Елена Рерих. Биография Елены Рерих

imageЕлена Рерих Елена Ивановна Рерих (до замужества Шапошникова) родилась в феврале 1879 г. в семье архитектора. С детских лет она проявляла разносторонние дарования: легко овладела несколькими иностранными языками, была очень музыкальна, хорошо рисовала. Окончив с золотой медалью Мариинскую гимназию, Елена Ивановна поступила в одной из санкт-петербургских музыкальных школ. Ее считали одаренной пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее. Пишут также о ее красоте и обаянии, о тонких благородных чертах ее лица, о проникновенном взгляде и лучистых, миндалевидных темно-карих глазах. Живя в столице, Елена Ивановна вела светский образ жизни, имела много поклонников, претендовавших на ее руку. Но всем им она предпочла молодого талантливого художника и археолога Николая Константиновича Рериха. Впервые со своим будущим мужем Елена Ивановна встретилась летом 1899 г., когда гостила у своей тетки в Новгородской губернии в усадьбе близ станции Балогое. Эта встреча решила всю ее дальнейшую судьбу. Они поженились осенью 1901 г. и с тех пор были неразлучны. В первые годы их совместной жизни Елена Ивановна объехала вместе с мужем десятки старинных русских городов, участвуя во всех его археологических раскопках (в одной из таких экспедиций осенью 1902 г. родился их первенец Юрий, а спустя два года в семье появился второй сын – Святослав).

После революции 1917 г. и отделения Финляндии, Рерихи, которые с 1916 г. жили в финском городе Сердобле, неожиданно для себя оказались за границей. Наступила десятилетняя пора их кочевой жизни. Вместе с выставкой картин Николая Константиновича они посетили столицы скандинавских стран, а затем отправились в Англию. 24 марта 1920 г. в Лондоне произошла их знаменательная встреча с одним из Великих Учителей – Морией. Точно так же, как в свое время Махатмы изменили судьбу Блаватской, они преобразили всю жизнь Рерихов. С этой встречи началась их подвижническая миссия по передаче человечеству древнего Духовного Учения, которое Елена Ивановна назвала Живой Этикой, или Агни Йогой. По указанию Учителей Елена Ивановна и Николай Константинович отправились сначала в США, где в декабре 1920 г. были впервые показаны картины Рериха. Выставка имела огромный успех (за два с половиной года она побывала в 28 американских городах). Параллельно Рерих выступал с циклами лекций об искусстве. В ноябре 1923 г. в Нью-Йорке открылся его постоянно действующий музей. В том же году исполнилась давняя мечта Николая Константиновича и Елены Ивановны – они отправились в Индию. Добравшись в декабре 1923 г. до Бомбея, Рерихи стали готовиться к большой экспедиции по малоисследованным районам Юго-Восточной и Южной Азии. “Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка”, – писал позже Рерих. Он мечтал найти во время этих странствий Шамбалу – духовный центр планеты, место, где земной мир соприкасается с космосом. Изучая мифы и предания многих народов, Николай Константинович встречал множество упоминаний об этой сказочной стране и был глубоко уверен, что Шамбала расположена где-то в труднодоступных районах Гималаев или Тибета.

20.09.2011 7036

image
Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» 1933 год

Годы жизни: 09 октября 1874 — 13 декабря 1947,  Страна рождения: Россия

Содержание

Кем был Николай Рерих

Николай Рерих – детство, юность и учеба

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Он получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.

Елена Шапошникова — жена Рериха

Они были венчаны 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств. Николай Константинович называл «Ладой» свою «музу и вдохновительницу» супругу Елену. В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем. В 1903 — 1904 годах художник вместе с женой Еленой отправился в большое путешествие по России: он побывал более чем в 40 городах, известных своими памятниками старины. Это путешествие отразилось в статьях о ценностях древнерусского искусства и в серии картин под названием «Начало Руси, славяне». На них отражены сакральные знания, места и корни русской культуры. С точностью учёного художника-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах. В 1904 году посещает города вдоль Волги, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском — владение Марии Тенишевой. Там, в Талашкино, Рерих совместно с Врубелем, Репиным, Бенуа, Малютиным, Коровиным и другими известными художниками работает над возрождением древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов.

Труды Рериха

Жизнь Рериха заграницей

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

Что же было главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию? Точного ответа и единства мнений на этот счет нет. Может быть это был поиск Шамбалы— мифической страны, о которой говорят многие древние сакральные тексты. Кстати, именно так называется его картина «Путь в Шамбалу», написанная в 1933 году, она сейчас находится в музее Рериха в Нью-Йорке (США).

Институт Рериха «Урусвати»

12 июля 1928 года Николай Рерих с женой основали институт «Урусвати» (переводится с санскрита как «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу. Урусвати — это средоточие Института гималайских исследований. Если взглянуть на север — до самого горизонта простираются Гималаи. Если посмотреть на юг — горы постепенно опускаются все ниже и ниже, к долинам Индии.

Созданный Рерихами В Северном Пенджабе, в Индии, институт «Урусвати» по истине уникален своими знаниями, собранным материалом, исследованиями. В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редкие письменные источники многовековой давности. Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет. научный сборник.

Рерих и его сыновья практиковали для рисования метод «автоматического письма», основанный на фиксации подсознательных образов в состоянии медитации. С 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических сеансах, а с весны 1920 года они уже проводились в доме Рерихов, на них приглашались друзья и высокопоставленные сановники. В этот период им осваивался метод «автоматического письма».

Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, происходило это в трансе или медитации, во время спиритических сеансов. Серию карандашных портретов, написанных в состоянии «автоматического письма», изображала восточных Учителей: Будду, Лао-цзы, Учителя Рерихов Аллал-Минг, Сестру Ориола и других. Елена Рерих говорила, что статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства» (1924 год) ему была «передана автоматическим письмом».

Маньчжурская экспедиция Рериха

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей, он называется Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. В связи с этим Николая Константиновича дважды номинировали на Нобелевскую премию мира.

Рерих – «Мастер гор»

Последние годы жизни Рериха

Завет Николая Рериха

Автор: к.с.н. Н.В. Ямщикова

Истинно великое видится исключительно на расстоянии. Именно так и получилось с творческим наследием русского писателя и философа Елены Ивановны Рерих. Всё то, что она создавала в первой половине двадцатого века, вошло в духовную и культурную жизнь России совсем недавно. Труды Е. И. Рерих вызвали неподдельный и глубокий интерес у наших соотечественников, которые пытались отыскать ответы на многие вопросы бытия. В данной статье будет описана краткая биография этой выдающейся женщины.

Детство и учёба

Рерих Елена Ивановна появилась на свет в Санкт-Петербурге в 1879 году. Отцом девочки был известный архитектор – Иван Иванович Шапошников. По материнской линии Елена приходилась дальней родственницей величайшего композитора М. П. Мусоргского и двоюродной правнучкой полководца М. И. Кутузова.

С самого детства у девочки проявлялись незаурядные таланты. Так, к семи годам Елена уже писала и читала на трёх языках. А став подростком, она серьёзно заинтересовалась философией и литературой. Музыкальное образование Шапошникова получала в Мариинской гимназии. Все преподаватели прочили ей карьеру пианистки, но судьба распорядилась иначе.

Замужество

В 1899 году Елена Ивановна встретила молодого и талантливого художника Н. К. Рериха. Он стал для девушки единомышленником и разделил все её убеждения. Благодаря высоким идеалам и взаимной любви данный союз был очень прочен. Вся их жизнь прошла в совместном творчестве. В 1902 году у Николая и Елены родился сын Юрий (в будущем станет известным учёным-востоковедом), а в 1904 г. – Святослав, который пошёл по стопам отца.

Переезд в США

После революции семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины. С 1916 года они жили в Финляндии, где Николай Константинович поправлял своё здоровье. Потом их пригласили в Лондон и Швецию, где Рерихи принимали участие в выставках и готовили декорации для оперного театра. В 1920 году Николай Константинович и Елена Ивановна приехали в США. Супруга сразу же активно занялась культурной деятельностью. Со временем у неё появились ученики, которые помогли женщине открыть в Нью-Йорке несколько учреждений – художественный центр «Корона Мунди», Мастер-Институт искусств, а также Музей Николая Рериха. Вскоре под эгидой этих организаций сплотилось множество образовательных заведений, творческих клубов и различных обществ, стремящихся к усовершенствованию жизни и воплощению гуманистических идеалов.

Приезд в Индию и экспедиция

Рерихи очень давно хотели посетить эту страну, богатую своими культурными и духовными традициями. И вот в декабре 1923 г. они туда прибыли. А через пару лет Елена Ивановна приняла участие в уникальной трёхлетней экспедиции по малоисследованным и труднодоступным местам Центральной Азии. Организатором данного мероприятия выступил её супруг.

Отправной точкой экспедиции стала Индия (Сикким). Из неё путешественники прошли в Ладак, Кашмир и китайский Синьцзян. Советская граница в районе Тянь-Шаня – вот куда отправились оттуда трое членов экспедиции – Николай Константинович, Юрий Николаевич и Елена Ивановна. Москва стала следующим пунктом прибытия семьи Рерихов. В столице они провели ряд важных встреч, а затем присоединились к основной экспедиции, направляющейся в Монголию через Бурятию и Алтай. Потом путешественники вошли в Тибет с целью посетить Лхасу. Но прямо перед этим городским округом их остановили представители местной власти. Экспедиции пришлось около пяти месяцев жить в летних палатках на заснеженном и морозном плато Чантанг. Именно здесь и погиб караван, а также умерли или разбежались все проводники. И только к весне власти разрешили экспедиции двигаться дальше. Путешественники отправились к Сиккиму через Трансгималаи.

Написание книг

В 1926 году Елена Ивановна жила в Улан-Баторе (Монголия). Там она выпустила книгу «Основы буддизма». В этом труде Рерих трактовала ряд фундаментальных философских понятий учения Будды: нирвану, закон кармы, перевоплощение и глубочайшую нравственную сторону. Тем самым она опровергла основной западный стереотип мышления о том, что в данной религии человек считается ничтожным, забытым Богом существом.

Живописная долина Кулу (Западные Гималаи) – вот куда в 1928 году переехала вместе с семьёй Елена Ивановна. Деятельность писательницы в тот период была целиком посвящена серии книг по агни-йоге (философско-этическое Учение Живой Этики). Труды создавались в тесном сотрудничестве с рядом анонимных философов, которые называли себя Учителями, или Великим Душами, или Махатмами.

Книги Живой Этики

Они стали настольными для многих людей. В данных трудах на первый план выдвигаются этические проблемы, обращённые к реальным, земным условиям жизни каждого человека.

Появление книг Живой Этики было напрямую связано с процессами, происходящими в духовной жизни, культуре и науке первой половины двадцатого века. Но главным толчком стал «научный взрыв», заложивший основы инновационного целостного подхода к изучению реальности. В то время многие выдающиеся умы (философы Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и И. А. Ильин, а также учёные А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский) говорили о неотделимости судьбы человечества от жизни Космоса. Также они заявляли о том, что в новой эпохе люди будут сотрудничать с другими мирами.

Основываясь на современных достижениях западной науки и древних учениях Востока, Живая Этика создаёт систему познания и раскрывает специфику космической эволюции человечества. Ключевая её составляющая – Законы. Ими определяется развитие Вселенной, поведение человека, зарождение звёзд, рост природных структур и движение планет. Ничего не существует в Космосе вне этих Законов. Также данными правилами обусловлена социальная и историческая жизнь человечества. И пока люди это не осознают, они не смогут усовершенствовать своё бытие.

«Криптограммы Востока»

Данная работа Е. И. Рерих была издана в Париже в 1929 году. Но на обложке красовалась не её фамилия, а псевдоним – Ж. Сент-Илер. «Криптограммы» описывали исторические и легендарные события прошлого, раскрывая людям неизвестные стороны жизни четырёх Великих Учителей – Аполлония Тианского, Христа, Будды и Сергия Радонежского. Последнему Елена Ивановна посвятила отдельную работу. В ней глубокая любовь писательницы к подвижнику соединилась с прекрасным знанием богословия и истории.

«Письма»

В наследии Е. И. Рерих они занимают особое место. Если учение Живой Этики Елена Ивановна, фото которой есть во многих философских энциклопедиях, создавала в сотрудничестве с учителями, то «Письма» стали продуктом её индивидуального творчества. У Рерих был удивительный дар просветителя. Не стараясь упростить проблему, она делала её доступной даже для малоподготовленных людей. Простым языком Елена Ивановна объясняла собственным корреспондентам сложные вопросы о взаимосвязи материи и духа, о влиянии космических законов, о месте человека во Вселенной. Содержание этих писем поражает не только глубоким знанием Рерих древних философских систем, трактатов европейских и восточных мыслителей, но и ясным, широким пониманием основ бытия.

Героиня данной статьи отвечала людям с разным уровнем сознания, но всегда в духе доброжелательности и терпимости. Для многих её сердечное, тёплое отношение стало верной опорой в трудные жизненные моменты. В Риге в 1940 году вышел двухтомник «Письма Е. И. Рерих». Это произведение является лишь малой частью большого эпистолярного наследия писательницы.

Последний период

1948 – вот год, в котором покинула долину Кулу Елена Ивановна. Философ вместе с сыном Юрием направилась в Кхандале и Дели (муж писательницы уже умер). Побыв там некоторое время, они решили поселиться в курортном городе Калимпонге (Индия).

Елена Ивановна совершала неоднократные попытки возвращения в Россию. Она много раз писала в Советское посольство с просьбой о выдаче визы, но ей постоянно отказывали. До самого конца жизни Рерих надеялась вернуться в Россию, чтобы привести все собранные сокровища и поработать несколько лет на благо родины. Но этого так и не произошло. В октябре 1955 года героиня данной статьи скончалась в Индии.

Заключение

Более шестидесяти лет миновало с той поры, как ушла из жизни Елена Ивановна. Творчество этой выдающейся женщины можно без прикрас назвать героическим. Чем больше с ним знакомишься, тем ясней и глубже понимаешь смысл созданных ею произведений. Оставленное Рерих наследие поистине неисчерпаемо. Своими философскими, научными открытиями оно устремлено в Новый Мир, в то Грядущее, в котором героическое творчество станет правилом, а не исключением.

Чем опасна пропаганда учения Рерихов? – рассуждет Валентина Новикова.

Современное издание учения живой этики. В основу Учения Живой Этики легли записи бесед семьи Рерихов с индийскими Духовными Учителями

«Планетарный» масштаб

В этом году Международное рериховское движение отметило 80-летие подписания Пакта Рериха, известного как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Однако для почитателей наследия  Рерихов этот юбилей  не просто возможность напомнить всему миру о том «планетарном» (как они считают) значении для мировой культуры этого документа, но и запустить очередной виток пропаганды религиозно-оккультного учения этой семьи. Также появится весомый повод для продолжения выяснения своих отношений с Православной церковью.

Еще в 1994 году после принятия решения Архиерейского Собора  РПЦ, констатировавшего факт отлучения от Православной Церкви последователей учения Рерихов Агни Йога, была поставлена окончательная точка в дискуссии между рериховцами и православными. Православная Церковь подтвердила, что  христианство не может быть совместимо с тем оккультным мировоззрением, которое  проповедуют адепты Живой этики.

Как известно, подобные церковные решения принимаются лишь в исключительных случаях и являются не актом наказания, а проявлением заботы о заблудших чадах, понуждая их подобным образом к покаянию и поиску духовного врачевания. Рериховцы же  усмотрели в этом для себя некое проявление дискриминации и еще с большим усердием принялись  доказывать свою «православность». 

Как всегда, в качестве аргументов приводят одни и те же доводы о том, что Н. Рерих очень много потрудился для Православия, основал иконописную мастерскую, расписывал православные храмы, создавал эскизы фресок, состоял в духовном общении со святым праведным отцом Иоанном Кронштадским (правда никто это не может подтвердить), а у Елены Рерих в любимых учителях всегда числились Ориген, св.Антоний Великий, преп. Сергий Радонежский. С еретиком Оригеном, конечно, все понятно: он высказывал предположение о предсуществовании души еще до рождения человека. Но ни Антоний Великий, ни Сергий Радонежский, равно как и тот же Ориген, никогда не учили о Христе так, как учат о нем рериховцы. 

«Давайте жить дружно»

Вообще многолетний диалог между христианами и последователями учения Рерихов напоминает всем известный детский мультфильм про кота Леопольда. С точки зрения рериховцев, они как  добрый и наивный кот Леопольд все время призывают православных «жить дружно», а те (т.е., православные) подобно мышам  в ответ совершают какие-то пакости, не желая жить в мире и дружить. Однако для примирения должны быть какие-то основания. Может ли таким основанием стать  культура, об объединяющем значении которой повсюду вещают рериховцы? Очевидно, что нет, потому что расхождения между Православием и Живой этикой следует искать  не в плоскости культуры, а в плоскости догматики. И рериховцы прекрасно это знают.

Стоит отметить, что Православная Церковь и христиане никогда не отрицали ни той, несомненно, важной деятельности семьи Рерихов, направленной на сохранение культурно-исторических ценностей, ни значения художественного творчества Н.К. Рериха для мировой культуры. Но истинно православный человек никогда не сможет примириться с той религиозной системой взглядов, которую пропагандирует рериховское сообщество, невзирая на все его заверения о своей принадлежности к христианству. 

Н. К. Рерих Будда-победитель. 1925 год. Международный центр-музей им. Н.К. Рериха. Москва

Мифическое  «руководство» 

Еще с юных лет Николай Рерих и его жена Елена были настроены на несколько необычное восприятие мира, изучали теософию, интересовались  оккультными и восточными учениями. Вся их жизнь, подобно жизни Е.П. Блаватской – основательницы теософии, проходила под «руководством»  неких мифических высокодуховных учителей Махатм, обитающих  в таинственном месте  Шамбала, где происходит связь физического и духовного миров. Согласно утверждениям Рерихов, учителя Шамбалы – Белые Братья, являются тайными правителями Земли, которые постоянно направляют эволюцию человечества через своих избранных представителей. В 1920 году один из  Махатм якобы  встретил в Лондоне чету Рерихов и вступил с ними  в духовный контакт, в результате которого и появилась Живая этика, квалифицируемая сегодня специалистами как оккультно-мистическое синкретическое учение. Связь Рерихов со своим мифическим духовным руководителем повлияла не только на создании Агни Йоги, но и меняла политические взгляды  супругов в течение жизни.

Буддизм-комунизм

Вначале  Николай и Елена Рерих не приняли Октябрьскую революцию и до 1919 года отзывались о  большевиках весьма негативно. Но в 1920 году после  встречи с Махатмой их жизненные устои резко изменились.   В 1926 году появилось монгольское издание «Общины» – одной из книг Агни Йоги, содержащее многочисленные  хвалебные упоминания  о  Ленине. Вот одна из самых известных фраз: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». Красный террор и бесчинства оправдывались некой  эволюционной целесообразностью, необходимой для построения нового типа отношений. В книге проводились параллели между коммунистической общиной и буддистской и пропагандировалась идея построения «Новой Страны» на основе объединения учения буддизма с коммунистической идеологий.  Эта бредовая идея, потерпевшая фиаско, до сих пор обыгрывается прокоммунистическим крылом  рериховского движения в лице Ассоциации «Мир через культуру». Параллельно с этим рериховцы продолжают активно ревизировать христианство и  реабилитировать  личность вождя мирового пролетариата на основе духовного наследия Рерихов. Правда, сильно подпортила репутацию Рерихов неприятная, многим известная история, связанная с письмом Махатм к советскому правительству, в котором полностью одобрялась  политика по упразднению Церкви как «рассадника лжи и суеверий». Впрочем, и этот конфуз рериховцы обернули в свою пользу. Неудачи с построением коммунизма в СССР они объясняют тем, что тогдашнее советское правительство не прислушалось к советам Махатм и пошло в дальнейшем по неверному пути, сойдя с  курса, который был намечен Лениным. Журналист и исследователь биографии Рерихов Олег Шишкин, проведя анализ архивных документов, пришел к выводу, что в Лондоне в 1920 году Рерихи встретились вовсе не с Махатмой, а со связным Коминтерна, и что цели их экспедиции в Центральную Азию были  не только научные. Молодое советское государство имело свои интересы в Тибете.

Н.К. Рерих. Экстаз. 1933 год. Аллахабадский муниципальный музей. Аллахабад, штат Уттар Прадеш. Индия

Игры с духами

Книги Агни Йоги, по утверждениям самой Елены Рерих, создавались в состоянии измененного сознания через яснослышание.  Учения Рерихов и теософия Е. Блаватской имеет одни и те же истоки – спиритизм. О своем увлечении спиритизмом свидетельствовали и сами Рерихи в  письмах к друзьям.  Во время спиритических сеансов человек вступает в процесс  духообщения и получает лишь отрицательный мистический опыт, вводящий человека в прелесть. Св. Писание налагает категорический запрет на такие действия: «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18,10-12). Из писем  Елены Рерих известно, что она не только занималась спиритизмом, но и активно искусственно  провоцировала в себе мистические переживания, возбуждая нервные центры  с помощью различных методов. Одним из таких способов было использование «йогического порошка», содержащего мускус. Такая методика подготовки сознания для вступления в контакт с «небесными вестниками» напоминает  то, чем занимаются  ведьмы перед  сатанинскими шабашами, во время которых употреблялись  различные снадобья для вхождения в определенное экстатическое состояние. Впрочем, вся оккультная литература пронизана призывами о возбуждении в себе скрытых духовных центров. В противоположность   вся святоотеческая литература, опираясь на опыт известных христианских аскетов, строго  запрещает подобного рода попытки и эксперименты. Об одном таком случае, закончившемся сумасшествием, упоминает в письме к своему ученику епископ Феофан Затворник.

Н.К. Рерих. Агни Йога. Проект фрески. Диптих. Левая часть. 1928 год. Частное собрание США

«Закон кармы»

В основе рериховской концепции  мироздания лежит пантеистическое представление о Божестве – безликом Абсолюте, растворенном в Космосе: «Нет Божества вне Вселенной, – писала Е. Рерих следом за Блаватской.  Бога как Личности не существует: «… мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости …» Материя и дух в учении Агни Йога определяются как одно и то же. В своем учении рериховцы  на место личного, живого, любящего  Бога-Творца ставят равнодушный и слепой «закон кармы», или закон причины и следствия, которому подчинен и сам Абсолют. Этот закон является, согласно Рерихам, залогом «божественности» в человеке. Соответственно,  человек – «бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы». Поскольку Абсолют не личность, то он «не может прощать грехи и воздавать по заслугам». Попросту говоря, каждый из нас создает сам себя и сам себе является богом. Христос в Живой этике – всего лишь Принцип, Он – «синоним нашего Высшего Я». И именно это высшее Я и совершает в каждом конкретном человеке искупление за личные грехи в целом ряде наших земных перевоплощений. Исторический Христос был послан Махатмами для просветления народов, как  в свое время был послан  Будда, и вовсе не был обещанным Мессией. Так что он не искупал грехи человечества крестной смертью, а лишь преподал пример праведной жизни. «Никто не может спасти другого», – уверяла Елена Рерих.

Что общего у света с тьмой?

Как известно, истинным творцом и создателем всего человечества в теософии выступает Сатана. Рерихи тоже не отступают от этого утверждения. В одном из своих писем Елена Рерих говорит, что Сатана освободил людей «от греха неведения, следовательно, от смерти», дав им познание добра и зла. Совершенно очевидно, что источником таких откровений, полностью перекручивающих христианскую сотериологию, мог быть только тот самый дух, которого оккультисты  возвели в ранг «благодетеля» человечества.  Один из таких духов, называющих себя Махатмой Кут Хуми, уверял  создателей Агни Йога в том, что он был раньше Христом, а еще сообщил Рерихам тайну, что Христос не воскресал в  теле, потому что полностью «приказом разложил свое тело на атомы». В своих дневниках и письмах Елена Рерих часто любила повторять, что «в христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства». У кого из Отцов Церкви она почерпнула эти мысли остается загадкой. Впрочем, и тут рериховцы находят для себя объяснение таким нестыковкам. «Невежественные церковники» извратили учение Христа, а Евангелие не содержит всей полноты истинных знаний, необходимых человечеству для дальнейшего эволюционного развития.  Любой христианин, даже не очень богословски образованный, но знающий Символ веры, сопоставив основные христианские догматы с теми положениями учения, которые проповедуют и нынешние последователи Рерихов, несомненно скажет следом за Ап. Павлом: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6,14). Примечательно, что учение, называющееся «Живая этика», не содержит фундаментальных  для любой этической системы понятия добра и зла как такового. Ведь все существующее  согласно рериховскому мировоззрению – иллюзия. Добро и зло рассматривается в нем сквозь призму эволюционного процесса и имеет относительный характер. Христианство исповедует,  что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1,15). Значит, зло противно Божественной Природе и не может быть Его проявлением в мире.  В учении Живой этики  зло –  одно из свойств Абсолюта, которое присутствует в нем потенциально, поскольку мир и Абсолют едины. В книгах Рерихов можно найти много  упоминаний о преподобном  Сергии Радонежском и том, как  сильно они его ценили и почитали. Объясняется такое «почитание» тем, что для Рерихов  и для нынешних их последователей преп. Сергий – представитель оккультной иерархии света.  И их нисколько не смущает тот  факт, что этот святой был основоположником того самого отшельнического монашества, против которого они выступают.

Эра заблуждения

В отличие от христиан, ожидающих Второго  пришествия Христа в силе и славе, Елена Рерих провозгласила Пришествие Владыки Майтрейи и наступления новой эры – эры пробуждения Духа и эры женщины – Матери Мира, когда будут стерты все границы между различными религиями  и будет существовать одно учение (судя по всему – теософия). Будут у этого учения (читай – религии) и свои храмы. В них  будут возносить и свои молитвы наподобие той, которую оставила своим последователям в книге «Огненный опыт» Е. Рерих: «Именем Христа, именем Будды, именем Майтрейи, именем Магомета, именем Соломона, именем Великих Учителей и  Пророков, именем Братства Земного и Небесного примите желаемое вами не во вред и убийство, но в постижение Света. Омываю дух Мой чудом подвига и молчанием. Приму Сияние Истины». Рериховцы активно работают для приближения этого времени. Вот уже готов для них и первый храм – часовня во имя преподобного Сергия Радонежского, который они возвели в прошлом году на территории своего центра в Новосибирске. Осталось дождаться Майтрейю.                          

Использованные источники: 1. Агни Йога. – В 3-х т. – Самара, 1992. 2. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. –  Ленинград, 1991. 3. Блаватская Е. Ключ к теософии. –  М., 2004. 4. Вандерхилл Э. Мистики 20-го века. –  М., 1996. 5. Карнацевич В.Л. 50 знаменитых сект. –  Харьков, 2004. 6.Диак. А. Кураев. Уроки сектоведения. –  СПб., 2002. 7.Письма Елены Рерих 1929-1938. –  В 2-х т. –  Минск, 1992. 8.Рерих Е.И. У порога нового мира. –  М., 1993. 9. Рыжов К.В.. Кто есть кто в мире религий. – К.: Изд. «Вече», 2005.

Опубликовано: вт, 14/07/2015 – 13:02

Статистика

Всего просмотров 2,024

Популярное за 7 дней

11 июля – день памяти иконы Божией Матери «Троеручица» 11.07.21 08:55 О чем нужно просить апостолов Петра и Павла, в чем они помогают? 11.07.21 19:28 Митрополит Антоний (Паканич) рассказывает, почему христианину не стоит ныть 13.07.21 15:34 Духовная битва в канун праздника Рождества святого Иоанна Крестителя 07.07.21 12:36 Как правильно относиться к святым? 09.07.21 13:51 Пейзажи Бориса Кустодиева 08.07.21 17:02 8 июля – день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев 08.07.21 08:33 FM-2030 – опасный идеолог трансгуманизма, который собирался жить вечно 08.07.21 17:19 Что делать, если после тяжёлых и постыдных грехов стал избегать исповеди? 07.07.21 21:16 В чем подвиг и помощь первоверховных апостолов? 11.07.21 19:33

Социальные комментарии Cackle Криптограммы Востока Рерих Елена Ивановна Криптограммы Востока Елена Ивановна Рерих 1 СТРАНИЦА СОКРОВЕННОЙ ИСТОРИИ ВЛАДЫКИ БУДДЫ Часто так называемые апокрифы сохраняют многие черты действительности, изъятые из официальных текстов В этих неожиданных рассказах и притчах, раскиданных среди народов Азии, узнаем, какие имен # Религия и духовность Читать → Знамя Преподобного Сергия Радонежского Яровская Н (Рерих Е. И) Знамя Преподобного Сергия Радонежского СВЯТОЕ ИМЯ” Знамя Преподобного Сергия Радонежского” так назывался сборник, вышедший в Риге в издательстве ” Алтаир” в 1934 году Этот сборн # Эзотерика Читать → Криптограммы Востока Елена Ивановна Рерих1 СТРАНИЦА СОКРОВЕННОЙ ИСТОРИИ ВЛАДЫКИ БУДДЫЧасто так называемые апокрифы сохраняют многие черты действительности, изъятые из официальных текстов В # Религия Читать → Огонь Неопаляющий (сборник) Статьи и заметки Е И Рерих, представленные в этом сборнике, позволяют читателю познакомиться с творчеством Е И Рерих на страницах литературнофилософского журнала « Оккультизм и Йога» – органа русских эмигрантов, который выходил сначала в Югославии, а # Эзотерика Читать → У порога Нового Мира (сборник) В книгу вошли дневниковые записи и труды Е. И Рерих, хранящиеся в отделе рукописей Международного Центра Рерихов, а также ее письма к З. Г и Д Фосдикам, руководителям Музея Николая Рериха в Нью Йорке Эти документы являются уникальным материалом, # Документальная литература Читать → Агни Йога. Священные знаки (сборник) , Николай Рерих Агни Йога Священные знаки « Криптограммы Востока», ” Напутствие Вождю”, « Основы буддизма», « Чаша Востока», каждое из которых – бесценно для человека, принявшего в свое сердце Учение Сборник заметок Николая Рериха, посвященных путешествиям к сердцу Индии – Гималаям, пророчествам и л # Эзотерика Читать → Три ключа Елена Ивановна Рерих Три ключа Печатается с сокращениями по изданию: « Письма Елены Рерих», Рига, 1940 г. От издательства Учение Агни Йоги, или Живой Этики, переданное семье Рерих духовными Учителями Востока, с каждым годом # Эзотерика Читать → Чаша Востока (pdf) «С меня хватит!» — подумала Сандра Коул, проснувшись в своей душной квартире. В последний раз она поедет на работу и проведет целый день в обществе изможденных проституток, потных наркоманов на первом этапе «ломки», хронических лгунов, мелких преступников. Сегодня же она уволится! Каждый будний день # Эзотерика Читать → АГНИ-ЙОГА ЛИСТЫ САДА МОРИИ 1. ОЗАРЕНИЕ Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери, и по ступеням в оковах не подняться Можете понять дисциплину духа как крылья Кто поймет дисциплину духа как озарение миров грядущих, тот уже готов Прозревший в эволюцию пройдет к ней бережно, светло отстраняя # Религия Читать → Агни-йога. Община Елена Рерих, Николай Рерих Предисловие Интересно ли Вам, как устроена Вселенная и каким образом успешно с ней взаимодействовать? А может, Вы задумывались о принципах самосовершенствования в постоянно меняющемся мире? Вы держите в руках издание, которое отвечает на эти и другие вопросы Когда мы говор # Эзотерика Читать → Три ключа Елена Ивановна Рерих Печатается с сокращениями по изданию: « Письма Елены Рерих», Рига, 1940 г От издательства Учение Агни Йоги, или Живой Этики, переданное семье Рерих духовными Учителями Востока, с каждым годом привлекает к себе внимание все большего числа людей во всем мире Иначе и не может быть # Эзотерика Читать → Основы буддизма Равнина Ангелов, штат Айдахо Она была избранной. В течение нескольких месяцев он изучал девушку, с тех пор как она и ее семья переехали в общину. Ее отцом был Джон Шелдон, посредственный плотник, который работал в строительной бригаде. Ее мать, мягкая и незапоминающаяся женщина, была назначена в о # Религия и духовность Читать → Агни-Йога. Высокий Путь, часть 1 Агни Йога Высокий Путь Часть 1 1920–1928 Москва « СФЕРА» 2006 Четыре стража, кубок Архангела храните Наполнен вином Новым явленный вам ковчег Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой Под покровом земли сокрыл ваш лик Наполнил отраду восхождения, Прояснил память ушедшего свитка Широко сужден # Религия и духовность Читать → Криптограммы Востока (сборник) Криптограммы Востока (сборник) © Ковалева Н. , составитель, 2015 © ООО « Издательство « Эксмо», 2015 Предисловие В данном сборнике представлен ряд литературных работ Е И Рерих, дающих представление о ее многогранном литературнофилософском творчестве Супруга и единомышленница великого художника и мыс # Эзотерика Читать → Сердце 1932 2 Первое издание: Париж, 1932 3 После дневных трудов сойдемся на беседе о Сердце Оно поведет нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к сфере Огня 4 1 Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем # Религия и духовность Читать → Агни-Йога. Высокий Путь, часть 2 Агни Йога Высокий Путь Часть 2 1929–1944 Москва « СФЕРА» 2006 Составители: Д. Н Попов, С. Д Фролов, Н. В Фролова Фронтиспис: Н. К Рерих Аллал Минг (Автоматический рисунок) Бумага, карандаш — Музей Н. К. Рериха в Нью Йорке Издательство приносит благодарность Библиотеке Амхёрст Колледжа (США) и Музею # Религия и духовность Читать →

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий