Значение ТОВСТОНОГОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

24.09.2015 11:51 7857 image Архивное фото image Статья по теме Тайны закулисья. Как создавался Большой Драматический Театр

Как справиться с артистами

Когда Эдуард Кочергин пришел в БДТ, его поразило умение Георгия Товстоногова общаться с артистами. В 70-х годах произошел такой случай. Первой работой Кочергина для БДТ стали не декорации, а костюмы к спектаклю «Генрих IV». В постановке был собран по-настоящему звездный состав – Лебедев, Стржельчик, Юрский, Копелян и Басилашвили.

Кочергин не спал три ночи подряд, чтобы нарисовать 120 эскизов костюмов. Товстоногов одобрил рисунки, и платья XIV века были сшиты. На первой репетиции в них были одеты все актеры, кроме Ефима Копеляна: он пренебрег рыцарским фартуком и вышел на сцену в своей одежде.

От заведующего труппой Товстоногов узнал, что Копелян в перерывах между репетициями чинит свою машину во дворе театра, а делать это в рыцарских доспехах было бы крайне неудобно. Сам же Копелян заверил режиссера, что ему тяжело носить на себе доспехи. Тогда Товстоногов спросил актера: «А тебе, Фима, не тяжело усами шевелить на всех киностудиях страны?». С тех пор Копелян приходил на репетиции в костюме.

Позже в БДТ шли репетиции спектакля «Дачники». Актер Владислав Стржельчик постоянно забывал свой текст, сбивался, и из-за этого стопорился весь процесс. Когда режиссер делал актеру замечание, тот начинал возмущаться, что не понимает своих действий в этой сцене и по этой причине не может запомнить слова. Тогда заведующий труппой шепнул Товстоногову, что Стржельчик целыми днями снимается в кино, поэтому и текст учить ему некогда.

По воспоминаниям Кочергина, работать с Товстоноговым было очень интересно. Фото: Архивное фото

Режиссер придумал хитрый план. Когда Стржельчик в очередной раз сбился и начал свою тираду о непонимании сцены, осветитель довел выносной свет до 100%, и актеры перестали видеть происходящее в зале. Товстоногов тихо встал, вышел из зала и уехал. Когда осветитель вернул обычное освещение, Стржельчик увидел, что спорит с пустым залом и очень растерялся. После этого эпизода выученный текст отскакивал у него от зубов.

«Мертвые души» запретили

В 1972 году киностудия «Ленфильм» предложила Георгию Товстоногову снять двухсерийный фильм «Мертвые души». Кочергин стал художником на съемках фильма. Работа уже кипела вовсю, как первый секретарь обкома партии издал указ, запрещающий деятелеям искусства работать одновременно в театре и в кино. Фильм «Мертвые души» так и не вышел на экран. Товстоногов сильно переживал из-за этого.

Случай произошел под Новый Год, когда в БДТ шел спектакль «Ханума». Чтобы поддержать режиссера, актерская труппа устроила для Товстоногова настоящий пир. В новогоднюю ночь актеры со своими семьями приехали в театр.

Из Тбилиси в Ленинград прилетели автор музыки к «Хануме», композитор Гия Канчели и Балетмейстер Юрий Зарецкий. Они привезли с собой из Грузии вино, дыни, сыры, лаваш, бастурму, виноград и лобио в горшочках. Для того непростого времени такой стол был чем-то грандиозным. К трем часам ночи угощение было съедено, а многие актеры потом вспоминали что новогодняя ночь 1973 года стала лучшим праздником за все время их работы в БДТ.

К 100-летию Товстоногова в Музее театрального искусства открылась выставка о его спектаклях. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Последние работы

Последним спектаклем Товстоногова стала постановка «На дне» по Гоголю. Режиссер попросил Кочергина с помощью декораций сделать петербургское, а не московское «дно». Тогда художник построил коробку-колодец.

«Когда декорации закрывались, получалась большая питерская стена без окон, — объясняет Кочергин. – В Москве таких почти нет, а у нас – тысячи». В пространстве дома-колодца и размещались актеры.

Главный художник БДТ рассказал о совместной работе с Товстоноговым. Фото: АиФ/ Яна Хватова

На премьеру спектакля приехал сам Горбачев с женой. Генсеку так понравилась постановка, что он даже сфотографировался с актерской труппой на сцене. По воспоминаниям Кочергина, фото получилось комичным: в центре стоял Горбачев, а вокруг него – неразгримированные артисты-бомжи с очень серьезными лицами.

После этого спектакля Товстоногов мечтал поставить «Закат» Исаака Бабеля. Спектакль должен был стать одной из самых сильных постановок БДТ, но этому не суждено было случиться. Сначала советские власти запрещали ставить «Закат», а потом Товстоногов был уже слишком слаб, чтобы справиться с такой грандиозной работой.

После смерти режиссера новый худрук БДТ Кирилл Лавров решил воплотить мечту Товстоногова в реальность и пригласил для этого бывшего главного режиссера Ярославского драмтеатра. Лавров попросил Кочергина рассказать новому режиссеру обо всех наработках в спектакле.

Таким Товстоногова увидел художник Мурванидзе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Когда Кочергин встретился с ярославцем, то понял, что он не потянет. Как Кирилл Лавров ни уговаривал художника, тот не согласился работать с новым режиссером. Тогда для оформления спектакля взяли нового художника. Но постановка совсем не получилась и так и не была выпущена. Кочергин признается: жаль, что все так вышло, но Георгия Товстоногова он не предал.

Смотрите также:

  • Рудольф Фурманов: «Если б я был импотентом, театра бы не было» →
  • Если артист не репетирует, он простаивает →
  • Ждём «прорывных» спектаклей →

БДТ проведет Instagram-выставку к 100-летию Товстоногова Тайны закулисья. Как создавался Большой Драматический Театр Масштаб личности. Олег Басилашвили о звёздах и сказках на новый лад Георгий Полтавченко поздравил Олега Басилашвили с 80-летием

Родился: 15.09.1915

Умер: 23.05.1989 года, прожив 73 года

Предположительная причина смерти: Остановка сердца

Величайшим достижением Георгия Товстоногова считают возвращение первоначальной значимости Большого Драматического театра(БДТ) в Санкт-Петербурге в глазах театральных критиков и общественности. Стоит добавить, что именно период его режиссуры называют «золотым веком» БДТ. Ни до, ни после него театр не был столь же успешен. Огромный вклад Георгия Александровича в развитие БДТ был отмечен переименованием театра в его честь.

Но, несмотря на отчаянные предупреждения врачей об опасности сигарет для его здоровья, Георгий Товстоногов так и не смог бросить курить. Его смерть наступила внезапно. Будучи за рулем, 23 мая 1989 года на площади Суворова у великого режиссера неожиданно остановилось сердце, вместе с ним остановился и автомобиль.

Гога

С самого детства Георгия Товстоногова отличали неординарность мышления и ярко выраженная индивидуальность. В 15 лет он получил свидетельство о полном высшем образовании, а в 16 стал ассистентом режиссера в Театре юного зрителя в Тбилиси. Еще спустя два года талантливый молодой человек поставил свой первый спектакль и в том же году решил повысить квалификацию на режиссерском факультете ГИТИСа. Известно, что для поступления на курсы ему пришлось прибавить себе два года.

Имея поразительную способность быстро и, главное, эффективно усваивать знания, Товстоногов стремился скорее воплотить их в режиссуре. Возможно, он торопился жить, а может быть, это была естественная жажда успеха на театральном поприще. Как бы то ни было, горячность и талант молодого режиссера не остались незамеченными, и его карьера пережила стремительный взлет от режиссера Тбилисского русского драматического театра им. А. Грибоедова до главного режиссера БДТ им. М. Горького.

Несмотря на вынужденные кадровые перестановки, которые незамедлительно последовали за назначением Георгия Товстоногова, в БДТ его высоко ценили и по-настоящему любили практически все сотрудники. За глаза его ласково называли Гога. Единственное, что печалило его коллег, — неискоренимая зависимость Гоги от сигарет, которые вредили его здоровью.

Жить, думать, чувствовать, любить

Когда Георгий Александрович принимался за постановку, в своем стремлении сделать ее незабываемой для зрителя он был столь же темпераментен, сколь страстно одну за другой выкуривал сигареты. Курение было его страстью, оно помогало ему думать. Такой же страстью для него был театр и езда на автомобиле. В своих фантазиях он представлял себе идеальную смерть в движении, за рулем. Его мечтам суждено было свершиться…

Не знаете как бросить курить?

Получите свой план отказа от курения. Кликайте на кнопку ниже.

Российская газета: Вы все еще поддерживаете связь с БДТ?

Натела Товстоногова: Да, я дружна со многими. Смотрю все премьеры.

РГ: Мало кто из старых театралов ходит теперь в БДТ. Не тот, мол, театр, что был при Товстоногове…

Товстоногова: Он и не может быть «тем», поскольку теперь там другой художественный руководитель. Хотя БДТ старается поддерживать свой уровень, не идет по пути пошлости.

РГ: Но традиции свои театр сохранил?

Товстоногова: Лет десять — даже удивительно, что так долго! — традиции держались, но постепенно они менялись. Процесс неминуемый.

РГ: Какой из спектаклей Георгия Александровича вы особенно любили?

Товстоногова: «Варвары». Удивительный по ансамблю спектакль. Много раз можно было ходить на «Холстомера», он всегда был разный, и это никогда не было скучно. Любила «Горе от ума», специально приходила слушать замечательный диалог Лаврова и Дорониной. «Хануму» можно было смотреть много раз. Она была сделана с ностальгией по старой Грузии, очень ярко.

РГ: Говорят, Георгий Александрович обладал сильной энергией, его боялись.

Товстоногова: По степени посвящения себя театру он был, конечно, редким исключением. Заражал людей любовью к театру, всех хотел сделать соучастниками и действительно умел вовлекать в работу. Его не столько боялись, сколько было неудобно не прийти на репетицию, опоздать…

РГ: Вы всегда были неразлучны?

Товстоногова: Мы дружили с раннего детства. Его близкие всю жизнь звали Гогой. И даже в театре — за глаза. Мне было пять лет, когда брат стал читать мне серьезную литературу. Рядом с ним было интересно. И легко.

РГ: И что, вы не ссорились, не дрались?

Товстоногова: Дрались, конечно. Но никогда не было, чтобы мы после этого не разговаривали друг с другом.

РГ: Кто первый шел на примирение?

Товстоногова: Он. Тогда разница в возрасте была заметней. Когда в 1937 году нашего отца арестовали, Георгий заменил мне его. Он учился в институте, работал, в 27 лет стал заслуженным деятелем искусств.

РГ: Это правда, что он прибавил себе в паспорте лишние два года?

Товстоногова: Да. Георгий рано пошел в школу, окончил ее в 15 лет. В этом возрасте нельзя было поступить в ГИТИС, он стал учиться в Тбилиси в железнодорожном институте, где отец был завкафедрой, и тогда уже стал работать в Театре юного зрителя у Николая Маршака. Но мечтал о профессии режиссера.

РГ: Вы учились в медицинском институте. Мечтали врачом стать?

Товстоногова: Была война, и казалось, что это самая нужная профессия. Мама уговорила меня поступить в медицинский. Это было ее желание. Я много училась — в Тбилиси, Москве, Петербурге. Но не работала ни дня: в семье было пять мужчин, у Георгия — два маленьких сына, они требовали внимания.

РГ: Вы никогда не жалели, что посвятили жизнь семье?

Товстоногова: Бывали «всплески», когда меня приглашали куда-то. Но мои мужчины очень просили, чтобы я не уходила на работу. И все утихало.

РГ: А книгу вы не написали?

Товстоногова: Нет. Если успею, может, и надиктую. Слишком много воспоминаний — трудно все скомпоновать. Тут ведь сплетаются две судьбы — Товстоногова и Лебедева, обе интересные, непохожие.

РГ: В вашем доме всегда было много гостей…

Товстоногова: Мужчины этим не злоупотребляли. А я любила, чтобы у нас были люди. Как-то в гостях были Григорий Михайлович Козинцев с женой, Юрий Герман и еще приятели. Евгений Алексеевич после спектакля приходит домой — и изображает вдребезги пьяного человека! Даже я не поняла, что он играет. Мне стало страшно неловко перед людьми, я пыталась запихнуть его в комнату, а он вопил что-то несусветное. Я была в ужасе! Пока Георгий Александрович не крикнул из комнаты: «Додошка, он же тебя разыгрывает!»

РГ: Как вы отмечали дни рождения?

Товстоногова: Всегда дома — так у нас было принято. В большой комнате накрывали стол. Обычно мы принимали гостей в кухне, она большая и удобная. Поздно вечером, когда дети ложились спать, здесь можно было сколько угодно вести разговоры за чаем.

РГ: Трудно было сделать ему подарок?

Товстоногова: В те времена было трудно достать то, что хотелось. А подарить можно было книгу. И блок хороших сигарет. Однажды мне удалось подарить монетку с изображением Екатерины Великой.

РГ: В МХТ 30-летний режиссер Георгий Александрович Товстоногов-младший поставил недавно «Пышку». Вы видели спектакль?

Товстоногова: Мне показалось, что это интересно. Да, это внук Георгия Александровича. Он работал на телевидении. Потом поставил комедию в Театре Ермоловой. В Петербурге идет его спектакль «Входит свободный человек» — в театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. В этом же театре играют «Чайку», поставленную отцом Георгия, сыном Георгия Александровича — Александром Товстоноговым. Это последняя постановка Сандро…

РГ: И сын, и внук, значит, выросли за кулисами?

Товстоногова: Нет. Мы избегали этого, не хотели «заражать» театром. Если есть талант, он и так проявится. Георгий Александрович не препятствовал тому, чтобы его сын стал режиссером, но и не способствовал этому. Сандро был главным режиссером московского Театра имени Станиславского. Правда, у него не было той позиции, что у отца, когда театр — главное дело жизни. Он мог уйти из театра, когда возникли личные проблемы… Что было бы совершенно недопустимо для Георгия Александровича.

РГ: Сегодня товстоноговцы говорят о том, каким бы был БДТ, если бы в нем и сейчас творил Георгий Александрович…

Товстоногова: Что об этом говорить! К сожалению, он не дожил до того времени, когда стало можно реформировать театр так, как он мечтал, и ставить то, что хочешь. Он, например, хотел поставить Бабеля, но ему не разрешали. Зато часто приходилось переделывать пьесы слабых авторов. Бесконечно ставил спектакли «к дате». Это было обязательным, иначе нельзя было существовать. Польский режиссер Эрвин Аксер, который поставил в БДТ «Карьеру Артуро Уи», говорил мне, что, мол, даже представить невозможно, как в таких условиях Товстоногов вообще мог состояться.

РГ: А любимая пьеса у Георгия Александровича была?

Товстоногова: «Вишневый сад». Но он не поставил ее — не нашел ту Раневскую, которая казалась ему подходящей.

РГ: Почему Товстоногов не снял ни одного кинофильма?

Товстоногова: Он очень хотел снять фильм. Уже были подготовлены «Мертвые души», даже до распределения ролей дошло. Но он как подумает, что на год придется уйти из театра — и оставлял эту идею.

Общество Ежедневник Образ жизни Культура ТеатрРазвлечения Театр

Подписаться

Telegram Instagram Яндекс Дзен Facebook Вконтакте Одноклассники E-mail рассылка Sobaka.ru Viber Twitter Google Новости Яндекс Мессенджер RSS

Поделиться

Facebook ВКонтакте Telegram Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Яндекс Мессенджер Скопировать ссылку Отправить по почте Отправить в Pocket

На момент смерти деда в 1989 году мне было всего девять лет. С одной стороны, уже осознанный возраст, а с другой — такой, когда ты не понимаешь до конца масштаб личности, которая находится рядом с тобой. Мы жили в Москве, а с дедом встречались и у нас дома, и в его ленинградской квартире на Петровской набережной. Он приходил всегда стильный, в костюме и огромных очках. В семье никогда не было культа его личности, дедушку мы воспринимали не столько как знаменитого режиссера, сколько как человека, который мог привезти из-за границы классную игрушку. Мой брат был старше меня на пять лет, и мы оба занимались в секции хоккея «Динамо», — родители хотели, чтобы мы разносторонне развивались. Со спортивной амуницией в стране было бедновато, иметь западную клюшку, а особенно шлем или вратарское обмундирование, было пределом мечтаний, я же как раз состоял вратарем команды. Когда Георгий Александрович поехал в Японию, мы с братом додумались заказать ему хоккейные шлемы. Первое, что мы увидели, когда он по возвращении вошел в нашу квартиру, были две роскошные коробки. И насколько же велико было наше разочарование, когда мы спрятались в комнате, чтобы раскрыть эти сокровища, и обнаружили в упаковках отличные… велосипедные шлемы! Эта история ярко характеризует деда как человека в быту.

Когда я приезжал в Ленинград, моим воспитанием занималась дедушкина сестра Натела Александровна, которая вырастила моего папу и которую я считаю своей бабушкой. Я возвращался с улицы, она спрашивала, где я был, я не мог ответить ничего вразумительного, и тогда она со свойственным ей темпераментом кричала: «Дегенерат! Ты должен был пойти в Русский музей!». (Смеется.) Однажды, когда БДТ уже был обезглавлен, но в его коридорах еще чувствовался дух Георгия Александровича, я был отправлен бабушкой в очередной культпоход в театр. Натела Александровна была замужем за актером Евгением Алексеевичем Лебедевым, за которым из театра приходила машина, и меня отправили вместе с ним. Этот же автомобиль забирал Олега Валериановича Басилашвили. Так я и сидел, прижатый с двух сторон этими столпами, пока мы не приехали в БДТ и я не попал в руки помощника худрука Ирины Николаевны Шимбаревич. До начала спектакля я бродил по фойе и думал, что найду себе где-нибудь местечко, я же маленький мальчик. После третьего звонка увидел одно-единственное незанятое место в левой части партера, прокрался и тихонько сел на него. В тот же момент на мое плечо опустилась железная рука командора — дамы-билетера, произнесшей сакраментальные слова: «Молодой человек, когда вы станете главным режиссером этого театра, тогда и будете сидеть в этом кресле. А пока милости прошу к выходу». Как оказалось, я занял кресло с табличкой «главный режиссер», из которого имел обыкновение смотреть спектакли Георгий Александрович.

Я не стал продолжателем театральной династии. Мои отец и брат, которых уже нет на свете, оба пошли по стопам Георгия Александровича, и я не из зрительного зала, а из-за кулис наблюдал, как складывалась их судьба, с какими препятствиями они сталкивались. Отец начинал в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова, потом возглавил Московский драматический театр имени Станиславского, и ничего большего в его карьере не случилось, он работал как приглашенный режиссер в разных труппах. Брат так и не смог нигде закрепиться. У них был талант, но были и непростые характеры, а как результат — свои сложности в работе. В моем формировавшемся тогда мозгу театральная жизнь воспринималась как нечто непростое и неприятное. Помню, как сидел у папы в Театре Станиславского на репетиции спектакля «Собачье сердце» почему-то на откидном стуле и, задумавшись, со всего маху упал, ударившись затылком об пол. С тех пор шучу, что таким образом из меня режиссерская профессия была выбита.

Я окончил продюсерский факультет ГИТИСа, работал в основном на телевидении, сделал неплохую карьеру. Недавно меня пригласили стать креативным продюсером фильма к юбилею деда, который делает Любовь Камырина, многократный обладатель «ТЭФИ». Мы уже сняли множество людей, о Георгии Александровиче вспоминают Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, все лучшие артисты нынешнего БДТ: Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Геннадий Богачев, Елена Попова. Разумеется, беседовали с главным художником театра Эдуардом Кочергиным. Материала уже очень много, а нас ждут еще несколько съемок. Какие-то истории в рассказах повторялись, превращаясь в анекдот, — например, про знаменитый «Мерседес» Товстоногова, чуть ли не единственный в то время на весь Ленинград, с капота которого постоянно воровали эмблему-звезду. Тогда дед заказал на Ленинградском металлическом заводе отвинчивающуюся копию этого знака и, приезжая в театр, аккуратно снимал его, заворачивал в носовой платок и шел на репетицию. Фильм мы стараемся сделать не о столпе, не о памятнике уходящей театральной эпохи, а в большей степени о человеке, которым он был — в быту, вне сцены. Фильм будет показан на Первом канале в день столетия Товстоногова, 28 сентября.

Георгий Александрович Товстоногов (1915– 1989) — крупнейший театральный режиссер Советского Союза, превративший Большой драматический театр в главный театр страны, в труппу которого в разные годы входили Владислав Стржельчик, Евгений Лебедев, Кирилл Лавров, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова. Билеты на «Хануму», «Историю лошади», «Смерть Тарелкина» были самым труднодоступным дефицитом в Ленинграде застойных лет. Товстоногову удавалось парадоксальным образом оставаться любимцем диссидентствующей интеллигенции и одновременно фаворитом партийных властей, вынужденных считаться с масштабом его таланта и влияния. В 1992 году именем режиссера был назван БДТ, где он проработал тридцать три года, а в 2010-м — сквер у дома по Петровской набережной, в котором он жил. В том же году в сквере был установлен памятник Товстоногову работы скульптора Ивана Корнеева.

Наши новости в Telegram

Наши проекты

Александр Товстоногов — сын всемирно известного театрального режиссера Георгия Товстоногова. Судьба этого неординарного человека с самого начала сложилась непросто. Мать режиссера красавица Саломе Канчелли — народная артистка Грузии и жена Георгия Александровича, имела ветреный характер. Товстоногов долго не мог поверить в измену жены, считая, что она доверчивый человек, которого легко ввести в заблуждение, но реальность оказалась суровой…

Биография

Родился Александр Товстоногов в 1944 году в Тбилиси. Отец, согласно постановлению суда, забрав двух сыновей, уехал в Ленинград, где впоследствии стал главным режиссером БДТ и приобрел любовь и популярность взыскательного зрителя. Воспитанием племянников занялась родная сестра Георгия Александровича — Натэлла Товстоногова-Лебедева. Эта хрупкая и независимая женщина вышла замуж за известного народного артиста Евгения Лебедева, став музой и главным критиком у мужа и брата.

Ей пришлось нелегко: окончив медицинский институт, Натэлла Александровна посвятила жизнь мужу, брату, своим двум сыновьям и племянникам, которых любила и одинаково воспитывала.

Александр Товстоногов, как и его отец, оказался талантливым режиссером, но в отличие от отца ему всю жизнь пришлось доказывать, что он достоин этой известной фамилии. Окончив среднюю школу, Александр, или, как его ласково называли дома, Сандро, поступил в ЛГИТМиК. Руководил курсом его знаменитый отец.

На одном с ним курсе учились Генриетта Яновская и Кама Гинкас — в настоящее время известные режиссеры Московского ТЮЗа. Товстоногов участвовал в театральных постановках, таких как «Люди и мыши», «Вестсайдская история» и так далее. Будучи студентом, Александр снялся в кинофильме «Республика ШКИД», где сыграл Князя.

Театральные постановки А. Товстоногова

Безусловно одаренный режиссер Александр Георгиевич Товстоногов в семидесятых годах прошлого столетия поставил несколько спектаклей на сцене Ленинградского большого драматического театра, которые не сходили с подмостков в течение многих лет. Это постановки: «Провинциальные анекдоты», «С вечера до полудня», «Валентин и Валентина». В Ленкоме Ленинграда с успехом шел его спектакль «Любовь Яровая», а в столице Товстоногов-младший становится крестным отцом мюзикла «Три мушкетера».

В те застойные годы этот мюзикл буквально всполошил всю Москву. Спустя годы, используя идею мюзикла, режиссер Юнгвальд-Хилькевич снимет музыкальный трехсерийный фильм «Дартаньян и три мушкетера», так полюбившийся зрителям. Но театралы знают и помнят постановку Александра Товстоногова, которая оказалась на порядок выше. Об этом свидетельствуют многие актеры и сам исполнитель роли Дартаньяна В. Кочан.

Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова

Москва принесла успех и призвание Александру Георгиевичу, но неожиданно он решает уехать на родину предков, в Грузию. Там в течение пяти лет Александр Товстоногов руководит Тбилисским русским театром. По сути, эти годы оказались самыми счастливыми и плодотворными в творческой карьере режиссера. Спокойно, никому и ничего не доказывая, Товстоногов Александр Георгиевич в Тбилиси ставит свои лучшие спектакли.

Можно назвать несколько постановок:

  • «Энергичные люди» Вампилова.
  • «Точка зрения» Шукшина.
  • «Райские яблочки» Котетишвили.

Товстоногов возобновляет мюзикл «Три мушкетера» и роль Констанции отводит потрясающей актрисе Ариадне Шангелая. В эти же годы с большим успехом идут его постановки по пьесам Горина, Арбузова, Юрандота. Благодаря ему Русский театр в Тбилиси становится самым посещаемым и любимым в городе. Из местного театрального института Сандро Товстоногов набирает себе студентов, с которыми с удовольствием работает.

Все актеры любят своего режиссера, и он им платит взаимностью, а вершиной его театральной работы становится спектакль «Сон в летнюю ночь». Получив после этой постановки звание Народного артиста Грузии, Александр Товстоногов решает, что его миссия окончена, и переезжает в Москву.

Москва

Столица приняла режиссера не так радушно, это было трудное и застойное время. Товстоногов-младший пришелся не ко двору. Его постоянно сравнивали с отцом, его терпели, смирялись на неопределенное время, но потом вновь режиссеру приходилось доказывать свою правоту, отстаивать собственные идеи.

Труппа, а потом и вся театральная Москва, так и не приняла режиссера, а он был человек импульсивным и трагически переживал неудачу. В итоге он замкнулся в себе и стал совершать ошибки, которые ему дорого стоили.

Талантливый режиссер Александр Товстоногов вернулся в Ленинград, где жила его первая супруга с сыном Георгием Александровичем Товстоноговым, женился во второй раз, уехал на несколько лет в Югославию, затем вернулся и поставил свой последний спектакль «Фома» в Питерском БДТ. Главная роль досталась Евгению Лебедеву. Товстоногов-младший к этому времени страдал от гипертонии и еще от запоев, которые тщательно скрывал.

Умер Александр Георгиевич Товстоногов 19 декабря 2002 года от инсульта.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий