Франсуа Рабле краткая биография

29. Творчество Франсуа Рабле + «Гаргантюа и Пантагрюэль»

1. Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времён являлся Француа Рабле (1494-1553). Родился в семье зажиточного землевладельца, учился в монастыре где с жаром изучал древних писателей и юридические трактаты. Покинув монастырь он занялся медициной, стал врачом в Лионе, совершил две поездки в Рим в свите парижского епископа, где изучал римские древности и восточные лекарственные травы. После этого состоял два года на службе у Франциска1, разъезжая по южной Франции и практикуя медицину, получил звание доктора медицины, ещё раз побывав в Риме и возвратившись, получил два прихода, но священнических обязанностей не исполнял. Умер в Париже. Учёные труда Рабле свидетельствуют об обширности его познаний, но не представляют большого интереса (комментирование античных работ по медицине).

2. Главное произведение Рабле – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»,  в котором  под покровом шуточного повествования о всяких небылицах он дал необычайно острую и глубокую критику учреждений и обычаев средневековья, противопоставив им систему новой, гуманистической культуры. Толчком к созданию романа послужила вышедшая анонимная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа», где пародировались рыцарские романы. Вскоре Рабле выпустил продолжение к этой книге под названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги прославленного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюэля». Эта книга, выпущенная под псевдонимом Алькофрибас Назье, и составлявшая впоследствии вторую часть его романа, выдержала в короткое время ряд изданий и даже несколько подделок. В этой книге ещё преобладает шуточное над серьёзным, хотя уже слышны ренессансные мотивы. Вдохновлённый успехом этой книги, Рабле выпускает под тем же псевдонимом начало истории, долнжествовавшее заменить собой народную книгу, под заглавием «Повесть о преужасной  жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», которое составило первую книгу всего романа. Из своего источника Гаргантюа заимствовал лишь некоторые мотивы, остальное – его собственное творчество. Фантастика уступила место реальным образам, а шуточная форма прикрыла очень глубокие мысли. История воспитания Гаргантюа вскрывает различия между старым схоластическим и новым гуманистическим методами и педагогике. «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» вышла в свет спустя много времени под настоящим именем автора. Она существенно отличается от двух предыдущих книг. В это время абсолютно изменилась политика Франциска, участились казни кальвинистов, восторжествовала реакция, возникла стражайшая цензура, которая вынудила Рабле сделать свою сатиру  в «Третьей книге»  более сдержанной и прикрытой. Рабле переиздал свои первые две книги, упразднив места, выражавшие сочувствие кальвинистам и смягчив выпады против сарбоннистов. Но, несмотря на это, его три книги были запрещены богословским факультетом Парижа. В «третьей книге» излагается философия «пантагрюэлизма», который для Рабле – во многом разочаровавшегося и сделавшегося теперь более умеренным – равнозначен внутреннему спокойствию и некоторому равнодушию ко всему, что его окружает. Первая краткая редакция «Четвёртой книги героических деяний и речей Пантагрюэля», также носит сдержанный характер. Но 4 года спустя, под покровительством кардинала дю Белле, Рабле выпусти расширенное издание этой книги. Дав волю своему негодованию против королевской политики, поддерживающей религиозный фанатизм, и придал своей сатире исключительно резкий характер. Через 9 лет после смерти Рабле была издана его книга «Звонкий остров», а ещё через два года под его же именем – полная «пятая книга», являющаяся наброском Рабле и подготовленная к печати одним из его учеников. Источником идей сюжетного замысла  романа-эпопеи являлись: народная книга, богатая гратескно-сатирическая поэзия, развившаяся незадолго перед тем в Италии, Теофило Фоленго (автор поэмы «Бальдус»), который масерски прикрыл шутовской формой не только пародию на рыцарские романы, но иострую сатиру на нравы своего времени, на монахов, учёных педантов. Главный итсочник Рабле – народное творчество, фольклорная традиция (фаблио, вторая часть «Романа о Розе», Вийон, обрядово-песенная образность).

3. Все протесты  против отдельных сторон феодализма, подняты Рабле на уровень сознательной, систематической критики феодального строя и противопоставлены продуманной и целостной системе нового гуманистического миропонимания. (античность). К народно-средневековому  началу восходят также многие черты художественной техники Рабле. Композиция романа (свободное чередование эпизодов и образов) близка к композиции «Романа о Розе», «Романа о Лисе», №Большом завещании» Вийона + стихи гротеска, наполняющие роман. Хаотическая форма его повествования = выход  человека Ренессанса на исследование действительности, чувствуется безграничность мира и таящихся в нем сил и возможностей (путешествие Панурга). Язык Рабле причудливый и полон синонимических повторов, нагромождений, идиом, народных пословиц и речений, он также имеет своей задачей передать всё богатство оттенков, свойственное ренессансному материально-чувственному восприятию мира.

4. Гротескног-комическая струя в романе Рабле имеет несколько задач: 1) заинтересовать читателя и облегчить ему понимания глубоких мыслей в романе 2) маскирует эти мысли и служит щитом от цензуры. Исполинские размеры Гаргантюа и всего его рода в первых двух книгах = символ влечения человека (плоти) к природе после оков средневековья + приближение к первобытным существам. За 20 лет, в течении которых писался роман, взгляды Рабле переменились (чувствуется при переходе после 2 книги), но основным свои идеям он остался верен: осмеяние средневековья,  новый путь человека в гуманистическом мире. Ключ ко всяким наукам и всякой морали для Рабле – возвращение к природе.

5. Огромное значение у Рабле принимает плоть (физическая любовь, пищеварительные акты и т.д.). Рабле утверждает первенство физического начала, но требует, чтобы его превосходило интеллектуальное (картина невоздержанности в пище у Рабле носит сатирический характер. Особенно  начиная с 3й книги звучит призыв к умеренности. Вера в естественную доброту человека и благость природы чувствуется на протяжении всего романа. Рабле считает, что естественные требования и желания человека нормальны если их не насиловать и не неволить (телемиты)., он утверждает  доктрину «естественной нравственности» человека, не нуждающийся в религиозном обосновании. Но и вообще в понимании мира для религии нет места. Рабле практически исключает религиозную догматику. Всё что связано с католицизмом подергается жестокому осмеянию (сравнивает монахов с обезьянами, насмешка о непорочном зачатии Христа – рождение Гаргантюа). Но и кальвинизм Рабле недолюбливал. Евангелие Рабле приравнивает к античным мифам. Презирая всякое насилие над чеовеком, Рабле высмеивает теорию благородных родов и «благородства по наследству», выводя в своём романе «простых людей», а людей из высшего общества (исключая сказочных королей) наделяет саркастическими именами (герцог де Шваль,  военоначальник Малокосос и т.д.). Даже в описании загробного мира, где побывал Эпистемон, царственных особ Рабле принуждает выполнять самые унизительные работы, тогда как бедняки наслаждаются прелестями загробного существования.

6. В романе Рабле выделяются три образа: 1) образ доброго  короля в его трёх  вариантах, по существу, мало отличавшихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль (=утопическому идеалу государственного правителя, короли Рбле не управляют народом, а позволяют ему свободно действовать и абстрагируются от влияния герцогов-феодалов). После наступившей реакции образ короля пантагрюэля тускнет, в последних книгах он почти не показан правителем, а только путешественником, мыслителем,  воплощающим философию «пантагрюэлизма». 2) Образ Панурга плут и остроумный насмешник, знающий 60 способов получения денег, из них саамы безобидный – кража исподтишка. Перенесённое Возрождением освобождение человеческого ума от старых предрассудков лишь в немногих случаях сочеталось с высоким моральным сознанием. Панург сочетает в себе образ шекспировского Фальстафа, острый ум разоблачающий  все предрассудки, с абсолютной моральной беспринципностью. 3) брат Жан, безрелигиозный монах,  любитель выпить и поесть, скинувший рясу и побивший древком от креста в винограднике солдат Пикрохола – воплащение народной мощи, народного здравого смысла и нравственной правды. Рабле не идеализирует народ. Брат Жан для него – не совершенный тип человека, но у брата Жана огромные возможности дальнейшего развития. Он – самая надёжная опора  нации и государства.

1.      «Гаргантюа и Пантагрюэль» – самое  демократическое и острое по мысли произведение французского Возрождения. Обогатил французский язык. Рабле не создал литературной школы и почти не имел подражателей, но влияние его на французскую лтературу огромно. Его гротескный гуманистический юмор чувствуется в творчестве Мольера, Лафонтена, Вольтера, Бальзака; за пределами Франции – Свифта и Рихтера. 

Поделитесь ссылкой:

Рекомендуемые лекции

Содержание:

  • История создания и концептуальные основы
  • Стилистика романа
  • Главные и второстепенные герои
  • Краткое содержание
  • Отзывы

image

История создания и концептуальные основы

Известный французский роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» был написан в 1533 году (именно тогда была опубликована первая оконченная автором книга). Сатирическое произведение рассказывается читателю о двух добряках-великанах, приходящихся друг другу отцом и сыном. Главная цель столь длинной истории — высмеивание человеческих пороков старой Франции и церкви.

image

Концептуальную основу романа составляет церковь, которую и затрагивает авторская сатира. Писатель в ярких красках высмеивает белое духовенство, монахов. Примечательно, что Рабле сам в молодости принимал монашеский постриг. Но подобная подвижническая жизнь не пришлась по вкусу автору романа. Благодаря покровителю Жоффруа Франсуа покинул стены монастырской обители без особых проблем.

Сатирические авторские цитаты, вырванные из контекста произведения, высмеивают многие моменты:

  • церковные притязания;
  • невежество и лень иноков;
  • пороки католического духовенства;
  • стремление церкви к наживе;
  • желание пап господствовать во всей Европе;
  • ханжеское благочестие;
  • разврат среди настоятелей и монахов.

Помимо этого, автора задевают вопросы, касающиеся философского течения схоластики. Насмешек удостоились и некоторые библейские места — воскрешение Эпистемона Панургом, ассоциирующееся с аналогичным деянием из Библии, рассказ о великане Хуртане, олицетворяющий на бумаге сказание о ковчеге. Подобные размышления автора привели к осуждениям произведения со стороны богословского факультета Сорбонны. Франсуа Рабле прослыл еретиком.

Для своеобразной борьбы со старым миром Рабле использует такие художественные приемы, как сатира и юмор. Провозглашает новый мир автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» своими словами, высказывая мысли, как он видит его сам. Он высмеивает средневековую косность и отсутствие прав, приводя в пример свободолюбивые взгляды и человеческую самодостаточность. Это ярко показывается в эпизоде о Телемском аббатстве, где царит главное правило — делай, что хочешь.

Качественный анализ произведения, как и самого автора, был озвучен Гизо в статье, посвященной книгам Франсуа Рабле. По словам ученого, создатель нашумевшего романа понял все недостатки педагогической теории того времени. А остроты произведению добавляют красочные иллюстрации Гюстава Доре.

Стилистика романа

О художественных приемах, использующихся Рабле, стоит говорить отдельно. В большей части им применяется гротеск и гипербола — максимальное преувеличение, что позволяет ярко раскрыть основных персонажей и передать четко мысль. Связано это напрямую с личностями главных героев — великанов Пантагрюэль и Гаргантюа.

Порой они спокойно чувствуют себя в обществе простых людей. В другое время они противостоят человеку. Например, в одном эпизоде Гаргантюа присаживается для отдыха прямо на собор Парижской Богоматери, видит пушечные ядра и принимает их за обыкновенных мух. Чтобы усмирить Пантагрюэля, его приковывают к колыбели корабельными цепями, способными перекрыть целую гавань. Нахождение целых поселений во рту великанов. Все эти гротескные и гиперболичные приемы позволяют максимально проникнуться сутью произведения.

Анализ «Гаргантюа и Пантагрюэль» позволяет оценить по достоинству несвойственный для романистики XVI столетия грубоватый юмор, высмеивающий человеческие пороки тела и все, что приводит к подобным последствиям. Например, большой живот, вино, еда, венерические заболевания и так далее.

При этом сюжет романа завязан на французской политической системе, народной культуре времен Средневековья и Возрождения. Оттуда и появились главные герои произведения, литературные формы, язык повествования с комическими аллюзиями. Подобный текст кардинально отличался от писаний схоластиков, богемных сочинений. После Рамбле аналогичную стилистику использовал Бонавентура Деперье и Ноэль дю Файдль.

Главные и второстепенные герои

Чтобы написать качественный пересказ романа о великанах Пантагрюэле и Гаргантюа, не нужно читать произведение полностью. В первую очередь нужно ознакомиться с характеристикой главных героев и второстепенных персонажей, чтобы максимально быстро проникнуться историей:

  • Гаргантюа — добродушный великан, являющийся королем утопической страны. Появляется персонаж в первой и третьей книге. Образ Гаргантюа олицетворяет эпоху Ренессанса и символизирует отказ от средневековых правил и интереса к искусству. Он свободен и независим от жизненных догм.
  • Пантагрюэль — сын Гаргантюа, главный наследник и принц Утопии. Появляется персонаж во второй книге. Он олицетворяет собой типичного человека эпохи Возрождения, интересующегося наукой и искусством.
  • Брат Жан Зубодробитель — инок, отличающийся жизнерадостностью. Молодой и отважный воин дружит с королем Утопии. Он служит ордену святого Бенедикта. Появляется персонаж во всех книгах, кроме второй. Жан прыткий и храбрый молодой человек, часто посещающий пиры, устраиваемые Гаргантюа.
  • Панург — студент, который не окончил обучение, родом из Турени. Появляется герой во второй книге. Настолько же весел и жизнелюбив, как брат Жан, в чем они и сходятся. Он обладает крючковатым носом, отличается обходительностью, несколько распутным характером. Совершенно беден.
  • Эпистемон — наставник и учитель Пантагрюа. Появляется в романе со второй книги. Достаточно образованный человек, постоянно пускающийся в рассуждения на отвлеченные темы. Отличный собутыльник, хотя знает, что выпивка — это порок, для Пантагрюэля и верный друг.
  • Грангузье и Гаргамелла — родители короля Утопии.

Примечательно, что, помимо выдуманных персонажей, Рабле при создании романа использовал образы реальных личностей, деятелей, знакомых. Многие географические названия были позаимствованы с карты Франции и слегка переименованы. Отдельными фрагментами упоминаются вопросы и проблемы, волновавшие общество в то время, например, засуха.

Краткое содержание

Весь роман состоит из пяти книг, издававшихся в разные годы. Читатели с задержанным дыханием ожидали продолжения неистовой истории, состоящей из множества глав. Сейчас прочитать произведение можно онлайн, но на это может уйти немало времени. Школьникам же проще ознакомиться с кратким содержанием романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» или смотреть фильм с обзором важных моментов.

Условно весь рассказ можно разделить на пять важных частей:

  1. Повесть об ужасной жизни будущего короля Утопии по имени Гаргантюа.
  2. История о Пантагрюэле со всеми его ужасающими действиями и подвигами.
  3. Героические поступки и изречения подобревшего Пантагрюэля.
  4. Действия доблестного наследника престола Утопии.
  5. Продолжение плаванья и последние геройские поступки.

Следуя этому простому плану, можно кратко рассказать о каждой книге и всех историях, повествующихся в них.

В первой книге рассказывается о великом Гаргантюа, являющемся сыном короля-великана. Его отправляют на обучение к богословам, но он становится глупее, поэтому его перенаправляют в Париж. Там гигант устраивает настоящий кавардак, затапливая город и забирая себе большие купола с собора Парижской Богоматери. Он заставляет бить кобылу о землю копытами, чтобы у той начинали звенеть украденные колокольчики на шее. Учителем великана становится Панократ, развивающий его духовно и физически. Королевство Грангузье захватывает сосед-недоброжелатель Пикрохол. Возвращение Гаргантюа ознаменовывается победой над вражескими войсками.

Во второй книге у королевства великанов появляется наследник Пантагрюэль. Он растет и взрослеет, с успехом осваивает новые науки и обучается в Париже. Зная о большой значимости образования, он усердно познает новое. Свой ум и талант он доказывает, когда разрешает великие разногласия между сеньором Лижизадом и Пейвино. В Париже Пантагрюэль обретает друга по имени Панург. Известие о нападении на Утопию заставляет наследника вернуться, чтобы разгромить войска короля Анарха.

В третьей книге королевство становится мирным государством. Друг Пантагрюэля решает жениться, но сомневается в правильности своих намерений. Он обращается к колдунье за помощью. Затем отправляется к гадалкам, шутам, богословам. Все советы говорят ему о том, что счастливым в браке ему не быть. Так ему толкует верный товарищ Пантагрюэль. Сам Панург считает, что толкования положительные. Не приняв окончательного решения, товарищи отправляются в плавательное путешествие к оракулу Божественной Бутылки.

В четвертой книге автор рассказывает о начале путешествия, посещении различных островов, попадании в сильную бурю. Все эти истории позволяют максимально ярко раскрыть образы персонажей, ссылаясь на сатирически изложенные церковные порядки. В пятой книге путешествие продолжается. Мореплаватели оказываются на Звонком острове. Потом они направляются к острову Застенок и Апедевтов. Все заканчивается тем, что товарищи достигают цели и слышат заветное слово оракула Бутылки «Пей».

Хоть книга и велика по объему, а на ее создание у автора, биография которого до сих пор остается малоизвестной людям, ушло несколько десятилетий, она несет в себе конкретный посыл.

Люди постоянно страдают от религиозных суеверий, они теряют правдивость проповеднических слов и становятся настоящими фанатиками. Все это тянуло общество на дно, не давало развиваться людям полноценно. Именно эту идею Рабле пытался пронести сквозь каждую главу своего романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Отзывы

Еще в школе, выжав последние силы, дочитала это произведение от начала до конца, но так и не смогла понять, о чем в нем шла речь. Недавно решила перечитать, думая, что смогу через время понять глубину мыслей и посыл автора. Но все тщетно. Спасибо за разъяснение по этой книге, теперь всем стало на свои места.

Несомненно, понять суть всего написанного очень сложно. Воспринимать это произведение Рабле стоит как икону того времени по написанию, как классику, которую нам спустя 500 лет понять довольно сложно, но вполне реально.

Местами читать было довольно интересно, потом становилось скучно, порой появлялось желание отложить книгу. Но в целом — неплохо. Держало до последнего только использование символичных имен, которые действительно были смешными.

Еще тесты

Читайте также

“Недоросль” – краткое содержание 📚 комедии Д. И. Фонвизина “Ася” – краткое содержание 📚 повести И. Тургенева “Робинзон Крузо” – краткое содержание романа Д. Дефо “Фауст” – краткое содержание 📚 трагедии И. Гете

Биография Биография писателя Произведения 1 произведение Сочинения 12 сочинений Биография

Франсуа Рабле – великий мыслитель эпохи Возрождения, сатирик, врач, философ, богослов родился в ноябре 1494 года рядом с Шиноном в поместье Девинье в Сёйи. По поводу профессии отца, исследователи диаметрально расходятся во мнениях: есть версии, что отец Рабле занимался адвокатским делом, некоторые записывают его в содержатели трактира, многие считают его аптекарем, промышлявшим питейной торговлей.

Ребенком Франсуа отдают на обучение к монахам-францисканцам, в монастырь Фонтене-ле-Конт. Там он учит латинский и древнегреческий языки, право, естественные науки. Не находя поддержки своих прогрессивных взглядов, продает прошение папе Клименту о переводе под крыло бенедиктинцев в Мальезе.

Позднее, покидает духовенство, чтобы продолжить учебы в университетах Пуатье и Монпелье. Среди его однокашников был Мишель де Нострадамус, ставший великим провидцем и лекарем при дворе Карла IX.

В 1532 году он оседает в Лионе, где занимался успешной врачебной практикой, и редактированием рукописей, он был примеров врача эпохи Возрождения, без тени сомнения препарировал трупы, лечил больных не только порошками, а и психоанализом, брал методы лечения из трудов Гиппократа. В свободное время Франсуа Рабле занимается публикациями сатирических памфлетов, выражающих его мнения о закостенелости системы.

В 1532 году публикует первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую частью великого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», обессмертившего его имя в веках. Всё духовенство дружно осудило сатиру, посмевшую высмеять основы их мироздания, клирики боялись смеха, против него было невозможно бороться, значит, нужно было запретить.

Рабле помогала влиятельная семья дю Белле, со своим другом, кардиналом Жанном дю Белле она много путешествовал, именно они помогли в узаконивании двух детей Рабле, покровительствовали ему перед королем Франциском I.

Умер Франсуа Рабле в Париже в 1553 году, став самым верным и правдивым отражением своей эпохи.

Произведения

Гаргантюа и Пантагрюэль Перейти к: навигация, поиск

РАБЛЕ Франсуа (Rablais François, ок. 1494—1553) — франц. писатель, естествоиспытатель и врач. Обучался и преподавал на мед. ф-те ун-та в Монпелье (1530—1532 и 1537— 1539), где в 1530 г. получил степень бакалавра, а в 1537 г. — доктора медицины. Был главным врачом госпиталя Notre Dame de Pitié в Лионе (1532—1534), практиковал в качестве специалиста по венерическим болезням (начало 40-х гг. 16 в.), состоял муниципальным советником и гор. врачом в Меце (1547—1550), личным врачом и советником кардинала Ж. Дю Белле.

Ф. Рабле принадлежит к числу наиболее выдающихся представителей культуры эпохи Возрождения. Обессмертивший его имя роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — подлинная энциклопедия франц. культуры эпохи Возрождения — оказал огромное влияние на формирование и развитие франц. литературы и наряду с «Божественной комедией» Данте, «Декамероном» Д. Боккаччо, «Дон-Кихотом» М. Сервантеса, поэзией Ф. Петрарки и трагедиями

В. Шекспира составляет золотой фонд культуры человечества. Как писатель, естествоиспытатель и врач Ф. Рабле прежде всего — борец против средневековой схоластики, за торжество научного знания и культуры, за свободную, не стесненную схоластическими догмами и религиозным ханжеством, разумно и рационально организованную жизнь. Основное оружие Ф. Рабле— разносторонняя образованность и беспощадный смех над отживающим миром, его мировоззрением и моралью, сочетающийся с безграничным оптимизмом, с верой в научный и социальный прогресс, к-рая в романе принимает форму пропаганды естественнонаучных, прежде всего анатомо-физиологических, медицинских и гигиенических знаний, предсказаний грядущих великих открытий и изобретений или утопии свободного и счастливого об-ва. Ф. Рабле уничтожающе высмеивал врачей-схоластов, подменявших объективное изучение человека и его болезней беспочвенным и невежественным мудрствованием. Не менее остро заклеймил Ф. Рабле магические и астрологические предсказания, которые в то время еще не утратили доверия даже в кругу образованных людей.

Ф. Рабле относят к числу пионеров научной анатомии. Одним из первых в Европе (раньше А. Везалия) он производил вскрытие трупов во время чтения лекций. Анатомию Ф. Рабле считал не только важнейшим предметом преподавания на мед. ф-те, но и необходимым элементом образования вообще, ибо только «при помощи анатомии можно приобрести совершенное познание мира, именуемого микрокосмом, иначе говоря человека». В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» содержится большое количество сведений, относящихся к описательной, топографической и пластической анатомии, которые и сегодня поражают своей точностью.

Строение человеческого тела интересовало Ф. Рабле во взаимосвязи с функциями организма. Анат.-физиол. представления Ф. Рабле во многом опережали свое время. Это относится, в частности, к представлениям о взаимозависимости строения и функции органов, о взаимодействии процессов, происходящих в целостном организме и их причинной обусловленности. В диссертации Ф. Рабле обосновывалось положение о транспортной функции крови, хотя перенос питательных веществ он связывал с функцией венозной крови, а целью циркуляции крови по артериям считал ее «согревание, проветривание и очищение».

С анат.-физиол, представлениями тесно связаны взгляды Ф. Рабле о взаимоотношении тела и души, учение «об относительном бессмертии», его отношение к проблеме жизни и смерти. Душа и тело, по Рабле, едины, более того, духовное во многом зависит от процессов, происходящих в теле, ибо в человеческом организме, как и в природе в целом, все взаимосвязано, «все действует по своему назначению». Истинное бессмертие состоит не в увековечивании старой души, ушедшей из дряхлого тела в потусторонний мир, а в бессмертии семени, имени и дел человека, в связи с его земной жизнью, в беспрерывной смене поколений, при к-рой старость отцов расцветает в юности их детей на новой высшей ступени исторического и культурного развития. В этой беспрерывной социальной и культурной эволюции исторического человека, в причастности каждого к бессмертному народу, творящему историю,— залог научного и общественного прогресса. Человек и его земная жизнь являются высшей ценностью. Смерть и рождение, по Ф. Рабле, две стороны, два отправных момента вечного процесса обновления, роста и совершенствования народа. Поэтому Ф„ Рабле славит жизнь со всеми ее телесными радостями, стремится снять покров непристойности с естественных отправлений человеческого тела, описывая их как неотъемлемых спутников и признаков жизни, отрицает мистичность и трагичность смерти.

Следуя традициям гуманистов, Ф. Рабле много сделал для восстановления («возрождения») античного наследия. Им выполнены и изданы комментированные переводы с греч, оригиналов ряда работ Гиппократа («Афоризмы», «Прогностика», «О человеческой природе», «Медицинское искусство») и «Афоризмов» К. Галена. При этом им была проделана гигантская филологическая работа для устранения искажений, наслоений и противоречий в текстах, внесенных церковниками и араб, врачами, и восстановления пропусков. Ф. Рабле впервые в Европе читал курс лекций по «Афоризмам» Гиппократа и К. Галена, пользуясь греческим оригиналом, и, т. о., доносил до студентов истинные тексты величайших врачей древности.

Ф. Рабле принадлежит приоритет в обогащении современного ему научного языка мед. терминами, гл. обр. греческого происхождения. По свидетельству Сенеана (L. Senean), Джакобса (L. Jacobs) и ряда других исследователей, Ф. Рабле ввел во франц. язык и мед. лексику понятия «ангина», «бура», «кривошея», «пароксизм», «сагиттальный», «сфинктер», «терапия», «эпидермис», «яремный» и др.

Врачебная практика Ф. Рабле была успешной и снискала ему широкую популярность. По данным Маришаля (P. Marichel, 1961), за время пребывания Ф. Рабле в должности главного врача лионского госпиталя летальность в нем снизилась до 2—3%. Известно, что Ф. Рабле хорошо знал целебные свойства различных растений, был сторонником индивидуального подхода к лечению больных, высмеивал представления врачей-схоластов об универсальном действии отдельных средств.

Большое значение Ф. Рабле придавал психотерапии и деонтологии. По Рабле, благотворное влияние на состояние больного должна оказывать личность врача, его костюм, поведение. Первейшая обязанность врача — вселять в больного оптимизм, поддерживать в нем веру в выздоровление. Следуя традициям классиков античной медицины, Ф. Рабле развивал представление о благотворном влиянии смеха, веселого настроения, жизнерадостности на физиол, процессы, восстановление и укрепление здоровья и даже предписывал больным среди других назначений чтение своего романа, полного «смехотворных дурачеств, соленых шуток и непристойностей». Кладбищенскому девизу схоластической медицины «Memento mori» («помни о смерти») он противопос тавлял полный жизнерадостности и надежды девиз «Memento vivere» («помни о жизни»).

Ф. Рабле занимался также хирургической практикой, к-рая была высоко оценена его современниками, в частности А. Паре. Им был предложен ряд аппаратов и хирургических инструментов, в т.ч. аппарат, применявшийся для грыжесечения (сиринготом), оригинальная конструкция аппарата для вытягивания при переломах бедра (глюттокомон).

Широкую известность приобрела его венерологическая практика. В начале 40-х гг. 16 в. Ф. Рабле опубликовал иллюстрированную книгу «Триумф величественной и могущественной дамы Вероле, наследницы возвышенной любви». Книга содержала 36 гравюр, на которых были представлены основные признаки сифилиса; на одной из гравюр давалась схема Франции с выделением населенных пунктов, где «царствует дама Вероле». Каждая гравюра сопровождалась пояснительным текстом. Описывалось лечение болезни (втирание ртутной мази с последующей парной процедурой в бане), к к-рому Ф. Рабле прибавлял чтение своего романа «для отвлечения больного от его страданий». Книга является едва ли не первым практическим руководством по венерологии. Кроме того, Ф. Рабле, по-видимому, отличал сифилис от гонореи.

Ф. Рабле придавал большое значение укреплению здоровья и предупреждению болезней. Важнейшими мерами сохранения здоровья Ф. Рабле считал рациональный образ жизни, соблюдение правил личной гигиены и соответствующего индивидуальным потребностям режима питания, которые могут быть достигнуты лишь на основе гуманистического воспитания, предусматривающего единство физического, интеллектуального и нравственного развития. Внедрение такой системы воспитания он считал важной государственной задачей. Пропагандируя умеренность, Ф. Рабле восставал против всех форм аскетизма и воздержания, считая их вредными для здоровья и расценивая их как нравственное уродство.

Большое значение Ф. Рабле придавал и мерам общественного характера, особенно в борьбе с эпидемиями. Работая муниципальным врачом в Меце, он сумел добиться проведения ряда противоэпидемических мер. Так, по инициативе Ф. Рабле были изданы ордонансы об обязательной уборке жителями города нечистот с улиц, о запрете уличной проституции, об установлении мед. надзора за банями и домами терпимости, устранении антисанитарного состояния банных помещений и др.

Деятельность Ф. Рабле совпала с обстановкой крайней политической неустойчивости: традиции средневековья и инквизиция были сильны. Ряд друзей и соратников Ф. Рабле погибли, другие под напором реакции отреклись от своих гуманистических убеждений. Только слава выдающегося врача и высокое покровительство помогли ему избежать костра. Одинаково ненавидимый и католиками, и кальвинистами, и схоластами-сорбонистами, Ф. Рабле вынужден был соблюдать крайнюю осторожность. Но мысль и перо его оставались свободными и бесстрашными: он ни разу не поступился своими гуманистическими убеждениями и совестью ученого. “Наука без совести — это проституирование души”,— такой завет оставил Ф. Рабле грядущим поколениям ученых и борцов за научный и культурный прогресс.

Сочинения: Гаргантюа и Пантагрюэль, пер. с франц. М., 1966.

Библиография: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Каневский Л. О. и Гусакова Т. В. Франсуа Рабле — великий французский писатель и врач-гуманист, Врач, дело, № 2, с. 207, 1956; Abel М. Ch, Rabelais médecin stipendié de la cité de Metz, в кн.: Mémoires de l’Académie impériale de Metz, p. 543, Metz, 1870; Bickers W. François Rabelais, M. D., J. Amer. med. Ass., v. 175, p. 124, 1961; Godlewsky G. Rabelais médecin, Sem. Hôp. Paris, p. 213, 1956; Jacobs L. A. François Rabelais, renaissance physician, Surg. Gynec. Obstet., y. 132, p. 1086,1971; Le Double A.-F. Rabelais anatomiste et physiologiste, P., 1899; Marichal R. Rabelais and medicine, Ciba Symp., v. 9, p. 26, 1961.

A. М. Сточик.

Категория: Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание

Рекомендуемые статьи

Рабле, Франсуа – краткая биография

(Rabelais) – величайший французский сатирик и один из ярчайших представителей Возрождения во Франции. Рабле родился около 1494 года, в Шиноне, небольшом городке провинции Турень и имел довольно бурную биографию. Отец его, принадлежа к мелкой буржуазии, чтобы дать возможность сыну составить карьеру, отдал его в соседнее аббатство, а потом в монастырь, где Рабле получил обычное монашеское образование, основательно изучил латинский язык, а потом перешёл во францисканский монастырь в Пуату и принял там священство (1520).

image

Портрет Франсуа Рабле

Но природные наклонности Рабле влекли его гораздо более к деятельности гуманиста, чем монаха. Он стал изучать астрономию и греческий язык достиг основательного знакомства с правом, вступал в знакомства и переписку с выдающимися учеными гуманистами. Заняв затем место секретаря у одного епископа, Рабле с еще большим рвением принялся изучать языки и естественные науки (ботанику, химию). Впоследствии он получил степень доктора медицины (1537 г.), практиковал в Лионе, читал по временам лекции (между прочим, в числе первых, анатомию на трупах); снискал себе репутацию красноречивого лектора и искуснейшего врача. Умер Франсуа Рабле в 1553 году.

Талантливый и разносторонний ученый своего времени, Рабле (впоследствии сбросивший рясу монаха) обязан, однако, своей всемирной известностью не ученым работам, а большому сатирическому роману, который он с 1532–33, стал выпускать частями под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма его имени). Первая часть получила название «Жизнь Гаргантюа». Взяв канвой для романа похождения героя средневековых французских сказок – богатыря Гаргантюа, Рабле под покровом этого случайного материала стал писать сатиру на весь современный ему строй религиозный, политический и социальный, с позиций гуманиста. Он предсказывал, что на смену средневековому строю должны придти новые начала.

Преследуемый за свою сатиру, Рабле вел бродячий образ жизни. Он дважды был в Риме, добился у папы Павла III прощения за провинности и под конец жизни стал священником в городе Медоне.

Роман Франсуа Рабле писался урывками и не имеет определенного выдержанного плана. Вторая часть его («Пантагрюэль») связана с первой лишь внешним образом. То же самое можно сказать о следующих частях, из которых третья вышла почти через 14 лет, а пятая – лишь после смерти самого Рабле. Но эти недостатки внешней композиции обильно искупаются жизненностью содержания романа, тем беспощадным остроумием, которым он проникнут. В этом причина того, что роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» выдержал около 60 изданий только в XVI столетии, вызывая то запрещения Сорбонны и проклятия проповедников, то привилегии на печатание и продажу со стороны королей.

Сатира Рабле облечена в мифологически-аллегорическую форму. Её орудие – гомерический смех, колоссальность во всём: в фигурах, в пороках, в цинизме. Франсуа Рабле – жизнерадостный идеалист, воспевающий все радости жизни, ратующий за гармоническое развитие духа и плоти. Своим образным, богатым оттенками языком Рабле оказал большое влияние на развитие французской словесности.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по истории image
  • Рабле, Франсуа – краткая биография

Ещё по теме…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий