Краткая биография Нестора Летописца

image    Вы видите здесь снимок, сделанный со знаменитой мраморной статуи работы русского скульптора Антокольского. Изображает эта скульптура старого монаха-летописца за книгой. Таким представлял себе художник первого русского историка – Нестора.    Очень давно, более девятисот лет тому назад в Киево-Печерском монастыре, основанном князем Ярославом, жил монах Нестор. В те времена грамотных, образованных людей чаще всего можно было встретить в монастырях. Таким центром знаний, письменности, и притом одним из самых знаменитых, был и Киево-Печерский монастырь с его замечательной библиотекой рукописных книг. Сам настоятель “поощрял почитание книг”. Монахи собирались каждый день в библиотеке для чтения. Многие только и занимались перепиской рукописей и делали это весьма искусно.    Об одном из переписчиков сообщается: “он хитрый писать книги” – то есть, мастер переписывать; о другом – “бысть книжник и философ”.    Кто только не наведывался сюда, в Киево-Печерский монастырь! Князь заезжал сюда перед походом. Бояре и воины заходили сюда. Здесь можно было встретить купцов, монахов, странников, сказителей, гусляров со всех концов русской земли. И все они рассказывали монастырским обитателям о том, что творится на белом свете.    Образованный и талантливый писатель Нестор встречался здесь со многими бывалыми и мудрыми людьми. Как попал сам Нестор в Киев, где он постиг премудрость грамоты, где он вырос и родился – этого мы не знаем. Сохранилось предание, что родина его – город Белозерск. Достоверно известно, что в конце XI века на Руси появились уже два его произведения: “Житие братьев Бориса и Глеба” и “Житие Феодосия Печерского” – редчайшие памятники древнерусской литературы.    Но для его потомков несравненно важнее его третий, знаменитый труд “Повесть временных лет”. Сам Нестор назвал его “Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть”.    Эта летопись – запись по годам важнейших событий, прошедших (временных) лет от переселения славян с Дуная и Карпат в долины рек Днепра и Волхова, вплоть до событий начала XII века.    О том, например, как был основан Киев, как отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа Олега, как боролся Мстислав с князем Редедей, – Нестор записал по преданиям и легендам. А о жестокой борьбе русских против хазар, печенегов и половцев, о походах славных полководцев древней Руси – Олега, Игоря и Святослава, о годах княжения Владимира, Ярослава Мудрого, его детей и внуков – летописец дает уже более достоверные сведения. Он часто упоминает и о соседних народах – поляках, словенах, болгарах и греках. Он знакомит с жизнью Киева, его обитателей и князей. В 1027 году он записывает: “родился третий сын Ярославу и нарече имя Святослав”, в 1060 году: “преставился Игорь сын Ярослава”.    Летописцу много помогал его друг-старец Ян Вышатич. Он за свою почти столетнюю жизнь участвовал во многих походах, а многое помнил из рассказов своего отца Вышаты – дружинника князя Владимира и Ярослава Мудрого.    Нестор так записал: “Я много от него слышал и все записал в летописание сие”.    Но не только важные, проверенные факты запечатлевал Нестор, но и все то удивительное, диковинное, что занимало его современников. Например, 11 февраля 1110 года над Киевом появился какой-то чудесный огненный столб. Позже, через три года в Ладоге выпал необычайный каменный дождь. В 1085 году рыбакам попало детище урода с двумя головами и одним туловищем.    Нестор нередко хвалит разумные поступки, он прославляет, например, Ярослава, потому что этот князь поощрял грамоту. А сам Нестор считал: “Велика бо бывает польза от чтения книжного. Они суть реки, напояющие вселенную. От них исходит мудрость. В книгах есть и неисчерпаемая глубина. Ими в печалях утешаемся, они узда к воздержанию”.    А вот внуков Ярослава Нестор порицает, потому что они забыли завет своего деда бороться с врагом сообща. Они только ссорятся между собою, а половцы тем временем опустошают и разоряют русскую землю.    Нестор писал на старославянском языке. Подлинный текст рукописи не сохранился, а дошли только его более поздние копии. Монахи-переписчики очень часто изменяли и искажали текст, иногда по неграмотности, иногда сознательно выбрасывая то, что им не нравилось, или добавляя то, что казалось им важным.    Ученые-историки из десятилетия в десятилетие работают над летописями, сличают разные копии между собой, сопоставляют их с другими документами того времени. Так они постепенно восстанавливают подлинный текст Нестора и точнее уясняют смысл этих замечательных записей. Эта работа ученых необычайно важна, потому что она восстанавливает нашу древнюю историю.

  • ← К разделу

История

2020-06-07 17:00:04 image

Русские летописи – уникальный историографический феномен, письменный источник раннего периода нашей истории. До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению ни об их авторстве, ни и об их объективности.

Главные загадки

«Повесть временных лет» — это череда заковыристых загадок, которым посвящены сотни научных трактатов. На повестке дня уже не меньше двух веков стоят четыре вопроса: «Кто автор?», «Где Начальная летопись?», «Кто виноват в фактологической путанице?» и «Подлежит ли древний свод восстановлению?».

Что такое летопись

Любопытно, что летопись — это исключительно русское явление. Мировых аналогов в литературе нет. Слово происходит от древнерусского «лето», что означает «год». Другими словами, летопись – это то, что создавалось «из года в год». Складывалась она не одним человеком и даже не одним поколением. В ткань современных авторам событий вплетались древние сказания, легенды, предания и откровенные домыслы. Трудились над летописями монахи.

Кто автор

Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».

Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов отводит ему роль переработчика Начального свода.

Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печерская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58 лет и считался глубоким старцем по тем временам.

Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.

«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось.

Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора – черноризца Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.

Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского» доподлинно.

Сравнения

Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печерскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.

Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.

Где начальная летопись

Её нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел.

Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».

Кто виноват в путанице

То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).

Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.

Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печерского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал.

Подлежит ли Начальная летопись восстановлению

Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» – не подлежит.

Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.

Читайте также: Рекомендуемые статьи Алексей Ермолов: за какие поступки чеченцы боялись русского генерала Почему на Руси никогда не ходили за водой после захода солнца Николай II и Людовик XVI: что общего у русского царя и обезглавленного французского короля

9 ноября чествуется память преподобного Нестора Лестописца.

О празднике читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

8 ноября – какой праздник: почему и как нужно просить здоровья в Дмитриев день

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

Читайте также:  Именины Никиты (День ангела Никиты) по православному календарю

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Память

В СССР и на Украине были выпущены почтовые марки, посвящённые Нестору.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца.

Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету, посвящённую Нестору Летописцу, достоинством в 50 гривен.

Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве, Владимире и Борисполе (Киевская область, открыт 27 июня 2020 года).

В Киеве возведены два храма во имя преподобного Нестора Летописца: по улице Промышленной (в 2010 году) и по улице Доброхотова на территории Киевского университета права НАН Украины (в 2013 году)[8][9].

На Украине 9 ноября в день чествования памяти преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.

  • Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 40 коп.
  • Почтовая марка СССР, 1978 год. Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора
  • Почтовая марка Украины, 1998 год. Монах-летописец Нестор
  • Орден преподобного Нестора Летописца, учреждённый Украинской православной церковью
  • Золотая юбилейная монета Украинского национального банка, посвящённая Нестору Летописцу

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Ссылки

Нестор Летописец на Викискладе
  • Преподобный Нестор Летописец в Православном календаре
  • Данные на сайте «Хронос»
  • Нестор Летописец — Православная-Летопись
  • О. В. Творогов . Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Словарь книжников и книжности Древней Руси.
Словари и энциклопедии Большая каталонская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Краткая литературная · Малый Брокгауза и Ефрона · Русский биографический · Britannica (11-th) · Britannica (онлайн)
Нормативный контроль BIBSYS: 90861928 · BNE: XX1110642 · BNF: 11917561b · GND: 118587072 · ISNI: 0000 0001 0923 0214 · LCCN: n84025060 · NKC: ola2002158784 · NLP: A18873625 · NTA: 074078313 · NUKAT: n00014076 · LIBRIS: 329897 · SUDOC: 027046443 · VIAF: 89002593

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

Читайте также:  Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин (†792). Молитва святому Филарету Милостивому о деньгах и благополучии

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории. Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

Примечания

  1. ПВЛ, 1997, с. 62.
  2. Киево-Печерский патерик, 1999, с. 38.
  3. ПВЛ, 1997, с. 262.
  4. ПВЛ, 1997, с. 292.
  5. Ключевский В. Курс русской истории.
  6. Демин Е. Загадки русских летописей.
  7. Христианство : Энциклопедический словарь. — Т. 3. — М., 1998. — С. 738.
  8. Храм преподобного Нестора Летописца возле Южного моста.
  9. Храм преподобного Нестора Летописца на территории Киевского университета права.

Значение деятельности Нестора

Значение деятельности Нестора настолько велико, что нельзя им не восхищаться. Он создал энциклопедию времен зарождения и становления христианства на Руси, проследил в своих трудах деяния монахов, имена которых благодаря ему стали известными и почитаемыми в народе. Летописец поведал о строительстве первых храмов, о молитвенных подвигах иноков, чьим путем потом пошли многие, пришедшие в монастыри. В его трудах был создан свод правил послушников через описание житий святых.

Кроме боголюбивых героев, в писаниях Нестора присутствуют первые русские князья, защищавшие родную землю, одерживающие победы не только мечом и копьем, но и мудростью. Не одно значимое историческое событие не прошло мимо взора, памяти и пера летописца, открыв читателю истоки истории Государства Российского.

Биография

Жизненный путь Нестора исследователи воссоздали по отрывочным сведениям, указанным в его трудах и более поздних источниках. Жизнь святого летописца была наполнена благочестием, смирением и трудолюбием.

Преподобный Нестор Летописец

Рождение и происхождение

Нестор родился в 50-е гг. XI столетия, предположительно в 1056 г. В источниках не указываются точные сведения о месте его рождения. Существует три версии, основанные на анализе текстов летописца:

  1. Традиционно считается, что великий летописец родился в Киеве, или в землях, прилегающих к нему.
  2. По мнению историка Татищева, родиной Нестора является город Бело-Озеро. Он считает, что на это указывает фраза «у нас на Беле-Озере».
  3. В начале XIX в. появилась версия, что первый русский летописец являлся греком и родился в крымском городе Корсунь (Херсон). Это мнение основано на подробном описании корсунской церкви и княжеских палат. Автор предположения считал, что такой рассказ может составить человек, лично побывавший в этих местах.

Косвенные сведения указывают на высокий социальный статус семьи, в которой родился Нестор. Так как юноша умел читать, писать и знал несколько языков, исследователи считают, что он был родом из очень богатой семьи, обеспечившей сыну великолепное образование.

Принятие сана и первые годы служения

В 17 лет Нестор пришёл в Печерскую лавру, расположенную в Киеве. Его приняли известные своей жизнью праведники Феодосий и Антоний. Киево-Печерская обитель в это время была пристанищем для многих достойных праведников. Молодой послушник наравне с ними нёс любое назначенное ему служение. Наравне с почтенными старцами он молился, придерживался строго поста и усердно работал на благо монастыря.

Читайте также:  6+ главных религий Эстонии: эстонская православная церковь московского патриархата и другие

Монашеский постриг Нестор принял при игумене Стефане, который встал во главе общины после смерти Феодосия Печерского. Молодой монах проявлял большое усердие в аскетической жизни и служении Господу. По преданию он участвовал в изгнании бесов из Никиты Затворника, будущего новгородского митрополита, и обретении честных мощей своего духовного отца — Феодосия.

В одном из своих трудов агиограф рассказывает о том, что был свидетелем чудесных событий, которые происходили у мощей основателя киевской обители. С первых дней своего пребывания в Киево-Печерской обители Нестор нес особое служение, благословенное её основателем.

Икона Нестора Летописца

Образованный юноша занимался составлением истории славянских земель. В своих трудах летописец называет себя великим грешником, не достойнейшим из всех иноков. Этот факт говорит о высокой степени духовности монаха.

Ангельское служение

После смерти своих наставников Феодосия и Антония Печерских Нестор полностью сосредоточился на служении Господу и деле, порученном ему духовным отцом. Уединившись в своей келье, он предавался молитве, посту, написанию исторических и религиозных сочинений, а также чтению богоугодных книг.

Последние годы жизни

Накопленные в процессе изучения многочисленных источников знаний нашли отражение в главном сочинении летописца, которое было написано в последние годы его жизни. Работа над «Повестью временных лет» была закончена в 1113 году.

А через год, завещав братьям продолжать своё дело, Нестор окончил свой земной путь. Братия монастыря выполнила завещание летописца. Переписали и продолжили его труд следующие иноки:

  • игумен Сильвестр, оформивший летопись в современном виде;
  • игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей, продливший повествование до 1200 г.;
  • игумен Лаврентий — составитель летописного труда, содержащего древнейший список нестеровой летописи.

Нестора погребли в Ближних пещерах преподобного Антония.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Нестор
Реконструкция по черепу С. А. Никитина
Имя при рождении:

неизвестно

Род деятельности:

летописец

Дата рождения:

середина XI века

Дата смерти:

начало XII века

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Сведения о жизни

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»[1][2].

Канонизация и мощи

Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церквью; день памяти — 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви[3].

Память

  • В СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Нестору.
  • Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца.
  • Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету посвящённую Нестору Летописцу достоинством в 50 гривен.
  • Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве и Владимире.
  • В Киеве построено два храма преподобного Нестора Летописца (по ул.Промышленная в 2010 году, и по ул.Доброхотова 7-а в 2013 году, на территории Киевского университета права НАН Украины)[4][5].

На Украине 9 ноября в день чествования памяти Преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.

  • Stamp of USSR 1934.jpg

    Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 40 коп.

  • Stamp of USSR 1935.jpg

    Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 1 руб.

  • USSRStampPostalHistory1978A.jpg

    Почтовая марка СССР, 1978 год: Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора.

  • Stamp of Ukraine s218.jpg

    Почтовая марка Украины, 1998 год: монах-летописец Нестор.

  • Nestor Chronical.jpg

    Орден преподобного Нестора Летописца, учреждённый Украинской православной церковью.

  • Coin of Ukraine Nestor r.jpg

    Золотая юбилейная монета Украинского национального банка посвящённая Нестору Летописцу.

Напишите отзыв о статье “Нестор Летописец”

Примечания

  1. [nsvisual.com/2/gin/55/54 В.Ключевский. Курс русской истории — 1]
  2. [old-ru.ru/articles/art_46_2.htm Е.Демин. загадки русских летописей]
  3. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 3. М, 1998. С. 738
  4. [churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=3112:2012-05-05-16-51-59&catid=3:2010-09-03-18-31-43&Itemid=12 Храм преподобного Нестора Летописца возле Южного моста]
  5. [churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=3111:2012-05-05-14-37-28&catid=3:2010-09-03-18-31-43&Itemid=12 Храм преподобного Нестора Летописца на территории Киевского университета права]

Ссылки

  • [days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm Преподобный Нестор Летописец] в Православном календаре
  • [www.hrono.ru/biograf/nestor.html Данные на сайте «Хронос»]
  • [ru.orthodoxwiki.org/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86 Нестор Летописец — Православная-Летопись]
  • О. В. Творогов. [lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4349 Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Словарь книжников и книжности Древней Руси.]

Отрывок, характеризующий Нестор Летописец

Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз. – Что, бг’ат, понюхал пог’оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова. «Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться. – Что это было, картечь? – спросил он у Денисова. – Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака – любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень. И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера. «Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер. – Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут. – Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело. – А коли про потерю спросят? – Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал , – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал . Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России. 28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта. Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению. Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично вправе и влеве проходили новые разнообразные леса, поля, деревни. Категории:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий