Тайна гибели Талгата Нигматулина: кто и за что казнил «советского Брюса Ли»

Федор Раззаков

Гибель актера Талгата Нигматулина

Год 1985-й начался с преступления, о котором заговорила буквально вся страна. Чуть позднее, когда горбачевская гласность развяжет язык прессе, об этом преступлении будут написаны огромные статьи и даже снят документальный фильм, который затем покажут в передаче “Человек и закон”. Преступление это совершено в феврале в Вильнюсе. Особую сенсационность ему придаст тот факт, что жертвой его стал талантливый киноактер Талгат Нигматулин. К тому времени популярность этого артиста была поистине всесоюзной, и обложку одного из январских номеров журнала “Советский экран” (1985 г.) украшал его фотопортрет.

Талгат Нигматулин родился в Ташкенте. Подростком два года проработал на одном из заводов во Фрунзе. У него было много увлечений: он успевал заниматься и в драматическом кружке, и в кружке бальных танцев, и в секции легкой атлетики. Но все же главная мечта Талгата была стать кинорежиссером. Поэтому после окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК, однако первая попытка оказалась неудачной. Покидать столицу Талгат не захотел и подал документы в Училище циркового и эстрадного искусства на эстрадное отделение. В отличие от ВГИКа здесь молодому абитуриенту из южных краев повезло – его приняли.

Вскоре Нигматулин был замечен на “Мосфильме”, в 1967 году ему предложили роль в фильме “Баллада о комиссаре”. А в 1968 году он повторил попытку поступить во ВГИК. К счастью, его приняли и зачислили в актерскую мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой. В 1971 году Т. Нигматулин закончил институт и вышел в большой мир кино.

К 1985 году на его счету было уже около двух десятков ролей в различных фильмах, таких, как “Седьмая пуля”, “Право на выстрел”, “Приключения Тома Сойера”, “Провинциальный роман”, “У кромки поля”, “Один и без оружия”, “В черных песках”, “Волчья яма”. Однако наивысшую популярность Т. Нигматулину принесла роль в знаменитом боевике “Пираты XX века” (1979 г.), в котором он сыграл морского пирата Салеха, мастерски владеющего карате. В то время в нашей стране карате стало чуть ли не самым популярным видом спорта, и отечественные мастера этого заморского вида борьбы пользовались поистине фантастической популярностью среди молодежи. А многократный чемпион Узбекистана по карате Талгат Нигматулин впервые продемонстрировал свое мастерство на широком экране.

Правда, при К. Черненко советские спецслужбы провели широкомасштабные акции по ликвидации многочисленных секций карате в стране. На наиболее авторитетных их руководителей, таких, как А.Штурмин, В. Гусев, В. Илларионов, были заведены уголовные дела. Высшей точкой в этой репрессивной кампании стал май 1984 года, когда приказом Спорткомитета СССР карате было запрещено на всей территории Советского Союза как “не имеющий отношения к спорту рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие”. Статья 219 УК РСФСР (такие же статьи появились и в уголовных кодексах всех союзных республик) устанавливала, что за обучение приемам карате после применения административного взыскания виновные наказываются лишением свободы на срок до 2 лет или штрафом до 300 рублей, а при наличии корыстной заинтересованности – штрафом до 500 рублей. Если же эти действия совершило лицо, ранее судимое за незаконное занятие карате, либо обучение было связано с получением материальной выгоды в значительных размерах, то виновный наказывался лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества либо без конфискации.

И все же, несмотря на столь суровые меры, карате в стране продолжало существовать и развиваться. Как и в других подобных случаях, репрессивные меры государства не ликвидировали проблему, а лишь загнали ее внутрь, в подполье. Секции карате продолжали существовать, прикрываясь вывесками дзюдо, общей физической подготовки и даже… аэробики. Идеи восточной философии по-прежнему находили массовых приверженцев на всей территории огромного СССР.

Занимаясь серьезно карате, Т. Нигматулин заинтересовался идеями дзенбуддизма. Загадочный мир Востока тогда манил многих наших сограждан, уставших от идей марксизма. В конце 70-х – начале 80-х годов газеты буквально соревновались друг перед другом в количестве статей об экстрасенсах, филиппинских врачах, индийских йогах и прочих чудесах.

На почве увлечения восточной философией Т. Нигматулин в конце 70-х познакомился с Абаем Волубаевым (фамилия изменена) из Каракалпакии. Этот весьма неординарный молодой человек, отец которого возглавлял областную газету, имел влиятельные связи в Средней Азии. Получив диплом экономиста, Абай некоторое время руководил комсомольской организацией на одном из промышленных комбинатов. Но лавры комсомольского вожака его явно не прельщали, и Абай “ушел в народ”, став в прямом смысле странником. В конце 70-х он попадает в город Бируни, где во время праздника на мусульманском кладбище в Султан-Баба Абай познакомился с 48-летним Мирзой Курбатбаевым, который к тому времени имел стойкую славу среди местных жителей как народный целитель, в научных кругах обычно именуемый словом “экстрасенс”. Способности Мирзы настолько поразили Абая, что он предложил ему съездить в Москву и продемонстрировать свои умения столичной богеме. Мирза согласился.

В 1980 году они приехали в Москву, где их принимали весьма знатные люди: писатели, ученые, общественные деятели различных рангов. Один из известных писателей сопроводил Мирзу письмом, в котором, в частности, говорилось: “Курбатбаев Мирза… наделен необычными способностями, накладывающими свой отпечаток на весь образ его жизни. Известно, что за последнее время такого рода способности, проявляющиеся в нетрадиционных способах лечения при помощи биотоков, телепатии в телекинезе и пр., становятся предметом пристального научного внимания. Курбатбаев Мирза относится к числу людей, обладающих уникальными способностями, наблюдение за которыми может много дать для развития современной науки о законах человеческой психики. Молодой ученый Волубаев Абай установил с ним взаимодействие и ведет записи научного характера. Просим оказать содействие этой работе”.

После столь лестных отзывов именитых людей дела Абая и Мирзы пошли в гору. Феноменальные способности Мирзы, например, изучала лаборатория в Фурманном переулке в Москве. У них стали появляться ученики во многих городах Советского Союза. Конечной же целью Мирзы и Абая было открытие так называемого Института изучения человека.

Между тем контакты Т. Нигматулина с Абаем и Мирзой объяснялись большей частью желанием Талгата глубже познать идеи духовно-психических контактов между людьми, заглянуть за край обычного человеческого сознания. Связи человека с Космосом были тогда весьма популярны в творческой среде, и каждый, кто хоть как-то мог объяснить это, привлекал к себе внимание. А Мирза и Абай были отнюдь не самыми бесталанными толкователями подобных идей.

К тому же неудовлетворенный своими духовными поисками на съемочной площадке, где чаще всего ему приходилось играть прямолинейные роли бандитов или суперменов, Нигматулин задумал попробовать себя в режиссуре и снял десятиминутный фильм о Мирзе и Абае.

В начале 1985 года в “школе” Мирзы и Абая произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили отколоться. Среди них были В. Мураускас, бывший режиссер Вильнюсского русского драмтеатра, А. Каленаускас. В целях выяснения обстановки на место выехал сам Абай Волубаев. Затем он вызвал своих сподвижников: кандидата исторических наук, бывшего сотрудника академического института, инструктора по карате 40-летнего В. Вострецова и двух его учеников. Прибыв в Вильнюс в феврале 1985 года, они остановились на квартире художника Андрюса на улице Ленина, дом 49.

Отсюда пошли по адресам, требуя объяснений их “предательских” действий. У одного “отступника” они отобрали 200 рублей, у другого джинсы, третьему поломали мебель.

После нескольких дней пребывания в Вильнюсе Абай решил пригласить к себе и Мирзу с Нигматулиным. Талгат в те дни собирался выехать в Кишинев, досниматься в многосерийном фильме “Сергей Лазо”, а заодно и показать свой 10-минутный фильм про Абая и Мирзу. Но отложил поездку в Кишинев на несколько дней и приехал в Вильнюс. Как оказалось, на свою погибель.

Нигматулин пытался как-то успокоить своих разгоряченных товарищей, но те его не слушали. Более того, стали и его называть предателем. Во время посещения квартиры одного из “раскольников” Абай и его ученики устроили в доме драку. Нигматулин был единственным, кто не бил хозяина дома. Когда все они вышли на улицу, жена хозяина квартиры решила разъединить Нигматулина с его товарищами, схватила с его головы шапку и убежала. Нигматулин пошел ее искать и разминулся с Абаем. Это стало последней каплей, что переполнила чашу терпения Абая. Он со своими учениками вернулся на квартиру на улице Ленина, Нигматулин был уже там. Не снимая пальто, Абай прошел в комнату и, указав на Талгата, приказал: “Бейте этого предателя”. Пьяные ученики набросились на артиста. Удары сыпались один за другим. “За что?” – успел только спросить он, прикрываясь руками. Бьющих было трое, и Нигматулин, чемпион Узбекистана по карате, мог бы легко разделаться с ними без посторонней помощи. Но приказ отдал его учитель, ослушаться которого Нигматулин не смел. Он думал, все это продлится недолго, учитель одернет своих учеников, как только увидит, что Нигматулин смирился. Однако конца побоищу видно не было. Вошедшие во вкус истязатели наносили удары все сильнее и изощреннее. Так продолжалось с двух часов ночи до десяти утра с небольшими перерывами. От этих побоев Талгат Нигматулин скончался. Его предсмертная агония длилась около часа. Самое удивительное, что еще в самом начале, когда избиение только-только началось, встревоженные шумом соседи вызвали милицию. Наряд прибыл оперативно и застал в квартире разгоряченных молодых людей. На вопрос: “Что здесь происходит?” – хозяйка ответила, что отмечается защита диссертации ее мужа. Милиционеры обошли квартиру и ничего подозрительного не обнаружили. Между тем Нигматулин заперся в ванной и молчал, надеясь в дальнейшем на снисхождение своего учителя.

Пробыв в доме еще несколько минут, милиционеры уехали. А избиение возобновилось с новой силой.

В 13 часов 22 минуты на Вильнюсскую станцию “скорой помощи” поступило сообщение о том, что на улице Ленина умер человек. Прибывшие по вызову врачи констатировали смерть от множественных побоев. У Т. Нигматулина на теле обнаружили 119 повреждений, из них 22 – в области головы. Хозяйка квартиры объяснила все просто: знакомого на улице избили хулиганы, он с трудом добрался до их дома и здесь скончался. Преступники еще лелеяли надежду, что все для них обойдется. Но даже врач, выслушавший эту версию, тут же в ней усомнился: ведь в подъезде не было ни единой капли крови. Всех вскоре арестовали.

Чуть позднее, во времена гласности, пресса достаточно подробно освещала это преступление. Можно сказать, оно имело большой общественный резонанс и вызвало массу кривотолков. Кое-кто из пишущих пытался повернуть это дело в выгодное для себя русло, наклеив на преступников ярлык вражеских лазутчиков. Так, к примеру, поступил В. Стрелков в журнале “Человек и закон”, заявивший буквально следующее: “Именно секретным службам империализма подыгрывают Мирзабай, Абай и многие другие, выдающие себя за экстрасенсов, телепатов, занимающихся ворожбой и знахарством и готовящих плодотворную почву для посева на ней ЦРУ и другими империалистическими спецслужбами ядовитых злаков антикоммунизма и антисоветизма, мистики и мракобесия”.

Между тем суд, состоявшийся вскоре, не стал искать в элементарной уголовщине политического подтекста и воздал каждому по заслугам. Абай Волубаев получил 15 лет тюрьмы строгого режима; Мирза Курбатбаев – 12 лет; Владимир Вострецов – 13 лет. Получили свое и остальные участники преступления. В адрес правления Союза писателей СССР, влиятельные члены которого в свое время весьма лестно характеризовали Мирзу и Абая, суд вынес частное определение.

Previous Entry | Next Entry

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ… ТАЛГАТ КАДЫРОВИЧ НИГМАТУЛИН

Источник: image.tmdb.org

В Москву… После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК. Но во ВГИК Талгата Нигматуллина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Стал чемпионом Узбекистана, занимал почетное шестое место в чемпионате СССР . Тогда он уже обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Когда читал сценарий, думал, что ничего не получится, нервничал очень. Но спасибо Галине Польских, которая помогла ему тогда. Постепенно роль стала вырисовываться. Вспоминает кинорежиссер Алишер Хамдамов: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом…»

Источник: ussr-kruto.ru

ВГИК В1968 году Талгата приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним учились Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбосарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. За годы учебы он полностью избавился от акцента и из угловатого провинциала превратился в лощеного восточного красавца с аристократическими манерами. Талгат прекрасно одевался и писал стихи, подражая Пушкину. Позже он начал заниматься прозой. В это время произошла знаменательная встреча юноши с Юлианом Семеновым. Талгат Нигматулин снимался в фильме «Ночь на 14-й параллели», и автор сценария часто появлялся на площадке, помогая актерам. Они познакомились, и однажды студент, набравшись храбрости, прочитал писателю один из своих рассказов. Как же он был обрадован, когда Юлиан Семенов посоветовал не бросать этого занятия. В институте Талгата настигла первая серьезная любовь. Его избранницей стала молодая студентка ВГИКа, ныне Заслуженная артистка Украины, Ирина Шевчук. Вот что вспоминает об этом романе, в одном из интервью, сама актриса: «…У нас был большой долгий роман – практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…» «Пираты ХХ века» и другие роли Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Еременко, у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, но запомнился, как это часто бывает, по одной – «Пиратах ХХ века». Талгата и его друга Николая Еременко пригласил на съемки первого советского боевика по сценарию Станислава Говорухина режиссер Борис Дуров. Актеры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублеров и каскадеров. «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным (пиратом Салехом). Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон», – вспоминал Николай Еременко. Но, все неудобства, связанные со съемкой фильма, сторицей были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз. До сих пор этот фильм держит рекорд посещаемости. Затем были роли и в других фильмах. Это – внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» – человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников. Эти образы свидетельствуют: Нигматулин – актер широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным. Вспомним хотя бы его самурая – смертника в фильме «Приказ:перейти границу». В исполнении Нигматулина фанатик, превращенный в запрограммированную на убийство и гибель машину, – фигура одновременно и страшная и жалкая.

Источник: nomeatathlete.ru Источник: img1.1tv.ru

Личная жизнь Халида Хасанова, его вторая жена, любила Талгата так, что могла выносить его сложный характер. Этот неофициальный брак продлился семь лет и стал самым долгим в жизни Нигматулина. «Меня поражало, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски, – вспоминает Халима Хасанова, – Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он переписал от руки два тома “Войны и мира». Многие знали Талгата как доброжелательного, открытого, компанейского человека У него не было врагов. Сын Нигматулина и Халимы Хасановой – Саид окончил ВГИК, как и его отец, стал актером. Снимался в сериале «Моя граница», сыграл Ихтиандра в ремейке фильма «Человек-амфибия». Кроме того, Саид преподает во ВГИКе сценическое движение, верховую езду и фехтование. Все то, что когда-то его отец блестяще демонстрировал на экране. На съемках фильма «Провинциальный роман» режиссера М.Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнершей по съемочной площадке была девушка с именем – Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, к ней приехал Талгат на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увез ее в ЗАГС. Так она стала Нигматулиной. Это была по всем меркам актерская семья. Они изредка виделись в перерывах между съемками, жили скромно, но счастливо. В этом браке родилась дочь, которую по обоюдному согласию назвали Линдой. Так звали жену Брюса Ли, перед которым преклонялся Талгат. А его жена Венера была ярой фанаткой звездной пары Пола и Линды Маккартни. Сегодня Линда Нигматулина живет в Москве, много снимается в кино, поет. А ее мама Венера осталась жить в Казахстане. Там она звезда первой величины: снимается в кино, выступает на эстраде.

Источник: static.akipress.org

Трагедия Талгат не ограничивается только съемкой в кино и занятиями каратэ, он пишет стихи, прозу, ставит фильмы. Появляется и еще одно увлечение – познание себя. В начале 80-х появились бесчисленные целители, лекари, экстрасенсы и другие шарлатаны. Большую популярность среди студентов и некоторой части интеллигенции получила секта под руководством мошенника Абая Борубаева и деревенского дурачка Мурзы Кымбатбаева. Со всего Союза съезжались к ним в далекий киргизский кишлак новоявленные паломники, о них писали в газетах, некоторые ученые мужи даже исследовали их талант в своих книгах. Среди почитателей «таланта» доморощенных гуру оказался и Талгат Нигматулин. Для известного актера, как и для многих других, они были духовными наставниками. Очевидно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его к ним. В начале 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили основать собственную секту. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «разобрался» с непокорными. Но, произошла неожиданность, Талгат Нигматулин «учить» отказался. Тогда Абай перевел всю свою злость на него. Пятеро целителей в течение нескольких часов с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате, избивали до тех пор, пока не наступила смерть от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов». Когда пришла помощь, было уже поздно. Тело нашли в ванной. На теле актера было обнаружено 119 травм. Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, Мирзу Кымбатбаева к 10 годам, остальных участников преступления к разным срокам заключения. Почему человек, способный одним ударом нейтрализовать самого матерого противника, безропотно терпел, не издал ни звука и дал убить себя. Это до сих пор остается загадкой. Прах Талгата Нигматулина захоронили в Ташкете. Улица в Кызыл-Кие, где родился актер, переименована в улицу Талгата Нигматулина.

Источник: www.kino-teatr.ru

Источник: http://fishki.net/1872742-talgat-kadyrovich-nigmatulin.html?mode=tag:kino © Fishki.net

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Profile

lera_komor

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner Главная Известные люди и спорт

Талгат Кадырович Нигматулин – актер яркой самобытной одаренности, чья непреодолимая жажда творчества вылилась во множество замечательных киноработ. Мальчишкой он всерьез занимался спортом – легкой атлетикой, увлекался борьбой. Спортивная юность Талгата во многом сформировала его личность, воспитав целеустремленность, упорство в достижении цели, силу духа и тела – качества, столь необходимые на нелегком актерском поприще.

Талгат Нигматулин родился в Киргизии, в маленьком городке Кызыл-Кий 5 марта 1949 г, в семье татарина и узбечки. Отец мальчика – шахтер, трагически погиб, когда сыну не было и двух лет.

Семья жила крайне бедно и, несмотря на то, что Талгат-подросток старался заработать, мать, не имея возможности содержать двух сыновей, определила его в детский дом. Начало жизни, подернутое трагической дымкой одиночества и обездоленности, терзавшей сердце ребенка, настроило его на нелюдимость, замкнутость, застенчивость.

Он плохо говорил по-русски, отличался слабым здоровьем, был бледным и рахитичным. Кто знает – стал бы Талгат Нигматулин тем, кем стал, если бы не случай, произошедший с ним в пионерском лагере. Однажды, пригласив на танец понравившуюся девушку, Талгат получил отказ и насмешку: кривоногий сверстник барышню не впечатлил.

Горячая волна обиды и отчаяния накрыла юношу, и он, убежав в степь, дал волю слезам и поклялся себе, что сделает свое тело красивым – чего бы ему это ни стоило. С тех пор спорт прочно вошел в жизнь будущего актера, а профессиональное увлечение восточными единоборствами продолжалось всю его жизнь.

Талгат блестяще сдержал данное себе слово, превратившись из слабого болезненного юноши в сильного красивого мужчину.

Была у Талгата давняя мечта: он очень хотел стать кинорежиссером. Окончив школу, предпринял попытку поступить во ВГИК, куда его не приняли. Тогда, не захотев уезжать из Москвы, Нигматулин подал документы в эстрадно-цирковое училище, где и остался. Серьезное увлечение единоборствами началось именно там, и привело к тому, что Талгат получил звание чемпиона Узбекистана, участвовал в Чемпионате СССР, где занял почетное 6-е место.

Спорт сделал свое дело – молодой человек был красив, физически развит, великолепно владел своим телом и был несомненно талантлив. Вскоре Талгат Нигматулин был замечен на Мосфильме, и уже в 1967 г. сыграл свою первую роль в киноленте «Баллада о комиссаре», перевоплотившись в белогвардейского офицера. Боялся, что не справится, переживал, но все получилось – колоритный, хотя и отрицательный герой молодого Нигматулина, запомнился зрителям. Роль эта, однако, сыграла с актером злую шутку, закрепив за ним амплуа негодяя. Хотя на самом деле Талгат и был не таким, и мечтал не об этом.

В 1968 г. Талгат Нигматулин поступает во ВГИК, на курс Т. Макаровой и С. Герасимова. Учился вместе будущими кинозвездами – Николаем Еременко, Натальей Бондарчук, Натальей Гвоздиковой, Вадимом Спиридоновым, Натальей Аринбасаровой, Натальей Белохвостиковой. Годы учебы во ВГИКе окончательно «убили» в Талгате угловатого застенчивого провинциала, он избавился от акцента. Красавец-спортсмен Нигматулин модно одевался и писал стихи, а позже занялся и прозой.

Читайте также В 1971-м, окончив учебу во ВГИКе, Талгат вернулся в Ташкент и устроился на работу в киностудию «Узбекфильм». Там он сыграл свои известные роли в фильмах «Сказание о Сиявуше», «Седьмая пуля», «Встречи и расставания».

На это же время приходится расцвет литературного творчества Талгата: публикуются его рассказы, готовится к изданию первая книга, под обложкой которой собраны сочинения разных лет. По совету кинодраматурга Ольдеша Агнишева Нигматулин поступает на высшие сценарные курсы в мастерскую легендарного В. Жалакявичуса.

В актерской биографии Талгата Нигматулина – четыре десятка ролей, но всенародная популярность подарил ему культовый фильм начала 80-х «Пираты ХХ века», где во всей красе актер проявил свой профессиональный талант борца. Дрался он просто блестяще! В компании друга – Николая Еременко и «патриарха рукопашного боя» Тадеуша Касьянова. Все трюки выполнялись актерами самостоятельно: в услугах каскадеров не было нужды. Первый советский супербоевик побил все рекорды популярности. Успех фильма был просто оглушительным!

Затем были и другие интересные роли: это и Назар в киноленте «Провинциальный роман», и капитан в «Праве на выстрел», и Индеец Джо в знаменитых «Приключениях Тома Сойера». А в фильме «Волчья яма» Талгат Нигматулин сыграл преступника, сумевшего выбраться из запутанных сетей порока. В картине «Приказ: перейти границу» актер сыграл роль смертника-самурая…

Созданные им образы разноплановы, но неизменно убедительны и объемны.

Жизнь Талгата Нигматулина оборвалась трагически: он погиб в возрасте 36-ти лет в Вильнюсе, в феврале 1985-го. Актер вступил в секту, действующую под прикрытием некоей восточной философии. Так назывемые «духовные братья» убили Талгата. Его, чемпиона по каратэ, забили насмерть, действуя с особой жестокостью. На теле актера-чемпиона обнаружили 119 травм.

Остается загадкой, почему борец-профессионал, способный одним ударом отправить в нокаут неподготовленного противника, позволил безропотно убить себя… Похоронен Талгат Нигматулин в Ташкенте. Сегодня улица в городке Кызыл-Кий, на которой родился актер, носит его имя.

Талгат Нигматулин был дважды женат, в первом браке родился сын Саид, ставший, как и отец, актером; во втором – дочь Линда, тоже актриса и певица.

30 октября 2014

Талгат Нигматулин — биография

Талгата Нигматулина давно стали называть легендой советского кино. Еще при жизни его часто сравнивали с Брюсом Ли, но это сравнение вряд ли корректно, Нигматулин был неповторимым, уникальным актером. Как и многие представители Востока, он никогда не останавливался на достигнутых результатах, совершенствовал себя, развивался, занимался поиском смысла существования. Он ушел из жизни молодым, трагическая смерть актера была большой неожиданностью для его поклонников.

Детство

Талгат Нигматулин родился в Ташкенте 5 мая 1949 года. Во многих источниках его родным городом называют Кызыл-Кию, расположенный в Ошской области Киргизии, но это не так. В Киргизию семейство Нигматулиных перебралось, когда Талгату уже исполнился год. Об этом актер не раз упоминал в своих немногочисленных интервью.

Мама будущего актера работала директором школы, отец был шахтером. Это был смешанный брак, мама была узбечкой, отец — татарином. Родители жили дружно, воспитывали двух сыновей, но совсем скоро вся ответственность за мальчиков легла на плечи их матери. Отец трагически погиб, материальное положение семьи резко ухудшилось. Талгату в это время было только два года.

Талгат Нигматулин

Детство актера не было счастливым, он очень рано стал подрабатывать на сахарном заводе, был подмастерьем в сапожной мастерской. Но денег все равно не хватало, и однажды мама приняла непростое решение – отдала Талгата в детский дом. Многие осуждали женщину, но она забрала мальчика из детского учреждения, как только это стало возможным.

Среди своих сверстников Талгат не пользовался популярностью. Ранимый, замкнутый, нелюдимый подросток плохо знал русский язык, и очень стеснялся этого. Он часто болел, в раннем детстве у него был рахит, от этого ноги мальчика стали кривыми. Подвижные игры со сверстниками тоже не приносили радости слабому, неловкому подростку, они заканчивались слезами, обидами, травмами.

Однажды в пионерском лагере с ним случилась неприятная история. Подросток пригласил на танец девочку, которая ему очень нравилась. Жестокая девчонка громко сказала, что она не станет танцевать с кривоногим. Опозоренный подросток убежал в степь, долго плакал, а после дал себе клятву сделать свое тело красивым. Он записался на бальные танцы, стал заниматься легкой атлетикой, карате. Оставалась еще одна большая проблема – русский язык. Но здесь Талгат решил обойтись без помощников, знание русского языка он совершенствовал самостоятельно. Для этого парень прочел огромное количество книг, вручную переписал «Войну и мир».

Образование

Ко времени выпуска из школы юноша отлично натренировал свое тело, изучил русский язык. Он отправился в Москву, подал документы во ВГИК на факультет режиссуры, но на экзаменах потерпел неудачу. Уезжать из столицы молодому человеку не хотелось. Он подал документы в цирковое училище, поступил туда без всяких проблем. В период учебы юноша особенно увлекался боевыми искусствами, пользуясь тем, что занятия проходили на высоком профессиональном уровне. Актер стал обладателем черного пояса, был чемпионом Узбекистана по карате.

В 21 год упорный Нигматулин все-таки стал студентом ВГИКа. Он попал в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, учился вместе с Николаем Еременко, Вадимом Спиридоновым, Натальей Белохвостиковой, Натальей Гвоздиковой.

Карьера в кинематографе

Свой путь в кино актер начал еще до поступления в театральный ВУЗ. В 1967 году его пригласили сниматься в киноленту «Баллада о комиссаре». Вскоре советские зрители увидели Талгата в образе офицера-белогвардейца. Яркого, харизматичного, талантливого новичка заметили и другие режиссеры. Впоследствии его часто стали приглашать на роли негодяев.

Получив диплом о высшем образовании, Талгат Кадырович уехал из столицы. Он стал работать в Ташкенте на студии «Узбекфильм». Уже через год после окончания ВУЗа Нигматулин снялся в фильме «Седьмая пуля». После была работа в киноленте «Встречи и расставания» (1973), вышел прекрасный фильм-легенда «Сказание о Сиявуше».

Талгат Нигматулин в фильме «Пираты XX века»

В 1979 году советские зрители увидели первый отечественный боевик «Пираты XX века». Этот фильм вызвал самый настоящий ажиотаж в кинотеатрах, многие люди ходили на него по нескольку раз. Необычная кинокартина поражала зрителей своим острым сюжетом, а мужчин больше интересовали приемы карате, которые до того времени были недосягаемыми. В Советском Союзе до выхода этого фильма демонстрация приемов боевых искусств находилась под запретом.

Только за один год «Пиратов XX века» успели посмотреть 90 миллионов советских зрителей. В этом фильме Нигматулину досталась роль Салеха, и это было более чем справедливо. Талгат показал на экране не только актерское мастерство, но и виртуозное умение владеть своим телом. Мальчишки с упоением и восторгом наблюдали за его приемами. Режиссер фильма Борис Дуров долго подыскивал актера на эту роль. В спортивной школе Тадеуша Касьянова «На Маяковке» он увидел Талгата на тренировке, и сразу понял, кто будет играть Салеха.

Талгат Нигматулин в фильме «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна»

Через два года Талгата пригласили на роль индейца Джо в киноленту «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна». После зрители увидели актера в «Волчьей яме» в образе Самата. Этот человек умел работать самозабвенно, каждую свою роль он делал по-настоящему уникальной. Он никогда не отказывался от эпизодических, второстепенных ролей, работал честно, отдавая на съемках все свои силы. Режиссеры ценили актера, он не нуждался в каскадерах, сам выполнял сложные трюки, боевые приемы.

Литературное творчество

Критики и зрители считали этого актера гениальным. Но у него был еще один большой талант. Еще во времена студенчества Талгат стал заниматься литературным творчеством, писал стихи и прозу. Несколько рассказов Нигматулина были опубликованы, на его стихотворение «Русские березы» композитор Евгений Ширяев написал знаменитую песню. На конкурсе «Золотой Орфей», который проводился в Болгарии, песня «Русские березы» заняла третье место. Она отличается невероятной лиричностью, такой текст мог написать только человек, горячо любящий свою Родину.

Личная жизнь

Во время учебы в театральном ВУЗе Талгат сильно увлекся Ириной Шевчук. Между студентами возникли романтические отношения. Это была красивая пара – белокурая девушка и черноволосый молодой человек. Совсем скоро Ирина станет знаменитостью, сыграв роль Риты Осяниной в фильме «А зори здесь тихие». Но отношения молодых людей не сложились, оба оказались не готовыми к семейной жизни. Ирина очень тяжело переживала этот разрыв.

Талгат Нигматулин и Ирина Шевчук

В Ташкенте актер познакомился с Ларисой Кандаловой, которая одно время входила в состав ВИА «Ялла». Эта женщина стала первой супругой Нигматулина, в 1976 году в молодой семье появилась дочь Урсула. Но даже общая дочь не смогла укрепить непрочный союз, вскоре Талгат и Лариса развелись.

После актер обратил свое внимание на Халиму Хасанову. С этой женщиной он прожил семь лет, супруги воспитывали совместного сына. Сейчас Саиду уже сорок лет, после окончания школы он решил продолжить семейную традицию, стал актером театра и кино. С его матерью Талгат прожил семь лет, и это был его самый долгий супружеский союз.

Талгат Нигматулин с Венерой Ибрагимовой

Талгат был очень влюбчивым человеком, его последняя любовь оказалась самой сильной. Актеру было уже 33 года, когда он повстречался с Венерой Ибрагимовой. Встреча произошла на съемочной площадке фильма «Провинциальный роман», Венере в тот момент было 19 лет. На очередные съемки с участием возлюбленной актер приехал в «Москвиче», до отказа забитом цветами. Прямо со съемочной площадки молодые люди отправились в ЗАГС. В 1983 году в семье актеров родилась дочь Линда. Когда девочка выросла, она тоже решила пойти по стопам отца, стала актрисой.

Причина смерти

Пытливый актер, стремящийся найти смысл жизни, оказался легкой добычей мошенников. В 80-е годы на Востоке действовала секта «Четвертый путь», в состав которой входило много творческих людей. Два человека, Мирза Кымбатбаев и Абай Бурубаев, активно вербовали в ряды секты актеров, журналистов, режиссеров. Они проповедовали  дзен-буддизма, основанный на эзотерических обрядах, легендах. Любопытство и неосторожность, стремление познать неизвестное привлекло в «Четвертый путь» Талгата Нигматулина. Он доверял проповедникам, выдававших себя за целителя и ученого.

В 1981 году Талгат снял десятиминутный ролик, актерами в котором выступали проповедники Абай и Мирза, фильм не пользовался успехом. В 1985 году проповедники приказали актеру поставить на место «неверных» учеников из Вильнюса, решивших выйти из секты. Нигматулин должен был наставить отступников на истинный путь,  вытрясти из них деньги.

Актер отказался участвовать в преступлении, его самого признали отступником, пять сектантов жестоко избили Талгата. Он скончался от многочисленных травм, тело актера было найдено в квартире художника Калинаускаса. Тело актера было кремировано, урна с прахом захоронена на ташкентском кладбище «Чилонзор Ота». Борубаева осудили на 14 лет заключения, Кымбатбаева – на 10 лет. Абай умер в тюрьме от туберкулеза, Мирза, выйдя на свободу, вновь занялся проповедничеством, скончался от цирроза.

Избранная фильмография

  • 1967 — Баллада о комиссаре
  • 1971 — Ночь на 14-й параллели
  • 1976 — Сказание о Сиявуше
  • 1979 — Пираты XX века
  • 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
  • 1982 — Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж
  • 1983 — Волчья яма
  • 1985 — Противостояние

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий