5 великих русских балерин, которым драматическая судьба не помешала покорить мир

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 мая 2021; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску

Ольга Лепешинская
О. В. Лепешинская на церемонии вручения ордена «За заслуги перед Отечеством» в Кремле (6 октября 2006)
Дата рождения 15 (28) сентября 1916
Место рождения
Гражданство  Российская империя  СССР  Россия
Профессия балерина, балетный педагог
Годы активности с 1935
Театр Большой театр
Награды
IMDb ID 0503270
 Медиафайлы на Викискладе

О́льга Васи́льевна Лепеши́нская (28 сентября 1916 — 20 декабря 2008) — советская артистка балета, балетный педагог, общественный деятель. Прима-балерина Большого театра; народная артистка СССР (1951)[4], лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950). Кавалер ордена Ленина (1971).

Биография

Родилась 28 сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье с польскими корнями.

Начинала заниматься хореографией сама. Всё свободное время училась танцевать, несколько раз в неделю брала уроки у О. В. Некрасовой. В 1933 году окончила Государственный московский балетный техникум при ГАБТ (ныне Московская академия хореографии) (педагоги А. И. Чекрыгин, Е. А. Шарпантье, Е. М. Адамович, В. А. Семёнов).

В 1933 году дебютировала в Большом театре, в партии Лизы в балете «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля. Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классические, так и современные партии.

В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами. 30 декабря 1942 года в находящемся в эвакуации в Куйбышеве Большом театре состоялась премьера балета «Алые паруса» В. М. Юровского, поставленного по одноимённой повести А. С. Грина, где она была исполнительницей главной партии Ассоль. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам.

После войны много гастролировала по городам СССР и за рубежом.

Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, П. А. Гусев и другие танцовщики.

Завершив карьеру балерины в 1963 году, занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине, Дрездене, Штутгарте, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио, Лондона, Осло и других городах. В 1997 году стала профессором ГИТИСа. Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа[5].

С 1973 года возглавляла оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве. Председатель жюри Первого Московского международного независимого конкурса молодых артистов балета им. С. П. Дягилева (1992). Также была обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета». С 1992 года — президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 возглавляла правление Центрального дома работников искусств. Входила в правление обществ «СССР — Япония» и «СССР — США».

Член ВКП(б) с 1943 года.

Умерла 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась», — рассказал родственник балерины. [1] Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище (5 уч.).

Семья

Первый муж — Илья Трауберг (1905—1948), кинорежиссёр (развелись незадолго до начала Великой Отечественной войны).

Второй муж — Леонид Райхман (1908—1990), сотрудник МГБ СССР, генерал-лейтенант (арестован в 1951 году, после освобождения к жене не вернулся).

Третий муж — Алексей Антонов (1896—1962), военачальник, генерал армии, член Ставки ВГК, начальник Генерального штаба ВС СССР в 1945—1946 годах, первый начальник Штаба Объединённых вооружённых сил стран ОВД[6].

Детей Ольга Лепешинская не имела.

Адреса

Жила в Москве по адресу 1-я Тверская-Ямская улица, д. 36, стр. 1.

Наследство

После смерти балерины группа сотрудников Центрального дома работников искусств обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой проверить обстоятельства, связанные с передачей гражданам в наследство имущества балерины. В связи с этим прокуратуре Москвы было поручено провести проверку в соответствии с законом»[7].

Вещи из гардероба балерины после её смерти были переданы наследниками историку моды А. Васильеву. В 2012 году несколько нарядов и сценических костюмов (к номеру «Девушка и гусар» и к балету «Дон Кихот») были представлены на выставке «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», прошедшей в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно.

Награды и звания

Ольга Лепешинская и Владимир Путин на церемонии вручения государственных наград в Кремле, 6 октября 2006.

Новости

imageОпубликовано 28 Сен 2013, 13:40 МСК

28 сентября родилась легенда  советского балета Ольга Васильевна Лепешинская.

Неповторимость – вот свойство мастерства Ольги Лепешинской. Она обладала виртуозным блеском, точностью техники классического танца, внутренне прочувствованной артистической игрой, выразительным темпераментом. Да, Лепешинская была, да и остается неповторимой. И это не смотря на то, что Ольга Васильевна много преподавала и в нашей стране, и за рубежом, но повторить ее никто так и не смог.

Ольга Лепешинская — Сари в балете «Тропою грома»

Фамилию Лепешинские в России знали еще до появления на сцене знаменитой балерины. Ее дядя, Пантелеймон Николаевич Лепешинский был талантливым художником, ее дед, Василий Лепешинский, был вольнодумцем и устроил в своем доме народную школу, отец – известным инженером, ведущим специалистом по строительству мостов.

Маленькая Оля тоже видела себя строителем мостов и в балетную школу не собиралась идти. Да ее туда и не приняли, когда мама будущей звезды привела дочку в Московский балетный техникум показать  приемной комиссии. Но тут уже заупрямилась Оля, стала брать частные уроки и поступила!

Теперь с уверенностью можно сказать, что это было правильное решение. В противном случае миллионы ценителей балетного искусства, да и просто зрителей, не увидели бы чуда балета под названием Ольга Лепешинская.

Ольга Лепешинская на примерке костюма

Ее техника поражала! Лепешинская порхала над сценой, словно ласточка,взмывала вверх в высоком прыжке и бесстрашно прыгала в руки партнера «рыбкой», могла, играючи, крутить четыре пируэта без партнера и до 50 фуэте с одного раза. Движения балерины были отточены, совершенны и прекрасны. Для Ольги не было ничего недоступного в балетной лексике. Но самое главное – танец для Лепешинской был наслаждением. Именно поэтому зрители не могли оторвать глаз от этой балерины, а когда она уходила на минуту со сцены, с нетерпением ожидали нового ее выхода.

Такой Ольга Васильевна была и в жизни. Активная, энергичная, радостная, она зажигала всех вокруг радостью бытия и желанием действия. Во время Великой Отечественной войны Лепешинская сняла пуанты и отправилась в военкомат проситься на фронт. Но ей предложили сначала поработать медсестрой. Войдя в палату к солдатам, имевшим тяжелые ранения, Ольга не помнила, как вышла оттуда и уже в коридоре упала в обморок. Тогда в Большом театре создали 1-ю фронтовую бригаду артистов, куда Лепешинская тут же записалась.

Теперь ее подмостками стали кузова грузовиков, лесные дороги, палаты госпиталей. Известная балерина танцевала на земляном полу, на каменных перилах, на песке. А когда крутила свои знаменитые фуэте, то пуанты просто вверчивались в грунт.

Ольга Лепешинская (гл. роль) в балете «Фадетта»

Ольга Васильевна прожила долгую и удивительную жизнь, имела множество наград и почетных званий. Образы, созданные этой великолепной балериной на сцене Большого театра, навсегда останутся в копилке великих достояний нашей страны. Предлагаем вам вспомнить самые блистательные партии замечательной артистки, которые она исполнила в известных балетных постановках.

Первую большую популярность принесла Лепешинской партия Китри в постановке «Дон Кихот» 1940 года. Этот балет имел оглушительный успех. Аплодисменты, гремевшие во время завершающих фуэте Лепешинской, не смолкали несколько минут.

О ее танце говорили как «о сгустке танцевально-динамической энергии». В образ Китри знаменитая балерина вложила столько возрождающей энергетики и жизнерадостной молодости, что ее героиня стала любопытной, задорной и бойкой резвушкой, которая легко и свободно чувствует себя среди пестрой и шумной толпы народа.

Ольга Лепешинская в роли Китри. Балет «Дон Кихот»

А о технике и говорить нечего, она была уникальной для своего времени. На тридцать два такта музыки Ольга Васильевна исполняла 32 фуэте! И эта виртуозность абсолютно органично соединялась с той искрометностью характера, которую создавала на сцене блистательная балерина.

Однажды после этого спектакля к Лепешинской подошел инженер и предложил облегчить ее труд, вмонтировав в балетную туфельку шарикоподшипник. Тогда, уверял рационализатор, можно будет без всяких усилий крутить хоть сто тридцать два фуэте. Его поблагодарили, но сказали, что классическое исполнение должно обходиться тем, что дано от природы.

Еще одна известная постановка – балет «Алые паруса». Поставленный в тяжелые военные годы, спектакль дарил надежду на счастье, на светлую мирную жизнь. Эта постановка всегда собирала полные залы. Во многом этому способствовал и талант Лепешинской, с блеском исполнившей партию Ассоль.

Перед балериной стояла интересная творческая задача – с помощью танца передать мечтательность своей героини, ее непосредственность и страстное желание бороться за свое счастье. Великая Лепешинская полностью справилась с этой задачей, и этот образ стал одним из лучших в репертуаре знаменитой артистки.

Балет «Алые паруса». Ольга Лепешинская — Ассоль

В продолжение балетной романтики в 1945 году был поставлен спектакль «Золушка», где Ольга Васильевна также исполняет главную роль.

Нежная мечтательность, доброта и вполне земной характер – такой образ создала замечательная балерина в этой постановке. Ее Золушка – трогательное создание, дарившее  надежду на возвращение любви, счастья, добра, осуществление надежд и мечтаний.  Смело и радостно героиня Лепешинской идет навстречу счастью. Актриса наделила образ своей Золушки ребяческой резвостью, горячностью и порывистостью. Это был своеобразный подарок известной балерины народу-победителю.

Но это романтические образы, а как сыграть-станцевать комедию? Великой Лепешинской и это удалось. Мирандолина, главная героиня в одноименном спектакле, является хозяйкой гостиницы, у которой останавливаются различные постояльцы, с которыми владелица должна вести себя по-разному.

Балет «Мирандолина». Хозяйка гостиницы — Ольга Лепешинская

Вот она деловитая, а вот с влюбленным юношей. Здесь надо показать неприступность, почти святость, но дать понять, что есть симпатия. С капризным кавалером Рипафраттой другая история. Тут надо показать и готовность ублажить все его гастрономические капризы, и торжество победы над женоненавистником. Лепешинская показывала, рассказывала и завораживала зал своим танцем. Публика хохотала, аплодировала и чуть ли не пускалась в пляс, когда любимая балерина выходила танцевать тарантеллу.

Получился спектакль-праздник, так нужный в тягостное послевоенное время, на который публика в далеком 1949 году просто ломилась. А Немирович-Данченко после просмотра постановки сказал Лепешинской: «Бросайте балет, и я вас устрою в драматический театр».

Есть в золотой копилке образов замечательной балерины и героические. Один из них, героиня балета «Красный мак» Тао Хоа стала таковой для Лепешинской не только по роли, но и по-настоящему.

Свой персонаж в этой постановке легендарная балерина наделила внутренней взволнованностью, правдой чувств, яростным стремлением защитить всех вокруг и готовностью с радостью пожертвовать своей жизнью во имя светлого будущего. Лепешинская с такой самоотдачей всегда танцевала эту партию, что однажды у нее во время выступления хрустнули кости. Упорная и самоотверженная, Ольга Васильевна дотанцевала до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом костей ступни в четырех местах.

Балет «Красный мак». Тао Хоа — Ольга Лепешинская

Лепешинская заслуженно считается создательницей в балете содержательных хореографических образов на современную тему. Один из них – Сари из балета

Здесь артистке предстояло решить не простую задачу – в танце выразить чувства любви белой девушки к мулату, показать несправедливость отрицания таких чувств. Помогли дарование замечательной балерины, ее мягкий юмор, жизнерадостность, чувство современности и душевная лирика. Неудивительно, что с этой ролью Лепешинская справилась превосходно. Ее героиня была проникнута необыкновенно лиричной чистотой, светом, сердечной теплотой, но вместе с тем проявляла отвагу, смелость, волю и упорство. Сари в исполнении Ольги Васильевны была живой, настоящей, легкой и пластичной. Лепешинская удивительно  точно с помощью «балетного языка» передала душевный конфликт своего персонажа, ее эмоции. Впрочем, так Ольга Васильевна танцевала все свои партии.

Ольгу Васильевну Лепешинскую по праву можно назвать «праздничным именем балета», советского, русского, мирового. С какой виртуозностью, самоотверженностью она исполняла сверхопасные номера, чем и «держала» зрительный зал. Она была из мира реального, живого, непредсказуемого и наполненного великим творчеством блистательной балерины.

Лепешинская в роли Вакханки в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» (1957 г.). Фото: © РИА «Новости»

29 апреля весь отплясывающий мир, от балерин до брейк-дансеров, отмечает Международный день танца Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

К этой дате «Экспресс газета» подготовила легкий экскурс в историю. Расскажем, как советская партноменклатура, включая членов ЦК, увлекалась симпатичными балеринами. И чем порой заканчивались эти страстные па-де-де.

Французский историк Рене Буве, покопавшись в архивах, заявил, что прообразом бала Сатаны в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» были отнюдь не развратные оргии в резиденции американского посла в Спасопесковском переулке. А светские приемы в особняке наркома просвещения Анатолия Луначарского в Денежном переулке, где свальным грехом якобы занималась вся ленинская гвардия. Мсье Буве с восторгом писал, что покутить в свои хоромы марксист обязательно приглашал балерин из Большого театра, который тогда курировал.

Если верить версии француза, то этих танцовщиц Луначарский задаривал духами и заграничным шелковым бельем и каждой, с кем собирался переспать, сулил безбедную жизнь. Будто бы пламенный революционер, женатый вторым браком на посредственной артистке Наталье Сац-Розенель, любил устраивать «тройнички» сразу с двумя пластичными коллегами супруги — Рукавишниковой и Руц. Их карьера после этого стремительно пошла вверх. Другая его любовница, Инна Чернецкая, в благодарность за виртуозный секс стала балетным режиссером и получила финансирование от советского государства для своей частной школы танцев.

Кстати, во время брака с Натальей Розенель большевистский босс, которому было уже под 50, закрутил роман с 20-летней балериной Надеждой Надеждиной. И в 1924 году та родила Луначарскому дочь.

Любимая Оля для Сталина

Автору знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь» и «Алеша» Константину Ваншенкину приписывают такую частушку: «Говорят, товарищ Сталин // Посетил немало спален. // Радуют артистки — главный … <член> марксистский».

Скабрезные строчки отчасти посвящены приме Большого театра Ольге Лепешинской. Ведь именно ее называли любимой балериной Иосифа Виссарионовича. Вождь всячески поощрял даму сердца: вручал награды и премии, приглашал танцевать в Георгиевском зале Кремля во время пышных партийных банкетов. А на балет «Пламя Парижа» с ее участием ходил 18 раз! В мемуарах журналист и писатель Иван Гронский, соратник и друг Максима Горького, недвусмысленно намекал, что в середине 30-х вождь был без ума от Ольги. Подвозил ее после спектаклей до дома и задерживался там до трех часов ночи, возвращаясь в Кремль лишь под утро.

В 1941-м Ольгу с концертом направили на линию фронта, под Можайск, где она танцевала в полуразрушенной церкви. Перед выступлением Сталин ей наказал ни в коем случае не надевать привычную пачку, а обязательно выйти к изголодавшимся солдатикам в легком платьице, чтобы поднять их боевой дух.

Народная артистка прожила долгих 92 года. Журналисты не раз интересовались у нее об отношениях с генералиссимусом, но она всегда элегантно отшучивалась. А незадолго до смерти (скончалась в декабре 2008-го) с гордостью заявила, что именно Иосифу Виссарионовичу ее родная сцена всем обязана своим благополучием:

— Сталин сделал очень много для Большого, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера… Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре.

Секс-прибабахи всесоюзного старосты

Обожал балерин и Михаил Калинин, которого Сталин по легенде прозвал «всесоюзным похотливым козлом». Едва Михаил Иванович вступил в должность председателя ВЦИК, в 1922 году, ему тут же поручили присматривать за работой Большого театра — проверять качество постановок перед премьерами, на которые ждали высшее руководство.

Со стороны это выглядело трогательно: «народный староста» расхаживал за кулисами и по-отечески поглаживал 16 — 17-летних девушек в пачках. Как уверяет историк спецслужб Геннадий Соколов в книге «Шпионаж и политика. Тайная хрестоматия», таким образом дед выбирал наложниц.

— Приглянувшуюся девушку вызывали для беседы к председателю ВЦИК. За понятливость и сговорчивость Калинин либо его секретарь одаривали юных прелестниц подарками, — писал Соколов.

Благообразный старичок с бородкой и в очках, имя которого до сих пор носят улицы и площади во многих городах, заставлял балерин скидывать пачки и голышом исполнять для него фуэте прямо на рабочем столе с зеленым сукном. А потом, покрякивая и постанывая, заставлял надежно прилаженные ножки рабочего места тихонько поскрипывать.

В книге Ирины Сергиевской «Пантеоны Кремля» приводится шокирующий случай. После того как одна из перспективных балерин, 16-летняя Белла Уварова, наотрез отказалась ублажать «старосту», она просто не вернулась домой. Ее обезображенное и разрубленное на куски тело нашли в подмосковном лесу и похоронили на Ваганьковском кладбище. И следствие якобы установило, что в день ее исчезновения неизвестные насильно усадили Беллу в автомобиль и увезли на дачу Калинина. Правда это или антисоветский высер ельцинских либеральных пропагандистов, теперь установить невозможно.

В период горбачевской перестройки писали также, что для поддержания потенции Михаил Иванович завел на госдаче пчел и регулярно развлекался тем, что, скинув портки, садился на открытый улей. И что он якобы изнасиловал несовершеннолетнюю родственницу маршала Егорова. За это сразу же арестовали… жену Михаила Ивановича.

Страсть к кордебалету

А вот то, что большим любителем балерин был Сергей Миронович Киров, уже стопроцентная правда. По молодости он увлекался написанием театральных рецензий, а когда возглавил Ленинградский горком партии, сразу стал частым гостем в гримерках Мариинского театра. О его любовных приключениях с танцовщицами кордебалета однажды донесли Сталину, но тот ограничился устным выговором. После смерти Кирова некоторые балерины Мариинки пошли по этапу за распускание сплетен, будто у партийного главаря была связь с Мильдой Драуле, рогатый муж которой, Николаев, и застрелил Кирова в его кабинете прямо во время секса.

Спустя годы из-за привязанности к балеринам чудом не лишился должности  министр обороны Булганин. Писатель Геннадий Соколов обнаружил в архивах секретное донесение Лаврентию Берии, датированное 8 января 1948-го. Там говорилось, что пьяный Булганин бегал по коридорам гостиницы «Националь» в обществе двух актрис Большого театра и размахивал палкой от швабры, к которой были привязаны фисташковые панталоны одной из них. Всех встречных Николай Третий (как его называли) заставлял кричать: «Ура маршалу Советского Союза Булганину!»

— Затем, спустившись в ресторан, поставив по стойке смирно нескольких генералов, которые ужинали там, потребовал от них «целования знамени», то есть вышеуказанных панталон, — сообщалось в донесении. — Когда генералы отказались, маршал приказал метрдотелю вызвать дежурного офицера комендатуры со взводом охраны и дал команду прибывшему полковнику Сазонову арестовать генералов, отказавшихся выполнить приказ… Утром Булганин отменил свой приказ.

О выходке министра обороны доложили Сталину, но тот великодушно простил гуляку. Булганинские адъютанты были переведены в Дальневосточный военный округ. А балеринам сделали внушение, чтобы не позволяли нетрезвому вояке в голом виде появляться в общественных местах, за исключением гостиничного номера.

Материал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск Ольга Борисовна Лепешинская, портрет из книги Лепешинская О. Б. Развитие жизненных процессов в доклеточном периоде. М., 1952.

Ольга Борисовна Лепешинская (1871—1963), урождённая Протопопова — участница революционного движения в России. Член партии с 1898 года. Участвовала в революции 1905 года и Октябрьской революции 1917 года. Биолог-лысенковец, академик Академии медицинских наук СССР (1950 г.). Научные труды в области гистологии. Лауреат Сталинской премии 1950 года. Кавалер Ордена Ленина. Жена Пантелеймона Николаевича Лепешинского.

[править] Участие в революционном движении

Лепешинская участвовала в ленинском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1897 году её муж был приговорен к ссылке, и она последовала за ним. Вместе с семнадцатью ссыльными подписала «Протест российских социал-демократов против экономистов». Вступила в РСДРП в 1898 году, после раскола партии примкнула к большевикам. Была на стороне Ленина в его борьбе с оппортунистами. В 1917 году была членом ревкома станции Подмосковная.

Автор мемуаров «Встречи с Ильичем (Воспоминания старой большевички)».

[править] Научная деятельность

Чтобы разгромить вреднейшее, реакционнейшее, идеалистическое учение Вирхова, задерживающее продвижение науки вперёд, нужны прежде всего факты, факты и факты, нужны опыты, доказывающие несостоятельность и реакционность этого учения. Это нужно для того, чтобы ускорить темпы выполнения указания товарища Сталина превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны.

О. Б. Лепешинская

Лепешинская получила начальное медицинское образование на фельдшерских курсах в Петербурге 1890-х. В мае 1897 года организовала фельдшерский пункт на железнодорожном вокзале вокзале в Челябинске. С 1897 года сопровождала мужа в ссылке, работала фельдшером в Красноярском крае. Затем, в эмиграции, училась на медицинском факультете в Лозанне. Продолжила обучение медицине на медицинском факультете в Москве, который окончила в 1915 годы. Практиковала медицину в Москве и Крыму. С 1919 года преподавала в Ташкенте и Москве. С 1949 года она работала в Институте экспериментальной биологии АН СССР, где заведовала Отделом развития живого ве­щества.

Научные работы Лепешинской были посвящены изучению так называемого «живого вещества» (то есть, неживой материи по современным представлениям). Она пыталась доказать возможность образования живых клеток из «живого вещества», которое не имеет клеточной структуры.

Теория Лепешинской о неклеточном живом веществе была поддержана организаторами разгона генетиков. Согласно этой теории, клетки образовываться из более простой субстанции. Теория была отмечена правительственными наградами и противопоставлялась буржуазной генетике как марксистская теория. Учение Лепешинской вошло в учебники средней и высшей школы как крупное биологическое открытие в области дарвинизма. После смерти Сталина работы Лепешинской не были подтверждены, были признаны фальшивкой, отвергнуты и забыты.

Современные представления о размножении клеток

Согласно современным научным представлениям, которые впервые сформулировал Рудольф Вирхов в XIX веке, клетки размножаются путем деления, то есть живая клетка может произойти только от другой клетки (или двух половых клеток при оплодотворении). Самозарождения клеток из неживой материи никто не наблюдал. Теория Вирхова подвергалась критике в начале XX века, но эти критические теории не прижились. В 30-е годы критика Вирхова стала раздаваться в советских академических кругах. Здесь она основывалась на приложении к диалектического материализма к ественным наукам.

В 1932 году 61-летняя Лепешинская (а заниматься наукой она начала в возрасте 49 лет) присоединилась к критике своих коллег-марксистов, оубликовав статью в журнале «Естествознание в советской школе», в которой усомнилась в основных положениях клеточной теории Вирхова. В 1934 году она опубликовала фундаментальный труд «К вопросу о новообразовании клеток в живот­ном организме». Лепешинская утверждала, что в организме имеются желточные шары, или монеры, составляющие «живое вещество», из которого могут образовываться новые клетки. Развивая эти идеи в последующих работах, она пришла к выводу, что наследственные признаки клеток не обязательно связаны с хромосомами, а могут передаваться через протоплазму.

По утверждению Лепешинской новые клетки образуются из «живого вещества» куриных желтков

Исследования Лепешинской были проведены на куриных яйцах. Она утверждала, что из яичного желтка, не содержащего клеток, могут образовываться новые клетки. К аналогичным выводам пришла Лепешинская, наблюдая за кровью головастиков. Как полагают, ее результаты основывались на неправильной гистологической методике.

Идеи, высказанным Лепешинской, были подвергнуты убедительной критике биологами Н. К. Кольцовым, Б. П. Токиным, М. С. Навашиным, А. А. Заварзиным, Н. Г. Хлопиным и другими. В разгоревшейся полемике Лепешинская обвинила их в идеализме. Противникам поначалу удалось блокировать публикацию её книги, но в 1945 году монография Лепешинской все же была издана. Краткое предисловие к книге написал Лысенко. Большинство ученых отнеслись к книге крайне скептически, что побудило Лепешинскую искать поддержки у Сталина, к которому она обратилась с письмом, содержащим следующие строки:

«Дорогой Иосиф Виссарионович! В течение нескольких лет я пыталась собственными силами победить те препятствия, которые ставили мне в научной работе не только реакционные, стоящие на идеалистической или механистической позиции учёные, но и те товарищи, которые идут у них на поводу… Работы, являющиеся продолжением моих прежних работ, получивших высокую оценку со стороны тов. Лысенко, выходя из моей лаборатории, залеживаются в архивах дирекции, не читаются и не ставятся на доклады»

Плачевное положение Лепешинской полностью изменилось после августовской сессии ВАСХНИЛ 1949 года, на которой были разгромлены генетики. Теории Лысенко, Мичурина и Лепешинской стали лидирующими в советской биологической науке. Значительно усилил свои позиции и академик Опарин. Книга Лепешинской была дополнена многочисленными похвалами Сталину и переиздана, а в 1950 году её автор, которой уже было 79 лет, была удостоена Сталинской премии.

После смерти Сталина «великое открытие» Лепешинской постепенно сошло на нет.

[править] Ссылки

О знаменитости

Доп. информация по биографии Ольга Васильевна Лепешинская

—> image

28 сентября 1916 — 20 декабря 2008

советская балерина, педагог, народная артистка СССР

Биография

Родилась 15В (28)В сентябряВ 1916 года в Киеве в дворянской семье.

В 1933В году окончила Московское хореографическое училище, дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность». Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классическиеВ — Китри в «Дон Кихоте» Л.В Ф.В Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» П.В И.В Чайковского, Одетту и Одилию в «Лебедином озере» того же автора,В — так и современные партии: Тао Хоа в «Красном маке» Р.В М.В Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Б.В В.В Асафьева и др. В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами. В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноименной повести А.В С.В Грина. Исполнительницей главной партии Ассоль была О.В В.В Лепешинская. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам.

После войны Ольга Васильевна много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А.В Н.В Ермолаев, А.В М.В Мессерер, П.В А.В Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году она станцевала в первом в истории фильме-балете «Граф Нулин».

После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных конкурсов артистов балета, с 1991 года возглавляла Российскую хореографическую ассоциацию.

Семья

Три брака. Первый мужВ — кинорежиссёр И.В З.В Трауберг (развелись незадолго до начала Великой Отечественной войны). Второй мужВ — генерал-лейтенант МГБ СССР Л.В Ф.В Райхман (арестован в 1951 году, после освобождения к жене не вернулся). Третий мужВ — генерал армии А.В И.В Антонов, умер в 1962 году.

Детей не имела; по собственному признанию балерины, «ради балета не родила ребенка», о чём впоследствии сожалела.

Награды и звания

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 сентября 2006)В — за выдающийся вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю плодотворную работу
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (12 сентября 1996)В — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
  • орден Ленина (1971)
  • орден Октябрьской Революции (1986)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1966)
  • орден «Знак Почёта» (1937)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • народная артистка СССР (1951)
  • народная артистка РСФСР (1947)
  • заслуженная артистка РСФСР (1942)
  • Сталинская премия первой степени (1941)В — за выдающиеся заслуги в области балетного искусства
  • Сталинская премия первой степени (1946)В — за исполнение заглавной партии в балете «Золушка» С.В С.В Прокофьева
  • Сталинская премия первой степени (1947)В — за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа» Б.В В.В Асафьева
  • Сталинская премия второй степени (1950)В — за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак» Р.В М.В Глиэра
  • Благодарность Президента России (2005)
  • Первая премия I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге (1947)
  • Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2000)
  • Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Орден Знамени (ВНР)
  • Медаль «За ратную доблесть»

Наследство балерины

После смерти прославленной балерины группа сотрудников Центрального дома работников искусств обратилась в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить обстоятельства, связанные с передачей гражданам в наследство имущества балерины Ольги Лепешинской. В связи с этим прокуратуре Москвы было поручено провести проверку в соответствии с законом».

Фильмография

Комментарии

Ксения Маратовна Сахиб-Гареева

модель

Дита фон Тиз

американская танцовщица, модель и актриса

Братья Сафроновы

российские иллюзионисты

Екатерина Варнава

хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»

Ирина Александровна Антонова

директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед

Лиля Брик

муза Владимира Маяковского

Анатолий Ярмоленко

создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры

Елена Яковлева

российская актриса театра и кино, Народная артистка России

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий