161 год со дня рождения Федора Шехтеля: 5 общественных пространств по проекту великого архитектора

Родились в этот день

Шехтель (Франц Адольф) Федор Осипович 7 августа 1859

image image

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 3

Фотоархив

Смотреть все фото

Предметы эпохи

Советские сервизы

Адидас в СССР

Все предметы

Советские бренды

Водка «Столличная». Genuine Russian vodka

Советская водка «Столичная» похожа на женщину, которая точно знает год своего рождения и год, в который она покупала свое лучшее платье

Оценка:

—>

Голубой экран. Первые телевизоры Рубин в СССР

В середине 50-х годов в стране начинается активный рост передающей и приемной телесети. Если в 1953 на территории СССР работали только три телецент

Оценка:

—>

Все бренды

Темы

Все темы

Все темы  История 07/08/13 7 великих шедевров Фёдора Шехтеля 1 Особняк Саввы Морозова

Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования.  Савва Морозов имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд».  Морозов, выпускник Кембриджского университета, выбрал  для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности. Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем.  Шехтель с Врубелем  тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты.  Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал  Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.

2 Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского – уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад.   Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель  тщательно продумывал все детали.  Интерьер дома поражает своей продуманной эклектичностью.  Один из символов особняка Рябушинского – мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чему восхититься. Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой. Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей Горького, который жил здесь с 1931 года. Очень советуем сходить, не пожалеете.

3 Ярославский вокзал

Глобальный проект Шехтеля – здание Ярославского вокзала.  Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере. В 1901 году Шехтель проектировал  павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской – всё это отражает  гениальный замысел Шехтеля.

4 МХТ им. А. П. Чехова

Над проектом МХТ имени Чехова Шехтель работал безвозмездно. Финансировал работу Савва Морозов. Преданный ценитель театра,  Шехтель,   отложив все заказы, перестроил старое здание МХТ  и выполнил внутреннюю художественную отделку. Биограф Шехтеля,  Кириченко писал: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного». Интересный факт: Шехтелю принадлежит идея  оливкового  занавеса со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка — та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.

5 Церковь Николая Чудотворца

В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение – деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки.  Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объясняется тем, что Шехтель отказался от тождества технологий и построил эту шатровую церковь по каркасной системе. В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте было построен пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции.  В 1997 году храм был восстановлен, в 300 метрах от его прежнего места расположения.

6 Усадьба Локалова

Ещё одно шехтелевское творение в неорусском стиле – усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области.  Красивое, будто пряничное здание, с кокошниками и башенками, с массой  элементов, характерных для древнерусского зодчества, со шпилем, украшенным затейливым флюгером.  У этой усадьбы судьба непростая. С 40-ых годов XX века здесь расположен детский дом, первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Не смотря на то, что усадьба Локалова внесена в реестр памятников культуры, сегодня она находится в плачевном состоянии. Изразцовые печи и украшенные коваными дымниками трубы разрушены, бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом, сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены  сады на приусадебном участке. Ситуация, к сожалению, типична для нашего времени…

7 Пирамидальный мавзолей

Самым резонансным неосуществившимся проектом Шехтеля стал проект мавзолея Ленина. Шехтель предлагал построить мавзолей,  стилизованный под пирамиду. Это было не похоже на стиль архитектора. Обращение к архаике, возможно, было вызвано пониманием монументальности заказа, но уместность пирамиды на Красной площади  — вопрос спорный. Однако надо признать, что Шехтель, в некоем отношении, заглянул в будущее. Пирамида в Лувре, построенная в конце 80-ых годов, по своему контрасту со зданием музея напоминает о проекте Шехтеля.

Алексей Рудевич

7 пророческих видений Солженицына

Источник: © Русская Семерка

Читайте также

Ф.О. Шехтель — русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Особняк Зинаиды Морозовой, Москва

Особняк Морозовой считается шедевром раннего московского модерна.

Триумфальная арка, Нижний Новгород.

В 1920-х годах арку снесли.

Проект мавзолея Ленина

Банк Рукавишниковых, Нижний Новгород

Банк Рукавишниковых просторен в стиле рационального модерна в 1908-1910 годах. Скульптуры сделаны другим мастером — С.Т. Конёнкова, символизирующие промышленность и земледелие.

Особняк Рябушинского, Москва.

Особняк Рябушинского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре.Сейчас в здании работает музей Горького.

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова.

Здесь еще больше интересного: https://vk.com/kizpnn

05.12.2016 00:05 2690 Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. Кому выгодно переписать историю? 30/11/2016 Сюжет Экскурсии по Москве Дом приёмов МИДа России. / Александр Поляков / РИА Новости Историк Борис Мелешко — о зданиях архитектора Фёдора Шехтеля, построившего Ярославский вокзал и МХТ. 

Свой круг…

Когда Фёдор Шехтель, чьё детство прошло в Саратове, попадает в Москву, он оказывается в доме предпринимателя Третьякова. Поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов — брат Антона. Правда, училище он не заканчивает — отчисляют за неуспеваемость: слишком много времени проводит в кабаре и с цыганами… 

Но дружба с Третьяковым вводит Шехтеля в круг богатого купечества. Савва Морозов сразу увидел в нём гения и предоставил абсолютную свободу и неограниченные возможности для строительства особняка (ул. Спиридоновка, д. 17) (1). Пробой пера это назвать не получается — вышло совершенное творение. Шехтель тогда открыл никому не известного Михаила Врубеля, которого задействовал в оформлении. Актриса Книппер-Чехова писала: «Мне пришлось побывать на балу у Морозова. Я никогда в жизни не видела такой роскоши и богатства».

В доме у Морозовых бывала актриса МХТ Мария Андреева. Именно через неё Савву, неравнодушного к актрисе, вовлекли в поддержку большевиков. Знаменитый меценат, к примеру, укрывал Баумана… Шёл приём, устроенный в честь московского генерала, революционера представили как друга семьи и усадили рядом за стол с начальником. В это время Баумана искала вся московская полиция! Сегодня в этом особняке Дом приёмов МИДа России. 

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

На деньги, полученные от Саввы Морозова за особняк, Фёдор Шехтель возводит собственный особняк (Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1) (2). Своему другу Чехову рассказывает об этом так: «Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Он впервые реализует главный принцип модерна: создаёт не здание, а среду обитания. Что нужно людям от дома? Чтобы им было удобно в нём жить. Поэтому сперва проектируются комнаты, переходы, мебель, расположение окон, а потом всё это окружается стенами. Центром собственного дома Шехтель делает рабочий кабинет.  

Статья по теме Вальсы с городом. Фёдор Шехтель создал более 200 шедевров и… умер нищим Со временем у Шехтеля вырабатывается особый «язык», которым он порой рассказывает о событиях частной жизни заказчиков да и собственной тоже. Когда Фёдор Осипович строит свой дом, у него умирает маленький сыночек Боря. Над входной дверью мы видим керамическое панно с несколькими символами. Дата 96 (дом построен в ­1896-м), буквочка S (первая буква фамилии Шехтель латиницей) и три цветочка ириса: в виде бутона, расцветший и увядший. Это процесс жизни сына — рождение, взросление и умирание. 

На Ваганьковском кладбище Шехтель покупает участок и возводит сыну надгробие в виде дома с двускатной крышей. Позже там же была похоронена вся семья архитектора. А в особняке Шехтеля теперь посольство Уругвая. 

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Всё дело в символах

Буквально пара минут хода — и мы оказываемся у скоропечатни Левенсона (Трёхпрудный пер., д. 9) (3) . И снова символы: на фасаде изображение чертополоха — этот цветок отпугивает нечисть. Дело в том, что в предыдущем здании типографии случился пожар, уничтоживший всё имущество. Шехтель применяет новейшие по тем временам технологии: металлокаркас перекрывает пролёты в цеховых помещениях. Лестница первого этажа похожа на волну. Несмотря на фантастически красивое оформление фасада, главное здесь — рабочие места. К организации процесса труда Шехтель относился очень внимательно. Так, работники его собственной мастерской приходили к 10 утра и работали до четырёх пополудни с перерывом на обед. Шехтель понимал, что даже чертёжники и подмастерья, чтобы быть профессионалами, должны жить творческой жизнью, а для этого нужно посещать театры, вечеринки.

В 1900 г. архитектор Шехтель в Трёхпрудном переулке построил производственно-издательский комплекс для Товарищества скоропечатни Левенсона.  1975 и 2016 гг. Фото: pastvu.com; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

В 1900-1903 гг. начинается история с особняком Рябушинского (ул.  Малая Никитская, д. 6) (4). Здание загадочное. На самом деле это не просто жилой дом — это дом молитвы. Рябушинские были старообрядцами. Петра I, пришедшего к власти в конце XVII в., старообрядцы считали Антихристом и верили, что вслед за Антихристом на землю вновь должен прийти Христос. А его всё нет! Что делать?

Статья по теме Готическая Москва. Откуда в столице взялись «варварские» здания? Нужно создать подобие Эдема, рая, хотя бы для своей семьи. Поэтому фасад особняка Рябушинских украшается мозаичными панно: лилия символизирует Богородицу, нарцисс — самого Христа, а тюльпаны — символ богатства, которое направлено на служение Христу. В холле создана иллюзия подводного мира. Парадная лестница — в форме волны из белого мрамора. Люстра похожа на медузу. Окна на лестнице спроектированы таким образом, чтобы при прямом солнце на стене чередовались светлые и тёмные полосы. Молельное помещение — в мансарде. Но, если смотреть с улицы, ни за что не догадаешься, что оно там есть. Степан Рябушинский был в восторге: «А ведь любопытно получилось! Полагаю, в Европе ничего подобного не видывали». В особняке сегодня находится музей-квартира Горького, жившего здесь с 1931 г. 

Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В 1915 г. Шехтель — выходец из баварской семьи, переехавшей в Россию — принимает православие, а в 1916-м создаёт деревянный шатровый храм Николая Чудотворца у Соломенной сторожки по мотивам древнерусского вологодского зодчества (ул. Ивановская, д. 3) (5). Почему он принял православие? Первая мировая война в разгаре. И Шехтель принимает крещение как человек, который считает себя частью русской культуры. В 1935-м храм был закрыт, а позже на этом месте построили 15-этажный дом для работников милиции. Восстановили же церковь Николая Чудотворца в 1997 г. 

Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки. 1916 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Портрет Ше́хтель Федор Осипович [26 июля (7 августа) 1859, Петербург (по другим сведениям, Саратов) — 7 июля 1926, Москва] — русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве. Редактировать

Художник-оформитель

Родился в семье инженера; мать родом из известной купеческой семьи Жегиных. Окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-77), из которого ушел, не получив диплом. Работал помощником у известных в то время архитекторов К. В. Терского и А. С. Каминского. Последний оказал на молодого Шехтеля большое влияние; ввел его в среду просвещенного (в основном старообрядческого) купечества. Первое время Шехтель пробует силы как художник-оформитель: иллюстрирует книги и журналы, рисует театральные афиши, меню торжественных обедов в ресторанах. Часто выступает и как театральный художник-декоратор, оформляет народные гулянья. Редактировать

Основные постройки

Шехтель является типичным для конца 19 в. художником, перешедшим в архитектуру. Такими художниками были В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, С. В. Малютин, М. А. Врубель и др. Однако для них архитектура осталась эпизодом в биографии, тогда как для Шехтеля она стала делом всей жизни. На ранние работы архитектора большое влияние оказало романтическое течение и особенно готика. Это ярко отразилось в одной из его первых больших работ — особняке Морозова на Спиридоновке. Отличительной чертой этой постройки является ее «всефасадность», расчет на круговое восприятие. Фасады и великолепные интерьеры особняка создают впечатление удивительного единства. Эта постройка (1883) стала программной, и все последующее десятилетие Шехтель развивает заложенные в ней принципы. Особняк Морозова К числу лучших произведений в неорусском стиле можно отнести павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901). В 1903-04 строит Ярославский вокзал, проект которого был разработан еще в 1902, когда Шехтель стал академиком петербургской Академии художеств. К началу 1900-х гг. относятся такие значительные его работы, как постройка скоропечатни Левенсона в Трехпрудном переулке и перестройка Московского Художественного театра (ныне МХАТ; 1902). Перестройка включала в себя перепланировку бывшего театра Лианозова и внутреннюю отделку помещений (эта работа была выполнена архитектором безвозмездно). Зрительный зал спроектирован Шехтелем по принципу контраста темного низа и светлого верха. В этот же период были построены особняки Дерожинской в Штатном переулке и Рябушинского на Малой Никитской улице (1900). Особняк Рябушинского является выдающимся произведением московского и русского модерна. Его композиция построена на контрасте геометрических форм основного объема и природной живописности деталей. Особняк Рябушинского Редактировать

Конец 1900-х гг.

Вторая половина 1900-х гг. проходит для Шехтеля под знаком проектирования и строительства торговых и банковских сооружений, заказчиками которых было крупное московское купечество. Он перестроил банк Рябушинского на Биржевой площади, возвел торговые дома Кузнецова и Аршинова. В этих сугубо рациональных зданиях Шехтель применил некоторые конструктивные новшества, в частности, внутренний несущий каркас, который позволил существенно увеличить поверхность оконного остекления и облегчить наружные стены. В конце 1900-х гг. в творчестве Шехтеля усиливаются мотивы ретроспективизма, в частности, появляются попытки обращения к неоклассике. Среди таких построек можно назвать библиотеку в Таганроге (1910) и собственный дом архитектора в Москве на Большой Садовой улице (1909). Преподавал в СВХПУ (1898-1926), был председателем Московского архитектурного общества (1906-22). После революции продолжал занимать и ряд других должностей: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем жюри по конкурсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Разработал ряд проектов, которые не были осуществлены (Днепрогэс, памятник 26 бакинским комиссарам, крематорий и др.). Выступил с двумя докладами во Вхутемасе. Проект мавзолея В. И. Ленина Умер в бедности, похоронен на Введенском кладбище. Автор: Редактировать

Дополнительная литература

  • Кириченко Е. И. Федор Шехтель. М., 1973.
  • Пэнэжко Н. Л. Шехтель. Рябушинский. Горький. — М.: Специализир. изд.-торговое предприятие «Наследие», 1997.
  • Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX — начала XX веков. — М.: ЦНИИПградостроительства, 1988.

Смотри также

Модерн Жегин Лев Федорович Статья находится в рубриках

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий