а однажды даже и выкинул иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его добродушного отца.

Вероятно, не без влияния материализма Соловьев поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки. Но достаточно было ему только провалиться на каком-то экзамене на II курсе, чтобы перейти на историко-филологический факультет того же университета и с еще большим рвением приступить к изучению философских наук.

О том, с какой страстностью Соловьев изучал мировое философское наследие, можно судить хотя бы по тому факту, что практически сразу же после окончания университета он написал магистерскую диссертацию (в то время это был уникальный случай), которую и защитил в 1874 году.

Конечно же, при изучении мирового философского наследия его постоянно бросало из крайности в крайность: безудержное влечение, граничащее с одержимостью, к идеям Спинозы, затем Джона Стюарта Миля, после чего полное разочарование в мировоззрении материализма, из-за которого Соловьев, собственно, и поступил на физико-математический факультет.

В дальнейшем он также страстно берется за изучение творчества Канта, Шопенгауэра, Фихте, Шеллинга, Гегеля…

В июне 1876 г. Соловьев приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. В 1881 г. преподавательская деятельность Соловьева навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Этот поступок был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.

После прочтения лекции 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать Соловьева. Однако министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку. В ней он указывал на нецелесообразность наказания юноши ввиду его всем известной глубокой религиозности и того, что он сын крупнейшего русского историка С. М. Соловьева. Александр III счел Соловьева «чистейшим психопатом», удивляясь, откуда у «милейшего» его отца такой сын, которого К. П. Победоносцев именовал «безумным».

И дело осталось без серьезных последствий. А. Ф. Лосев писал по этому поводу:

«Все же из университета Вл. Соловьеву пришлось уйти, хотя его никто не увольнял… Несмотря на обширные философские знания и редкую научную выучку, Вл. Соловьев чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно».

О том, что это было действительно так, мы можем судить хотя бы по тому, что после разочарования в философии материализма Соловьев регулярно посещал спиритические сеансы, устраивавшиеся в одном из кружков московской аристократии. Там же он познакомился со страстным спиритом А. Н. Аксаковым и даже на некоторое время превратился в «пишущего медиума». В том числе и у себя дома, в одиночестве, он так же, как и философию, страстно изучал оккультизм, занимался столоверчением, вызывал духов и упражнялся в автоматическом письме, изучал труды известных теософов Сведенборга и Сен-Мартена. Увлечение это продолжалось года два или три, но следы его сохранились надолго. Именно поэтому философия и мистика являлись для Соловьева на протяжении всей его жизни двумя основополагающими источниками познания. И трудно сказать, в каком из них он искал для себя «вдохновение».

И все же решающим поворотным событием в его сложной судьбе сыграла до сих пор вызывающая много вопросов и споров его заграничная командировка 1875–1876 гг. в Лондон и Египет.

Зарубежная поездка в Лондон и Египет

Будучи натурой впечатлительной и страстной, пережив несчастную любовь, Соловьев фактически бежит из России с такой удивительной быстротой, что уже через двое суток он доезжает до Лондона. Город ему нравится, и он рассчитывает прожить в нем целый год. Упражняется в английском языке с уличными мальчишками и чистильщиками сапог, жалуется на то, что ему приходится «повсюду таскать на своей голове огромной величины цилиндр». Днем Соловьев работает в Британском музее, а вечером иногда встречается с доцентом Янжулом, с молодыми учеными Ковалевским и Капустиным, но «большую часть времени проводит один». Родным он сообщает, что «обедает в разных тавернах – английских, французских, немецких и итальянских, пьет портер и пиво». Но это пышное перечисление, вероятно, импровизируется для того, чтобы успокоить их насчет своего здоровья. Супруга Янжула пишет иное: Соловьев мяса не ел, к английской еде привыкнуть не мог, постоянно забывал обедать, жил впроголодь и поражал своим мрачным аскетическим видом.

«Высокий чистый лоб, длинные темные волосы, худое, изможденное лицо, по-детски пухлые, чувственные губы и светло-голубые, почти серые глаза, странные, с расширенными зрачками, менявшими цвет, – лицо юноши Соловьева поражало своей необыкновенностью. В его наружности было что-то монашеское и иконописное, и вместе с тем затаенный огонь, надменность и чувственность. Он был высок и страшно худ, лицо без кровинки; печальные прекрасные глаза и взрывы смеха, казавшиеся неестественными и даже жуткими», – таким запомнили философа его современники.

В Лондоне Соловьев знакомится со спиритами и быстро разочаровывается в них. «Шарлатаны, – пишет он Цертелеву. –  Был я на сеансе у знаменитого Вильямса и нашел, что это фокусник более наглый, чем искусный. Тьму египетскую он произвел, но других чудес не показал. Когда летавший во мраке колокольчик сел на мою голову, я схватил вместе с ним мускулистую руку, владелец которой духом себя не объявил… Являвшийся Джон Кинг так же похож на духа, как я на слона. Спиритизм тамошний (а следовательно, и спиритизм вообще) есть нечто весьма жалкое».

Увлечение спиритизмом постепенно проходит, он излечился от своей «детской болезни». Но интерес к оккультным наукам, к «тайному знанию» не исчезает вместе со столоверчением. Соловьев погружается в теософические науки, изучает в Британском музее каббалу и гностиков. По свидетельству очевидцев, в это время он вел себя довольно странно: то сообщал, что действует по внушению какой-то нормандки XVI или XVII века, то полушутя-полусерьезно уверял, что по ночам его смущает злой дух Питер, пророча ему скорую гибель.

И вдруг 14 октября Соловьев посылает матери коротенькую записку, искусственно непринужденную: «Дорогая мама! Шубу присылать было бы совершенно бесполезно, так как здесь в домах холоднее, чем на воздухе. Зима еще не начиналась, но я уже успел основательно простудиться. К счастью, мои занятия требуют отправиться на несколько месяцев в Египет, куда я уезжаю послезавтра. Поеду через Италию и Грецию. С дороги напишу Вам».

Чем же была вызвана эта внезапная перемена? Молодой философ поехал в Лондон не только для научной работы – он искал ключ к тайной мудрости, к чуду, преображающему мир; ему было мало теоретического познания, он хотел дела. Изучая в Британском музее литературу о Софии Премудрости Божией, Соловьев ждал Ее откровения, Ее светлого пришествия. И когда раздался голос, зовущий его в пустыню, он бросил все и без раздумий и колебаний помчался в Египет.

16 октября 1875 года Соловьев уезжает из Лондона, едет через Францию, Италию, не останавливаясь; около Турина впервые соприкасается с католическим миром, оставившим благоприятное впечатление. В Бриндизи он садится на пароход, за три дня доезжает до Александрии и оттуда отправляется в Каир. Там философ поселяется в гостинице «Аббат», посещает музей египетских древностей, купается в Ниле, видит «настоящую сфинксу», осматривает мечети и влезает на пирамиду Хеопса.

Проходит неделя – и опять «удивительная новость». Письмо к матери от 25 ноября начинается так: «Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест. Когда Вы получите оное, я буду в Фиваиде, верстах в 200 отсюда, в месте диком и необразованном, куда и откуда почта не ходит, и ни до какого государства, иначе как пешком, достигнуть нельзя».

М. М. Ковалевский свидетельствует, что Соловьев отправился в Египет в поисках тайного каббалистического общества; де Вогюе пишет о том же; оба ссылаются на слова самого Соловьева. Такова, очевидно, была его официальная версия. Он должен был мотивировать свою «прогулку в пустыню», но не мог и не хотел признаться, Кого он там искал. И только через двадцать лет, и то в полушутливых стихах, поэт рассказал правду.

Похоже на то, что в пустыне Соловьев пережил некий мистический опыт, причем, как показала его последующая жизнь, демонический по своей сути. Соловьев увидел «личную божественную основу мира». Он был очарован, обольщен и прельщен этим ведением. Любой православный человек легко узнает в этом опыте самую обычную прелесть, но в том то и беда, что Соловьев совершенно не был знаком с основами духовной христианской жизни, вследствие чего попался на эту дьявольскую уловку. Тем более к этому его располагали занятия магией и спиритизмом.

Как ему тогда показалось, он пережил ощущение всеединства сущего, некоего космического единства с «душой мира», которая, согласно его последующим описаниям, была не бесформенным смешением всего сущего, а личным образом вечной женственности. Так в последующем творчестве Соловьева родилась идея наличия некоего женского начала в самом Божестве – идея Софии.

Философский этап

Возвращением из заграничной командировки заканчивается первый ученический период жизни Соловьева. Наступает философский этап. В течение пяти лет он строит свою широкую философскую систему, включающую метафизику, гносеологию, этику и историософию. К этому времени относятся его труды: «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о Богочеловечестве» (1878) и «Критика отвлеченных начал» (1877–1880).

Согласно свидетельствам очевидцев, 18 февраля 1896 года в Москве, в домашней часовне, устроенной в частной квартире о. Толстого, был совершен обряд присоединения Соловьева к Католической Церкви.

Но это был не последний крутой поворот в его судьбе. В конце 1898 года Соловьев вновь, теперь уже в последний раз, переживает глубокий внутренний, мировоззренческий переворот, в результате которого отходит от христианско-языческого синкретизма и возвращается к христианству. Он пишет, наверное, свое лучшее произведение «Три разговора» с «Краткой повестью об антихристе». В нем поэт фактически опровергает, точнее – перечеркивает, всю свою предыдущую религиозно-философскую деятельность. В 1900 году (31 июля) после непродолжительной болезни Соловьев умирает, исповедавшись и причастившись незадолго до смерти у православного священника.

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Опубликовано: ср, 27/01/2016 – 17:32

Статистика

Всего просмотров 682

Популярное за 7 дней

О праздновании рождества Иоанна Крестителя, или Чем опасны гуляния на Ивана Купалу 07.07.21 11:20 11 июля – день памяти иконы Божией Матери «Троеручица» 11.07.21 08:55 О чем нужно просить апостолов Петра и Павла, в чем они помогают? 11.07.21 19:28 Митрополит Антоний (Паканич) рассказывает, почему христианину не стоит ныть 13.07.21 15:34 Духовная битва в канун праздника Рождества святого Иоанна Крестителя 07.07.21 12:36 Как правильно относиться к святым? 09.07.21 13:51 Пейзажи Бориса Кустодиева 08.07.21 17:02 Что говорят православные матушки о семейной жизни 07.07.21 10:40 8 июля – день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев 08.07.21 08:33 FM-2030 – опасный идеолог трансгуманизма, который собирался жить вечно 08.07.21 17:19

Социальные комментарии Cackle

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий