Краткая биография Бажова Павла Петровича

Родители Павла Петровича

Годы жизни и смерти Павла Петровича 1879 – 1950 гг.

Родился писатель 27 января в семье рабочих в городе Сысеть. Принадлежало местечко Екатеринбургскому уезду и имело статус промышленного центра.

image image Детские годыПавел был единственным ребёнком в семье. Сварливый отец относился к собственному иначе чем к чужому, сына он обожал. Будущему писателю всё позволялось и прощалось.

Умер зимой 1950 г. в возрасте 71 года.

Литературное творчество

В военные годы работал журналистом в «Окопной правде», «Красном пути», «Крестьянской газете». Собирал уральский фольклор.

Первая редакция книжного сборника в биографии Павла Петровича Бажова – «Уральские были» вышла в свет в 1924 г. Через 12 лет была напечатана «Девка Азовка», в которой переплетены речи автора-рассказчика с самобытным говором горняков, что придавало сказу неповторимый узнаваемый стиль изложения. Бажов не придерживался исторической подлинности в рассказах.

Основным произведением в биографии Бажова стала «Малахитовая шкатулка», которую автор издал в 1939 г. Это был сборник кратких рассказов для детей о быте и фольклоре уральских жителей, своеобразной северной природе. Во многих сказах присутствуют мифические персонажи: бабка Синюшка, Огневушка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Малахит в качестве основного драгоценного камня для своего повествования Бажов выбрал не случайно, говорил, что в камнях этой горной породы «вся радость земли собрана».

Детям будет интересно ознакомиться с биографией и творчеством Бажова в 4 и 5 классах школы.

Личная жизнь

Женился писатель-фольклорист в возрасте 32 лет на своей ученице, серьезной и покладистой Валентине Иваницкой. Молодой жене едва исполнилось 19. Супруги были счастливы в браке, у них родились четверо детей.

Интересные факты

Девочки ‒ ученицы женского училища соблюдали традицию: любимым преподавателям они прикалывали на пиджаки бантики, сделанные из атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова таких отличительных «значков» было больше, чем у остальных.

Последние годы жизни и смерть

Став депутатом СССР, Павел Петрович Бажов работал на износ. Все силы этот человек отдавал своей родине. Даже личное время тратил на помощь нуждающимся людям. Много участвовал в улучшении быта простых работников, старался помогать нуждающимся слоям общества. Имея мягкий и незлобивый характер, приобрел массу верных друзей.

Незадолго до смерти, перестал писать. Скончался в возрасте 72 лет от рака лёгких, случилось это в 1950 году.

Похоронен в городе Екатеринбурге.

По воспоминаниям младшей дочери писателя Ариадны Павловны, похоронили отца на возвышении, с которого видны просторы Урала, столь любимые её отцом.

Павел Бажов: творческий путь

Сам Павел Бажов с радостью признавался, что ему комфортнее в деревнях, где люди простые и открытые. Наверное, поэтому часто уезжал из большого города, навещал родные места в глубинке.

Там-то будущий писатель и повстречал сторожа Василия Алексеевича Хмелинина, который открыл перед Павлом мир народных сказаний. Результатом кропотливых записей и художественной обработки народных легенд стал первый сказ Павла Бажова, знаменующий начало его творческого пути:

  • в 1920–1930 гг. начинается краеведческое движение фольклористов, которое происходило в непростых условиях ужесточения советской цензуры;
  • в 1924 году после долгих разговоров с Хмелининым Павел Бажов редактирует и выпускает «Уральские были» — небольшую книгу очерков;
  • 1937-й становится переломным для Бажова, потому что в этот период автор выпустил скандальную книгу «Формирование на ходу», из-за которой впоследствии его исключили из партии;

Уральский сказочник Бажов: Wikipedia

  • одной из самых масштабных и известных работ фольклориста и публициста стала его книга-сборник «Малахитовая шкатулка». Оттуда в литературу пришли образы Хозяйки Медной горы, Огневушки-поскакушки, голубой змейки и бабы-Сивушки;
  • логично дополняет произведения Бажова и его последующий сборник сказов, который назывался «Ключ-камень» (1942);
  • уже в зрелом возрасте Бажов, годы жизни которого прошли ярко и неординарно, издал мемуары под названием «Дальнее — близкое», дневники и письма в сборнике «Отслоение дней».

Павел Петрович Бажов обладал уникальным талантом находить бриллианты народного творчества, придавал им искусной огранкой невероятный блеск. Он умел превращать быль в сказку и влюблять каждого читателя в фольклор своего края.

Редактировать

Биография

15 (27) января 1879 г. — 3 декабря 1950 г. Добавить фотографию Павел Петрович Бажов – русский писатель, журналист, замечательный уральский сказочник. Происхождение Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 г. на Урале в небольшом рабочем городке Сысерть, в семье потомственного горнорабочего. Его отец, Пётр Васильевич Бажов, работал мастером сварки на знаменитых Турчаниновских заводах. Пётр Васильевич славился острым язычком и неугомонным характером, за что даже получил прозвище «сверло». Различные начальники всегда старались поскорее избавиться от строптивого бунтаря, отправляли на проветривание. На Урале в рабочей среде бытовал такой термин – «отправить на проветривание», то есть перебрасывать человека с завода на завод, намеренно не давая прижиться надолго. Где только не пришлось побывать семье Бажовых, исколесили весь Урал. Однако семья жила совсем не бедно, Пётр Васильевич считался знатным мастером и хорошо зарабатывал. В Сысерти у Бажовых стоял добротный дом с множеством основательных хозяйственных построек. Впоследствии, в 1979 г. в доме был открыт музей Павла Петровича Бажова. Учение – свет С самого раннего детства маленький Паша проявил недюжинные способности к наукам. Семи лет отроду мальчика отдали в земскую трёхлетнюю школу, которую он окончил с отличием. Как хороший ученик, Павел имел право на дальнейшее обучение в духовной школе. Отец и мать Павла решили продолжить обучение сына. Итак, с родительского благословения, после коротких сборов десятилетний Павел был посажен на телегу и отправлен в дорогу. Его путь лежал в славный город Екатеринбург. Прибыв по назначению, мальчик стал проживать в доме земского врача Николая Смородинцева, старого друга семьи Бажовых. Обучение в духовной школе давалось Павлу, поскольку от природы он был очень одарён. Бажов отличался большой любознательностью, в духовной школе Павел заведовал библиотекой. Именно в доме Николая Смородинцева состоялась знаковая встреча: Бажов был представлен хорошему знакомому доктора, известному сибирскому историку Афанасию Щапову. Общение с этим замечательным человеком пробудило в Бажове недюжинный интерес к истории и фольклору Уральского края. В 1893 г. Павел Бажов с блестящим результатом окончил духовную школу. Далее он поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 г. В семинарии Павел был одним из лучших учеников, Бажову пророчили успешную духовную карьеру. Перед юношей встал выбор: как отличный ученик, он имел право на бесплатное обучение в Киевской духовной академии, однако это обязывало к принятию духовного сана, что совершенно не входило в планы Бажова. Юноша жаждал высшего светского образования. По закону Российской империи, он имел право обучаться в Дерптском, Варшавском и Томском университетах, но за собственный счёт. Поскольку денег у Бажова не было, он принял решение заняться преподавательской деятельностью. Так бывший семинарист очутился в селе Шайдуриха, расположенном неподалёку от города Невьянска. Там молодой учитель успешно преподавал русский язык, а по совместительству и закон Божий. Однако вскорости стараниями Смородинцева Бажов был переведён в Екатеринбург для преподавания в духовном училище. В училище Бажов преподает русский и литературу, там же он повстречал свою любовь. Валентина Иваницкая, ученица выпускного класса, по окончании курса стала женой Павла Бажова. Спустя некоторое время она родила ему двух дочек-погодков. Всего у них родилось четверо детей. В эти годы Павел Петрович начал свои первые этнографические поиски, каждое лето он ездил по уральским деревням и заводским посёлкам. Во время своих экспедиций Бажов записывал всё, что казалось ему замечательным: это были сказки, песни, древние предания. Также он занимался фотографированием. Именно Бажов первый начал выделять рабочий фольклор как обособленную часть народной культуры, до него этого никто не делал. Скоро Павла Бажова знали на всех уральских заводах, рабочие доверяли ему, они знали, что он хоть и образованный, но он их, свой парень, человек рабочей косточки, сын горного мастера. Многие горняки обращались к нему за помощью, по судебной или письменной части. Например, просили выступить в суде или грамотно составить нужную бумагу. Убеждённый большевик Начало XX в. – то было время серьёзных социальных сдвигов. Наступил 1905 г., по всей России волнения, рабочие многих крупных заводов, организованные агентами различных политических партий, впервые выступили как единая сплочённая сила. Рабочие Урала поддержали всеобщие забастовки. Бажов, как человек с активной гражданской позицией, также не остался в стороне, он участвовал в рабочих маевках, за что был арестован, но вскоре отпущен. В 1914 г. Бажов вместе с семьёй переехал в родной город жены Камышлов. Там он преподавал в местном училище, а также занимался журналистской деятельностью, писал статьи для местной газеты. В Камышлове у Бажовых родился сын Алексей, последний ребёнок в семье. Год 1917-й. Свершились февральская и октябрьская революции. Павел Бажов принимает сторону партии большевиков. В 1918 г. он стал членом ВКП(б). Началась гражданская война. Бажов в первых рядах, он тут же записался в Красную армию. Его служба проходила в Уральской дивизии, там Бажов работал в газете «Окопная правда». В тяжёлых боях за Пермь Бажов попал в плен, однако ему удалась бежать. Власть на Урале перешла к белогвардейцам. Как рьяный большевик, Бажов активно работал в подполье. В начале подпольной работы он представлялся учителем Кирибаевым, впоследствии же Бажов выступал под личиной страхового агента Бахеева. Как только в Пермь вернулись Советы, Бажов снова поступает на службу в Красную армию. Но, прослужив всего несколько месяцев, он серьёзно заболевает и через некоторое время, по приговору врачей, демобилизуется вчистую. Бажов вернулся в Камышлов, но духовное училище было закрыто. И он поступает на работу в редакцию газеты «Красный путь». С того времени и до конца жизни путь Бажова был неразрывно связан с журналистикой. В 1923 г. он перебирается в Екатеринбург, где постоянно работает в «Уральской крестьянской газете», а также сотрудничает со многими другими екатеринбургскими газетами. В 1924 г. Бажов впервые заявил о себе как писатель, опубликовав книгу очерков «Уральские были» и серию очерков «Пять ступеней коллективизации». Лучший из очерков Бажов отправил в журнал «Наши достижения», это издание редактировал сам Максим Горький. Через какое-то время Бажов получил письмо от Горького. Знаменитый писатель весьма высоко оценил литературный талант Бажова. Он посоветовал ему оставить журналистику и всерьёз заняться писательством. В это период Бажов написал несколько документальных произведений о гражданской войне: «К расчёту», «Формирование на ходу», «Бойцы первого призыва». Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку. Малахитовая шкатулка В 30-е годы он вновь обращается к рабочей теме. Он пишет очерки о жизни горнорабочих. И вот в одном из очерков в образе мудрого рассказчика появляется знаменитый в будущем персонаж, дед по прозвищу Слышко. Персонаж был списан с реально существовавшего человека, старого уральского рабочего – Василия Хмелинина. В 1936 г. Бажов заочно поступает в литературный институт. В это же время в журнале «Красная новь» он публикует серию уральских сказов. Сказы были написаны Бажовым на основании материалов, собранных им ещё до революции, во времена летних этнографических экспедиций. Всё лучшее – это хорошо забытое старое! Пролетели вихри трёх революций, а старые мудрые сказы остались. После публикации сказов писатель получил большое количество восторженных отзывов. Воодушевлённый Бажов активно работал. Но в дверь постучался страшный 1937 г., год массовых репрессий и партийных чисток. Павлу Петровичу не удалось избежать участи многих, хотя и повезло куда более других, замученных и расстрелянных. Пламенного большевика Бажова выгнали из партии, умелые люди готовились начать травлю писателя. Однако заступничество многих влиятельных людей спасло Бажова. Всего Павла Петровича исключали из партии дважды – в 1933 и 1937 годах. Целый год Павел Петрович провёл в безвестности о своей судьбе, в ожидании неминуемой расправы, однако сия чаша миновала его. Бажов смог продолжить жить и работать. Первоначально его сказы вошли в сборник произведений уральского рабочего фольклора, издание которого курировал лично Максим Горький. Но уже в 1939 г. вышел отдельный сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка», после выхода книги Бажов стал знаменитым. Особенно читателям полюбились сказы «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок». Кто-то восхищался органичным народным слогом автора, кто-то более всего оценил удивительный симбиоз героев старинных сказов с реалиями жизни уральских горнорабочих, но всем без сомнения книга нравилась. Во время Великой Отечественной войны Бажов дополнил свою малахитовую шкатулку, написав несколько новых замечательных рассказов: «Ключ-камень» (1942), «Живинка в деле» (1943), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» (1944). С 1940 г. Павел Петрович Бажов стал возглавлять Свердловскую писательскую организацию. В 1943 г. он стал лауреатом Государственной премии и был награждён орденом Ленина. После войны Павел Петрович Бажов неоднократно избирался депутатом Верховного совета СССР. Наследие Павел Петрович Бажов стал писателем поздним. Главная книга его жизни была издана, когда автору исполнилось 60 лет. Его книга переведена более чем на 100 языков мира. 3 декабря 1950 г. Бажова не стало, Павел Петрович навсегда покинул нас. Он умер в Москве, но был похоронен у себя на любимой малой родине, на Урале. Бажов отрыл людям новое волшебство старых дивных сказов. Он сохранил и поведал красоту и органичность уральских народных былин и преданий. В своих сказах он смог создать уникальную, магически таинственную атмосферу, буквально захватывающую читателя своим волшебным, магнетическим действием. Он людям подарил волшебные миры, А старине отдал признания дары. Дмитрий Сытов

Имеет отношение к населенным пунктам:

Свердловская область, город Сысерть Родился в Сысерти, здесь прошли его детские годы. Свердловская область, город Екатеринбург Жил и работал в Екатеринбурге, познакомился здесь с сибирским историком Афанасием Щаповым. Похоронен на Ивановском кладбище Свердловска. Именем Бажова названа одна из улиц города. Свердловская область, село Шайдуриха Некоторое время проживал в Шайдурихе, преподавал в селе русский язык и закон Божий. Имя Бажова носит одна из улиц села. Пермский край, город Пермь В 1899 г. окончил Пермскую духовную семинарию. Во время Гражданской войны, в 1918 г. во время боёв за Пермь попал в плен к белогвардейцам. Свердловская область, город Камышлов Приезжал в Камышлов в 1914 г., преподавал в училище, занимался журналистской деятельностью. В начале 1920-х гг. жил в Камышлове около 3-х лет, активно занимался журналистикой. Город Москва Скончался в Москве 3 декабря 1950 г., но был похоронен в Свердловске.

Появился на свет Павел Бажов 15 (27) января 1879 года недалеко от уральского города Екатеринбурга в семье простого рабочего. Практически все детство его прошло в маленьком городке Полевском в Свердловской области. Обучался Павел в заводской школе. В классе он был одним из лучших учеников. После того как он закончил духовное училище в городе Екатеринбурге, Павел решил поступить в пермскую духовную семинарию. По окончании учёбы в 1899 году, Бажов пошёл работать учителем русского языка. Женой Павла Бажова в последствии стала его бывшая ученица Валентина Иваницкая. В супружестве у них родилось четверо детей.

Писательской деятельностью Павел Петрович Бажов занялся в годы Гражданской войны. Как раз в то время он начал работать журналистом, а позднее увлёкся историй Урала. Тем не менее Павел Бажов больше знаком нам в качестве фольклориста.

Свою первую книгу с Уральскими очерками под общим наименованием «Уральские были» писатель опубликовал в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова издался в 1936 году («Девка Азовка»).

В основном большинство сказов, написанные писателем являлись фольклорными. Издание замечательной книги Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) во многом обусловил дальнейшую судьбу писателя.

Эта книга дала писателю мировую популярность. Талант Бажова как нельзя лучше выразился в сказах выпущенной книги, которую он периодически пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовую шкатулку» включено множество мифологических персонажей таких как например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и прочие.

В 1943 году писатель благодаря этой книге был награждён Сталинской премией, а в 1944 году ему вручили орден Ленина за продуктивное творчество.

Павел Бажов написал массу произведений, по которым в последствии были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Жизнь и творчество писателя прервались 3 декабря 1950 года. Павла Петровича Бажова похоронили в городе Свердловске на Ивановском кладбище.

В доме писателя где он проживал открыли музей. Имя Павла Бажова носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Писателю Павлу Петровичу Бажову поставлено несколько памятных монументов в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя наречены улицы во многих городах бывшего Советского Союза.

Советский литературовед Павел Петрович Бажов был очень разносторонней личностью. Он занимался написанием научных работ в области литературоведения, обогатил русский язык огромной коллекцией фольклорного творчества народов из разных уголков СССР, собранной им лично. Занимался он также журналистской и политической деятельностью. Павел Бажов — интересная личность в истории русской фольклористики, поэтому каждому будет полезно ознакомиться с его биографией и литературным наследием.

Ранние годы жизни

Павел Петрович Бажов, биография которого логично подразделена для удобства чтения на несколько разделов, родился 15 (27) января 1879 года в маленьком горнодобывающем городке Сысерти (Урал). Отец его был простым рабочим на металлургическом заводе, а мать занималась рукоделием. Семья Павла Петровича часто переезжала, отец работал то на одном заводе, то на другом. Частые путешествия по металлургическим городкам Урала произвели на будущего писатели огромное впечатление. Возможно, именно из-за детских воспоминаний и впечатлений писатель и начал позднее собирать фольклор, любить его и стараться донести уральские сказы до других уголков необъятной России. Позднее Павел Петрович Бажов вспоминал эти моменты детства с любовью. В возрасте семи лет родители мальчика отдали его в земскую трёхлетнюю школу. Будущий писатель любил учиться и познавать что-то новое, поэтому он без труда окончил начальную школу. Чем далее занимался Павел Бажов? Биография его на этом не заканчивается.

Образование

После выпуска из земской школы Павел Бажов изъявил желание продолжить учиться, но из-за невозможности поступления в гимназию будущему писателю пришлось поступить в духовное училище. Сначала Павел Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, но позже решил продолжить обучение в Пермской духовной семинарии. В 1899 году П. П. Бажов окончил духовную семинарию, и ему предложили продолжить обучаться для того, чтобы поучить церковный сан. Но мечтой Бажова была отнюдь не работа священником, он хотел поступить в университет. Из-за недостатка денег Бажов решил подрабатывать школьным учителем русского языка. Мало кто умеет так страстно идти к своей мечте, как Бажов. Биография этого писателя доказывает, что он был сильной и целеустремлённой личностью. Позже Бажова пригласили работать Екатеринбургское духовное училище. Мечта писателя поступить в Томский государственный университет так и не была осуществлена из-за низкого социального статуса.

Общественная деятельность

Павел Петрович Бажов, биография которого раскрывает все аспекты жизни писателя, был не только отличным литературоведом и публицистом, он также активно участвовал в общественной жизни страны. Писатель был участником Октябрьской революции, которая произошла в 1917 году. Встав на сторону революционеров, Павел Петрович Бажов преследовал цель избавить население от социального неравенства. Ценил свободу Бажов П. П., биография его это подтверждает.

Во времена Гражданской войны в России писатель изъявляет желание вступить в ряды Красной Армии. В армии он не только выполнял обязанности секретаря, но и был одним из редакторов военной газеты «Окопная правда». К сожалению, во время боя за Пермь писатель попал в плен, но смог удачно выбраться из вражеской неволи. Спустя несколько месяцев после развития болезни было принято решение демобилизовать Бажова. «К расчёту», «Формирование на ходу» — всё это книги, написанные Бажовым об истории российской революции и Гражданской войны.

Личная жизнь

Был ли влюблён Павел Петрович Бажов? Биография раскрывает и этот момент в жизни писателя. После того как Павел Петрович Бажов получил работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и встретил свою первую и единственную любовь на всю жизнь. Писатель увлёкся ученицей последнего класса В. Иваницкой. После завершения ею учёбы было принято решение пожениться.

Дети

Вскоре после женитьбы у писателя родились две прелестные девочки. Немного позднее у семейной пары родился ещё один ребёнок, а в тяжёлые времена Первой мировой войны писатель со своей женой переехали к её родителям, в маленький городок под названием Камышлов. Там жена подарила Бажову четвёртого и последнего ребёнка — сына Алексея.

Последние годы жизни

Как провёл свои последние дни Бажов? Биография рассказывает, что в 1949 году писатель отпраздновал своё семидесятилетие. В этот торжественный день собралось огромное количество народу. Там были не только близкие друзья и родственники писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко ценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилей писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов был крайне удивлён и растроган таким почтением людей к его деятельности. Он искренне радовался, принимал поздравления и подарки всех, кто пришёл поздравить его в этот торжественный день. Но к сожалению, в следующем году писателя не стало. Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске. Его могила находится на вершине горы, с которой открывается прекрасный вид на уральскую природу: леса, реки, горы — на всё то, что писатель любил и ценил при жизни.

Бажов как фольклорист

Свою деятельность как собирателя фольклора писатель начал, ещё будучи преподавателем в Екатеринбургском духовном училище. Павел Бажов, биография которого интересна всем поклонникам устного народного творчества, каждое лето ездил на свою родину, Урал, для того чтобы записать народные сказки и песни, описать обряды простых уральских рабочих. Также он любил фотографировать местных жителей в национальных обрядовых костюмах. Биография Павла Бажова для детей также очень полезна, ведь они должны проникнуться традициями и сказаниями своего народа, как когда-то это сделал великий фольклорист.

Никто ранее не интересовался народным творчеством обычных русских людей, поэтому Бажов совершил прорыв в советской фольклористике. Он записал и систематизировал огромное количество сказов, небольших сказочных рассказов о жизни рабочих, которые бытовали в среде горнорабочих в середине XVIII столетия. Фольклориста интересовала жизнь обычных людей: каменотёсов, оружейников, добытчиков руды.

Позднее Бажов начал интересоваться не только фольклором уральских жителей, но и народными сказами других уголков России. Переоценить роль этого великого человека в формировании отечественной фольклористики невозможно, ведь он пытался понять душу простого рабочего, передать образность, которая ярко представляется в фольклоре, и донести народные сказания до наших дней.

Список наиболее значимых произведений

Павел Петрович Бажов запомнился соотечественникам не только как фольклорист и собиратель народных сказаний, он также был чудесным писателем, который мог творить чудеса силой слова. Прекрасные рассказы писал Бажов. Биография для детей, которые любят сказки, тоже будет интересна. Далее представлен список наиболее значимых произведений, вышедших из-под пера этого замечательного писателя:

  • «Зелёная кобылка» (1939) — книга имеет автобиографический характер. Писатель повествует читателю о своей юности, детских впечатлениях, которые были пронесены автором через всю жизнь.
  • «Отслоение дней» — книга являет собой своеобразный дневник жизни писателя. В ней хранятся мысли Бажова о происходящих в его жизни событиях и письма, присланные ему близкими друзьями. Хорошо, что занимался ведением дневника Бажов, биография которого может быть почерпнута из этой книги.
  • «Уральские были» (1924) — книга, в которой писатель старался охарактеризовать фольклор простых работников Урала. Это первые очерки Бажова по фольклористике.
  • «Формирование на ходу» (1937) — в этой книге писатель постарался раскрыть характер Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Это произведение имеет скандальное прошлое, ведь именно из-за него было решено исключить Павла Петровича из партии.
  • «Малахитовая шкатулка» (1939) — самая известная книга Павла Петровича Бажова, которая принесла ему всенародное признание. Здесь в полной мере показана красота и неоднообразность уральских преданий и народных верований.

Некоторые фольклорные сказы

Бажов, биография которого описана в статье, собрал огромное количество сказов:

  • «Васина гора»;
  • «Живой огонёк»;
  • «Золотые дайки»;
  • «Ключ земли»;
  • «Кошачьи уши»;
  • «Малахитовая шкатулка»;
  • «Хрупкая веточка»;
  • «Широкое плечо»;
  • «Горный мастер»;
  • «Каменный цветок»;
  • «Золотой волос»;
  • «Не та цапля»;
  • «Серебряное копытце».

Великим человеком был Павел Бажов, краткая биография которого будет очень полезна тем, кто интересуется фольклором.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Павел Петрович Бажов
image Павел Бажов в 1911 году
Место рождения:

Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская империя

Место смерти:

Москва, СССР

Род деятельности:

прозаик, фольклорист, журналист, публицист

Годы творчества:

1924—1950

Направление:

социалистический реализм

Дебют:
Премии:
Награды:
image

: неверное или отсутствующее изображение

Подпись:

Pодился 15 (27) января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в Сысерти и Полевском[1][2]. В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем — Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. Женился на своей ученице, Валентине Александровне (в девичестве — Иваницкой), в семье родилось четверо детей.

До 1917 года был членом партии эсеров. В Гражданскую войну, в конце апреля — начале мая 1918 года, прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года — в город Усть-Каменогорск. Организовывал подполье, разрабатывал тактику сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде. После переворота в Усть-Каменогорске, устроенного 10 июня 1918 года подпольной организацией «Щит и престол» при поддержке казаков, Бажов затаился до конца года в своей страховой конторе, временно прекратив деятельность. Летом и осенью 1918 года он пытался наладить оперативную связь с оставшимися большевиками, но лишь в январе 1919 года, после получения информации о плачевном положении зыряновских подпольщиков, возобновил свою деятельность по координации подполья. Отношение к подготовке восстания в Усть-Каменогорской тюрьме (30 июня 1919 года)[3] у Бажова было двояким, так как он сомневался в связи между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка он объединил их в одну силу. После установления советской власти в Усть-Каменогорске (15 декабря 1919 года) и вступления в город повстанческой крестьянской армии Козыря и рот из объединённого отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск. Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев (Бахмехьев), организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.

Во вновь образованном Ревкоме Бажов занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно он стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Осенью 1921 года он перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.

В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923—1931 работал в областной «Крестьянской газете».

В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.

В 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б). В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали[4].

С 1940 года Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию[4].

Депутат Верховного Совета СССР 2—3-го созывов[5].

Скончался Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

Награды и премии

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий