Актерская династия стриженовых. Актеры, связавшие свою жизнь с религией Дочь любови стриженовой

Олег Стриженов — знаменитый советский актер, прославившийся уже в молодости с первых шагов в театре и кино. Он играл только в лучших кинофильмах и спектаклях, и почти каждая его работа стала шедевром. О Стриженове мечтали миллионы женщин, его женами были красивейшие актрисы страны.

image
Олег Стриженов. Фото starhit.ru

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске Амурской области в семье профессионального военного  Стриженова Александра Николаевича и выпускницы Санкт-Петербургского Смольного института Ксении Алексеевны. Кроме него, у родителей были еще два старших сына: Борис (от предыдущего брака матери) и Глеб. Отец продолжал воевать даже после окончания гражданской войны, уничтожая белокитайские банды, которые действовали в то время на территории Китайско-Восточной железной дороги. Жена с детьми ездили за ним по гарнизонам. В 1935 году Александра Николаевича перевели в Москву, где семья прожила 6 счастливых лет до начала войны с Германией.

image
Олег Стриженов в детстве с родителями. Фото biography-life.ru

В 1941-м году на фронт ушли отец и оба старших брата. Отец и Глеб получили ранения, но выжили, а Борис, ставший летчиком-истребителем, погиб под Сталинградом в 42-м году. Мать с Олегом остались в Москве и пережили все, что выпало на долю ее жителей — бомбежки, голод, тяжелый труд. С 14-ти лет подросток начал работать: устроился помощником механика в один НИИ, затем был отправлен на трудовой фронт на строительство Павелецкого вокзала и железной дороги.

Дебют в кино стал триумфом

После войны Олег продолжил учебу — сначала на бутафорском отделении театрально-художественного училища (он отлично рисовал), но потом увлекся театром и в 1949-ом году поступил в Театральное училище им. Щукина (а его брат Глеб закончит Школу-студию МХАТ и впоследствии тоже станет известным актером).

Глеб Стриженов. Фото kinopoisk.ru

Закончив курс, Стриженов попал по распределению в труппу Таллинского русского драматического театра. Здесь ему сразу доверили главную роль Незнамова в спектакле “Без вины виноватые” по пьесе Островского. Премьера прошла с оглушительным успехом во многом благодаря таланту и красоте молодого актера. Неизвестно, как могла сложиться его дальнейшая театральная карьера, но вмешался случай… Режиссер Александр Файнциммер собирался снимать мелодраму “Овод” по одноименному роману английской писательницы Лилиан Войнич и искал актера на главную роль Артура. Его ассистент оказался в Таллине проездом и увидел игру Стриженова, которая произвела на него сильное впечатление. Он рассказал о своем “открытии” Файнциммеру и тот пригласил Олега на пробы.

Конечно, Стриженов приехал в Ленинград, но достаточно скептически относился к перспективе получить эту роль, ведь на нее претендовали уже известные актеры, например, Сергей Бондарчук. Но режиссер предпочел никому не известного новичка и не прогадал — картина, вышедшая на экраны в 1955-м году произвела фурор, а в Стриженова влюбилось все женское население страны. Экранный роман между главными героями Артуром и Джеммой, которую сыграла Марианна Бебутова, перешел в реальную жизнь — Стриженов и Бебутова поженились вскоре после съемок.

Марианна и Олег Стриженовы. “Овод” 1955 г.

“Овод” стал блестящим стартом для кинокарьеры Олега и создал ему образ романтического героя. В его фильмографии будут лучшие кинофильмы, а почти все роли в них — главными: революционер Филипе Ривера в драме “Мексиканец” по рассказу Джека Лондона (для этой роли актеру пришлось не только научиться танцевать мексиканские танцы, но и по-настоящему боксировать), поручик Говоруха-Отрок в военной драме “Сорок первый”, в которой вторую главную роль Марютки исполнила актриса Изольда Извицкая. В 1957-м году режиссер Григорий Чухрай, Стриженов и Извицкая представят эту картину на Каннском фестивале, где она удостоится специального приза и получит мировое признание. К сожалению, творческая судьба Изольды сложилась совсем не так, как у ее партнера — звездная роль окажется единственной, а невостребованность приведет к алкоголизму и ранней смерти.

Лионелла Пырьева (Скирда). Фото ok.ru

Отношения Стриженова с детьми от предыдущих браков

Отношения со старшей дочерью Натальей (которая тоже стала актрисой) у Стриженова не сложились. По его словам, он делал для нее все: пытался наладить дружеское общение, поддерживал материально, помог с поступлением в ГИТИС (вернее, помогла Лионелла) но, видимо, дочь так и не смогла ему простить развод со своей матерью.

В 1984 г. Наталья Стриженова вместе с мамой приняла участие в интересном проекте Владимира Басова “Время и семья Конвей”.

Читать также  Отцы и дети: 8 родственных дуэтов в одном фильме

Жизнь Натальи сложилась несчастливо: высот в актерской карьере она не достигла, а после развода с актером Николаем Холошиным, в браке с которым у нее родилась дочь Александра, начала злоупотреблять алкоголем. Она ушла из жизни в 46 лет, скончавшись от одновременного приема алкоголя и снотворного.

Наталья Стриженова. Фото peoples.ru

С внучкой Александрой Холошиной Стриженов не общается. Сын от его брака с Любовью Земляникиной Александр Стриженов объясняет это тем, что его племянница когда-то очень сильно оскорбила деда. Еще до гибели матери, девушка оказалась на попечении своей бабушки Марианны (когда Наталья из-за своего пристрастия к алкоголю перестала о ней заботиться), но через год после смерти матери скончалась и бабушка. Александре в это время было всего 16 лет. Незадолго до своей кончины, Марианна заключила договор ренты на квартиру, в которой проживала с внучкой, из-за чего после ее смерти девушка лишилась жилья.

Александра Холошина. Фото vokrug.tv

Александра не получила образования, пошла работать официанткой в кафе. Вскоре вышла замуж, но вела аморальный образ жизни, поэтому муж ее выгнал и сам занялся воспитанием двоих совместных детей. Затем Александра пыталась заработать суррогатным материнством, а когда заказчик от детей отказался — сдала двойню в детский дом… и дальше в том же духе. В общем, невинной жертвой обстоятельств ее назвать сложно, но кто знает, как могла бы повернуться ее жизнь, если бы в трудную минуту рядом оказались родные люди?

Зато с сыном Александром Стриженовым (актером, кинорежиссером, сценаристом) и его семьей — актрисой Екатериной Стриженовой и внучками Анастасией и Александрой у Олега Александровича и его супруги Лионеллы прекрасные отношения. Александр и Екатерина успешны в профессии и счастливы в браке — в 2017-м году отметили его 30-тилетие, ведут светский образ жизни.

Александра (слева), Екатерина, Александр и Анастасия Стриженовы. Фото biographe.ru

Сниматься в кино Олег Стриженов прекратил уже очень давно — с 1988-го года. Он занялся тем, от чего отказался в молодости — живописью. Через 13 лет он сыграет свою последнюю главную роль английского миллионера Гагарина в мелодраме “Вместо меня” режиссера Владимира Басова-младшего (2000 г.) Кстати, сначала эту работу предложили Вячеславу Тихонову, но он отказался, так как счел вульгарным текст. Его партнерами будут актеры уже другого поколения — Сергей Безруков, Ирина Алексимова, Сергей Шкаликов и т.д.

Олег Стриженов и Лионелла Пырьева. Фото star-magazine.ru

В фильмографии Олега Стриженова не так уж много работ — чуть более сорока, но почти каждая из них — шедевр. Очень часто бывает, что как только актер пропадает с экрана, о нем забывают. А Стриженова зрители помнят до сих пор и пересматривают фильмы с его участием с огромным удовольствием и уважением к таланту великого актера.

Авторизация

или войдите через одну из социальных сетей:

Яндекс ВКонтакте Facebook Зарегистрироваться 23 июня 1923 г. — 4 октября 1985 г. 62 года рак Тегеран-43 (1980г., реж. Александр Алов, Владимир Наумов) Через тернии к звездам (1980г., реж. Ричард Викторов) / Глан Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979г., реж. Никита Михалков) Гараж (1979г., реж. Эльдар Рязанов) / Александр Григорьевич Якубов Трактир на Пятницкой (1977г., реж. Александр Файнциммер) Единственная дорога (1976г., реж. Владимир Павлович) Красное и черное (1976г., многосерийный, реж. Сергей Герасимов) / де Ля Моль / маркиз Бешеное золото (1976г., реж. Самсон Самсонов) На всю оставшуюся жизнь (1975г., многосерийный, реж. Петр Фоменко) Земные и небесные приключения (1974г., реж. Игорь Ветров) Попутный ветер (1973г., реж. Эльдар Кулиев) Миссия в Кабуле (1971г., реж. Леонид Квинихидзе) Первая девушка (1968г., реж. Борис Яшин) Продавец воздуха (1967г., телевизионный, реж. Владимир Рябцев) Неуловимые мстители (1966г., реж. Эдмонд Кеосаян) Я вижу солнце (1966г., реж. Лана Гогоберидзе) По тонкому льду (1966г., реж. Дамир Вятич-Бережных) Скверный анекдот (1966/1987г., реж. Александр Алов, Владимир Наумов) Ракеты не должны взлететь (1964г., реж. Алексей Швачко, Антон Тимонишин) главная роль / Генрих Дулькевич До завтра (1964г., реж. Александр Давидсон) Оптимистическая трагедия (1963г., реж. Самсон Самсонов) Сорок минут до рассвета (1963г., реж. Борис Рыцарев) главная роль Третий тайм (1962г., реж. Евгений Карелов) Монета (1962г., альманах, реж. Александр Алов, Владимир Наумов) Жизнь прошла мимо (1958г., реж. Владимир Басов) Поединок (1957г., реж. Владимир Петров) © 2003 — 2021 Ruskino.ru E-mail для информации и материалов info@ruskino.ru Реклама на сайте Россия

  • Форматы кино- и тв- фильмов
  • Категории кино- и тв- фильмов
  • Скоро на экранах
  • Актеры российского кино
  • Актрисы российского кино
  • Дети в российском кино
  • Селебрити в российском кино
  • Иностранцы в российском кино

СССР

  • Форматы кино- и тв- фильмов
  • Категории кино- и тв- фильмов
  • Актеры советского кино
  • Актрисы советского кино
  • Дети в советском кино
  • Знаменитости в советском кино
  • Детское кино Советские и российские фильмы для детей

Персоны

  • Актёры
  • Продюсеры
  • Режиссёры
  • Сценаристы
  • Операторы
  • Художники-постановщики
  • Композиторы
  • Каскадёры

Награды

  • Ника Национальная кинематографическая премия
  • Кинотавр Открытый российский кинофестиваль
  • Золотой Орёл Премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орел»
  • Видео Промо-видео (трейлеры, тизеры и т.п.)

3 октября – Глеб СТРИЖЕНОВ

Этого актера часто путали с его знаменитым братом – звездой отечественного кинематографа Олегом Стриженовым. Действительно, они были очень похожи внешне, хотя актерские их судьбы сложились по-разному. Если Олег, младший брат в этом тандеме, еще в молодости, со своей первой роли, с ходу ворвался на самую вершину кинематографического Олимпа, то его брат шел к своему успеху значительно дольше и популярность приобрел благодаря не главным ролям, а эпизодам или ролям второго плана. Из-за этого фанфары славы били в его честь значительно тише, что, конечно, несправедливо. Ведь звезд кинематографа не так много, а эпизодников тысячи, и стать великим среди них тоже удается не каждому. Этому человеку удалось.

Глеб Стриженов родился 27 июля 1925 года в семье военного. Его отец – Александр Николаевич – до революции окончил петербургскую Николаевскую кавалерийскую школу, а потом перешел на сторону Красной Армии. Вместе со своей женой – Марией Федоровной – он кочевал с места на место, поэтому жить им приходилось в разных местах: в Тифлисе, Петергофе, Ленинграде, Харькове, Благовещенске. И только в начале 30-х семья Стриженовых наконец окончательно осела в Москве. К тому времени в семье росли уже трое сыновей: Борис (сын Александра Николаевича от первого брака), Глеб и Олег. Двое последних впоследствии станут знаменитыми актерами, а вот Борису будет уготована иная судьба – он погибнет на фронте.

Стриженовы поселились в Замоскворечье, на улице Коровий Вал, в районе Добрынинской площади. Тогда там еще витал дух дореволюционной купеческой Москвы. Это был район сплошных голубятен, в переулках паслись гужевые лошади, привольно себя чувствовали куры и свиньи. Одним словом, не индустриальная Москва, а тихая провинция. Глеб вместе с братьями днем учился в школе, а вечерами пропадал в кинотеатре «Спорт», который стоял на месте нынешнего кинотеатра «Буревестник». Кино в те годы было чуть ли не главной страстью всех советских детей. По многу раз детвора смотрела хиты того времени: «Веселые ребята», «Чапаев», трилогию о Максиме и другие фильмы. Благодаря кино Глеб увлекся театром и подростком стал пробовать свои силы в разных театральных студиях. По его же стопам потом пойдет и младший брат Олег, а вот старший, Борис, пойдет по стопам отца – поступит в Саратовское летное училище. И когда начнется война, с первым же призывом попадет на фронт. Провоюет он почти полтора года – в ноябре 1942 года Борис погибнет в бою под Сталинградом.

Вслед за старшим братом отправится воевать и Глеб. Причем для того, чтобы его взяли, ему придется пойти на хитрость – исправить свой год рождения в метрике, прибавив себе лишних два года. Служить его определили в морскую пехоту. Воевал он где-то около года. Потом в бою под Херсоном его контузило, и после госпиталя он был комиссован.

Вернувшись домой, Стриженов устроился актером в труппу Театра Балтфлота, находившегося в Либаве. Театр гастролировал в разных местах: выступал на фронтах, в тылу. Спектакли игрались сплошь героические, и Глеб почти везде играл главных героев. Его внешность – высокий рост, красивое лицо – предполагала именно такие роли. После войны он перевелся в Ульяновский театр, а оттуда – во Владимирский. Играя на сцене, одновременно завершил среднее образование в школе рабочей молодежи. А потом жизнь Стриженова круто изменилась благодаря младшему брату Олегу.

Олег очень любил теперь уже своего единственного брата и постоянно думал о нем, мечтал, чтобы он жил рядом с ним. Но как это сделать, если театральная жизнь Глеба все время забрасывала его в города, далекие от Москвы? И тогда Олег придумал следующий план. Когда он заканчивал среднее театральное училище, он узнал, что при Театре Революции существует Московское городское театральное училище. Там учились такие звезды советского кино, как Иван Переверзев, Вера Васильева, а преподавателями выступали ведущие мхатовские актеры. Мечтая, чтобы Глеб туда поступил, Олег летом 1948 года, воспользовавшись тем, что родители были в командировке, отправился к брату во Владимир, чтобы уговорить его поступить в МГТУ. Причем поехал не один, а взял с собой немецкого шпица Мишу, которого ему в подарок привез с фронта Глеб.

Приехав на место, Олег узнал, что Глеба в городе нет – он уехал с театром на гастроли в Гусь-Хрустальный. Тогда Олег и шпиц отправились по его же маршруту. Добирались до Гусь-Хрустального почти сутки, но все-таки добрались. Когда Глеб увидел их в своем гостиничном номере, с ним случился шок. А когда он узнал, какая причина привела его младшего брата к нему, шок усилился. «Никуда я поступать не буду!» – сказал Глеб как отрезал. Ему, фронтовику, казалось неловким сидеть за одной партой со вчерашними школьниками. Однако Олег все равно своего добился. Вернувшись домой, он рассказал обо всем родителям, и уж те приложили все силы, чтобы уговорить сына переехать в Москву. Так Глеб стал студентом МГТУ. Там он проучился ровно год, а когда это училище расформировали, ему предложили, как самому талантливому на курсе, перейти в Школу-студию при МХАТе, где его учителем стал Василий Осипович Топорков – великий мастер.

Школу-студию Глеб закончил в 1953 году и был распределен далеко от Москвы – в Иркутский драмтеатр. Там сыграл несколько ролей, но самой звездной стала одна – роль Геннадия в драме Бориса Ромашова «Огненный мост». Чуть ли не весь Иркутск ходил на этот спектакль исключительно ради того, чтобы посмотреть, как играет Глеб Стриженов. После спектакля молодого актера десятки раз вызывали на «бис», забрасывали цветами, а у выхода из театра дожидались толпы поклонниц. Это была настоящая слава: пусть и не такая громкая, как могла быть в столице, но все-таки слава. Однако именно желание работать в Москве в итоге и решило дальнейшую судьбу Стриженова: в 1954 году он вернулся в столицу и устроился сначала в Театр транспорта (Театр имени Гоголя), а потом перешел в Театр Плотникова на Таганке. Именно тогда, в середине 50-х, Стриженов женился: его женой стала молодая актриса Театра транспорта Лидия. В этом браке у них в 1955 году родилась дочь Елена.

Несмотря на то что в Москве у него не было той славы, как в Иркутске, Стриженов не отчаивался, полагая, что рано или поздно он ухватит свою «птицу счастья» за хвост. На эти мысли его наталкивала и судьба младшего брата Олега, который сразу после окончания Театрального училища имени Щукина сумел прославиться на всю страну, сыграв Овода в одноименном фильме. Глеб считал, что придет время, и его имя тоже прогремит не менее сильно.

Между тем своим приходом в кино Глеб опять же обязан младшему брату. Случилось это в 1956 году, когда Олег снимался в фильме «Хождение за три моря». Натурные съемки проходили в Индии, но одновременно надо было сделать несколько кадров на «Мосфильме». Узнав о том, что режиссер срочно ищет для этих кадров дублера, похожего на него, Олег, который был в Индии, немедленно вспомнил про своего брата Глеба. «Мы с ним похожи, как близнецы», – заверил Олег режиссера, чем и решил исход дела. Глеба вызвали на «Мосфильм» и с первого же захода отсняли все нужные кадры. Но этот приезд на студию предрешил и дальнейшую судьбу Глеба. На студии он познакомился с Владимиром Басовым, и когда через год тот приступил к съемкам фильма «Необыкновенное лето», тот вспомнил про Глеба и пригласил его на роль Игната Ипатьева. Роль хоть и не главная, но весьма заметная. Еще через год Басов взял Стриженова еще в один свой проект – фильм «Жизнь прошла мимо». В кулуарах студии потом судачили, что эта дружба двух фронтовиков была замешена не только на творчестве, но и на водке – и Басов, и Стриженов любили выпить и никогда не упускали случая посидеть в теплой компании. Они и уйдут почти одновременно: Стриженов в 85-м, а Басов спустя два года.

В то время как Глеб Стриженов перебивался в кино ролями второго плана или эпизодами, его младший брат Олег за несколько лет вырос до мегазвезды советского кинематографа. Практически каждый год на экраны страны выходили фильмы с его участием, которые возносили его на киношный Олимп все выше и выше. Началось с «Овода», потом были: «Сорок первый», «Мексиканец», «Капитанская дочка», «Хождение за три моря», «Северная повесть», «В твоих руках жизнь». Однако, идя параллельными курсами, родные братья в течение нескольких лет ни разу не пересекались в совместных проектах. Так продолжалось до 1962 года, пока режиссер Самсон Самсонов не взялся экранизировать «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского. Режиссер долго подбирал актеров на главные роли, а вот с эпизодниками все вышло гораздо проще. В фильме был эпизод с участием двух белогвардейских офицеров, и Самсонов практически сразу понял, кто именно будет их играть: братья Стриженовы. Их врожденная военная выправка (недаром родились в военной семье) и благородная внешность настолько бросались в глаза, что роли достались им без проб.

Эпизод снимался в июле 62-го на Днепре рано утром. Было холодно, и оператор собирался только имитировать выход офицеров из реки – предварительно побрызгав на них из лейки водой. Однако братья Стриженовы отказались от имитации и сами полезли в реку. Вся массовка глядела на этот заплыв с удивлением, поскольку никак не ожидала от достаточно известных уже актеров такой самоотверженности. Но надо было знать Стриженовых – они иначе поступить не могли, поскольку всегда серьезно относились к своей профессии. Как рассказывает Олег Стриженов: «Мы стоим, и всем видно – только что вышли из реки, вода стекает с лица, с одежды. И мы себя чувствуем по-настоящему офицерами времен Гражданской войны, а не современными паяцами, которых хотели похлопать мокрой ладошкой по плечам».

Спустя восемь лет братья снялись еще в одном фильме – «Миссия в Кабуле». Но там они уже играли совсем другие роли – двух антиподов, двух врагов. По мнению специалистов, у Глеба Стриженова это была одна из самых интересных психологических ролей в его карьере.

В отличие от брата Глеб Стриженов, проработав более 20 лет в кинематографе, так и не дождался главной роли. В основном его снимали в эпизодах, используя фактурную внешность. Играл он обычно либо аристократов, либо военных. Однажды сыграл даже священнослужителя. И хотя ролька была крохотная, но сам фильм стал хитом – это первая серия «Неуловимых мстителей».

Стоит отдать должное актеру, у него было несколько возможностей сыграть главные роли, но он сам от них отказывался. Но не из-за боязни, что не справится с материалом, а потому, что не хотел фальшивить в кадре, играть героев, несвойственных своему облику и характеру. Так, например, было в середине 60-х, когда Стриженов отказался от главной роли в фильме «Председатель». Он объяснил режиссеру фильма, что почти ничего не знает о деревенской жизни и работе председателя колхоза. Эту роль в итоге сыграл Михаил Ульянов и был вознагражден за нее множеством призов на различных кинофестивалях.

В конце того же десятилетия был другой случай: Стриженову очень понравилась одна роль, ради нее он отказался сразу от нескольких предложений, но в итоге остался ни с чем. Речь идет о роли белогвардейского генерала Хлудова в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег». С этими режиссерами актер давно дружил и успел сняться у них в двух фильмах: «Монета» и «Скверный анекдот». Но это были небольшие роли, а в «Беге» ему предлагалась роль-мечта: большая, интересная. Стриженов буквально загорелся этой ролью и, уже практически утвержденный, начал усиленно к ней готовиться. Он обложился книгами по белогвардейскому движению и сутки напролет читал их, выискивая по крупицам те детали, которые помогут ему сыграть роль Хлудова (прототипом его был знаменитый генерал деникинской и врангелевской армий Яков Слащов). Когда настала пора сниматься, Стриженов был во всеоружии и готов приступить к работе. Но случилось неожиданное. На пробах режиссеры внезапно оказались под впечатлением таланта другого актера – Владислава Дворжецкого. Он тогда работал в провинции, в кино ни разу не снимался и тоже мечтал об этой роли. По типажу они со Стриженовым были абсолютно разными: если Стриженов внешне выглядел как типичный аристократ, этакая «белая кость, голубая кровь», то Дворжецкий больше напоминал собой городского интеллигента, разуверившегося в своих идеалах. В результате долгих раздумий режиссеры выбрали трактовку Дворжецкого. Для Стриженова это было сильным ударом, который на несколько месяцев выбил его из строя.

Гораздо легче актер перенес другую неудачу – непопадание на роль Шелленберга в телесериале «Семнадцать мгновений весны», поскольку от нее он отказался сам. Он знал, что съемки многосерийного фильма растянутся не на один месяц и даже год, поэтому побоялся связывать себя по рукам и ногам. «Застряну ведь с этим немцем!» – сказал тогда Стриженов.

Несмотря на нелады со здоровьем, которое все чаще стало подводить артиста, в последние десять лет жизни Глеб Стриженов продолжал активно сниматься в кино. Он записал на свой счет еще порядка десяти картин, среди которых даже была одна комедия – «Гараж» Эльдара Рязанова. Правда, у Стриженова в нем была не комедийная роль – кстати, единственная в фильме. Но снимался он в этом фильме уже больной и даже не смог прийти на озвучание – это сделал за него его друг, актер Владимир Прокофьев. Из других заметных ролей актера в то десятилетие стоит отметить еще три: маркиз де ля Моль в телесериале «Красное и черное», штабс-капитан Гребин в «Трактире на Пятницкой» и Жерар Симон в шпионском боевике «Тегеран-43». Громче всех прозвучала первая роль, которая была оценена даже за пределами Советского Союза. Когда сериал «Красное и черное» был показан по французскому телевидению, тамошние газеты написали, что единственный настоящий француз в картине – Глеб Стриженов.

В 1984 году Стриженов снимался в Киеве в картине «Канкан в Английском парке». Это была его 44-я роль в кино. Опять небольшая, однако писалась она именно на него, и отказаться сниматься актер не мог. И хотя в те дни его все сильнее беспокоило сердце, он отправился на съемки. И там, прямо на съемочной площадке, ему стало плохо. Причем партнеры Стриженова поначалу не заметили этого, а сам Стриженов постеснялся сказать им об этом, чтобы не прерывать работу. И только когда съемка закончилась, он схватился за сердце и опустился на кушетку. Когда к месту съемок приехала «Скорая помощь» и удивленный врач спросил Стриженова, почему он терпел до последнего, тот ответил: «У меня ведь был еще один кадр в конце съемочного дня». Тогда медицине удалось успокоить его сердце. Однако тот «звонок» оказался предвестником скорой трагедии.

В июле 1985 года Глеб Стриженов отметил свое 60-летие, а спустя два с половиной месяца – 3 октября – скончался. Актера, который был курильщиком с большим стажем, унес из жизни рак легких. В некрологе, который появился в те дни, коллеги Стриженова написали: «Всей своей жизнью, всей своей нелегкой актерской судьбой, всем своим беспокойным сердцем Глеб Стриженов утверждал вечные истины, которые только и составляют человеческую сущность: доброта, любовь, бескорыстие, благородство».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Биография Олега Стриженова

Олег Стриженов – народный артист Советского Союза, театральный и киноактер, прославившийся многочисленными ролями, которые называют эталоном истинного профессионализма. Образы, созданные актером, отличает благородство и внутренняя сила, подлинная страсть и утонченный романтизм. image На фото: Олег Стриженов Член Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Удостоен многочисленных наград, как правительственных, так и профессиональных, в числе которых премия «Золотой орел» за весомый вклад в отечественный кинематограф.

Детство и юность: Благовещенск – Москва – Таллинн

Олег родился летом 1929 года в семье Александра Николаевича и Ксении Алексеевны Стриженовых: офицера Красной армии и бывшей воспитанницы Смольного института благородных девиц. Отец с матерью познакомились во время гражданской войны. По сути, Александр отбил ее у своего непосредственного начальника, чьей женой на тот момент она была. У Ксении уже был сын Борис. Создав новую семью, родила сына Глеба, а затем и самого младшего, Олега. Все вместе жили на Дальнем Востоке, в городе Благовещенске, где служил Александр Николаевич. image Олег Стриженов в детстве с родителями В середине тридцатых годов Стриженова перевели в Москву, куда он переехал вместе с семьей. Здесь Олег открыл для себя магию кино – неподалеку от дома были кинотеатр «Авангард» и Первый детский кинотеатр, на сеансах которого мальчик частенько прогуливал уроки. Кино, если нас не выгони, мы смотрели бы сутками. Все, кого я видел на киноэкране до войны и во время войны, — мои любимцы, кумиры.Здесь Борис окончил летное училище и, когда началась война, отправился с отчимом на фронт. Когда на старшего брата пришла похоронка – летчик-истребитель героически погиб под Сталинградом – на войну практически сбежал Глеб, исправив в метрике дату рождения. Среднего сына мама увидела скоро: в первом же бою его тяжело контузило, к дальнейшей службе Глеба признали негодным, комиссовав в тыл. image Братья Стриженовы – Глеб и Олег Олег тоже не остался в стороне от лозунга «Всё для фронта! Всё для победы!». Он устроился в НИКФИ [Научно-исследовательский кинофотоинститут – прим. uznayvse.ru] механиком аппаратуры в цеху по обработке кинопленки. В военные годы он окончил Театральное художественно-техническое училище, получил квалификацию кинотехника. В 1945 году – Олегу только-только исполнилось шестнадцать лет – его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». image Олег Стриженов в молодости Глеб, оправившись от контузии, стал театральным актером. Олег, боготворивший старшего брата, решил последовать его примеру и поступил в театральное училище имени Бориса Щукина. В студенческие годы играл на театральной сцене Ромео в знаменитой трагедии Шекспира, Самозванца в постановке «Борис Годунов», Жадова в спектакле «Доходное место». image Олег Стриженов в дипломном спектакле (1953) В 1953 году парень уехал по распределению в Таллинн, где после войны был открыт Театр русской драмы (сейчас Русский театр Эстонии). Там молодого актера сразу же ввели на роль Незнамова в постановку по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Эстонские театралы запомнили его и в спектакле «Беспокойный характер», где он сыграл очеркиста Груздя, и в постановке «Над Днепром» в роли Нетудыхаты. image Стриженов гримируется к спектаклю «Борис Годунов»

Блестящий кинодебют и переезд в Ленинград

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» режиссер Александр Файнциммер приступил к экранизации произведения английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод». К поиску актеров подходили трепетно, главный герой должен был быть не просто красивым, а ярким и благородным, который станет символом советской эпохи. На роль Артура/Овода пробовались многие молодые актеры, в том числе Юлиан Панич и Сергей Бондарчук. Но лишь Стриженов, которого пригласили из Таллинна после блестящей театральной игры, сумел произвести впечатление на требовательную комиссию. Олег уволился из театра и переехал в Ленинград. На съемки выехали в крымскую Алушту – пейзажи были наиболее похожи на итальянские. image Олег Стриженов в фильме «Овод» Образ восторженного молодого человека, превратившегося в непримиримого и жесткого революционера, Стриженов воплотил блестяще. Он был настолько органичен и страстен, что даже автор произведения назвала игру актера потрясающей. Кстати, правительственным постановлением для Войнич был определен гонорар в пятнадцать тысяч долларов за издания книги в СССР, и ей же была передана узкопленочная копия фильма. image Олег Стриженов в роли Артура Бертона Олега Стриженова, сыгравшего главную роль, практически боготворили. Иметь его фотографию в коллекции известных актеров стало заветной мечтой влюбленных в него поклонниц. А в прокате ленту посмотрело почти сорок миллионов человек. Знаменитый кадр из фильма «Овод» На съемках Стриженов влюбился в исполнительницу роли Джеммы. Ее звали Марианна Грызунова- Бебутова, и вскоре она стала его женой. Брак ознаменовался рождением дочери Натальи. На съемках «Овода» Стриженов встретил жену

Расцвет карьеры

Героическое амплуа Стриженова пришлось кстати и на «Мосфильме», где он снялся в картине по произведению Джека Лондона «Мексиканец», а затем воплотил на экране образ поручика Вадима Говорухи-Отрока в художественном фильме Григория Чухрая «Сорок первый». Его партнершей в этой ленте стала Изольда ся. Прекрасный и исторически правдивый образ легендарного путешественника Афанасия Никитина был создан Стриженовым в совместном советско-индийском проекте «Хождение за три моря» (1958). Олег Стриженов в фильме «Хождение за три моря» Звезда Стриженова разгорелась очень ярко, его называли советским Жераром Филиппом, но драматургия французского «Фан Фан Тюльпана» не шла ни в какое сравнение с работами в кино Олега Стриженова. Амплуа романтичного героя, которое, казалось бы, не могла сказать ничего нового, он наполнял такими нюансами, что даже неискушенный зритель понимал, не все в ленте так просто, как кажется на первый взгляд. Однако воплощая на экранах бунтарей, романтиков, революционеров, в жизни он, по собственным словам, был разбитным парнем, его интересовали спорт, коньки, голуби, драки и кино. Молодой Олег Стриженов Актер снялся в главных ролях в таких фильмах как «В твоих руках жизнь», «Белые ночи», «Приступить к ликвидации». В 1969 году Стриженов стал народным артистом РСФСР. С особым трепетом играл в картинах по русской классике: в «Северной повести» он воплотил образ русского офицера Павла Бестужева, в «Дуэли» – чиновника Ивана Лаевского, мучимого бесцельностью и скудостью собственной жизни. Пронзительным и неистовым был его Герман в фильме-опере «Пиковая дама». Прекрасно удавались актеру роли дворян, его аристократизм и интеллигентность были не наигранными, жесты и мимика отражали малейшие нюансы характерных героев. Такими были его Петр Чайковский в «Третьей молодости», князь Волконский в «Звезде пленительного счастья», князь Василий Голицын в «Юности Петра», Вадим Дульчин в «Последней жертве». Олег Стриженов в фильме «Звезда пленительного счастья»

Несостоявшийся Андрей Болконский

В 1962 году Стриженов прошел пробы в грандиозный кинопроект «Война и мир», который поручили снимать Сергею Бондарчуку. Фотографии артиста в образе были опубликованы в «Огоньке». Никто не сомневался, что статный, подтянутый актер – идеальная кандидатура на роль Андрея Болконского. Олег Стриженов на пробах на роль Андрея Болконского Но накануне запуска проекта в производство Олег Александрович отказался сниматься у Бондарчука, объяснив, что не может терять несколько лет, поскольку он собирается служить во МХАТе, что подразумевает большую занятость. Возможно, он затаил на режиссера обиду, так как тот не позвал его на пробы в первую очередь. Режиссер обиделся и нажаловался в Госкино. Об инциденте узнала министр культуры Екатерина Фурцева, которая лично отвечала за создание киношедевра. Собрав в кабинете членов съемочной группы, Фурцева позвонила актеру домой, но Стриженов в этот момент спал и не разобрал спросонья, кто с ним разговаривает. Подумав, что это очередная поклонница, практически нагрубил министру и положил трубку. Фурцева перезвонила еще раз, Олег Александрович стал извиняться, затем поинтересовался причиной звонка. Министр попросила его приехать. Через час актер был в Министерстве культуры Советского Союза. Увидев в кабинете министра своих коллег, Олег сразу догадался, по какому поводу его вызвали. Фурцева подтвердила его догадку, спросив, почему «любимый актер молодежи» не желает воплотить на экране «любимого литературного героя молодежи». На что Стриженов ответил: Нас в школе и в институте учили, Екатерина Алексеевна, что любимыми образами молодежи являются Павка Корчагин и Овод. А вот то, что князь Андрей Болконский является любимым героем молодежи, я слышу впервые.И далее уточнил: В прессе в последнее время пишут, что у Стриженова все хорошо, публика его любит за те роли, которые он играет, но мы ждем от него образ советского положительного героя…Так зачем же вы меня опять в князья, в эполеты?.. Нет! Я буду ждать и искать «советского положительного героя».Таким неожиданным образом в грандиозную эпопею вместо Стриженова попал Вячеслав Тихонов, которого эта роль сделала знаменитым. А Стриженов выходил на театральную сцену: в 1964 году сыграл Тятина в постановке «Егор Булычев и другие», затем Треплева в «Чайке», Мортимера в шиллеровской «Марии Стюарт». В театре он встретил свою вторую жену Любовь, которая подарила ему сына Александра. 1969 год ознаменовался присвоением Стриженову звания народного артиста РСФСР. Олег Стриженов в спектакле «Чайка» В кино же Олег Александрович перестал сниматься еще до распада СССР. Его высокая требовательность не позволяла ему играть непонятных персонажей, да и возраст уже давал о себе знать. Он сыграл напоследок еще одного князя, Ухтомского, в военной драме «Оглашению не подлежит» и исчез с экранов вплоть до начала нулевых. Кадр из фильма «Оглашению не подлежит» Лишь Владимиру Басову-младшему он дал свое согласие на съемки в его драме «Вместо меня», где его партнером стал Сергей Безруков. Стриженов сыграл прикованного к коляске английского миллионера Александра Гагарина. «Вместо меня»: Олег Стриженов и Сергей Безруков

Личная жизнь Олега Стриженова

Со своей первой женой, Марианной Грызуновой-Бебутовой, Стриженов познакомился на съемках «Овода» в середине 50-х. Семейная жизнь была непростой, дочь Наталья не скрепила брак и в 1968 году актеры решили развестись. Марианна Бебутова и Олег Стриженов в фильме «Овод» Будучи женатым на Марианне, актер не стеснялся обращать внимание на других прекрасных женщин. Так, на съемках в Одессе он познакомился с юной актрисой Лионеллой Скирдой. Но, поскольку Стриженов был несвободен, девушка запретила себе думать о дальнейших отношениях. Через некоторое время Лионелла стала женой известного кинорежиссера Ивана Пырьева. Лионелла Скирда в молодости На театральных подмостках МХАТа Олег Стриженов встретил и свою вторую жену, актрису Любовь Лифенцову-Земляникину, с которой прожил шесть лет. В 1969 году у пары родился сын Александр, ныне известный продюсер и режиссер. Сейчас Любовь Стриженова живет в монастыре Впоследствии Любовь Стриженова получила титул Народной артистки России, но с каждым годом мирское привлекало ее все меньше. Она была набожной женщиной и в 2008 году окончательно порвала с окружением, уйдя в монастырь. Теперь она носит имя Иудифь. В середине 70-х судьба вновь столкнула Стриженова с Лионеллой, уже несколько лет вдовой. Они вместе работали над фильмом «Последняя жертва», побывали на гастролях в Одессе, и чувства разгорелись вновь. Так что вскоре после возвращения в Москву Стриженов публично сделал любимой женщине предложение Лишь много лет спустя они, будучи оба свободными, встретятся снова и уже не расстанутся. Более сорока лет они живут вместе. Олег и Лионелла Стриженовы В 2003 году дочь актера Наталья Стриженова, пристрастившаяся к алкоголю после развода с мужем, скончалась в возрасте сорока шести лет, оставив знаменитому отцу внучку – Александру Холошину. Наталья Стриженова и Александра Холошина Еще двух внучек в браке с Екатериной Стриженовой подарил ему сын: одну из девочек тоже зовут Александрой, вторую – Анастасией. Также у Олега Стриженова есть пятеро правнуков. Александра и Анастасия Стриженовы (2015)

Олег Стриженов сейчас

В 2020 году актеру исполнился 91 год. Он остается непубличным человеком, после девяностолетнего юбилея не принимает гостей, кроме самых родных. Рядом с ним всегда находится любимая жена, которая принимает звонки по телефону и объясняет, что Олегу Александровичу скучно общаться с какими бы то ни было журналистами. Олег Стриженов уже давно ведет непубличную жизнь

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий