Выготский биография кратко 

image

Лев Семенович Выготский был одним из основоположников современной психологии. Его исследования привели к появлению крупнейшей психологической школы в Советском Союзе. Его наследие много раз переосмысливалось, было забыто и открыто заново. До сих пор споры о теориях Выготского ведутся на международном уровне.

Ранние годы

image

Лев Семенович Выготский (настоящее имя — Лев Симхович Выгодский) родился в 1896 году в белорусском городе Орше, где семья его родителей была вынуждена жить за чертой оседлости. Вскоре они переехали в Гомель Могилевской губернии. В конце XIX века этот город был центром торговли и промышленности.

Родители Выготского ценили образованность, обладали широким кругозором и старались привить своим детям любовь к искусству и науке. Лучшим отдыхом в семействе были чтение и поездки в театр.

Первый учитель юного Льва, Соломон Ашпиз, активист социал-демократической партии, побуждал учеников развивать свободное мышление с помощью сократического диалога. Еще до поступления в гимназию Лев выучил английский, древнееврейский и древнегреческий языки, а позже к ним прибавились латынь, французский, эсперанто и немецкий.

Научные труды

Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах «Новая жизнь», «Новый путь» и в горьковской «Летописи». Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе.

После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.

Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского «Психология искусства». Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.

Другая основополагающая работа называлась «Педагогическая психология». Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах «Мышление и речь» и «Учения об эмоциях» эти идеи находят свое продолжение.

Среди наследия Л. С. Выготского — книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.

Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.

Культурно-историческая теория. Суть

Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.

Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:

  • натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
  • культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.

Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь — важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.

Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.

Знаки и мышление

Под термином «знак» Лев Семенович Выготский понимал условный символ, несущий определенное значение. Слово можно считать универсальным знаком, изменяющим, формирующим сознание субъекта, его освоившего.

Речь несет информацию социокультурной среды, в которой растет ребенок. С ее помощью формируются такие важные функции сознания как логическое мышление, воля, творческое воображение.

Психология педагогики

Большая часть работ Льва Семеновича Выготского посвящена изучению психологических закономерностей человеческого развития, которые возникают в процессе воспитания и обучения. Для обозначения этой области знаний используется также термин «педология».

Под обучением в психологии понимается развитие способностей человека, передача навыков и знаний. Под воспитанием — работа с личностью, поведением. Это область чувств и взаимоотношений между людьми. Педагогическая психология имеет тесную связь с социологией и физиологией.

Развивающее обучение

Выготский впервые в российской психологии начал изучать соотношение обучения и развития человека. Под термином «развитие» он понимал постепенные изменения в физиологии, поведении и мышлении ребенка. Они происходят со временем под воздействием окружающей среды и естественных процессов в организме.

Изменения происходят в нескольких областях:

  1. Физической — изменения в строении мозга, внутренних органов, двигательных и сенсорных навыков.
  2. Когнитивной — в психических процессах, умственных способностях, воображении, речи, памяти.
  3. Психосоциальной — в поведении личности и эмоциях.

Эти области развиваются одновременно и связаны между собой. Появляется необходимость в составлении примерного графика появления конкретных форм поведения у детей. Лев Семенович Выготский разрабатывал учение о возрасте как центральной проблемы и теоретической психологии. А также педагогической практики.

В последующие годы советскими учеными В. Давыдовым, П. Гальпериным, М. Еникеевым и другими на основе теорий Л. С. Выготского о психологии развития ребенка была разработана концепция развивающего обучения. То есть труды ученого были продолжены его последователями.

Законы возрастного развития

Л. С. Выгодский в психологии развития ребенка сформулировал несколько общих положений:

  1. Возрастное развитие имеет сложную организацию, собственный ритм, которые меняется в различные периоды жизни;
  2. Развитие — последовательность качественных изменений;
  3. Психика развивается неравномерно, у каждой ее стороны есть свой период изменений;
  4. Высшие психические функции являются коллективными формами поведения и только потом становятся индивидуальными функциями человека.

Уровни

В теории возрастного развития Выготский выделял два важных уровня. Рассмотрим их:

  1. Зона актуального развития. Это уровень доступной подготовленности ребенка, те задачи, которые он способен выполнить без помощи со стороны взрослых.
  2. Зона ближайшего развития. Она включает в себя задачи, которые ребенок не может решить сам, только при помощи взрослого. Однако, благодаря взаимодействию с другими людьми, ребенок приобретает необходимый опыт и впоследствии становится способным выполнять такие же действия самостоятельно.

По мнению Выготского, обучение должно всегда идти впереди развития. Оно должно опираться на уже пройденные возрастные этапы и ориентироваться на функции, которые еще не до конца сформировались, потенциальные возможности ребенка.

Важнейший фактор развития ребенка — это сотрудничество со взрослым. При этом обучение происходит не только в школе, но и в повседневной жизни, и в семье.

Личностно-деятельный подход

Лев Семенович Выготский считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой. Не существует немотивированной деятельности. Ее мотив происходит из определенной потребности. Психическое развитие индивида направлено на формирование внутренних действий, направленных на достижение сознательных целей.

Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.

Влияние на развитие науки

В мировой психологии теория Выготского о культурно-историческом развитии личности приобрела популярность в 70-х годах, когда книги ученого начали издаваться на Западе. Появилось множество трудов, посвященных осмыслению и развитию его идей.

Американские и европейские психологи применяют находки Выготского для разработки методик изучения иностранных языков и даже исследования современных компьютерных технологий. В контексте культурно-исторической теории рассматриваются возможности новых форм обучения: дистанционного и электронного. Ученые Д. Париси и М. Миролли предложили использовать достижения советского психолога для придания роботам более «человечных» черт.

В России теории Выготского развивали и переосмысляли ученики и последователи. Среди них выдающиеся ученые П. Гальперин, А. Леонтьев, В. Давыдов, А. Лурия, Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин.

В 2007 году издательство Кембриджского университета опубликовало крупное исследование работ Л. С. Выготского. В его создании принимали участие ученые из десяти стран мира, включая Россию.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

 Выготский Лев Семенович биография кратко

Лев Выготский краткая биография которого начинается 17 ноября 1896 года. Он родился в городе Орше в многодетной семье банковского служащего. Когда мальчику был всего год, отец основал в городе Гомель публичную библиотеку и перевез сюда свою жену и девятерых детей.

В 1914 году он поступает на медицинский факультет в Московский университет. Проучившись немного на факультете, Выготский переходит на  юридический факультет и параллельно обучается на историко-филологическом факультете в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Будучи студентом, он начинает публиковать свои рецензии на книги известных писателей-символистов — В. И. Иванова, А. Белого, Д. С. Мережковского. В это же время он пишет свою большую первую работу на тему «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира». Хотя свет она увидела только спустя 50 лет  в его сборнике «Психология искусства».

Лев Выготский интересные факты

В 1917 году Лев Семенович возвращается в Гомель и принимает активное участие в процессе создания школы нового типа. Он начинает проводить исследования в специально им же организованном психологическом кабинете при педагогическом техникуме.

В 1924 году его назначили делегатом на II Всероссийском съезде в Петрограде по психоневрологии. На нем он огласил доклад о тех рефлексологических методиках, которые он применил, когда изучал механизмы сознания. После фееричного выступления на данном съезде, Выготского пригласил на работу директор института экспериментальной психологии в Москве Н. К. Корнилов. Спустя 2 года под его руководством создали дефектологический экспериментальный институт, который был переименован позже в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Благодаря стараниям Льва Выготского был заложен фундамент дефектологии в СССР.

Он проявил себя как талантливый ученый психолог. В 1926 году он выдал книгу «Педагогическая психология», в которой он защищал индивидуальность ребенка. Через год психолог Лев Выготский начинает публиковать статьи, которые анализируют различные направления мировой психологии. Также он разработал новую концепцию в психологии — культурно-историческую. Согласно концепции поведение человека, регулируемое сознанием,  тесно соотносится с разными формами культуры, искусством и языком.

Лев Выготский разработал понятие знака, символа, как особого психологического инструмента, служащего средством для превращения психики из биологической в историческую. В результате в 1960 году был написан труд под названием «История развития высших психических функций».

Свою последнюю монографию под названием «Мышление и речь» он написал в 1936 году и посвятил вопросам структуры сознания. В 30-г годах Льва Семеновича начали обвинять в его отступлении от марксистского ученья. Бесконечные обвинения, работа на износ и недуг туберкулеза, который он подхватил от брата, практически истощили  психолога.  Выготский умер 11 июня 1934 года от обострения болезни.

Найдено 12 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

–> ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ 1896 – 1934) — отечественный психолог, создатель культурно–исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20–х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В работе „Исторический смысл психологического кризиса“ приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 – 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь („Мышление и речь“, 1934). Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец), так и мировую психологическую мысль.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

–> Выготский Лев Семенович (1896–1934) — выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 1920-х гг. занимался проблемой восприятия произведений искусства. Выделял в эмоциональной сфере человека, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетических реакций. Однако позднее, начиная с работы «Исторический смысл психологического кризиса», Выготский приступил к анализу общих методологических проблем психологии, в результате чего, ориентируясь на методологию марксизма, разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. В дальнейшем Выготский создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка. На практике эта проблема была им реализована в дефектологии. Выготский создал лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. На последнем этапе своей работы он исследовал соотношение мышлений и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь. Несмотря на то, что он прожил очень короткую жизнь (всего 36 лет), его влияние на отечественную и мировую психологию весьма существенно. Многие работы Выготского не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

–> Выготский, Лев Семенович (1896—1934)

Русский психолог, получивший известность благодаря созданной им культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется благодаря сотрудничеству с окружающими людьми. Он выдвинул идею зон ближайшего (проксимального) развития — т. е. задач, которые слишком сложны для самостоятельного решения, но становятся доступными для ребенка с помощью взрослых или более умелых сверстников. В результате постоянного общения с этими помощниками, дающими советы и инструкции, а также поощряющими к действию, ребенок может интернализировать «ноу-хау» поставленной задачи и сделать ее частью своего личного опыта. Это может пригодиться ребенку впоследствии, когда ему придется самостоятельно решать сходные задачи. Выготский ввел два основных понятия, описывающие этот процесс: 1. Интерсубъективность: два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание проблемы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перспективе другого, помощник может сообщить свое понимание в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки решения задачи. 2. Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится стратегическому планированию и приобретает компетентность для решения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников. Теория Выготского оказала глубокое влияние на методы школьного обучения. Учителя направляют, поддерживают и поощряют детей, при этом помогая им развивать стратегии решения проблем, которые можно применять в других жизненных ситуациях. Роль знающих сверстников подчеркивается в методическом подходе и обозначается понятием «кооперативное обучение». Этот термин символизирует сам дух теории развития Выготского: дети учатся наилучшим образом не в изоляции, но при взаимодействии с другими людьми, особенно с компетентными сверстниками, которые поощряют их к труду и помогают овладевать новыми знаниями.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

–>Выготский Лев Семенович(1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимаю щего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. В. раскрывает конкретный механизм влияния культурной среды на ребенка. Это интериоризация социального опыта посредством знаков, – искусственно созданных стимуловсредств для управления своим и чужим поведением. В результате усвоения знаков, в частности – слов, натуральные психические функции, не поддающиеся регуляции, становятся высшими, – управляемыми, поддающимися коррекции. Знаки усваиваются в процессе общения. И высшая психическая функция появляется дважды. Один раз как внешняя, интерпсихическая, а второй раз – как внутренняя, интрапсихическая. Вводит понятие зоны развития: то, что ребенок может делать под руководством взрослого есть «зона ближайшего развития», его потенциальные возможности, а то, что может делать сам – его реальное развитие, его обученность. В. предложил периодизацию развития на основе двух критериев: 1 – динамический характеризует период детства как литический или критический; 2 – содержательный критерий подчеркивает новообразования каждого периода. Вводит понятие социальная ситуация развития, содержанием к–рого является эмоциональный отклик ребенка на воздействия меняющейся среды. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925–1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец), так и мировую психологическую мысль. Осн. работы: «Мышление и речь», 1934; «История развития высших психических функций», 1931; Собр. соч. в 6ти томах, 1984.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

–>ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

1896-1934) – выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической школы в отечественной психологии. Главная идея В. заключалась в том, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, что вызывает принципиальную ее перестройку. Согласно его взглядам источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведения-натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Он полагал, что суть культурного поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены “вовне”, на преобразование действительности, а вторые – “вовнутрь”, сначала на преобразование др. людей, затем – на управление собственным поведением). Основным методом исследования в этнопсихологии В. считал инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики “инструментальных актов” психики человека. В. в рамках этнической психологии выделял “психологию примитивных народов”, подразумевая под этим сравнительный анализ психической деятельности современного “культурного” человека и первобытного “примитива”. Ее предметом он считал также кросскуль-турные исследования и, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей “традиционных” и цивилизованных обществ. Специфика его подхода к изучению представителен различных народностей и этнических групп заключалась в том, что в противовес принятым тестовым испытаниям он предлагал в центр исследования поставить изучение особенностей их национальной среды, ее структуры, динамики содержания всего того, что определяет этническое своеобразие психических процессов, Кроме того, он предлагал изучать психику детей не в сравнении с психикой среднестатического “стандартного” ребенка, а на основании сравнительного анализа с психикой взрослого той же национальной общности, принадлежащего к той же культурной среде.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

–>ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

–>ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

Лев Семенович (1896–1934) – психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л.Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К.Крупской, пед. факультет 2го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. 1965). Дал критический анализ мировой психологии 192030х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в Собр. соч., т.1, М., 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурноисторическая теория психики», в которой раскрыл общественноисторическую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», Собр. соч., т.3, М., 1983). Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др.

Соч.:Собрание сочинений, т. 1–6. – М.,198284; Педагогическая психология, – М.,1991.

Лит.:Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1981; Пузырей А.А. Культурноисторическая теория Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1986; Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. – М., 1990; Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002. – С. 259–271.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

–>Выготский Лев Семенович

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

–>Выготский Лев Семенович

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

–>ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

–>ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

–>ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Показать еще…

Скачать презентацию 1. Краткая биография Л. С. Выготского.

Теория Выготского.ppt

  • Количество слайдов: 14

1. Краткая биография Л. С. Выготского. 2. Основные положения теории Л. С. Выготского, законы психического развития. 3. Понятие «психологический возраст» как главная единица анализа развития личности в онтогенезе. 4. Соотношение обучения и развития по Л. С. Выготскому. Понятие «Зона ближайшего развития» .

Лев Семёнович Выго тский (1896 — 1934) — советский психолог. Родился в белорусском городке Орше. Окончив гимназию, Л. С. Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете. По образованию Л. С. Выготский не был психологом: он получил смешанное образование — юридическое и филолого-историческое. По окончании университета (1917) он вернулся в Гомель, преподавал, играл важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. В этот период началась его научная карьера в качестве психолога. В 1917 г. он стал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педагогическом техникуме, где и вел исследования.

В 1922 -1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность произвели сильное впечатление на одного из участников съезда – А. Р. Лурия. Его пригласили работать в Московский институт психологии. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского.

НПФ — натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память ВПФ — культурные, социальные — результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение. ВПФ — это сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению.

-произвольность -опосредованность -осознанность – системность

Произвольность означает следование цели (целенаправленность) и наличие средств для ее достижения. Новизна подхода Л. С. Выготского к проблеме произвольности состояла в переносе акцента на средства достижения цели. Сама направленность на достижение цели в отсутствие соответствующих средств еще не означает произвольности. Если есть цель, но нет средств, то поведение не будет произвольным.

Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ.

Системность строения сознания как единство высших психических функций, обусловленное общей структурой обобщения значений раскрыта исследователем в учении о системном и смысловом строении сознания.

Осознанность – определяется значением, так как осознанно все, что может быть выражено в речи. Л. С. Выготский рассматривал речь как важный фактор развития сознания человека, полагая, что структура обобщения, заданная значением, определяет смысловое строение сознания.

Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальный знак – слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Гипотеза о происхождении и природе ВПФ

1. Ц и к л и ч н о с т ь. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. 2. Н е р а в н о м е р н о с т ь развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Психологический возраст — «единица» анализа развития, включающая: Структура психологического возраста- социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика – чередование кризисов и стабильных периодов.

Кризис новорожденности Стабильный период младенчества Кризис первого года жизни Стабильное раннее детство Кризис трех лет Стабильный дошкольный возраст Кризис семи лет Стабильный младший школьный период Пубертатный кризис Стабильный подростковый возраст Кризис 17 лет и т. д.

Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Развитие – качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные необратимые изменения в психике человека. Зона ближайшего развития – разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития.

image

Концепция зоны ближайшего развития сформировалась в тридцатых годах прошедшего столетия. Эта теория характеризует связь, имеющуюся между психическим становлением, развитием личности ребенка и его обучением. Автором ее является советский психолог Выготский Лев Семенович.

Долгие десятилетия разработанная им концепция в научной и педагогической среде считалась аксиомой. С 2000 года взгляды Выготского на когнитивное развитие детей не только переосмысливаются, но и подвергаются весьма агрессивной критике. Эта тенденция получила название «ревизионистская революция».

Однако ученые, критикующие концепцию, которую сформулировал в начале прошедшего столетия Выготский Лев Семенович, собственной альтернативы этой теории не предлагают. Поэтому считать ее устаревшей или потерявшей актуальность на данный момент нельзя.

Краткая биография Выготского

Лев Семенович родился в 1896 году в городке Орше, находящемся в Могилевской губернии. Вырос будущий ученый в Гомеле, куда семья перебралась вскорости после его рождения. Он стал вторым ребенком в очень большой семье. Всего у его родителей было восемь детей.

Изначально фамилия ученого звучала «Виготський». Он изменил ее в 1923 году. Возможно, Лев Семенович стеснялся своего еврейского происхождения, но вполне вероятно, что причиной стали сложности в произношении. Широко распространена и версия о том, что перемена фамилии обусловлена желанием ученого отличаться от собственного дяди, известного в ту пору литературного критика.

Его отец был купцом. Симха Лейбович Виготський обучался торговому делу в Харьковском коммерческом училище. Занятия торговлей он успешно совмещал с работой на посту заместителя управляющего отделения Соединенного банка. Мать будущего ученого работала учительницей. Звали ее Цецилия Моисеевна.

Родители Выготского не были бедными людьми, а их дети не нуждались ни в чем. Начальным образованием малышей занимались частные учителя, приходящие на дом. В гимназию Лев Семенович поступил сразу в шестой класс, сдав экзамены за пять первых, которые он не посещал.

В 1913 году Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета. Однако он увлекся юриспруденцией и вскоре перевелся на другой факультет. Будучи студентом, он написал немало статей на литературные и исторические темы. Их охотно публиковали различные журналы. В 1917 году Лев Семенович оставил Московский университет. Закончил он свое образование в университете Шанявского на историко-философском факультете.

В 1919 году у будущего ученого обнаружили туберкулез. Он покинул Москву, вернувшись к родным в Гомель. До 1922 года он трудился учителем литературы в трудовой школе. Подрабатывал в техникумах и на различных вечерних курсах, активно участвовал в обучении и переподготовке педагогов, работников детских учреждений.

1922 год стал переломным в жизни будущего ученого. Он устроился преподавать в педагогический техникум Гомеля. Уже через год Лев Семенович занялся организацией психологической лаборатории при этом же учебном заведении. Летом 1923 года он руководил группой студентов Московского института, которые проводили ряд экспериментов в кабинете-лаборатории при техникуме в Гомеле.

Результаты этих «экспериментов молодежи» Лев Семенович представил в виде научного доклада на съезде по психоневрологии в Петрограде. Тогда же он познакомился с Александром Романовичем Лурией, который и поспособствовал переводу Выготского в Институт экспериментальной психологии, находившийся в Москве.

image

Скончался ученый в июне 1934 года. Тело его было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Как определял ЗБР сам ученый

ЗБР, или зона ближайшего развития, определяется Выготским как конструктивная теория. С ее помощью можно охарактеризовать взаимосвязи между психологическими особенностями детского развития и процессами обучения.

Сам ученый описывал данную концепцию весьма поэтично, но очень туманно. В научном труде «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» зона ближайшего развития определяется Выготским следующим образом: «Функции, не созревшие еще, но находящиеся в этом процессе. Пребывающие в зачаточном состоянии созреют завтра. Они являются не плодами, а почками и цветами развития, то есть тем, что способно созревать».

Льву Семеновичу свойственны абстрактные отступления и отстраненные примеры при разъяснении собственных мыслей, излагаемых им в научных работах. Этот ученый избегал языка, лишенного эпитетов. Он считал, что подобное изложение упрощает понимание. Именно так зона ближайшего развития определяется Выготским.

Данная манера поспособствовала возникновению массы разночтений и недопонимания, что в наше время привело к критике и даже отрицанию работ этого ученого.

О понятии ЗБР

Понятие «Зона ближайшего развития» было впервые предложено в 1932 году, а окончательно эта концепция сформулирована только в начале 1934 года, то есть незадолго до смерти Льва Семеновича.

Понятие ЗБР включает в себя процессы решения тех задач, с которыми детям не под силу справиться самостоятельно, без обучения и помощи со стороны взрослых. Достигнутые результаты становятся личной интеллектуальной собственностью детей, их навыками, умениями, опытом и знаниями.

Зона ближайшего развития определяется Выготским как непосредственное влияние взрослого, оказываемое им на процессы личностного становления ребенка. Другими словами можно сказать, что психологическое развитие детей напрямую зависит от того, чему и как их учат взрослые.

Практическая польза понятия ЗБР в том, что с помощью этой концепции можно не только охарактеризовать имеющиеся взаимосвязи между обучением и развитием, но и их перспективы, потенциальные возможности и недостатки. Понятие зоны ближайшего развития позволяет получить полную картину динамики умственной и эмоциональной деятельности детей. Это необычайно важно как для педагогов, так и для родителей.

image

Как соотносятся развитие и обучение

Как считал Л. С. Выготский, зона ближайшего развития определяется соотношением двух основных элементов. Как же именно взаимосвязаны процессы обучения и развития? Лев Семенович полагал, что ЗБР – это коллективная деятельность, тесное сотрудничество взрослых с детьми. Разумеется, взрослым в этом тандеме отводится ведущая роль.

Источником личностного развития детей является их общение с другими людьми. Социум необходим для развития, которое происходит в процессе обучения. Зона ближайшего развития по Выготскому первостепенным значением наделяет именно обучение. Этот процесс должен опережать развитие, направлять его и не допускать в нем остановок, задержек, дисбаланса. Обучение является первичным, а развитие вторичным.

В чем различие между ЗБР и ЗАР

ЗАР – зона актуального развития. Это понятие одновременно является противоположным ЗБР и дополняет его. Под зоной актуального развития понимается тот спектр задач, которые доступны для самостоятельного решения. Это все то, с чем дети могут справиться без помощи взрослых и без обучения, применяя уже имеющиеся знания, навыки и умения. В этом и заключается различие между двумя понятиями.

image

Обе зоны связаны между собой и дополняют одна другую. ЗАР фактически является прямым следствием ЗБР. Таким образом, чтобы справляться с чем-либо самостоятельно, детям сначала нужно научиться это делать. В течение всего процесса взросления ребенка ЗАР следует за ЗБР.

Как используется принцип ЗБР в педагогике

Необходимое для детей формирование зоны ближайшего развития начинается на границе ЗАР. Что это означает? Только то, что педагог или родитель не должен навязывать ребенку обучение или помощь в том случае, если нужды в этом нет.

ЗБР эффективна только при возникновении трудной или новой для малыша задачи, для решения которой необходимы дополнительные знания, навыки, умения или помощь взрослого.

В этом и заключается принцип применения концепции Выготского в педагогике. Учителя или родители не навязывают, не вмешиваются и не решают задачи вместо детей, а помогают им и направляют.

image

Помощь и обучение со стороны взрослых должны быть эффективными для детского развития. Согласно концепции ЗБР, результативность педагогической деятельности оценивается очень просто. Если дети после сотрудничества со взрослыми становятся способны самостоятельно справляться с поставленной задачей, значит, педагогическая деятельность полезна.

Что учитывается в процессе развития

Зона ближайшего развития по Выготскому учитывает сензитивные периоды. Это особенные этапы в жизни ребенка, в течение которых он наиболее предрасположен к обучению, формированию определенного типа поведения, психологически восприимчив. Согласно мнению Льва Семеновича, обучение целесообразно проводить в те моменты, когда ребенок готов как психологически, так и физиологически усваивать новые умения, знания, навыки.

image

Выготский особенно подчеркивал важность сензитивных этапов, отводил им ключевую роль в успешности и эффективности процессов обучения и развития детей. Ученый считал, что эти этапы оказывают определяющее воздействие на весь процесс становления личности. Именно то, что дети усваивают в такие периоды, сказывается на их психологии и умственной деятельности, определяет характер, тип поведения, социальную адекватность, привычки и многое другое.

Что способствует обучению

Зона ближнего развития в психологии рассматривается в качестве концепции организации эффективного обучения детей, которое обеспечивает всестороннее и полное их развитие. Что способствует этому?

Как писал Лев Семенович, залогом эффективности педагогической деятельности (как со стороны учителей, так и родителей) являются сложные задания, предлагаемые детям. Речь идет о задачах, с которыми ребенку не под силу справиться самостоятельно, поскольку их решение требует новых знаний и умений.

Формирование ЗБР происходит за счет постоянной стимуляции развития и создания условий, при которых у детей возникает необходимость в обучении. Именно это и способствует его эффективности. Дети должны нуждаться в обучении, испытывать потребность в новых знаниях, а не просто посещать какие-либо занятия и механически выполнять требования взрослых.

Как выстраивается процесс обучения

Выготский считал, что учитель должен уметь балансировать между ЗБР и ЗАР, чередуя простые задачи с более сложными, для решения которых нужна незначительная помощь, а также с очень сложными, требующими новых знаний.

image

Педагог определяет такие критерии ЗБР:

  • границы зоны;
  • проблемный эпицентр.

При предъявлении готового решения дети ничему не учатся, не усваивают новые знания и не осознают допущенных ошибок. У них не накапливается опыт, не вырабатывается умение преодолевать трудности.

Как выстраиваются взаимоотношения учителя и ребенка

В рамках концепции Выготского учителя и дети – это партнеры. Их взаимоотношения считаются равноценными. Доминирование педагогов над детьми конструктивная теория ЗБР отрицает.

image

Учителя и дети (с точки зрения Выготского) являются равноценными участниками процесса развития, субъектами учебной деятельности, не способными существовать раздельно. Разумеется, это вовсе не означает, что между педагогами и учениками возможно панибратство. ЗБР подразумевает такой подход к организации процесса развития, при котором ребенок начинает стремиться к самообучению.

Важна ли языковая компетенция

Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.

Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.

Основными компонентами данной системы являются:

  • ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
  • операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
  • эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.

Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться. Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий