Значение КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Дата рождения: 27 мая 1837 года Место рождения: Острогожск, Воронежская губерния, Российская империя Дата смерти: 24 марта 1887 года Место смерти: Санкт-Петербург Крамской Иван Николаевич – русский художник. Иван Крамской был рожден в мае 1837 в Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника-писаря. Окончил Острогожское уездное училище, после стал писарем в местной думе. С 1853 начинает ретушировать фотографии, его земляк Тулинов научил Ивана искусству ретуши. Затем художник работал у харьковского фотографа Данилевского. В 1856 приезжает в Петербург, ретуширует в фотографическом ателье Александровского. В 1857 стал студентом Академии художеств, его преподавателем стал профессор Марков. В 1863 получил Малую золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Чтобы окончить учебу в Академии, ему надо был написать программу на большую золотую медаль и получить заграничноепенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему скандинавских саг Пир в Валгалле. Все 14 выпускников отказались и подали прошение на самостоятельный выбор темы. Это событие вошло в историю как Бунт 14-ти. Совет академии им отказал, профессора отметили, что в прежние времена за такое их бы отправили в армию. В ноябре 1863 Крамской от лица товарищей заявил совету, что они просят освободить их от участия в конкурсе. Художники ушли, образовали Петербургскую артель, которая существовала до 1871 года. В 1865 Крамского пригласили в помощники по расписыванию куполов храма Христа Спасителя в Москве, но из-за болезни основного художника Маркова Крамской сделал всю работу сам вместе с Вениговым и Кошелевым. С 1863 по 1868 преподавал в Рисовальной школе, в 1869 стал академиком. В 1870 образовал Товарищество передвижных художественных выставок. В 1873 написал портрет Льва Толстого, Шишкина, в 1876 – Третьякова, в 1878 – Менделеева, в 1879 – Салтыкова-Щедрина, в 1880 – Боткина. В 1872 написал Христос в пустыне. В 1878 написал портрет Некрасова, в 1883 – картину Неизвестная, в 1884 – Неутешное горе, в 1886 – портрет Александра Третьего. В последнее время болел аневризмой сердца, от которой скончался в марте 1887 во время работы над портретом доктора Раухфуса. Похоронен на Смоленском кладбище, но в 1939 его прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Достижения Ивана Крамского: • Талантливый портретист, исторический живописец • Малая золотая медаль за первую картину Даты из биографии Ивана Крамского: Май 1837 – рождение 1856 – переезд в Петербург 1857 – начало обучения в Академии художеств 1863-1871 – участие в Петербургской артели художников 1869 – академик 1870 – создание Товарищества перевижников Март 1887 – смерть Интересные факты Ивана Крамского: • Был женат, воспитал двух сыновей и дочь Софью, которая была репрессирована • В Царском селе стоит скульптура Крамской и Неизвестная • Любил графическую технику • Задал вектор развития портретного реализма • Его учеником был Репин • Основным источником его дохода были церковные заказыЦитата сообщения Булгакова_ТатьянаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Неизвестная. 1883г.

Иван Николаевич Крамской. Автопортрет. 1867 г.

Портрет Л. Н. Толстого. 1873 г.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет Александра III. 1886г.

Женский портрет. 1881г.

Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова. 1868г.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1863г.

Портрет художника Шишкина. 1873г.

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. Фрагмент. 1876 г.

Портрет художника И.И.Шишкина. 1880г.

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882г.

Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871г.

Лунная ночь. 1880г.

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885г.

Портрет Софьи Николаевны Крамской. Фрагмент. 1879г.

Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871г.

Русская девушка в синем платке. 1882г.

Портрет Ю.Ф.Самарина. 1878г.

Портрет писателя Салтыкова-Щедрина                                                                                                               

Учился в Академии художеств. Был во главе группы 14 выпускников, отказавшихся писать выпускные работы на заданные Академией темы, выступая тем самым против традиций академизма, за что был отчислен из Академии. Организовал Артель свободных художников, целью которой была борьба за реалистические принципы в искусстве. Впоследствии – председатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография и творческая деятельность

Русский художник Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в городе Острогожске Воронежской губернии. Отец художника был писарем. Художественные способности у мальчика открыл один из жителей города ретушер Тулинов, дружба с которым скрашивала его невзрачное детство в провинциальном городке. Когда Ивану исполнилось пятнадцать лет, мать отдала его в учение к местному иконописцу, а через год юноша нанялся ретушером к харьковскому фотографу, вместе с которым много путешествовал по России. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов.

В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. С первого года обучения Иван Николаевич отвергает консервативные устои и каноны, принятые на тот момент в Академии. У Крамского сложились взгляды на искусство, близкие к реалистическим воззрениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Этот метод работы, основанный на раскрытии выразительности самой жизненной ситуации, Крамской противопоставляет сложившемуся ранее академическому методу — поиску красивых, но условных форм. Вторую серебряную медаль живописец получает за картину «Смертельно раненный Ленский».

В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Это событие показало рождение нового направления в искусстве, новой силы, способной противостоять косному, оторванному от жизни академическому искусству. Этот скандал получил широкую огласку. За Крамским был установлен полицейский надзор. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. оказавшись в безвыходном положении. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Изгнанные из Академии художники образовали самостоятельную Артель, которую возглавил Крамской. «Бунтовщики» поселились на одной квартире; каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Вечером художники собирались вместе и проводили время за чтением, рисованием, обменивались творческими планами и идеями. Артель художников была независимой от официальных кругов, ее целью была борьба за реалистические методы в искусстве.

В это же период Иван Николаевич преподавал в школе Общества поощрения художников. Здесь среди его учеников был Репин. Крамской пользовался непререкаемым авторитетом среди молодежи. Он был хорошо осведомлен во многих вопросах, объективен в оценках, обладал великолепным даром рассказчика.

В начале самостоятельной творческой деятельности Крамской по большей части писал портреты по заказам частных лиц, общественных деятелей. Также художник рисовал образа для церквей, расписывал храмы. В 1860-е годы Иван Николаевич разработал новую технику исполнения портретов — мокрым соусом с добавлением белил. В этот период Крамской пишет портреты Кошелева, Мясоедова, Шишкина, многих других товарищей по Артели, своей жены — С.Н. Крамской, автопортрет.

Поначалу дела артели шли превосходно. Однако со временем у некоторых художников-членов артели начинают проявляться личные амбиции, желание установить связь с Академией художеств. Крамской не мог принять этого, хотя и понимал, что самостоятельное существование в те времена подобной организации было утопичным. Вскоре Крамской выходит из артели.

Выход художника из Артели совпал с зарождением другой организации — Товарищества передвижных художественных выставок. Главной целью Товарищества было приблизить искусство к народу посредством передвижений выставок по городам России. Крамской заинтересовался этой идеей и стал председателем и идейным руководителем этой организации, участвовал на выставках Товарищества с 1871 по 1887 год.

В 1872 году Крамской создает большое полотно «Христос в пустыне», первые наброски которого были сделаны еще в 1867 году. Картина была экспонирована на второй выставке Товарищества передвижников.

Признание Крамскому-портретисту пришло в 1870-80-е годы. В этот период П.М. Третьяков для своей галереи решил собрать портреты выдающихся представителей русского искусства. Большинство заказов известный меценат отдал Крамскому. Среди них были портреты Грибоедова, Шевченко, Кольцова, JI. Толстого, Шишкина, Репина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

В 1883 году Иван Николаевич пишет картину «Неизвестная». «Неизвестная» является одним из самых ярких портретов в русской живописи. Женский образ в этой картине производит впечатление необыкновенного изящества и благородства. Густые ресницы, бархатистая кожа, перелив атласных лент, шелковистого меха – все детали гармонично дополняют друг друга.

В 1870-80-х годах кроме большого количества портретов Крамской пишет ряд картин других жанров. Среди них можно отметить картину «Русалки» (1871), созданную на сюжет Гоголя «Майская ночь»; жанровую картину «Деревенская кузница» (1873); пейзажи «Жуковка. Озеро» (1879), «Сиверская. Река Оредеж» (1883).

Последнее большое произведение Крамского — «Неутешное горе», написанное в 1884 году. Эта картина посвящена трагедии человеческой жизни, воплотившаяся в образе безутешной женщины, потерявшей детей.

В последние годы жизни здоровье Крамского становилось все хуже, угнетало тяжелое ощущение от жизни. В 1883 году художник писал Третьякову: «Через 20 лет напряженного состояния я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и что был должен…»

Русский художник Иван Николаевич Крамской умер 25 марта 1887 года.  http://art19.info/kramskoy/biography.html 

О художнике

Крамской Иван Николаевич — выдающийся русский художник второй половины XIX века. Его творческий и общественный облик сложились в 1860-х годах — эпоху острой идеологической борьбы, в процессе которой формировалось новое художественное сознание, шло к подъему искусство критического реализма. Крамской Иван Николаевич родился в 1837 году в семье мелкого чиновника в г. Острогожске Воронежской губернии. Первоначальное обучение получил в уездном училище. Сам занимался рисованием с раннего детства. В 16 лет поступил ретушером к фотографу сначала в Харькове, а потом в Петербурге. В 1857 году был принят в Академию художеств, где скоро достиг больших успехов в живописи и рисунке. Рисунок изучал у профессора Академии А. Т. Маркова. За рисунок с натуры получил малую серебряную медаль, медаль за картину «Умирающий Ленский» и малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из камня». Косность академического образования тяготила Крамского Ивана Николаевича, и в 1863 году он возглавил «бунт четырнадцати» — выпускников Академии, которые отказались писать на заданную тему «Пир в Валгале» и потребовали свободного выбора сюжета для конкурса на большую золотую медаль. Впоследствии они организовали художественную артель, первое независимое объединение русских художников. В 1870 году было основано Товарищество передвижных художественных выставок, с тех пор до последних дней жизни Крамской Иван Николаевич оставался одним из ведущих членов этого крупнейшего передового объединения русских художников. По выходе из Академии художник Крамской Иван Николаевич пишет преимущественно портреты, которым свойствен интерес к психологии современного ему человека. Автопортрет художника 1867 года один из наиболее выразительных социально-типических образов в русском искусстве тех лет. Мастерство художника достигает расцвета в начале 70-х годов. Он пишет ряд портретов деятелей русской культуры и людей из народа, такие портреты художника как Л. Н. Толстого, П. М. Третьякова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, крестьянина Мины Моисеева. В эти же годы им созданы и тематические картины: «Неутешное горе», «Полесовщик», «Христос в пустыне», «Неизвестная» и многие другие. Даже в картинах на религиозные темы Крамской старался выразить свои представления о положительном герое эпохи, который должен быть готов к самопожертвованию ради выполнения своего долга перед народом. Кроме станковой живописи, Крамской занимался графикой: гравированием на медной доске офортов, работал в области монументальной живописи. Крамской Иван Николаевич был крупнейшим художественным критиком своего времени. Много времени отдавал педагогической деятельности. Его эстетические взгляды неотделимы от реалистической основы его творчества. Он был убежден в идейно-воспитательной роли искусства, в его познавательном значении. К творчеству художник Крамской Иван Николаевич предъявлял высокие требования и вместе с тем строго относился к себе. Умер художник Крамской Иван Николаевич в 1887 году.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Название картины: «Неизвестная» 1883 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 75.5х99 см Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская галерея, Москва
  • Название картины: «Портре» 1867 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 52,7 x 44 см. Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская галерея, Москва
  • Название картины: «Крестьянин с уздечкой (Мина Моисеев)» 1883 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 125 х 93 см. Техника: холст, масло. Где находится: Национальный музей «Киевская картинная галерея»
  • Название картины: «Портрет Александра 3» 1886 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 129 х 91,5 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственный Русский музей
  • Название картины: «Портрет генерал-адъютанта Ф.Л. Гейдена» 1881 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 104,5 x 79,5 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Название картины: «Портрет Александра 3 и императрицы Марии Фёдоровны» 1885 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 65 x 47,3 см. Техника: холст, масло. Где находится: Павловск (музей-заповедник)
  • Название картины: «Портрет княгини Е.А. Васильчиковой» 1867 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 121×90 см. Техника: холст, масло. Где находится: Пермская государственная художественная галерея
  • Название картины: «Портрет Т.Г. Шевченко» 1871 год Автор: Крамской Иван Николаевич Размер: 84 х 65 см. Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская галерея, Москва

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Иван Николаевич Крамской. Картины с названиями» на страницах с картинами. ОПУБЛИКОВАНО 04.10.2018   ·   КОММЕНТАРИИ:   ·   НА ЧТЕНИЕ: 5 МИН   ·   ПРОСМОТРЫ: 113

Неизвестная

Художник Иван Николаевич Крамской — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.

Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Всё это политиканство. И не более того. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Биография художника Ивана Крамского

Автопортрет

Художник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.

Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев. В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.

Русалки

После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.

Христос в пустыне

Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.

Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской. Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.

Лунная ночь

Обучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.

Полесовщик

В 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств.

Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.

Пасечник

Однако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль. Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.

Оскорбленный еврейский мальчик

Так возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море

Студенты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» — такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.

Крестьянин с уздечкой Мина Моисеев

Иван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника

Крамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.

Женский портрет

В 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.

Девушка с распущенной косой

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника

Умер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.

О работах художника я рассказывать не буду – некоторые из них я вам покажу.

Картины художника Ивана Крамского

КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Крамской Иван Николаевич — известный живописец (1837 — 1887). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье. Рисованием занимался с детства самоучкой; потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. Был ретушером сначала у харьковского, потом у лучших столичных фотографов. Поступив в Академию Художеств, оказал быстрые успехи в рисовании и живописи; учился у А.Т. Маркова . После получения малой золотой медали за написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня» Крамской должен был конкурировать на получение большой золотой медали, но вместе с 14 другими товарищами отказался, в 1863 г., писать на заданную тему — «Пир в Валгалле» и вышел из академии. Вступив в товарищество передвижных выставок, Крамской сделался портретистом. В дальнейшей художественной деятельности Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам — произведениям воображения и охотно отдавался ему, когда житейские обстоятельства то допускали. Еще в бытность академистом он помогал Маркову в рисовании картонов для плафона в храме Христа Спасителя (в Москве). Впоследствии Крамскому пришлось писать по этим картонам, вместе с другими, самый плафон, оставшийся неоконченным. К лучшим произведениям не-портретной живописи Крамского относятся: «Майская ночь» (по Гоголю , в Третьяковской галерее), «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе» (в Третьяковской галерее), «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» (в Третьяковской галерее) и др. Много положил он труда на сочинение картины «Иисус Христос, осмеиваемый как царь иудейский», которую он называл «Хохот»; но ему не удалось обеспечить себя так, чтобы вполне отдаться это работе, которая и осталась далеко не оконченною. Портретов Крамской нарисовал (так называемым «соусом») и написал множество; из них особенно выдаются портреты С.П. Боткина , И.И. Шишкина , Григоровича , госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов , мальчика-еврея, А.С. Суворина , неизвестной, графа Л.Н. Толстого , графа Литке , графа Д.А. Толстого , Гончарова , доктора Раухфуса . Они отличаются сходством и характеристикой лица. В музее Александра III имеются портреты дочери художника, Владимира Соловьева , Перова , Лавровской , А.В. Никитенко , Г.П. Данилевского , Деньера и др. В Третьяковской галерее много произведений Крамского. Он занимался также гравированием на меди крепкою водкою; из его офортов лучшие — портреты императора Александра III (в бытность его наследником), Петра Великого и Т. Шевченко . Крамской был очень требователен к художникам, но, вместе с тем, строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию. Основное его требование — содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность. Весьма интересна и показательна для его времени его переписка, изданная А. Сувориным (в 1888 г.) по мысли и под редакцией В.В. Стасова . Значительный след Крамской оставил своей антиакадемической деятельностью; он постоянно агитировал в пользу принципа свободного художественного развития молодых людей. В последние годы жизни он как будто был склонен к примирению с академией, но это объясняется тем, что он надеялся дождаться возможности ее преобразования, согласно с его основными взглядами.

Краткая биографическая энциклопедия . 2012

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий