Дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Елена Ростропович: “Отец не знал, что смерть его забирает”

Previous Entry | Next Entry

Вспоминаем легенду. Мстислав Ростропович

11 лет назад, 27 апреля 2007 г. ушел из жизни выдающийся виолончелист, пианист и дирижер Мстислав Ростропович. Свои последние дни он провел в Москве, а до 1991 г. был вынужден прожить 17 лет в эмиграции. Его карьера за рубежом сложилась очень успешно: он был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в разных странах мира, получил государственные награды 29 стран. А на родине долгое время был незаслуженно забыт: его в принудительном порядке лишили советского гражданства. Только после распада СССР он смог вернуться обратно и рассказать о причинах своего изгнания. Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов, его отец был известным виолончелистом, и с ранних лет его путь был предопределен. Мстислав занимался музыкой с 4-х лет, а в 16 стал студентом Московской консерватории. Спустя 2 года он победил на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов и впервые прославился как виолончелист. За свою творческую жизнь Ростропович исполнил практически весь репертуар виолончельной музыки. Более того, почти 60 композиторов создали новые сочинения специально для него. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович В конце 1960-х гг. у музыканта начались конфликты с властями – он открыто поддерживал диссидентов и выступил в защиту опального писателя Александра Солженицына, предоставив ему свою дачу под Москвой. Солженицын признавался: «Не помню, кто мне в жизни сделал больший подарок, чем Ростропович этим приютом». В 1970 г. музыкант и его жена, известная оперная певица Галина Вишневская, написали открытое письмо Брежневу и редакторам центральных советских газет в защиту писателя. Последствия были предсказуемыми: многочасовые обыски на таможне после возвращения виолончелиста с зарубежных гастролей, отмена концертов, остановка записей, разгромные публикации в прессе, увольнение из Московской филармонии. В 1974 г. Мстислава Ростроповича вынудили уехать из СССР «за антипатриотическую деятельность». Его жена отправилась вслед за ним. Спустя 4 года их лишили советского гражданства. Этот указ был отменен только спустя 15 лет. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович с детьми Музыкант не предполагал, что его изгнание продлится так долго и перерастет в эмиграцию. Позже он признавался: «Именно Галине, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке. Если бы вы знали, как я плакал перед отъездом. Галя спала спокойно, а я каждую ночь вставал и шел на кухню. И плакал, как ребенок, потому что мне не хотелось уезжать!». Дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской рассказывала: «Думали, у родителей турне года на два. Так тогда предполагалось. А простились с родиной на долгие годы. Родителей лишили гражданства, когда они были уже за границей, и долго не пускали назад». Тогда от них отвернулись многие знакомые – на родине Ростроповича считали предателем. Однажды его ассистент, которому музыкант помог стать доцентом консерватории, заявил о том, что не хочет с ним разговаривать. А позже выяснилось, что многие знакомые из его ближайшего окружения систематически писали на него доносы, в том числе и этот ассистент. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович На Западе музыканты были очень востребованы: Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания за рубежом, а Мстислав Ростропович с 1977 по 1994 гг. был художественным руководителем Национального оркестра в Вашингтоне, выступая на сценах лучших филармоний и концертных залов мира. Впервые после долгих лет эмиграции Ростропович смог приехать в Россию в 1990 г. – тогда его пригласили выступить в Москве с Вашингтонским симфоническим оркестром. Галина Вишневская поначалу не хотела ехать вместе с ним – обида на государство все еще была сильна. На пресс-конференции во Франции певица заявила: «В СССР управляют не законы, а люди, управляющие этими законами. Я не признаю власть этих людей! Никто не имеет права лишать меня Родины». Но после того, как дочь Ольга вызвалась его сопровождать, супруга тоже согласилась. А после распада СССР они вернулись в Россию, хотя периодически жили во Франции. В 2007 г. Мстислав Ростропович скончался после продолжительной болезни – у него обнаружили злокачественную опухоль печени. После смерти отца его дочь Ольга тоже переехала в Россию, чтобы быть рядом с матерью, и чтобы осуществить давнюю мечту музыканта – организовать музыкальный фестиваль. С тех пор в Москве ежегодно проводился Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, который открывался в день его рождения – 27 марта. В 2012 г. ушла из жизни Галина Вишневская, но дочери продолжили дело родителей: Ольга занимается Фондом поддержки молодых музыкантов и оперным центром, а Елена – благотворительным медицинским центром Вишневской-Ростроповича. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович В западной прессе о нем писали: «Ироничный, страстный, изысканный, экспансивный… Выдающийся музыкант подобен силе природы… Музыка в его руках становится моральной силой, будь то Шестая симфония Чайковского или Десятая Шостаковича… Ростропович – гениальный виолончелист и глубокий музыкант-дирижер – создает такое искусство, в которое он сам верит, как в религию…». В 2002 г. «The Times» назвала его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыка действительно стала для него религией и подлинным смыслом жизни. «Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир», – говорил Ростропович. via Buy for 50 tokens Journal information Current price50 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake50 LJT View all available promo Стивен Хокинг: Прошлое — это вероятность 1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Profile

Ирина

Latest Month

July 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Links

  • Дизайн ЖЖ – от Harmful_viki

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Революция с Ростроповичем

Он примчался в Москву без визы и виолончели в августе 1991го, готовый здесь “найти свою могилу” (слова Ростроповича). Он был счастлив в часы победы над путчем, о чем так восторженно говорил в своем интервью “Эху Москвы”: “Я провел двое суток в Белом доме и рядом с ним. И то, что я увидел, мне дает силу жить, может быть, до ста лет и даже больше, если Бог даст. Потому что я увидел, как перерождается моя страна, увидел людей, которые защищали свой дом, защищали свое свободно выбранное правительство. Когда я заглянул в глаза этих людей, я подумал: “Да, может быть, это вообще другая страна – совсем не та, которую я покинул в 1974 году”. Когда я ходил между кострами, мне каждый наливал кофе, давал кусок хлеба, с каждым я разговаривал. И я осознал: произошло то, что можно было ожидать только через сто лет. Люди поняли, что они – люди… Они защищают не только себя и свою маленькую квартирку… Они защищают дух своего народа. Защищают то, что будет через поколение, и через два, и через три. Наконец-то мы возродимся в наших детях и внуках свободными людьми! И я ощутил всей душой: теперь Россию не может победить никто!.. Я хожу по Москве, смотрю на обезглавленный постамент памятника Дзержинскому, смотрю на темные окна этого страшного чистилища под названием КГБ. И я чувствую, что сегодня у меня – день рождения. Мне – 64 года, но я по-настоящему родился только сегодня!.. Об этом подвиге Ростроповича-гражданина писатель Алесь Адамович сказал с трибуны Чрезвычайной сессии Верховного Совета СССР: “Это была революция с лицом Ростроповича!”

Сегодня друзья Мстислава Леопольдовича вспоминают, как в Шереметьево, откуда он улетал из мятежной Москвы в Париж, маэстро пытался задержать рейс “Эйр Франс”, чтобы еще побыть с “коллегами” по защите Белого дома. Дружеские застолья всегда были обожаемой частью его жизни среди людей. И в тот исторический день, 23 августа, он сказал стюардессе, пришедшей в ресторан аэропорта, чтобы пригласить Ростроповича на борт улетающего самолета: “Извините, мадам, президент компании “Эйр Франс” – мой друг. Скажите ему, что я прошу его задержать рейс, чтобы я мог побыть еще некоторое время на российской земле с моими друзьями”.

-А было нас в Шереметьево человек пять-шесть, из которых помню актеров Анатолия Ромашина и Бориса Хмельницкого, – рассказывает юрист Юрий Иванов, тот самый, по выражению Ростроповича, “чудный, настоящий русский парень”, который спал на плече вооруженного автоматом музыканта в Белом доме и был запечатлен на облетевшей весь мир фотографии. – Слава сказал тогда: “Последний тост на нашей российской земле я хочу поднять за тебя, мой брат. Ты спал – я держал твой автомат. Я буду спать – тебе доверю свою виолончель”… Можно не сомневаться в том, что именно с подачи и в интерпретации Мстислава Ростроповича мир поверил в рождение новой России.

Неистовый талант

Гоголь сказал о Пушкине изумительную фразу: “Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. И хотя мы до сих пор спорим, движется ли русский человек вперед к Пушкину или пятится назад, личность Мстислава Ростроповича подтверждает пророчество Гоголя. Стремительность и азартность во всех жизненных проявлениях; бесстрашие на переломах судьбы; неподражаемая “первичность” замыслов и творческих свершений, не имевших аналогов в истории. А еще – неистощимое жизнелюбие, ирония и самоирония, истинно пушкинский “вдохновенно-трезвый” охват жизни и “высшая готовность к смерти” (слова Андрея Битова о Пушкине). Ростропович был убежден: существование на пределе – источник силы. И всегда утверждал парадоксальное: “Неистовость и есть форма сохранения”. Отсюда произошел и его единственный в своем роде бренд: “Неистовый Мстислав”.

Вся его жизнь как миф, как фантастический полет. И все в этой жизни необыкновенно. Его одолевало обостренное чувство времени. Он спешил, мечтая “все успеть”, то есть объять необъятное. Жил на пределе напряжения физических и духовных сил. Словно вот-вот ему придется “отчитываться” ТАМ перед его любимыми учителями, великими композиторами ХХ века – Прокофьевым, Шостаковичем, Бриттеном.

“Я все-таки сделал это!”

В новое тысячелетие он ворвался бурно. Мечта его жизни – постановка оперы Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда” осуществилась. После спектакля в мадридском Teatro Real 2 февраля 2000 года счастливый Ростропович говорил друзьям-музыкантам: “Бог дал мне реализовать свою мечту. Ведь скоро мне предстоит встреча – ТАМ (такой знакомый жест в сторону неба) с моим учителем Шостаковичем. И теперь я с легким сердцем могу ему сказать: “Я все-таки сделал это!”. Он всегда, казалось, держал экзамен перед вечностью, перед композитором и его музыкой, в которую влюблялся, по его словам, “до обморока”. Когда он заказывал композитору Ефрему Подгайцу написать для него симфонию, то мечтал ее исполнить с Лондонским симфоническим оркестром. И эта мечта осуществилась в Barbican Hall 6 июля 2005 года в канун лондонских терактов 7 июля и стала последней мировой симфонической премьерой Мстислава Ростроповича. Это было 231-е музыкальное произведение, ему посвященное. Он гордился этими посвящениями. И потому долго ждал обещанного Largo для виолончели с оркестром Кшиштофа Пендерецкого, которое стало его последней виолончельной премьерой. Он исполнил это произведение 19 июня 2005 года в Вене, где его партнерами были Венский филармонический оркестр и дирижер Сейдзи Одзава (один из самых любимых друзей-музыкантов). Не случайно именно Одзава стал участником юбилейного концерта в Кремле в памятный день 80-летия Мстислава Ростроповича – 27 марта 2007 года…

В последние годы великий реформатор виолончели ХХ века много времени отдавал талантливой молодежи. В общении с юными музыкантами он всегда стремился открыть нечто самое важное, касающееся тайны исполнительского творчества. И подсказывал: “Нужно угадать то настроение, то состояние духа, которое владело композитором, и каждым звуком, каждой фразой как гипнозом – волнами передавать это настроение слушателю” (это – из речей в Воронеже, где он проводил в декабре 2006-го свои последние мастер-классы). А еще Ростропович никогда не уставал напоминать о роли большой музыки в системе духовных ценностей. Выступая в мае 2005 года перед учениками заново отстроенной ЦМШ при Московской консерватории (воссозданию которой он помог свершиться!), маэстро говорил: “Ничто не может сравниться с музыкой. Всякое искусство нуждается в объяснении или переводе на другой язык. Но когда общаешься с музыкой – не требуется более ничего. Вас понимают всюду и везде. Помните: ваша музыка – это послание русского сердца людям всей Земли!”. В одной из наших бесед он сказал нечто совершенно неожиданное в своей афористической емкости: “Между жизнью и смертью нет ничего, кроме Музыки”…

Культура Музыка Персона: Мстислав Ростропович Когда корреспондент журнала “Ридерз Дайджест” спросил у Ростроповича: “Это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?”, музыкант ответил: «Правда!» На следующий вопрос: “А что вы думаете по этому поводу теперь?” Ростропович ответил: “Думаю, что потерял четыре дня!” Галина Вишневская и Мстислав Ростропович составили одну из самых выдающихся музыкальных пар в мировой истории. Каждый из них обладал невероятным по глубине талантом, а об истории их любви слагают легенды. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович – биография знакомства Весна 1955 года. Москва. Ресторан «Метрополь». Идет официальный прием в честь одной из иностранных делегаций. Приглашены самые именитые гости, в их числе примадонна Большого театра Галина Вишневская. Молодой виолончелист Мстислав Ростропович всегда скучал в обществе нудных чиновников и их разодетых спутниц. По своему обыкновению он собирался незаметно исчезнуть, но вдруг… Музыкант поднял голову и обомлел. По лестнице прямо навстречу ему спускалась богиня! Красивая брюнетка с глазами львицы и грацией лани. «Она будет моей!» – ни с того ни с сего прошептал он другу. Тот лишь усмехнулся. За обедом Ростропович растолкал локтями гостей и сел рядом с Вишневской, а затем вызвался ее проводить. «Между прочим, я замужем!» – кокетливо заметила прима. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» – парировал музыкант. На следующий день они оба летели на гастроли в Прагу. Ростропович взял с собой все костюмы и галстуки и менял их каждый день – хотел произвести впечатление. Худой, нескладный, в очках с толстыми линзами, в 28 лет уже лысеющий, – совсем не похож на романтического героя. А у нее разгар блестящей карьеры, десятилетний брак и надежный, любящий муж. Но красивые искренние ухаживания Мстислава произвели на Галину впечатление. Да и какой женщине не польстит подобное внимание? Кроме того, в Ростроповиче чувствовалась порода: аристократизм, интеллект, культура – все то, что притягивало Вишневскую. Галина Вишневская – биография Сама она была из низов. Галину воспитывала бабушка: мать сбежала с очередным любовником, а отец пил по-черному. Бедность на грани нищеты, голод, ругань, пьяные драки, дворовое воспитание… Но трудности не сломали Галину, а наоборот, закалили ее характер. Ей еще не исполнилось и семнадцати, когда она вышла замуж за морского офицера Вишневского, но брак не удался. Удивительные природные певческие способности позволили ей устроиться в областной ансамбль оперетты. Там-то она и встретила Марка Ильича Рубина, директора ансамбля, который влюбился в молодую талантливую певицу. Влюбился настолько, что даже разница в возрасте в двадцать два года его не останавливала. Галина ответила на чувства и вышла за Рубина замуж, а в 1945 году у них родился сын. Но материнское счастье было недолгим. Через два месяца малыш внезапно умер. Восемнадцатилетняя Галина была вне себя от горя. Спасла лишь работа. Она полностью посвятила себя карьере, уже перестала верить в любовь, привыкла к вниманию мужчин-поклонников. Но на ее пути появился Ростропович и перевернул всю ее жизнь… Мстислав Ростропович – биография Мстислав Ростропович родился в семье известного виолончелиста, польского дворянина Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой. Его дед Витольд Ганнибалович Ростропович был известным пианистом. От своих предков Мстислав унаследовал развитое воображение, безупречный вкус и влюбчивость. Молодой музыкант искал в женщине не только красоту, но и ум, и талант. Он увлекался Майей Плисецкой, Зарой Долухановой, Аллой Шелест, а после их свадьбы с Вишневской в музыкальных кругах коллеги тут же пустили шутку: «Маялся-маялся, зарился-зарился, шелестел-шелестел, а подавился вишневой косточкой». Но он не обижался. Пусть говорят! Галина Вишневская и Мстислав Ростропович – история любви Их роман на фестивале «Пражская весна» развивался стремительно. Через четыре дня пара вернулась в Москву, и Ростропович поставил ультиматум: «Или ты переезжаешь жить ко мне, или между нами все кончено». Вишневская была в замешательстве. Решение пришло само собой. Когда ее муж вышел в магазин за продуктами, она быстро собрала чемодан и села в такси… Мстислав Ростропович – “Богатый и гениальный” Первое время жили с матерью и сестрой Мстислава, уже потом своими концертами заработали на отдельную квартиру. Судьба подарила ей еще раз шанс испытать счастье материнства. Вишневская забеременела. Ростропович был счастлив. Каждый вечер читал сонеты Шекспира, чтобы приобщить будущего ребенка к прекрасному. Когда пришло время рожать, он был на гастролях в Англии. По приезде домой Ростропович одарил любимую женщину дорогими подарками: роскошной шубой, французскими духами, дорогими тканями для концертных нарядов. А она знала: ее «богатый и гениальный Ростропович», как его называли английские газеты, чтобы иметь возможность привезти подарки, экономил деньги на своих обедах, потому что большую часть приходилось сдавать в советское посольство. Однажды после гастролей в США его вызвали в посольство СССР и попросили сдать гонорар. Он уехал за деньгами, забрал сверток из дома и на всю сумму купил антикварную китайскую вазу. Привез ее в посольство и на глазах удивленных дипломатов разбил об пол. Наклонился, взял небольшой кусок и сказал: «Вот это – мое, а все остальное – ваше». Жизнь в изгнании Дочь Ольга появилась на свет в марте 1956 года, а через два года в семье родилась еще одна девочка – Елена. Своих дочерей Ростропович буквально боготворил. С ранних лет он занимался с ними музыкой, запрещал носить модные джинсы, чтобы на них не заглядывались мальчишки, старался проводить в кругу семьи как можно больше времени. Жить бы да радоваться, но… Роковым для Вишневской и Ростроповича стало их решение поселить на своей даче опального Солженицына и написать письмо Брежневу в его защиту. Ростропович был вызван в министерство культуры. Екатерина Фурцева разразилась угрозами: «Вы покрываете Солженицына! Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу». Тот, пожав плечами, ответил: «Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом – наказание!» Супругам стали срывать график концертов, не давали гастролировать, записываться на радио. На отъезде из страны настояла Галина: другого выхода из ситуации она не видела. В 1974 году им выдали выездные визы, пара эмигрировала в США. Внезапно Ростропович и Вишневская оказались в политическом, творческом и финансовом вакууме. Первой пришла в себя Галина. Не раскисать. Не опускать руки. Не впадать в панику. Они же звезды с мировыми именами! Сильный характер и жизненная хватка помогли Вишневской устроиться за рубежом. А на родине меж тем гонения продолжались. В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Вишневскую и Ростроповича лишили гражданства, всех почетных званий и наград. Узнали об этом из новостей по телевизору. Путь на родину был отрезан. Жизнь в эмиграции подарила Ростроповичам все то, что не смогла дать им родная страна: богатство, свободу, новые творческие проекты. На шестидесятилетие виолончелиста в Вашингтоне собрался цвет американской интеллигенции: светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные деятели. Ростроповича назвали «музыкантом года». Английская королева посвятила его в рыцари ордена Британской империи, Франция наградила орденом Почетного легиона, Германия – Офицерским крестом за заслуги. Казалось бы, вот оно признание, полный успех. И все было великолепно, если бы… Если бы не угнетающая тоска по родине. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович – Возвращение В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство, а спустя год музыканты вернулись в Москву. Наконец-то они дома! Страна рукоплескала, преклоняясь перед мужеством и талантом этой пары, на долю которой выпало столько испытаний. Но мировая слава не изменила этих людей. Ни заносчивости, ни тем более «звездности», чванливости и напыщенности в них не замечали. Они по-прежнему оставались верны себе и друг другу. Мстислав Ростропович… Гениальный виолончелист, дирижер, меценат, правозащитник и при всем этом открытый, простой в общении человек. Сколько раз он сбегал с помпезных официальных приемов, чтобы по просьбе педагогов прослушать детей в обычной музыкальной школе. Дети ведь… Всем крабам и трюфелям предпочитал водочку и соленый огурчик или грибочки с капустой. Так, по-простому, но главное, с душой! К нему можно было подойти, пожать руку и сфотографироваться. И он никогда не отказывал. Иногда Галина не выдерживала и укоряла мужа: «Слава, надо отдохнуть, ну нельзя же так. Ты один, на всех тебя не хватит!» Он лишь махал рукой: «Ничего-ничего, это быстро» – и снова мчался на фестиваль, встречу, концерт, открытие. Слушал, говорил, выбивал у администраций что-то для школ, учил, играл… И снова по кругу, не требуя ничего взамен. 2007 год, апрель. Все цветет, все живет. Природа неизменна, меняемся лишь мы – стареем, угасаем, уходим… Мстислав Леопольдович начал болеть, дошло дело до операции. Приговор: рак печени. Нет, этого не может быть! Он не верил. Как же так? Он полон творческих планов, даже нашел в себе силы провести концерты к столетию Шостаковича, открыть в Воронеже его музей… Лишь Галина смотрела на такого родного, любимого ею человека и все понимала. Но воля, характер не позволили ей раскисать. Держаться! Его не стало рано утром 27 апреля 2007 года. До последней минуты и дочери, и Галина были рядом. Он ушел, не прощаясь с ними, до конца верил: вот станет получше… Покидать этот мир в его планы не входило. Встреча через 5 лет Они были вместе, пока смерть не разлучила их. Пара исключительно талантливых, действительно звездных, всемирно известных людей, полубогов, которые, тем не менее, оставались людьми с большой буквы, о чем ярко свидетельствуют их поступки, в частности – активное участие в благотворительных акциях. Первым покинул этот мир Мстислав Ростропович. Увы, болезни убивают даже святых. Галина осталась одна, без своей земной половинки. Эти годы она жила достойно, не спекулируя именем мужа, чем многие не погнушались бы, ради извлечения выгоды. Нет, она хранила свою любовь так же бережно, как и при жизни мужа, ни делом, ни словом не оскорбив и не унизив память о нем. О них говорят их земные дела. Известность не сделала их снобами. Богатство не вытравило из них человечности. Всю свою жизнь они посвятили искусству, а их искусство было для всех, независимо от социального положения или степени зажиточности. Пусть эта замечательная пара, всю жизнь трепетно и нежно любившая друг друга встретится на небесах. И вновь будут вместе, и этим счастливы. Дай им Бог.

Годы жизни Мстислава Ростроповича:

родился 27 марта 1927, умер 27 апреля 2007

Эпитафия

«Из-под пальцев улетел аккорд И присел в последний ряд. И ушёл с солёной сцены тот, Который вам отдал всего себя. И для кого-то — пять минут, А для него — вся жизнь. Артисту нужно отдохнуть, И свет уходит ввысь». Из песни Александра Розенбаума, посвященной Мстиславу Ростроповичу

Биография

Биография Мстислава Ростроповича — биография музыканта мирового масштаба, яркой, талантливой личности, честного человека, прекрасного дирижера, замечательного семьянина. Жизнь Ростроповича являет собой достойный пример того, какой наполненной и плодотворной, несмотря на любые преграды и обстоятельства, может быть жизнь человека, любящего свою профессию, свою семью и свою страну.

Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов, и, видимо, это предопределило биографию Ростроповича. Его учителями в консерватории были Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Уже в 18 лет Ростропович получил свою первую награду, уже тогда ни у кого не вызывал сомнение его будущий профессиональный успех. Вскоре он стал известен не только в СССР, но и на Западе, часто гастролируя. На фестивале «Пражская весна» музыкант познакомился с женщиной, ставшей главным другом в жизни Ростроповича, Галиной Вишневской. В 1969 году супруги вместе поддержали преследуемого властями Солженицына и даже написали письмо Брежневу о защите писателей. Последствия не заставили себя долго ждать — отмена концертов, туров, остановка записей. Вишневская и Ростропович попросили эмигрировали из СССР в 1974 году. Четыре года спустя их лишили советского гражданства, обвинив в антипатриотической деятельности.

Запад принял Ростроповича с распростертыми объятиями. Много лет он проработал дирижером Национального симфонического оркестра США, выступая в стенах лучших филармоний и концертных залов мира. В 1991 году Ростропович и Вишневская вернулись на родину. После возвращения супруги много занимались благотворительностью. Так, фонд Ростроповича и Вишневской оказывал помощь детским больницам, действует также фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантом. Фондами Ростроповичей после смерти родителей руководят их дети — дочери Ольга и Елена. Музыкант также являлся попечителем школы имени Горчакова. В 2002 году The Times назвала его «величайшим из ныне живущих музыкантов», а в 2007 году британский колумнист и виолончелист Ллойд Уэббер «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен».

Смерть Мстислава Ростроповича стала огромной потерей не только для России, но и для всего мирового сообщества, как потеря действительно одного из лучших музыкантов нашего времени. Смерть Ростроповича наступила 27 апреля 2007 года. Причиной смерти Ростроповича стала злокачественная опухоль печени. Похороны Ростроповича прошли 29 апреля 2007 г., проститься с великим музыкантом приехали президент Азербайджана, греческая принцесса Ирина, мэр Москвы Лужков и множество других известных деятелей политики и искусства. Могила Ростроповича находится на Новодевичьем кладбище.

В браке с Галиной Вишневской Ростропович прожил 52 года

Линия жизни

27 марта 1927 г. Дата рождения Мстислава Леопольдовича Ростроповича. 1932-1937 гг. Учеба в Музыкальном техникуме имени Мусоргского. 1941 г. Эвакуация в город Чкалов (ныне Оренбург). 1945 г. Получение золотой медали Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. 1947 г. Получение первой премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов. 1955 г. Брак с Галиной Вишневской. 1956 г. Рождение дочери Ольги. 1958 г. Рождение дочери Елены. 1959-1974 гг. Профессор Московской консерватории. 1974 г. Обращение к Брежневу с просьбой о разрешении эмиграции, выезд из России. 1977-1994 гг. Руководство Национальным симфоническим оркестром США. 1978 г. Лишение Вишневской и Ростроповича советского гражданства и государственных наград. январь 1990 г. Возвращение российского гражданства. август 1991 г. Приезд Ростроповича в Россию на защиту Белого дома. 1993 г. Почетный профессор Московской консерватории. 27 апреля 2007 г. Дата смерти Мстислава Ростроповича. 28 апреля 2007 г. Прощание с музыкантом в Большом зале Московской консерватории. 29 апреля 2007 г. Похороны Мстислава Ростроповича.

Памятные места

Эпизоды жизни

Ростропович и Вишневская познакомились на фестивале и фактически стали мужем и женой уже на четвертый день знакомства. Сам Ростропович признавался потом, что он сделал предложение Галине на третий день и всю жизнь жалел только о потерянных первых двух.

Ростропович — великий музыкант и дирижер мирового масштаба

Заветы

«Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки».

«Музыка и христианство — это одно и то же».

«Музыка — это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир».

Соболезнования

«Ушел из жизни замечательный человек, ставший примером достижения высшего мастерства в искусстве и гражданского мужества. Говоря сегодня о высоком культурном наследии нашей страны, мы имеем в виду такие яркие примеры, как жизнь Мстислава Леопольдовича Ростроповича». Дмитрий Медведев, вице-премьер РФ

«Исключительная музыкальная одаренность, чрезвычайное трудолюбие позволили Мстиславу Леопольдовичу занять высокое место на музыкальном олимпе. Его имя навсегда останется в истории мирового музыкального искусства». Виктор Янукович, президент Украины

Ссылки

Страница Мстислава Ростроповича в «Википедии» Фонд Ростроповича Официальный сайт Ростроповича Группа памяти Ростроповича в социальной сети «ВКонтакте»

image Кадр был сделан в разгар августовских событий 1991 года на Пресне. Рассказывает фотограф и журналист Юрий Феклистов: «В ту ночь я бродил по Белому дому и увидел, как в радиостудии, где Мстислав Ростропович ждал своей очереди выступить, у него на плече уснул охранник Юра, а Ростропович взял у него с колен автомат и держал. Я сделал фото. Этот снимок мы напечатали в «Огоньке», и на следующее утро Юра Иванов проснулся знаменитым. Я не ожидал, что эту фотографию запомнят и сделают символом тех дней. Я потом говорил с Ростроповичем, он признался, что вообще в первый раз держал автомат Калашникова. В ту ночь ходил слух: «Сейчас нас будут штурмовать». Честно скажу, страха никакого не было, все были уверены, что все разрешится в нашу пользу, потому что мы хотели жить». Постоянный адрес публикации на нашем сайте: QR-код адреса страницы: (Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне) Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта52 комментария. Оставьте свой

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий