Краткая биография Давида Самойлова. Творческое наследие поэта

imageСамойлов Давид – авторский псевдоним. Настоящее имя – Давид Самойлович Кауфман.

Родился в семье врача. В 1938—1941 годах учился в ИФЛИ (Московский институт философии, литературы, искусства).

В 1941 году Самойлов добровольцем ушёл на фронт. Воевал. Сначала пулеметчик, а затем комвзвода разведки, Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина. Был тяжело ранен. Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

После войны перешел учиться в Литинститут. Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году. Со слов самого Давида Самойлова он прошел строгую поэтическию школу. Его друзьями были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Поэтическими учителями своими Самойлов считал — Тихонова, Сельвинского, Асеева, Ауговского, Антокольского. Он встречался с Пастернаком, Ахматовой, Заболоцким, Мартыновым и А. Тарковским. Дружил с поэтессой Марией Петровых.

В 1967 Самойлов поселился в подмосковной деревне Опалиха (подальше от литературных игрищ и сборищ!).

Основные поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Волна и камень» (1974), «Весть» (1978), «Залив» (1981), «Голоса за холмами» (1985) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты. Писал работы по стихосложению, в частности «Книгу о русской рифме».

Выпустил также юмористический не стихотворный сборник «В кругу себя». В 1988 году был удостоен Государственной премии СССР. Стихи Давида Самойлова переведеные на многие европейскиеязыки выходили отдельными изданиями в нескольких странах.

Также Самойлов много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и др. Из больших поэтов — Рембо, Аполинера, Лорку, Брехта, Незвала, Тувима, Галчинского, Бажана, Эминескуи многих других.

Большую часть последних лет жизни провёл в Пярну (Эстонская ССР), где поселился в 1975 году. Умер Давид Самойлов 23 февраля 1990 года в Таллине, на юбилейном вечере Пастернака, едва завершив свою речь. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

Ознакомиться с творчеством Самойлова Давида

1 июня 2020Литература

Давиду Самойлову — 100 лет! Вспоминаем его стихи и объясняем, почему русские классики XIX века ведут себя в них как советские интеллигенты

1. «Плотники…» (1938)

когда-нибудь

: Будем жариться у черта на одной сковороде!»

В конце тридцатых, перед Второй мировой войной, Давид Кауфман, еще не взяв­ший псевдоним Самойлов, учился в Московском институте философии, литературы и исто­рии — знаменитом ИФЛИ, который был одним из нем­ногих центров интеллектуаль­ной жизни в тог­дашней Москве. Это раннее стихотво­рение, опубликованное в универси­тетской стенгазете, сделало Кауфмана извес­тным среди других студентов. Он познако­мился с Павлом Коганом, автором ставшей знамени­той романтической песни «Бригантина», Борисом Слуцким, который посещал ИФЛИ как вольнослушатель (со време­нем он ста­нет главным собесед­ником и сопер­ником Самойлова), и другими молодыми поэ­тами. Это была своего рода репетиция той поэ­тической славы, которая придет к повзрос­лев­шему Самойлову уже после войны.

Как читать Бориса Слуцкого Объясняем поэзию Слуцкого на примере пяти стихотворений

В этом стихотворении отразилось все, что вол­новало молодых московских поэтов в литературе

1920-х

 — первой половины

1930-х

годов. Это и истори­ческая тематика, и обращение к странно звучащему стиху, напоминающему об авангар­дистах, и влия­ние революционной романтики. В стихотво­рении Самойлова чувствуется эхо стихов Эдуарда Багрицкого, одного из самых знаме­нитых поэтов

30-х

, о Тиле Уленшпигеле, легендарном фламандском герое

XIV–XVI

 ве­ков, ставшем символом сопротивления испанскому господ­ству. Со­ветский читатель знал о Тиле из популярного романа Шарля де Ко­стера, напи­санного в середине XIX века и несколько раз переводившегося на русский  Речь идет о романе «Легенда об Улен­шпигеле».. Отец Тиля, Клаас, также как и герой этого стихотворения, был сожжен на кос­тре, а фраза «Пепел Клааса стучит в мое сердце», придуманная Костером, была широко известна.

Молодой Самойлов очень условно изображает Европу, но это почти не бро­сается в глаза благо­даря изощренной звуковой технике. В конце

1930-х

поэт увлекается Велимиром Хлебниковым и другими авангардистами, уделявшими особое внимание звучанию стиха. Уже первая строка — «Плотники о плаху притупили топоры» — задает перекличку звуков п, р и л, которая прошивает весь текст и создает почти физическое ощущение тяжелой работы. Его под­держивает и хореический размер, напоминающий одновременно и о народ­ной поэзии, и об авангарде. Это сочетание клас­сич­ности и совре­менности будет характерно для всего творчества поэта. Как читать Велимира Хлебникова Объясняем, как найти ключ к текстам поэта, на пяти примерах

2. «Пушкин по радио» (1984)

Многие поэты, прошедшие Вторую мировую войну, сделали ее основной темой своих стихов. Самойлов, напротив, обращался к ней относитель­но редко. Нес­мот­ря на то что по возрасту поэт принадлежал к так называемому фронто­вому поколению, до рубежа

1950–60-х

 годов он пуб­ликовался крайне редко и вошел в литературу уже в другую, мирную эпоху. Однако первым его извест­ным стихотворением стали «Сороковые» (1961), посвященные именно войне.

image
Давид Самойлов. 1940-е годы © Библиотека имени А. С. Пушкина города Челябинска

Для фронтовых стихов  У Самойлова есть еще несколько стихотво­рений о войне. Условно все эти тексты можно объединить в единый фронтовой цикл, хотя сам поэт так никогда не делал. Самойлова характерно общее настроение: если обычно его поэзия легкая и ироничная, иногда с оттенком грусти, то тут преобладает другая, стоическая интонация. Война меняет человека, не толь­ко становясь школой жизни, но и давая своеобразное (хотя и жестокое) эсте­тическое воспитание, которое помогает понять главное и отбросить второс­тепенное. 

В этом стихотворении, написанном спустя почти сорок лет после войны, Самойлов объясняет, чем для него был фронтовой опыт и как он повлиял и на него самого, и на его поэзию. В послевоенное время он больше не инте­ресуется авангардом — его привлекает легкость пушкинской эпохи. И вот почему. «Пушкин по радио» строится на резком контрасте между классич­еским стихотворением и реалиями фронта. Пушкинские стихи, которые сначала кажутся просто шумом («…радио орало / Вороньим голосом»), помо­гают описать ситуа­цию, в которой оказался герой стихотворения, и мир, в котором он живет, на 

каком-то

другом уровне. Герой словно на практике понимает универсальность пушкинской поэзии: оказы­вается, что она — обо всем, даже о Второй мировой войне. 

3. «Старик Державин» (1962)

Что-то

молча про себя загадывал. (Все занятье — по его годам!) По ночам бродил в своей мурмолочке, Замерзал и бормотал: «Нет, сволочи! Пусть пылится лучше. Не отдам!» Был старик Державин льстец и скаред, И в чинах, но разумом велик. Знал, что лиры запросто не дарят. Вот какой Державин был старик!

У Самойлова много стихотворений, посвященных поэтам золотого века — Державину, Тютчеву, Дельвигу. Это всегда психологические портреты, где судьба, жизненные обстоятельства и размыш­ления поэтов прошлого говорят скорее о сегодняшнем дне. Русские классики XIX века в его стихах ведут себя как интеллигенты рубежа

1950–60-х 

го­дов, и волнуют их те же вопросы. Самой­­лов размышляет о непрерывности русской культуры: могут ли поэты, родившиеся в Совет­ском Союзе, считать себя преемниками класси­ческой традиции XIX века? Для многих совре­менников Самойлова ответ был неоче­виден: старая литература создавалась людьми совсем другого социального статуса. Как советский мальчик из семьи врача может чувствовать себя преем­ником дворянина Пушкина? 

Тем же вопросом часто задавались аван­гардисты и настаивали на том, что после революции советская литература началась с чистого листа. Разочаро­вавшийся в авангарде Самойлов думает иначе. Да, его опыт и опыт современ­ников Пушкина разный, но это не так важно: важен диалог с пушкинской традицией, стремление понять ее и применить к современности, даже несмо­тря на то что прямая линия наследо­вания прервалась. Старика Державина, который мог бы благословить молодых поэтов, нет, но его роль берет на себя сама история ХХ века.

ВИДЕО! Андрей Немзер о стихах Давида Самойлова Как Самойлов проклинал свой век и получал за это Государственную премию

4. «Из детства» (1956)

Стихи Самойлова часто посвящены ушед­шему, невозвратимому времени и попытке понять, что было утеряно и почему то, что казалось частью повсе­дневности, так тяжело терять. В этом стихотворении детство изображено как начало мира, в которое невозможно вернуть­ся: остатки реальности

20-х

были уничтожены войной, а память о них смутна. Герой этого автобиогра­фического стихотворения — ребенок, который, слушая отцовскую песню, понимает: мир непостоянен и всему приходит конец. Цитата из Пушкина, которую мы видим в начале стихо­творения, составляет его смысловой центр. Это вообще харак­тер­но для поэзии Самойлова: он часто использует Пушкина, чтобы объяснить важнейшие моменты как собственной жизни, так и всей русской истории, в том числе истории ХХ века с ее войнами и революциями. 

Давид Самойлов с родителями. 1927 годe-reading-lib.com

В «Памятных записках» Самойлов пишет об этом стихотворении: «Интересное свойство памяти. Когда мы вспоминаем целый период жизни, мы, в сущности, не помним всего протяжения времени, а лишь детали, узоры на бесконечном сером полотне. Эти детали и соединяются в один день, который для нас — картина того или иного времени. А нахватаны частности из разных дней. Па­мять художественна. Помним день, а кажется, что помним время». Это ключ к использованной здесь поэти­ческой технике и ко многим другим стихам: поэт выбирает разные приметы и факты, помогающие создать объемный образ, не боясь неточности. И этому он учится у поэзии первой половины XIX века.

5. «Свободный стих» (1973)

Самойлов сложно относился к свободному стиху  Свободный стих, верлибр (от франц. vers libre) — стих, лишенный рифмы и метра и сох­раняющий лишь один признак, отличающий стихи от прозы, — заданное членение на стро­ки. (и к авторам, которые разрабатывали его на русской почве, прежде всего к Владимиру Буричу, о чьих стихах он писал эпиграммы), но периодически исполь­зовал его: произве­дения с заголовком «Свободный стих» можно рассматривать как отдельный цикл. В каждом из них поэт колебался между приятием и кри­тикой новой формы, входив­шей в моду в 

60–70-е

у советских поэтов, обнару­жив­ших, что большая часть зарубеж­ной поэзии теперь пишется свободным стихом.

Давид Самойлов читает свои стихи на поэтическом вечере в универсальном спортивном зале «Дружба». 1983 год © Борис Кавашкин, Владимир Савостьянов / ТАСС

Из-за многочисленных анахронизмов стихо­творение кажется шутливым, но если посмотреть внимательнее, становится понятно, что «автор повести о позднем Предхиросимье» это во многом сам Самойлов. Для этого автора из буду­щего персонажи пушкинского времени и текстов условны, он путает их, и это такой же прием, как и то, что современники Пушкина у Самойлова думают и рассуждают как люди

1950–60-х

 го­дов. Эти ошибки не мешают чувствовать связь с той эпохой: «автор повести о позднем Предхиро­симье» улавливает дух времени, который важнее конкретных примет.

В дневниковой записи 1934 года Давид Кауфман пишет, что история «похожа на ленту веков, которая наматывается на исходный пункт, т. е. появление чело­века». История для него — спираль. События повторяются снова и снова, хотя декорации и приметы времени меняются. Поэтому пушкинская эпоха важна и для поэта-фронтовика, и для поэта будущего: несмотря на непра­вильно поня­тые детали, каждый из них может уловить ее дух и благодаря этому найдет собственное место в мире.

В стихотворении «Свободный стих» угадываются мотивы, которые в 

1980-е

 го­ды прозвучат у поэ­тов-метареалистов (напри­мер, в стихотворении Алексея Парщикова «Деньги»): смешение разных времен и реа­лий, одновременная любовь к ста­рин­ным и современным вещам, ирония, не отме­няющая серьез­ности высказывания.  Что такое метареализм? Объясняем на примере стихов Алексея Парщикова, Ивана Жданова и других поэтов микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Клип дня «Счастливые дни» Спайка Джонза и Weezer Кинохроника дня Американские солдаты наблюдают за ядерным взрывом в 1952 году Кот дня Альберт Швейцер (и его кот) Архив Искусство

Стэнли Кубрик: как начать смотреть его фильмы

Как молодой фотограф стал знаменитым режиссером и чем отличается его почерк

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями: Самойлов и Кауфман

Давид Самуилович Самойлов
Пярну, Ганнибалов вал, осень 1977 года.
Имя при рождении:

Давид Самуилович Кауфман

Род деятельности:

поэт, переводчик

Язык произведений:

русский

Премии:
Награды:
[lib.ru/POEZIQ/SAMOJLOW/ Произведения на сайте Lib.ru]

Дави́д Само́йлов (настоящее имя — Дави́д Самуи́лович Ка́уфман; 1 июня 1920, Москва — 23 февраля 1990, Таллин) — русский советский поэт, переводчик.

Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт.

Биография

Родился в еврейской семье[1]. Отец — известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892—1957); мать — Цецилия Израилевна Кауфман (1895—1986)[2][3].

В 1938—1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но оказался не годен по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое он не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

Приказом 1 осбр Волховского фронта №: 13/н от: 30.03.1943 года пулемётчик 1-го отдельного стрелкового батальона 1-й отдельной стрелковой бригады красноармеец Кауфман был награждён медалью «За отвагу» за то, что он в бою 23 марта 1943 года в районе Карбусель с пулемётным расчётом во время атаки первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат[4].

После выздоровления, с марта 1944 года продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 347/н от: 01.11.1944 года писарь 3-й отдельной моторазведроты разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман был награждён медалью «За боевые заслуги» за полученные тяжёлые ранения в бою в районе станции Мга, участии в боях на Волховском и 1-м Белорусском фронтах и образцовое выполнении своих непосредственных обязанностей писаря[5].

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 661/н от: 14.06.1945 года автоматчик 3-й отдельной моторазведроты развед. отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.[6]

В годы войны Самойлов не писал стихов — за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

Внешние изображения
[vitum.livejournal.com/58072.html Надгробный памятник]

C 1974 года жил в Пярну (Эстонская ССР), по адресу: улица Тооминга, дом № 4.

Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 года в Таллине. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

Творчество

Первое послевоенное произведение «Стихи о новом городе» было опубликовано в 1948 году в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии.

Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году. Затем появились поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год), «Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами» (1985 год) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты.

В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе»[7].

Одно из первых публичных выступлений Д. С. Самойлова перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.

Является автором стихотворения «Песенка гусара» («Когда мы были на войне…»), на которое была положена музыка бардом Виктором Столяровым в начале 1980-х годов. «Гусарская песенка» Самойлова-Столярова стала в начале XXI века популярной среди казаков Кубани[8].

Выпустил юмористический прозаический сборник «В кругу себя». Писал работы по стихосложению.

Семья

С 1946 года был женат на искусствоведе Ольге Лазаревне Фогельсон (1924—1977)[9], дочери известного советского кардиолога Л. И. Фогельсона. Их сын — Александр Давыдов, писатель и переводчик.

Позднее был женат на Галине Ивановне Медведевой, у них родилось трое детей — Варвара, Пётр и Павел[10].

Награды

Давид Самойлов родился 1 июня 1920 года в Москве. Маму звали Цецилия Израилевна. Отец Самуил Абрамович Кауфман работал главным венерологом Московской области, участвовал в Первой мировой и Гражданской войне; в Великую Отечественную работал в тыловом госпитале.

Воспоминания из детства

Образы родителей будущим поэтом будут ярко описаны в стихотворениях «Двор моего детства» и «Выезд», а детские воспоминания автор правдиво запечатлел в автобиографических произведениях «Дом», «Сны об отце», «Квартира», «Из дневника восьмого класса».

Биография Давида Самойлова – талантливого поэта – вполне обыденна. Родился… Учился… Сочинял… С поэзией Давид подружился с детских лет, большое влияние на его становление как человека творческого оказал исторический романист и по совместительству друг семьи Василий Ян.

Биография Давида Самойлова

Школу будущий поэт окончил в 1938 году и стал студентом Московского института философии, истории и литературы, где преподавали самые лучшие ученые того времени: Л. И. Тимофеев, Н. К. Гудзий, Д. Н. Ушаков, Ю. М. Соколов, С. И. Радциг, Д. Д. Благой.

За период учебы Давид Самойлов (фото военного периода) подружился с поэтами, позже именуемыми представителями поэзии военного поколения 40-х годов: Сергеем Наровчатовым, Борисом Слуцким, Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом. Им было посвящено пророческое стихотворение «Пятеро», причем пятым был сам автор. Гибель некоторых из них, как бы напророченная в произведении, стала для Самойлова большим горем. Творчески близок автор был также с Н. Глазковым, М. Лукониным – коллегами по неофициальному творческому семинару поэта И. Сельвинского, добившегося публикации в журнале «Октябрь» произведений своих учеников. Произошло это в 1941 году; стихотворение Самойлова, напечатанное в общей подборке, описывающее картину человеческого прогресса и подписанное псевдонимом Давид Кауфман (в честь отца), называлось «Охота на мамонта».

Годы военные

В Финскую войну Самойлов Давид Самуилович, биография которого всегда была связана с поэзией, хотел попасть на фронт добровольцем, но не прошел по состоянию здоровья. В Великую Отечественную войну в ряды защитников Родины не прошел по возрасту: был направлен под Вязьму рыть окопы. В первые военные месяцы поэт записал в тетрадь неопубликованные и важные для себя произведения (около тридцати стихотворений, три поэтических перевода и одну комедию). В те времена Давид заболел и был эвакуирован в Ашхабад, где начал обучение в вечернем педагогическом институте. После этого было Гомельское военно-пехотное училище, в котором Давид, пробыв пару месяцев, был отправлен под Тихвин, на Волховский фронт. Впоследствии автор писал, что война ему открыла главное – ощущение народа.

Дошел до Берлина

Биография Давида Самойлова имеет факт ранения, полученного в 1943 году. Спасением жизни писатель обязан своему другу – алтайскому крестьянину С. А. Косову, которому впоследствии было посвящено стихотворение «Семен Андреич». После выписки из госпиталя вернулся на фронт. Будучи разведчиком, в составе Первого Белорусского фронта освобождал Германию, Польшу, дошел до Берлина. Важнейшие этапы биографии поколения военных лет Давид Самойлов подчеркнул в поэме «Ближние страны. Записки в стихах».

В годы войны Давид Самойлович Самойлов, биография которого вызывает искренний интерес у поклонников его творчества, поэтических строк не сочинял, не считая стихотворений про Фому Смыслова, удачливого солдата, и поэтической сатиры на Гитлера, публиковавшихся в гарнизонной газете под псевдонимом Семен Шило. Первое произведение, изданное в журнале “Знамя” после войны (в 1948 году), – «Стихи о новом городе». Регулярно публикации его произведений в периодической печати стали появляться в прессе начиная с 1955 года. До этого периода Самойлов работал в качестве профессионального переводчика и сценариста на радио.

Творчество Самойлова

Биография Давида Самойлова всегда была связана с творчеством. В 1958 году опубликована дебютная поэтическая книга «Ближние страны», ключевыми героями которой являлся фронтовик в произведениях «Жаль мне тех, кто умирает дома…», «Семен Андреич» и ребенок в произведениях «Золушка», «Сказка», «Цирк», «Стихи о царе Иване». В этом поэтическом цикле гармонично соединились жизненный опыт поэта и исторический опыт России с его традициями пушкинского историзма. Тема истории и роли человека в ней продолжилась в драматических сценах «Сухое пламя» (1963 год) и стихотворении «Пестель, поэт и Анна», написанном в 1965 году. Исторические эпохи перекликаются в изданной в 1972 году поэме «Последние каникулы», повествующей о путешествии главного героя вместе со скульптором XVI века Сквошем Витом по Польше и Германии разных исторических периодов.

Известность Давида Самойлова

Имя Самойлова широкому кругу читателей стало известно после публикации в 1970 году поэтического сборника «Дни», лучшие стихотворения автора были объединены в книге «Равноденствие». Давид Самойлов, биография, стихи которого интересны нынешнему поколению, не принимал участие в официозной писательской жизни, что ни в коей мере не изолировало его от жизни общественной, ведь и круг общения, и круг занятий Самойлова был достаточно широк.

В 1967 году писатель поселился близ Москвы, в деревне Опалиха. Биография Давида Самойлова связана со многими известными именами: Юлием Кимом, Юрием Левитанским, Зиновием Гердтом, Булатом Окуджавой, Фазилем Искандером, с которыми поэт поддерживал тесную дружбу.

Разносторонность Давида Самойлова

Болезнь глаз не мешала его работе в историческом архиве, написанию произведения о 1917 годе. В 1973 году Самойлов опубликовал «Книгу о русской рифме», в 1974 году свет увидела книга «Волна и камень», названная критиками самой пушкинской – по поэтическому мироощущению и частоте упоминаний о великом поэте.

Давид Самуилович активно и в больших объемах переводил стихи болгарских, испанских, армянских, немецких, литовских, польских, турецких, французских, сербских, эстонских поэтов, принимал участие в создании ряда спектаклей в Театре на Таганке, Театре имени Ермоловой, «Современнике», писал для театра и кино песни. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии Советского Союза.

Эстонский период жизни писателя

Поэт Давид Самойлов, биография которого связана с военным временем, в жизни был легким и общительным человеком. В 1976 году поселился на улице Тооминга, в эстонском приморском городке под названием Пярну, который он очень любил. Красота приморского парка, запутанные старинные улочки, невероятной красоты залив вдохновляли поэта на творчество. Именно в Эстонии – стране, где автор чувствовал себя легко и спокойно, – вышло шесть его поэтических сборников, один из которых был издан на эстонском языке. Поэт часто посещал местную гимназию и соседние школы, любил беседовать с учителями и учениками о русской литературе, читал вслух свои произведения. Общение было неформальным и оставляло всегда глубокое впечатление в сердцах молодого поколения.

Самойлов никогда не ставил к своим стихам даты. В 1962 году начал вести дневник; записи из него послужили основой для прозы, опубликованной отдельной книгой «Памятные записки» после его смерти, в 1995 году. Искрометный блистательный юмор поэта породил многочисленные эпиграммы, пародии, шутливый эпистолярный роман.

Вклад в литературу: Давид Самойлов

Смерть настигла писателя в Пярну 23 февраля 1990 года, там же он был похоронен. О Давиде Самуиловиче Самойлове в 2010 году была снята документальная кинокартина «Мальчики державы».

Давид Самойлов считается одним из лучших представителей поэзии двадцатого века с большим запасом творческого синтеза глубокой культуры, присутствием свежести мысли, гармонично сочетающейся с элегантным юмором. Его поэтическое мировосприятие основано на глубоком чувстве истории и культурных традициях, современность автором также воспринимается как история. Только он ее обдумывает, проживает, выдерживает некоторое время (порой даже несколько лет) для того, чтобы субъективное мнение и пережитое время несколько отстранилось назад и событие приобрело свойства исторического объекта, внешнюю рельефность и внутренний строй. Именно этим можно объяснить, что первая книга поэта впервые была опубликована через целых тринадцать лет с момента окончания войны. Между появлениями остальных книг также проходят годы, подтверждая, что Давид Самойлов количеству опубликованного материала предпочитал его качество.

image
Давид Самуилович Самойлов (Кауфман)
  • За свою жизнь Давид Самойлов, известнейший советский поэт, успел повидать многое, в том числе и ужасы Великой Отечественной войны. Однако, всё это не озлобило его, и его стихи сохранили свою неповторимую лирику.
  • Давид Самуилович был очень образованным человеком, он свободно владел множеством иностранных языков, включая чешский, албанский, польский, литовский и мадьярский (венгерский).
  • В биографии Давида Самойлова он обычно скромно именуется поэтом. И действительно, прозу он почти не писал, зато он активно занимался переводами зарубежной поэзии на русский язык, и очень успешно.
  • Он относится к поколению поэтов-фронтовиков. К этой группе исследователи причисляют тех советских поэтов, которые ещё в юности, прямо со студенческой скамьи, ушли воевать.
  • Когда в 1939 году началась советско-финская война, Давид Самойлов пытался записаться в армию добровольцем, но его не взяли по состоянию здоровья. Тогда ему было всего 19 лет.
image
Давид Самойлов в молодости
  • Происходил Давид Самуилович из еврейской семьи, и настоящая его фамилия – Кауфман. Однако, по своим причинам он предпочёл подписывать творчество псевдонимом.
  • Во время Великой Отечественной войны, уже служа в армии, поэт без устали сочинял стихотворные сатиры на Гитлера для гарнизонной газеты. Он публиковал их под псевдонимом “Семён Шило”.
  • Самым известным персонажем, придуманным Давидом Самойловым, был Слонёнок, про которого он также сочинил немало детских пьесок. Этот персонаж не раз выводился на театральных подмостках и в радиоспектаклях.
  • По мотивам творчества поэта неоднократно снимались фильмы. Всего в Советском Союзе состоялось восемь экранизаций, все они были предназначены в первую очередь для юной аудитории.
  • Давид Самойлов – один из немногих литераторов, получавших высокие государственные награды и за личные качества на войне, и за вклад в развитие культуры. Всего он получил две медали (включая медаль “За отвагу”), два ордена и государственную премию СССР.

 

image
30 интересных фактов о Владимире Короленко
image
20 интересных фактов о Роберте Шумане
  • Большинство стихов Давида Самуиловича написано для взрослых, а не для детей. Многие из них впоследствии были положены на музыку разными бардами, превратившись тем самым в песни.
  • За всю свою жизнь Самойлов никогда не переходил дорогу советским властям, не критиковал их и не поддерживал оппозицию. Однако, как показали рассекреченные спустя десятки лет архивы, за ним действительно следили сотрудники КГБ.
  • Большинство произведений, созданных в послевоенные годы, он писал “в стол”, так никогда их и не опубликовав по каким-то своим причинам. Их случайно обнаружили уже после смерти поэта.
  • Старший сын Давида Самойлова пошёл по отцовским стопам, связав свою жизнь с литературой и став писателем. Женился поэт вскоре после возвращения с фронта, но спустя годы он развёлся и вступил во второй брак.
  • Давид Самуилович никогда не боялся открыто поддерживать людей, которых притеснял советский режим. В частности, он открыто высказывался в защиту великого учёного Андрея Сахарова, одного из создателей советской водородной бомбы, который подвергался репрессиям.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий