ЧЕСНОКОВ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ — Композиторы — Каталог статей — Сайт музыкальных педагогов

ЧЕСНОКОВ Дмитрий Иванович

(25.10.1910 — 15.09.1973). Член Президиума ЦК КПСС с 16.10.1952 г. по 05.03.1953 г. Член ЦК КПСС в 1952 — 1956 гг. Член КПСС с 1939 г.

Родился в селе Каплино (ныне Старооскольского района Белгородской области) в семье крестьянина. Русский. С 1924 г. учащийся Старооскольского педагогического техникума. После окончания в 1931 г. 2-го Московского университета (в настоящее время Московский государственный педагогический университет) преподавал в Уральском коммунистическом университете (г. Свердловск). С 1934 г. преподаватель, заведующий кафедрой Свердловского педагогического института. С 1943 г. на партийной работе: заведующий отделом, одновременно с 1946 г. секретарь Свердловского горкома ВКП(б). В 1947 — 1948 гг. заместитель заведующего Отделом науки Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). С 1948 г. заместитель директора Института философии АН СССР, одновременно с 1949 г. был главным редактором журнала «Вопросы философии». В 1952 — 1953 гг. заведующий Отделом философских и правовых наук высших учебных заведений ЦК КПСС, одновременно главный редактор журнала «Коммунист». На ХIХ съезде ВКП(б) (октябрь 1952 г.) по предложению И. В. Сталина избран членом Президиума ЦК КПСС. Это было настолько неожиданно, что, по воспоминаниям А. И. Микояна, когда его поздравили с избранием, он даже испугался и просил таких шуток не допускать. И. В. Сталин ни с кем не обсуждал его кандидатуру. По некоторым сведениям, написал книгу, обосновывавшую с марксистских позиций намечавшуюся И. В. Сталиным депортацию евреев из Москвы. В марте 1953 г., после смерти И. В. Сталина, Д. И. Чеснокова освободили от высоких постов и назначили заведующим Отделом науки и культуры ЦК КПСС. В 1955 г. сослали в Горький заведующим отделом обкома партии. Через некоторое время он стал секретарем Горьковского обкома КПСС. В 1957 — 1959 гг. председатель Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. С 1959 г. занимался научной и педагогической деятельностью, заведовал кафедрой диалектического и исторического материализма МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1961 — 1964 гг. входил в состав рабочей группы по подготовке проекта новой Конституции СССР. В 1967 — 1970 гг. проректор Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1970 г. профессор этой академии. Доктор философских наук (1951), профессор. Действительный член Академии педагогических наук СССР (1966). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета». Лауреат Сталинской премии (1951). Заслуженный деятель науки РСФСР (1970). Похоронен в Москве.

Материал из Русского эксперта Перейти к: навигация, поиск

 
image Страна, забывшая о воспитании нового поколения, рискует познакомиться с ним на Майдане. image
Эдвард Чесноков

Эдвард Чесноков (справа).

Эдвард Чесноков, 1987 г.р., пророссийский блогер, эксперт в сфере массовых коммуникаций. Родился в Череповце, окончил литературный институт, регулярно публикует свои стихи, ведёт видеоблог «Политпоэт», в котором освещает текущие политические события.

Блог в ЖЖ

Ведёт в Живом Журнале блог edvardchesnokov. Записи в блоге появляются относительно нерегулярно, тем не менее, некоторые из них вносят важный вклад в информационную оборону России.

Так, например, в марте 2014 года Эдвард разобрал у себя в блоге «Антипропаганду» Максима Каца. [1] Возможно, именно этот разбор, вкупе с вопросом, который Эдвард задал Кацу в комментариях у Фрица Моргена, [2] вынудил Каца свернуть свой проект по очернению российских СМИ.

Видеоблог «Политпоэт»

В конце 2011 года Эдвард открыл видеоблог «Политпоэт». Вероятно, видеоблог появился в качестве ответа на попытки белоленточной колонны организовать цветную революцию в России, которые вылились в то время в массовые акции на Болотной площади, на проспекте Сахарова и в других местах.

Видео под названием «Вся правда о выборах 4 марта» [3] стало самым популярным роликом проекта и набрало около 100 тысяч просмотров.

Радиопередача «Вождь»

Передача, которую ведёт Эдвард Чесноков, создана в связи с рекордным рейтингом поддержки Президента на фоне боевых действий ВКС РФ в Сирии с целью выяснить в прямом эфире, за что народ любит или не любит Путина. Помимо этого, обсуждаются острые проблемы России: «кошмарение» малого бизнеса, падение курса рубля, замена Путину, низкие пенсии и зарплаты, поддержка многодетных семей и другие. По словам Эдварда, от ведения передачи отказались 7 известных журналистов, и только он, «люберецкий поэт», согласился работать, причём на первых порах бесплатно. Первый выпуск передачи «Вождь» на радио «КП-FM» вышел 10 октября 2015 года, в конце, кстати, Эдвард Чесноков прочитал своё стихотворение о Владимире Путине:

2016 год

1 марта 2016 года побывал на телепередаче Первого канала Мужское/Женское, высказав антигерою передачи мысль, что ему нужно использовать альпинистские навыки для чего-то полезного.

Колонки и социальные сети

Авторы: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

24 октября 1877 — 14 марта 1944

Русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года).

Биография

Родился 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Вознесенска Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента. Кроме Павла, у Григория Чеснокова было ещё два сына — Алексей и Александр (последний также был известен как духовный композитор, автор многих произведений для хора, в том числе «Литургии» op.8 для смешанного хора).

В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

Показать полностью Свернуть

В 1895—1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917-22 главный дирижер Московского государственного хора, в 1922-28 руководитель Московской капеллы.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке, для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Автор первого отечественного капитального труда по хороведению.

Скончался в Москве 14 марта 1944 года.

В начало

Книги и произведения

Хор и управление им

Тип материала: Учебная литература

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Алексей Чесноков — популярный отечественный политолог. Его перу принадлежит ряд занимательных статей о внутренней и внешней политике, которую ведет Россия. В разное время занимал должность заместителя начальника управления внутренней политики президента России, входил в состав Общественной палаты, был в руководстве партии «Единая Россия».

Образование

Алексей Чесноков родился в Баку, на территории Азербайджанской ССР. Он появился на свет в 1970 году.

После школы стал студентом Московского государственного университета. Окончил философский факультет, специализируясь на социально-политических дисциплинах.

В 90-е он начал трудиться научным сотрудником в Российско-американском университете. В частности, работал в институте массовых политических движений. В середине 90-х стал сотрудничать с Центром политической конъюнктуры, позже став его директором.

В 2000 году Алексей Чесноков защитил диссертацию. Темой его исследования стал электоральный процесс. Он его рассматривал как одну из форм формирования политического режима, взяв для примера выборы в российскую Государственную думу.

Политическая карьера

Самостоятельную политическую карьеру Чеснаков Алексей Александрович начал в 2001 году, когда стал руководить отделом информационно-аналитического планирования в управлении внутренней политики президента России.

Вступил в партию «Единая Россия». С 2010 по 2011 годы даже возглавлял общественный совет при президиуме. Курировал взаимодействие со средствами массовой информации, а также экспертным сообществом. По своей работе стоял во главе политического департамента, на протяжении года был заместителем генерального секретаря партии.

Скандал в Касимове

Примечательно, что карьера политолога Алексея Чеснокова в «Единой России» началась с неприятного скандала, который произошел в Рязанской области. Именно там он решил участвовать в региональных выборах. Оттуда родом его отец. Участвовать в голосовании именно в Касимове ему порекомендовал губернатор. Это второй после Рязани город в области.

Алексей Чесноков рьяно взялся участвовать в избирательной кампании. Провел около тридцати встреч с местными жителями.

При этом он вступил в местную партийную ячейку. Примечательно, что за несколько дней до этого была распущена городская дума.

Сама предвыборная кампания была связана с многочисленными скандалами. Например, избирком отказывался регистрировать кандидатов от «Справедливой России». По сообщениям наблюдателей, подсчет голосов сопровождался многочисленными нарушениями. При этом многие эксперты отмечали, что наблюдатели от некоторых оппозиционных партий фактически провоцировали членов избиркома на конфликт.

Сама кампания прошла очень агрессивно. После этого появился компромат на Чеснакова Алексея Александровича, так как именно его участие в выборах связывали с подтасовками и вбросами.

В результате партия власти получила абсолютное большинство в городской думе, а у Чеснакова появилась возможность выдвинуться в сенаторы.

Но стать членом Совета Федерации ему было не суждено. Вакантное кресло в итоге досталось Игорь Морозову, который был главным конкурентом действующего губернатору Олега Ковалева на предстоящих выборах. В обмен на место в Совете Федерации он снял свою кандидатуру и призвал сторонников поддержать Ковалева.

Поражение Чеснакова

Многие эксперты оценили исход этой ситуации как поражение Чеснакова. В подобном ключе высказывался и журналист «Коммерсанта» Олег Кашин. Колумнист посчитал, что это демонстрация того, что Владислав Сурков, сторонником которого был Чеснаков, не смог найти общий язык с новым замглавы президентской администрации Вячеславом Володиным.

«Теперь интересно будет проследить за деятельностью депутата Касимовской городской думы Алексея Чеснакова — часто ли он будет приезжать на заседания в Касимов, часто ли будет встречаться со своими избирателями, как вообще сложится его касимовская политическая карьера. Он же говорил, что идет на выборы, чтобы помочь городу Касимову и получить бесценный опыт муниципальной работы — вот посмотрим теперь, как это все будет происходить», — задавался риторическим вопросом Кашин.

Уход из партии

В досье Чеснакова Алексея Александровича значится, что в 2013 году он сдал свой партбилет. Этому предшествовали несколько событий, которые значительно ослабили его влияние в «Единой России». За год до этого стало известно о перераспределении полномочий между заместителями секретаря генерального совета партии.

Львиная доля полномочий Чеснакова была передана Ольге Баталиной, которая считалась человеком Володина. Чеснаков после этого перераспределения курировал только взаимодействие с экспертным сообществом, а также работал над идеологической платформой «Единой России».

Баталиной перешли его полномочия по кураторству политического департамента, а также общая агитация и пропаганда.

В результате в начале 2013 года Чеснаков ушел с поста заместителя секретаря, написав заявление по собственному желанию. Тогда многие это также связали с ослабеванием влияния Суркова в политической жизни России.

В мае Чеснаков и вовсе вышел из партии. Также ходили слухи, что он может сложить мандат депутата городской думы в Касимове. Сам герой нашей статьи заявлял, что причиной стало его желание сконцентрироваться на собственных исследованиях и политологических проектах, но при этом неоднократно подчеркивал, что у него накопилось немало противоречий с однопартийцами.

После его расставания с «Единой Россией» ходили слухи, что он может стать членом «Гражданской позиции» и даже возглавить партии, но этого не произошло. При этом Чеснаков не раз заявлял, что продолжает себя считать сторонником Владимира Путина.

Участие в событиях на Украине

Во время вооруженного конфликта на Украине в 2014 году стало известно, что Чеснаков общался по телефону с лидером ДНР Бородаем. По крайней мере такую версию выдвинула СБУ. Так они пытались доказать участие России в эскалации конфликта.

В телефонном разговоре Чеснаков якобы интересовался финансовым положением повстанцев и внутренними вопросами.

В частности, он советовал дать интервью министру оборону ДНР Стрелкову-Гиркину, в котором официально заявить, что он не выполняет приказы российского главнокомандующего, официальные власти не имеют никакого отношения к происходящему на Украине. Но при этом отметить, что и сам Стрелков, и люди, которые его окружают, испытывают уважение к Путину. В конце разговора обещал передать 180 млн рублей.

Сам Чеснаков назвал эти обвинения не соответствующими действительности.

ЧЕСНОКОВ,ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944),русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовныхкомпозиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уездаМосковской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети всемье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разноевремя учились в московском Синодальном училище церковного пения(дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал урокикомпозиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова;гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классамкомпозиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разныхмосковских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировалкапеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получилбольшую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководилхором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церквиВасилия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давалдуховные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора идругих крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес –духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколькополных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко ПресвятойБогородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработокнародных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболеевидных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке (см.РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА); для него типичны, с одной стороны, великолепноевладение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (чтоособенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение кбольшой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть допрямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично дляпользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло схором).

После революции Чесноковруководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстеромБольшого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение вМосковской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинениедуховной музыки. В 1940 опубликовал книгу Хор и управление им. УмерЧесноков в Москве 14 марта 1944

Недавнолюбители музыки в России отметили 125 лет со дня рождения Павла Чеснокова. Онписал и светскую, и церковную, музыку, но чествовали его, в первую очередь, какцерковного православного композитора и руководителя многих церковных хоров.

ПроизведенияПавла Чеснокова очень выигрышны в концертном плане. Они позволяют певцамнаилучшим образом продемонстрировать свои вокальные возможности, поэтому кдуховным песнопениям Павла Чеснокова нередко обращаются звёзды российскойоперы, например, Ирина Архипова, бывшая солистка Большого театра. Но это невсегда хорошо с точки зрения церкви, ведь для богослужения не требуетсяэффектности и яркой красочности звучания. Напротив, они мешают углублённости истрогости молитвы, и поэтому мало совместимы с богослужением. Однако в этом ипроявилась универсальность дарования Павла Чеснокова. Ему было тесно в узкихрамках и композитор милостью Божией спорил с регентом церковных хоров. И этотспор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.

ИмяПавла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как ПетрЧайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Все онипринадлежат к так называемой Московской композиторской школе. Музыке этихкомпозиторов присущ глубокий лиризм и психологичность.

Павел Чесноков родился в 1877 году в Московскойобласти в семье потомственных регентов. В 1895 году он окончил МосковскоеCинодальное училище церковного пения, затем брал уроки у композитора итеоретика музыки Сергея Танеева, в те годы директора Московской консерватории.Сергей Танеев вошёл в историю музыки как мастер хоровой полифонии, и этомуискусству он обучил Павла Чеснокова.

ПавелЧесноков был высококлассным мастером полифонии. Русская православная духовнаямузыка в том виде, как она существует сегодня, по преимуществу, многоголосна.Многоголосие стало проникать в русскую духовную музыку в XVII веке. А до этого,на протяжении шести веков, с момента крещения Древней Руси в 988 году, бытовалоодноголосное церковное пение, пришедшее на Русь, как и само христианство, черезВизантию. Стихия одноголосия была по-своему богата и выразительна. Такое пениеназывалось знаменным пением от древнеславянского слова «знамя», чтоозначает «знак». Ещё «знамена» назывались«крюками». С помощью «знамен» или «крюков» наРуси записывались звуки, и знаки эти действительно напоминали внешне разные поформе крюки. Такая запись звуков не имела ничего общего с нотной не только повнешнему виду, но даже и по принципу записи. Это была целая культура,существовавшая более 500 лет и затем, в силу исторических причин, словноушедшая в песок. Среди современных музыкантов находятся энтузиасты,разыскивающие в архивах древние рукописи и расшифровывающие их. Знаменное пениепонемногу возвращается в церковный обиход, но пока воспринимается больше какраритет, экзотика.

Кчести Павла Чеснокова следует сказать, что он тоже отдал дань знаменному пению,и в этом проявилась его чуткость музыканта, ощущавшего перспективу музыкальногоисторического развития. Он делал гармонизации знаменных распевов, пытаясьсоединить прошлое с настоящим. Но всё же он по своей музыкально-художественнойсути принадлежал нашей эпохе и практиковал многоголосие.

В1917 году Павел Чесноков окончил Московскую консерваторию, он был ученикомкомпозитора Михаила Ипполитова-Иванова. Павел Чесноков много работал: вёл классхорового дирижирования в Московском Синодальном училище церковного пения,преподавал хоровое пение в начальных и средних школах и, кроме того, руководилхором Русского хорового общества и был регентом в нескольких церковных хорах.Регентство было для него главным в жизни. Мог ли он помыслить в то время, когдаРоссия была еще православным государством, что грядущая революция перевернётвсе устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственнойстране?.. Но так случилось в годы советской власти, с которой у Павла Чесноковасложились довольно напряжённые отношения, хотя представители официальногогосударственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большоготаланта композитора и хормейстера. Музыкальная энциклопедия, выпущенная всоветское время, писала о Павле Чеснокове так: «Он был одним из крупнейшихмастеров русской советской хоровой культуры. Обладая большим педагогическимопытом, Чесноков как руководитель хоров добился совершенной техники исполнения,безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композитора».

ПавелЧесноков и при новой власти трудился очень активно, хотя регентской работы вцерковных хорах, самой его любимой, было уже не так много, как раньше. Помиморуководства целым рядом хоров, композитор преподавал в Московском Синодальномучилище церковного пения, которое было преобразовано новой властью в светскоеучреждение и получило название Хоровой капеллы. Руководил Павел Чесноков иМосковской Академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра,преподавал в Московской консерватории и училище при ней. И, конечно, писалмузыку.

Помнению специалистов, Павел Чесноков был гениальным хоровым дирижёром. Оннаписал книгу «Хор и управление им». Сейчас она считается настольнойкнигой крупных хоровых дирижёров. В 30-40-е годы Павел Чесноков, после того,как долго не мог её издать, обратился за помощью к Сергею Рахманинову,находившемуся тогда в эмиграции в США. Наконец, книга Павла Чеснокова была вСоветском Союзе издана, но с неодобрительным предисловием. Постоянноерегентство так ему и не простили…

ПавелЧесноков скончался в 1944 году в Москве. Это было время второй мировой войны.Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композиторот эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством,которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение ПавелЧесноков почитал выше собственной жизни.

Современныемузыканты отмечают интересный музыкальный язык Павла Чеснокова, написавшегосвыше 500 хоровых произведений. Вот что сказал руководитель церковного хораМосковского храма Покрова Пресвятой Богородицы Валентин Масловский: «Этобыла незаурядная личность. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя,бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когдахрам был разрушен, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что пересталписать музыку. Он дал своеобразный обет молчания. Как композитор он умер вместес Храмом Христа Спасителя. Великолепнейший музыкант, Павел Чесноков очень тонкочувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал вмузыке».

«Чесноковзвучит в храмах много, и это не случайно, — говорит Марина Насонова, регентхрама святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Москве, кандидатискусствоведения. — Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки,потому что он сочетал очень хорошее академическое композиторское образование свысочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьипотомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошознал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыкаего чрезвычайно глубока по своей духовности».

Всенощная и литургия

Еще работы по музыке

Шуберт 31 Августа 2013 Реферат по музыке Элвис Пресли: Жизнь и творчество 22 Июня 2015 Реферат по музыке Воспитательная проблематика фольклора 31 Августа 2013 Реферат по музыке Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры 22 Июня 2015

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий