Биография Астафьева В.П.: главное о жизни и творчестве (школьникам и студентам)

imageАстафьев Виктор Петрович (1924— 2001), писатель.

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний поклон», 1968—1975 гг.)

В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий».

В 1951 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездопад».

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам.

Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу». Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986 г.), наполненный уничижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах.

Опубликованный в 1986 г. роман «Печальный детектив», рисующий жутковатые картины советской действительности, был переведён на иностранные языки и принёс автору международное признание.

Была для Астафьева тема главная, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. — Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

Еще по теме:

Комментарии:

  • Биографии
  • Астафьев Виктор Петрович

Виктор Петрович Астафьев был советским писателем. Он родился в 1924 году в Краснодарском крае. Виктор родился четвертым из детей в своей семье. Отца Виктора посадили в тюрьму, когда Витя был еще совсем ребенком. Как-то раз, когда его мама ехала к мужу, лодка, на которой она была, перевернулась. Она погибла, утонув. Виктор был на тот момент семилетним ребенком. Когда отца освободили из-под заключения, он попал в больницу. О Викторе некому было позаботиться. Мальчик скитался по улицам. Вскоре он попал в детский дом. После окончания школы он дежурил на станции «Енисей» и составлял поезда. Одна из основных тем его творчества — деревенская. Самое первое произведение Астафьева было написано им в школе. Это было сочинение. Потом автор переписал его и оформил как рассказ.

В 1942 году Виктор Астафьев отправился на фронт. Вторая основная тема его произведения — военная. Автор в своих рассказах показывает взгляд на военные действия солдата, рабочего. Книжные образы Астафьева отчасти автобиографичные.

Виктор Петрович получил военную подготовку. В 1943 году весной его отправили в армию. Во время войны Астафьев был связистом и шофером. Виктор Петрович поучил в итоге сильное ранение.

В 1945 году Астафьев поехал на Уральские горы. Он сменил много работ от слесаря до учителя. Тогда же Виктор женился. А в 1951 году Астафьева взял на работу в «Чусовском рабочем». Там он напечатал свой рассказ. Публиковал Виктор рассказы в разных жанрах. В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Также писатель был в Перми, потом в Вологде и Красноярске.

Астафьев умер в 2001 году.

3, 4. 5, 6, 8 класс для детей

Биография Астафьева о главном

В далеком мае 1924 года в Красноярском крае, как его называют сейчас, родился малец. Имя дали ему Виктор, что значит «победитель». Произошло это в селе с поэтическим названием Овсянка.

Когда Витя не достиг возраста семи лет, то в его семье случилось страшное: арестовали отца.

Мать Астафьева была верной спутницей жизни и таком тяжелом положении мужа не бросила. Она по возможности ездила к нему и отправляла посылки.

В период жизни, когда Виктора нужно было собирать в первый класс матушка умерла. И остался мальчик один на всем белом свете.

Но мальчику повезло в том, что его, сироту, пригрели дедушка с бабушкой. Он был для них, можно сказать, свет в окошке. Они по мере сил и возможностей старались создать внуку для проживания комфортные условия. Они делали все, чтобы мальчонка не чувствовал себя ущербным. И это самое время Виктор вспоминает с теплотой и светлой грустью. Он даже написал об этом в собственной автобиографии.

Когда отец по закону отсидел, что говорится от звонка до звонка – вышел по чистой, то стал устраивать свою личную жизнь. В новой его семье Вите места не нашлось, он бродяжничал и потом в конце концов оказался в детском доме.

Годы военного лихолетья едва ли кого не зацепили. Так и Виктор добровольцем пошел защищать Родину. В Новосибирске его научили военному делу. Стоит сказать, что Астафьев прошел войну в звании рядового, но это не помешало получить Виктору высокие правительственные военные награды. Например, медаль «За отвагу» и орден «Красной звезды».

Война закончилась. Можно сказать, что свой гражданский долг Астафьев родине отдал. Теперь можно подумать об устройстве личной жизни. Сказано – сделано. Виктор женится на Марии Корякиной. Жить молодые стали в городе Чусовая, что недалеко от Перми.

Мирная послевоенная жизнь закрутила в своем вихре так, что пришлось пробовать себя в разных профессиях. Астафьев и учительствовал, и слесарил, и был кладовщиком, и работником мясокомбината. Но пока одна профессия сменяла другую, Виктор неизменно оставался верен литературе. Он много читал, входил в литературный кружок, даже пробовал делать литературные зарисовки. Он даже не смел мечтать, что когда-нибудь станет писателем.

И вот в пятидесятые годы двадцатого века опубликован его первый рассказ в местной газете. Виктор сразу перешел работать в городскую газету и трудился на этом месте на протяжении пяти лет.

Работа в газете позволила Астафьеву шлифовать свой литературный дар. Он писал и очерки, и фельетоны, и рассказы….

И вот 1953 год – увидела свет книга рассказов Виктора.

Спустя пять лет, произошло замечательное событие, которое полностью перевернуло жизнь Астафьева – он отныне член Союза писателей. Чтобы соответствовать новому статусу, Астафьев спустя год поступает на Высшие литературные курсы. Учеба продолжается всего три года, но как много она дает для литературного творчества Виктора, для его развития, как писателя, для его совершенствования.

Главными темами произведений Астафьева являются тема деревни и тема войны. Также автор пишет и для детей. Все мы со школьной скамьи знаем «Фотографию, на которой меня нет» и «Васюткино озеро».

Один из романов Виктора получил премию Российской Федерации в области литературы и искусства.

Вершина творчества Виктора Астафьева – это сборник рассказов «последний поклон». Это вся его жизненная философия и биография.

В 2001 году в ноябре сердце Астафьева перестало биться. Прах сибирского писателя захоронен в родной деревеньке.

3, 4. 5, 6, 8 класс

Интересные факты и даты из жизни

Другие: ← Шопен↑ БиографииЕкатерина II →

image

Виктор Астафьев краткая биография для детей поможет составить сообщение о писателе.

Виктор Петрович Астафьев краткая биография

Виктор Астафьев интересные факты

Виктор  Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край). Он рано лишился матери (она утонула в Енисее), воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал…Мальчик оказался сиротой при живом отце, который после гибели жены вскоре завел другую семью и о сыне не заботился. Об этом писатель расскажет в повестях “Кража” и “Последний поклон”.

Незадолго до Великой Отечественной войны он окончит школу ФЗО, будет работать на железнодорожной станции, а осенью 1942 года уйдёт на фронт. Трижды раненный, контуженный, он всё же выживет, создаст семью. О тяжёлых послевоенных годах он расскажет в повести “Весёлый солдат”. В эти тяжёлые годы В.П.Астафьев с семьёй живёт на Урале – там легче было найти работу.

Первый рассказ «Гражданский человек» о судьбе связиста Моти Савинцева был напечатали в газете “Чусовской рабочий” в 1951 году. И с этого момента всю свою жизнь В.П.Астафьев посвятил литературе.

Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Одно из первых произведений было написано еще в школе в качестве сочинения. Затем он превратил его в рассказ «Васюткино озеро». Астафьев часто публиковался в журнале «Смена».

В 1953 году вышла в свет первая книга писателя «До будущей весны». С 1958 года Астафьев числился в Союзе писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет числился народным депутатом СССР.

В. П. Астафьев умер 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе.

Жизнь Виктора Астафьева затронула большой промежуток истории нашей страны. Детство писателя пришлось на период строительства нового, социалистического государства на обломках монархии, в молодые годы он принял участие в Великой Отечественной Войне, в более зрелом возрасте наблюдал, как Советский Союз разваливается, а в последние годы жизни активно участвовал в перестройке и формировании Российской Федерации. Такой богатый жизненный опыт нашел отражения в выдающихся произведениях Астафьева: романах и повестях. В них можно увидеть дух настоящего русского человека, которому, как и самому автору, приходится столкнуться с различными испытаниями. 

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

Краткая биография 

Хронология жизни и творчества В. П. Астафьева.

Годы События
1924 Виктор Петрович родился 1 мая в сельской местности Красноярского края. Уже через несколько лет после его появления на свет родителей-крестьян раскулачили, отобрав у семьи единственный источник дохода – мельницу. Отец Виктора Петровича был осужден и отправлен в Карелию. 
1931 Когда В. П. Астафьеву было всего 7 лет, его мать трагически погибла. С этого времени и до возвращения отца из ссылки Виктор Петрович оставался со своей бабушкой. 
1936 В новой семье отца Виктору Петровичу не было места. Мачеха относилась к нему холодно, отцу дела до этого не было, и в результате подросток Астафьев сбежал из дома. Беспризорником он пробыл недолго, его определили в дом-интернат. 
1941-1942 В первые годы войны Астафьеву было всего 17-18 лет. Он не был отправлен на фронт, так как проходил подготовку в железнодорожной школе и работал на станции Енисей. 
1942-1945 Несмотря на имеющуюся бронь, Астафьев все равно отправляется на фронт, где оказывается на передовой. До 1945 года он остается рядовым пехоты, получает ранение и контузию. 
1945 После войны Виктор Петрович проходит лечение в госпитале, где знакомится со своей будущей женой – М. С. Корякиной, которая была писательницей. После свадьбы они уезжают жить в Пермскую область, где Астафьев пробует себя в различных рабочих профессиях – слесаря, кладовщика, фабричного служащего и даже учителя. 
1951 Печатается первый рассказ, написанный В. П. Астафьевым – «Гражданский человек», а сам он поступает на работу в газету.  
1950-ые В это время Астафьев был не только литературным сотрудником, но и также детским писателем. Он издавал сборники с рассказами и сборниками, нацеленными на младшую аудиторию. 
1958 Виктора Петровича принимают в Союз Писателей СССР. После этого он отправляется на Высшие литературные курсы, чтобы повысить свое мастерство. Последующие годы Астафьев активно занимается творчеством. 
1961 Выходит автобиографическая книга Астафьева – «Последний поклон». 
1976 Публикуется роман «Царь-рыба», за который писатель получил Государственную премию. 
1989-1991 Виктор Петрович сначала получает звание Героя социалистического труда, а потом становится Народным депутатом СССР и остается им до распада государства. 
1992-1994 Астафьев работает и выпускает в свет две части романа «Прокляты и убиты», получившего большую известность, но противоречивые отзывы. 
1995-2000 В. П. Астафьев пишет третью книгу «Прокляты и убиты», но так и не завершает ее. В 2000 году он сообщил, что прекратил работу над романом.
2001 29 ноября писатель умер в Красноярске. Его похоронили недалеко от родного села, где он вырос.  

Последний год своей жизни Астафьев тяжело болел. Его близкие постарались добиться от местных депутатов средств на отправку его на лечение заграницу, но согласия не получили. К тому же, организм Виктора Петровича был ослаблен давним тяжелым ранением, полученным на войне, и долгой тяжелой работой. Он умер, когда ему было 77 лет – это достаточно долгий срок жизни, особенно для поколения, пережившего войну и непосредственно в ней участвовавшего. 

Детство 

Родители Виктора Петровича были небогатыми крестьянами. Всего в семье было трое детей, но две сестры будущего писателя умерли совсем маленькими. Родители плохо ладили между собой, а окончательно семью сгубила социализация мельницы – основного источника дохода. Когда отец Виктора Петровича в очередной раз загулял, он сотворил на мельнице аварию, а поскольку она больше не являлась его собственностью – власти отреагировали на происшествие очень резко. В 1931 году случилось сразу два трагических события в жизни Виктора Петровича, которому было всего 7 лет: погибла его мама и был осужден отец. 

После этого Виктор Петрович несколько лет жил с бабушкой и дедушкой. Этот период был одним из светлых в его детстве, и потом писатель вспоминал о нем с теплотой.

А это интересно! 😉

А когда в 1934 году его отец вернулся в село и женился второй раз, более или менее счастливые годы детства Виктора Астафьева кончились. Новая семья не приняла его, и он оказался беспризорником. Какое-то время он бродяжничал, а потом оказался в специальном учреждении для сирот. 

До 17 лет Астафьев оставался в детском доме. Несмотря на то, что жизнь не была там особо сладкой, он встретил там замечательных наставников, которые первыми заметили в нет литературный талант. 

Эпоха и нравы 

Долгая жизнь Виктора Петровича Астафьева ознаменовала собой целый исторический период для России. В нем было становление СССР, тяжелые годы Великой Отечественной Войны, расцвет Советского Союза, развенчание культа личности Сталина, холодная война, кризис и перестройка, а также образование нового государства. Астафьев стал свидетелем почти всех важнейших событий XX века для нашей страны: родился через несколько лет после революции 1917 года и умер в 2001 году, когда Советского Союза уже не было – на его месте появилась Российская Федерация. 

Вокруг Виктора Петровича менялось все: идеологии, лидеры страны, военное и мирное время, отношения с капиталистическими государствами… Однако главный принцип, которого придерживался Астафьев, и которому он учит в своих произведения – это наличие незыблемых ценностей. В какой бы стране, времени и условиях человек не находился, он не должен изменять своей нравственности. Ценность имеет честь, дружба и любовь, верность своему отечеству, жизнелюбие и смелость. Именно эта идея прослеживается в творчестве Астафьева, поэтому его произведения остаются очень актуальными и на сегодняшний день. Современники называли его одним из великих писателей XX века, и нам уже в XXI веке стоит ознакомиться с его работами для того, чтобы понимать трагедию целого поколения, связанную с войной, а потом – с разрушением идеологии. И пусть у нас сейчас социализма нет, наши незыблемые ценности должны оставаться такими же – только так возможно построение здорового, высоконравственного общества. 

Окружение 

Виктор Астафьев был в хороших отношениях со многими писателями Советского союза. Его любовь к деревне, патриотизм и желание помогать своему народу и стране в целом вызывали у всех уважение. Так, например, в близких отношениях Виктор Петрович был с Константином Воробьевым, написавшим повесть «Алексей, сын Алексея». После публикации этой работы Воробьева в 1963 года Астафьев был так впечатлен, что направил коллеге письмо с изложением своего мнения (он пометил, чтобы письмо было передано лично Воробьеву). Между ними завязалась переписка, которая продолжалась до 1975 года (до самой кончины Воробьева). 

Общался Астафьев и с советским и белорусским писателем Василием Быковым. У них были схожие темы произведений – они оба участвовали в войне, нашедшей отражение в их творчестве. Астафьев часто анализировал работы Быкова в своих публицистических статьях, а тот писал Виктору Петровичу о том, что он считает его великим писателем русской литературы, который войдет с этим званием в новый XXI век. Примечательно, что до XXI века они оба дожили, но застали его совсем немного: Афанасьев умер в 2001 году, а Быков – в 2003. 

Деятельность и интересы 

Виктор Астафьев далеко не сразу стал писателем. У него было сложное детство, в котором не было особого времени для творчества, и, в отличие от многих других русских классиков, он не начал создавать первые работы еще в юном возрасте. Однако его преподаватели и наставники из детского дома замечали, что у Виктора Петровича еще в подростковом возрасте проявились хорошие способности к русскому языку и литературе. 

Астафьев сменил немало профессий. После того, как он вышел из стен детского дома, он хотел получить высшее образование. Однако это ему не удалось, так как на обучение просто не было денежных средств. Поэтому он сразу пошел на работу коновозчиком, а потом отправился учиться в железнодорожную школу. Там его и застала война. 

До 1942 года Виктор Петрович продолжал обучение, а после его завершения отправился на фронт добровольцем. Он не мог оставаться в тылу и пошел воевать за свою родину. Он занимался разведывательной деятельностью, работал связистом и водителем. Получил несколько наград, и, в 1944 году – контузию.

В послевоенные годы вернуться к своей основной профессии Астафьев уже не смог – мешали полученные ранения. Поэтому он вновь пробовал себя в различных специальностях – слесарь, кладовщик, подсобный рабочий и рабочий литейного цеха, вахтер в колбасном цеху. А в 1950-ых годах он для отдушины начал посещать литературный кружок: так и начался новый этап в его жизни. Был опубликован первый рассказ В. П. Астафьева, он поступил на работу в газету и начал заниматься творчеством. 

Интересные истории из жизни 

Несколько интересных фактов из жизни Виктора Петровича Астафьева:

  1. После того, как он получил ранение на войне, писатель не мог терпеть жаркой погоды. 
  2. Виктор Петрович не был верным мужем. Он несколько раз уходил от жены (даже когда она была беременна их вторым ребенком), а также имел романы и детей на стороне. 
  3. За всю Великую Отечественную Войну Астафьев так и не получил звания, но зато получил несколько наград и орден.
  4. У Астафьева и его жены были настолько напряженные отношения, что Мария Корякина, тоже писательница, выпустила автобиографическую книгу, выставляющую мужа в невыгодном (хотя и практически полностью правдивом) свете. Он в ответ сделал то же самое. 

Несмотря на то, что Астафьев писательскую карьеру начал рано, его библиография получилась достаточно богатой. Всего он создал 30 произведений, среди которых были романы и повести, а также одна пьеса («Прости меня»). 

Главные произведения 

Наиболее известные произведения Виктора Астафьева:

  1. «Последний поклон» — автобиографический сборник, в котором автор рассказывает о тяжелых временах своего детства и юности. 
  2. «Где-то гремит война» — повесть о семнадцатилетнем парне, который в военные годы находится в тылу. Он помогает своей тете, муж которой погиб на фронте, и старается сделать все, чтобы приблизить победу своего народа. 
  3. «Царь-рыба» — детский, но глубоко философский рассказ о том, почему нам необходимо делиться благами с ближними. 
  4. «Прокляты и убиты» — роман, состоящий из двух книг, основная тема которого – война во всех его проявлениях. Автор много пишет не только об исторических событиях, но и нравственных проблемах и быте солдат. 

Третью часть романа «Прокляты и убиты» Астафьев так и не закончил. Он работал над ней несколько лет, но в 2000 году (за год до своей смерти) он сообщил, что его здоровье начало его подводить, и он просто устал работать над книгой. К тому же, читатели встретили первые две части противоречиво. Они были отражением страшного военного времени, и достаточно правдивым. Поэтому читать их, в отличие от того же «Василия Теркина», было очень тяжело, а народ только хотел оправиться от тех ужасов, которые он пережил в 1941-1945 годах. Астафьев же считал войну преступлением против разума, и эту идею активно развивал в своем творчестве. 

Портрет Аста́фьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск) — советский и российский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трех Государственных премий России (1975, 1995, 2003). Редактировать

Биография

Виктор Астафьев происходил из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было семь лет. Окончил шесть классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-1937 годах — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-1942 годах учился в ФЗУ. На фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943-го — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 года жил на Урале (Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 году своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е годы издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 года — член Союза писателей СССР, в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х годов жил в Вологде, в 1980 году вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка. В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х годов (первое отдельное издание — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х годов. «Последний поклон», повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира. Редактировать

Творчество

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сибирских характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни. Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком многих произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985). Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеческой и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой. «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему. Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отдельное издание — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), повесть «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова. Начиная с 1980-х годов меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность. Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота. В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность. В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (глава «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра). В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева. Этическая и эмоциональная доминанта романа двойственна: с одной стороны, оплакивает героев, переживших невыносимое и оставшихся людьми, с другой, их поступки страдания — как участников бессмысленной бойни, лишенной признаков и пафоса войны Отечественной, священной, как бы обесцениваются, остаются этически неоправданными. Ниспровергая идеологические клише, Астафьев устраняет не только героические, но и всякие внеличные высшие мотивации поступков своих героев. Двоится и образ самой войны: она ужасна сама по себе, но в неменьшей степени — как именно эта война, обобщенный результат действий бездарных генштабистов, тыловиков, ради собственных наград обрекающих на гибель миллионы людей. Роман «Прокляты и убиты» вместе с повестью «Так хочется жить», «Веселый солдат» (1998) — своего рода антиэпос военных и послевоенных лет. Темы правдоискательства, добра и любви, «горького» праздника жизни становятся сопутствующими или переключаются в публицистический план. Тоска по справедливости и лучшей жизни заставляют писателя с гневом и яростью обличать бездарных генштабистов, тыловиков, мелких и средних начальников, преступно безучастных или коверкающих судьбы простых людей. С какой-то самоистязательной пристальностью запечатлевает Астафьев xaoc, рвачество, волчьи законы, убогое прозябание, унаследованные современностью: «И все злей, все неистовей, все вороватей делаются российские люди». В публицистике 1990-х годов социально-нравственное состояние общества также рисуется в апокалиптических тонах как проявление общей деградации. Согласно завещанию Астафьев был похоронен в родном селе Овсянка. В 2004 посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник». Автор: Редактировать

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999)
  • Орден Дружбы Народов (1994)
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот»)
  • Орден Отечественной войны I степени (1985)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
  • Орден Дружбы народов (1981)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
  • Орден Красной Звезды (1944-1945)
  • Медаль «За отвагу» (1943)

Премии

  • Государственная премия СССР (1978) — за книгу «Царь-рыба»
  • Государственная премия СССР (1991) — за роман «Зрячий посох»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за повести «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971)
  • Государственная премия Российской Федерации (1995) — за роман «Прокляты и убиты»
  • Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997)
  • Государственная премия Российской Федерации (2003 — посмертно)
  • Премия Александра Солженицына (2009 — посмертно)
  • Премия «Триумф»

Редактировать

Произведения

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995)

Повести

  • «Перевал» (1958)
  • «Стародуб» (1960)
  • «Звездопад» (1960—1973)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Слякотная осень» (1970)
  • «Царь-рыба» (1976)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995—1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997)
  • «Веселый солдат» (1998)
  • «Васюткино озеро»
  • «Фотография, на которой меня нет» (1968)
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Зачем я убил коростеля?»
  • «Бабушка с малиной»
  • «Гуси в полынье»

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
  • «Людочка» (1987)
  • «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)

Пьесы

  • «Прости меня» (1980)

Редактировать

Дополнительная литература

  • Макаров А. Н. Во глубине России… Критико-биографич. очерк. Пермь, 1969 (переизд. в его кн.: Лит.-критич. работы. т.2. М., 1982).
  • Яновский Н. Н. Виктор Астафьев. Очерк творчества. М., 1982.
  • Курбатов В. Я. Миг и вечность. Размышления о В. Астафьеве. Красноярск, 1983.
  • Ланщиков А. П. В. Астафьев. Жизнь и творчество. М., 1992.

Сочинения

  • Собр. соч. в 4 тт. М., 1979-81.
  • Собр. соч. в 6 тт. М., 1991-94 (вступ. ст. в обоих изд. В.Курбатова).
  • Собр. соч. в 15 тт. Красноярск, 1997-98.
  • Падение листа. М., 1988 (в т. ч. «Затеси»).
  • Последний поклон. т. 1-2. М., 1989.
  • Прокляты и убиты. М., 1994.
  • Обертон. Повести. М., 1998.

Редактировать

Фильмография

  1. 1977 Сюда не залетали чайки текст песен
  2. 1983 Дважды рожденный автор сценария
  3. 1983 Ненаглядный мой автор сценария

Редактировать

Ссылки

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий