Именины Дениса по церковному календарю — православный день ангела

В многочисленных росписях московского Успенского собора обращают на себя внимание своей самобытностью фрески «Семь спящих отроков эфесских», «Поклонение волхвов», «Сорок севастийских мучеников», «Похвала Богородице», а также фигуры святых на предалтарной стене собора. Все эти работы слишком характерны, чтобы быть порожденными иконописцем, лишь слепо следующим византийскому канону изографии. Здесь явно видна кисть мастера. Да, фрески были созданы в тот период, когда в Европе жили и творили Рафаэль, Дюрер, Боттичелли и Леонардо, ведь церковное изобразительное искусство на Руси не знало эпохи Ренессанса. Но Дионисий-иконописец – создатель удивительных росписей Успенского собора в Москве – все-таки вырвался из «прокрустова ложа» канона. Его фигуры не мертво статичны, они изящны, с удлиненным силуэтом, они парят. Поэтому многие зарубежные искусствоведы и называют этого изографа «русским маньеристом».

image

Художник и эпоха

Чтобы до конца понять творчество Дионисия, нужно хоть немного изучить эпоху, в которую тот жил. Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать централизованное государство. Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов Палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. Он затеял масштабное строительство, чтобы превратить Москву в «Третий Рим». И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы.

Дионисий-иконописец: биография

В отличие от его великих предшественников, Феофана Грека и Андрея Рублева, этот мастер изучен неплохо. Жизнь Дионисия более-менее известна исследователям. Конечно, даты рождения и смерти мастера довольно расплывчаты. Считается, что он появился на свет около 1440, а умер не раньше 1502 и не позже 1525 годов. Родился он в семье мирянина, но достаточно богатого, чтобы отдать сына в обучение изографному ремеслу. Первая известная современникам работа мастера – роспись в церкви Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря. Впрочем, работал там молодой художник в 1467-1477 годах под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана, о котором больше ничего не известно. Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481 году его пригласили в Москву для работы в Успенском соборе Кремля. После выполнения этого заказа художник получил официальный титул «преизящный мастер». Дионисий работал также в ряде северных монастырей. Он имел троих сыновей – Андрея, Владимира и Феодосия, двое последних пошли по стопам отца и стали иконописцами.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Московский период

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Аристотеля Фиорованти. Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

Иконостас Успенского монастыря в Кремле

Сотрудничество художественной картели под предводительством Дионисия с московскими властями на этом не закончилось. В 1481 году по приглашению митрополита Вассиана художники начинают работы над иконостасом в том же соборе. Как и фрески Дионисия, его работы на деревянной доске маслом удивляют зрителя колористической гармонией. Но если в живописи на сырой штукатурке палитра цветов выглядит удивительно нежной, полупрозрачной, напоминающей акварель, то в иконах художник прибегает к новаторской технике «усиления цветом», являющейся его собственным «ноу-хау». Он кладет мазок одного тона поверх другого, отчего изображение приобретает объемность, выпуклость. В алтарных вратах Дионисий-иконописец выполнил самую важную часть – деисусный чин. Две работы – жития митрополитов Петра и Алексия – являются яркими образцами его творчества. В 1482 году художник также «реставрировал» попорченную во время пожара византийскую икону Богоматери «Одигитрия» для Вознесенского монастыря в Москве.

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера. Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника. Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Работа в северных монастырях

После успеха в Москве Дионисий-иконописец получил прозвище «преизящного мастера». А в Патерике Волоколамского монастыря он упомянут под титулом «Мудрый». Да и другие письменные источники пестрят хвалебными упоминаниями о его таланте и уме. По всей видимости, именно ему посвящает свой трактат видный общественный деятель того времени, писатель Иосиф Волоцкий. После 1486 года мастер, возможно, с теми же товарищами по артели, расписывает церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре под Москвой. Но наиболее ярко творчество Дионисия проявилось после 1500 года, когда он работал в северных и заволжских обителях. Под конец жизни мастер трудился вместе с двумя сыновьями и, возможно, с другими своими учениками. К сожалению, о многих работах Дионисия нам говорят только летописи. Он расписывал Павло-Обнорский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский монастыри. Также известно, что мастер рисовал иконостас Спасо-Каменного монастыря под Вологдой.

Ферапонтова обитель

Этот скромный монастырь, расположенный в Вологодской области (Кирилловский район), следует упомянуть особо. Здесь, в соборе Рождества Богородицы, Дионисий-иконописец работал вместе с сыновьями в 1502 году. Мастер создал уникальный по красоте и технике ансамбль икон и фресок. Это настоящий гимн Богородице в красках – торжественный, но в то же время радостный и светлый. Доминируют белые, золотистые и зеленоватые цвета, нежные полутона. В целом, изображения порождают праздничное настроение, несут надежду на всепрощение Божье и грядущее Царство Небесное. Чем же так примечательны росписи Ферапонтова монастыря? У обители впоследствии никогда не было достаточно средств, чтобы переписать фрески в угоду новой моде. Поэтому только здесь мы можем увидеть работы мастера в подлинном, неизмененном виде.

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

Эллинистический греческий мозаика , изображающая бога Диониса , как крылатый Даймон верхом на тигре, из дома Диониса в Делос (который когда — то контролировалось от Афин ) в Южной Эгейского региона в Греции , в конце 2 — го века до н.э., Археологический музей Делос Дионисии ( ) был большой праздник в древнем Афинах в честь бога Диониса , центральные события которой были театральные выступления драматических трагедий , а с 487 г. до н.э., комедий . Это был второй по значимости праздник после Панафиней . Фактически Дионисия состояла из двух связанных фестивалей, Сельской Дионисии и Городской Дионисии , которые проходили в разные периоды года. Они также были неотъемлемой частью Дионисийских мистерий .

Сельская Дионисия

Первоначально Дионисия была сельским праздником в Эльютерах , Аттика ( Διονύσια τὰ κατ ‘ἀγρούςDionysia ta kat’ agrous ), вероятно, в честь выращивания виноградных лоз . Вероятно, это был очень древний праздник, возможно, изначально не связанный с Дионисом. Эта «деревенская Дионисия» проводилась зимой, в месяц Посейдеон (месяц между зимним солнцестоянием, т.

Е.

Декабрь-январь). Центральным событием был POMPE (πομπή), кортеж, в котором phalloi (φαλλοί) были выполнены с помощью phallophoroi (φαλλοφόροι). Также участие в Помпах была kanephoroi (κανηφόροι — молодые девушки , несущих корзины), obeliaphoroi (ὀβελιαφόροι — которые несли большие буханки хлеба), skaphephoroi (σκαφηφόροι — кто нес другие предложения), hydriaphoroi (ὑδριαφόροι — которые несли банки с водой), и аскофорои (ἀσκοφόροι — несшие кувшины с вином).

После того, как шествие помпе

было завершено, проводились конкурсы танцев и пения, а хоры (во главе с хорего ) исполняли дифирамбы . Некоторые фестивали могли включать в себя драматические представления, возможно, из трагедий и комедий, которые были поставлены в Городе Дионисии в прошлом году. Это было более распространено в крупных городах, таких как Пирей и Элевсин .

Поскольку в разных городах Аттики фестивали проводились в разные дни, зрители могли посетить более одного фестиваля за сезон. Это также была возможность для афинских граждан выехать за пределы города, если у них не было возможности сделать это в остальное время года. Это также позволило путешествующим труппам актеров выступать более чем в одном городе во время фестиваля.

Драматург-комикс Аристофан пародировал сельскую Дионисию в своей пьесе «Ахарнии» .

Город Дионисия

Происхождение

Город Дионисия ( Dionysia та ан Astei — Διονύσια τὰ ἐν Ἄστει , также известная как Великий Дионисий, Дионисия TĀ МЕГАЛА — Διονύσια ТУ Μεγάλα ) была городская частью фестиваля, возможно , созданного во время тирании в Писистрате в 6 веке до н.э.. Этот фестиваль проводился, вероятно, с 10-го по 16-е число месяца Элафеболион (лунный месяц, совпадающий с весенним равноденствием, т.

Е.

Март-апрель по солнечному календарю), через три месяца после сельской Дионисии, вероятно, в ознаменование конца зимы. и сбор урожая года. Согласно традиции, фестиваль был учрежден после того, как Эльютера , город на границе между Аттикой и Беотией , решил стать частью Аттики. Элевферийцы привезли в Афины статую Диониса, которая изначально была отвергнута афинянами. Затем Дионис наказал афинян чумой, поражающей мужские гениталии , которая была излечена, когда афиняне приняли культ Диониса. Об этом ежегодно вспоминала процессия граждан, несущих фаллои .

Городской фестиваль был изобретением сравнительно недавно. Эта церемония проходила под эгидой Афинских архонтов , а не базилевса , которому были даны религиозные праздники при создании должности архонта в 7 веке до нашей эры.

Помпе и Проагон

Архонт подготовился к Городской Дионисии, как только он был избран, выбрав своих двух páredroi (πάρεδροι, «риф», буквально: «у стула») и десять epimelētai ( ἐπιμεληταί

, «кураторов»), чтобы помочь организовать фестиваль. В первый день фестиваля была проведена помпа («пышность», «шествие»), во время которой горожане, метики и представители афинских колоний прошли маршем к Театру Диониса на южном склоне Акрополя , неся деревянный статуя Диониса Элевферия, «ведущего» или eisagōgē (εἰσαγωγή, «введение»). Как и в случае с деревенской Дионисией, они также несли фаллои , сделанные из дерева или бронзы, на шестах, а телега тянула фаллос гораздо большего размера. Здесь, как и в Сельской Дионисии, участвовали в помпе и

корзиночки

, и водовозы, и виноносы.

В период расцвета Афинской империи в середине V века до нашей эры также несли различные дары и оружие, демонстрирующие силу Афин. В процессию также входили быки, которых приносили в жертву в театре. Самыми заметными участниками процессии были chorēgoí (χορηγοί, «спонсоры», буквально: «руководители хора»), которые были одеты в самые дорогие и богато украшенные одежды. После Помпа , то chorēgoí привел их хоры в дифирамбических соревнованиях. Они были чрезвычайно соревновательными, и лучшие флейтисты и знаменитые поэты (такие как Симонид и Пиндар ) предлагали свои музыкальные и лирические услуги. После этих соревнований были принесены в жертву быки и устроили пир для всех жителей Афин. Затем произошла вторая процессия, kōmos (κῶμος), которая, скорее всего, была пьяным разгулом на улицах.

На следующий день драматурги объявили названия пьес, которые будут поставлены, и судьи были выбраны по жребию: « proagōn » (προαγών, «предконкурсный»). Неизвестно, где первоначально проходил прогон , но после середины V века до нашей эры он проводился в Одеоне Перикла у подножия Акрополя . Proagōn был также использован для славить знатные гражданин, или часто иностранцев, служившие в Афины в каком — то выгодном способе в течение года. Во время Пелопоннесской войны осиротевшие дети тех, кто был убит в битве, также выставлялись напоказ в Одеоне, возможно, в честь своих отцов. Proagōn может быть использован для других объявлений , а также; в 406 г. до н.э. здесь было объявлено о смерти драматурга Еврипида .

Драматические представления

После Помп , то театр Диониса был очищен в жертву быка. Согласно традиции, первое представление трагедии в Дионисии было исполнено драматургом и актером Фесписом (от которого мы взяли слово « актер ») в 534 году до нашей эры. Его наградой, как сообщается, был козел , распространенный символ Диониса, и этот «приз», возможно, предполагает происхождение слова «трагедия» (что означает «песня козла»).

В пятом веке до нашей эры пять дней фестиваля были отведены для представлений, хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, что именно представлялось каждый день. По крайней мере три полных дня были посвящены трагическим пьесам, и каждый из трех драматургов представлял свой набор из трех трагедий и одну пьесу сатиров в последующие дни. Большинство дошедших до нас греческих трагедий, включая трагедии Эсхила , Еврипида и Софокла , были разыграны в Театре Диониса . Архонты, эпимелеты и судьи ( agonothetai — ἀγωνοθἐται ) наблюдали с первого

ряда.

Остальные два дня фестиваля, вероятно, были посвящены дифирамбическим состязаниям до 487/6 г. до н.э., когда поэты-комики были официально допущены к агонам и имели право на получение собственных призов. Каждый из пяти авторов комиксов представил по одной пьесе (кроме периода Пелопоннесской войны , когда было сыграно только три пьесы), хотя неизвестно, исполнялись ли они непрерывно в один день или в течение пятидневного фестиваля. До 449 г. до н.э. только драматические произведения получали награды в агоне, но после этого актеры также получили право на признание. Получить комедийный приз в Городской Дионисии считалось большой честью, несмотря на то, что комедии имели второстепенное значение. На фестивале « Леная », проводившемся ранее в этом году, больше внимания

уделялось

комедии и официально признанным комическим представлениям с призами в 442 году до нашей эры.

Впечатляющая трагедия продолжалась без перерыва в течение первых трех четвертей четвертого века до нашей эры, и некоторые ученые считают этот раз продолжением классического периода . Хотя большая часть произведений этого периода либо утеряна, либо забыта, считается, что они в большом долгу перед драматургом Еврипидом . Его пьесы, как и другие писатели V века до нашей эры, в этот период часто ставились заново. По крайней мере, одно возрождение представлялось каждый год в Городе Дионисии. Было высказано предположение, что зрители, возможно, предпочли бы переосмысление известных пьес, а не финансовую поддержку новых пьес сомнительного качества; или, альтернативно, эти пробуждения представляли собой ностальгию по славе Афин до разрушительной Пелопоннесской войны . Тем не менее, пьесы продолжали писать и ставить до II века до нашей эры, когда новые комедийные и трагедийные произведения, похоже, были исключены. После этого драма продолжала сниматься, но призы были вручены состоятельным продюсерам и известным актерам, а не давно умершим драматургам, чьи произведения ставились.

Очередное шествие и торжество прошло в последний день, когда судьи выбрали победителей трагедий и комедийных спектаклей. Драматурги-победители были награждены венком из плюща .

Известные победители Городской Дионисии

Трагедия

(? = точный год не сохранился)

  • До 484 года — Херил, Фриних, Пратин
  • 484 г. до н.э. — Эсхил.
  • 4 ?? BC — Euetes
  • 472 г. до н.э. — Эсхил ( Персы )
  • 471 г. до н.э. — Полифразмон.
  • 4 ?? До н.э. — Нотипп
  • 468 г. до н.э. — Софокл ( Триптолем )
  • 467 г. до н. Э. — Эсхил ( Семеро против Фив ); Аристиас занял 2 место
  • 4 ?? До н.э. — Месат
  • 463 г. до н.э. — Эсхил ( Истцы )
  • 460 г. до н.э. — Аристий
  • 458 г. до н.э. — Эсхил ( Орестея ); Софокл занял 2 место
  • 449 г. до н.э. — Гераклид.
  • 447 г. до н.э. — Софокл ( Антигона ) (приблизительный год)
  • 441 г. до н.э. — Еврипид.
  • 438 г. до н.э. — Софокл; Еврипид занял 2-е место с [Алкестидой]
  • 431 г. до н. Э. — Эйфорион , сын Эсхила; Софокл занял 2 место; Еврипид занял 3-е место с Медеей
  • 428 г. до н.э. — Еврипид ( Ипполит )
  • 427 г. до н. Э. — Филокл , племянник Эсхила; Софокл занял 2-е место вместе с Царем Эдипом
  • 416 г. до н.э. — Агафон
  • 415 г. до н.э. — Ксенокл.
  • 409 г. до н.э. — Софокл ( Филоктет )
  • 405 г. до н.э. — Еврипид ( Вакхки , Ифигения в Авлиде , Алкмеон в Коринфе )
  • 401 г. до н.э. — Софокл ( Эдип в Колоне (посмертная награда)
  • 372 г. до н.э. — Астыдам
  • 3 ?? До н.э. — Афарей

Комедия

(? = точный год не сохранился)

  • 486 г. до н.э. — Хионид.
  • 472 г. до н.э. — Магнез
  • 458 г. до н.э. — Евфоний
  • 450 г. до н.э. — Ящики
  • 446 г. до н.э. — Каллий.
  • 43? До н.э. — Cratinus
  • 437 г. до н.э. — Ферекрат.
  • 435 г. до н.э. — Гермипп.
  • 427 г. до н.э. — Неизвестно; Аристофан занял 2-е место с The Banqueters
  • 426 г. до н.э. — Аристофан ( Вавилоняне )
  • 423 г. до н.э. — Кратин ( Плетеный флакон )
  • 422 г. до н.э. — Кантарус
  • 421 г. до н.э. — Евполис Афинский занял 1-е место со своей пьесой «Колакес» («Флетера»); Аристофан занял 2 место с Миром
  • 414 г. до н.э. — Амейпсиас ( Гуляки ), Аристофан «Птицы» (Όρνιθες), Фринихос «Одинокий» (Μονότροπος)
  • 410 г. до н. Э. — Платон Комический (Πλάτων Κωμικός)
  • 402 г. до н.э. — Кефисодорос
  • 290 г. до н.э. — Посейдипп.
  • 278 г. до н.э. — Филимон
  • 185 г. до н.э. — Лайнес
  • 183 г. до н.э. — Филимон
  • 154 г. до н.э. — Председатель

Современные приспособления

Фестиваль вдохновляет людей в наши дни, как праздник человечества (см. Ницше или Аристотель ) и экспозиция культуры. Центр творчества Университета Хьюстона каждую весну выпускает и проводит адаптацию. Цель проекта — обучать и развлекать, а адаптации иногда выходят за рамки греческого театра для вдохновения (например, весенняя адаптация Илиады 2013 года под названием Ilium ). Коллабораторы стекаются со всей Америки, а сами постановки довольно популярны, распродажа во всех местах, где есть билеты.

Классический клуб Нью-Йорка через факультет классики

Университета Фордхэм

каждый апрель проводит конкурс, на котором группы старшеклассников создают уникальные адаптации одной и той же пьесы. Конкурс направлен на то, чтобы привлечь темы и стиль древних пьес с новой силой и доступной, заставляющей задуматься рамкой. Участвуют несколько известных школ области, в том числе Stuyvesant и Regis . Адаптация сокращена до двадцати минут, а исходные пьесы включают «Вакханки » Еврипида и весь сборник « Метаморфоз» Овидия .

Образовательная благотворительная организация The Iris Project ежегодно проводит фестиваль Дионисии с учениками восьмого класса из школы Чейни, которые адаптируют и модернизируют пьесы Аристофана. Фестиваль обычно проводится в колледже Корпус-Кристи в Оксфорде.

Современные последователи эллинизма (религии) отмечают Дионисию как праздник и используют версию аттического календаря для его расчета.

Смотрите также

Заметки

Источники

  • Аристофан, Ахарны .
  • Саймон Голдхилл, «Великая Дионисия и гражданская идеология», в « Ничего общего с Дионисом»? Афинская драма в ее социальном контексте

    , ред. Джон Дж. Винклер и Фрома И. Цейтлин. Princeton: Princeton University Press, 1990. ISBN  0-691-06814-3.

  • Сьюзан Геттель Коул , «Шествие и празднование в Дионисии», в « Театр и общество в классическом мире» , изд. Рут Скодел . Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1993. ISBN  0-472-10281-8
  • Джеффри М. Хервит. Афинский Акрополь: история, мифология и археология от неолита до наших дней . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN  0-521-42834-3
  • Микалсон, Джон Д. (1975), Священный и гражданский календарь афинского года , Princeton University Press. ISBN  0691035458 .
  • Сэр Артур Пикард-Кембридж. Драматические фестивали Афин . Оксфорд: Clarendon Press, 1953 (2-е изд. 1968). ISBN  0-19-814258-7
  • Роберт Паркер. Афинская религия: история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1996. ISBN  0-19-814979-4
  • Карл А.П. Рак. IG II 2323: Список победителей в комедиях Дионисии . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1967.

дальнейшее чтение

  • Падилья, Марк Уильям, изд. (1999). «Обряды перехода в Древней Греции: литература, религия, общество» . Бакнелл Обзор . Издательство Бакнеллского университета . XLIII (1). ISBN 0-8387-5418-X.

Культура 06/08/13 7 совершенных шедевров Дионисия 1 Радостное страдание

«Распятие» — икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим… Богоматерь высится… И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

2 Житие на двоих

Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Фигуры и жесты митрополитов как бы повторяют друг друга, а клейма икон перекликаются: одинаковые моменты житий святых Дионисий опускает и оставляет то одному, то другому святому, заставляя зрителя, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М.В. Алпатов: «По своему живописному мастерству эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства. Ограничиваясь Обобщенными силуэтами, Дионисий избегает резкой светотени и чётких контурных линий. Всё строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность… Вся икона выглядит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита».

3 Царственные нищие

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.

4 Строгая царица

«Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Строгая и царственная, даже холодная Богоматерь с младенцем, которая не умиляется и не прижимает ребенка к себе, а как бы являет Его миру. Торжественно лежит золотая кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона… А нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Жест руки Богоматери, показывающей на своего Сына, трактуется и по-другому: как мольба, обращенная к Нему. И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя, и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу».

5 Дотронуться до чуда

Икона «Уверение Фомы» 1500 г. основывается на сюжете из Нового Завета: Фома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом явлении Христа по Его Воскресении хочет увериться в этом, «прикоснуться» к чуду. Не отворив дверей, явившись чудесным образом, Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьями. В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!».

Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет». На переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам, его фигура выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

6 Победа света над тьмой

Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы. Страсть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, вражда, отчаяние – эти демоны пытаются пронзить красными копьями сияющую мандорлу Спасителя. По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Вверху, между расступившихся скалистых гор, — ангелы, возносящие и славословящие голгофский крест. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — поется в Триоди цветной. Эта икона празднует победу жизни над смертью.

7 Множество миров в одном

Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.

«Спас в силах» — центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой. Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Ее сюжет опирается, в основном, на Откровение Иоанна Богослова, и образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Екатерина Оаро

7 особенностей русского молчания

Источник: © Русская Семерка

Читайте также —>

Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников.

Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи.

Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль.

1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности:

— вытянутые фигуры;

— плоскостное изображение;

— чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром.

Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты.

Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков).

Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых.

Иконы Дионисия:

— «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа.

— «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.

image



Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий