Герой Социалистического Труда Михаил Кошкин. Биография, достижения, основные события и интересные факты

Принято считать, что Михаил Ильич Кошкин появился на свет 21 ноября, а по новому стилю 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Есть воспоминания свидетелей, якобы живших с Кошкиными по соседству и даже видевших, как Михаил своими руками, правда, уже в зрелом возрасте помогал матери строить новый дом (дом, к слову, не сохранился). Правда, есть и другое мнение, что, дескать, родился будущий легендарный конструктор танка Т-34 вовсе не в Брынчагах, а в Чильчагах, расположенных километрах в пятнадцати к северу, однако документальных подтверждений тому не сохранилось. Так или иначе, сегодня предполагаемое место рождения Михаила Кошкина находится на территории Переславского района, вследствие чего каждый уважающий себя истинный переславец почитает его своим земляком.       Памятник Михаилу Кошкину в д. Брынчаги и обелиск с мемориальной доской на улице, носящей его имя, в Переславле   До 1970-х годов о Михаиле Кошкине мало кто знал, тем более как о выдающемся танкостроителе, и лишь в преддверие празднования тридцатой годовщины победы в Великой Отечественной войне имя Михаила Ильича появилось на страницах газет. Более того, в середине семидесятых Константин Слободин издал книгу «Танк на постаменте», где рассказывает о вкладе Кошкина в создание знаменитого Т-34, а заодно упоминает, что местом рождения главного конструктора была Вятка. Ошибка? Как следует из документов партийного архива Кировского областного комитета КПСС, Михаил Ильич Кошкин, член партии с 19 октября 1919 года, оказался в Вятке лишь в 1924 году после окончания в Москве Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова. С 1924 по 1925 год он работал заведующим городской кондитерской фабрикой, с 1926 по 1928 год – заведующим губернской советско-партийной школой, а затем заведующим агитпропотделом Вятского губкома партии. В августе 1929 года Кошкин был откомандирован на учебу в Ленинград. Кстати, свои первые шаги на кондитерском поприще Михаил Кошкин сделал еще в 1909 году, отправившись после смерти отца из Брынчагов на заработки в Москву. Первым местом его работы стало предприятие, которое впоследствии называлось «Красный Октябрь». Отсюда же он был призван в 1918 году в ряды Красной армии. Более подробно останавливаться на биографии Михаила Ильича и его роли в развитии советской оборонной промышленности в контексте нашего повествования нет смысла. А вот рассказать о том, как чтят память земляка, безусловно, стоит. По инициативе и активном участии ветерана-энтузиаста Алексея Васильевича Шеманаева 9 мая 1983 года в Переславле на так называемой музейной площади состоялось открытие памятника конструктору танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина. Вернее сказать, не столько конструктору, сколь самому танку. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы мельком взглянуть на фотографию монумента.         Памятник Михаил Кошкину в Переславле (фото 1985, 1988 и 2012 года)   Понадобилось еще несколько лет, прежде чем власти города смогли подыскать «консервной банке с пукалкой» более подходящее место нежели у стен древнего Горицкого монастыря. При Горбачёве танк переехал на новое место жительство в Парк Победы поблизости от улицы, носящей имя Михаила Кошкина, где благополучно пребывает и по сей день.     Нужно еще отметить, что упомянутый выше Т-34 не единственный в Переславском районе. Его брат-близнец той же самой последней модификации с 85-миллиметровой пушкой (Михаил Ильич свое детище в таком виде уже не застал) установлен около деревни Говырино, откуда берет свое начало дорога на Брынчаги. Нашли его, между прочим, в Анголе, где он исправно нес службу, откуда самолетом доставили в Москву, а в Брынчаги планировали гнать своим ходом. Потом, правда, передумали и повезли на трейлере, который в пути, что вполне естественно, сломался. В итоге танк оставили там, куда смогли доставить. Пока стоит, но ведь в случае чего может и поехать.     Литература: 1. Горшунов В. Танк на пьедестале // Коммунар. – 1983. – 13 мая. 2. Кононец А. Братья по оружию // Ярославский регион. – 2010. – 31 марта. – №12. 3. Кононец А. Гений из деревни Брынчаги // Северный край. – 2008. – 12 декабря. 4. Никитина Ю.Я. История одной фотографии // Коммунар. – 1999. – 23 марта. 5. Никитина Ю.Я. От рабочего до полковника Генштаба // Переславская неделя. – 2001. – 15 февраля.

В 14 лет (по другой версии – в 10 лет) Михаил уехал на заработки в Москву, став подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь». С началом Первой мировой войны, которая продолжилась гражданской, бывший рядовой 58-го пехотного полка примкнул к красным, воевал под Царицыным, под Архангельском, сражался с армией Врангеля. Смелого и решительного бойца заметили, назначили политработником, а после нескольких ранений Кошкина отправили в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. В 1924 году выпускнику поручили руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Там он проработал до 1929 года на различных постах, женился. Будущий конструктор танка Победы даже представить не мог, что ему уготовано судьбой…

Надо заметить, что до 1929 года в Советском Союзе танкостроения практически не было. И руководство страны Советов решило менять ситуацию кардинальным образом: Центральный комитет партии для развития промышленности направил тысячу коммунистов в индустриальные вузы. И Михаил, которому было уже за 30 лет, сел за парту технологического института.

Уже на первом курсе инициативный студент добился перевода в Ленинградский индустриальный (позже – политехнический) институт на машиностроительный факультет. В 1934 году Кошкина приняли на Кировский завод в Ленинграде, где всего за несколько лет он прошел путь от молодого специалиста до заместителя главного конструктора. За участие в создании средних танков (Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111) в 1936 году был награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1936 года в жизни Михаила Кошкина случился новый крутой поворот — его отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Биографы Кошкина отмечают, что назначение на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах. Прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ряд других конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя. Фирсов успел передать дела Кошкину, который столкнулся со слабостью кадрового состава КБ. Кроме того, приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее, под его руководством была проведена модернизация БТ-7.

Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало задание Харьковскому заводу на разработку нового колёсно-гусеничного танка. И вот здесь снова возникает конспирология: на заводе, помимо Кошкина, в этот момент работает Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме (но Адольф Яковлевич пережил и Фирсова, и Кошкина, дожив до 1978 года).

Понятно, что Михаил Ильич опирался на работы Фирсова и Дика (как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения). Однако у него было своё видение танка будущего. Кошкин и его помощники (Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев) загорелись «гусеничным» вариантом, который упрощал конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение. 28 апреля 1938 года Кошкин на совещании Народного комиссариата обороны добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал Иосиф Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Такая работа потребовала объединения усилий. В декабре 1938 года три танковых КБ по инициативе Кошкина были объединены в единый отдел под шифром «520».

Отметим, что уже после смерти конструктора, в 1941 году этот отдел эвакуировали в Нижний Тагил, где он и остался на уральском предприятии: сегодня «отдел 520» Уралвагонзавода преобразован в АО «УКБТМ».

Что касается «тридцатьчетвёрки», то это был первый гусеничный танк, способный преодолевать большие расстояния. И в декабре 1939 года уже под индексом Т-34 машину приняли на вооружение.

Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов. Здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд. С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку. Но для того, чтобы выйти в серию, опытные образцы должны были пройти определённое количество километров. Михаил Кошкин принимает решение: Т-34 наберут эти километры, отправившись из Харькова в Москву своим ходом.

Кстати, по мотивам этой истории был снят и в 1980 году вышел на экраны фильм «Главный конструктор» режиссера Владимира Семакова.

Не путать с фильмом «Танки» Кима Дружинина (рабочее название «Увидеть Сталина») – картину выпуска 2018 года военные историки восприняли, мягко говоря, как развлекательное «киночтиво», смахивающее на завуалированное издевательство над памятью и заслугами русского народа.

А Кошкин действительно лично взял на себя ответственность за этот пробег, ставший легендой отечественного танкостроения. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вёл новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки. Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта 1940 года.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»танки Т-34, «За Кошкина»(2018)|Фото: Накануне.RU» /> Лучшей наградой для Кошкина стала Победа в Великой Отечественной войне…

В назначенный день 17 марта обе машины перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Николаем Носиком и Василием Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля – один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте.

Иосифу Сталину понравилась быстрая изящная машина. Его слова источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках«, по словам других, фраза звучала: «Это первая ласточка танковых войск«.

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.

Кошкин не увидел, как его танк был поставлен на массовое производство на Уралвагонзаводе и других предприятиях, не узнал, какую роль он сыграл в Великой Победе. Но пройдёт меньше года, и немецкие фашисты в ужасе будут сообщать о невиданном русском танке, сеющем панику в их рядах. Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась – она была (скорее всего, намеренно) уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова. Но Михаил Кошкин выиграл свой бой.

Кстати, награждены за создание танка Т-34 были сразу три его создателя. В 1942 году Александр Морозов, Николай Кучеренко и Михаил Кошкин (посмертно) – были удостоены Сталинской премии. Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой являлся его Т-34.

Сегодня скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что якобы детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»:

«Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Манёвренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

В связи с днем рождения Михаила Кошкина руководство Уралвагонзавода (входит в Ростех) организовало для журналистов демонстрационный показ боевой техники, чтобы напомнить о великом вкладе этого яркого человека в Победу советского народа в Великой Отечественной войне с фашизмом.

Уралвагонзавод сегодня крупнейший в России производитель танков

Генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов, находящийся сейчас в Египте на первой в этой стране военной выставке EDEX 2018, в которой корпорация принимает участие в составе Рособоронэкспорта, так прокомментировал Накануне.RU 120-летие конструктора Т-34:   

«Михаила Ильича Кошкина безусловно можно считать одним из основоположников отечественной школы танкостроения, а его «Танк Победы» – прародителем современных танков. Все модели, которые были выпущены в послевоенное время на наших заводах, так или иначе, вобрали в себя конструкторский  и боевой опыт легендарной «тридцатьчетвёрки». Кроме того, напомню, что Т-34 был и одним из первых танков, которые широко поставлялись на экспорт, а одной из первых арабских стран, принявшей «тридцатьчетвёрку» на вооружение, был как раз Египет, где буквально в эти дни проходит выставка обороны и безопасности EDEX 2018″.

Отметим, что танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале, результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. С 1941 по 1945 годы производство здесь сумели развернуть так, что «тридцатьчетвёрок» выпустили более 30 тысяч. В дальнейшем УВЗ под руководством других замечательных конструкторов пройдет самостоятельный путь развития: от Т-34 до «Арматы».

В бронетанковом музее УВЗ: с этого уникального рабочего чертежа, выполненного в 1940 году, началось серийное производство Т-34

На полигоне УВЗ специально для журналистов устроили демонстрационный пробег танков Т-34-85, Т-72 и Т-90. Своими впечатлениями от вождения «тридцатьчетвёрки», выпущенной в марте 1945 года, с Накануне.RU поделился водитель-испытатель специальных боевых машин Павел Семёнов:

«У Т-34 коробка механическая, а не гидромеханическая, как у современных танков, поэтому передачи включаются потяжелее. Здесь движок 500 «лошадей», а у них [Т-72 и Т-90] – 1130 лошадиных сил, но свои 55-60 километров в час эта боевая машина идёт. Она – 35-тысячная по счёту сошла с конвейера завода. Долгое время стояла как памятник на постаменте, но однажды решили её продемонстрировать на Параде 9 мая – завелась с первого раза!»

А вот что сказал Накануне.RU ведущий конструктор УВЗ, 28 лет проработавший заместителем главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, Николай Молодняков:

«Михаил Ильич Кошкин – родоначальник направления в танкостроении, которого мы, инженеры и конструкторы, придерживаемся сегодня. Он создал принципиально новую машину, и она заслуженно стала танком-легендой Великой Отечественной войны».

P.S. Как сообщили Накануне.RU на УВЗ, в конце декабря этого года дочери Михаила Кошкина исполняется 90 лет. Пожилая женщина нуждается в особом уходе, в том числе медицинском, поэтому внучка конструктора Вера Серик занимается сбором средств на помощь и лечение. В канун дня рождения есть возможность поздравить Елизавету Михайловну Кошкину, оказав ей внимание посильным пожертвованием.

Реквизиты банковской карты «Сбербанка» Веры Леонидовны Серик: 2202 2003 7231 9598

Село Брынчаги, Ярославская область. Родина конструктора Кошкина. Того самого, кто спроектировал и запустил в серию несколько модификаций лучшего танка Великой отечественной войны, танка Победы. Танк Т-34 своим стволом указывает направление на малую родину конструктора, село Брынчаги. На указателе именно так и написано: «Брынчаги, Родина Кошкина М.И. конструктора танка Т-34.» Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября 1898 года в бедной семье. Отец трудился на лесозаготовках. Когда Михаилу исполнилось 7, отца не стало — надорвался. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву чтобы заработать денег и поддержать семью. По дороге подрался с мальчишками и потерял письмо с адресом родственников. Маленького Михаила подобрал рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил парнишку, но и помог устроиться на работу. На фабрике юный Михаил очень хорошо зарекомендовал себя и спустя восемь лет был назначен мастером цеха. В начале революционного 1917 года призван в армию. Воевал на Западном фронте, после ранения отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году вернулся в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном. В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. Болеет тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз на Южный фронт. После окончания Гражданской войны направлен на обучение в «Коммунистический университет им. Я. В. Свердлова». По окончании, в 1924 году получает назначение на кондитерский завод в Вятке на должность директора. В 1929 году по личному требованию Кирова С. М. Михаил Ильич был направлен в Ленинградский политехнический институт, где обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». Успешно окончив заведение в 1934 году, Кошкин поступает на работу в танковое конструкторское бюро Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Здесь и берет начало история легендарного изобретения советского инженера-конструктора. На этом заводе под руководством Кошкина были созданы танки Т-29 и Т-46-5. Т-29 Т-46-5 Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года уже в Харькове. Было выпущено два экземпляра. (История создания танков и перегона их в Москву широко известна по х/ф «Главный конструктор», с Борисом Невзоровым в главной роли.) Считается, что коренную модернизацию танка — проект «Т-34М», — Михаил Ильич начал незадолго до своей смерти. Но это не так. Весной 40-го, когда стали работать над «эмкой», Кошкин был уже в больнице. По дороге из Москвы в Харьков танк упал в реку, конструктор попал в ледяную воду и тем основательно подорвал здоровье. К июню 1941 года «Т-34М» был готов на 60 процентов. На вооружение «Т-34М» («А-43») не приняли — началась война. Отличная машина, но ставить его на конвейер без остановки заводов на переоборудование было невозможно. С «эмки» взяли наиболее удачные узлы и начали устанавливать их на серийные танки. Промышленность не тянула новый танк. Сегодня он воюет в компьютерной игре «World of Tanks». https://sites.google.com/site/tankisworldoftanks/http-gorod-mody-ru/a-43-t-34m С него позаимствовали башню с погоном увеличенного диаметра и мощной пушкой, все это приспособили на обычную «тридцатьчетверку». Так появился танк Победы — «Т-34-85». Именно он стоит на Ярославском шоссе, указывая проезжающим то место, где должен быть музей великому конструктору… Путь из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду, и конструктор лично участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина. Кошкин скончался 26 сентября 1940 г. в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище. (По одной версии — захоронение произошло на Первом городском кладбище, а по второй — Кошкин М.И был кремирован и его прах был оставлен в колумбарии при морге.) После интенсивной бомбардировки немецкой авиацией в конце 1941 года оба места предполагаемого захоронения были разрушены. Сейчас на месте кладбища находится Молодёжный парк. Городской морг так же не сохранился. Поэтому могила конструктора считается утраченной… В сторону деревни Брынчаги от асфальтированной дороги районного значения идет грунтовка. Скромный бюст конструктора, установленный в 1998 году, расположен прямо на въезде в населенный пункт. Никакого музея нет. Дом М.Кошкина давно сгорел. 3 декабря прошлого года легендарному конструктору отмечали 120 лет со дня рождения. Прошло торжественное мероприятие. Почтить память легендарного конструктора приехали почётные гости. «Вы можете гордиться своим земляком, и должны брать пример с его служения Отечеству до последней минуты жизни. Честь и слава тем, кто сохраняет память о Михаиле Кошкине и тем, кто продолжит его успехи во имя нашей великой Родины…» — обратился к участникам митинга генерал-лейтенант Артур Иняков, член Российского Союза ветеранов. Кульминацией торжественной церемонии в парке Победы стало возложение венков, цветов и оружейный залп из винтовок Мосина. Митинг продолжился на малой родине Михаила Ильича в деревне Брынчаги Переславского района Ярославской области. Завершилось торжественное событие обедом на полевой кухне (как обычно — горячий чай, гречневая каша, концерт…) Харьковчане оказались благодарнее ярославцев. Единственная улица, названная в честь конструктора Кошкина, оказалась не в Ярославле, а в Харькове. И бюст Михаилу Ильичу выполнен посолиднее… Бюст великому конструктору в Харькове.Опубликовано сб, 25/05/2019 — 21:12 пользователем

Жизнь Михаила Ильича Кошкина (1898-1940), конструктора легендарного танка Т-34, была связана с нашим городом. Хотя в Вятке он жил всего 5 лет, это был важнейший этап в становлении его как личности, как организатора. Об этом рассказывают документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, в отделе хранения документов КПСС.

В своей автобиографии Михаил Ильич Кошкин писал, что он родился в 1898 году в Ярославской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил трехлетнюю сельскую школу. В возрасте 11 лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Восемь лет Михаил Кошкин проработал на различных кондитерских фабриках Москвы и стал квалифицированным рабочим-кондитером. В 1917 году служил в царской армии, в 1918 году добровольно вступил в Красную Армию, служил рядовым бойцом и политработником. В 1921 году Кошкина направляют на учебу на военно-политические курсы в г. Харьков, а по их окончании как наиболее одаренного, молодого и перспективного — на учебу на партийный факультет Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова в Москву [1].

После учебы в университете начинается вятский период в жизни М.И. Кошкина. По направлению Центрального Комитета РКП(б) в 1924 году он прибыл в распоряжение Вятского губернского комитета партии. В архиве хранится интересный документ — учетная карточка члена ВКП(б) М.И. Кошкина [2]. По ней можно проследить все этапы вятского периода его биографии.

С августа 1924 года Михаил Ильич трудился заведующим Вятской кондитерской фабрикой. Интересен тот факт, что работал Кошкин в здании бывшей кондитерской Якубовского. Это здание на улице Ленина напротив Центральной гостиницы сохранилось по сей день, теперь здесь кулинария системы «Глобус».

С Вяткой Михаила Кошкина связывают и родственные узы. Именно в период работы здесь он знакомится с вятской девушкой Верой Катаевой, которая становится его женой. Здесь же родилась его первая дочь Елизавета.

В 1977 году Вера Николаевна с младшей дочерью Тамарой приезжали на открытие памятной доски на здании г. Кирова по улице Дрелевского (ныне Спасской), д. 31, где жил М.И. Кошкин после приезда в Вятку. Фотографии этого события хранятся в архиве [3].

В 1925 году М.И. Кошкин был утвержден заведующим отделом пропаганды и агитации Второго райкома ВКП(б) г. Вятки. Город Вятка в то время был разделен на три партийных района: Первый, Второй и Береговой. Во Второй район входили парторганизации железнодорожных станций Зуевки, Вятки I, Вятки II, железнодорожных мастерских и некоторых учрежденческих организаций. Это был самый пролетарский район Вятки.

М.И. Кошкин занимался организацией лекций, докладов, политических информаций. В архиве сохранились протоколы заседаний агитационно-пропагандистской коллегии Второго райкома партии, которой руководил М.И. Кошкин. На них рассматривались вопросы работы агитаторов на местах, деятельность клубов при предприятиях, проведение агитационных кампаний и др. [4].

В октябре 1926 года Михаил Ильич переведен на должность заведующего Вятской губернской советско-партийной школой. В архиве имеется архивный фонд Вятской губсовпартшколы. Сохранилась и фотография, на которой изображен М.И. Кошкин среди преподавателей [5].

Один из документов фонда – свидетельство об окончании губсовпартшколы  1925 года. По нему мы можем представить, какие дисциплины изучали курсанты: русский язык, математика, естествознание, экономическая география, общая история и история партии, политическая экономия и некоторые другие [6].

В фонде имеются также протоколы заседаний педагогического совета школы или, как тогда называли, учебной коллегии преподавателей, за 1927-1928 годы, на которых присутствовал М.И. Кошкин. На этих заседаниях обсуждались вопросы строительства новых кабинетов для занятий, усиления формы руководства и контроля над работой курсантов и др.

По документам можно проследить деятельность М.И. Кошкина как заведующего школой. На собраниях школьного совета Михаил Ильич выступал о насущных вопросах: переучете инвентаря, сокращении штатов, итогах академической оценки курсантов, финансовом положении школы [7].

В архиве хранятся приказы по Вятской губсовпартшколе, подписанные М.И. Кошкиным, в т.ч. приказ № 150 от 27 января 1928 года о передаче полномочий заведующего школой тов. Колодкину Александру Михайловичу [8]. Сохранилось командировочное удостоверение М.И. Кошкина для поездки в Москву и др. документы [9].

В списке личного состава служащих и преподавателей школы за 1927-1928 годы значится Михаил Ильич Кошкин (указан период его работы с 15 октября 1926 года по 28 января 1928 года) [10].

В 1928 году М.И. Кошкина переводят на работу в Вятский губернский комитет партии. Он работал сначала заместителем заведующего, а затем заведующим агитационно-пропагандистским отделом.

В списке личного состава Вятского губернского комитета ВКП(б) за 1928 год указан оклад М.И. Кошкина в сумме 183 рубля и адрес проживания: город Вятка, улица Урицкого, дом 4, квартира 11 [11].

В архиве хранится удостоверение заместителя заведующего агитационно-пропагандистским отделом Вятского губернского комитета ВКП(б) М.И. Кошкина о командировке в Нижегородский губернский комитет ВКП(б). Документ датирован 23 марта 1928 г. [12].

На должности заведующего отделом М.И. Кошкин большое внимание уделял преодолению безграмотности среди населения деревень, расширению сети школ и библиотек, подготовке кадров учителей и политпросветработников, улучшению идеологической работы в деревне. Он проводил заседания агитационно-пропагандистского отдела с приглашением специалистов. На совещаниях шло обсуждение деятельности рабочих клубов и партийных организаций по разъяснению решений партии.

В архиве имеется фотография, где он изображен с  сотрудниками отдела [13].

Отдельно заслушивался вопрос о радиофикации Вятской губернии. М.И. Кошкин на нем предложил распределять радиоустановки по социальному признаку, чтобы они больше попадали к рабочим [14]. В 1929 году встал вопрос о существовании педагогического института в городе Вятке в связи с предполагаемым присоединением Вятской губернии к Нижегородской. М.И. Кошкин выступил за оставление института в Вятке, который был нужен не только для Вятского округа, но и для всего региона. Проблемы института обсуждали всесторонне: речь шла и о социальном составе студентов, и о классовом преподавании, и о работе НИИ краеведения и т. д. Решение было принято однозначно: пединститут оставить на Вятке [15]. Под руководством М.И. Кошкина обсуждались и некоторые другие вопросы, например, проведение революционных праздников в городе Вятке, обследование общественной работы учителей и о кинофикации Вятской губернии.

В феврале 1929 года М.И. Кошкин был избран делегатом XIX губернской партийной конференции [16].

В конце 1920-х годов в стране начал осуществляться план построения социализма: индустриализация, коллективизация и культурная революция. Одной из задач этого плана была подготовка новой советской интеллигенции. Для решения ее в стране создавались рабочие факультеты (рабфаки) при вузах, было организовано заочное обучение студентов, проводилась партийная мобилизация в высшие учебные заведения. В Вятский губернский комитет ВКП(б) пришло циркулярное письмо ЦК ВКП(б) от 29 января 1929 года «О направлении 1000 коммунистов во ВТУЗы* в 1929 году» с разнарядкой об отправке трех членов ВКП(б) от Вятской губернии на учебы в институты [17].

По имеющимся архивным документам можно предположить, что М.И. Кошкин и стал одним из трех кандидатов, которые попали под разнарядку. 20 мая 1929 года бюро Вятского губкома ВКП(б) утвердило «партийно-деловой отзыв орграспредотдела губкома ВКП(б) на тов. Кошкина, зав. отделом АПО** губкома ВКП(б)» (протокол заседания бюро № 24 п. 7) [18].

Приведем этот отзыв полностью:

«Тов. Кошкин М.И. – рабочий. Член партии с октября 1919 года. Член бюро губкома ВКП(б). Окончил Свердловский университет. Был на хозяйственной работе. На руководящей партработе с 1925 года. С июля 1928 года – зав. АПО губкома партии. Обладает марксистской подготовкой, имеет широкий кругозор в вопросах партработы. С работой справлялся вполне. В работе проявлял большую инициативу и принимал активное участие во всех формах партийной работы. Имеет организационные способности. Партийно выдержан, идеологически устойчив.

Зам. зав. орграспредом губкома ВКП(б) Мелицев» [19].

М.И. Кошкин 23 августа 1929 года был командирован Вятской губернской парторганизацией на учебу в Ленинградский машиностроительный институт (позднее Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина). После окончания института в 1934 году он был направлен в опытно-конструкторский отдел завода «Красный путиловец» в Ленинград (позднее завод был переименован в «Кировский завод»). В 1936 году М.И. Кошкин уехал в Харьков, где создал свой легендарный танк Т-34.

Таким образом, из архивных документов Центрального государственного архива Кировской области можно сделать вывод, что за пятилетний период работы М.И. Кошкина в Вятке, он стал руководителем губернского масштаба, приобрел большой опыт организаторской и руководящей работы, который пригодился ему при руководстве конструкторским бюро в Харькове.

Кировчане по праву гордятся тем, что в их городе жил человек, создавший танк Т-34, лучший танк Второй мировой войны.

1. ГАСПИ КО. Ф. П-6810. Оп. 1. Д. 55. Л. 2-3.

2 Там же. Ф. П-4112. Оп. 18. Д. 3799. Л. 1, 1 об.

3 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 83. Л. 2.

4 Там же. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 108. Л. 21, 25-27.

5 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 75. Л. 1.

6 Там же. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 102. Л. 12.

7 Там же. Ф. П-1262. Оп. 9. Д. 3. Л. 9.

8 Там же. Д. 5. Л. 42.

9 Там же. Д. 15. Л. 17.

10 Там же. Л. 1 об., 2.

11 Там же. П-1. Оп. 6. Д. 223. Л. 129, 130.

12 Там же. Л. 32.

13 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 77. Л. 1.

14 Там же. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 99. Л. 48.

15 Там же. Л. 18-39.

16 Там же. Д. 8. Л. 3 об. -4, 5 об.

17 Там же. Д. 1. Л. 50, 51.

18 Там же. Д. 19. Л. 112 об.

19 Там же. Д. 24. Л. 119.

*     ВТУЗ — высшее техническое учебное заведение

*     *      АПО — агитационно-пропагандистский отдел

image 21 ноября 1898 — 26 сентября 1940. 26 сентября 1940 скончался конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин. За 9 месяцев до начала войны, через 6 месяцев после испытательного пробега, во время которого он заболел воспалением легких. Первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Герой Социалистического Труда. image 10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах как ответственный представитель завода. Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. 26 сентября 1940 года в санатории «Занки», проходя реабилитационный курс лечения, легендарный конструктор умер За гробом главного конструктора шел весь завод. Похоронили Михаила Ильича на тогдашнем центральном харьковском кладбище — Первом городском, располагавшемся на Пушкинской улице за студенческим городком «Гигант». Но просуществовать могиле суждено было недолго. В 1941 году во время бомбардировки Харькова немецкой авиацией она была уничтожена. image Путь бессмертия image «Работать не вдогонку, а на обгон» — этот девиз Кошкина в сочетании с его методом ра­ботать рывками, вскакивая, как говорится, «в последний вагон», был типичным яааением для всего советского периода XX века. Вырабатывался авральный стиль производственной жизни. И был результат. 5 марта 1940 года ранним утром из ворот харьковского завода в сторону Москвы начался очередной рывок: ушли два танка А-34. Много романтического написано об этом танковом походе. Фильм в 1960-х годах сняли «Главный конструктор» с плакатным красавцем — актёром в роли Кошкина. Вся страна «на ура» приняла фильм о первых при­ключениях «тридцатьчетвёрки». Она в войну стала народной героиней, ею восхищались, всему хорошему о ней верили. А тогда, в начале сорокового, вслед уходящим в Москву тан­кам полз злопыхательский шепоток:

  • Сырые машины пошли. Более тысячи километров — переход нешуточный. He дой­дут. Опозорится КБ.
  • Неймётся Кошкину. Орлена хочет. Уж и немолод, должен понимать — пахнет прова­лом. Собирался поставить танки на платформы, и за одну ночь доехали бы они до Москвы. Почему передумат? Приказ партии был идти вместе с танками.

Ешё был слух, что сам Сталин в Кремле ждёт два танка, которые должны прийти сами. Среди легенд о «тридцатьчетвёрке» есть и сущая правда: Кошкин сам решил идти сво­им ходом, чтобы в пути проверить возможности новой модификации танка. Он был не­здоров, простужен, но Михаил Ильич никогда не обращал внимания на «такие пустяки». Для пробега предусмотрели автомобильное сопровождение с ремонтной бригадой. He обходилось без приключений. В пути, под посёлком Яковлево, там, где через три года «тридцатьчетвёрка» будет в кровь биться с новыми немецкими танками, случилась серьёз­ная поломка. Из Москвы к месту поломки приезжал зам. наркома Горегляд. Починились, дошли до столицы. И два танка-путешественника прошли в Подмосковье незабываемые испытания. О них тоже есть легенда, как танк взял брод на реке Наре. Ешё легенда: после испытаний в полночь один из танков пришёл в Кремль и стал на Ивановской площади. Вышел Сталин. Ему помогли взобраться на танк. Он исчез в люке, вскоре появился и произнес:

  • Это будет ласточка в танковых войсках.

Фраза про ласточку обошла все средства массовой информации. Кто-то. уже в наши дни. неизвестно с чьих слов, описывал, как Сталин той ночью на Ивановской площади морщился, слыша беспрерывный кашель больного Кошкина. Было такое или нет, неизвестно, но есть одна историческая подробность, обнаруженная в архивах Желтовым и даюшая основание думать, что Сталин хорошо помнил самого Кошкина, что помогло восстановить историческую справедливость. Впрочем, не будем забегать вперёд. Вернувшийся из Москвы Кошкин буквально рухнул в болезнь. Его старательно лечи­ли, подняли на ноги, отправили в санаторий «Занки», куда не зарастала конструкторская тропа. Коллеги возили ему только позитивную информацию, он хотел правды, сердился, уверен был. что встанет и вернётся в КБ. Перед смертью Михаил Ильич чувствовал себя хорошо. Все ждаш его возвращения, поэтому горькая весть была принята с особой болью. Заводская многотиражка, посвящённая памяти Михаила Ильича, напечатала среди других отдельно строки Николая Алексеевича. Вот они. «…С первых дней прихода в конструкторское бюро Михаил Ильич проявил себя как опытный конструктор и прекрасный организатор. Сразу же определилась тематика, и мы принялись за дело. Тов. Кошкин, руководя ра­ботой бюро, одновременно занимался созданием опытного цеха и внедрением новой про­дукции в серийное производство. Своей энергией и решением он зажигал. Тов. Кошкин всегда давал нам правильное на­правление в работе и был очень требовательным. Если в срок не выполнишь задание — не налейся ни на что. Ни дружба, ни хорошие взаимоотношения не спасут. Требовательный к себе, он требовал и от товарищей точного выполнения порученного дела. Знающий конструктор, Михаил Ильич Кошкин никогда не отказывался учиться у опытников. Он прислушивался к их голосу, учился сам и учил других. Такие товарищи, как Вишневский, Захаров и Перельштейн. встречали у тов. Кошкина поддержку, чуткое и вни­мательное отношение. Я помню, как сейчас, было получено срочное задание на установку важного механизма. Михаил Ильич сам продвигал этот вопрос и за полтора месяца ( по тогдашнему времени ре­кордный срок) проделал огромную работу вместе с тт. Молоштановым и Таршиновым. Отрывок из книги  Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий