Значение ВЯЗЕМСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

imageПроисходил из древнего княжеского рода Вяземских; сын действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника, князя Андрея Ивановича Вяземского (1754—1807) и княгини Евгении Ивановны Вяземской, в 1-м браке Кин, урожденной О’Рейлли (1762-1802). В ранней молодости остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Его сводная сестра, побочная дочь А. И. Вяземского Екатерина (носившая фамилию Колыванова) стала второй женой Н. М. Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга.

В молодости участвовал в Отечественной войне с Наполеоном, принимал участие в Бородинском сражении в чине поручика. На поле боя спас раненого генерала А.Н.Бахметева, за что был награжден орденом Св.Владимира 4-й степени с бантом.

Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве (1819—1821), где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении Н. Н. Новосильцевым проекта конституции для России.

Либеральная атмосфера Варшавы того времени была воспринята легко увлекающимся Вяземским особенно горячо, тем более, что сам он, как представитель когда-то влиятельного древнего рода, тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспечённой аристократии и изолированным положением, в котором находилось старинное родовитое дворянство.

Его переживания этого периода близко совпали с назревшим настроением декабристов. Свои убеждения Вяземский демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 он подписал записку об освобождении крестьян, поданную Александру I графом Воронцовым. В результате Вяземский был отстранён от службы и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. С конца 1827 года и до осени 1829 года, с перерывами, Пётр Вяземский находился в селе Мещерском Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района Пензенской области, В имении родителей жены Кологривовых. Неоднократно бывал в Пензе, где получал письма от А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова. Лишь в 1830 году, освободившись от либеральных «увлечений молодости», Вяземский примирился с правительством и вновь поступил на службу. Во вторую половину жизни достиг высших чинов, званий и положения при дворе Александра II, в 1855—1858 годах товарищ министра народного просвещения, в 1856—1858 возглавлял Главное управление цензуры. С 1863 года почти всё время живёт за границей. Умер убеждённым консерватором и реакционером.

Известно, что П. А. Вяземский принимал участие в судьбе А. С. Пушкина до самой его смерти.

Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Литературная деятельность для Вяземского была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного литературным интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы. Вяземский был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к тому же высшему дворянскому слою общества: Карамзин, Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Пушкин и Баратынский — его ближайшие друзья (так как Карамзин был женат на внебрачной дочери его отца Е. А. Колывановой, Вяземский с юности был своим человеком в его доме и быстро познакомился со всей литературной Москвой). Он принимал горячее участие в борьбе «Арзамаса» (где его прозвищем было Асмодей) против «Беседы», в начале 1820-х гг. выступил в защиту романтизма и был толкователем ранних поэм Пушкина.

Как поэт Вяземский может быть назван представителем так называемого «светского стиля» в русской поэзии. Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII веков, он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 1820-х гг. защитником романтизма.

Стиль его многочисленных посланий, стихов «на случай», эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. п. свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами в французской «лёгкой поэзии» конца XVIII века. Отличаясь умом, находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал всё своё внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заострённой мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы.

Слабая сторона его поэзии — внешнее остроумие и отсутствие художественной простоты. Стремление Вяземского обновить русский литературный язык введением малоупотребительных или заново сочинённых слов и оборотов речи придавало его стилю лишь бо́льшую претенциозность и туманность.

В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Первый успех Вяземскому принесли эпиграммы, осмеивающие литературных ретроградов. Наряду с сатирическими произведениями, баснями, эпиграммами, осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например «Да как бы не так», 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие) в первый период в его творчестве значительное место занимает эпикурейская поэзия. Поэтому можно утверждать, что Вяземский вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (например, его «Послание к халату», 1817). В печати же он дебютировал стихотворным «Посланием Жуковскому в деревню» и критическими статьями (1808).

Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения. Лучшие из них: «Петербург» (1818), заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование» (1820), грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки пушкинским («Деревне» и «Вольности»). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (например, «Уныние», 1849).

Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большим вниманием к художественной форме — результат влияния поэзии Пушкина. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжёлой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, Вяземский чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далёкие воспоминания о прошлом или с тоской изображал своё безотрадное существование.

Особенно развернул он своё полемическое дарование на страницах «Московского телеграфа» Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешёл в 1830 в «Литературную газету» Дельвига и позднее в «Современник» Пушкина. Вместе со своими друзьями — редакторами этих органов — он выступил на защиту «литературной аристократии» против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого.

Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, Вяземский попробовал свои силы в серьёзной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (написана — 1830, напечатана — 1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, Вяземский противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (мадам де Сталь, Шлегель и др.).

После смерти Пушкина Вяземский почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа. В старости Вяземский пытался иногда выступать с ярыми патриотическими статьями («Письма русского ветерана», 1865), но чаще уходил от неприятной современности к «образам прошлого». В своей «Старой записной книжке» он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX веков, а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвящённых наиболее дорогим для него умершим людям.

Ознакомиться с творчеством Петра Вяземского

Редактировать

Биография

12 (23) июля 1792 года — 10 (22) ноября 1878 года Добавить фотографию Князь, русский поэт, литературный критик. Князь Петр Андреевич Вяземский родился 12 (23) июля 1792 года в Москве, в семье князя Андрея Ивановича Вяземского (1750-1807), действительного тайного советника и сенатора. В 1805-1806 годах он учился в петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Санкт-Петербургском педагогическом институте. В 1807 году вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году А. И. Вяземский умер, оставив сыну большое состояние. Опекуном был назначен его шурин, историк и писатель Н. М. Карамзин. В эти годы П. А. Вяземский числился на службе в Межевой канцелярии, вел рассеянную светскую жизнь. С началом Отечественной войны 1812 года камер-юнкер князь Вяземский вступил в Московское ополчение в чине поручика. 26 августа (7 сентября) 1812 года он участвовал в Бородинском сражении, на поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. В 1817 году П. А. Вяземский получил чин коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии графа Н. Н. Новосильцева, личного представителя императора Александра I в Варшаве. В столице Царства Польского он присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, получившую известность благодаря своим либеральными обещаниями, и участвовал в составлении проекта конституции для России. Своим либеральные убеждения П. А. Вяземский демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 году он подал на имя Александра I записку об освобождении крестьян, следствием которой стало отстранение от службы. Несколько лет П. А. Вяземский прожил в опале, под негласным надзором. В 1829 году П. А. Вяземский вновь стал искать возможности поступить на службу, написал и направил императору Николаю I «Мою исповедь», в которой изложил свои взгляды на общественное состояние России. Благодаря хлопотам В. А. Жуковского и великого князя Константина Павловича в 1830 году П. А. Вяземский получил место чиновника особых поручений при министре финансов и занимал эту должность до 1846 года. Он жил в Санкт-Петербурге, в Москве и подмосковном имении Остафьево, путешествовал по Италии, Германии, Франции, Англии. П. А. Вяземский имел придворное звание камергера, однако после смерти А. С. Пушкина, ставшей для него сильным душевным потрясением, 10 лет не появлялся при дворе. В 1855-1858 годах П. А. Вяземский был товарищем министра народного просвещения, в 1856-1858 годах возглавлял Главное управление цензуры. В последние годы жизни он достиг высокого общественного положения — стал обер-шенком императорского двора, сенатором и членом Государственного совета, имел свободный доступ в домашний круг Александра II. С 1863 года большую часть времени проводил за границей. С 1808 года П. А. Вяземский занимался литературной деятельностью. Его дебютом в печати стало стихотворное «Послание Жуковскому в деревню» и критические статьи «Безделки» и «Два слова постороннего». В годы, последовавшие за Отечественной войной 1812 года, завязались литературные связи, определившие жизнь и творчество П. А. Вяземского. Он сблизился с В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, Д. В. Давыдовым, К. Н. Батюшковым и другими поэтами карамзинского направления. В 1815 году, в противовес консервативному обществу «Беседа любителей русского слова», они образовали литературное общество «Арзамас». В арзамасские годы началась дружба и интенсивная переписка П. А. Вяземского с А. С. Пушкиным, длившаяся до смерти последнего. В 1825-1828 годах П. А. Вяземский участвовал в издании журнала «Московский телеграф», где выступал как литературный критик в защиту романтизма, против эпигонов классицизма. Он также сотрудничал с А. С. Пушкиным в «Литературной газете» и «Современнике». В 1840-х годах в своих литературно-критических статьях П. А. Вяземский выступал оппонентом В. Г. Белинского. Стихи, написанные поэтом после европейских революций 1848 года, проникнуты консервативно-монархическими настроениями. В течение всей жизни П. А. Вяземский писал мемуарные очерки («Допотопная или допожарная Москва», 1865, «Московское семейство старого быта», 1877, «Характеристические заметки и воспоминания о графе Ростопчине», 1877, и др.) и вел записные книжки, в которых фиксировал не только важные события личной и общественной жизни, но и анекдоты, мимолетные разговоры, размышления, бытовую хронику, документы. В 1870 году он частично опубликовал этот богатейший материал под названием «Старая записная книжка». Петр Андреевич Вяземский скончался в Баден-Бадене 10 (22) ноября 1878 года.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Город Москва Родился в Москве 12 (23) июля 1792 года. Неоднократно и подолгу жил в городе. Московская область, Подольский район, село Остафьево Владелец усадьбы Остафьево в 1807-1878 годах. Московская область, Можайский район, деревня Бородино 26 августа (7 сентября) 1812 года поручик Московского ополчения князь Вяземский участвовал в Бородинском сражении, на поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. Город Санкт-Петербург В 1805-1806 годах учился в петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Петербургском педагогическом институте. Жил в городе в 1816, 1828, 1830, 1831-1834, 1837-1845 и 1867-1869 годах. Похоронен в Александро-Невской лавре. Город Санкт-Петербург, город Ломоносов Жил в Ораниенбауме летом 1855 и 1856 годов. Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск Неоднократно посещал усадьбу А. Н. Оленина Приютино (ныне в черте города Всеволожска), гостил здесь в мае 1828 года. Московская область, Красногорский район, поселок Архангельское В августе 1830 года сопровождал А. С. Пушкина в поездке в Архангельское.

Вяземский Петр Андреевич

(1792 – 1878)

Вяземский Петр Андреевич (1792 – 1878), поэт, прозаик. Родился 12 июля (23 н. с.) в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха.

Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе. В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.

С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.

Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры – пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.

Во время войны 1812 вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. После окончания войны служил в Варшаве. Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами.

В 1821 – 29, отстраненный от службы за оппозиционные настроения, жил в Москве и в родовом подмосковном имении Остафьево. Посвящает себя литературной и журнальной деятельности, сближается с Пушкиным, декабристами. Лирика Вяземского меняется, выступают общественные интересы, личная и гражданская темы сливаются: элегии “Негодование”, “Уныние”, “Первый снег”. Он становится пропагандистом романтизма.

Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания. Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 стал сотрудником “Литературной газеты” Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского “Современника”.

В этом же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855). В 1856 – 58 – товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору.

После французской революции 1848 взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью. Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка.

В эти годы публикует книгу о Д. Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение “Святая Русь”, проникнутое враждой к революции и преданностью монархии.

Его поздние лирические стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью.

Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество.

10 ноября (22 н. с.) 1878 в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

vjazemskij

Князь, русский поэт, литературный критик

  • О поэте в Википедии
  • Cписок произведений
  • Статьи и критика
  • Стихи, посвященные поэту

Биография

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878), поэт, журналист, литературный критик, мемуарист, государственный деятель. Потомок старинного княжеского рода, единственный сын князя Андрея Ивановича Вяземского (1762-1807) и княгини Евгении Ивановны, урожденной Дженни О’Рейлли (1762-1802), в первом браке Квин, ирландки по происхождению, привезенной в Россию русским князем, путешествовавшим в 1780-х по Западной Европе. В 1812 вступил в Московское ополчение, участник Бородинского сражения. В 1818-1821 — в Варшаве, чиновник для иностранной переписки при Н.Н. Новосильцеве. До 1829 — в отставке; с 1832 по 1846 — вице-директор Департамента внешней торговли; в 1856-1858 — товарищ министра народного просвещения и глава Цензурного комитета. Сенатор, член Государственного совета.

В 1816, живя в Москве, заочно принят в петербургское литературное общество «Арзамас», получив от поэта В.А. Жуковского «символическое и пророческое» имя «Асмодей». В 1810-1840-х постоянно сотрудничал с «Московским телеграфом» Н.А. Полевого, «Литературной газетой» А.А. Дельвига, «Современником» А.С. Пушкина. Автор монографий «Фон-Визин» и «Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий» (обе — 1848), а также многих статей и мемуаров о своих литературных современниках: И.И. Дмитриеве, Н.М. Карамзине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, Н.М. Языкове, Е.А. Баратынском, П.А. Плетневе. В 1850-х выпустил несколько маленьких сборничков своих стихотворений, а в 1862 вышел сборник «В дороге и дома», подготовленный М.Н. Лонгиновым без участия самого поэта. В журнале «Русский архив» публиковались отрывки его мемуаров, а также материалы огромного и ценного семейного, т.н. Остафьевского, архива.

Английскую литературу знал по французским и русским переводам. Особенно высоко ценил Байрона; перевел несколько его стихотворений и отрывок из IV песни «Чайльд Гарольда». Через своего друга А.И. Тургенева был заочно знаком с Томасом Муром, который, в свою очередь, знал Вяземского как переводчика. Перевел одно стихотворение из «Ирландских мелодий» Т. Мура, читал во французском переводе мадам Беллок, хорошо знавшей Т. Мура, его сочинение «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (Париж, 1830). В Англии Вяземский был только однажды, в сентябре — ноябре 1838, принимая лечебные морские купания в Брайтоне. Встречался с известными людьми, в т.ч. с писательницей леди Морган (ирландкой по происхождению; все ирландское, в память матери, вызывало особый интерес поэта), ее племянницей, певицей Жозефиной Кларк, с «сочинительницею романов» мисс Портер, путешественником Кокреном, проехавшим русскую Сибирь и Чукотку.

Источник: Русский переплет: Хронос.

image

В этот день 23 июля 1792 года родился Петр Андреевич Вяземский. Русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель.

Происхождение и ранние годы Петра Вяземского

Петр Вяземский принадлежал к древнему княжескому роду, «славному своими делами». Отец Петра занимал высокое положение при дворе и носил чин тайного советника (что соответствовало генералу). Мать, ирландка, при крещении приняла имя Евгении и отличалась большим художественным вкусом. В частности, именно она научила маленького Петра любить и понимать поэзию. Вот как поэтически описал сам Вяземский рождение своего творчества из двух культур:

image

Петр Андреевич был истинным дворянином. Единственный наследник богатого папеньки, он французский знал не хуже русского языка. Что характерно, его первое стихотворение «Эльмиpa и Фанор», которое он написал в десять лет, было на французском языке. Одно уже увлечение поэзией, говорило об его образе жизни. Ведь тогда профессиональных литераторов еще не было, и пиитством можно было заниматься только на досуге. Но Вяземский был одним из тех поэтов, на плечах которых выросла большая русская литература, ее Золотая эпоха.

Отечественная война 1812 года

Будучи патриотом, в 1812 году, Вяземский вступил в московское ополчение и состоял при генерале Милорадовиче. Ему довелось участвовать в знаменитой Бородинской битве, где он чудом остался жив под прицельным огнем – под ним в течение дня погибли две лошади. Хорошо известно, что его рассказы об этом событии послужили одним из источников Льву Толстому в описании Бородина в романе «Война и мир». Вероятно даже, что вяземский стал одним из прототипов Пьера Безухова.

image

Карьера и общественная деятельность

Во время царствования Александра I Петр Вяземский прославился тем, что безукоризненно выполнял сложные дипломатические задания. А при Николае I служил в министерстве финансов и стал директором государственного заемного банка, что было крупным достижением в карьере. Его служебные связи весьма помогли творческой деятельности. Скажем, Вяземский очень сблизился с министром народного просвещения, что помогло с публикацией произведений, минуя цензуру и мнения редакторов. А его стихотворения отличались порой неуемной иронией.

image

Творчество Петра Вяземского

Несмотря на то, что его творческие образы не отличались особой оригинальностью, зато язык его притч, басен, эпиграмм, был неизменно меток и критичен. Вяземский попробовал себя и в журналистике. Его статьи пользовались большой популярностью у современников, что отмечал его хороший приятель Пушкин. Тот вообще очень ценил критические статьи Вяземского. Крупным вкладом в русскую литературу была книга, посвященная творчеству Фонвизина. В этом произведении Вяземский дал не только очень тонкие и верные оценки писателю, но и всей эпохе. Как говорил сам Вяземский:

«Можно родиться и оратором, и поэтом, но критиком можно только стать. Красноречие и поэзия – это щедрые дары природы, но критика является наукой, которая подлежит внимательному изучению. И хорошему критику помимо обширных знаний требуется еще и отменный вкус».

image

Очерки о творчестве Пушкина, Батюшкова и целой плеяды писателей и поэтов того времени также заслуживают внимания и восхищения.

К сожалению, здоровье Вяземского подточила коварная нервная болезнь, и он был вынужден проводить много времени на популярных в то время европейских курортах, в надежде выздороветь. Но было только хуже. Состоялся лишь один прижизненный сборник его произведений, изданный в 1878 году графом Шереметевым. В этом же году Петр Вяземский умер за границей, в Баден-Бадене.

image

На интересную рубрику >>

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий