I. Краткая биография Томаса Гоббса

1 год назад

Многие из вас знакомы с фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан», в котором он отождествляет мифического Левиафана, забирающего у людей свободу, с государственной машиной. Гоббс в своем одноименном трактате пишет о том же самом, только смотрит он на это под совсем другим углом…

Итак, изначально люди находятся в «естественном состоянии». Это состояние полной свободы действий. Однако эта свобода похожа скорее на анархию в плохом смысле этого слова. Не имея никаких ограничений, люди также не имеют нравственных ориентиров поведения в обществе. Никто им не показал как себя вести и, поэтому, в игру вступают природные качества человека. Гоббс иллюзий не питает и открыто говорит, что человек по своей природе тщеславен, недоверчив и ОЧЕНЬ боится смерти. В совокупности эти три черты заставляют людей, в условиях естественного состояния, вести перманентную войну против всех, потому что правила одни для всех. Если не ты, то тебя. Отсюда мы получаем, что нерегулируемая свобода стала источником нескончаемого насилия, борьбы людей друг с другом за выживание. Гоббс называет это войной всех против всех. В ней нет победителей зато полно проигравших. Это очень опасное состояние, при котором общество живет по принципу «пусть победит сильнейший«.

image

Но не все так плохо. Постоянная борьба за выживание изрядно выматывает, поэтому люди решают что-то поменять. Они собираются вместе и заключают договор. Согласно ему, каждый человек добровольно ограничивает свою естественную свободу. Ту часть, которой люди себя лишили, они передают одному единственному человеку (или группе лиц) в обмен на счастье, спокойствие и благополучие. Что это значит? Да то, что теперь общество не живет в постоянном страхе. Актор, которому все добровольно передали часть своей свободы, теперь наделен неограниченной властью. В прямом смысле властью от народа. С помощью нее он прекращает вечное насилие и устанавливает порядок, вслед за которым приходит и спокойствие. Так люди добровольно создают того самого Левиафана, вездесущего и могущественного монстра, который на самом деле является государством. Забрав часть свободы, он принес людям порядок и стабильность.

Левиафан не отрицательный герой. Концентрируя в себе поистине огромную власть, это самое чудище (или же государство) способно прекратить вечное и бессмысленное насилие. Оно создаёт законы, приказывает и наказывает, но делает это во благо тех людей, которые отдали ему свою свободу.

До договора люди были равны, но бесконтрольны. После подписания они тоже равны, но равны перед Левиафаном также, как и любой человек равен перед законом.

Очевидно, что Гоббс считал монархию лучшей формой правления. Только монарх сможет распорядиться полученной властью в интересах людей.

На иллюстрациях Левиафан изображён как огромный человек, тело которого состоит из людей. Это символизирует единство государства и народа, из которого оно состоит. И это важный момент, ибо Гоббс не отделяет гражданское общество от государства. Государство и есть продукт деятельности общества. Своего рода искусственно созданный продукт, Франкенштейн, если посмотреть на иллюстрацию ниже.

image

Благодаря «Левиафану», Томаса Гоббса считают основателем теории «Общественного договора», которая в дальнейшем развилась в отдельное течение, к которому себя относят такие великие мыслители как Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие. ______________________________________________________________________________________________________ Понравился пост? В нашем телеграм-канале можно найти больше подобной информации, посвященной политологии и политике в целом. Подписывайтесь!

Философия Томаса Гоббса – кратко

Содержание:

Эмпиризм Гоббса

Теория происхождения государства Гоббса

Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко

Английский философ XVII века Томас Гоббс развивал довольно примитивное материалистическое мировоззрение, но оно сделалось впоследствии очень популярным среди так называемых «передовых», атеистических деятелей и потому получило широкую известность.

Портрет Томаса Гоббса

Согласно Гоббсу, единственный предмет философии (и науки вообще) – тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы. Бог же непознаваем, и философия не может судить о нём. Божество и душа – объекты не разумного познания, а данной в откровении веры и связанной с ней теологии.

Человеческое мышление Гоббс сводил к одной логике, а её ограничивал несложными математическими операциями сравнения и различения, сложения и вычитания. Такой подход естественен для мировоззрения, которое сводит всю реальность к одним телам, но трактовка Гоббса даже и для него является крайне упрощённой.

В теории познания Гоббс провозглашает последовательный эмпиризм. Логика, по его мнению, оперирует исключительно данными, полученными из опыта. Движения вызывают в наших органах чувств впечатления, а впечатления – движения внутри нас. Мысли и есть эти происходящие внутри человека движения. Они, следовательно, являются обычными перемещениями телесных субстанций, не содержа в себе ничего идеального. Обработку идей сознание совершает путём физиологической связи между материальными следами движений. Сравнение, соединение и разделение перерабатывают простые эмпирические идеи в более сложные – в своих философских сочинениях Гоббс сравнивает это с тем, как идеи последовательных чисел возникают из соединения идей отдельных единиц. Идей бестелесных предметов у нас быть не может, так как таковые предметы не воспринимаются чувствами. Сравнение, соединение и разделение не изменяют простые идеи, полученные опытом из ощущений, а лишь рассматривают их то рядом, то в слиянии, то раздельно. Это учение Гоббса о познании оказало сильное влияние на Локка и многих других английских философов-эмпириков.

Воля, как и познание, возникает из впечатлений от внешнего мира. Кроме логических выводов последние порождают чувства удовольствия и неудовольствия. Удовольствие индивид стремится усилить, неудовольствие – ослабить. И то, и другое – лишь движения в сердце человека, как восприятие есть движения в его мозгу. Вещи, которые вызывают в нас удовольствие, мы считаем добром, а те, которые рождают противоположные чувства – злом. Стремление сохранить и усилить удовольствие переходит в действия, а противоположная тяга ведёт к воздержанию от действия. Результат выбора между действиями и воздержанием от них называется волей. Волевой выбор внешне свободен, но, рассматривая его подспудные корни, легко убедиться, что он всегда необходимо склоняется в сторону сильнейшего влечения. Поэтому говорить о свободе воли можно лишь с существенными оговорками.

В этике Гоббс, как и большинство материалистов, провозглашает относительность морали. Абсолютного добра не существует. То, что есть добро для нас, является злом для наших врагов. Понятие о добре, по философии Гоббса, сводится к повседневным чувствам прекрасного и полезного, не основываясь ни на чём более возвышенном.

[Читайте также статьи Политические взгляды и учение Гоббса, Гоббс «Левиафан» – краткое содержание]

Незамысловатая гносеология Гоббса мало отличалась от взглядов других философов-эмпириков. Гораздо большую славу снискала его теория происхождения государства, хотя и эта часть учения Гоббса отличалась не столько глубиной, сколько настойчивостью в упорном следовании крайней материалистической точке зрения.

Томас Гоббс

Теория происхождения государства изложена Гоббсом в знаменитом сочинении «Левиафан». Как и все материалисты, он исходит в ней из того, что человек по природе зол и алчен. На человеческую личность и нельзя смотреть иначе, если отрицать наличие в её душе идеальных начал и объяснять в ней все лишь материальными побуждениями. Гоббс считает, что в первоначальном, естественном состоянии (до возникновения государства) люди были равны между собой. Но в силу их алчной природы и стремления каждого властвовать над своим ближним из этого равенства могла возникнуть только война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Чтобы избавиться из страха и опасности, связанных с этой всеобщей войной, необходимо было создать государство. Для этого каждый индивид должен был отказаться от своей свободы и неограниченного права на все, передав его одному или нескольким лицам. В этом акте отказа и состоит суть происхождения государства.

По философии Гоббса, чтобы предотвратить возобновление войны всех против всех, все права отдельных личностей должны быть переданы государству полностью. Оно должно стать неограниченным, и подданные должны всецело повиноваться ему. Из трёх видов государственного устройства – демократии, аристократии и монархии – только монархия достигает главной цели, ради которой произошло государство – безопасности граждан. Поэтому монархический строй является наилучшим из возможных. Отдельный гражданин должен быть вполне бесправным и ничтожным по отношении к государству. Представитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их, ибо он сам определяет понятие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Граждане могут восстать против государства лишь в случае, если оно неспособно охранять мир – и только для того, чтобы заменить рыхлый деспотизм дееспособным и вновь отказаться затем в его пользу от всех своих прав.

Верховная власть должна всецело главенствовать не только в светских делах, но определять религиозные догматы и культ. Церковь и государство нельзя разделять друг от друга, они должны составлять неразрывное целое. В учении о главенстве государства над церковью Гоббс следует главному принципу англиканизма.

Читайте также статьи Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии, Философия софистов, Философия Платона – кратко, Философия Эпикура – кратко Google

  • Вы здесь:  
  • Статьи по философии
  • Философия Томаса Гоббса – кратко

Ещё по теме…

Главная Коллекция «Revolution» Философия Учения и идеи Томаса Гоббса

Биография английского философа-материалиста, основателя теории общественного договора Т. Гоббса, годы его учебы и путешествия в Европу. Особенности человеческой природы по Гоббсу, основные различия права и закона. Оправдание верховной власти государства.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.09.2016
Размер файла 111,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса

реферат

Томас Гоббс (1588-1679), английский философ и литератор, известный, прежде всего своим трактатом о государстве — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651г.) (далее по тексту «Левиафан»). Родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я сам — близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок.

Первоначально свое образование Томас Гоббс получил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К четырнадцати годам Гоббс обладает уже древними языками настолько, что переводит «Медею» Еврепида в стихах на латинский язык. Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века — Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим — Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами.

После завершения университетского образования, которое состояло в изучении теологии и античной философии, Гоббс попадает в образовательную аристократическую среду, в 1608 Гоббс получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его жизнь связь с семейством Кавендишей. Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс также имел возможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная биография Гоббса, единственный заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе.

Первое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом. Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание — это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти.

В 1628, во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией. Теперь он убежден, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

Наибольшее значение для формирования его философских и научных взглядов имел третий, и наиболее продолжительный, визит на континент в 1631-1637 гг. В это время Гоббс не только познакомился с наиболее выдающимися работами европейских философов и ученых, но и установил личные контакты с видными учеными того времени. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р.Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершает паломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственной философской системы; существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов… что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы — как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?» По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. «Краткий трактат о первых принципах» Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики

После возвращения в Англию, став свидетелем первых взрывов революционных событий, Гоббс вновь обратился к политике — общество накануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во время знаменитой парламентской сессии, трактат «Начала закона, естественного и политического», в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях — «Человеческая природа» и «О теле политическом». Когда Парламент выставил требование об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой для жизни, бежал на континент, где издал работу, посвященную философско-политической проблематике, — «Философское начало учения о гражданине» (далее по тексту «О гражданине». (1642). Несмотря на то, что Гоббс по своим воззрениям был приверженцем монархии и более десяти лет провел в эмиграции во Франции, он никогда не участвовал в политических акциях, организованных роялистскими эмигрантскими кругами, среди которых было много его близких друзей. Его отношение к роялисткой эмиграции изменилось, однако, после издания «Левиафана».

«Левиафан» был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому морскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс является сторонником сильной абсолютной государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки «естественного состояния» и все споры и беспорядки. В то время требование крепкой и сильной государственной власти (опирающейся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии, поэтому Гоббс, по его собственным словам, стремился «поднять авторитет гражданской власти», с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.

Хотя в «Левиафане» Гоббс отстаивает свои убеждения о полезности сильной централизованной власти, в ней можно встретить и критические заметки по отношению к наиболее реакционным представителям роялисткой эмиграции, в частности к духовенству. Здесь можно встретить и идеи о возможности примирения с последствиями революционных событий в Англии. Это приводит к тому, что от Гоббса отворачивается подавляющее большинство роялисткой эмиграции. Поэтому он возвращается в Англию в Лондон, где интенсивно занимается разработкой отдельных частей своей философской системы. В Лондоне он сотрудничает по некоторым вопросам практической политики с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов — вопросу о свободе воли — с епископом Брамхолом. Последовательно выходят его работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), которые органически дополняют трактат «Философское начало учения о гражданине». Эта трилогия составляет цельный и систематический обзор философских, социальных и политических воззрений Гоббса. Она представляет вершину его мысли вообще. Что касается политико-юридическая доктрины Т.Гобсса, то она содержится, прежде всего, в таких его трудах: «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

В последние годы своей жизни, Гоббс живет в отдалении, а его труды игнорируются. В период Реставрации, несмотря на то, что Гоббс был представлен ко двору, а король Карл II весьма ценил его остроумие, он стал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то время общество. Искали причину для неудовольствия Бога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне (соответственно в 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждался билль против атеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входило изучение на этот предмет «Левиафана». Однако вскоре дело было закрыто, по-видимому, после вмешательства Карла II. Но враждебное отношение духовенства и придворных кругов к автору «Левиафана» приводит к тому, что против него выдвигают наиболее тяжелые обвинения в атеизме и свободомыслии. Гоббсу запрещают печатать книги, имеющие отношение к религии и политике (это запрещение относилось, прежде всего, к его произведению «Бегемот», вышедшему в 1668 году, посвященному истории гражданской войны в Англии). В возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворной форме на латинском языке, а два года спустя за невозможностью лучшего приложения сил сделал переводы Илиады (1675) и затем Одиссеи (1676) Гомера. В 1675 он покинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной скорой неминуемой смерти. Говорят, что, услышав о своей неизлечимой болезни, Гоббс заметил: «Наконец-то я обрету лазейку и выберусь из этого мира». Он забавлялся тем, что разрешил друзьям заготовить впрок надгробные эпитафии. Более всего ему понравились слова: «Вот истинный философский камень». Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679.

На надгробном камне была сделана надпись, что он был человеком справедливым и хорошо известным своей ученостью на родине и за рубежом. Это соответствует истине, и хотя вокруг его взглядов велись бесконечные шумные споры, никто никогда не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностью и обладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием.

Через три года после смерти философа Оксфордским университетом был издан декрет против вредных книг и завиральных идей, разрушительно действующих на государство и человеческое общество. В этом декрете почетное место отведено «О гражданине» и «Левиафану», которые через несколько дней после опубликования декрета, были торжественно сожжены на площади при большом стечении публики. Так Реставрация почтила память великого мыслителя.

Делись добром 😉

Краткая биография Томаса ГоббсаСтраница 1

Политические материалы » Политическое и правовое учение Томаса Гоббса » Краткая биография Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588–1679), английский философ и литератор, известный, прежде всего своим трактатом о государстве – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651г.) (далее по тексту «Левиафан»). Родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я сам – близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок.

Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории, — учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни, в эпоху Реставрации[1]. Гоббс был современником начальных и высших стадий развития Английской революции. Политическая жизнь того времени во многом повлияла на его философское мышление.

Первоначально свое образование Томас Гоббс получил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К четырнадцати годам Гоббс обладает уже древними языками настолько, что переводит «Медею» Еврепида в стихах на латинский язык. Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века — Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим — Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами.

После завершения университетского образования, которое состояло в изучении теологии и античной философии, Гоббс попадает в образовательную аристократическую среду, в 1608 Гоббс получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его жизнь связь с семейством Кавендишей. Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс также имел возможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная биография Гоббса, единственный заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе.

Первое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом. Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание – это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти.

Страницы: 1В 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Типы политической социализации В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегем …

Проблема определения идеологии Новое время – время океанических цивилизаций и объединения людей новыми мощными средствами коммуникации в единое человечество. Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, пол …

Группы интересов в «бархатных» революциях В первой главе были представлены основные элементы социальных баз «бархатных» революций в числе которых молодёжь и предпринимательство. Данные группы стали основными движущими силами демократических преобразований, однако недемократически …

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий