Балакирев Милий Алексеевич, русский композитор, глава «Могучей кучки»: краткая биография, творчество

(1837–1910)

Русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому «Королю Лиру» (1858–1861), симфонические поэмы «Тамара» (ок. 1882), «Русь» (1887, 2-я редакция 1907) и «В Чехии» (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию «Исламей» (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

Еще работы по биографии

Александр Александрович Алябьев 9 Июня 2015 Реферат по биографии Дмитрий Степанович Бортнянский 9 Июня 2015 Реферат по биографии Евгений Колобов 9 Июня 2015 Реферат по биографии Владимир Федосеев 9 Июня 2015

Балакирев – один из представителей «Могучей кучки», музыкального сообщества, которое объединило наиболее талантливых и прогрессивных людей своего времени. Вклад Балакирева и его соратников в развитие русской музыки неоспорим, многие традиции и приемы композиции и исполнения продолжили свое совершенствование в творчестве композиторской плеяды конца 19 века.

Рояль – верный соратник

image

Милий Алексеевич Балакирев – русский композитор и пианист

Милий Балакирев во многом стал продолжателем традиций Листа в фортепианном творчестве. Современники отмечали его необычайную манеру игры на рояле и безупречный пианизм, включавший виртуозную технику и глубокое проникновение в смысл сыгранного и стилистику. Несмотря на то, что многие его поздние фортепианные произведения затерялись в пыли веков, именно этот инструмент позволил ему заявить о себе в самом начале творческого пути.

Для композитора и исполнителя на раннем этапе очень важно получить возможность показать свой талант, найти своего слушателя. В случае с Балакиревым первым шагом стало исполнение фортепианного концерта фа-диез минор на университетской сцене в Петербурге. Этот опыт позволил ему посещать творческие вечера и открыл путь в светское общество.

Обзор фортепианного наследия

Фортепианное творчество Балакирева можно разделить на две сферы – это пьесы виртуозно-концертного плана и салонные миниатюры. Виртуозные пьесы Балакирева – это, прежде всего, обработки тем из произведений русских и зарубежных композиторов, или же разработка народных тем. Его перу принадлежат обработки «Арагонской хоты» Глинки, его же «Марша Черномора», Каватины из бетховенского квартета, широко известной «Песни жаворонка» Глинки. Эти пьесы получили призвание публики, они использовали богатство фортепианной палитры в полную силу, были насыщены сложными техническими приемами, которые добавляли исполнению яркость и ощущение азарта.

Знаменитый “Жаворонок” Глинки-Балакирева…

Концертные обработки для фортепиано в 4 руки также представляют исследовательский интерес, это «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки, 30 русских народных песен, Сюита в 3 частях, пьеса «На Волге».

Характерные черты творчества

Пожалуй, основополагающей чертой творчества Балакирева можно считать интерес к народным темам, национальным мотивам. Композитор не только основательно ознакомился с русскими песнями и танцами, вплетая затем их мотивы в свое творчество, он привозил из путешествий и темы других народов. Особенно полюбилась ему мелодика черкесского, татарского, грузинского народа, восточный колорит. Не обошла стороной эта тенденция и фортепианное творчество Балакирева.

«Исламей»

Наиболее известное и исполняемое до сих пор произведение Балакирева для фортепиано – фантазия «Исламей». Она написана в 1869 году, исполнена тогда же, автором. Эта пьеса имела успех не только на родине, но и за рубежом. Ее высоко ценил Ференц Лист, исполняя в концертах и знакомя с ней своих многочисленных учеников.

“Исламей” – восточная фантазия для фортепиано…

«Исламей» – это яркая виртуозная пьеса, в основе которой лежат две контрастные темы. Начинается произведение с одноголосной строки, с темы кабардинской пляски. Ее энергичная ритмика придает упругость и ощущение непрерывного развития музыкального материала. Постепенно фактура усложняется, обогащаясь двойными нотами, аккордами, приемами мартеллято.

image

Достигнув кульминации, после поэтичного модуляционного перехода, композитор дает спокойную восточную тему, услышанную им у представителя татарского народа. Мелодия вьется, обогащаясь орнаментом и чередуя гармонии.

Постепенно достигнув вершины, лирическое чувство обрывает нагнетающее движение первоначальной темы. Музыка движется по нарастанию динамики и сложности фактуры, достигая в конце пьесы своего апофеоза.

Менее известные произведения

Среди фортепианного наследия композитора стоит отметить его фортепианную сонату си-бемоль минор, написанную в 1905 году. Она состоит из 4 частей, из характерных для Балакирева черт здесь стоит отметить ритмы мазурки во 2 части, наличие виртуозных каденций, а также плясовой характер финала.

Менее яркую часть его фортепианного наследия составляют отдельные салонные пьесы позднего периода, среди которых вальсы, мазурки, польки, лирические пьесы («Думка», «Песня гондольера», «В саду»). Они не сказали нового слова в искусстве, лишь повторив излюбленные композиторские приемы автора – вариационную разработку, мелодичность тем, уже не раз использовавшиеся гармонические обороты.

Фортепианное творчество Балакирева заслуживает пристального внимания музыковедов, так как несет на себе отпечаток эпохи. Исполнители же могут открыть для себя страницы виртуозной музыки, которые помогут овладеть искусством техники за роялем.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2021; проверки требуют 4 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску

Милий Алексеевич Балакирев
Основная информация
Дата рождения 2 января 1837(1837-01-02)[1][2][3]
Место рождения
Профессии композитор, пианист, дирижёр
Инструменты фортепиано
Жанры опера и симфония
Коллективы Могучая кучка
Награды
 Медиафайлы на Викискладе
Произведения в Викитеке

Милий Алексеевич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января 1837], Нижний Новгород — 16 [29] мая 1910, Санкт-Петербург(73 года)) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».

Биография

Милий Балакирев родился в дворянской семье Балакиревых, сын титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869).

В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у местного пианиста и дирижёра Карла Эйзериха (1817—1881), сына немецкого музыканта Карла Трауготта Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.

Систематического музыкального образования Балакирев не получил. Среди его музыкальных произведений, которые в детстве и юности произвели на него особое впечатление, были фортепианный концерт Шопена и трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Своему восхищению этими композиторами он остался верен всю жизнь.

Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), менее двух лет (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.

В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста.

Вместе с Г. Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».

С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. Н. Рубинштейн пригласил его в Московскую консерваторию, однако Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке»[6].

28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем[7].

В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Музыка

Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна[8]. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы)[9]. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так, про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.

Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)

Среди других произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена С. Ляпуновым), 54 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Личная жизнь и взгляды

Балакирев никогда не был женат и не имел детей, причем не только законных, но и внебрачных. О его романах с женщинами также неизвестно.

В юности композитор был вольнодумцем и атеистом, некоторое время он планировал написать оперу по роману Чернышевского «Что делать?». В конце 1860-х годов Балакирев сделался суеверным и стал часто посещать гадалку. Римский-Корсаков писал об этих посещениях: «Не веровавший в Бога Балакирев уверовал в черта. Черт сделал то, что он уверовал впоследствии и в Бога…»[10]

В зрелые годы Балакирев стал верующим православным. Причиной этого, как считается, стал нервный срыв, вызванный смертью матери композитора в марте 1871 года. Точные обстоятельства обращения композитора к религии неизвестны, так как не сохранилось ни его писем, ни дневников за этот период.

Балакирев отказался от употребления в пищу мяса, и стал есть только рыбу. Он полюбил животных, и приютил множество бездомных кошек и собак. Его сострадание стало таким, что всякий раз, когда в комнате оказывалось найдено насекомое, Балакирев осторожно ловил его и выпускал из окна, говоря: «Ну, лети, с Богом!».

Балакирев в эти годы вёл затворнический образ жизни в собственном доме, много молясь около старинных икон. Исключением из этого затворничества были музыкальные вечера вторника, которые он регулярно проводил после своего возвращения к музыке в 1870-х и 1880-х годах. Композитор стал славянофилом, был патриотично настроен, написал гимны в честь вдовствующей императрицы и других членов императорской семьи[11].

Список произведений

Сочинения для оркестра

  • Увертюра на тему испанского марша (1857): партитура
  • Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858—1861): партитура
  • Увертюра на темы трёх русских песен (1858): партитура
  • «1000 лет», музыкальная картина (1863—1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884): партитура (1-й редакции), партитура (2-й редакции)
  • Симфония № 1 (1864—1866, 1893—1897): партитура
  • Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905): партитура (2-й редакции)
  • «Тамара», симфоническая поэма (1867—1882): партитура
  • Симфония № 2 (1900—1908)
  • Сюита (1901—1908; завершена С. М. Ляпуновым)
  • Сюита из произведений Ф. Шопена (1909)

Сочинения для солирующего инструмента с оркестром

  • «Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
  • Концерт № 1 фа диез минор: для фортепиано с оркестром (1855—1856): партитура
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861—1862, 1906—1909; завершён С. М. Ляпуновым)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
  • Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855—1856)
  • Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершён С. М. Ляпуновым)

Сочинения для фортепиано

  • Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854—1856)
  • Соната № 1 (1855—1856)
  • Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
  • «Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием «Испанская серенада»: 1902)
  • Три скерцо (1856; 1900; 1901)
  • Полька фа-диез минор (1859)
  • Экспромт фа минор (ок. 1850—1860)
  • Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
  • «На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
  • «Исламей», восточная фантазия (1869)
  • «В саду» (1884)
  • «Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898): ноты
  • «Думка» (1900)
  • Соната № 2 (1900—1905)
  • «Эскизы» (1909): ноты
  • Сюита для фортепиано в 4 руки (1909): ноты

Токката

Романсы и песни

«Три забытых романса» (1855)
  • «Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
  • «Звено» (В. Туманский)
  • «Испанская песня» (М. Михайлов)
«Двадцать песен» (1858—1865)
  • «Песня разбойника» (А. Кольцов)
  • «Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
  • «Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
  • «Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
  • «Взошёл на небо месяц ясны»й (М. Япенич)
  • «Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
  • «Рыцарь» (К. Вильде)
  • «Так и рвётся душа» (А. Кольцов)
  • «Приди ко мне» (А. Кольцов)
  • «Песня Селима» (М. Лермонтов)
  • «Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
  • «Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
  • «Исступление» (А. Кольцов)
  • «Отчего» (М. Лермонтов)
  • «Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
  • «Песня старика» (А. Кольцов)
  • «Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
  • «Грузинская песня» (А. Пушкин)
  • «Сон» (М. Михайлов из Гейне)
«Десять песен» (1895—1896)
  • «Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
  • «Пустыня» (А. Жемчужников)
  • «Не пенится море» (А. Толстой)
  • «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
  • «Я любила его» (А. Кольцов)
  • «Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
  • «Nachtstiick» (А. Хомяков)
  • «Как наладили» (Л. Мей)
  • «Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
  • «Догорает румяный закат» (В. Кульчинский)
«Десять песен» (1903—1904)
  • «Запевка» (Мей)
  • «Сон» (Лермонтов)
  • «Беззвёздная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
  • «7-е ноября» (А. Хомяков)
  • «Я пришёл к тебе с приветом» (А. Фет)
  • «Взгляни, мой друг» (В. Красов)
  • «Шёпот, робкое дыханье» (А. Фет)
  • «Песня» (М. Лермонтов)
  • «Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
  • «Спи» (А. Хомяков)
«Два романса» (1909)
  • «Заря» (А. Хомяков)
  • «Утёс» (М. Лермонтов)

Другие сочинения для голоса и фортепиано

  • «Сборник русских народных песен» (1865—1866)
  • «Тридцать песен русского народа» (1898)

Хоровые произведения

  • «Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
  • «Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
  • «Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
  • «Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
  • «Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
  • «Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
  • «Молитва русских» для женского хора (1899)
  • «Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
  • «Две былины» для смешанного хора (1902)
  • «Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902—1904)
  • «Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
  • «Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
  • «Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)

Обработки произведений других авторов

  • Берлиоз Г. Вступление к «Бегству в Египет» — 2-й части оратории «Детство Христа» (1864, для фортепиано)
  • Берлиоз Г. Симфония «Гарольд в Италии» (1876, для фортепиано в 4 руки)
  • Глинка М. И. Испанская увертюра № 1 (1863—1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
  • Глинка М. И. Испанская увертюра № 2 (1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
  • Глинка М. И. Романс «Жаворонок» (ок. 1864, для фортепиано)
  • Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор (1877, для фортепиано в 4 руки)
  • Львов А. Ф. Увертюра к опере «Ундина» (1900, для фортепиано в 4 руки)
  • Шопен Ф. Мазурка, ор. 7 № 7 (1885?, для струнного оркестра)
  • Шопен Ф. «Романс» — 2-я часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1905, для фортепиано соло)
  • Шопен Ф. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1910, инструментовка и частичная рекомпозиция)

Редакции произведений других авторов

  • Глинка М. И. Большой секстет для струнных и фортепиано
  • Глинка М. И. «Камаринская», фантазия для оркестра
  • Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»
  • Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор
  • Шопен Ф. Фортепианное трио, ор. 8
  • Шопен Ф. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65

Эпистолярное наследие

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. — М.: Музгиз, 1935. — 276 с. — 2000 экз.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1861 — доходный дом — Офицерская улица, 17;
  • 1865—1873 годы — дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки — Невский проспект, 86, кв. 64;
  • 1882—1910 — доходный дом — Коломенская улица, 7, кв. 7.

Память

Музей

Основа творчества Балакирева — инструментальная музыка ( симфоническая и для фортепьяно) преимущественно программная, и романсы. Продолжатель традиций Глинки он развивал принципы русского эпического и народного жанрового симфонизма. Балакирев внес существенный вклад в русскую фортепьянную музыку. В его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский («Увертюра на темы трёх русских песен», симфоническая поэма «Русь»), так и других народов («Испанская увертюра», симфоническая поэма «В Чехии»). Ему был свойствен также интерес к теме Востока ( симфоническая поэма «Тамара», фантазия для фортепьяно «Исламей»), традиционный для русских композиторов. Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику 19 века. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской музыки. Внимание! Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас. Подробнее Сочинения: для хора с оркестром- Кантата памяти Глинки (1904); для оркестра- 2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я редакция- Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я редакция- 1881), музыкальная картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64 2-я редакция- симф. поэма Русь, 1887, редакция 1907), Чешская увертюра (Fts-dur, 1867, 2-я редакция- симф. поэма В Чехии, 1905), симфоническая поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях (h-moll, Preambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. М. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» (увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я редакция- полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905); для фортепиано с оркестром- концерт № 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. М., 1952), концерт № 2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские национальные напевы, ор. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954); камерные ансамбли- октет для флейты, гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели, к-баса, фортепиано, ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959); для фортепиано в 2 руки- фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в том числе Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полное собрание сочинений для фортепиано в 3 томах под редакцией К. С. Сорокина, М., 1952; для фортепиано в 4 руки- 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и Ф. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 частях (Полонез, Песенка без слов. Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948); сочинения на темы других композиторов — Воспоминание об опере «Жизнь за царя» М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я редакция- Фантазия для фортепиано на мотивы из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856); транскрипции и переложения для фортепиано в 2 руки- Глинка (Жаворонок, Арагонская хота. Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра «Бегство в Египет»: 2-я часть оратории «Детство Христа»), Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, ор. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 № 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11); транскрипции и переложения для фортепиано в 4 руки — Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере ); транскрипции и переложения для 2 фортепиано в 4 руки — Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, ор. 95); для голоса с фортепиано- 20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Редакция и вступ. ст. Г. Л. Киселева, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866); переложения для голоса с оркестром- Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза). Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собственные произведения (Грузинская песня, Запевка, Сон); для хора а cappella- Гимн в честь святого Великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-музыкальные переложения и сочинения (М., 1900) и др.; переложения для хора а сарреllа- Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, № 4; ор. 41, № 4); инструментовка сочинений других композиторов — Н. В. Щербачёв (две пьесы для фортепиано: Две идиллии …[имя Б. в изд. не указано]), А. Львов (увертюра к опере «Ундина»), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции сочинений других авторов, в том числе опер и симфонических произведений М. И, Глинки, фортепианные сочинения И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, некоторых оригинальных произведений и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произведений К. Таузига. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/

Милий Балакирев — одна из самых влиятельных личностей XIX столетия. Всю свою сознательную жизнь дирижёр и композитор посвятил музыке, не считая периода, когда маэстро преодолел творческий кризис.

image
Милий Балакирев: Биография композитора

Он стал идейным вдохновителем, а также основоположником отдельного течения в искусстве. Балакирев оставил за собой богатое наследие. Композиции маэстро звучат и доныне. Музыкальные произведения Милия можно услышать в оперных театрах, концертных залах, современных сериалах и кинофильмах.

Детство композитора Милий Балакирев

Маэстро родился 2 января 1837 года на территории Нижнего Новгорода. Милию повезло вырасти в исконно интеллигентной семье. Мать посвятила себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Глава семейства был представителем дворянства, а также титульным советником.

Старшее поколение было последователями традиционной христианской религии. Родители воспитывали сына в соответствующей форме. Мальчик рос настолько религиозным ребёнком, что родители видели в нём не меньше, чем архиерея. Милию удалось сохранить любовь к Богу. Вера помогала Балакиреву в самые сложные времена.

С ранних лет Милий был увлечён музыкой. Мама вовремя заметила способности сына и начала их раскрывать. В 6 лет мальчик впервые сел за фортепиано и начал активно изучать нотную грамоту. Заботливые родители хотели раскрыть способности сына полностью, поэтому они отправили его в Москву.

Юность маэстро

В столице России он прошёл ускоренный курс фортепианной техники. С Балакиревым занимался талантливый дирижёр и музыкант Александр Дюбюк. Когда Балакирев вернулся на родину, то продолжил заниматься музыкой. На этот раз его учителем стал Карл Эйзерих. Вскоре Карл познакомил своего талантливого ученика с Улыбашевым. Меценат и музыкант очень повлиял на становление личности Милия.

В доме Александра Дмитриевича часто проходили торжества, на которых присутствовала культурная элита — прославленные музыканты, композиторы, писатели и философы. Благодаря проведению подобных мероприятий у Милия сформировался эстетический вкус.

image
Милий Балакирев: Биография композитора

Практически всё время Милий проводил за игрой на фортепиано. Занятия закончились после неожиданной смерти матери. Глава семейства женился второй раз. Семья стала больше, а это привело к увеличению растрат. Отец больше не мог позволить оплачивать сыну занятия музыкой. В подростковом возрасте парня отдали в Нижегородский дворянский институт, в котором он получил среднее образование.

Вскоре он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем. Он хотел обучаться, но занятия пришлось прервать через год. Причиной ухода из высшего учебного заведения было недостаточное количество денег. Милию ничего не оставалось делать, как устроиться на работу. На пропитание он зарабатывал музыкой. Балакирев преподавал нотную грамоту всем желающим. Интересно, что в этот период времени он сочинял первые пьесы для фортепиано.

Творческий путь и музыка композитора Милий Балакирев

Улыбашев, наблюдая за талантливым знакомым, принял решение увезти его с собой в культурную столицу России. Там он познакомил Милия со знаменитым композитором Глинкой. Михаил высоко оценил первые труды Балакирева и посоветовал не оставлять музыку.

В 1856 году юный композитор презентовал поклонникам классической музыки дебютные композиции. Тогда же он предстал ещё и в качестве дирижёра во время исполнения концертного аллегро с оркестром для фортепиано.

Дебютное выступление маэстро было восхитительным. Его полюбила публика. После выступления Милию делали заманчивые предложения по работе. Ему предложили выступать на частных торжественных мероприятиях. Финансовое положение Балакирева улучшилось. Единственное, что его не устраивало, — это отсутствие свободного времени, которое бы он мог проводить за написанием новых музыкальных композиций.

Его работы были наполнены национальным русским стилем. Милий стал популярным в высшем обществе. В этот период времени был пик концертной деятельности маэстро. Но уже тогда Балакирев понял, что он рождён для создания музыки и передачи новых идей.

image
Милий Балакирев: Биография композитора

Он принял решение сократить количество выступлений. Милий начал работать над написанием музыкальных композиций. Конечно, это были значительные убытки. Но Балакирев ни о чём не жалел, поскольку понимал, что это его истинное предназначение.

Основание «Могучей кучки»

В начале 1850-х годов у него появились новые знакомые. Композитор начал общаться с В. Стасовым и А. Даргомыжским. Именно с этими общественными деятелями, а также Серовым он и создал общество «Могучая кучка». Они уделяли значительное внимание развитию отечественной культуры, в частности музыки. С каждым днём в общество присоединялись новые композиторы, музыканты и другие культурные деятели.

Балакирев не мог пройти мимо молодых дарований. Он считал своим долгом направить их потенциал в нужное русло. Со временем сформировалась большая команда артистов. Самое главное, что у каждого была индивидуальная манера подачи музыкального материала. Культурные деятели оставались самобытными. Но всё же их объединяла любовь к музыке и желание помочь друг другу. Представители общества пропагандировали идею народности в современном искусстве.

Милий начал сочинять фортепианные пьесы и любительские романсы. Как только он начал сочинять первые серьёзные произведения, то находился под влиянием русского композитора Михаила Глинки. В 1866 году маэстро даже пригласил Милия занять должность руководителя постановки опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Балакирев с удовольствием взялся за работу, проявив себя как талантливый дирижёр.

В конце 1860-х годов был непростой период в жизни Милия. Его подвергли клевете и критике. Балакирев находился на грани. Он чувствовал себя подавленным. На несколько лет маэстро оставил музыку. Он не выпускал новые композиции. У него не было вдохновения работать в заданном темпе. Только через 10 лет он взялся за написание новых работ. В этот период времени он презентовал симфоническую поэму «Тамара».

В конце 1890 года был очень активный период в жизни Милия. Дело в том, что он презентовал значительное количество композиций для фортепиано. Кроме того, он приступил к сочинению симфонических поэм «В Чехии» и «Русь».

Подробности личной жизни маэстро

У Милия Балакирева никогда не было финансовой стабильности. Иногда он мог позволить себе многое, но чаще всего бедствовал. Композитор был творческой и увлекательной личностью. Как и любой мужчина, Милий интересовался женщинами. Но композитор ни с кем так и не решился создать семейные отношения. Он не был женат и не оставил после себя наследников. Балакирев очень любил музыку. И навсегда остался холостяком.

Несмотря на то, что Милий внёс огромный вклад в развитие русской и европейской классической музыки, ни в одном городе маэстро не воздвигли памятник.

Интересные факты о маэстро

  1. Композитор всю жизнь был набожным человеком. Он постоянно думал о монастыре.
  2. Милий был ярым противником консерваторий. Он считал, что настоящий талант можно «вырастить» исключительно в домашних условиях.
  3. Летом он отдыхал в Гатчине — отдалённом пригороде культурной столицы России. В преклонном возрасте он ещё чаще любил проводить время вдали от шумного города.
  4. Симфоническую поэму «Тамара» не обошли вниманием «Русские сезоны». Ему посчастливилось познакомиться с Дягилевым.
  5. После смерти императора Александра III (в 1894 году) композитор подал в отставку с должности руководителя Придворной капеллы.

Смерть композитора Милий Балакирев

Композитор ушёл из жизни 29 мая 1910 года. На момент смерти ему исполнилось 73 года. Его похоронили на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. Врачи не смогли назвать причину, которая вызвала смерть Балакирева.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий