Краткая биография Брюллова Карла

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев. Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников. Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы. С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством. Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил. И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов. Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие. Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.

Побывав на выставке своей картины в Париже, Брюллов возвращается в Италию, но не находит в себе сил работать. Он начинал один холст за другим, но не оканчивал их, чувствуя усталость. Карл Павлович понимал, что «загостился в чужих домах», но и в Россию возвращаться не хотелось.

Художник с радостью примкнул к экспедиции В. П. Давыдова (1835 г.) на Ионические острова и в Малую Азию. В путешествии по Гpeции  он создает подкупающие живым взволнованным чувством работы «Утро в греческой деревне Мирака», «Развалины храма Зевса в Олимпии», «Раненый грек» и другие.

После этого художник отправился в Турцию, но осенью 1835 г. по строгому предписанию царя был вынужден вернуться в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств.

Глубокой осенью 1835 года Брюллов выехал ив Константинополя в Россию. Возвращение на родину определило новый этап творчества художника. Впечатлительны и чуткий, Брюллов был глубоко взволнован, вступив на родную землю и услышу русскую речь.

Первый русский город, который он посетил по возвращении в России была Одесса. В честь прославленного мастера были устроены торжественные обеда приемы. Одесский генерал-губернатор гр. М. С. Воронцов стал хлопотать пер( министром императорского двора — П. М. Волконским о дозволении продлить художник срок пребывания в Одессе. Брюллов любовался красотой приморского города, его архитектурой, одним из творцов которого был знакомый ему по Академии А. И. Мельников, монументом И.П.Мартоса и другими достопримечательностями, однако задержаться в нем отказался. Брюллов торопился в Москву, куда он приехал 25 декабря.

Впечатление, произведенное на него древней столицей, где он был впервые, был огромно. Брюллов не уставал восхищаться величием Кремля, где все напоминал о недавних потрясениях, пережитых русскими людьми. В Москве, как ни в одно другом русском городе, живо вставала в памяти героическая эпопея 1812 года. Рискуя навлечь гнев императора, требовавшего незамедлительного возвращены художника в Петербург, Брюллов решил отложить свой отъезд из Москвы

Любовь пришла к художнику в 40 лет. Он познакомился с очень одаренной пианисткой, ученицей Шопена Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра. С портрета работы Брюллова смотрит утонченно красивая девушка, от которой веет юной свежестью. Но у Эмилии было горькое прошлое. За внешней чистотой скрывалась грязная связь с родным отцом, и в этом грехе она честно призналась Карлу. Художник был ослеплен любовью и жалостью и решил, что его искренние чувства все одолеют. Они обвенчались(1839г.) Через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику, и скандал в обществе, с Высочайшего позволения 21 декабря 1839 г. этот брак был расторгнут по причине разности в возрасте и «нервной возбудимости» художника. Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания.

 Между тем в Россию в блеске своей красоты и веселья вернулась графиня Самойлова и вновь закружила Карла в вихре светской жизни. Воспрянув духом, он создает ее парадный портрет картину «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1839-1841). Для себя Брюллов решил: «Моя жена — художества», — и продолжал напряженную работу.

Но в 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Самым большим разочарованием Брюллова было то, что он, признанный исторический живописец, не создал ни одного масштабного полотна на материале русской истории. Свой поединок с картиной «Осада Пскова» (1836-1843 гг.) он проиграл. Вначале вмешивался в работу царь, потом художник писал портреты, да к тому же он, по сути, и не знал простого русского народа.

27 апреля 1849 г. по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило.

Весной 1852 г. Брюллов вместе с семьей Титгони переезжает в местечко Манциану близ Рима. Там 11 (23) июня 1852 г. неумолимое время остановилось для него. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов. Тестаччо..

Картины художника

image Автопортрет 1834г image Афинская школа Бахчисарайский фонтан Вечерня Вирсавия Вольтижер Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар Всадница Гений Искусства Голова Вакха Греческий инсургент Греческое утро в Мираке Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя Деревня св.Рокка близ города Корфу Евангелист Марк. Эскиз росписи паруса Исаакиевского собора Исповедь итальянки Итальянка, ожидающая ребенка Итальянский полдень Итальянское утро Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа Нарцисс, смотрящий в воду Натурщик. Этюд Нума Помпилий у нимфы Эгерии Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году Плафон. Эскиз росписи большого купола Исакиевского собора Портрет A.Н.Рамазанова Портрет А.А.Абаза Портрет А.М.Горностаева Портрет А.Н.Демидова Сан-Донато Портрет А.Н.Львова Портрет А.П.Брюллова Портрет В.А.Жуковского Портрет В.А.Перовского Портрет Вел.Кн.Елены Павловны с дочерью Портрет Владимира Корнилова на борту брига «Фемистокл». Портрет Г.Г.Гагарина Портрет Григория и Варвары Олениных Портрет Джульетты Титтони в виде Жанны ДАрк. Портрет Е.И.Тон, жены художника К.А.Тона Портрет Елизаветы Дурновой Портрет И.А.Крылова Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных Портрет Кикиной Марии Ардалионовны Портрет М.А.Оболенского Портрет М.Ланчи Портрет М.М.Бек с дочерью Портрет М.С.Воейковой Портрет Микеланджело Ланчи Портрет П.В.Кукольника Портрет С. Ф Щедрина Портрет С.А.Соболевского Портрет У.М.Смирновой Портрет Ф.А.Бруни Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией Портрет автора и бар. Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке Портрет актера В.В.Самойлова Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника Портрет архитектора К.А.Тона Портрет архитектора и художника А.П.Брюллова Портрет в мундире академиста Портрет великой княгини Елены Павловны Портрет великой княжны Марии Николаевны. Этюд Портрет великой княжны Ольги Николаевны Портрет генерал-одъютанта графа Василия Алексеевича Перовского Портрет гр. А.А.Перовского Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью Портрет детей Волконских с арапом Портрет императрицы Александры Федоровны Портрет капитана А.М. Костинича Портрет княгини А.А.Багратион Портрет княгини Е.П. Салтыковой Портрет княгини М.П.Волконской Портрет князя А.Н.Голицына Портрет музыканта М.Ю.Виельгорского Портрет неизвестного Портрет неизвестной в тюрбане (графиня Мария Разумовская). Портрет певицы А.Я.Петровой Портрет певицы Джудитты Пасты Портрет певицы Полины Виардо Гарсия Портрет певицы Ф.Персиани-Такинарди Портрет писателя Александра Струговщикова Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечелат Портрет поэта и драматурга гр. А.К. Толстого в юности Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых Портрет скульптора И.П.Витали Последний день Помпеи Прогулка Профиль головы Глинки Сатир и вакханка Сладкие воды близ Константинополя. Левый и правый фрагменты Смерть Инессы де Кастро Спящая Юнона Турчанка У Богородицкого дуба Эрминия у пастухов Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского

Строгое отцовское воспитание позволило Брюллову в 10 лет поступить в Академию художеств и стать там признанным мастером. Его обожали и соученики и профессора, он создавал узнаваемые произведения искусства, которые отличались талантом.

В 1822 году он оканчивает Академию с огромным количеством медалей и благодаря гранту отправляется в Италию, где пребывает до 1834 года. Этот период отмечен интереснейшими работами, многие из которых стали классикой искусства. Брюллов наполнен настроениями романтизма, он пишет многое вне рамок канона Академии художеств, но при этом создает нечто невероятно ценное и самобытное.

В 1833 году он создает Последний день Помпеи – картину, которая создала настоящий фурор в мире искусства. В 1836 году он возвращается в Петербург, где проживает до 1849 года.

Петербург стал пространством для продолжения славы художника, которая только упрочилась. Талант Брюллова стал более разнообразным и интересным, он прославился как портретист, много общался с творческой элитой города. При этом Карл Павлович сам, когда-то сказал: «вторые Помпеи мне не написать» и предсказание во многом действительно сбылось.

Карл Великий – как его называли друзья и почитатели, действительно хотел создавать исторические полотна, как подобает выпускникам Академии художеств, но писал портреты и другие «салонные» работы. Он создавал по большей части картины на тему счастья и радости, ведь он сам был весьма больным, согласно печальному диагнозу докторов.

Подробная биография и творчество

Небольшая статья расскажет о творческом пути великого живописца Карла Брюллова.

Годы юности

Брюллов Карл Павлович родился в Петербурге в 12 февраля 1799 года. Его отец был немцем, в городе и его знали как искусного скульптора. Особенно красиво ему удавалась создавать небольшие миниатюры из дерева. Мальчик с раннего детства стал увлекаться рисованием. У Карлуши, как называли его близкие родственники и друзья семьи, карандаш — это продолжение его рук. В возрасте 10 лет его приняли в Петербургскую Академию искусств, где он и прожил около 12 лет.

Начало творчества

Никто и не сомневался, что юноша закончит Академию на «отлично». В 1819 году он покинул ее территорию и стал развивать в себе свой индивидуальный стиль написания картин. Старший брат Брюллова в тот период занимался возведением Исаакиевского собора и принял его под свою «крышу».

Первое время Карл предпочитал писать портреты. К нему часто обращались первые лица Петербурга – П. Кикин и А. Дмитриев-Мамонов. По просьбе мужчин Карл написал такие известные картины как «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». Благодаря популярности этих картин, Брюллов получил высокую награду по тем временам — путешествие в Италию на 4 года. Там он прожил не отведенный ему период, а намного больше – 12 лет, в период с 1822 года по 1834 год.

Жизнь и творчество в Италии

Брюллов часто наведывался в музеи Италии, где тщательно изучал творчество, и картины самых известных художников прошлого времени. Особое внимание его привлекла картина Рафаэля под названием «Афинская школа». Карл решается создать ее точную копию и затрачивает на это около 4 лет. В итоге картина произвела настоящий фурор не только на его коллег-художников, но и на тех, кто изначально скептически к нему относился. Во время его нахождения в Италии Брюллов написал такие выдающиеся картины как «Итальянский полдень» (1827 год) и Вирсавия (1832 год).

Карл Брюллов стал известным живописцем. Еще одна картина, давшая ему еще большую популярность и признание – это светский портрет «всадница». В конце концов, художник вновь вернулся к себе на родину, но уже известным и признанным при жизни великим классиком.

Последний период жизни

1843 год стал так же знаменательным в его жизни. Брюллов создал роспись для Исаакиевского собора. Но от написания портретов он не отказывался и активно занимался любимым творчеством. Для семьи Титтони он так же написал несколько портретов.

С юного возраста Карл Брюллов часто болел и был слабым ребенком. В 1847 году он перенес простуду, которая дала осложнение на сердце. Ревматизм вынудил художника провести в кровати почти семь долгих лет.

Врачи настоятельно рекомендовали Брюллову сменить климат России на более теплый тропический. Он поселился на острове Мадейра. Но даже изменение окружающей атмосферы не улучшило его состояние. Он покинул остров и переехал в Манциану в мае 1852 года. Там он и провел  остаток своих дней и умер через месяц в июне этого же года (1852).

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Надежда Константиновна Крупская

    Крупская Надежда Константиновна (1869-1939 гг.) является участником русского революционного движения, государственным, партийным деятелем, а также женой Ульянова В.И., всемирного известного под псевдонимом Ленин.

  • Булат Окуджава

    Булат Шалвович Окуджава – музыкальный и литературный деятель советского периода. Он рождён 9 мая 1924 года в городе Москва и умер 12 июня 1997 года в городе Кламар (Франция).

  • Виктор Голявкин

    Виктор Голякин – человек, который обладал множеством уникальных навыков, человек, преуспевший во многих отраслях искусства, внёсший огромный вклад в развитие инфраструктуры своей страны, вклад в развитие живописи

  • Тургенев Иван Сергеевич

    Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом.

  • Александр Герцен

    Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.

«Портрет Карла Ивановича Брюллова» 1836 год Автор: Василий Андреевич Тропинин Размер: Высота: 100 см (39,3 дюйма); Ширина: 79 см (31,1 дюйма) Материал: холст, масло Где находится: Третьяковская Галерея Москва

Биография, картины

Детство

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 в Петербурге. Его предки были обрусевшими выходцами из Франции; настоящая фамилия художника звучала «Брюлло». В XVIII веке прадед Георг Брюлло приехал в столицу Российской Империи, где стал работать лепщиком на Императорском фарфоровом заводе. Его внук и отец будущего живописца Павел Иванович был одарен различными талантами, занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью. Благодаря своим успехам, в 1793 он был избран академиком петербургской Академии художеств и преподавал в классе орнаментальной скульптуры. Только в 1822 с высочайшего разрешения императора Александра I братья Брюлло изменили фамилию предков и, добавив к ней русское окончание «въ», стали Брюлловыми. Павел Брюллов был дважды женат. От второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына—Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери — Мария и Юлия. Все сыновья Павла Ивановича от второго брака учились в Академии художеств, а их сестра Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Федоровича Соколова. В 1799 семья была вынуждена покинуть академическую квартиру, которую занимала благодаря должности Павла Ивановича, и поселилась на Васильевском острове, на Среднем проспекте между 3-й и 4-й линиями. Это случилось потому, что отец семейства получил предупреждение об увольнении из Академии ввиду «малой пользы» от обучения классов «мастерству часового и резного на дереве» и необходимости их закрытия. В 1805 Павел Иванович ушел в отставку и стал работать над оформлением Кронштадтской церкви. Карл рос очень болезненным мальчиком. До пяти лет он был практически прикован к постели, но, несмотря на это, отец рано начал прививать сыну навыки, необходимые для его будущей профессии. Ребенок постоянно рисовал фигуры людей и животных в различных, порой даже весьма сложных ракурсах. Эти упражнения позволяли развить глазомер, чувство пропорции и ритма, а также навыки построения композиции. Постепенно отец стал привлекать Карла как помощника, стремясь воспитать в нем трудолюбие и профессионализм. Нужно отметить, что Петр Иванович был достаточно строг и требователен к сыну. Так, в детстве за какой-то проступок он получил от отца сильную пощечину, в результате чего на всю жизнь оглох на левое ухо.

Императорская Академия художеств

В октябре 1809 Карл, еще не досгипний десятилетнего возраста, уже был зачислен в Императорскую Академию художеств на казенное содержание. Его наставниками стали профессоры А. И. Иванов, А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. Обучение давалось мальчику легко н блистательно справлялся со всеми учебными заданиями, а также, благодаря своей разносторонней одаренности, достаточно быстро снискал всеобщую любовь. Учителя ожидали от него «чего-то необыкновенного, а воспитанники старших возрастов баловали его за талант.., таская в столовую на своих плечах» . Со второй половины академического курса юноша часто помогал своим товарищам. За небольшую плату он поправлял по ночам чужие экзаменационные рисунки и особенно любил, чтобы во время работы ему читали вслух. Благодарные студенты с радостью шли навстречу, со временем рисование под чтение вошло в привычку, которую художник сохранил на всю жизнь. Первым значительным творческим успехом молодого живописца стало исполнение программного рисунка «Гений искусства» (1817—1820, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В образе гения Брюллов изобразил греческого бога Аполлона, покровителя искусств. Он сидит в свободной раскованной позе, в одной руке держит жезл, на котором висит лавровый венок, а другой опирается на лиру, стоящую на капители ионической колонны. У ног божества лежит фрагмент античной скульптурной группы «Лаокоон». Для наибольшей выразительности автор наделил своего героя большими белоснежными крыльями. Создавая эту работу, он следовал строгим академическим требованиям, поэтому рисунок был высоко оценен Академическим Советом и признан образцом для копирования. В 1819 Карл выполнил одно из своих лучших студенческих полотен «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), в котором продемонстрировал совершенство мастерства. Героем картины является прекрасный Нарцисс, сын нимфы Лариопы и бога Ке-фисса (по другой версии Селены и Эндимиона), который был настолько заворожен своим отражением в воде, что умер от любви к самому себе. Работая над этим произведением, художник собрал много подготовительного материала и, чтобы добиться максимальной выразительности, создал несколько натурных этюдов в Строгановском парке. В полотне убедительно переданы пластика обнаженного юноши, полулежащего на берегу пруда, пространство лесного пейзажа, светотеневые нюансы; в нем словно оживает поэтика древнегреческого мифа. Работа была высоко оценена профессорами и признана лучшей картиной Брюллова. А. И. Иванов купил это полотно для своей коллекции. Оно более двадцати лет украшало стены его мастерской, пока в 1842 не было выкуплено и не вошло в собрание музея Императорской Академии художеств. Буквально через два года после создания «Нарцисса, смотрящего в воду» Брюллов написал выпускную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврий-ского» (1821, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. За весь двенадцатилетний период своего обучения он был удостоен всех возможных в Академии наград и поощрений. По свидетельству друга А. Фомина, в день окончания учебного заведения Карл вынес из актового зала несколько пригоршней золотых и серебряных медалей. Но обстоятельства сложились таким образом, что Брюллов был вынужден остаться в Академии еще на три года для совершенствования своего мастерства. Президент заведения А. Н. Оленин назначил ему в наставники А. И. Ермолаева, художника мало одаренного и не имевшего никакого авторитета в среде студентов. Брюллов тут же написал прошение, в котором настаивал, чтобы его учителем был назначен Г. И. Угрюмов, один из известнейших живописцев в стране. Просьба не была удовлетворена, что и послужило причиной его гневного отказа от заслуженной пенсионерской заграничной поездки. В жизни молодого Брюллова начался новый и непростой этап.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Название картины: «Итальянское утро» 1823 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 62х65 см. Техника: холст, масло. Где находится: Кунстхалле Киль, Германия
  • Название картины: «Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова» 1841 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 123,5х97,5 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Название картины: «Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского» 1837 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 71.3 x 58 см. Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Название картины: «Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына» 1840 г. Автор: Карл Брюллов Размер: Высота: 194,5 см (76,5 дюйма); Ширина: 142 см (55,9 дюйма) Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Название картины: «Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского» 1849 г. Автор: Карл Брюллов Размер: Высота: 97 см (38,1 дюйма); Ширина: 77 см (30,3 дюйма) Техника: холст, масло. Где находится: Частная коллекция, Лондон
  • Название картины: «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)» Не позднее 1842 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 249х176 см Техника: холст, масло. Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Название картины: «Портрет баснописца И.А. Крылова» 1839 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 102,3 x 86,2 см. Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Название картины: «Портрет гр. К. А. Поццо ди Борго» 1833—1835 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 71 х 63 см (27,9 х 24,8 дюйма) Техника: холст, масло. Где находится: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
  • Название картины: «Портрет И. А. Бека» Около 1839 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 67 х 58 см. Техника: холст, масло. Где находится: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
  • Название картины: «Портрет М. А. Бек» 1840 г. Автор: Карл Брюллов Размер: Высота: 87 см (34,2 дюйма); Ширина: 70 см (27,5 дюйма) Техника: холст, масло. Где находится: Национальная галерея Армении Ереван, Армения
  • Название картины: «Портрет Пашкова» 1836 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 41 х 19 см. Техника: холст, масло. Где находится: Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
  • Название картины: «Портрет писателя А. Н. Струговщикова» 1840 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 80 х 66,4 см. Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Название картины: «Последний день Помпеи» 1830—1833 г. Автор: Карл Брюллов Размер: 456,5 х 651 см Техника: холст, масло. Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Название картины: «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» 1830 г. Автор: Карл Брюллов Размер: высота: 651 см (21,3 фута); ширина: 465,5 см (15,2 фута) Техника: холст, масло. Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Название картины: «Всадница» 1832 г. Автор: Карл Брюллов Размер: Высота: 291,5 см (114,7 дюйма); Ширина: 206 см (81,1 дюйма) Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Карл Брюллов. Картины с названиями и описанием» на страницах с картинами.

Брюллов Карл Павлович (1799—1852), художник.

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства незадолго до того организованного Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830—1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

Еще по теме:

Комментарии:

23 июня исполняется 155 лет со дня смерти одного из гениев русской художественной кисти Карла Павловича Брюллова. Он умер в полном расцвете сил, так и не осуществив своего последнего желания — умереть на родине. Последние три года своей жизни Брюллов, слабея от болезни, провел в Италии. Там и он и скончался в местечке Мандзиана (близ Рима).

Искусство окружало Карла Павловича, что называется, с младых ногтей. Он родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего резчика по дереву Павла Брюллова. Впрочем, профессия художника передавалась в семье из поколения в поколение: прадед, дед, отец — все они не только знали толк в искусстве, но и сами создавали неплохие образцы.

Девушка, собирающая виноград в окрестностях НеаполяПрадед Карла — Георг Брюлло (Brulleau), орнаментный скульптор (из французских гугенотов) прибыл в Санкт-Петербург в 1773 году с двумя сыновьями и был принят на императорский фарфоровый завод. Старший его сын Иван, также скульптор, имел сына Павла Ивановича Брюлло — академика орнаментной скульптуры, живописца-миниатюриста, который и стал впоследствии отцом знаменитейшего художника.

Он воспитывал сына в большой строгости. И если Павлу Ивановичу что-то не нравилось, он тут же отвешивал сыну звонкую оплеуху. Удары были такой силы, а звон таким острым, что Карл впоследствии плохо слышал тем ухом, по которому чаще приходились удары. Сейчас бы Брюллова-старшего закрыли бы на несколько лет за решеткой из-за жестокого обращения с ребенком. Тогда же — все было в порядке вещей.

Братья Карла, старшие и младшие, все учились в петербургской Академии художеств. А сам он впервые переступил порог этого учебного заведения в возрасте 10 лет. И по сути с самого начала учебы всегда числился среди самых талантливых, самых перспективных мастеров кисти.

ВсадницаСистема обучения в те времена была классической. Сначала будущие художники копировали оригиналы с натюрмортов, постепенно переходя к фигурным композициям. Затем на некоторое время главными «натурщиками» становились гипсовые слепки античных голов и фигур. Третья ступень — рисование манекенов, искусно «стилизованных» под людей. И только после этого воспитанникам академии разрешалось переходить к живой натуре.

Сколько их безвестных, так и не «выстреливших» художников «отсеялось» на раннем этапе учебы! Это нужно было иметь настоящую немецкую педантичность, чтобы часами, днями и ночами, как бы сказала сегодняшняя молодежь, тупо срисовывать гипсовые головы. Но без мучения нет учения — это непреложная истина. Брюллов перетерпел в юношеские годы, а рука его стала твердой и уверенной. Даже многочасовые проработки мельчайших деталей с тех, академических, пор его уже не страшили. Из академии он вышел почти что сложившимся мастером.

Но настоящий виртуоз никогда не ограничивается только лишь передачей того, что он видит. У Карла Павловича было богатое художественное воображение. Без него картина получится, как бы в одной плоскости. Она так и останется в мастерской. Это все равно, что тело без души.

Нарцисс, смотрящийся в водуЭто доказывает одна из первых значительных работ Брюллова — «Нарцисс, смотрящийся в воду». Его рисовали практически все сокурсники Карла. Но, сосредоточившись исключительно на теле прекрасного юноши, так и не ставшие известными художники, понимали — их Нарцисс не живет. С точно таким же успехом можно было рисовать и обрубок дерева. И только у Карла античный юноша получился «дышащим». Как вы думаете, за счет чего? За счет того, что Карл очень удачно прописал его фон: и камень, на котором лежит юноша, и зеркальные блики на воде, и даже листья камыша, и те словно бы наклоняются поближе, желая полюбоваться Нарциссом.

А вообще очень многое дала Карлу первая поездка за границу, куда он выехал с братом Александром, будущим архитектором осенью 1822 года. В пути Брюлловы делали многочисленные остановки, которые были особенно продолжительны в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Венеции и Мантуе. Эта поездка во многом и определила дальнейшую творческую судьбу Карла. Жить в окружении неземной красоты, совершенно независимым от воли и прихотей отца, все это дало Карлу такой мощный эмоциональный заряд, что он для себя твердо решил — за границей он не гость и обязательно вернется сюда.

Джудита Паста в роли Анны БолейнБольше всего Карлу полюбилась Италия, с ее горячим солнцем, неземным темпераментом жгучих брюнеток и почти явственным ощущением того, что на этой земле творили когда-то люди, вписавшие себя в историю золотыми буквами — Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Начал Карл с того, что давалось ему труднее всего — с портрета. Его героиня из «Итальянского полдня», полная чувственной неги, томления и внутренней красоты вскружила голову не одному петербургскому повесе — интерес к Италии резко повысился.

Еще больший успех ожидает на родине другую картину Карла Павловича — «Последний день Помпеи». Ее с большим восторгом встретили не только художники, но и мастера пера, такие как Пушкин и Гоголь. Они лучше других знали, что шедевр подобного масштаба вряд ли создашь, не прочувствовав каждой клеточкой души той трагедии, которая произошла несколько веков назад. И Брюллов не скрывал, что несколько месяцев провел в археологической экспедиции, которая проводила раскопки на месте древнего города, похороненного Везувием.

Осада Пскова Стефаном БаториемВернулся на родину Брюллов в 1835 году, вполне зрелым мастером. Он зарабатывает на жизнь рисованием портретов знати. Но не забывает и о «батальных» картинах. Так из-под его кисти выходит еще один шедевр — «Осада Пскова Стефаном Баторием». И здесь герои предстают нам как бы в трех измерениях, объемные и очень жизненные. Примечательно, что во время написания этой картины в мастерской художника появилось столько советчиков, что вскоре полотно стало для Карла «досадой от Пскова» и долгие годы служило перегородкой в мастерской.

Вот только с царем и вельможами у него отношения так и не сложились. Брюллов понимал, что его картины переживут и действующего царя, и целый сонм царей будущего. И не мог смириться с ролью «придворного мазилы». Зато принимал деятельное участие в освобождении от крепостного рабства таких выдающихся людей своего времени, как, например, Тараса Шевченко и других.

Брюллов работал охотно. Но вот чего не любил писать, так это портретов вальяжных стариков и дам, чей возраст перевалил за бальзаковский. Это была поздняя осень жизни, отмеченная печатью времени, а Карлу Павловичу хотелось передавать буйство весенних красок. Вот почему в его наследии так мало портретов важных сановников.

Очень много Карл Павлович работал над росписью храмов, в частности, в Казанском соборе. А вот работы в Исаакиевском соборе, особенно грандиозные в куполе этого пышного здания, были последним значительным плодом творчества художника. Начертив предварительные картоны росписей и уже начав работу в куполе, Брюллов заболел и не смог ее закончить.

В чем была причина его недомоганий? Здесь и неудовлетворенность в творчестве (Карл запретил себе создавать в России широкомасштабные полотна), и житейское одиночество — окруженный красивыми женщинами, Брюллов так и не смог остановить свой выбор ни на одной из них (женщина, которую он любил всю жизнь, волей обстоятельств не могла быть вместе с ним), и, наконец, смертельная тоска по далекой Италии, где Брюллову работалось особенно вольготно.

Италия не спасла Брюллова. Он слабел и терял последние силы. Но в Россию Карл Павлович возвращаться тем более не хотел. Он попытался остаться в глазах соотечественников не изможденным болезнью человеком, а живым и энергичным художником, которым он возвратился на родину в далеком 1835 году.

А закончить свой рассказ о Брюллове хочется анекдотом. Пушкинский музей. Перед картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» стоит абсолютно пьяный мужичок. Стоит и смотрит. Наконец, после пятнадцатиминутного стояния произносит: «Блин! Попадало все!»

Статья опубликована в выпуске 23.06.2007 Обновлено 22.07.2020

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий