Йозеф гайдн краткая биография для детей. Венская классическая школа: Гайдн

Й. Гайдна по праву считают родоначальником сразу нескольких направлений: современного оркестра, квартета, симфонии и классической инструментальной музыки.

imageКраткая биография Гайдна: детские годы

Родился Йозеф в небольшом австрийском городке Рорау. Все его предки были ремесленниками и крестьянами. Родители Йозефа тоже были простыми людьми. Отец промышлял каретным делом. Мать служила кухаркой. Музыкальность мальчик унаследовал от отца. Еще будучи пятилетним ребенком, он обратил на себя внимание, так как обладал звонким голосом, отличным слухом и чувством ритма. Сначала его взяли петь в церковный хор в городке Гайнбург, а оттуда он попал в капеллу при соборе С. Стефана в Вене. Это была прекрасная возможность для мальчика получить музыкальное образование. Он пробыл там 9 лет, но как только голос его стал ломаться, юношу безо всяких церемоний уволили.

Й. Гайдн. Биография: композиторский дебют

С этого момента для Йозефа началась совершенно иная жизнь. Восемь лет он перебивался, давая уроки музыки и пения, играя на скрипке на праздниках, а то и просто на дороге. Гайдн понимал, что без образования дальше не пробиться. Он самостоятельно изучал теоретические труды. Вскоре судьба свела его со знаменитым комическим актером Курцем. Тот сразу оценил талант Йозефа и предложил ему написать музыку к либретто, которое он составил к опере «Кривой бес». Сочинение до нас не дошло. Но зато точно известно, что опера прошла успешно.

imageДебют сразу же принес молодому композитору популярность в кругах, настроенных демократически, и плохие отзывы приверженцев старых традиций. Немаловажными для становления Гайдна-музыканта оказались занятия с Никола Порпорой. Итальянский композитор просматривал сочинения Йозефа и давал ценные советы. В дальнейшем улучшилось материальное положение композитора, появились новые сочинения. Существенную поддержку оказал Йозефу помещик Карл Фюрнберг, любитель музыки. Он рекомендовал его графу Морцину. Гайдн пробыл у него на службе в качестве композитора и капельмейстера всего год, зато при этом имел бесплатное помещение, питание и получал жалованье. К тому же столь удачный период вдохновил композитора на новые сочинения.

Й. Гайдн. Биография: женитьба

Во время службы у графа Морцина Йозеф подружился с парикмахером И. П. Келлером и влюбился в его младшую дочь Терезу. Но до женитьбы дело не дошло. По неизвестным доселе причинам девушка покинула дом отца. Келлер предложил Гайдну взять в жены его старшую дочь, и тот согласился, о чем потом не раз жалел.

Йозефу было 28 лет, Марии Анне Келлер – 32. Она оказалась очень ограниченной женщиной, нисколько не ценящей талант своего мужа, к тому же была слишком требовательной и расточительной. Вскоре Йозефу пришлось уйти от графа по двум причинам: он принимал в капеллу только холостых, а потом, разорившись, был вынужден и вовсе ее распустить.

Й. Гайдн. Биография: служба у князя Эстергази

Угроза остаться без постоянного жалованья недолго висела над композитором. Почти сразу он получил предложение от князя П. А. Эстергази – покровителя искусств еще более богатого, чем прежний. Гайдн провел у него в должности дирижера 30 лет. В его обязанности входило управление певцами и оркестром. Также он должен был сочинять симфонии, квартеты и прочие произведения по требованию князя. Большинство своих опер Гайдн написал именно за этот период. Всего же он сочинил 104 симфонии, главная ценность которых заключается в органичном отражении единства физического и духовного начала в человеке.

Й. Гайдн. Биография: путешествие в Англию

Композитор, имя которого стало известно далеко за пределами родины, до сих пор никуда, кроме Вены, не выезжал. Он не мог этого сделать без разрешения князя, а тот не терпел отлучек личного капельмейстера. В эти моменты Гайдн чувствовал свою зависимость особенно остро. Когда ему было уже 60 лет, князь Эстергази умер, и его сын распустил капеллу. Чтобы его «слуга» имел возможность не поступать на службу к кому-то другому, он назначил ему пенсию. Свободный и счастливый Гайдн отправился в Англию. Там он давал концерты, в которых был дирижером при исполнении собственных произведений. Абсолютно все они проходили с триумфом. Гайдн стал почетным членом Оксфордского университета. Он побывал в Англии дважды. В этот период он сочинил 12 «Лондонских симфоний».

Биография Гайдна: последние годы

Эти произведения стали вершиной его творчества. После них не было написано ничего значительного. Напряженная жизнь забрала его силы. Свои последние годы он провел в тишине и уединении в маленьком домике, расположенном на окраине Вены. Иногда его посещали почитатели таланта. Умер Й. Гайдн в 1809 году. Похоронили его сначала в Вене, а позже останки перенесли в Эйзенштадт – город, в котором композитор провел немало лет своей жизни.

В 

В 

Биография Гайдна Йозефа – молодые годы. Гайдн Йозеф родился 1 апреля 1732 года в крестьянской семье в селе Рорау (восточная часть Нижней Австрии). Его отец был каретным мастером, а мать служила кухаркой в одном из графских поместий села Рорау. Родители Гайдна увлекались пением. Сам он, вспоминая о детских временах, писал, что его отец очень любил музыку и играл на арфе, даже не зная нот. В семье быстро заметили музыкальные способности мальчика и отправили его обучаться музыке к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае. В 1740 году, когда Йозефу было семь лет, его случайно услышал директор капеллы венского собора св. Стефана Георг фон Ройттер. Он определил талантливого мальчика в капеллу, где Гайдн пел в хоре в течение следующих девяти лет. Продолжая свое музыкальное образование, он также учился играть на скрипке и клавесине. Хор капеллы выступал помимо церкви и на городских празднествах и даже участвовал в придворных торжествах.По мере развития музыкальных способностей, ему стали поручать трудные сольные партии, которые он исполнял с большим успехом. В 1749 у Йозефа пропал голос и ему пришлось оставить хоровое пение. Далее следовали нелегкие годы биографии Гайдна Йозефа, когда он еле сводил концы с концами. Какой только работой не приходилось заниматься молодому музыканту, чтобы прокормить себя. Сочинениями и изучением теории композиции Гайдн занимался в основном по ночам. Сам Гайдн в своих воспоминаниях писал, что в то время его охватывали сомнения в его композиторском таланте. Это продолжалось до того пока он не стал учеником Н.Порпоры, давшим ему основы композиторского искусства. В то же время несколько произведений молодого композитора уже были замечены и даже изданы. Первыми крупными произведениями Гайдна были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году и опера «Хромой бес». В тот период им были также сочинено около десятка квартетов. В 1759 Гайдн получает должность капельмейстера при дворе графа Фердинанда Максимилиана Морцина в Чехии. Он получает в свое распоряжение небольшой оркестр, для которого сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женился на Марии-Анне Келлер, которая была дочерью парикмахера графа Морцина. Их союз оказался бездетным и, как признавался сам Гайдн, неудачным. Вскоре граф Морцин распускает свою капеллу, и в мае 1761 года Гайдн становится вице-капельмейстером у князя Пауля Антона Эстерхази в имении Эйзенштадт. Это стало судьбоносным событием его биографии: Эстерхази были влиятельными и могущественными аристократами. В обязанности Гайдна входило сочинение музыки и руководство оркестром, а также постановка опер. Он служил при дворе Эстерхази почти тридцать лет. За это время Гайдн сочинил много произведений и получил широкую известность. Его слава распространилась по Европе, а написанная им музыка разлетелась по многим австрийским монастырям. Сочинения Гайдна публиковались парижскими издателями без согласия автора, чего он даже не подозревал. В 1762 князь после смерти князя Пауля Антона его преемником стал Миклош «Великолепный». Именно тогда род Эстерхази прославился на всю Европу своим покровительством искусствам и художникам. В 1766 году фамильный охотничий дом семьи Эстерхази стал роскошным дворцом, считавшимся одним из самых богатых в Европе. Концерты и театральные представления в присутствии хозяина в нем проходили каждый вечер. Происхождение знаменитой Прощальной симфонии Гайдна приписывают одной истории, случившейся во владениях Эстерхази в 1772 году. По правилам работы при княжеском дворе Гайдн и остальные музыканты не могли отлучаться из имения в то время, когда там находился хозяин, и никому, кроме Гайдна и дирижера оркестра, нельзя было привозить туда членов своих семей. Однажды князь задержался в поместье дольше обычного, что заставило музыкантов капеллы обраться к Гайдну с просьбой написать пьесу, которая напомнила бы князю о том, что ему пора возвращаться в Вену. Гайдн отнесся к просьбе с пониманием, и сочинил симфонию, в финальной части которой музыканты один за другим заканчивают играть и удаляются, оставляя на сцене только две солирующие скрипки. Князь понял намек, и на следующее утро отбыл в Вену. В 1781 году Гайдн побывал в Вене, где сблизился с Моцартом, которого считал величайшим композитором. Творческий союз Гайдна и Моцарта считается самым плодотворным за всю музыкальную историю. В 1785 Моцарт посвятил Гайдну шесть великолепных струнных квартетов. Биография Гайдна Йозефа – зрелые годы. В 1790 году князь Эстерхази умер, а оркестр был распущен. В 1791 г. Гайдн получает работу в Англии. В Англии Гайдну был оказан почетный прием. Сам принц Уэльский оказал ему множество знаков внимания. Его концерты имели огромную популярность. Во время одной из премьер одну из частей симфонии композитора даже пришлось повторить. Возвращаясь в Австрию летом 1792 Гайдн познакомился с Л. ван Бетховеном, который стал его учеником. Гайдн сразу распознал превосходный талант Бетховена и предрек ему статус одного из лучших музыкантов Европы. С 1794 года Гайдн проживал в Вене, где написал свои последние и самые знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». В этот период он снова совершил поездку в Англию, которая оказалась не менее успешной, чем предыдущие. В Англии Гайдн оставался до лета 1795 года. В последние годы своей жизни Гайдн пользовался огромнейшей популярностью. Работа над двумя самыми великими произведениями в творческой биографии Гайдна Йозефа истощила все его силы. Свои последние годы он провел спокойно на окраине Вены и умер 31 мая 1809 года. Гайдн по праву считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий, хотя он пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. Максимально проявилось его величие как композитора в его последних произведениях «Сотворение мира» и «Времена года», которые справедливо считаются эталонами музыкального классицизма.

Йозеф Гайдн (1732 – 1809) – великий австрийский композитор. Подобно музыке Глинки, Бетховена, Чайковского произведения Гайдна стали достоянием людей всего мира. Гайдн прожил долгую жизнь, он был современником Моцарта, Бетховена, юного Шуберта. Им написано огромное количество произведений: свыше 100 симфоний, более 80 струнных квартетов, 52 сонаты для клавира, около трех десятков опер и много другой музыки для различных инструментов.

Из этого богатого наследия лучшими произведениями оказались симфонии, квартеты и сонаты для клавира.

Гайдна называют “отцом” симфонии и квартета. До Гайдна немало было написано и сонат, и симфоний, и квартетов. Но только в творчестве Гайдна эти жанры становятся классическими (В переводе с латинского “классический” означает “образцовый”.).

В своей музыке Гайдн широко использовал народные мелодии. Его произведениям присущи стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. Это и дало право называть музыку Гайдна классической.

Музыку Гайдна полюбили и восторженно приветствовали его современники. “Отдохновение и бодрость”, которые так хотел доставить композитор людям, его музыка приносит и нам, спустя много десятилетий.

Биография Йозеф Гайдн « Сегодняшний день Пример сочинения-изложения по сборнику новелл Гофмана “Ночные повести” »

Творческая биография выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна простиралась почти на полвека и охватила абсолютно все этапы развития венской классической школы музыки — от начала ее становления в 1760-х гг. и до расцвета творчества Бетховена в начале XIX столетия.

Австрийского композитора не зря зовут отцом симфонии. Именно благодаря вкладу Гайдна этот жанр наконец приобрел классическое совершенство и стал базой, на которой был взращён симфонизм великого Бетховена.

Кроме того, Гайдн первым написал завершенные образцы и других популярных жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Также именно он впервые создал светские оратории на немецком языке.

Невероятная плодотворность, широта фантазии, неиссякаемая свежесть восприятия, гармоничное ощущение бытия – вот основные признаки творческого наследия прославленного мастера.

10. Опера «Аптекарь»

“Аптекарь” – комическая опера в одном действии. Либретто к этому вокальному музыкальному произведению написал Карло Гольдони.

Премьера оперы состоялось в 1768 году в замке князя Эстерхази. Кстати, по словам самого автора, создание “Аптекаря” было приурочено к открытию дворцового театра “Эстерхаза”.

В 19-20 столетии опера пользовалась большой популярностью и с успехом шла на самых прославленных сценах мира: в Вене, Дрездене, Гамбурге, Амстердаме, Лондоне и др.

9. Симфония № 82 – «Медведь»

Гайдн написал симфонию для исполнения флейтой, двумя гобоями, двумя фаготами, струнными, ударными (литаврами), медными духовыми и генерал-басом. Фоном выступает протяженный звук бурдон, а уже на накладывается весёлая энергичная тема.

Название этого произведения «Медведь» связано с тем, что в то время под подобные мелодии водили медведей цыгане.

8. Симфония № 45 – «Прощальная симфония»

На рубеже 60—70-х годов в творчестве Гайдна четко просматривается изменение стилистики. Начинают появляться симфонии патетические, написанные преимущественно в миноре. Они олицетворяют собой совершенно новый стиль австрийского мастера, который соединял его искания яркой выразительности с популярным в то время немецким литературным течением “Бури и натиска”.

Симфонию № 45 часто называют “Прощальной”, и существует несколько теорий возникновения подобного названия.

Одна, основанная на словах самого автора, сохранилась в воспоминаниях его современников. Во время работы над этим произведением Гайдн служил в капелле князя Эстерхази, одного из венгерских вельмож, чье могущество и достаток превосходили королевские.

В 1772 году князь Эстерхази приказал, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы не могли проживать там же. Только в отсутствие князя музыканты имели возможность поки­дать резиденцию и встречаться со своими женами и детьми.

В тот год князь довольно долго находился в поместье, и измученные разлукой с семьями музыканты обратились с просьбой о помощи к своему руководителю. Гайдн весьма остроумно подошел к решению этой проблемы и сумел передать прошение оркестрантов во время исполнения новой симфонии.

Согласно другой версии, просьба касалась жалованью, которое князь задерживал, и в названии содержался намек на то, что музыканты собираются покинуть место службы.

7. Сотворение мира

Над написанием этой легендарной оратории Гайдн работал около двух лет. По воспоминания самого автора, он ее ни разу в жизни не излучал такого благочестия, как во время создания “Сотворения мира“.

Ежедневно композитор молил Бога о даровании духовных сил и таланта для завершения своего труда. Масштабности замысла соответствовало не только длительность написания, но и перечень музыкальных инструментов, включенных в исполнительский состав: 3 тромбона, 3 флейты и контрфагот – для времени, в котором жил Гайдн, состав этот более чем приличный.

6. Симфония № 94 – «Сюрприз»

Это произведение включено в состав шести так называемых Лондонских симфоний (№№ 93—98). Они являются самим воплощением самых ярких черт позднего стиля Гайдна.

Сцена фонтанирующего через край веселья простого люда, насыщение танцевальными мелодиями и юмористическими “мазками”, вариации на темы аутентичных народных мотивов.

На суд зрителей 94-я симфония “Сюрприз” была представлена 23 марта 1792 года в Лондоне в концерте Саломона. Дирижировал сам Гайдн. Премьера прошла с оглушительным успехом.

5. Орфей и Эвридика

Опера Гайдна “Орфей и Эвридика”, написанная в 1791 году, состоит из 4-х действий. Авторство либретто к произведению принадлежит К. Бадини.

Эта опера австрийского мастера, предназначавшаяся для исполнения в английской столице, так и осталась незавершенной. Также некоторой тайной является смысл ее названия. Некоторые эксперты утверждают, что философ олицетворяет Орфея, а душа его — Эвридика.

К сожалению, опера более 150 лет находилась в забвении. И только 1951 году во Флоренции она была исполнена. Кстати, в постановке приняла участие великая Мария Каллас. С тех пор произведение пользуется с тех пор огромным успехом у любителей оперного искусства.

4. Лунный мир

Произведение было написано для придворного театра князя Эстерхази, на службе у которого тогда состоял Гайдн.

“Лунный мир” создан на либретто прославленного итальянского комедиографа Карло Гольдони. Сюжет ее основывается на одной из самых знаменитых мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира.

3. Времена года

Ни одно из других музыкальных сочинений великого мастера не приносило ему успеха настолько оглушительного и сенсационного, как две его оратории, написанные в самом конце жизненного пути.

Речь идет о “Сотворении мира” и “Временах года”. Именно эти произведения дали возможность прославленному композитору так многогранно раскрыть его философские представления о смысле человеческого бытия и самых главных ценностях жизни.

Тема перемены времен года и вообще циклических изменений в природе в классической музыке использовалась не один раз. Однако Гайдн впервые связал ее с жизнью народа и сделал близкой и понятной.

Подобная концепция схожа с теорией великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, которая культивирует существование человека, живущего в гармонии с окружающим его миром.

В оратории собраны свойственные Гайдну признаки музыкального стиля: простота и ясность мелодии; применение тем, схожих с бытовыми, разнообразие номеров — в произведении есть хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и проч. 44 номера “разбиты” на четыре части, каждый из которых имеет название времени года.

2. Оксфордская симфония

Симфония № 92 Гайдна, которая позднее получила название “Оксфордская”, в реальности была написана для жителей французской столицы.

По мнению многих экспертов, это произведение с протяжной медленной частью и великолепными музыкальными изысканиями является одним из лучших творений мастера.

Симфонию получила название “Оксфордская” из-за того, что Гайдн впервые провел ее в 1791 на церемонии присвоения ему почетной докторской степени знаменитого Оксфордского университета. Это произошло достаточно быстро после его первого прибытия в Великобританию, и так как композитор еще не завершил работу над двенадцатью “лондонскими” симфониями, он, в итоге, решил преподнести в знак благодарности за оказанную ему честь новую из своих законченных симфоний.

1. Соната для фортепиано Ре Мажор

“Соната для фортепиано Ре Мажор” была написана в 1779-1780 годах. Известно, что в момент создания симфония являлась посвящением сестрам фон Ауэнбруггер.

Соната содержит 3 части. Первая и заключительная – быстрые, действенные, торжественные. Вторая часть размеренная, глубоко сосредоточенная и даже печальная.

Ведущая партия первой части — оживленная и энергичная. За счет легкой для восприятия мелодии и высокому регистру, она звучит мягко и изящно.

(1732-1809)

image

Йозефу Гайдну судьбой была отпущена долгая жизнь – композитор скончался в возрасте 77 лет, но не только поэтому его творческое наследие столь обширно: одних только симфоний им написано более ста.

Родился будущий композитор в деревне Рорау, расположенной во владениях графов Гаррахов в Нижней Австрии. Есть в биографии композитора и своеобразная тайна: в своих произведениях он охотно цитировал хорватские народные мелодии, а в местности, где он родился, представители этого народа живут и сейчас, жили и тогда – наряду с венграми и чехами… не исключено (хотя и не доказано), что у «отца симфонии» могли быть славянские корни.

Маттиас Гайдн – отец Йозефа – был каретным мастером, но в семье увлекались любительским музицированием, что позволило родителям заметить музыкальные способности мальчика. Для обучения хоровому пению, игре на скрипке и клавесине его отправили к родным в Хайнбург-на-Дунае. Здесь на талантливого мальчика обратил внимание директор капеллы Венского собора, и восьмилетний Йозеф отправился в Вену, где несколько лет работал певчим. Нередко он исполнял соло, ведь Йозеф обладал прекрасным дискантом, но только это в нем и ценили: композиции его никто не учил, а когда у юноши начал ломаться голос, его попросту выбросили на улицу.

Влача полуголодное существование, зарабатывая гроши частными уроками и игрой на скрипке в бродячем ансамбле, молодой человек вопреки обстоятельствам совершенствовал свое композиторское мастерство. Он изучает клавирную музыку Филиппа Эммануила Баха, вникает в музыкально-теоретические труды немецких авторов. За уроки композиции, которые давал ему Никола Порпора, Гайдн был не в состоянии платить и вместо платы отрабатывал их в качестве аккомпаниатора на уроках пения и даже слуги.

Удача улыбнулась Гайдну в 1759 г. – он стал дирижером придворной капеллы графа Морцина. На службе у этого аристократа Гайдн написал свои первые симфонии и квартеты. Правда, капельмейстером Морцина он пробыл недолго – в 1761 г. граф свою капеллу распустил, но за это время на композитора успел обратить внимание другой аристократ – венгерский князь Эстергази. Он принял Гайдна на должность вице-капельмейстера, а в 1766 г. – капельмейстера. На этой должности он обязан был руководить оркестром, сочинять музыку и даже заниматься постановкой опер.

Возможно, положение придворного капельмейстера сыграло определенную роль в том, какое огромное наследие оставил Гайдн – нередко по распоряжению князя Эстергази композитору приходилось за один день не только написать симфонию, но и разучить ее с придворным оркестром. И все же главное объяснение столь высокой продуктивности кроется в том «методе», который описал однажды сам Йозеф Гайдн: каждое утро, сотворив молитву, он принимался за сочинение музыки, а если у него не получалось, он снова молился – и снова работал… поистине, это был «ремесленник» в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова – человек, вся жизнь которого прошла в неустанном труде… Быть может, он научился этому у своего отца – каретного мастера?

В историю музыки Гайдн вошел как «отец симфонии». Этот жанр существовал и раньше, но именно в творчестве Гайдна сонатно-симфонический цикл стал таким, каким мы знаем его сейчас – три части в сонате и четыре в симфонии, в каждой из которых присутствует нечто такое, чего нет в других… Квинтэссенция мышления классицизма с его культом разума и меры. Эта схема оказалась настолько удачной, что она не рухнула ни под напором страстей романтизма, ни в бурях ХХ века – она изменялась, представала в новом качестве, но всегда сохранялась – и этим мы обязаны Йозефу Гайдну.

Поначалу произведения Гайдна, написанные на службе у Эстергази, считались собственностью этого аристократического семейства, но в 1779 г. контракт был изменен, и композитор получил право продавать издателям свои партитуры. Это способствовало международной известности композитора.

При дворе Эстергази Гайдн прослужил около тридцати лет. В 1790 г. князь умер, его сын распустил оркестр, но по завещанию князя композитор получил пожизненную пенсию. Благодаря этому Гайдн смог отправиться за границу, чего он прежде не мог себе позволить. Дважды композитор побывал в Лондоне, где его музыка пользовалась большим успехом. Впервые за много лет композитор получил возможность работать с большими оркестрами и выступать в больших залах перед широкой публикой, а не перед узким кругом аристократов. Двенадцать симфоний композитора, написанные в это время и известные как Лондонские симфонии, стали вершиной его симфонического творчества.

Исключительная работоспособность позволила Гайдну удивить мир в 67 лет. В этом возрасте, когда люди уже неохотно берутся за что-то новое, композитор создал произведение в жанре, к которому прежде обратился только один раз и без особого успеха – ораторию «Сотворение мира», которую критик Александр Серов впоследствии назвал «гигантским созданием». Два года спустя последовал новый шедевр в ораториальном жанре – «Времена года». Оратории стали «эффектной точкой» творческого пути Гайдна. В последние годы жизни он уже не создавал музыки. Композитор ушел из жизни в 1809 г. – вскоре после нападения наполеоновских войск на Вену.

По словам самого композитора, более всего в нелегкой жизни и неустанном труде его поддерживало осознание того, что его труд послужит людям «источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость». С этим нельзя не согласиться, слушая его сонаты, симфонии и оратории.

Музыкальные Сезоны

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий