Актриса Марина Ладынина — биография, личная жизнь, семья, дети: расплата за гордость…

В интервью «МК» сын легендарной актрисы развенчал мифы о своей матери. Белокурая девушка с искрящимися глазами. Наслаждающаяся собственной красотой, славой, народной любовью. Пожилая женщина. Ненавидящая свое отражение в зеркале. Немощная, больная. Никому не нужная. Себе в первую очередь.

В интервью «МК» сын легендарной актрисы развенчал мифы о своей матери.

Белокурая девушка с искрящимися глазами. Наслаждающаяся собственной красотой, славой, народной любовью.

Пожилая женщина. Ненавидящая свое отражение в зеркале. Немощная, больная. Никому не нужная. Себе в первую очередь.

24 июня страна отмечает столетие Марины Ладыниной. Пожалуй, самой загадочной звезды тоталитарной эпохи. Актрисы, жизнь которой разделилась на «до» и «после».

До и после Пырьева.

«До» были — «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки».

«После» — 50 лет молчания, забвения и скорби. 50 лет, окутанные самыми немыслимыми слухами и легендами.

— 99 процентов из того, что было написано о матери, — вранье! — с такого заявления начал свой рассказ сын великого режиссера и легендарной актрисы Андрей Ладынин.

Кинорежиссера Андрея Ладынина часто приглашают в различные ток-шоу, просят об интервью. Ответ всегда один: «нет».

«Как, — удивляются журналисты, — вы не хотите рассказать о своих родителях?!» «Кому?» — переспрашивает он в ответ. «Народу». «Нет, — говорит, — не хочу».

Андрей Иванович до сих пор не может забыть, как во время похорон, едва гроб матери засыпали землей, к нему подошла съемочная группа: «Скажите что-нибудь». «Вы с ума сошли! — Ладынин не сдержался. — Похоронили мою мать! Что я должен комментировать?! Что говорить?!!»

— Я бы и вас послал, — признается Андрей Иванович. — Но просто за эти пять лет, что нет матери, я устал уже от того бреда, который приходится слушать и читать. Ведь до чего додумались! Оказывается, мать последние годы жизни преподавала самодеятельность для официанток. Оказывается, умерла в нищете. А мой сын — что самое вопиющее! — отбирал у нее жалкую пенсию. За такое бы в суд подать, да мороки много. Лучше, наверное, один раз рассказать, как на самом деле было.

МИФ 1-Й. После развода всесильный Пырьев запретил снимать свою бывшую супругу.

— Когда они расстались, мать была очень злая на отца, много гадостей мне про него говорила. Но никогда я от нее такой истории не слышал — будто Пырьев запретил режиссерам снимать Ладынину. Да и как он мог запрещать! Развелись родители в 62-м. К тому времени Пырьев не был ни директором «Мосфильма», ни председателем Союза кинематографистов. И в качестве кого он мог запрещать?!

Мать не снималась, потому что не хотела играть старух. Ее приглашали в картины, делали пробы. Но когда она видела эти пробы, она всякий раз повторяла: «Это не я! Выгоните оператора!» А Николаю Губенко, который пригласил мать в очень хорошую картину «И жизнь, и слезы, и любовь», она так и заявила: «Чтобы я играла старуху — да никогда в жизни!»

Лет 15 мать не хотела выходить на пенсию. Отказывалась как могла, хотя пенсия у нее была как зарплата замминистра. Ее воротило от самого слова «пенсионер», это слово она запрещала при себе произносить даже. Она ненавидела свой возраст, и это была самая настоящая патология. Когда приближалось 90-летие Ладыниной, про нее вспомнили, стали засыпать всевозможными наградами. Помню, позвонил ей: «Мам, я слышал, тебе «Нику» собираются давать». Она в ответ: «Да, сволочи, собираются». «Почему сволочи?» — «Как?! Теперь все узнают, сколько мне лет!» На полном серьезе!

МИФ 2-Й. В замужнюю Ладынину без памяти влюбился тогдашний министр госбезопасности Абакумов и терроризировал актрису своими ухаживаниями.

— Нет, Абакумов не преследовал ее. Просто очень редко он звонил матери и приглашал на прогулку. Брал ее за руку, сажал в машину, несколько часов они катались по Москве, а вечером Абакумов провожал мать домой. Вот такая платоническая любовь. И продолжалась она, кстати, очень недолго.

Конечно, мама очень боялась этого человека. И отец боялся. По вечерам на кухне мать все ему рассказывала. Помню, папа как-то сказал: «Не надо ничего делать! Ты с ума сошла!» Абакумов же мог пристрелить его в две секунды, никакие бы связи отцу не помогли.

Кстати, Абакумов помог нашей семье уехать в эвакуацию. В тот день он пришел на вокзал, но так и не подошел к матери — стоял и смотрел издалека. На том все и закончилось — больше Абакумов о себе не напоминал.

МИФ 3-Й. У Ладыниной завязался роман с итальянцем, и под этим соусом НКВД пытался завербовать актрису в качестве сексота.

— Соответствует действительности. Мать очень не любила рассказывать эту историю, однажды только, помню, обмолвилась: «Не понимаю, почему меня тогда не посадили».

Это было, когда она еще не знала отца. Мать закончила училище, ее взяли во МХАТ. И вот тогда на каком-то приеме Ладынина познакомилась с итальянским дипломатом. Он звал ее замуж, хотел увезти в Италию.

Тогда мать вызвали на Лубянку. Сказали: непременно выходить замуж и «стучать». Уезжать она не хотела. Тогда ей предложили: ладно, замуж не надо. И «стучать» не надо. Вы продолжите встречаться с итальянцем. В один из вечеров в ресторане к вам подойдет человек, и вы его представите как хорошего знакомого. Мать и на это не согласилась.

Ее тут же уволили из театра, пообещали, что никогда она не будет сниматься в кино. Итальянец тот вскоре уехал. Обещал вернуться, но… И какое-то время, чтобы заработать на жизнь, мать стирала белье. Пока не встретила Пырьева, а он сумел ее отстоять. То есть если бы не НКВД, мать не встретила бы Пырьева и не стала бы великой актрисой.

МИФ 4-Й. Ладынина была ярой антисталинисткой, чуть ли не диссиденткой. Всю жизнь она мечтала рассказать правду об ужасах коллективизации.

— Это все Сванидзе придумал. Он снимал про Ладынину фильм, но не успел, потому что она умерла. Сванидзе хотел убедить мать, чтобы она на всю страну сказала, что является жертвой сталинизма. Мать говорила ему: «Вы с ума сошли, у меня пять Сталинских премий!» Тогда они стали подругу матери уговаривать: дескать, Марина не хочет, так вы скажите. Та их чуть ли не матом послала.

По правде сказать, мать была недостаточно образованна, чтобы всерьез рассуждать на эту тему. К Сталину она относилась как и все: знала, что сажают, и очень боялась. Но в тюрьме мать не сидела, и о том времени она вспоминала хорошо.

МИФ 5-Й. Актриса и режиссер разошлись из-за того, что Пырьев был жутким ловеласом, не пропускал ни одной юбки. И Ладынина не могла смириться с его многочисленными увлечениями.

— Знаете, почему все режиссеры женились на актрисах? Времени не было! Кино — если бы вы сняли хоть одну картину, вы бы поняли — это работа 24 часа в сутки. Каким ловеласом?!

Да, у отца был мимолетный роман с актрисой Марченко, которая у него снималась. Пырьев тогда лежал в больнице, ему делали какую-то несложную операцию, Марченко его навещала. И в один из своих визитов она разделась и влезла к нему в постель. А он почему-то не стал отказываться.

Мой сводный брат Эрик (сын Пырьева от первого брака. — Авт.) долго тогда объяснял отцу, кто такая Марченко, — тот все не верил. Потом сам поймал ее с каким-то мужиком, и все было кончено.

Вообще у отца с матерью были хорошие отношения, пока она не начала стареть. С возрастом мать всех стала ненавидеть — всех людей на свете! Почти каждый день такое случалось: вот она встанет утром, в зеркало посмотрит — все, дома скандал. Постоянно лаялась, раздражалась, была очень сварливой. Придиралась к любой мелочи.

И все равно отец бы не ушел от нее, он был очень терпеливый. Я видел, как при массовке в тридцать человек мать обзывала его кретином. И он терпел, потому что процесс идет, и если сейчас он вспылит, нужно будет отменять съемку.

А после той истории с Марченко, которая длилась очень недолго, папа вернулся домой. Мать его приняла, и все было нормально — они жили вместе, обо всех обидах вроде как забыли. И вдруг отцу приносят бумагу — Ладынина на него в ЦК «телегу» накатала: просила наказать, привлечь, отчитать. Именно за историю с Марченко, которая уже год как кончилась. Отец как увидел это письмо — собрал вещи и ушел.

Больше они не виделись ни разу. Мало того: мать пережила отца на 35 лет и ни разу за это время не сходила на его могилу. На могилу человека, с которым прожила всю жизнь! Так и не простила отца до смерти!

МИФ 6-Й. После развода родителей Андрей остался с отцом. Ему, как представителю золотой молодежи, куда удобнее было жить с прославленным режиссером, чем с никому не нужной отставной актрисой.

— Какая я, к черту, золотая молодежь! Когда они стали разъезжаться, я пришел к матери и спросил: «Ты хочешь, чтобы я жил с тобой, или нет?» Она сказала категорически: «Нет». На хрен, говорит, мне твоя жена! Вы здесь будете жить, она еще рожать начнет!

Она и жену мою терпеть не могла только за то, что та сделала ее бабушкой. Но наши отношения из-за этого не испортились — у нас они всегда были ровные. Ну да, ругались. Но все с матерями ругаются — это нормально.

МИФ 7-Й. Ладынина умирала в жуткой нищете. Чтобы хоть как-то прокормить себя, однажды ей пришлось продать свое лучшее концертное платье.

— Чушь несусветная! Много лет вместе с бригадой «Товарищ кино» мать ездила по городам и весям, давала концерты и зарабатывала огромные деньги. За две программы можно было «Жигули» купить!

После развода отец оставил ей дачу, у матери была машина с водителем. Она получала пенсию, доплату от президента, доплату от Союза кинематографистов, от «Мосфильма». И потом все время находились какие-то люди — меценаты, спонсоры, которые давали ей деньги. Там две тысячи долларов, сям две тысячи!

А что ей к тому времени нужно было? Платья она не носила. Кушала кашку, тарелку в день. Что еще?..

Ей уже ничего не надо было. Жизнь матери состояла лишь в каждодневном преодолении жуткой боли. У нее болели ноги, у нее стоял кардиостимулятор, она почти не видела. Даже встать с постели для нее была проблема!

Вообще, до этого возраста доживать не надо, никому не советую. Последние годы мать постоянно жаловалась на жизнь. У нее все было плохо. Все! Муж плохой, роли плохие, жизнь плохая, квартира плохая, дача плохая! Ну есть такие люди, которые всем недовольны. Лет пять последних она вообще говорила, что ей жить надоело.

МИФ 8-Й. В конце жизни Марина Алексеевна целиком и полностью зависела от своей приживалки Ирины Сединковой — провинциальной девушки, которую однажды приютила.

— Последние пару лет так и было. Ну 94 года — что вы хотите! Мать тогда уже и меня не узнавала. А однажды она позвонила моему сыну и поздравила его с днем рождения, как будто он — Иван Александрович Пырьев.

Периодически мать просила меня выгнать эту Ирину. Но когда я приезжал, всякий раз она говорила «не надо». И так продолжалось несколько лет. Вообще, чаще всего я наблюдал такую картину: мать на эту Иру орет, хамит ей. Та в ответ — ни полслова, лишь опускает глаза.

На самом деле я долго не знал, что там происходило. Только после смерти матери все стало ясно — сейчас уже двух мнений быть не может: хоть воровать там особо нечего, эта Ирина умудрилась украсть все, что было можно.

Лучко мне рассказывала такую историю. За несколько лет до смерти матери был юбилей фильма «Кубанские казаки». В Краснодарском крае губернатор собрал всех оставшихся в живых артистов и подарил им по «Волге». Мать, естественно, поехать не могла, и ей выписали деньги. Так, оказывается, Ирина эти деньги получила, а мать их и не видела. Даже не знала про эти деньги ничего!

Конечно, Ирина матери помогала: она сидела с ней, ухаживала. Но за это она жила в Москве, ездила на два месяца в правительственный санаторий, пользовалась деньгами. Кончила ВГИК, в конце концов, — мать Баталова за нее попросила.

Тут еще такой момент. Именно под влиянием своей приживалки мать последние несколько лет стала сниматься на ТВ, давать интервью. Ирина была просто на седьмом небе от счастья: она назначала съемки, командовала, сидела рядом с матерью. И ее снимали, и ее фотографировали. Но это еще что: ведь после смерти матери эта Ирина стала выдавать себя за племянницу Ладыниной!

МИФ 9-Й. В последние годы Марина Алексеевна вела замкнутый образ жизни, ни с кем не общалась, самым близким существом для актрисы стала ее собака.

— Начнем с того, что собаки у нее вообще не было. А во-вторых, когда человеку 90 с лишним, то большинство его знакомых отошли уже в мир иной. Но к матери и я часто приезжал, и сын мой. А еще жена Ельцина ее регулярно навещала. Наина Иосифовна занималась благотворительностью: собирала пожилых актрис, помогала им жить, доставала бесплатные путевки в правительственный санаторий. По два месяца в году мать жила просто в царских условиях, во дворце, где до сих пор сохранился коммунизм. За что Наине Иосифовне, конечно, большое спасибо.

МИФ 10-Й. Марина Ладынина оставила какое-то сумасшедшее наследство, из-за которого по сей день грызутся все ее родственники.

— Когда мать умерла, у нее на книжке оставалось около шести тысяч. Драгоценности?.. Одно кольцо, которое забрала Ирина, пара сережек, цепочка. Все. Мать не умела жить, все уходило между пальцев — она и сама не знала, на что тратит деньги. Какие-то платья покупала у спекулянтов за фантастические суммы, антиквариат. В 53-м, когда родители переехали на Котельническую набережную, они купили старинную мебель. И с тех пор ее ни разу не чинили! Когда мать умерла и мы стали разбирать мебель, этот антиквариат просто развалился на куски. Там все уже пришло в негодность, настолько было запущено!

Отец, кстати, тоже не умел жить. Два костюма у него было всю жизнь, а парадные ботинки мы с ним носили по очереди. Пырьев — народный артист, лауреат госпремий, председатель Союза, директор «Мосфильма», депутат Верховного Совета! А оставил после себя лишь 16 рублей на сберкнижке.

Все материно наследство, если о нем вообще можно говорить, состояло из небольшой двухкомнатной квартиры на Котельнической набережной, которую она завещала внуку. А больше от матери ничего не осталось, кроме замечательных фильмов, конечно. И светлой памяти.

Поделитесь

Публикации раздела Кино

Трактористка Марьяна, свинарка Глаша, председатель колхоза Галина Ермолаевна. Сельские жительницы Марины Ладыниной выходили обаятельными и убедительными. Ей, девушке из крестьянской семьи, приходилось работать дояркой, но вместе с тем она была суфлером в школьном самодеятельном театре. Подсказывала так увлеченно и громко, что ее звали «артистка», а спустя несколько лет прозвище стало профессией.

«Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой»

Первые шаги к профессии Марина сделала в Елабуге. Девочка играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала при каждом удобном случае — даже вместе с цыганами на базарной площади. Первую роль сыграла в детском благотворительном спектакле, устроенном местной купчихой. В постановке «Птичий переполох» была Весной. Тогда же шестилетняя актриса получила первый сценический костюм — пышное платье — и первые цветы:

Работа суфлера в ачинском школьном театре, а затем и первая роль Наташи в спектакле «Русалка» на пушкинском вечере. Марина Ладынина получила не только одобрение матери, которая до этого увлечение дочери не жаловала, но и первые предложения антрепренеров заезжих трупп отправиться в гастроли по стране. Девушка выбрала другой путь — в столицу. За знаниями. Но до этого успела поработать учительницей в Сибири и в Смоленской губернии. Посоветовал отправиться в Москву Ладыниной актер Театра Мейерхольда Сергей Фадеев, разглядев в школьной учительнице актерский талант. Первым учебным пособием для Марины стала книга, подаренная заезжим гостем, — «Моя жизнь в искусстве» Станиславского.

«Особо одаренная»

Такую пометку сделала в ведомости приемная комиссия ГИТИСа и освободила девушку от остальных экзаменов. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ. В 1929 году Ладынина получила эпизодическую роль в немом фильме «В город входить нельзя», а в 1932-м сыграла слепую цветочницу в картине «Просперити».

После ГИТИСа молодая актриса пришла работать на одну сцену с Качаловым, Москвиным, Кторовым, Андровской. С первой же ролью — монашки Таисии в спектакле «Егор Булычов и другие» — справилась блестяще. Работу отметил сам автор пьесы — Максим Горький. «В людях», «Достигаев», «Цыгане», «Три сестры». Актрису перевели в основной состав, и Станиславский написал своей сестре, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа».

Читайте также:

Немирович-Данченко неохотно отпускал молодую актрису на съемки: «Сниматься иногда надо — заработать и все такое. Но не забывайте, что вы — наша, никогда не бросайте театр!» Предчувствия мэтра не обманули: талантливую актрису увел из театра режиссер Иван Пырьев.

«Главная роль — твоя. Все главные роли — твои»

Первая совместная работа Пырьева и Ладыниной — картина «Богатая невеста». Музыкальная история прошла непростой путь от съемочной площадки до экрана — с разгромными статьями в прессе, критикой кинокомитета и восторгом Сталина. После просмотра в Кремле Пырьеву и Ладыниной вручили ордена Ленина. Актриса отправила свою награду в ящик стола, в котором за последующие годы собралась немалая коллекция правительственных знаков отличия.

Успешный дебют в жанре народной комедии режиссер решил закрепить историей из жизни трактористов. Изящная и хрупкая Марина Ладынина облачилась в мешковатый комбинезон и села на мотоцикл. «Когда я узнала, что в «Трактористах» надо ездить на мотоцикле, я была счастлива. У меня был мальчишеский характер». Партнер по картине Николай Крючков научил Марину падать, и в кадре актриса водила тяжелый ПМЗ-750 как заправская гонщица. «Трактористы» сделали съемочную группу звездами всесоюзной величины, а Ладынина получила свою первую из пяти Сталинских премий.

«Теперь я всю жизнь буду играть колхозниц?» — спросила Ладынина мужа-режиссера. Картина о рабочей московского завода «Любимая девушка» вышла неудачной, и режиссер вновь вернулся к проверенной теме. Идея пришла на Сельскохозяйственной выставке. Режиссер купил шкатулку с изображением пастушка и босоногой девушки, которая слушала его песни и пасла поросят. Картинка вдохновила на создание фильма «Свинарка и пастух».

Владимира Зельдина на роль Мусаиба выбрала из многочисленных кинопроб сама съемочная группа. Съемки картины пришлось прервать: началась война. Пырьев пошел добровольцем на фронт, Зельдин — в танковую школу, но по личному указу Сталина работу продолжили — всем участникам съемочной группы дали бронь. Приходилось то шутить в кадре, то прятаться от бомбежки.

Картина с мыслями о Победе. «В 6 часов вечера после войны». Первый послевоенный вечер с залпами салюта и цветами белой сирени Пырьев снимал в 1944 году. В первом варианте сценария героиня погибала и встреча на мосту была видением. Но режиссер просто не мог испортить трагическим финалом один из самых трогательных фильмов военных лет, когда до настоящих залпов победного салюта оставался целый год.

Фильм, принесший Марине Ладыниной звание народной артистки Советского Союза, — «Кубанские казаки». Одна из немногих картин, на съемках которой Ладынина переживала, что роль «не идет». Экранный образ решительной и душевной Галины Ермолаевны требовал от актрисы новых красок. После многочисленных дублей и переживаний исполнительницы главной роли зритель встретил картину восторженно. «Каким ты был…» — пела вся страна на лиричную мелодию Исаака Дунаевского и заваливала актрису письмами: «Ты — наша. И конем ты управляешь, как заправский наездник. И смеешься, как наши жены».

«Я не выношу одиночества»

Кинокарьера Марины Ладыниной закончилась одновременно с браком. В 1954 году на экраны вышел фильм «Испытание верности». В картине актриса сыграла женщину, от которой ушел муж. В жизни ей досталась та же роль. Сначала Марина Алексеевна работала в Театре киноактера, ездила по стране и собирала полные залы. Но в последние годы жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Уходили из жизни друзья, пришлось покинуть театр, хотела написать мемуары, но не сложилось. Актриса прожила 94 года. «Я не считаю себя настолько выдающимся человеком, чтобы оставлять после себя мемуары. Однажды меня пригласили участвовать в концерте «Великие и неповторимые», и я пошутила: «Великой себя не считаю, но неповторимой — это точно!»

Смотрите также

image Секреты долголетия из мира культуры Любимая работа, здоровый образ жизни и оптимизм image Светлана Немоляева. «Помню себя только актрисой!» Эксклюзивное интервью порталу «Культура.РФ» Женщины-режиссеры, которых важно знать 11 выдающихся женщин в режиссерском кресле Анастасия Вертинская Творческая биография талантливой актрисы Мамы в отечественных фильмах Мы предлагаем пересмотреть десять фильмов, в которых мам сыграли известные актрисы Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета… От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ Вячеслав Тихонов. От механика в жизни до разведчика в кино Биография любимого актера Детство перед кинокамерой Вспоминаем детей-актеров, сыгравших в знаменитых фильмах отечественного кинематографа Продолжатели творческих династий Дети известных артистов Владимир Меньшов. Из шахтеров — в актеры, из матросов — в режиссеры Киноистории оскароносного режиссера Татьяна Доронина. В кино, театре и «сама по себе» «Кино для меня никогда не было главным» Нина Ургант и ее героини От королевских особ в театре до медсестры на экране Инна Макарова. Путь к «Высоте» Звезда советского кино Елена Сафонова: «Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане» Она снималась с Марчелло Мастроянни, была членом жюри Каннского кинофестиваля и играла в парижских театрах «Эталонный актер» Александр Калягин «Что нового я открыл в профессии? Ничего! Я открыл самого себя. И всё!»

Муж Марины Ладыниной, режиссер Иван Пырьев, сначала боготворил свою любимую, а потом лишил всего, разбив ее личную жизнь на мелкие осколки. Сколько раз журналисты пытались взять откровенное интервью у легендарной Марины Ладыниной в конце ее жизни! Как хотелось им, чтобы актриса рассказала всю правду о ее личной жизни, о том, почему рухнул ее брак с Пырьевым. Но на эту тему Марина Алексеевна говорить отказывалась категорически. Ни одного дурного слова о бывшем супруге она не проронила даже после его смерти… Марина Ладынина — биография Они познакомились весной 1936 года. Иван Пырьев оказался знакомым подруги Марины — Палы. Столкнулись у Дома кино и решили вместе поехать к ней в гости на автобусе. На остановке Иван пропустил дам вперед, и тут двери закрылись. Иван не расстроился: «Видно, не судьба!» — крикнул он девушкам, но автобус неожиданно для всех остановился. Пырьев влетел в открывшуюся дверь: «Нет, судьба!» Он и не подозревал, насколько окажется прав. Вечером Иван провожал Марину. Они говорили и говорили, и казалось — вот оно, ощущение полного понимания, счастья и любви. Чувства накрыли их с головой. Марина к тому времени была свободна. Ее первый брак с актером Иваном Любезновым продержался недолго. А вот Иван Пырьев был женат и у него подрастал сын Эрик. Но говорить Марине об этом Пырьев не стал. Вместо этого предложил выйти за него замуж. Роман закрутился с невероятной силой, особенно после съемок Марины в фильме Ивана «Богатая невеста». Картина понравилась Сталину, и Пырьев получил возможность творить дальше. Но если в карьере у режиссера все было чудесно, то в личной жизни надвигалась катастрофа… Марина Ладынина — личная жизнь актрисы Гордая Ладынина не хотела делить Пырьева с его женой. А Иван не мог порвать с семьей, потому что обожал маленького сынишку. Ситуация накалилась до предела, когда Марина тоже родила режиссеру сына. Собрав вещи, она взяла в охапку Андрюшу и уехала в Одессу. Пырьев метался между обеими семьями. Он приезжал к Марине, сидел под дверью, но она не пускала его даже в прихожую. Потом Иван уехал и стал звать любимую на «Мосфильм» телеграммами — сниматься в своем фильме «Трактористы». И Ладынина, сменив гнев на милость, вернулась в Москву. С Иваном начали жить вместе. Фильм тоже оказался успешным, Ладынина и Пырьев стали любимыми и известными в народе, получили Сталинские премии. Карьера пошла в гору. Вместе они создали девять фильмов. Иван получил шесть Государственных премий, Марина — пять. В кинематографических кругах даже шутили: «Одиннадцать лауреатов в одной постели — угадайте, кто?» С первой женой Иван в конце концов развелся. Ада в порыве отчаяния пыталась наложить на себя руки, а потом в сердцах сказала разлучнице Ладыниной: «Он вас тоже бросит! На чужом несчастье своего счастья не построишь!» Слова оказались пророческими. Спустя десять лет отношения, личная жизнь между Мариной и Иваном испортились. Марину не устраивало, что муж предлагает ей однотипные роли «колхозниц и свинарок», что на съемочной площадке ведет себя с ней жестко. Но главное -она видела, что Иван начал увлекаться другими женщинами. Из-за границы, представляя страну на Каннском фестивале, Ладынина напишет мужу: «Дорогой, даже на поцелуй в телеграмме, который я так ждала, тебя не хватило. Это так на тебя не похоже. Это первая телеграмма за 11 лет без поцелуя, да еще за границу, где, как нигде, чувствуется одиночество. Что с тобой? Или ты устал? Замотался? Или дома неприятности? Или влюбился? Ни на одно «или» я не получу ответа, пока не приеду». Конфликт разгорался. Сын Андрей оказался невольным участником этих ссор и… все больше принимал сторону отца. «Сын стал для меня чужим!» -горько признавалась Ладынина подругам. На съемочной площадке Марина начинает провоцировать мужа — дает советы, которых он, диктатор по натуре, слушать не желает. А в 1954 году выходит последний совместный фильм Пырьева и Ладыниной «Испытание верности», где Марина сыграла обманутую мужем женщину. По жестокой иронии судьбы, эта ситуация повторилась и в жизни. Пырьев увлекся актрисой Людмилой Марченко, которая была моложе его на 40 лет. Этого Ладынина простить уже не могла. Пырьев пытался сохранить брак. «Не принимай этот бред всерьез и не думай дурного. Ничего серьезного не было и не будет», — клялся он ей в письмах. Стоял перед Ладыниной на коленях, целовал руки, звонил прямо с совещаний, подарил дорогой автомобиль. Но она была непреклонна. Их семья испытание верностью не прошла, и Марина подала на развод. В ответ Пырьев отобрал все, что ей было дорого. С ним остался сын Андрей, которому — тогда уже молодому режиссеру -очень нравилась жизнь «золотой молодежи». К матери он заходил редко — по необходимости. Но главное, Пырьев лишил Марину ролей в кино. В то время он уже был всесильным директором «Мосфильма», и никто не смел пригласить его бывшую жену на роль. Рассуждали так: «Снимешь ее, а он потом картину закроет…» Не могла актриса найти работу и в театре. Возможно, Пырьев хотел показать жене, что без него она никто, и втайне надеялся, что она вернется. Только гордая Марина не пошла на поклон к влиятельному супругу. От безысходности актриса начала пить коньяк, но вовремя взяла себя в руки… Марина увидела Пырьева только через четыре года, когда пришла на его похороны. В последние несколько лет Иван, фанатично преданный своей работе, и вовсе перестал себя жалеть. Прежде она следила за его здоровьем, просила меньше курить, больше спать. Теперь же он трудился до обмороков. Перенес на ногах шесть инфарктов, на седьмом сердце не выдержало. В день его смерти Ладыниной приснился сон, будто Иван, совсем молодой, бежит ей навстречу, падает на колени, протягивает руки, а она их нежно целует… На похоронах кто-то, увидев ее скорбную фигуру, неловко спросил: «Вы его сильно любили?» — «Я его и сейчас люблю…» -тихо ответила она… Своего бывшего мужа Марина пережила на 35 лет. Замуж она так и не вышла, играла в театре и изредка снималась. Последние годы она жила затворницей, практически ни с кем не общалась, хотя очень страдала от одиночества. Денег постоянно не хватало, жила впроголодь — пенсия была мизерной. В 1998 году, на ее 90-летие, о великой актрисе наконец-то вспомнили. Ей вручили премию «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Актриса горько пошутила: «За честь и достоинство, с которыми я прожила эти годы забвения!» Впрочем, она не раз говорила, что Иван незримо присутствует с ней рядом. Наверное, это он позвал ее… В то роковое утро Марина Алексеевна упала в ванной и сломала шейку бедра. Несчастная старая женщина лежала на холодном кафеле целый день, пока не пришла домработница. Приехала скорая, пострадавшую отвезли в больницу. Врачи боролись за ее жизнь, но их усилия оказались тщетными: Марина Ладынина умерла. Это произошло 10 марта 2003 года. Ее душа устремилась на небо -туда, где ее ждал любимый, которого она все-таки простила…

Афиша
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Гудермес
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Евпатория
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Заречный
  • Звенигород
  • Зеленогорск
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кингисепп
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Коряжма
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Муром
  • Мценск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Салехард
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Саров
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Североморск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть-Илимск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

09:50 24.06.2013 (обновлено: 11:05 01.03.2020) image © РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 24 июня исполняется 105 лет со дня рождения советской актрисы Марины Ладыниной.

Советская актриса театра и кино, народная артистка СССР Марина Алексеевна Ладынина родилась 24 июня (11 июня по старому стилю) 1908 года в селе Скотинино Смоленской губернии (ныне — Смоленская область). Впоследствии название родного села показалось Ладыниной неблагозвучным, и она указала в документах село Назарово, находившееся вблизи города Ачинска Енисейской губернии (ныне — Красноярского края), куда вместе с родителями переехала в раннем детстве.

В середине 1920-х годов Ладынина работала сельской учительницей. Кроме школьной и общественной работы активно участвовала в художественной самодеятельности, пела в концертах, выступала в любительских спектаклях.

В 1929 году она приехала в Москву и поступила в ГИТИС (ныне — Российский университет театрального искусства — ГИТИС), который окончила в 1933 году.

В 1933-1935 годах — актриса МХАТа. Первой ее ролью на сцене МХАТ стала роль монашки Таисии в спектакле «Егор Булычев и другие» по пьесе Максима Горького.

Будучи еще студенткой ГИТИСа, Ладынина начала сниматься в кино. Ее кинодебют состоялся в 1929 году, актриса сыграла небольшую роль в немом фильме «В город входить нельзя». В 1932 году по приглашению режиссера Юрия Желябужского появилась в эпизодической роли слепой цветочницы в кинокартине «Просперити».

В 1935 году Ладынина снялась в фильме «Вражьи тропы», где ее партнерами были Борис Тенин, Иван Любезнов, Андрей Абрикосов, Эмма Цесарская.

Известность актрисе принесла главная женская роль в фильме «Богатая невеста» (1937).

Сыграла в фильмах «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Секретарь райкома» (1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1949) и других.

Посмотрите фотоленту Простая советская кинозвезда Марина Ладынина >>

В 1954 году на экраны вышел фильм «Испытание верности», после которого Ладынина больше не снималась.

C 1946 года по 1992 год актриса периодически выходила на сцену Театра-студии киноактера (ныне — Государственный театр киноактера), играла Богаевскую в «Варварах» Максима Горького, Марию Николаевну в пьесе Константина Симонова «Русские люди».

В течение многих лет Ладынина создавала оригинальные концертные программы. Как знаток изысканной поэзии, актриса неустанно искала возможность выразить себя. Она читала стихи Александра Блока, Анны Ахматовой, Владислава Ходасевича, Марины Цветаевой и других. Поездки по стране с творческими концертами собирали большую аудиторию.

10 марта 2003 года Ладынина скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ладынина — кавалер орденов Ленина (1938), Дружбы народов (1983), Почета (1998). Награждена медалью «За освоение целинных земель».

Актриса стала лауреатом пяти Государственных премий СССР — за роль Марьяны Бажан в фильме «Трактористы» в 1941 году; за роль Глаши Новиковой в фильме «Свинарка и пастух» в 1942 году; за роль Вари Панковой в фильме «В шесть часов вечера после войны» в 1946 году; за роль Наташи Малининой в фильме «Сказание о земле Сибирской» в 1948 году; за роль Галины Пересветовой в фильме «Кубанские казаки» в 1951 году.

В 1950 году получила звание Народной артистки СССР.

За выдающийся вклад в славянский кинематограф в 1992 году актрисе была присуждена премия «Золотой витязь» на I Международном кинофестивале славянских и православных народов.

В 1994 году за выдающийся вклад в профессию она награждена призом «Созвездие».

В 1997 году ей была вручена кинематографическая «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

В 1999 году Дом Ханжонкова наградил Марину Ладынину специальным призом в номинации «Любовь поколений».

В 2002 году актриса стала обладательницей специального приза президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино».

Первым мужем Марины Ладыниной был Иван Любезнов (1909-1988), актер театра и кино, народный артист СССР (1970).

Второй муж — Иван Пырьев (1901-1968), кинорежиссер и сценарист, народный артист СССР. Сын — кинорежиссер, актер Андрей Ладынин (1938-2011).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий