«Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный…» К 270-летию открытия мыса Челюскина

Семён Иванович Челюскин (около 1700В г. в уездном городе Белёве Тульской губернииВ — ноябрь 1766В г.)В — русский полярный мореплаватель.

Биография

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С.В И.В Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726В года служил на Балтийском флоте, в 1733—1743В годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В.В В.В Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736В года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736В года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В 1738—1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х.В П.В Лаптева. В 1741—1742В годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742В года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751В году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756В года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:

Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки.

Исследователь биографии Челюскина В.В.Богданов, пишет:

Наибольшая вероятность захоронения — с.Босарево, что на Оке, неподалеку от Алексина.

Место погребения С.В И.В Челюскина точно не установлено.

Память о Челюскине

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка ЕвразияВ — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967В году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933В году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.
  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Минск (Беларусь) в честь Челюскина назван парк
  • В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок.
  • В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица

Литература

  • Большой энциклопедический словарь.В — М.: Советская энциклопедия, 1991. С.1489
  • Голубев Г. Н. Колумбы Росские: историческая хроника.В — М.: Сов. Писатель, 1989. С.376
  • Глушанков И. В. Навстречу неизведанному.В — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. С.111
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций.В — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. С.17-18
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири.В — СПб., 1860-69. Ч.1. С.78
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях.В — М.: Детгиз, 1957.В — 326 с.
  • Крутогоров Ю. А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть.В — М.; Дет. лит., 1990.В — 272 с.
  • Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян.В — М.: Мысль, 1974.В — 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике.В — Часть 1.В — СПб.: Адмиралтейство, 2000.В — 606 с.: ил.В — Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В.В С.В Лупача.В — М.: Воениздат, 1953.В — 672 с.

Челюскин — мыс и человек

Фото: panoramio.com

С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие — первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни —примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось — на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину — участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.

Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.

 Семен Иванович Челюскин. Источник: discoveries.ru

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.

20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.   http://rusplt.ru/wins/otkryitie-myisa-chelyuskin-25032.html

О единственном легендарном походе парохода «Челюскин» по Северному морскому пути в 1934-м знают немногие, но о героическом спасении с льдины «челюскинцев» наслышаны во всем мире. Этой теме посвящены сотни книг и десятки фильмов, поэтому кажется, что она известна в мельчайших деталях. Вместе с этим,  практически все знаковые события советского периода записаны в историю с идеологическим подтекстом, из которого многое вымарали. Есть своя жуткая тайна и у трагедии парохода «Челюскин» в Чукотском море.

Челюскин во льдах. Фото: avatars.mds.yandex.net

В августе 2004-го к месту гибели судна отправилась очередная научно-исследовательская экспедиция. Однако, по хорошо известным официальным координатам его останки обнаружить не удалось, что вызвало большое изумление ученых. Как же тогда спасли членов экспедиции 70 лет назад? Данные с особой тщательностью записал ни кто иной, как легендарный Отто Шмидт, который возглавлял экспедицию. Где на самом деле лежит знаменитый пароход?

Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина». Координаты места не только расходятся с официальными данными на десятки километров, но и ведут в совершенно другую сторону. Что же пыталась скрыть советская власть, внося во все документы подложные сведения?

Краткий исторический экскурс

В августе 1933-го из Мурманска курсом на Владивосток вышел пароход «Челюскин» с экипажем из 112 человек. Задача – пройти по Севморпути за одну навигацию. Годом ранее это удалось ледоколу «Александру Сибирякову». Экспедиция рассматривалась, как проверка возможности прохождения обычных транспортных судов по стратегически важному маршруту. Ее возглавил Отто Шмидт, который в представлении не нуждается. Капитаном парохода назначили опытного полярника, исследователя Арктики Владимира Воронина.

В феврале 1934-го «Челюскин» был зажат и в конечном итоге раздавлен мощными паковыми льдами. Экипаж высадился на льдину, на которой провел более двух месяцев. В его спасение никто в мире не верил. А когда на материк вернулись все до единого человека, Бернард Шоу записал в дневнике «Эта великая страна смогла превратить трагедию в триумф».

Челюскин во льдах. Фото: avatars.mds.yandex.net

Эту красивую историю сегодня знают многие, но некоторые исследователи долгие годы искали ответ на один непростой вопрос: почему советское правительство, зная о бедственном положении «челюскинцев», не только не торопилось с организацией полномасштабной спасательной операции, но и категорически отказалось от помощи американской береговой охраны, иностранных судов и самолетов? Они находились поблизости и были готовы незамедлительно откликнуться на полученный сигнал «SOS».

Почему людей фактически заставили рисковать жизнью, дрейфовать на льдине и ждать решения Москвы, принятие которого явно затягивалось? Зачем такие сложности?  Долгие годы вразумительных ответов на данные вопросы никто не давал. Со временем стало очевидно, что странности спасения экипажа скрывают какую-то тайну, разглашать которую не хотели на протяжении 75 лет.

Сегодня известно, что из Мурманска одновременно вышли два парохода-близнеца: экспедиционный «Челюскин» и рядовой транспортник «Пижма» с несколькими тысячами заключенных, отправленных на урановые рудники Чукотки. Они одновременно вмерзли во льды и визуально могли наблюдать друг друга в бинокли.

Я другой страны такой не знаю…

В начале 1930-х в глазах мировой общественности страна Советов выглядела миролюбивой и благополучной, а ее граждане – строители коммунизма — свободными и счастливыми. Факты массовых репрессий и создание системы лагерей тщательно скрывали. Не может быть столько преступников и «врагов народа» в стране где, как поется в популярной песне, «…так вольно дышит человек». Поэтому факты перевозки заключенных и их использования на опасных и тяжелых работах держалась в строгой секретности.

Советские власти не могли позволить американской стороне принять участие в спасении «челюскинцев». В противном случае весь мир узнал бы об огромном количестве политзаключенных, находящихся в трюме второго транспорта и красивая сказка о счастливом советском народе, единодушно поддерживающего решения партии, рухнула бы, как карточный домик. Допустить этого было нельзя даже ценой крупномасштабной трагедии.

Челюскинцы. Фото: cdn.iz.ru

Для справки: когда «Челюскин» уже затонул, к судну с заключенными  попытался пробиться ледокол «Федор Литке». Однако, из-за повреждений  корпуса он вынуждено развернулся и ушел в порт на ремонт.

На «Пижме» начался бунт. Арестантам удалось проникнуть в радиоузел и послать сигнал бедствия. Небольшая группа спустилась на льдину и пошла в сторону ближайшего берега. Ее спасли американские летчики, принявшие сигнал «SOS», и доставили на Аляску.

Охранники, оставшиеся в живых и в какой-то мере еще контролировавшие судно, очевидно, имели приказ, как действовать в экстренной ситуации. Они открывают кингстоны, и транспорт вместе с людьми камнем уходит на дно, а сами присоединяются к «челюскинцам» в ожидании спасения.

Тайна, ставшая явью

Вдумчивый читатель непременно спросит об источнике этой информации, которой нет в официальных отчетах и мемуарах членов экспедиции. В 1997-м «Известия» напечатали большой материал Анатолия Прокопенко, посвященный тайнам перехода «Челюскина» по Севморпути. Автор не простой журналист, падкий на сенсацию, а бывший Директор центрального госархива СССР, больше известного, как «Особый архив». В одном из интервью он сказал, что мечтает «предать гласности все грязные секреты советского режима».

Отказ Сталина от сторонней помощи из-за присутствия на месте гибели «Челюскина» транспорта с заключенными подтверждает Эдуард Белимов. Его статью в феврале 2005-го полностью без купюр напечатали «Промышленные ведомости». Он опирается на рассказ израильтянина Иосифа Загса, отец которого был в числе немногочисленной группы зэков, сошедшей на лед и спасенной американцами.

Тот рассказывал, что несколько тысяч человек, как скот, набили в трюмы рядового транспортного судна и отправили на разработки урановых рудников. Холод, отсутствие полноценного питания и неизбежная гибель заставила заключенных попытаться спастись самостоятельно. Среди них были радисты, которым удалось связаться с американскими военными кораблями и передать сигнал бедствия. Многие поверили, что их вот-вот спасут, остались на судне и погибли.

В июле 2001-го в «Труде» вышло журналистское расследование, в котором, в частности, приводились воспоминания одного из летчиков полярной авиации, действовавшей в районе гибели пароходов в 1934-м. Он подтвердил, что принимал активный радиообмен между самолетами и кораблями США, причем, он касался спасения не членов экспедиции, а неких политзаключенных, количество которых измерялось в тысячах. Американцы попросту не знали, как спасти такую огромную массу людей, терпящих бедствие.

Откуда взялась «Пижма»

Если история со вторым пароходом и заключенными не байка, а темная тайна, о которой предпочитают не говорить даже сегодня, то откуда тогда он взялся? Причем, по словам очевидцев, был похож на «знаменитость», как брат-близнец. Давайте разбираться вместе.

Лена. Фото: avatars.mds.yandex.net

«Википедия» утверждает, что датская судостроительная компания BW весной 1933-го спустило на воду грузопассажирское судно ледового класса «Лена», специально сконструированное для плавания по маршруту «Устье реки Лена – Владивосток». Отсюда и характерное название. Летом 1933-го перед самым началом экспедиции его переименовали в честь полярного исследователя Семена Челюскина.

В свою очередь другие источники утверждают, что датчане строили для советского торгового флота сразу несколько однотипных транспортников. Поскольку «Лена» шла по целевому назначению, то ее корпус дополнительно усилили до критериев ледового класса, а «Пижму» оставили «как есть». Две различных версии: либо «Википедия» чего-то не знает, либо ошибаются независимые исследователи.

Но давайте заглянем в Центральный хозяйственный архив, а также в хранилища Архангельского и Мурманского пароходства. Там много очень интересной информации. Оказывается, в 1933-м году советский торговый флот получил от упомянутого датского судостроительного предприятия не один пароход «Лена», как принято считать, а целую флотилию из двух рефрижераторов, двух грузовых и двух грузопассажирских пароходов.

Брат-близнец «Лены» при рождении назывался «Соней». Надо полагать, что по прибытии в советский порт был сразу переименован в «Пижму» и затерялся в истории. Вероятно, потеря была сознательной. Тем более, пришлось вносить коррективы во многие справочники и реестры.

Почему о трагедии умолчали все спасенные «челюскинцы» и оставшиеся в живых сотрудники НКВД? Шел 1934-й. Начинал раскручиваться моховик репрессий, поэтому пришлось забыть обо всём, что видели и знали. Была официальная версия произошедших событий, отклоняться от которой было смертельно опасно.

https://freesmi.by/byloe/338067

ЧЕЛЮСКИН СЕМЕН ИВАНОВИЧ

Семен Иванович (около 1700 — после 1760), русский полярный исследователь, морской офицер. Из мелкопоместных дворян Калужской провинции. Учился в Московской навигацкой школе (с 1714). С 1726 служил на Балтийском флоте подштурманом, в 1733 произведён в штурманы и назначен во 2-ю Камчатскую (Великая Северная) экспедицию, в которой пробыл до 1743. Работал в отрядах В. В. Прончищева, затем Х. П. Лаптева. Весной 1741 прошёл по суше от р. Хатанги до р. Пясины, сделал опись западного побережья полуострова Таймыр до залива Миддендорфа и затем от устья Пясины до устья Енисея. Зимой 1741-42 проехал из Туруханска до устья Хатанги, описал северное побережье полуострова Таймыр от мыса Фаддея на В. до устья р. Таймыры на З., выявив при этом северную оконечность Азии, названную в 1843 А. Ф. Миддендорфом в его честь мысом Челюскин. Уволен с Балтийского флота в 1760 в чине капитана 3-го ранга.

Лит.: Глушанков И. В., Первоисследователи Таймыра, в сборнике: Полярный круг, М., 1974; Троицкий В. А., Географические открытия В. В. Прончищева, Х. П. Лаптева и С. И. Челюскина на Таймыре, в сборнике: Летопись Севера, [т. 7], М., 1975.

В. А. Троицкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Время на прочтение: 7 минут(ы)

На территории Таймыра на 78-й широте находится самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскина. У берегов его смешиваются воды двух морей – Карского и Лаптевых. Дальше, на севере – Ледовитый океан, на юге – безжизненные земли. Холодные морские волны с шумом накатывают на каменные берега и разбиваются о них в невидимую влажную пыль, затем отступают и накатывают вновь. Так и живут две стихии в вечной борьбе и вечном единстве тысячи лет, а мимо, вдалеке, завораживая величавым спокойствием, проплывают айсберги.

МЫС ЧЕЛЮСКИН

И, казалось бы, нет места человеку в этом краю скал, серых волн и вечных льдов. Но 267 лет назад и этот северный форпост, сдался людям, которых не пугали трудности и лишения – первооткрывателям Арктики. Сейчас, с развитием науки и технического прогресса, почти не осталось на планете неизведанных мест. Поэтому страницы газет не блещут теперь именами первооткрывателей и новыми географическими находками. Кто были те люди, которые без уверенности в том, что вернутся обратно, зная, что путь их будут сопровождать холод, голод, болезни, потери, отправлялись в неизведанные дали, к суровым северным берегам, в никуда? А те, что сумели выжить в арктических экспедициях и были знакомы с трудностями и лишениями – зачем возвращались они в эти жестокие края снова и снова? Кто они, покорители Арктики? — Исследователи, одержимые целью постичь доселе неизвестное, патриоты, идущие на подвиг для утверждения государственности на дальних берегах Отчизны, фанаты своего дела – картографы, географы, моряки.

image
Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ВЕНЕЦ МОРЯКОВ

В XVII веке род Челюскиных был богат и знатен. Но после подавления бунта московских стрельцов при Петре I фамилия их попала в списки Тайной канцелярии и cемья оказалась в опале, была разорена и обречена на скудную жизнь в глухой деревне. Впервые Семен Челюскин прибыл в Москву в 1714 году. После удачного прохождения смотра, он был зачислен в школу математических и навигационных наук. В 1721 году аттестовался, пройдя обучение в «навигацком классе». В 1732 году под руководством В. Беринга для исследования заполярных территорий была снаряжена Великая Северная экспедиция, в списке участников которой в первых рядах значился подштурман Семен Челюскин, вскоре произведенный в штурманы. В 1735 году экспедиция на дубель-шлюпе «Якуцк» отправилась в неведомое и опасное плавание за Полярный круг. Через несколько месяцев трудного пути, в котором погибло немало исследователей, среди участников экспедиции витал дух разочарования и обреченности. Большинство морских офицеров склонялись к мысли, что дальнейшее продолжение плавания тщетно, нужно возвращаться. Лишь Челюскин верил в удачу и высказывался определенно: «Начатое свершиться должно». Велико было его стремление осуществить задуманное. За что команда отнеслась к штурману настороженно – уж больно суров показался он им тогда После гибели в полярных льдах командира отряда, обязанности руководства экспедицией легли на Челюскина. К тому времени экипаж корабля понял, что за строгостью штурмана стоят два непререкаемых человеческих качества — доброта и требовательность по отношению к людям. В 1740 году экспедиция вышла в очередной поход. В последний раз Челюскин управлял своим кораблем – через месяц плавания его раздавило дрейфующими льдами. Главнейшей целью было спасти людей, поэтому командир отдал приказ оставить «Якуцк». На самодельных санях, нагруженных снаряжением и припасами, преодолевая снежные торосы, потерпевший крушение экипаж двинулся к берегу. Закончился провиант, несколько человек умерло от цинги, но экспедиция достигла зимовья. В течение 1741 года исследовательскими партиями Семена Челюскина и Харитона Лаптева были изучены берега Пясины, Нижней Таймыры, восточные берега полуострова. Неизведанным оставался только «Северный Таймурский мыс».

image
Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Семьдесят дней сорок собак в пятидесятиградусный мороз мчали по тундре нарты, нагруженные оборудованием и продовольствием. Исследователи, ориентируясь по звездам и компасу, пересекли Таймыр с юго-запада на северо-восток, достигнув Попигайского зимовья. Челюскин с подвозчиками-тавгийцами (нганасанами) двинулся на север, затем, отпустив каюров, на трех собачьих упряжках, отправился вдоль побережья к мысу св. Фаддея. Дальше этого места на Север еще никто не проникал. Съемка берегов велась и при «погоде чистой и сиянии солнечном» в «поземную метель великую». Еще через пять дней в путевом журнале штурмана появилась запись, ставшая исторической: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою». Это и был мыс, являющийся самой верной точкой материка Евразия, увековечивший в последствие имя Семена Челюскина – одного из великих первооткрывателей Арктики. Но тогда штурман даже не подозревал, что он сделал открытие, которое опередило время. Этот невзрачный мыс не произвел на штурмана никакого впечатления. По воле случая исследователь пробыл на этом краю земли меньше часа, не придав своему открытию особого значения, и направился дальше. Лишь через 100 лет другой исследователь, Миддендорф, смог достичь этого места впервые после первопроходцев. По его словам, Челюскину удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что «его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков…». Семь лет длилась Великая Северная экспедиция. Два значительных открытия было сделано: Россия достигла Аляски и северной точки Евразии. Не смотря на это, судьбой многих покорителей Арктики, участников этой поездки, в том числе и штурмана Семена Челюскина, стали безвестность при жизни и признание после смерти. Окончив экспедицию и вернувшись в Петербург, исследователи Арктики не были удостоены ни чинов, ни наград. И все-таки есть люди, которые болеют Арктикой не в поисках славы и не для удовлетворения личных амбиций. Спустя столетия, находятся те, кто отправляются в экспедиции к далеким ледовитым берегам, одержимые не только научными, но и нравственными целями. Они пытаются доказать самим себе: сможет ли современный человек, избалованный комфортом и достижениями прогресса, выдержать экстремальные условия, в которых работали первопроходцы Севера? Они появляются в этих суровых краях группами и в одиночку с обветренными и обмороженными лицами, молчаливые и одухотворенные своей странной целью. Ищут, обретают и исчезают в круговороте вьюг, унося с собой ответы на вечные вопросы.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ЭТО НАША РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

В 1932 году экспедицией Арктического Института на мысе Челюскин создана полярная станция, расширенная позже до обсерватории. Сейчас станция является радиометеорологическим центром, на которой работают около 10 полярников. Стандартный период зимовки — 2 года, а точнее – 2 зимы. Потом отпуск – ждут борт, добираются до «материка» порою по нескольку недель. И если кто оставил кусочек своего сердца в этих холодных краях гранитных скал, — возвращается обратно. Почему? Трудно сказать. Но я видела, как фраза «Я зимовал…», вскользь оброненная случайным приезжим, открывала сердца полярников. На столе мигом появлялся самовар, домашний хлеб и завязывалась дружеская беседа. О зимовках, конечно. А еще о белых медведях и полярных сияниях, о морских звездах, выброшенных на берег волной Карского моря, о товарищах с островов Ледовитого океана, дружба с которыми завязалась по азбуке Морзе. С мысом Челюскина тесно связана легендарная история полярной авиации. На мысе расположена пограничная застава. Здесь, на берегах, омываемых двумя северными морями, установлен пограничный столб, маркирующий самую северную точку сухопутной границы России. Аэродром «Мыс Челюскин» является самым северным аэродромом материка Евразия. Отправной точкой развития авиации в Арктике можно считать 1932 год, когда первый гидросамолет достиг северной оконечности Таймыра и совершил посадку на мысе. В 30-е годы прошлого века исследования Арктики, осуществляемые с помощью полярной авиации, имели не только научное и экономическое значение, но и укрепляли позиции нашей страны на политической арене, демонстрируя державную мощь России. Даже в тяжелые годы Великой отечественной войны не прекращалось развитие Арктики и Северного морского пути. В то время освоению Севера придавалось особенное стратегическое значение. Аэродром сыграл важную роль в реализации программ ледовой разведки. Здесь были сформированы запасы топлива для заправки самолетов, в том числе отправляющихся на Северный Полюс. В память о покорителях Арктики, и тех, чья жизнь оборвалась в этих бескрайних просторах льдов и скал, установлены памятники, по которым можно читать историю этого северного края: деревянный символический столб с памятной доской, увековечивающей открытие с надписью «Мыс Челюскин самая северная точка Евразии (77 ° 42′ 07″с.ш., 104°18’в.д.), гурий «Знак «Зари», установленный в 1901 году, братская могила-пирамида на постаменте — место захоронения исследователей Арктики, мемориальные доски пилотам Р. Т. Воробьёву и Г. В.Шилову, кварцевая белая глыба, отмечающая северную оконечность евроазиатского материка, омываемого волнами двух морей Карского и Лаптевых, каменный гурий, установленный экспедицией Р. Амудсена в честь экспедиции Норденшельда, памятный знак в виде паруса, от земляков С. Челюскина, памятник первопроходцам Таймыра: плита с именами участников экспедиции и гранитный столб, увенчанный моделью дубель-шлюпки «Якутск», установленный в честь 250-летия открытия мыса Челюскина, гурий Колчака, офицера и гидрографа из экспедиции Б. Вилькицкого. Осенью 2009 года на мысе Челюскина вырос еще один знак, обозначивший государственность России на северных рубежах. Чин водружения православного Поклонного креста на Таймырской земле совершил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. На Поклонном кресте размещена мемориальная памятная доска со словами «Сей крест установлен и освящен Антонием архиепископом Красноярским и Енисейским в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца. В Крестопоклонную неделю 16/29 сентября 2009 года». Владыка Антоний совершил чин окропления святой водой захоронения покорителей северных широт – военных летчиков и моряков, погибших при освоении Севера и принял участие в установлении мемориальной таблички на памятнике погибшим за Отечество воинам. Эта табличка была изготовлена на средства, собранные диксонскими школьниками. Во время визита Архиепископа на Диксон, ребята передали ему ее с просьбой установить на место старой, пришедшей в негодность. «Памятные знаки на границах земли олицетворяют собой Россию – это знаки величия нашего Отечества, единства народа, тысячелетия православия на нашей земле. Поэтому сегодня, здесь на берегу Северного Ледовитого океана, мы православный крест в знак того, что это наше государство, наша российская земля. Я с глубокой радостью воспринимаю это торжественное событие для нашей Родины, для всех нас», — подчеркнул Владыка Антоний. Традиция установления Поклонных крестов на Руси связана с почитанием знаков Крестной Жертвы Спасителя лучшими щитами от врагов духовных и физических. Символы эти являются лествицей, соединяющей отечество земное и отечество небесное. Теперь и на далеком северном мысе, возвышаясь над вечной мерзлотой невидимым часовым стоит на страже нашего государства православный крест. Холодный ветер уносил с собой в далекие северные широты слова соборной молитвы о духовном возрождении России. Светлой радостью были наполнены глаза людей, несущих свою службу на самых дальних рубежах России, когда они подходили к Владыке за благословением, касались православного креста. О чем в такую минуту просили у Бога люди, у которых каждый день подобен подвигу – подвигу над стихией, над собой, над чувством одиночества вдали от близких? Наверное о том же, что и каждый из нас – о здоровье, счастье, благополучии, мире. Верится, что все просьбы их будут услышаны – иначе быть не может.

image
Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЕХАТЬ НА ТАЙМЫР:

Купить билеты например Москва-Норильск, подбор самого дешевого варианта:

Все рассказы о поездках по России

Все об Арктике

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий