Абылхан Кастеев: картины, биография художника

Я, Нафикова Эльза Наильевна,  родилась 8 мая 1973г в г. Уфа Республика Башкортостан. Живу в Уфе.

В 1985–1989 годах училась на художественном отделении Уфимской Школы искусств № 1  у заслуженного работника культуры РБ, члена СХ РФ, художника-графика Ю. Н. Григорьева.

В 1991 поступила на дневное отделение  Художественно-графического  факультета  Башкирского Государственного Педагогического Университета.

Училась по  специализации «Живопись» у  педагогов  Масленникова А.И. кандидат педагогических наук, автор спецкурса «Цветоведение», Харисова  Р.З. заслуженный художник Республики Башкортостан. член творческого объединения «Чингисхан». Выполненная в 1996 под руководством Харисова Р.З. дипломная работа «Серия декоративных натюрмортов» получила оценку «отлично».

С 1999 года участвую в художественных выставках. Участница республиканских и региональной молодежной выставок.

С 2002 года занимаюсь печатной станковой графикой. Участница международных конкурсных выставок печатной графики.

В 2003 году приняла участие в Первом республиканском  конкурсе молодых художников Башкортостана на лучшее произведение изобразительного искусства (Уфа); мои живописные произведения были удостоены специального приза Правления Башкирского отделения Международной общественной организации «Лига защиты культуры». По результатам конкурса я была принята в Объединение молодых художников и искусствоведов при Региональном отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан.

В 2004 году приняла участие во Второй независимой международной биеннале графики «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Удостоена диплома оргкомитета и Фонда развития графики «Современная графика» (Санкт-Петербург) за участие.

С 2006 г. Член Союза Художников РФ в секции  графики.

Помимо творческой работы, с 2000г. работаю дизайнером по интерьерам. Самостоятельно изучила архитектурное строительство.

В  2004- 2005  преподавала  рисунок в Башкирском Строительном колледже на факультете «Архитектура».

С 2010 г  частный преподаватель рисунка, живописи, композиции.

Участница республиканских, региональных, международных выставок.

Работы находятся в музеях и частных коллекциях России, Испании, Германии, Турции,  Чехии, Бельгии, Румынии и т.д.

Главным в своем изобразительном творчестве , считаю  отражение в своих работах эмоции и чувств связанных с моим восприятием жизни. Я не стремлюсь к фотографической точности в передаче натуры. Гораздо важнее то, что стоит за внешним проявлением – энергия, настроение, состояние, чувства. Более тонкие переживания, чем объективное восприятие действительности.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Художник — это профессия, приносящая доход путем изобразительного и не изобразительного искусства[1]

Этимология

Славянское слово «художник» (болг. Художник; укр. Художник) образовано от утраченного ныне общеславянского слова «hǫdogъ» (ст.-слав. хѫдогъ), которое является древним заимствованием из готского языка (готск. handags) или другого древнегерманского диалекта, а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, дат. Hånd, норв. Hånd, англ. Hand).

Профессии

Художники появились ещё до каменного века и первоначально они создавали свои изображения (рисунки) на камнях[2]. С появлением цивилизации художники стали украшать своими рисунками гробницы и каменные дома. Ремесло художника было тесно связано с изготовлением красок[3]. Кроме того, в Древнем Египте создание изображений считалось магическим действием, а сами художники почитались как жрецы. Поскольку изображения были сакральны, то художники обладали знанием определенного канона и пропорций[4]. Однако первыми известными художниками были древние греки V в. до н. э. (Агатарх и Полигнот). Первым мифологическим художником считался Дедал, хотя он являлся одновременно и скульптором, и инженером.

В средние века художник становился иконописцем (например, Андрей Рублёв[5]), создателем фресок, мозаики и книжных миниатюр, творчество которого сковывали каноны. В Италии эпохи Возрождения формируется современный образ художника-портретиста, чьё искусство становится живописью с присущей ей объёмом, реализмом и индивидуализмом (Джотто)[6].

Графика

Художник-график; художник-иллюстратор

image 8 декабря – Международный день художника. Праздник был учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира». День художника – не только праздник художников-профессионалов и любителей живописи. Это праздник для всех любителей прекрасного, ведь творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Художники умеют замечать и изображать красоту, гармонию и создавать новый мир. Художественные произведения о живописцах – реальных исторических личностях. «Жажда жизни» Ирвинг Стоун – легендарный биографический роман об одном из величайших художников, нидерландском художнике-импрессионисте Винсенте Ван Гоге. image «Муки и радости» Ирвинг Стоун – о величайшем художнике эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. «Пучины славы» Ирвинг Стоун – о жизни французского живописца, одного из основателей импрессионизма Камиля Писсаро. «Гойя» Лион Фейхтвангер. Роман о жизни и творчестве великого испанского художника Франсиско Гойи. «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» Дмитрий Мережковский. Книга посвящена жизни и творчеству самого загадочного из гениальных живописцев мира и основана на подлинных рукописях и записках самого Леонардо да Винчи. «Жизнь Ван Гога» Анри Перрюшо. Известен своими книгами серии «Искусство и судьба». В романах сочетается художественное повествование с достоверностью фактов: «Жизнь Гогена», «Жизнь Сезанна», «Жизнь Тулуз-Лотрека», «Жизнь Ренуара», «Жизнь Сёра», «Жизнь Мане».

«Асканио» Александр Дюма. Роман написан на основе мемуаров итальянского живописца эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. «Летит себе аэроплан. Свободная фантазия по мотивам жизни и творчества Марка Шагала» Фридрих Горенштейн. «Леонардо да Винчи» Алтаев Ал. Маргарита Владимировна Ямщикова (псевдоним Алтаев Ал.) написала повести-биографии об известных художниках Возрождения – «Леонардо да Винчи», «Рафаэль», «Микеланджело», «Бенвенуто Челлини». «Лавровый венок» Константин Паустовский. В сборник вошли биографические повести о художниках: Тарас Шевченко, Орест Кипренский, Исаак Левитан. «Повесть о художнике…» Петр Федоренко. О жизни русского художника Александра Иванова, автора знаменитой картины «Явление Христа народу» на основе исторически подтвержденного материала. «Родник в лесу» Александра Пистунова. Повесть для детей о жизни и творчестве великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. «Казачок графа Моркова» София Заречная. Историческая повесть о великом русском художнике Василии Тропинине. «Художник» Тарас Шевченко. Автобиографическая повесть. «Творчество» Эмиль Золя. Роман об отношении искусства к действительности, показан художественный мир Франции. В основе сюжета – некоторые реальные факты из жизни писателя и его друзей – Поля Сезанна, Эдуарда Мане, Клода Моне и других. «Луна и грош» Уильям Сомерсет Моэм. Прообразом вымышленного художника стал французский живописец Поль Гоген. «Холодная весна в Провансе» Дина Рубина. Книга о нелегкой судьбе, жизни и творчестве великом Ван Гоге, о Гогене, о Сезанне. «На солнечной стороне улицы», «Белая голубка Кордовы» Дина Рубина.
«Камень и боль» Карел Шульц. Роман посвящен жизни великого итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело. Несколько романов и рассказов, где одним из основных персонажей выступает художник и картины. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд. «Портрет» Николай Гоголь. История живописца, не преодолевшего испытания богатством и славой. «Гений» Теодор Драйзер. История становления талантливого художника Юджина Витлы. «Лезвие сна» Чарльз де Линт. Молодая художница наделена волшебным даром: ее искусство помогает существам переходить между мирами. «Дьюма-Ки», «Дорожный ужас прет на север», «Роза Марена» Стивен Кинг – проклятые картины и художники с даром рисовать таковые. «Зимний сон» Кензо Китаката. Главный герой – признанный гений, эксцентричный художник-абстракционист. «Гравюра на дереве» Борис Лавренёв – о великой жертве во имя искусства. «Карта и территория» Мишель Уэльбек. Главный герой – вымышленный художник Джед Мартин. «Овальный портрет» Эдгар По. Таинственный портрет юной девушки. «Острова в океане» Эрнест Хемингуэй. Трагическая история жизни и гибели меланхоличного отшельника художника-мариниста Томаса Хадсона и его сыновей. «Следующий раз» Марк Леви. Роман о живописи: таинственная картина, любовь, мистика… «Живописец» Владимир Одоевский. Рассказ открывает читателю суровую правду о художниках. «Безумный художник» Иван Бунин. Рассказ о мечте художника написать прекрасную картину о Рождении Нового Человека и результат… «Художники» Всеволод Гаршин. Показаны творческие разногласия между двумя направлениями в русском искусстве – художниками-«передвижниками» и художниками, для которых «искусство ради искусства». «Холст, масло» Александра Романова. Александра Романова – художник, член Союза Художников России, чьи работы находятся в частных коллекциях многих стран мира, включая Францию, CША, Германию, Испанию, Швецию, Финляндию и др. Героиня, как и автор, художник. Книга была номинирована на премию «Русский Букер». «Завидное чувство Веры Стениной» Анна Матвеева. Вера обладает уникальным даром – по-особому чувствовать живопись: она разговаривает с портретами, ощущает аромат нарисованных цветов и слышит музыку, которую играют изображенные на картинах артисты… «Из первых рук» Джойс Кэри. Считается лучшим в английской литературе романом о художнике. «Портрет» Йен Пирс. История дружбы-вражды художника и критика живописи… «Загадка Рафаэля» Йен Пирс. Британский искусствовед, писатель Йен Пирс написал серию искусствоведческих детективов: «Загадка Рафаэля», «Комитет Тициана», «Бюст Бернини», «Последний суд», «Рука Джотто», «Гибель и возрождение», «Идеальный обман». «Фальшивая Венера» Майкл Грубер. Художник Чаз Уилмот виртуозно владеет техникой старых мастеров, внезапно переносится в давно ушедшую эпоху и становится Диего Веласкесом, великим художником… «Шарлотта» Давид Фонкинос. О жизни Шарлотты Саломон, немецкой художницы, погибшей в двадцать шесть лет в газовой камере Освенцима. «Портрет художника в юности» Джеймс Джойс. В центре романа – размышление о вечном одиночестве художника, о том, как важно отстаивать свою индивидуальность, независимость своего внутреннего мира. «Художник зыбкого мира» Кадзуо Исигуро. Роман лауреата Нобелевской премии по литературе 2017 года. Герой книги – один из самых знаменитых живописцев довоенной Японии. Дополните список?

Илья Репин – выдающийся русский художник-живописец. Он был мастером бытовых сцен, умевшим с невероятной точностью передавать настроения своих героев.

За свою жизнь ему удалось создать целую галерею портретов современников. Также кисти Репина принадлежит множество исторических персонажей. Илья Репин является одним из ярчайших представителей русского реализма.

В краткой биографии Репина мы расскажем про самые интересные и значимые события в жизни этого великого художника.

К слову сказать, вам может быть интересна статья «Проклятии Репина», где мы приводим загадочные, роковые и почти мистические совпадения из жизни художника.

Итак, перед вами краткая биография Ильи Репина.

Читайте также:  Рассказ “краски зимнего леса” сочинить 4-5 предложений, 2 класс ,пожалуйста

Происхождение и образование

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована. Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Крестный ход в Курской губернии Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Читайте также:  Сочинение рассуждение Что такое Эгоизм 9 класс 15.3 ОГЭ

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

Поездка за границу и жизнь в Москве

С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

ТАЛАНТ ПЕДАГОГА

В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.

Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически — не желая связывать своё имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию.

Семья

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Читайте также:  Умен ли Чацкий в комедии Горе от ума Грибоедова? (можно ли назвать его умным)

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Интересные факты

  • Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
  • Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
  • Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым. Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».

Популярные темы сообщений

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

Портрет дочери Ии

Художник Николай Фешин – русский и американский живописец, скульптор и график, резчик, яркий представитель русского импрессионизма и модерна.

Биография художника Николая Ивановича Фешина

Николай Фешин

Художник Николай Иванович Фешин родился в декабре 1881 года в семье известного резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, в городе Казани. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и две недели находился в коме – врачи посоветовали родителям молиться о чуде, поскольку медицина уже бессильна.

После болезни мальчик долгое время вынужден был находиться дома и от скуки Николай начал рисовать. В 6 лет он рисовал уже вполне прилично, а в возрасте 9 лет начал работать с отцом в мастерской – рисовал эскизы, а в последующем и исполнял некоторые из своих работ.

Иван Александрович Фешин, отец будущего художника, был действительно очень талантливым мастером, много раз удостаивался медалей и дипломов за свои работы. Но, старший Фешин оказался плохим предпринимателем, постепенно разорился и всё имущество семьи пришлось отдать для погашения долгов.

После разорения Иван Фешин начал ездить по деревням, чтобы заработать на кусок хлеба, а семейство оставалось в городе – жили Фешины чрезвычайно бедно. Тем не менее, Николай Фешин посещал публичную школу, а в свободное время пытался как-то заработать. Много лет спустя Николай Фешин вспоминал, что за чертёж иконостаса ему заплатили 10 рублей – на эти деньги был куплен первый школьный костюм.

В 1895 году, после открытия в Казани художественной школы, Николай Фешин стал учеником первого набора школы. В этом желании мальчика поддержал его отец. Одако, к этому времени семья Фешиных уже распалась – супруга не выдержала жизни в нищете и уехала к родным в Кострому. Отец вскоре так же уехал из Казани. И 14-летний Николай Фешин остался совсем один, жил впроголодь – иногда помощь племяннику оказывал живущий под Казанью старший брат отца.

В 1900 году, после окончания Казанской художественной школы молодой художник отправился в Санкт-Петербург с большим желанием поступить в Императорскую Академию художеств. И успешно свою мечту осуществил.

Будучи бедным студентом Николай Фешин питался в бесплатной столовой, перебивался случайными заработками – рисовал эскизы для афиш, пригласительных билетов, программок маскарадов и балов, на изготовление которых объявлялись конкурсы. С 1902 года художник начал сотрудничать с журналами как иллюстратор и карикатурист.

В 1903 году Николай Иванович поступил в мастерскую И.Е. Репина, часто выезжал в родные места, писал на родине портреты, занялся педагогической деятельностью – преподавал в местной иконописной школе.

В 1907 году И.Е. Репин, из-за конфликта в Академии, покинул стены учебного заведения и Николай Фешин был в числе тех 50 студентов, которые написали письмо в защиту великого художника и педагога. Фешин считал Репина величайшим педагогом:

…Как я вспоминаю, Репин никогда не подавлял своим мнением индивидуальности студента, напротив, как большой художник, он всегда ценил в нём более или менее оригинальное… Он никогда не пытался «учить», считая это ненужным для людей с техническим опытом и типом мышления, которыми студенты уже были, поступая в Академию. Однако его советы как мастера всегда имели исключительную ценность и силу логики. Казалось, что он видит не только работу, но и душу художника.

При этом, что действительно вызывает удивление, Репин относился к Фешину очень прохладно, чтобы не сказать, что это была явная нелюбовь. Однако, эта личная неприязнь не помешала много лет спустя Репину назвать Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев».

Да и сам Фешин, безмерно уважая великого живописца и педагога, не считал себя прямым последователем творчества Репина:

Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор.

Уход Репина из академии стал отправным моментом для появления «фешинской индивидуальности» — когда педагога не стало, Николай Фешин начал много читать, экспериментировать с грунтами и красками, начал кроме кистей использовать мастихины.  В результате родилась более широкая и свободная манера письма, которая стала индивидуальной особенностью творчества Фешина.

В 1909 году состоялась академическая выставка на которой картина Николая Фешина «Черемисская свадьба» была удостоена первой премии и в последующем эту картину Академия представила на международной выставке в Мюнхене. Впрочем, немецкая публика, а потом и российская интеллигенция картины не поняли и не приняли. Критик И. Евсеев писал:

Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного.

В общем, культурной общественности «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь».

В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в США, в Институте Канеги. Там картину увидел и приобрёл крупный американский финансист Уильям Стиммел, котрый с этого момента начал собирать коллекцию работ русского художника.

Черемисская свадьба

Удивительной для Фешина стала и судьба картины «Дама в лиловом». Художник выполнил учебную работу и эта работа, буквально случайно, попала на выставку в Мюнхен. И была на этой выставке удостоена малой золотой медали… Что не просто удивило, а поразило художника до глубины души.

Дама в лиловом

В 1908 году случился кризис в Казанской художественной школе – Императорская Академия художеств, в резкой форме потребовала от администрации казанского училища, повысить качество обучения. В этом же году заведующий школой Г.А. Медведев обратился к Николаю Фешину с предложением стать преподавателем Казанского художественного училища «с полным окладом и казённой мастерской».

Капустница

Выпускной работой Фешина стала «Капустница» — засол капусты на зиму на Воздвиженье. Эта работа получила золотую медаль, что давало художнику право на заграничную поездку за государственный счёт.

В ноябре 1909 года Николай Иванович был назначен штатным педагогом Казанской художественной школы. А весной 1910 года художник отправился в заграничную командировку, посетил города Германии, Италии, Австрии и Франции. Вот как сам Фешин описал своё путешествие:

…Я не писал, поскольку слишком много надо было увидеть, и у меня не было желания работать. В конце концов я приехал в Париж с намерением остаться здесь учиться. Однако я обнаружил, что просто не в состоянии учиться у кого-либо ещё, насколько устал я от учёбы за 13 долгих лет. Насмотревшись всего до головокружения… я начал ощущать желание вернуться к работе в более привычных для меня условиях. Так я вернулся в Россию.

Художник вернулся в Казань, обосновался в своей мастерской и с головой погрузился в работу, увлёкся живописным портретом – писал родных и знакомых. В этот период заказов на работы художника было очень мало. Писал художник и эскизы жанровых композиций – некоторые из этих эскизов в последующем получили своё дальнейшее развитие.

Работая в Казани художник не порывал своих связей с художественным миром столицы, регулярно принимал участие в выставках, стал участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок.

Потом случилась Первая Мировая война и Февральская революция – после революции в художественном училище отключили отопление, студенты и преподаватели работали в классах в пальто и варежках. А потом в школе случился пожар…

Много лет спустя художник писал о событиях того времени:

Нужно сказать, что я и моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне, чтобы меня не трогали, и я был под защитой. Такое внимание было очень ценно, поскольку в это время я жил со своей семьёй в Васильево в лесу, почти рядом с линией фронта. Зимние поездки между Казанью и нашим деревенским домом были по-настоящему опасны. <…> В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. Мне случалось видеть, как ранним утром от госпиталя напротив школы отъезжали несколько повозок, гружённые голыми, скрюченными телами, небрежно прикрытыми рогожей. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать…

Николай Иванович продолжал трудится в художественной школе, в 1920 году был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских, писал, в рамках плана монументальной пропаганды, портреты политических деятелей, портреты композиторов для Центральной высшей восточной музыкальной школы, портретные миниатюры, обратился к скульптуре, занимался декорациями для городского театра Казани.

С 19121 года в Казани начала работу «Американская администрация помощи» и сотрудники этой организации начали заказывать у Фешина портреты, помогли связаться в американским финансистом и почитателем творчества художника У. Стиммелом.

Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды. <…> Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моём желании уехать в Америку и просил его помочь в получении необходимых бумаг на въезд в США.

В те времена США ещё не признали СССР и в стране не было американского посольства, выехать можно было только через Ригу. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. И художник тут же начал работать. Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать».

Художник включился в художественную жизнь Нью-Йорка, его работы включили в ежегодную выставку Национальной академии дизайна (в последующем художник получил приз за свои работы), потом удалось организовать персональную выставку в Чикаго.

В американском творчестве художника доминировал портрет. Фешин экспериментирует с пейзажами, выезжает на пленэры. В это время у художника начал открываться туберкулёз и семья, в поисках подходящего климата, объехала несколько американских штатов, но без особого успеха, пока не приобрели участок земли в районе Таоса, где художник начал строить дом.

В Таосе Фешин много писал, занимался резьбой и увлёкся керамикой – художник брал уроки у местной индейской мастерицы Марии Мартинес. В этот период художник создал несколько деревянных и гипсовых скульптур. Художественная общественность Таоса тепло приняла семейство Фешиных в свои ряды, дочь Ия смогла получить приличное образование, художники помогли Фешину организовать сбыт своих работ и цена за них удвоилась.

А в 1934 году успешная жизнь Фешина дала трещину – жена Александра Ивановна, после 20 лет совместной жизни,  потребовала развода. Она захотела стать самостоятельной личностью и выйти из тени великого мужа, решила стать писателем. Четыре года Николай Фешин пытался восстановить супружеские отношения и вернуться в семейный дом (супруга потребовала, чтобы он её оставил), но Александра Николаевна была демонстративно холодна и продолжала твердить про своё желание быть самостоятельной.

В 1936 году И. Ильф и Е. Петров посетили США и совершенно случайно встретились с Александрой Фешиной, которая дала писателям интервью (в это время Ильф и Петров собирали материал для книги «Одноэтажная Америка»):

Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж её — художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом.

После развода с Николаем Фешиным, Александра осталась без средств к существованию,  питалась в дешёвых ресторанах, а за еду отдавала работы своего бывшего мужа, которые остались в доме после того, как она выгнала Николая Ивановича из дома. Она смогла опубликовать, за свой счёт, одну книгу, состоящую из двух рассказов. Книга успеха не имела. Скончалась Александра Фешина в 1983 году в бывшем семейном доме в Таосе.

Николай Фешин вместе с дочерью Ией, дочь не захотела оставаться с фемениствующей матерью, жил в Нью-Йорке, Великая депрессия семью практически не коснулась – какие-то деньги у них были. А вскоре маленькое семейство перебралось в Лос-Анджелес, где художника ждал неожиданный материальный успех – Фешин начал преподавать в художественных классах для дизайнеров голливудских киностудий.

И работы художника начали продаваться. В результате Николай Иванович смог купить для себя и дочери дом в Голливуде, который обставил мебелью собственной работы и скульптурой.

Последние годы жизни художник провёл в одиночестве, переписывался с дочерью, которая иногда навещала своего отца, сбережения подошли к концу и старый художник снова начал давать уроки рисования, но полученных за эти уроки денег хватало только на самую простую дешёвую еду.

В октябре 1955 года художника не стало. В 1976 году дочь художника перезахоронила прах отца в Казани в соответствии с завещанием Николая Ивановича.

Николай Фешин назван национальным художником США.

Картины художника Николая Ивановича Фешина

Выход из катакомб после моления

Обливание

Натурщица

Натурщица

Ню

Обнажённая в ванной комнате

Ню

Ню

Стоящая обнажённая модель

Ню. Этюд

Зимний пейзаж. Таос

Пейзаж. Нью-Мексико

Малая вода в лагуне

Портрет В.И. Ленина

Портрет Н. М. Сапожниковой

Портрет Вари Адоратской

Портрет Ии

Моя дочь Ия (Ия с дыней)

Портрет Н.Н. Кротовой

Дама за маникюром

Автопортрет

Катенька

Дама в чёрном

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы

Принцесса

Ия Фешина

Девочка с острова Бали

Ия в кимоно

Старый индеец

Подсолнухи

Портрет девочки

источник

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий