Светлана Безродная и её камерный оркестр «Вивальди» — agent_40 — LiveJournal

image

Так тонко чувствовать чужую боль, всем сердцем стремиться  помочь людям, оказавшимся в беде,  могут только избранные Богом. Светлана Безродная – из их числа. Уже тот факт, что эта удивительная женщина по собственной инициативе приехала в военный Донецк и вместе с созданным ею «Вивальди-оркестром» дала грандиозный концерт на сцене Донецкой филармонии, а потом и в других городах Республики, говорит о многом. Талантливейшая скрипачка, прекрасный организатор, удивительной красоты женщина, она по-царски величественна и вместе с тем проста. Маленькая, хрупкая, как фарфоровая статуэтка работы великого Мастера, на сцене эта женщина – великая сила мощной созидательной энергетики любви. Я давно не видела, чтобы звезда мировой величины так отдавала себя  публике. Казалось, что  и она, и её оркестр проживают на сцене какой-то временной промежуток жизни, в котором всем нам было хорошо в одной большой, сильной державе…

image

После концерта мне удалось взять небольшое интервью у народной артистки России Светланы Безродной.  Признаюсь, я счастлива, что именно она  «открывает» нашу виртуальную музыкальную гостиную на сайте Донецкой государственной академической филармонии.

— Светлана Борисовна, почему решили приехать в Донецк? Военный город – не лучшее место для гастролей…

— Есть две стихии, которые во многом определяют наши поступки. Это любовь и страх. Любовь сильнее. Я это знаю точно. «Вивальди-оркестр» выступал в Белграде, когда там уже шла война. Я никогда не забуду наше выступление в Армении в тот период, когда пылал Карабах. Страха не было. Была любовь, которую мы несли людям через музыку. Я мечтала приехать в Донецк, потому что всё это время я мысленно нахожусь с вами. Знаю по минутам всё, что здесь происходит из электронной переписки, телефонных звонков. Вы стали легендой двадцать первого века. Вы живете под постоянными обстрелами, но верите в победу Русского мира. В этой вере – ваша сила. И те, кто стреляет с тупым упрямством и с тупым бездушием, пусть знают – таких людей не победить!

Русский мир – мир терпящий, но в своем терпении он распространяет любовь. Стойкость, мужество, воля – это то, что дает вам возможность пережить эту войну. Честь и хвала вам. С вами наша любовь. Вы пример нашему поколению.

— Спасибо, за такие хорошие, добрые слова. Они согревают и вдохновляют так же, как и Ваша музыка. В Донецк Вы привезли уникальную концертную программу, как она создавалась?

—  Мы очень признательны Министерству культуры ДНР, лично министру Михаилу Васильевичу Желтякову за приглашение на такой святой для вас праздник, как День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.  Этим, собственно, и был определен выбор музыкальных произведений и вокальных композиций программы, которую мы назвали «С чего начинается Родина». По сути, это наша общая биография в музыке и песнях. После каждого номера мы чувствовали колоссальную отдачу зала!

Над программой работали очень скрупулезно. Главным вдохновителем и автором концепта выступил продюсер «Вивальди-оркестра» Ростислав Черный. Он очень трепетно  отбирал каждый номер, чтобы это, прежде всего, было интересно зрителю, и чтобы артисты в полной мере смогли раскрыть свои творческие возможности. С нами приехал прекрасный актер и режиссер Сергей Маховиков, талантливейшие вокалисты Светлана и Сергей Полянские.  Они давно сотрудничают с «Вивальди-оркестром». Совместно мы сделали не одну программу в рамках проекта «Театр музыки Светланы Безродной».

— В одном из интервью Вы назвали себя бунтаркой, в другом рассказывали, что Вы человек ведомый. Так какая же Вы на самом деле?

— Женщина должна быть разной! Как музыка. Создать женский струнный оркестр – это уже был вызов стереотипам в музыкальных кругах. Такого в большом  Советском Союзе не было. То, что после распада СССР мы остались на сцене, и  были востребованы – результат большой работы и самоотверженной борьбы за своего зрителя. Сегодня у  «Вивальди-оркестра» очень плотный гастрольный график. Мы собираем полные залы, но при этом никогда не почиваем на лаврах популярности. Работа, работа и ещё раз работа… Над репертуаром, над сценическими образами. Ведь музыку можно не только слушать. Когда на сцене происходит действо, любая музыка от самой серьёзной до попсы становится более понятной. Она как бы проникает в человека, становится частью его души…

— О «Театре музыки Светланы Безродной» ходят  легенды.  Кто-то называет Вас новатором, а кто-то — колдуньей, потому что каждая Ваша театрализованная программа  — это фурор. Говорят, что знаменитые актеры выстраиваются в очередь, чтобы стать участниками Ваших программ…

— «Вивальди-оркестр» действительно работает со многими яркими и талантливыми актерами. Вы это увидели сегодня сами. Концертные номера для донецкой программы подбирались под актера Сергея Маховикова и солистов-вокалистов Светлану и Сергея Полянских. Судя по реакции зала, получилось все очень гармонично.

Постоянные художественные искания – это жизнь «Вивальди- оркестра» и моя. Программы наших концертов никогда не повторяют друг друга. Мы стремимся, чтобы каждая отличалась оригинальностью композиционного построения, тщательно продумываем внутреннюю драматургию произведений, которые берём в свой репертуар. Это позволило нам занять свою нишу в музыкальной отечественной и мировой культуре. Начинали с таких сложных произведений, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. Потом были редко исполняемые шедевры мирового музыкального наследия, например, псалмы и кантаты Вивальди. Я переложила для струнного оркестра многие  известные музыкальные произведения. К примеру, именно «Вивальди-оркестр» впервые в мире исполнил авторскую транскрипцию для струнных оперы Моцарта «Волшебная флейта». За нею последовал «Дон Жуан» Моцарта и другие произведения, в общем-то, достаточно известные, но очень сложные в струнном исполнении…

По Вашему замыслу специально для «Вивальди-оркестра» были сделаны версии «Травиаты» Верди,  «Пиковой Дамы» и «Евгения Онегина» Чайковского, но Вы ведь работаете не только с классикой?..

-В нашем творческом активе — транскрипции балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского и «Дон Жуан» Глюка. И все это, разумеется, помимо бесчисленного количества произведений, написанных специально для камерного оркестра. Но Вы правы. Мы работаем не только с классическими произведениями. Одним из важных направлений творческой деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую именуемого «лёгкой танцевальной музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1940-х годов из репертуара танцевальных оркестров тех лет и танцевальных ритмах последующего времени, оперетте и джазе, старинном романсе и массовой песне. На концерте в Донецке мы частично представили  эту программу. У нас есть немало авторских программ, представляющих собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них — музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или «Игра ва-банк», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Цирк Чарли Чаплина» и другие…

— В одном из своих интервью Вы утверждали, что публика в массе обладает мужским характером. Её надо воодушевлять и провоцировать… Это действительно так?

— Да, публику нужно и воодушевлять, и провоцировать. Поэтому каждое наше выступление – это спектакль, главные действующие лица которого – и музыканты, и артисты, выступающие с «Вивальди-оркестром», но и зрители…  У нас есть совершенно уникальные музыкально-литературные  спектакли. Например, «Маскарад без масок». В основу композиции положена малоизвестная музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова к спектаклям драматических  театров и кинофильмам. Звучит поэзия  Шекспира, Лермонтова, Пастернака. Ещё пример — «Бал после сражений». Эта программа посвящена  200-летию Отечественной войны 1812 года. Сейчас готовим концертный спектакль по произведению Чайковского «Пиковая дама». Знаете, великий композитор был предсказателем. Он предсказал победу Русского мира. Вообще я считаю, что музыка это творческая энергетика, которая движет процессом  и переходит из прошлого в будущее.

— Светлана Борисовна, а как Вы относитесь к критике?

Критику я приветствую. Но только объективную. Грамотная критика лично у меня вызывает хороший рабочий кураж. А вот критиканство не приемлю…

— И последний   вопрос, чисто женский: Ваш секрет молодости?

— Мало ем, мало сплю, много работаю…

— Ваши пожелания дончанам…

Сил и терпения, любви и Божьего благословения. Знайте, мы любим вас…

Беседовала Дина Логвинова

Previous Entry | Next Entry

Светлана Безродная и «Вивальди-оркестр»

Светлана Борисовна Безродная родилась в 1934 году в Подмосковье, в кремлевском санатории Барвиха. Мать – Шепшелевич-Лобовска Ирина Михайловна. Отец – Левин Борис Соломонович.

Светлана училась в Центральной музыкальной школе в Москве. Ее педагогами в музыкальной школе стали будущий супруг, выдающийся скрипач Игорь Семенович Безродный, а также профессор Абрам Ильич Ямпольский. Класс фортепиано Светлана прошла у замечательного педагога Ольги Александровны Голубевой, поэтому ее уровень владения инструментом приравнивался к знаниям тех выпускников, которые оканчивали школу по этой специальности.

Владея двумя инструментами, Светлана поступила в Московскую консерваторию. Ей посчастливилось учиться в классах выдающихся педагогов-профессоров – А. Ямпольского и Д. Цыганова. Большое влияние на ее творчество оказал Дмитрий Михайлович Цыганов, исполнявший партии первой скрипки в квартете имени Бетховена, а партии второй скрипки там же играл Василий Петрович Ширинский, у которого Светлана занималась в квартетном классе.

Уже со студенческих лет Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева. После окончании консерватории она много концертирует (не имея лауреатского звания), поступает солисткой в «Росконцерт». Светлана рано вышла замуж, у них с Игорем Семеновичем Безродным родился сын Сергей.

Светлана Безродная и её муж И. С. Безродный

Сергей учился в той же музыкальной школе, которую окончила сама Безродная. Сергей рано обнаружил фантастические способности: он очень рано стал концертирующим музыкантом, играл технически сложные сочинения композиторов разных эпох и направлений.

Сергей Безродный, сын Светланы

После короткого периода концертирования Светлана Борисовна решила заняться преподаванием. Годы работы в Центральной музыкальной школе оказались плодотворными для Безродной-педагога: она создала авторскую систему игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали победителями целого ряда международных конкурсов – имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини. В стенах ЦМШ С.Б. Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом. В 1989 году Светлана Безродная вернулась на сцену: она создала уникальный коллектив – «Вивальди-оркестр», который отличается индивидуальным, непревзойденным почерком. Светлане Борисовне не составило труда создать свой коллектив, так как вместе с В. Спиваковым она прошла путь становления оркестра «Виртуозы Москвы», своими руками клеила ноты, которые составили библиотеку музыкантов. Единственная трудность состояла в том, что новый коллектив должен был целиком состоять из женщин, а традиционно в консерваториях основу оркестра всегда составляли мужчины.

Но Светлана Безродная совершила неслыханную вещь – на фоне существующих «Виртуозов Москвы» В. Спивакова и «Солистов Москвы» Ю. Башмета создала новый оркестр, начав собирать девушек – выпускниц консерватории, которые еще не имели опыта работы. Но Светлана Борисовна собрала первый состав, и 5 мая 1989 года оркестр впервые вышел на сцену Колонного зала Дома союзов. «Вивальди-оркестр» – явление уникальное. Уже через 5 лет после создания оркестр получил звание «академический». Едва ли не самый важный принцип работы лидера – это система индивидуальных занятий с оркестрантами, разработанная С. Безродной еще в Центральной музыкальной школе, благодаря которой каждый музыкант коллектива находится на высоком профессиональном уровне.

Разнообразные программы, отсутствующие в репертуарах других коллективов, позволили Светлане Безродной и ее оркестру занять особую нишу в музыкальной отечественной и мировой культуре.

С. Безродная вместе с оркестром постоянно выступает в самых престижных залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ. Много гастролирует за рубежом – оркестр побывал в США, ФРГ, Италии, Словакии, Финляндии, Южной Корее, Тайване, Гонконге, Таиланде, Турции, выступает в самых престижных залах, таких, как Карнеги-холл или Линкольн-центр в Нью-Йорке, Венская опера или знаменитый Центр музыки в Гонконге. Он неизменно получает восторженные отзывы прессы в самых популярных изданиях. За 15 лет работы оркестр дал около 2000 концертов. Партнерами Светланы Безродной стали такие прославленные музыканты, как В. Третьяков, Ю. Башмет, В. Фейгин,  И. Ойстрах, М. Яшвили, Ю. Милкис и другие.

Светлана Борисовна не может жить без открытий и всегда представляет программы, которые давно, казалось бы, уже известны публике, в особом свете. Не может также жить без того, чтобы не открыть публике молодые таланты. Она хочет доказать своим слушателям, что им всегда есть чему удивляться на концертах «Вивальди-оркестра». Программы Безродной, как правило, театрализованы, никогда не повторяют друг друга, отличаются оригинальностью композиционного построения, тщательной продуманностью внутренней драматургии произведений, входящих в репертуар того или иного выступления. В 2005 году театр Светланы Безродной обрел юридический статус, театр музыки Светланы Безродной. Савостюк Олег Михайлович. Портрет народной артистки России Светланы Безродной Значительно фонографическое наследие Безродной и ее оркестра – записано 22 диска, в том числе специальный альбом из 4 дисков, посвященный П.И. Чайковскому и приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга (в мае 2003 г. коллектив принимал участие в торжествах по случаю 300-летия этого города), а также 4 диска, посвященные 60-летию Победы, с песнями военных лет. К этому славному юбилею по идее Светланы Безродной и ее мужа Ростислава Черного русским выдающимся танцовщиком и балетмейстером Владимиром Васильевым был создан спектакль «Песни непокоренной державы» – первая акция только что созданного Театра музыки. Он был показан на сцене Зала имени П.И. Чайковского 2 мая 2005 года – в день взятия Берлина.

За заслуги в области музыкального искусства С.Б. Безродная удостоена почетных званий «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996). Супруг – Черный Ростислав Борисович, журналист-международник, проработал 30 лет в газете «Советская культура» – «Культура», где долгие годы возглавлял иностранный отдел; ныне продюсер «Вивальди-оркестра».

Светлана Борисовна с мужем Ростиславом Чёрным (Из открытых источников. Фотографии из Интернета).

Profile

marfa_nikitina4

Latest Month

July 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+3]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow

Categories:
  • 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel

Зоя Игумнова

Фото: из архива «Вивальди-оркестра»

Энергии этой женщины можно позавидовать. Она остается востребованной на лучших сценах мира, но любую престижную площадку готова мгновенно променять на импровизированную сцену в горячей точке. В 2019-м у Светланы Безродной двойной юбилей: на этой неделе она отметила 85-летие, а ее детищу, уникальному женскому коллективу «Вивальди-оркестр» — 30. О том, как в череде праздничных дат не забыть о делах насущных, Светлана Безродная рассказала в интервью «Известиям».

— Стать известной скрипачкой — всё равно что выиграть Олимпиаду. Спросите на улице, кого вы знаете из скрипачек. Назовут Ванессу Мэй.

— Это точно. Но Ванесса Мэй — скорее попса. Действительно, конкуренция в нашем деле не в пользу женщин. Скрипачкам сложно пробиться, а создать женский струнный оркестр — вообще задача неподъемная.

— Что тут сложного? Пригласить девушек — и вот оркестр.

— Вот уж нет. Раньше ведь женщин даже в симфонический оркестр не брали, не то что свой коллектив создать. Когда я вспоминаю, что произошло со мной 30 лет тому назад, думаю, что это нереально. Возникновение «Вивальди-оркестра» — какой-то святочный рассказ. 

Фото: из архива «Вивальди-оркестра»Скрипачка и дирижер Светлана Безродная

— Почему?

— Девушки ненадежны. Говорю вам по собственному опыту. На первом курсе консерватории меня отобрали участвовать в международном конкурсе скрипачей Джордже Энеску. А я беременная. Родить должна была 30 марта. До родов успевала на конкурс. Однако мой сын Сережа решил родиться 2 марта. И все. Ехать не могу. Скандал в консерватории жуткий. Педагог ко мне изумительно относился, но тут разозлился: «Никогда и никуда я тебя больше не готовлю!» Подвела я людей.

И, несмотря на это, спустя много лет пришла мне в голову шальная мысль — сделать женский оркестр. Отправилась в Министерство культуры СССР с идеей. А там — возьми и поддержи ее.

— Вы не верили в успех предприятия?

— На самом деле я — аферистка. Ни одной девчонки на тот момент у меня не было, но я нагло сказала, что уже есть оркестр. Министр (Василий Захаров. — «Известия») просто был в шоке. Говорит: «Знаешь, где ты была бы сейчас?» Я испугалась: «Где?» — «На вершине! Женский оркестр! До этого, кроме тебя, никто не додумался».

Всё происходило так быстро, я даже не успела понять, как получила приказ о том, что создается «женский камерный оркестр». Отвратительное название, правда? Женская баня, женская парикмахерская и еще оркестр.

Фото: из архива «Вивальди-оркестра»

— Вы поняли, почему вам позволили? На тот момент свои оркестры были у Спивакова и у Башмета. 

— Видимо, не воспринимали меня всерьез. Я собрала студенток, аспиранток консерватории. Девочки были из всех республик. Лучше не придумаешь — потрясающий состав. Отличный показательный коллектив для гастролей от Министерства культуры.

— Вы же понимали, что в коллективе начнутся «проблемы»: беременности, больничные по уходу за детьми…

— Это всё мой характер: сначала придумаю, а потом получаю сюрпризы. «Ой, Светлана Борисовна…» Внутренне я очень злюсь, но как быть? Если бы могла, сказала: «Зачем вы сюда пришли? Рожать?» Если женщина ушла в декрет, ни в один оркестр ее обратно не возьмут. Хотя есть закон, но его в больших оркестрах каким-то образом обходят.

— Вы не аферистка, а авантюристка.

— Еще бы. Представьте, коллектив я собрала, а где репетировать? В походах по Москве набрела на депо Белорусского вокзала. Деревянный сарай, в котором находился красный уголок с маленькой сценой, бюстом Ленина и расшатанными стульями. Нашла начальство вокзала и обозначила для оркестра «базу».

Основатель, художественный руководитель, дирижер и солистка женского Государственного камерного оркестра СССР «Вивальди-оркестр» Светлана Безродная, 1990 год / Фото: РИА Новости/Фред Гринберг

И вот иду я со скрипочкой в депо на репетицию, а мне навстречу народный артист СССР Владимир Васильев (танцовщик, солист Большого  театра. — «Известия»). Когда он узнал, что у меня есть оркестр, решил увидеть это собственными глазами. «Я тебя знаю, ты вообще без головы товарищ. Репетировать можешь и на рельсах. Но девочки?» — и пошел проконтролировать.

Весна, тепло, дверь в красный уголок открыта. Ходят бомжи и кошки. Володя просидел пять часов и настолько проникся, что стал как режиссер дорабатывать мой замысел. Он расставил нас на сцене, меня — дирижера и солистку — поставил в центр, а еще набросал эскиз черно-белых крепдешиновых платьев. То есть стал и первым нашим стилистом. Так что считаю Владимира Васильева крестным отцом «Вивальди-оркестра».

Министерство тут же отправило на гастроли в Германию. Как лицо страны. Далее мы облетели весь СССР, побывали в Европе. С появлением оркестра я год не была дома. Прыгала с самолета на поезд и опять в самолет. А потом и до Америки добрались с девчонками.

— У вас огромный репертуар, причем не только классический.

— Мы работаем в нескольких направлениях. Добавили музыку танцевальных оркестров середины XX века, джаз, отечественные песни, в том числе и военных лет, и даже рок-н-ролл. Во всем преобладает патриотическая интонация. Хочется сделать, чтобы твоя страна зазвучала в этих нотах и люди для себя открыли невероятную палитру нашей музыкальной культуры.

«Мы работаем в нескольких направлениях. Добавили музыку танцевальных оркестров середины XX века, джаз, отечественные песни, в том числе и военных лет, и даже рок-н-ролл» / Фото: из архива «Вивальди-оркестра»

— География ваших поездок широка, в том числе и места боевых действий. Взять хотя бы Донбасс. Зачем вы ездите на войну?

— Я всюду была, многое видала. Не знаю, почему, но я должна находиться там, где людям плохо. Донбасс для меня сегодня моя незаживающая рана. Иначе я не могу дышать, жить, спокойно думать. Я духовно связана с Донбассом, ведь это часть нашего общего русского мира. Именно там мои девочки и я испытываем чувство необыкновенного единения. Там люди понимают, что они не одни, мы с ними. В скором времени Донецкий симфонический оркестр будет гастролировать в Москве. И это прекрасно. Музыканты Донецкого театра оперы и балета в сложный момент не разбежались, а сплотились и продолжают работать. И после этого кому-то может показаться, что понятие патриотизм девальвировалось? Ничего подобного.

— Писатель Захар Прилепин любит проверять деятелей культуры «на патриотизм». Спрашивает: кто из вас был в Донбассе? Немногие отвечают утвердительно.

— Я просто стремилась туда попасть еще в 2014 году, когда всё это началось. В тот момент я абсолютно отказалась от зарубежных гастролей и решила, что все свое творчество посвящаю Родине. Хотя, конечно же, русская культура должна идти в мир. Она его обогащает. И я приветствую своих коллег, которые достойно представляют Россию за рубежом. Просто в данный момент мой выбор был иным.

Московский «Вивальди-оркестр» на сцене Донецкой филармонии / Фото: mincult.govdnr.ru

Когда в оркестр пришли приглашения от министерств культуры ДНР и ЛНР, мы с радостью откликнулись. Поехали туда не просто с концертами, а еще и с гуманитаркой. Есть в Донбассе город Ирмино. После боевых действий там в живых остались только дети и собаки. Все взрослые погибли. Воспитание ребят взяла на себя одна украинка. Она собрала всех детей в одном доме и стала им мамой. Это не пропаганда, а действительно история одной женщины. До того, как мы приехали к ней, она умудрялась кормить не только детей, но еще голодных взрослых, приходящих из близлежащих деревень.

Узнав, что малышам в Донбассе нужны коляски, подумала, что речь идет об обычных, детских. А оказалось — инвалидные. Многие дети без рук и ног! Этого не показывают, но оно есть. Я своими глазами видела. И как ты будешь здесь, в Москве, спокойной после увиденного? Когда в Донбассе беда?   

Сказать вам, чем я горжусь больше всего? Когда в 2016 году «Вивальди-оркестр» в первый раз полетел в Донбасс, ни одна из девчонок не пикнула, не откосила. А ведь у них дети и старики на руках. Но все поехали, понимая, что это необходимо.

Вы случайно не в списке «Миротворца»?

— Я в трех черных списках. Сейчас еще какой-то новый список, где я первым номером. Но меня это абсолютно не волнует. Это ненормально, когда две славянских страны, два братских народа стали врагами.

Фото: из архива «Вивальди-оркестра»

Я считаю, что Министерство культуры, по сути, силовое ведомство. Ведь культура — очень сильное оружие. Культурой можно сделать то, чего нельзя достигнуть сражениями. Суворов первым поставил духовой оркестр перед пехотой. Он знал, что с музыкой в бой идти легче. Музыка поднимает на ратный подвиг.

Сейчас трудное время, и искусством хочется не только развлечь людей или заставить их задуматься, но и просто успокоить, вселить в их души надежду и веру. Слушая нас, люди чувствуют, что впереди есть светлый горизонт.

— Вы всю жизнь живете в двух шагах от Кремля. Ваш отец был личным врачом Сталина. Но даже близость к вождю не позволила ему избежать лагерей. Как это произошло?

— Разве вы не знаете, как сажали самых близких? Папу забрали осенью 1952 года. А 5 марта 1953-го умер Сталин. Я потом вспоминала, как папа говорил маме, у него было предчувствие, что это может случиться. Если бы он был бы рядом с ним, то Сталин бы не умер в одиночестве.

Композитор Сергей Прокофьев / Фото: РИА Новости

— В один день со Сталиным умер Сергей Прокофьев. Он жил рядом с Колонным залом Дома Союзов, где прощались с вождем. Из-за потока желающих проститься со Сталиным композитора не могли нормально похоронить.

— Получилось действительно роковое совпадение. И из-за того что смерть Сталина заслонила всё, Прокофьева, естественно, хоронили по-тихому. Даже не знаю как. Я училась в школе, и о смерти Прокофьева в те мартовские дни не говорили. Люди шли прощаться со Сталиным. Слава Богу, меня мама не пустила на похороны. За что я ей очень благодарна. Тогда в давке погибло много народу. А похороны я потом смотрела в кинотеатре.

— Мы с вами говорили о юбилее «Вивальди-оркестра», но ни словом не обмолвились о вашем юбилее. Вы не любите дни рождения?

— Зачем говорить о себе, когда дело гораздо важнее? Мы с мужем (Ростислав Черный — журналист международник. — «Известия) — два помешанных. Нам свои дни рождения не важны. А лучший подарок, когда после концерта я слышу, что люди кричат в один голос: «Спа-си-бо!» Просто как во время Олимпиады.

Источник

Светлана Безродная появилась на свет в известном санатории «Барвиха» в феврале 1934 года. Ее отец был личным доктором тогдашнего партийного руководства СССР и самого товарища И.В.Сталина. Мать, Ирина Михайловна, была певицей.

Светлана окончила сначала ЦМШ, а затем  поступила в московскую консерваторию. После ее окончания была принята на работу солисткой «Москонцерта». Также Светлана начала преподавательскую деятельность в ЦМШ, где проработала больше 20 лет. Ею была создана авторская методика обучения игре на скрипке. Большинство ее учеников номинировались на премии в международных конкурсах, побеждали, привозили награды.

Светлана Безродная является основательницей ансамбля скрипачей в своем классе ЦМШ, вместе с которым она гастролировала не только по стране, но и за рубежом.

Также Светлана является создательницей камерного «Вивальди-оркестра». С ним она гастролировала и выступала как солистка. Сотрудничество велось с величайшими отечественными музыкантами, о них узнали и далеко за рубежом. В настоящее время созданный ею оркестр продолжает вести активные гастроли, в его репертуар входит не только классическая музыка, но и джазовые произведения, эстрадная музыка.

Светлана Безродная стала вести также и политическую жизнь. Так, в марте 2014 года ею было подписано обращение для поддержки политики ныне действующего Президента В.В.Путина в Крыму и на Украине.

Светлана Безродная в своей жизни трижды побывала замужем. Первым ее супругом стал Игорь Безродный. Он также был скрипачем, удостоен звания народного артиста РСФСР. От этого брака у них есть сын Сергей, который в настоящее время является солистом коллектива «Виртуозы Москвы», также он довольно известный в нашей стране пианист.

Вторым супругом Светланы стал В.Т.Спиваков, дирижер все того же коллектива «Виртуозы Москвы». В третий раз Светлана официально заключила брак  журналистом международного класса Ростиславом Черным, корреспондентом газеты «Советская культура». В этом браке она состоит и в настоящее время. Возможно вам также будет интересна статья Людмила Шагалова: личная жизнь

Энергии этой женщины можно позавидовать. Она остается востребованной на лучших сценах мира, но любую престижную площадку готова мгновенно променять на импровизированную сцену в горячей точке. В 2019-м у Светланы Безродной двойной юбилей: на этой неделе она отметила 85-летие, а ее детищу, уникальному женскому коллективу «Вивальди-оркестр» — 30. О том, как в череде праздничных дат не забыть о делах насущных, Светлана Безродная рассказала в интервью «Известиям».

image Фото: из архива «Вивальди-оркестра» Скрипачка и дирижер Светлана Безродная

— Почему?

«Музыка кино может жить самостоятельной жизнью» Дирижер Сергей Скрипка — о любимом жанре, океане звучаний и времени как проблеме

Девушки ненадежны. Говорю вам по собственному опыту. На первом курсе консерватории меня отобрали участвовать в международном конкурсе скрипачей Джордже Энеску. А я беременная. Родить должна была 30 марта. До родов успевала на конкурс. Однако мой сын Сережа решил родиться 2 марта. И все. Ехать не могу. Скандал в консерватории жуткий. Педагог ко мне изумительно относился, но тут разозлился: «Никогда и никуда я тебя больше не готовлю!» Подвела я людей.

И, несмотря на это, спустя много лет пришла мне в голову шальная мысль — сделать женский оркестр. Отправилась в Министерство культуры СССР с идеей. А там — возьми и поддержи ее.

— Вы не верили в успех предприятия?

— На самом деле я — аферистка. Ни одной девчонки на тот момент у меня не было, но я нагло сказала, что уже есть оркестр. Министр (Василий Захаров. — «Известия») просто был в шоке. Говорит: «Знаешь, где ты была бы сейчас?» Я испугалась: «Где?» — «На вершине! Женский оркестр! До этого, кроме тебя, никто не додумался».

Всё происходило так быстро, я даже не успела понять, как получила приказ о том, что создается «женский камерный оркестр». Отвратительное название, правда? Женская баня, женская парикмахерская и еще оркестр.

Безродная Фото: из архива «Вивальди-оркестра»

— Вы поняли, почему вам позволили? На тот момент свои оркестры были у Спивакова и у Башмета. 

Русские сезоны Евгения Светланова Одним из победителей парижского конкурса дирижеров имени народного артиста СССР стал наш соотечественник Дмитрий Филатов

— Видимо, не воспринимали меня всерьез. Я собрала студенток, аспиранток консерватории. Девочки были из всех республик. Лучше не придумаешь — потрясающий состав. Отличный показательный коллектив для гастролей от Министерства культуры.

— Вы же понимали, что в коллективе начнутся «проблемы»: беременности, больничные по уходу за детьми…

— Это всё мой характер: сначала придумаю, а потом получаю сюрпризы. «Ой, Светлана Борисовна…» Внутренне я очень злюсь, но как быть? Если бы могла, сказала: «Зачем вы сюда пришли? Рожать?» Если женщина ушла в декрет, ни в один оркестр ее обратно не возьмут. Хотя есть закон, но его в больших оркестрах каким-то образом обходят.

— Вы не аферистка, а авантюристка.

— Еще бы. Представьте, коллектив я собрала, а где репетировать? В походах по Москве набрела на депо Белорусского вокзала. Деревянный сарай, в котором находился красный уголок с маленькой сценой, бюстом Ленина и расшатанными стульями. Нашла начальство вокзала и обозначила для оркестра «базу».

Безродная

Основатель, художественный руководитель, дирижер и солистка женского Государственного камерного оркестра СССР «Вивальди-оркестр» Светлана Безродная, 1990 год

Фото: РИА Новости/Фред Гринберг

И вот иду я со скрипочкой в депо на репетицию, а мне навстречу народный артист СССР Владимир Васильев (танцовщик, солист Большого  театра. — «Известия»). Когда он узнал, что у меня есть оркестр, решил увидеть это собственными глазами. «Я тебя знаю, ты вообще без головы товарищ. Репетировать можешь и на рельсах. Но девочки?» — и пошел проконтролировать.

«Начинает сбываться мечта сделать всего Верди» Дирижер Феликс Коробов — о постановке «Макбета», воле композитора, территории режиссера и возвращении «Чайки»

Весна, тепло, дверь в красный уголок открыта. Ходят бомжи и кошки. Володя просидел пять часов и настолько проникся, что стал как режиссер дорабатывать мой замысел. Он расставил нас на сцене, меня — дирижера и солистку — поставил в центр, а еще набросал эскиз черно-белых крепдешиновых платьев. То есть стал и первым нашим стилистом. Так что считаю Владимира Васильева крестным отцом «Вивальди-оркестра».

Министерство тут же отправило на гастроли в Германию. Как лицо страны. Далее мы облетели весь СССР, побывали в Европе. С появлением оркестра я год не была дома. Прыгала с самолета на поезд и опять в самолет. А потом и до Америки добрались с девчонками.

— У вас огромный репертуар, причем не только классический.

— Мы работаем в нескольких направлениях. Добавили музыку танцевальных оркестров середины XX века, джаз, отечественные песни, в том числе и военных лет, и даже рок-н-ролл. Во всем преобладает патриотическая интонация. Хочется сделать, чтобы твоя страна зазвучала в этих нотах и люди для себя открыли невероятную палитру нашей музыкальной культуры.

Безродная

«Мы работаем в нескольких направлениях. Добавили музыку танцевальных оркестров середины XX века, джаз, отечественные песни, в том числе и военных лет, и даже рок-н-ролл»

Фото: из архива «Вивальди-оркестра»

— География ваших поездок широка, в том числе и места боевых действий. Взять хотя бы Донбасс. Зачем вы ездите на войну?

Есть только звук: Михаил Плетнев выступил как пианист и дирижер В новой программе Российского национального оркестра народный артист РСФСР предстал в обоих своих амплуа

— Я всюду была, многое видала. Не знаю, почему, но я должна находиться там, где людям плохо. Донбасс для меня сегодня моя незаживающая рана. Иначе я не могу дышать, жить, спокойно думать. Я духовно связана с Донбассом, ведь это часть нашего общего русского мира. Именно там мои девочки и я испытываем чувство необыкновенного единения. Там люди понимают, что они не одни, мы с ними. В скором времени Донецкий симфонический оркестр будет гастролировать в Москве. И это прекрасно. Музыканты Донецкого театра оперы и балета в сложный момент не разбежались, а сплотились и продолжают работать. И после этого кому-то может показаться, что понятие патриотизм девальвировалось? Ничего подобного.

­— Писатель Захар Прилепин любит проверять деятелей культуры «на патриотизм». Спрашивает: кто из вас был в Донбассе? Немногие отвечают утвердительно.

— Я просто стремилась туда попасть еще в 2014 году, когда всё это началось. В тот момент я абсолютно отказалась от зарубежных гастролей и решила, что все свое творчество посвящаю Родине. Хотя, конечно же, русская культура должна идти в мир. Она его обогащает. И я приветствую своих коллег, которые достойно представляют Россию за рубежом. Просто в данный момент мой выбор был иным.

Безродная

Московский «Вивальди-оркестр» на сцене Донецкой филармонии 

Фото: mincult.govdnr.ru Когда закончился джаз: каким мы запомним Мишеля Леграна Автор музыки к «Шербурским зонтикам» и «Афере Томаса Крауна» был прекрасным композитором и виртуозным музыкантом

Когда в оркестр пришли приглашения от министерств культуры ДНР и ЛНР, мы с радостью откликнулись. Поехали туда не просто с концертами, а еще и с гуманитаркой. Есть в Донбассе город Ирмино. После боевых действий там в живых остались только дети и собаки. Все взрослые погибли. Воспитание ребят взяла на себя одна украинка. Она собрала всех детей в одном доме и стала им мамой. Это не пропаганда, а действительно история одной женщины. До того, как мы приехали к ней, она умудрялась кормить не только детей, но еще голодных взрослых, приходящих из близлежащих деревень.

Узнав, что малышам в Донбассе нужны коляски, подумала, что речь идет об обычных, детских. А оказалось — инвалидные. Многие дети без рук и ног! Этого не показывают, но оно есть. Я своими глазами видела. И как ты будешь здесь, в Москве, спокойной после увиденного? Когда в Донбассе беда?   

Вы случайно не в списке «Миротворца»?

Я в трех черных списках. Сейчас еще какой-то новый список, где я первым номером. Но меня это абсолютно не волнует. Это ненормально, когда две славянских страны, два братских народа стали врагами.

Безродная Фото: из архива «Вивальди-оркестра» Закадровая политика: Эннио Морриконе сочинил музыку к 500 фильмам И останавливаться не собирается

Я считаю, что Министерство культуры, по сути, силовое ведомство. Ведь культура — очень сильное оружие. Культурой можно сделать то, чего нельзя достигнуть сражениями. Суворов первым поставил духовой оркестр перед пехотой. Он знал, что с музыкой в бой идти легче. Музыка поднимает на ратный подвиг.

Сейчас трудное время, и искусством хочется не только развлечь людей или заставить их задуматься, но и просто успокоить, вселить в их души надежду и веру. Слушая нас, люди чувствуют, что впереди есть светлый горизонт.

— Вы всю жизнь живете в двух шагах от Кремля. Ваш отец был личным врачом Сталина. Но даже близость к вождю не позволила ему избежать лагерей. Как это произошло?

— Разве вы не знаете, как сажали самых близких? Папу забрали осенью 1952 года. А 5 марта 1953-го умер Сталин. Я потом вспоминала, как папа говорил маме, у него было предчувствие, что это может случиться. Если бы он был бы рядом с ним, то Сталин бы не умер в одиночестве.

Безродная

Композитор Сергей Прокофьев

Фото: РИА Новости

— В один день со Сталиным умер Сергей Прокофьев. Он жил рядом с Колонным залом Дома Союзов, где прощались с вождем. Из-за потока желающих проститься со Сталиным композитора не могли нормально похоронить.

Эдуард Артемьев: «Музыка — дело интимное» Композитор — о пути к музыке, дружбе с Никитой Михалковым и трудностях в Голливуде

— Мы с вами говорили о юбилее «Вивальди-оркестра», но ни словом не обмолвились о вашем юбилее. Вы не любите дни рождения?

— Зачем говорить о себе, когда дело гораздо важнее? Мы с мужем (Ростислав Черный — журналист международник. — «Известия) — два помешанных. Нам свои дни рождения не важны. А лучший подарок, когда после концерта я слышу, что люди кричат в один голос: «Спа-си-бо!» Просто как во время Олимпиады.

Справка «Известий»

Светлана Борисовна Безродная в 1956 году окончила Московскую консерваторию по классу скрипки, затем преподавала в ЦМШ, концертировала. В 1989 году организовала «Вивальди-оркестр» и с тех пор является его художественным руководителем. В 2008 году получила Национальную российскую премию «Овация» в номинации «Классическая музыка». Народная артистка России. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Мы на пороге интегрального искусства» Народный артист России Эдуард Артемьев — о будущем музыки, свидетельствах присутствия Бога и радости признания «Люди всё чаще идут на концерты академической музыки» Композитор Рашид Калимуллин — о возрождении интереса к высокому искусству, устаревании авангарда и протекционизме в сфере культуры Читайте также

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий