Что такое перголези, джованни баттиста? Значение перголези, джованни баттиста в энциклопедии Кольера

Известные люди

»

Джованни Перголези

image Джованни Перголези Jovanny Battista Pergolesi Карьера: Музыкант Рождение: Италия, 6.1.1710 Он написал для неаполитанской сцены оперу «Служанка-госпожа», текст которой был переведен на французский язык. Этим произведением он как бы открыл двери итальянским операм на парижскую сцену и направил вкус французской публики на итальянскую музыку. добавить фотографии дополнить биографию

Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия Драги) родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона). Едва достигнув тринадцати лет, он поступил в неаполитанскую консерваторию «Деи повери ди Джезу Кристо», где учился игре на скрипке у Доменико Маттеи, по композиции у Гаэтано Греко, а когда завершающий умер, его заменил Франческо Дуранте. Будучи ещё учеником консерватории, Перголези в 1731 году сочинил духовную драму под названием «Святой Вильгельм Аквитанский», исполненную с успехом в монастыре Санта Агнесса Маджоре.

Посредственный фарт следующих сценических опусов охладил заинтересованность Перголези к театру — он на некоторое время перестал писать драматическую музыку и начал строчить инструментальные вещи. В короткое время им было написано 33 трио для двух скрипок и баса, великолепная десятиголосная двуххорная Месса и Магнификат, давшие ему всемирную славу. Но охота славы оперного композитора вновь потянула Перголези к сочинению опер, и он написал для неаполитанской сцены оперу «Служанка-госпожа», контент которой был переведен на французский язык. Этим произведением он как бы открыл двери итальянским операм на парижскую сцену и направил привкус французской публики на итальянскую музыку.

«Служанка-госпожа» выдержала в Париже 190 представлений. Перголези был назначен регентом капеллы Санта Мария в Лорето и написал 10 опер-сериа. Однако больше успеха он имел в комических операх «Влюбленный монах» и «Маэстро музыки», хотя его и запрещено мнить настоящим творцом истинного стиля оперы-буфф. Под финал жизни Перголези перешел заново к сочинению духовной музыки. Его «Stabat Mater» и «Salve Regina» принадлежат к числу знаменитейших произведений в сфере церковной музыки. Перголези был нервозный и болезненный; на двадцать шестом году жизни он занедужил чахоткой и принужден был отбыть в Поццуоли, близ Неаполя, где последние свои дни усиленно работал над переделкой «Stabat Mater» и где умер 16 марта 1736 года. Его почитатели горячо сожалели о настолько ранней утрате, ценя несравненный дар композитора. Несколько лет кряду произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквах Италии исполнялась его духовная музыка.

Так же читайте биографии известных людей:
Джованни Саммартини Giovanni Battista Sammartini

Родился в 1701 в Милане. Саммартини служил органистом в нескольких миланских церквах. читать далее

Джоделль Ферланд Jodelle Ferland

Джоделль Ферланд — молодая канадская актриса, родилась 9 октября 1994 года.На сегодняшний день Джоделль Ферланд являеся однойиз наиболее.. читать далее

Джоди Фостер Jodie Foster

Джоди Фостер — известная американская актриса и режиссер. Родилась 19 ноября 1962 года.Джоди Фостер является двукратной обладательницей премии Оскар.. читать далее

Джоди Томпсон Jody Thompson

Джоди Томпсон — канадская актриса, продюсер и режиссер. Родилась 13 августа 1976 года.Джоди Томпсон известна по таким фильмам как: Will of the Wisp.. читать далее

Ваши комментарии

Д. Перголези «Стабат Матер»

image

Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка «Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.

 

Стабат Матер

Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.

Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.

В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.

В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.

Это образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. Передать в музыке такой сложный и в чем-то непостижимый характер образности довольно сложно. Наиболее известны Stabat Mater А. Вивальди, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Дж. Россини, А. Дворжака, Дж. Верди, из современных – Ф. Пуленка, Кш. Пендерецкого, Арво Пярта.

 

Stabat Mater Перголези

В истории музыки Джованни Баттиста Перголези так и остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Даже Моцарт, по ранней смерти которого часто грустят искусствоведы и поклонники великого композитора, прожил неполные 36 лет. Франц Шуберт, «вечно молодой романтик», дожил до 31-летия. Перголези же умер в возрасте 26лет.

Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.

Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.

Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.

История создания

Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.

Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провел последний год своей жизни. До самой смерти в 1735 году он работал над Stabat Mater. Это происходило в монастыре ордена капуцинов. В его келье висела картина с изображением Девы Марии. Считается, что образ Пречистой удивительно напоминал ему умершую возлюбленную. Перенесенные любовные страдания и муки от смертельной болезни нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сегодня она вызывает чувство опустошения и просветления, то, что называют словом «катарсис» — очищение через боль.

По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.

 

Музыка

Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.

Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.

Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.

Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

Лучшие номера

Stabat Mater Dolorosa (слушать)

Cuius Animam Gementem(слушать)

 

 

Музыка Стабат Матер в кино

Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:

  • «Лето на Стан-Айленд» (2015);
  • «Сен Лоран. Стиль – это я» (2014);
  • «Гибель Европы» (2012);
  • «Запрещенный прием» (2011);
  • «Полный облом» (2006);
  • «Голубой обед» (2001);
  • «Шоколад» (2000);
  • «Титаник» (1997);
  • «Фаринелли-кастрат» (1994);
  • «Амадей» (1984);
  • «Зеркало» (1975);
  • «Арлекин в Венеции» (1952).

Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.

Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Stabat Mater

О знаменитости

Доп. информация по биографии Джованни Баттиста Перголези

—>

итальянский композитор, скрипач и органист

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725В году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме однойВ — L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733В году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752В году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган)В — одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, H?chster, meine S?nden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера Salustia, 1731
  • Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
  • Опера Lo frate ‘nnammorato (Влюбленный монах), 1732
  • Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
  • Опера Adriano in Siria (1734)
  • Опера L’Olimpiade (1735)
  • Опера Il Flaminio (1735)
  • Кантата Stabat Mater (1736)

Интересные факты

Композитор стал героем фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Джанни», где группа учёных переносит Перголези в будущее. Рассчитывая на богатство и славу, он начинает сочинять массовую музыку и становится членом рок-группы, но во время первого концерта погибает от передозировки.

Комментарии

Елизавета Фролова

Пианистка

Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт

австрийский композитор

Джованни Баттиста Перголези

Родился 4 января 1710 года в городе Йези (вблизи Анконы). Учился в Неаполитанской консерватории у Греко, Дуранте, Фео. «Торжественная месса», написанная Перголези в 1730 году по случаю счастливого избавления Неаполя от землетрясения, доставила композитору широкую известность. Мировую славу принесла ему написанная в 1733 году опера «Служанка-госпожа» (первоначально интермедия). Она явилась родоначальницей оперы-буфф, первой в истории музыки подлинной комической оперой.

В противоположность «серьезной опере» (опера-сериа) на сюжеты из античной жизни и мифологии, опера-буфф, возникшая из ярмарочных представлений конца XVII века, была глубоко демократична как по содержанию, так и по музыкальному языку. Если опера-сериа отвечала вкусам аристократии, то опера-буфф, веселая, простая, доходчивая, быстро завоевала популярность и любовь в широких кругах театральной публики.

Далекая от углубленного психологизма, «Служанка-госпожа» пленяет своей мелодичностью, правдивостью, юмором, жизнерадостностью, представляя собой вместе с тем благодарнейший материал для певцов. До наших дней опера не утратила своей свежести и музыкального интереса; не раз ставилась она с успехом и на отечественной сцене.

Джованни Баттиста Перголези умер 17 марта 1736 года в городе Поццуоли.

За свою короткую жизнь композитор написал несколько опер- буфф, месс и кантат, тридцать струнных трио (для двух скрипок и контрабаса). Последним сочинением Перголези была его знаменитая месса «Stabat Mater».

Previous Entry | Next Entry

Музыка Джованни Баттиста Перголези

image

Автор И. Охалова

Confitebor tibi Domine

I. Confitebor tibi Domine 0:09

II. Confessio et magnificentia opus ejus 2:13 III. Fidelia omnia mandata ejus 6:02 IV. Redemptionem misit populo suo 7:55 V. Sanctum et terribile nomen ejus 8:53 VI. Gloria Patri 12:44 VII. Sicut erat in principio 13:51

Violin Concerto (Pina Carmirelli & I Musici)

Giovanni Battista Pergolesi (1730)

Concerto for Violin, Strings & Continuo in B flat major Concerto di violino solo con piu stromenti Concierto en Si bemol mayor para violín, cuerdas y bajo continuo Concerto pour violon et orchestre en si bémol majeur (Allegro, Largo 5:18, Allegro 9:13)

Flute Concerto in G Major

Profile

iskusstvo_zvuka
Искусство звука

Latest Month

April 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий