Характеристика Григория Отрепьева в трагедии «Борис Годунов»: образ, описание (Лжедмитрий)

История

2020-07-15 10:30:10 image

Фигура Лжедмитрия I до сих пор вызывает массу споров. Слухи и домыслы окружали лжецаря ещё при жизни, с исторической памятью о нём всё тоже далеко не однозначно.

Глупец

В народном сознании Лжедмитрий – персонаж однозначно отрицательный, ведь это он привёл интервентов на Русь. По этой причине его внешний и нравственный облик подаются не в самом выгодном свете. Но если описания внешности правдивы: красавцем мнимый Дмитрий не был: нос широк, на лице бородавки, руки – одна длиннее второй – правда, сложением статен, – то его нравственные качества не просто искажаются, но часто выворачиваются наизнанку.

Так, для простого обывателя Лжедмитрий – эдакий дурачок, марионетка в руках польского короля, Марины Мнишек с её отцом и русских бояр во главе с Шуйским. Но глупым человеком на деле царь не был. Современники отмечают, что глаза его были умны и выразительны. Он был прекрасным психологом и ярким артистом: Лжедмитрий быстро сумел расположить к себе и даже влюбить в себя толпу и затем умело манипулировал общественным мнением.

Момент его встречи с матерью, инокиней Марфой – неподдельная, как показалось, искренность – убедили его современников, что царь – настоящий.

Он смог обмануть не только простой русский люд, но искушённых в дипломатии польских сановников, иезуитов и даже Папу Римского, умело увиливая от данных им обещаний.

Невежа

Раз он глуп, то и невежественен. Беглый монах, расстрига, нахватавшийся обрывочных знаний. И все будто бы изначально понимали, что он никакой не царь и обманывали его, пользуясь невежеством. В реальности же Дмитрий удивлял многих современников своей эрудицией: он нередко к месту цитировал Библию. Читал сам и всячески приобщал к чтению приближённых.

Боярскую думу он превратил в Сенат и сам активно участвовал в его заседаниях. Мечтал мнимый Дмитрий даже о всеобщем образовании – в начале XVII века. Ещё по пути в Москву он говорил: «Как только с Божьей помощью стану царём, сейчас заведу школы, чтобы у меня во всём государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев».

Труслив

Сам травил опаснейших зверей, даже медведей. Мечтая разделаться с врагом, тревожащим постоянными набегами южные земли, с Крымским ханством, он вёл активную подготовку к войне. Судя по всему, Димитрий сам собирался возглавить поход. Готовясь, он устраивал смотры войск, что одновременно становилось и учением, и развлечением.

Изнежен и ленив

Лжедмитрий любил балы, любил веселье и танцы – это правда. Но неверно представлять, будто он, достигнув царствования, предался разврату и неге. Новый царь не только исполнял свои обязанности: он, в отличие от предшественников, к примеру, после обеда гулял по городу и разговаривал с купцами и мещанами.

За сто лет до Петра I Лжедмитрий покорял сердца ремесленников тем, что работал с ними наравне, причём, когда его толкали или даже сбивали с ног, не гневался и держал себя просто.

Хотел отдать страну полякам

Следующий устойчивый миф заключается в том, что Лжедмитрий – предатель, перебежчик, и это он привёл поляков в Россию и начал тем жестокое Смутное время.

Он, действительно, пребывая в Польше и готовясь только к походу на Москву, обещал королю Речи Посполитой Сигизмунду III «вернуть» северскую землю и Смоленск. А своей будущей жене якобы хотел отписать Новгород и Псков. Но, став царём, он принялся вести себя независимо от Сигизмунда, требовал, чтобы тот его называл непобедимым цезарем. Что до земель, то польскому послу царь прямо объявил: их передача королю невозможна.

Отношения Сигизмунда и Лжедмитрия после воцарения последнего стали натянутыми, если не сказать враждебными. В то время, когда против царя бояре во главе с Василием Шуйским готовили заговор, в Кракове подумывали о том, чтобы свергнуть неугодного Сигизмунда и посадить на его трон молодого русского государя.

Покушался на православную веру

А ещё – говорят – Лжедмитрий ненавидел православную веру и государственной религией хотел сделать католицизм. А сам был вероотступником.

Дмитрия, действительно, в Польше крестили – он принял католичество. Действительно, он не питал добрых чувств к монахам, отбирая у монастырей всё их богатство, которое они веком ранее так долго и так упорно защищали от нестяжателей. Монахов он считал бездельниками.

Однако о смене государственной религии не могло быть и речи. Ответы Лжедмитрия Папе Римскому, который напоминал московскому государю о данном за год до того обещании, были расплывчаты. Он не отказывал прямо, но говорил, что не станет строить католических церквей в ущерб православным. Игнорировал он жалобы Папы относительно обилия протестантов в Московии.

Равнодушный к религии, царь, очевидно, понимал, что православие – один из столпов русского общества, и посягать на него опасно. И в то же время, он был по-современному терпим к другим конфессиям.

Он – Григорий Отрепьев

Наконец, последний устоявшийся, упрочившийся слух о том, что царём Дмитрием представлялся беглый монах аристократического Чудова монастыря Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Из всех прочих эта гипотеза представляется наиболее правдоподобной, но и она имеет серьёзные недостатки, которые не позволяют отождествить царя Димитрия с Гришкой, преданным анафеме ещё при Борисе Годунове.

Во-первых, сам Лжедмитрий, чтобы развеять сомнения, показывал народу истинного Григория Отрепьева. Когда тот стал не нужен, его за пьянство сослали в Ярославль. Поскольку Отрепьев был не простым монахом, а дьяком Чудова монастыря, секретарём патриарха, его без труда отличили бы от двойника. И обман неминуемо был бы раскрыт в Москве или другом городе.

Во-вторых, он слишком хорошо говорил по-польски, ездил верхом, стрелял, танцевал, чтобы быть монахом, с юности отданном на послушание. Таким образом, отождествление Гришки Отрепьева и Лжедмитрия, скорее всего, лживо.

Читайте также: Рекомендуемые статьи image Почему русские переносят холод тяжелее, чем европейцы «Но тьма отомрет и займется Заря…»: что ждет Россию по предсказанию Нострадамуса Гренландия: почему на всех картах этот остров изображен неправильно

В данном произведении А.С. Пушкин описывает период Смутного времени в России на тот момент, когда пришел конец эпохе правления династии Рюриковичей. Престол переходит в распоряжение семьи Романовых. Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии Пушкина ‹‹Борис Годунов›› с цитатами является центральным. Григорий известен тем, что смог занять царский трон, выдавая себя за законного наследника.

Григорий Отрепьев

– самозванец. Беглый инок. Исторический прототип – Лжедмитрий I.

Детство и юность

Григорий Отрепьев (мирское имя – Юрий Богданович) родился примерно в 1581 году в волости Борок Галичской области, в семействе Нелидовых. Один из представителей этого рода в свое время получил от царя Ивана III нелестное прозвище Отрепьев, которое в дальнейшем закрепилось за Григорием.

Отец Юрия умер в пьяной драке, и воспитанием детей занималась вдова. Мальчик оказался настолько усердным и способным в учении, что было решено отправить его в Москву, где в дальнейшем он поступил на службу Михаилу Никитичу Романову. И здесь Юрий показал себя с самой лучшей стороны, и в возрасте четырнадцати лет был пострижен в иноки под именем Григорий, а спустя пять лет посвящен в дьяконы.

Читайте также:  Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы

Однако скромная, размеренная монашеская жизнь в провинции совершенно не привлекала юношу, который часто переходил из одного монастыря в другой. В итоге он вернулся в столицу, где поступил в Чудов монастырь. Здесь в его обязанности входило переписывание книг и присутствие в качестве писца в «государевой Думе».

Аргументы сторонников официальной версии

Известный специалист по истории России 16-17 веков Р. Скрынников отмечал, что московские власти объявили Лжедмитрия Отрепьевым не на пустом месте, а на основания данных расследования. Но базе показаний родственников Григория были собраны подробные сведения о его похождениях.

Упомянутый историк отмечает, что родовое гнездо Отрепьевых располагалось рядом с селом Домнино, костромской вотчиной Романовых. Это объясняет, почему молодой провинциальный дворянин оправился на их московское подворье. Происхождение давало ему возможность надеяться на должность конюшего или дворецкого. Но после начала преследований против Романовых Отрепьева ждала тяжелая участь. Страх перед казнью привел молодого дворянина в монастырь.

Косвенно тождество самозванца и Отрепьева подтверждают автографы Лжедмитрия. Палеографический анализ писем последнего показал, что Лжедмитрий был великороссом, плохо знавшим польский язык, но свободно писавшим по-русски. Почерк его имел особенности, характерные для московских приказных канцелярий, что объясняет, почему патриарх взял его к себе в качестве секретаря.

Официальная версия нашла яркое воплощение в пьесе Пушкина «Борис Годунов». Она также описана в трагедии А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и одноименном романе Ф. Булгарина.

Подготовка к обману

Именно в Чудовом монастыре Григорий принялся основательно готовиться к главной роли, которой посвятил сознательные годы жизни. Он принялся расспрашивать монахов о подробностях убийства царевича, запоминал все тонкости придворного этикета.

Сохранились сведения, что в это же время Григорий принялся хвалиться перед монахами тем, что рано или поздно займет царский престол. Когда же эта неосмотрительная похвальба достигла ушей царя Бориса, он приказал сослать нерадивого монаха в отдаленный монастырь. Однако по халатности это поручение не было вовремя исполнено, и предупрежденный о ссылке Григорий успел сбежать в Речь Посполитую. Добравшись до места в феврале 1602 года, он спустя время объявил себя «чудесно спасшимся царевичем».

Жанровая композиция

Проводя анализ «Бориса Годунова», можно заметить, что произведение было создано в рамках рассказа реалистического направления. В этой пьесе Александр Сергеевич пытался максимально полностью показать реальную эпоху того времени. Описанные им литературные персонажи, их поступки и мотивации кажутся правдивыми и живыми. Все действующие лица относятся к настоящим историческим личностям, также использованы названия реальных мест и действий.

В плане жанра — произведение является трагедией. Эта пьеса была специально создана для постановки на сцене. Динамика настроения изменяется от жизнерадостной атмосферы в начале повествования, до чувства абсолютной безнадежности в финале.

По своей сюжетной линии главный персонаж пытается победить злую судьбу, это в результате привело его к полному провалу, принесло горе ему и людям, которые его окружали.

Правление

Гришка Отрепьев, который отныне стал именоваться не иначе как Лжедмитрий I, взошел на русский престол 1 (11) июня 1605 года и занимал его вплоть до своей смерти 17 (27) мая 1606 года. Он сразу стал править с большим размахом, не боясь вводить реформы: основал новые чины, как в Польше, ввел в Думу представителей высшего духовенства, вдвое увеличил жалованье служивым, отменил наследственное холопство, способствовал тому, чтобы соотечественники могли получить современное образование в Западной Европе.

В 1606 Лжедмитрий I связал себя узами брака с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. После этого события его популярность в народе стала падать. В Москву приехали шляхтичи, которые хвастались, будто посадили на русский трон своего царя. Они пытались всячески насаждать свои законы и традиции, вели себя крайне вызывающе.

Характеристика

Будучи авантюристом по натуре, Григорий услышав от Пимена историю о царевиче Дмитрии, случившуюся двенадцать лет назад, решил использовать ее себе на благо. Царевич был убит по приказу Годунова. Сейчас ему было бы столько же лет, сколько Грише. Почему бы не испытать судьбу, если она дает такой шанс.

Читайте также:  Сочинение по рассказу Пушкина Станционный смотритель для 7 класса

Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царской трапезой?

Сообразительный монах решает прикинуться убиенным Дмитрием. Он покидает монастырь и сбегает в Литву. Обладая врожденным даром убеждения он каким-то образом заставил поверить короля государства в то, что он и есть Дмитрий, наследник престола.

Я знаю только то, что в Кракове явился самозванец и что король и паны за него…

В Литве Гришка знакомится с Мариной Мнишек и влюбляется в нее. В порыве чувств он разоткровенничался, открыв девушке всю правду и признавшись ей, что он самозванец. Марина оторопела от такой новости, но секрет обещает хранить. Ради Марины Григорий готов отказаться от своей затеи. Одно ее слово, но девушка решила использовать любовь Отрепьева себе на пользу. Она напоминает ему о долге перед государством, напоминая, что может открыть его секрет в случае отказа. Теперь он не вправе уйти с политической арены. Она подтолкнула его к решительным действиям, заставляя принять попытку завладеть троном.

А хочешь ли ты знать, кто я таков? Изволь, скажу: я бедный черноризец…

Любовь, любовь ревнивая, слепая, одна любовь принудила меня все высказать…

В лице правителя Сигизмунда он заручается военной поддержкой и движется на Москву. Армия противника оказалась сильнее. Войско Лжедмитрия терпит крах. Тем временем Годунов умирает. Отрепьев делает повторную попытку занять престол. Он избавляется от наследника и матери Федора. Григорий становится новым правителем государства, но ненадолго. До народа быстро дошло, что он ничуть не лучше других и отказался славить новоиспеченного государя.

Он побежден, какая польза в том? Мы тщетною победой увенчались. Он вновь собрал рассеянное войско и нам со стен Путивля угрожает…

Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!

Свержение лжецаря

Народным недовольством умело воспользовался Василий Шуйский, который собрал бояр и призвал их свергнуть самозванца. Улучшив подходящий момент, заговорщики проникли в Кремль, чтобы схватить Отрепьева. Накануне он как раз отпустил большую часть охраны, и не мог оказать сопротивление.

Лжедмитрий I попытался скрыться от преследования, но тщетно. Он попытался было найти убежище у стрельцов, но те выдали его боярам. Как только Отрепьев попал в руки своих преследователей, его казнили выстрелом в голову. Это событие произошло 17 мая 1606 года. После сообщения русскому народу о том, что царь оказался самозванцем, его тело сожгли, зарядили прахом пушку и выстрелили в сторону Польши.

Описание персонажей

Как говорят многие литературоведы, в основе этого произведения — народ. Писатель достоверно смог передать исторические события, в которых основную роль в пьесе играют народные массы. Все же главными героями в «Борисе Годунове» являются следующие личности:

Портрет Лжедмитрия. Гравюра Не был он ни царём, ни царской крови. В молодости Лжедмитрий носил имя Юрий и происходил из рода мелкопоместных дворян. Мальчик рано лишился отца и ради лучшей жизни мать направила его в услужение боярам Романовым. Кстати, именно служение в молодости в знатной семье открыло самозванцу путь в царский дворец. Там он подсмотрел основные придворные традиции, правила и церемонии. Впоследствии именно эта информация позволила ему убедить народ в своём царском происхождении.

Однако мечте его матери не суждено было сбыться. Юрий Отрепьев был нехорош собой: руки разной длины, неприятное лицо, невысокий рост, коренастое тело. Военная и придворная карьеры оказались недоступны. Юноше рекомендовали постричься в монахи, где он и получил имя Григорий. Особенного успеха монах Григорий добился в Чудском монастыре. Усердную работу юноши (Григорий обучился каллиграфии и писал каноны) заметил патриарх Иов. По его велению молодого монаха сделали дьяконом.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года»

Основная тематика

В пьесе описано то, как правил Годунов, и то, как на трон стал Отрепьев. Писатель отлично изобразил все исторические события, в которых основная роль отведена народу. Пушкин поднимает следующие темы в своем произведении:

  1. Русский быт. Писатель попытался максимально точно описать, какой был народ в то время. Недовольство к неблагочестивым действиям, вера в божественную правду, русский фатализм, но при этом добродушие и милосердие к невинным.
  2. Судьба. Она ведет главных персонажей в течение всей пьесы. Борис пробует бороться с роком, но в результате за преступление судьба его жестко наказывает. Лжедмитрий же, наоборот, в определенный момент смирился с последствиями, стал оружием в руках провидения, покаравшего семью Годуновых.
  3. Народ. Он играет основную роль в борьбе за трон. Обычный люд изображен сострадательным и добродушным, но, к сожалению, недальновидным и с легкостью поддающийся манипуляциям. Свергнув Бориса, люди дали дорогу для новой тирании, начинающейся с расправы ни в чем не виноватой семьи Годуновых. Это открыло народу глаза и повергло в ужас от понимания, что произошло.
  4. Нравственный выбор. Главные герои выбирают между своими амбициями и моралью. Борис еще до начала рассказа выбрал детоубийство, думая, что, придя на трон, у него получится искупить этот грех. А Лжедмитрий выбирал между войной со своей родиной, ради царствования и обычной, но бессмысленной для него монашеской жизнью. Интересно, что оба героя, откинув мораль ради власти, сделали неверный выбор.

Раскрытие проблем

Основным новаторским стилем писателя стал показ образа народа в качестве основного действующего персонажа. В пьесе хорошо описана динамичность его развития. Обычные пассивные люди начинают обретать небывалую мощь, и, как результат, влияют на исторические события. Пушкин поднимает в своем произведении и другие проблемы:

Различные свидетели тех событий рассказывают разные версии происходящего. Достоверно известно, что князь Вишневецкий, поддержкой которого наконец-таки смог заручиться самозванец, в 1603 г. оповестил Сигизмунда III, правителя Речи Посполитой, о новоявленном наследнике российского престола – его эта история весьма заинтересовала. С течением времени у Гришки Отрепьева стали появляться новые покровители, и даже находились те, кто якобы узнавал в нем царевича. Впрочем, некоторых из них мало волновал тот факт, что Григорий Отрепьев – это настоящее имя новоявленного царевича.

Поход на Москву

В дальнейшем Сигизмунд III, обещавший выступить против России, под давлением польских политиков отказался от этой идеи и всего-навсего предоставил в распоряжение Григория двухтысячную армию наемников. С таким войском о походе на столицу не стоило и думать. И хотя самозванца поддержали донские казаки, в целом вторжение в Россию не удалось. Армия наемников была разбита под стенами Новгород-Северского, и лишь вооруженная помощь поляков помогла Лжедмитрию продержаться первое время.

Голод, свирепствовавший в те годы, привел к массовым восстаниям по всей южной границе страны, что сыграло на руку самозванцу. Простые люди были согласны встать под знамена новоявленного царя, на которого многие возлагали большие надежды. Таким образом самозванец Григорий Отрепьев смог сформировать из стекавшихся к нему посадских людей и казаков новую армию, помимо этого, он еще и вооружал крестьян.

Тем не менее в начале 1605 г. войско самозванца было снова разбито воеводами царя. У них даже была возможность преследовать Лжедмитрия, изгнать его из страны или вовсе захватить, но в условиях враждебного отношения к ним значительной части населения они так и не воспользовались этим шансом.

История создания

Это сочинение было написано Пушкиным в переломный момент его творчества. Трагедия знаменует переход поэта от романтизма к реализму и объективности. Замысел произведения — показать на реальном примере, как происходят государственные перевороты и революции, какова роль народа в этих событиях, как простые люди взаимодействуют с властью.

Трагедия непохожа на привычную всем пьесу драматургического жанра. В ней нет классических актов или действий. Сочинение разделено на 23 сцены, которые чередуются одна за другой. Все время меняется место развития событий: читатель попеременно оказывается то в дворцовых палатах, то в монастыре, в России или в Польше.

Дальнейшее развитие ситуации

Царь Борис Годунов всерьез боялся самозванца. Известно, что он засылал к тому наемных убийц и даже пытался выяснить у матери Дмитрия Улицкого правду о ее сыне. 13 апреля 1605 г. Годунов ушел из жизни. Поговаривали, будто он принял яд, но официально было объявлено, что причиной смерти стал апоплексический удар.

В это время Григорий Отрепьев, набравшись сил, продолжил наступление на Москву. Он посылал в столицу посланников, возвещавших о возвращении законного царя, отчего Москва стала похожей на улей – люди готовились встречать наследника Ивана Грозного, многие взяли в руки оружие, а семья Годуновых с сохранившими им верность боярами заперлась в Кремле. Когда толпа заполнила Красную площадь, царские стрельцы уже не смогли ей противостоять. Бояре, предавшие Годуновых, отперли крепостные ворота, толпа ворвалась в Кремль и принялась громить дворы царской семьи.

Отре́пьев Григорий (в миру Юрий Богданович), по утверждению правительства Бориса Годунова, беглый монах, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича — сына Ивана Грозного (Лжедмитрий I). Сын галичского дворянина, Григорий был дьяком Чудова монастыря в Московском Кремле, одно время служил секретарем при патриархе Иове. Около 1582 года он бежал из монастыря. Многие современники сомневались, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. Историки в целом поддерживали официальную версию, поскольку нет достаточных данных способных ее подвердить или опровергнуть. Решительно в пользу отрепьевской версии выступал Н.М. Карамзин. Напротив, Н.И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича, а не костромского дворянина, хорошо знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Отрепьева, как секретаря Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Дискуссия между представителями обеих точек зрения продолжалась и в 20 веке; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Оба эти мнения нашли отражение в написанных в 19 веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина отразил А.С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А.К. Толстой в пьесе «Царь Борис». Статья находится в рубриках

Григорий Отрепьев (в миру – Юрий Богданович) – выходец из знатного литовского рода Нелидовых. По многочисленным источникам, именно он был первым человеком, который успешно выдал себя за убитого царевича Дмитрия Ивановича – сына Ивана Грозного. В историю он вошёл как Лжедмитрий Первый.

Биография

Родился Юрий на Галичине. Его отец рано погиб, поэтому он вместе со своим братом воспитывался матерью-вдовой. Ребёнок оказался очень способным и довольно быстро выучился читать и писать, поэтому был отправлен в Москву на службу к Михаилу Романову.

Тут он дослужился до высокого положения, что чуть не погубило амбициозного юношу во время репрессий, связанных с «романовским кружком». Чтобы спастись от казни, он был вынужден постричься в монахи и получил имя Григорий. Переходя из одного монастыря в другой, в конечном итоге он снова возвратился в столицу.

Появление Лжедмитрия

Здесь, согласно официальной версии, он начал готовиться к своей будущей роли, выспрашивая подробности убийства царевича, изучая правила и этикет придворной жизни. Через некоторое время будущий Лжедмитрий допустил непростительную ошибку – упомянул, что когда-нибудь сядет на царский престол. Это дошло до царя, и Григорий вынужден был бежать в Галич, Муром, а потом и в Речь Посполитую. Именно там он впервые выдал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Становление

В 1604 году Григорий Отрепьев перешёл русскую границу и начал военный поход против Бориса Годунова, который занял трон после смерти Ивана Грозного. Царь Борис во всеуслышание заявил, что это не законный наследник престола, а беглый монах. Григорию объявили анафему.

Тогда он начал показывать людям другого человека, говоря, что это Отрепьев, а тот, кто говорит, что он Дмитрий, действительно им является. Из-за этого многие люди стали склоняться к мысли, что царевич – настоящий. Вскоре после этого Лжедмитрий все же официально сел на престол и был признан сыном Ивана Грозного.

Очень много современников считало Отрепьева и царевича Дмитрия одним лицом, но всё же оставались и те, кто замечал, что поведением царь больше напоминал польского шляхтича, чем русского дворянина.

В 1605 году царь Борис умер, трон освободился. Григорий Отрепьев, воспользовавшись положением, отдал приказ расправиться с Федором Годуновым. Кроме того, мать царевича Дмитрия, Мария, инсценированно признала в Отрепьеве своего сына. И тогда в июле 19605 года Лжедмитрия венчали на царство.

Внутренняя политика Лжедмитрия 1

Первыми действиями нового царя были возвраты из ссылок многочисленных князей и бояр, которые были сосланы Борисом и Фёдором Годуновыми. Государственным служащим было поднято жалование, а помещикам – увеличены земельные наделы. Это делалось за счёт конфискаций земли и денег у монастырей.

На юге налоги были отменены, а в остальной части страны – увеличены. Был изменён состав Думы: теперь представители высшего духовенства присутствовали в ней в качестве обязательных членов, а сам орган отныне именовался сенатом. Ещё были учреждены новые должности, взятые из Польши: мечник, подчаший, подскарбий.

Внешняя политика

Лжедмитрий сделал беспрепятственным въезд и выезд из страны, свободными внутренние перемещения. Приезжие иностранцы отмечали, что такой свободы не было ни в одном европейском государстве. Большинство историков сходится в том, что Григорий Отрепьев старался провести европеизацию страны.

Он пытался обрести поддержку соседних стран и признание себя в качестве императора путём заключения союзов с Польшей, Италией, Германией и Францией, но везде получал негативный результат из-за отказа уступить некоторые земли и из-за отрицательного отношения к католической вере.

Смерть

Постепенно в народе росло недовольство новым царем, потому что он начал строить католические костелы в Москве, вводил «иноземные шутовские забавы», отменил последобеденный сон. Кроме того, он устроил свадьбу с Мариной Мнишек по католическому обряду. Поляки, прибывшие в столицу на долгую церемонию, стали врываться в пьяном виде в дома состоятельных горожан и грабить их. Это подтолкнуло народ к бунту, который возглавил Василий Шуйский. Произошло событие 17 мая 1606 года.

Сначала Шуйский призвал народ спасти царя от поляков, а затем направил толпу на «злого еретика», попирающего русские обычаи. Пользуясь всеобщей суматохой, заговорщики взяли штурмом дворец, в котором находился Лжедмитрий, и убили его. После смерти его положили посреди рынка, где на его тело сыпали песок и мазали дёгтем.

Похоронили царя в «убогом доме», предназначенном для замёрзших или упившихся. Но через несколько дней его тело само оказалось в другом месте. Лжедмитрия считали колдуном, поэтому несколько раз закапывали его труп все глубже и глубже, но земля не принимала самозванца. Тогда тело сожгли, пепел смешали с порохом и выстрелили из рушки в сторону Польши.

Шуйский и заговорщики не скрывали, что Лжедмитрий был посажен на трон только с одной целью – убрать Годуновых с престола. А потом от нового царя избавились с той же легкостью, с какой дали ему недолгую власть.

image

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий) является одним из центральных героев знаменитой трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Григория Отрепьева (Лжедмитрия) в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание персонажа в цитатах. Смотрите: Все материалы по драме «Борис Годунов» Все материалы по творчеству Пушкина

Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание в цитатах (Лжедмитрий)

Григорий Отрепьев является монахом Чудова монастыря. С подросткового возраста он живет в разных монастырях и в конце концов оказывается в Чудовом монастыре. Здесь его наставником становится старый монах-летописец Пимен: 

«…а я от отроческих лет 

По келиям скитаюсь, бедный инок!» 

«Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудовской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену…» 

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых…» 

«…я бедный черноризец…»

Возраст Григория Отрепьева – 20 лет:

«А лет е‑му от‑ро‑ду… 20»

О внешности Григория Отрепьева известно следующее:

«…А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая…» 

«Он не красив, но вид его приятен 

И царская порода в нем видна.» (одна дама о Григории)

По происхождению Григорий Отрепьев является боярином:

«Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей.»

От монаха Пимена юный Григорий узнает о том, что царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова. Покойному царевичу Дмитрию сейчас было бы около 19 лет. Григорий Отрепьев является его ровесником:

«Да лет семи; ему бы ныне было 

(Тому прошло уж десять лет… нет, больше: 

Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник…» (Пимен — Григорию)

(Важное замечание: по мнению историков, причастность Бориса Годунова к смерти царевича Дмитрия не доказана, но в драме мы следуем версии Пушкина.) Узнав от Пимена эти детали, Григорий Отрепьев решается на авантюру: оставить монастырь и провозгласить себя покойным царевичем Дмитрием. Вместо тихой монашеской жизни ему хочется «тешиться в боях» и «пировать за царской трапезой»:

«Зачем и мне не тешиться в боях, 

Не пировать за царскою трапезой?» 

«…Монашеской неволею скучая, 

Под клобуком, свой замысел отважный 

Обдумал я, готовил миру чудо – 

И наконец из келии бежал…»

Вскоре Григорий Отрепьев убегает из Чудова монастыря в Литву. Тем временем в Москве его объявляют «злым еретиком». Царь Борис Годунов приказывает поймать его и повесить:

«…из Москвы бежал некоторый злой еретик, Гришка Отрепьев…» 

«А того беглого еретика царь приказал изловить и повесить.» 

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный Гришка, к границе литовской…»

Оказавшись в Литве, Григорий первое время работает слугой у пана Вишневецкого. Затем юноша признается священнику («духовному отцу») в том, что он якобы царевич Дмитрий. Пан Вишневецкий поддерживает своего слугу Григория и вместе с ним едет к литовскому королю Сигизмунду:

«Известно то, что он слугою был 

У Вишневецкого, что на одре болезни 

Открылся он духовному отцу, 

Что гордый пан, его проведав тайну, 

Ходил за ним, поднял его с одра 

И с ним потом уехал к Сигизмунду.» 

«Да, чудеса… и думал ли ты, Мнишек, 

Что мой слуга взойдет на трон московский?» (Вишневецкий о Григории)

Григорий встречается с литовским королем и получает его поддержку, а также поддержку местной знати: 

«И сквозь ряды литовских панов прямо 

Шел в тайную палату короля.» (Афанасий Пушкин о Григории)

«…Латинские попы 

С ним заодно. Король его ласкает 

И, говорят, помогу обещал.» (Афанасий Пушкин о Григории) 

«Я знаю только то, 

Что в Кракове явился самозванец 

И что король и паны за него.» (Шуйский о Григории)

При этом в Польско-Литовском государстве все действительно считают Григория Отрепьева настоящим русским царевичем Дмитрием:

«В поход, в поход! Да здравствует Димитрий, 

Да здравствует великий князь московский!» 

«Явился к вам; Димитрием назвался 

И поляков безмозглых обманул…» (о себе)

В конце концов при поддержке литовского короля и знати Григорий-Лжедмитрий собирает войско и ведет его на Москву:

«Сыны славян, я скоро поведу 

В желанный бой дружины ваши грозны.» (Григорий о себе) 

«На нас ведет злодейские дружины…»

Тем временем Григорий Отрепьев влюбляется в дочь своего товарища Мнишека – Марину Мнишек. Молодой человек теряет голову от любви:

«Он говорит с одной моей Мариной, 

Мариною одною занят он… 

А дело‑то на свадьбу страх похоже; 

Ну – думал ты, признайся, Вишневецкий, 

Что дочь моя царицей будет? а?» 

«Твоя любовь… что без нее мне жизнь…» (Григорий о Марине)

Опьяненный любовью, Григорий признается невесте Марине Мнишек в том, что он — самозванец, Марина тут же меняет свое отношение к жениху. Но, увидев напор и смелость Григория, девушка все-таки соглашается быть его женой:

«А хочешь ли ты знать, кто я таков? 

Изволь, скажу: я бедный черноризец…» 

«Любовь, любовь ревнивая, слепая, 

Одна любовь принудила меня 

Все высказать.»

Григорий признает, что ему легче сражаться с Борисом Годуновым, чем с женщинами, в частности с Мариной Мнишек:

«Нет – легче мне сражаться с Годуновым 

Или хитрить с придворным езуитом, 

Чем с женщиной – черт с ними; мочи нет. 

И путает, и вьется, и ползет, 

Скользит из рук, шипит, грозит и жалит. 

Змея! змея! – Недаром я дрожал. 

Она меня чуть‑чуть не погубила.»

Григорий Отрепьев – умный, приветливый, ловкий, обворожительный человек, по словам Афанасия Пушкина (соратника Бориса Годунова):

«Да слышно, он умен, приветлив, ловок, 

По нраву всем. Московских беглецов 

Обворожил.»

Григорий Отрепьев – гордый человек. Он не позволяет себе унижаться перед своей невестой Мариной:

«Довольно, стыдно мне 

Пред гордою полячкой унижаться.– 

Прощай навек.»

По словам самого Григория Отрепьева, он не боязливый, не трусливый человек:

«Я, кажется, рожден не боязливым; 

Перед собой вблизи видал я смерть, 

Пред смертию душа не содрогалась. 

Мне вечная неволя угрожала, 

За мной гнались – я духом не смутился 

И дерзостью неволи избежал.»

По мнению солдата Маржерета, Григорий Отрепьев является «отчаянным головорезом»:

«Этот дьявол – Самозванец, как они его называют, отчаянный головорез.»

Афанасий Пушкин считает Григория Отрепьева беспечным в военных делах. Действительно, самозванец вступает в неравный бой под Севском, когда царская армия в разы превосходит его войска. Потеряв множество воинов в этой битве, Лжедмитрий не сдается. Он знает, что пользуется народной поддержкой: 

«Разбитый в прах, спасаяся побегом, 

Беспечен он, как глупое дитя;  

Хранит его, конечно, провиденье; 

И мы, друзья, не станем унывать.» (Афанасий Пушкин) 

«Как мало нас от битвы уцелело.» 

«Кто там ни виноват, 

Но все‑таки мы начисто разбиты, 

Истреблены.»

Вскоре авантюрист Григорий (Лжедмитрий) вновь собирает войско и продолжает борьбу против царской армии Бориса Годунова:

«Он побежден, какая польза в том? 

Мы тщетною победой увенчались. 

Он вновь собрал рассеянное войско 

И нам со стен Путивля угрожает.»

Тем временем Борис Годунов заболевает и скоропостижно умирает. На престол восходит его сын – Федор, который правит недолго: соратники Лжедмитрия убивают царя Федора и его мать. После этого Лжедмитрий становится русским царем:

«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. 

Народ в ужасе молчит. 

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!»

Согласно историческим данным, Лжедмитрий (Григорий Отрепьев) правит Россией около года (с июня 1605 по май 1606 гг.) и погибает в результате заговора. Профессор С. М. Бонди об образе Григория Отрепьева:

«…смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы.» (С. М. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Григория Отрепьева (Лжедмитрия) в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание персонажа в цитатах. Смотрите: Все материалы по драме «Борис Годунов» Все материалы по творчеству Пушкина

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий