Краткая биография Поленова

В imageВасилий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года, в столице Российской Империи – Санкт–Петербурге. Родители Поленова были образованными и уважаемыми людьми. Мать и Отец великого русского художника занимались наукой.

Отец Дмитрий Васильевич – известный библиограф и археолог. Мать Мария Алексеевна занималась литературой, писала детские книги, и хорошо рисовала.

Дети росли в атмосфере творчества и любви к искусству. Это не могло не сказаться на формировании их личности. Они все хорошо рисовали. Особенно хорошо, рисование давалось Василию и Елене.

Науки рисования Василию Дмитриевичу преподавали некоторые учителя Академии художеств. Рисованием с ним занимался Чистяков, встреча с которым определила жизненные приоритеты Поленова – он захотел стать художником.

Чистяков привил юноше профессионализм, объяснил, что картина это продукт тяжелого труда. Василий хорошо усвоил этот урок мастерства.

В 1863 году Поленов поступает в Петербуржский Университет, на факультет физики и математики. По вечерам в свободное время от основной учебы, посещает лекции и занятия Художественной академии. В Академии он слушает лекции по рисованию, анатомии, строительству, геометрии. Несмотря на большую занятость, Василий Дмитриевич еще и успевает заниматься музыкой – пел в хоре Академии.

В 1872 году с блеском заканчивает Академию художеств и Петербуржский университет. Академия была закончена с золотой медалью и, на правах пенсионера этого учреждения, Поленов отправляется в путешествие за рубеж. За время своего путешествия посетил Австрию, Германию, Францию и Италию.

В этот период художник меняет взгляд на свое творчество. Василий Дмитриевич начинает отходить от исторических тем и всерьез начинает увлекаться пейзажем. Именно в пейзажной живописи он полностью раскрылся как художник.

Поленов вернулся на историческую Родину четыре года спустя. Вскоре началась русско-турецкая война и Поленов отправился практически в пекло событий.

Он был художником при будущем императоре России – В АлександреВ  III.В  После войны художник стал жить в Москве. В 90-ых годах 19 века Поленов переезжает в Тульскую губернию, где природа даровала художнику прекрасные виды русской природы, которые он потрясающе живо изображал на своем холсте. В 

Умер Василий Дмитриевич 18 июля 1927 года, в Тульской губернии в В своей усадьбе. Похоронен на одном из кладбищ в Бехове. Творчество Поленова – одно из самых ярких явлений в истории русской живописи второй половины 19 века, человек удивительного таланта. Василий Дмитриевич был архитектором и музыкантом, театральным художником. Но все же призвание Поленова – живопись.

16:16 • 19 января, 2017
image 12 января 2017 года. Иван и Анна Поленовы гордятся творчеством своего прапрадеда и знают все его полотна и историю их создания
12 января 2017 года. Иван и Анна Поленовы гордятся творчеством своего прапрадеда и знают все его полотна и историю их создания

Наша новая рубрика «Моя родословная» расскажет о потомках знаменитых династий

Ее первыми героями стали жители района Арбат Иван и Анна Поленовы. Ваня и Аня — праправнуки русского художника Василия Поленова.

Как это ни парадоксально, Ваня заканчивает 11-й класс школы № 1231 имени… Поленова. Именно там мы и встретились с ребятами. Стены первого этажа учебного заведения украшают репродукции полотен их прапрадеда — «Золотая осень», «Лето», «Бабушкин сад». Одна из самых известных — «Московский дворик» — висит напротив входа в школу.

— Историки сходятся во мнении, что белая церковь, изображенная на картине, — храм Преображения Господня на Песках. Он стоит всего в нескольких десятках метров от нашей школы. Поэтому школа и носит имя Поленова, — поясняет праправнук Василия Поленова Иван.

Признаться, с первых же минут встречи я начинаю совсем невежливо всматриваться в лица брата и сестры. Есть ли у них что-то от великого художника? Когда подходим к автопортрету Поленова, я буквально застываю на месте. Сходство Вани и его прапрадеда поразительно — те же скулы, глаза, лоб.

— Родители сразу рассказали, кто ваш предок? — спрашиваю у ребят.

— Конечно! — хором отвечают они. — И мы гордимся тем, что носим эту фамилию, — добавляет Ваня.

Брат и сестра начали интересоваться творчеством Василия Поленова с детства. Они регулярно ходят в музеи, где выставлены его картины, а летом бывают в усадьбе Поленова в Заокском районе Тульской области. Несколько этюдов кисти художника висят и у ребят дома.

— Мне очень нравятся два полотна — «Московский дворик» и «Золотая осень», — рассказывает Ваня.

— А мне — «Христос и грешница», — добавляет Аня. — Она очень человечная.

Оба знают и историю создания картин. Ребята признаются, что и сами раньше много рисовали, даже закончили художественную школу. Их работы отбирались на выставки.

— Сейчас, правда, времени на это совсем нет, — вздыхает младший Поленов. — Я готовлюсь к поступлению в медицинский институт. Решил это еще в 5-м классе. Наверное, гены дали о себе знать. Многие Поленовы были известными врачами.

А Аня изучает страны востока в МГИМО.

— Меня туда привело искусство, — поясняет девушка. — В свое время я увлеклась восточной живописью. И мне захотелось больше узнать об этой части света.

Оба Поленова признаются, что рисование — важная составляющая их жизни. И как только они твердо встанут на ноги, обязательно опять начнут творить.

— Этому нас научил наш прапрадед, — улыбается Анна. — Он сам был юристом и часто повторял: «Сначала нужно получить профессию, а потом уже рисовать!».

3795 16:16 • 19 января, 2017Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)
Дата рождения:

20 мая (1 июня) 1844(1844-06-01)

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

18 июля 1927(1927-07-18) (83 года)

Место смерти:

усадьба Борок, Пахомовский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР

Происхождение:

дворянство

Жанр:

пейзаж, историческая живопись

Учёба:

Императорская Академия Художеств

Влияние:

П. Чистяков

Влияние на:

И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, А. Головин

Награды:

1870 — малая золотая медаль («Иов и его друзья») 1871 — большая золотая медаль («Христос воскрешает дочь Иаира»)

Звания:

Академик (1876)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая [1 июня] 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

Молодые годы

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника, М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам, будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

В 1861—1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.

В 1863 году, окончив гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете.

Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную парижскую выставку. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете[1].

Обзор творчества

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль[2].

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика[1].

Летом 1874 года работает в Нормандии (курортное местечко Вёль), куда его пригласил И. Е. Репин, находившийся там также в качестве пенсионера академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия»)[3].

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян[1].

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа»[4]. С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883—1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Дом на Оке

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница»[5], построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967).[4][6][7]

В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 г. Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович[8].

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1907 путешествует по Германии и Италии. В 1910—1911 — снова посещает Европу.

В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915—1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»).

В 1918—1919 живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке».

В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики.[9]

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.[1] Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Семья

В. Д. Поленов был женат с 1882 на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931),[1] дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (один из которых, Федя, умер во младенчестве) и четыре дочери.

  1. Поленов, Алексей Яковлевич
    1. Поленов, Василий Алексеевич + первый брак — Марья Андреевна (ур. Хоненева) (1786—1814) + второй брак — Елена Матвеевна (ур. Бороздина) († 05.12.1856)
      1. Поленов, Матвей Васильевич (1823—1882) — русский юрист, сенатор Правительствующего Сената, тайный советник
      2. Поленов, Дмитрий Васильевич (1806—1878) — археолог, библиограф + Мария Алексеевна, урожденная Воейкова
        1. Хрущова, Вера Дмитриевна (1844—1881)[10] + Хрущов, Иван Петрович (1841—1904). Брак бездетный.
        2. Поленова, Елена Дмитриевна (1850—1898) — художница
        3. Поленов, Василий Дмитриевич — художник + Наталья Васильевна Якунчикова
          1. Поленов, Федя (1884—1886)
          2. Поленова-Ляпина, Мария Васильевна (1891—1976). С 1924 — в эмиграции
          3. Наталья Васильевна (младшая) (1898—1964)
          4. Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна + Сахаров, Константин Вячеславович
          5. Поленова, Ольга Васильевна (1894-?)
          6. Поленов, Дмитрий Васильевич (1886—1967) + Анна Павловна
            1. Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929—2000) + Лобанова, Ирина Николаевна.
              1. Лев Федорович Поленов+ Золотова,Елена Михайловна.

Поленовский Дом

В декабре 1915 года на Медынке (ныне Зоологическая, 13)[11][12] был торжественно открыт Поленовский Дом — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам.

Этот необычный особняк был построен в 1915—1916, во время войны, (архитектор Осип Шишковский)[11] по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова.

Память

  • В январе 1921 года в Москве был создан Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова. В 1925 году он был переименован в Центральный Дом искусства в деревне имени Василия Дмитриевича Поленова. Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 февраля 1930 года ему присвоено имя Надежды Константиновны Крупской[13].
  • В Петрозаводске на бывшем здании Олонецкой губернской мужской гимназии, где обучался Василий Поленов (ныне в здании расположен Музей изобразительных искусств Республики Карелия), установлена мемориальная доска в честь Василия Поленова.
  • В честь В. Д. Поленова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (4940) Polenov, он был открыт 18 августа 1986 года.
  • В 2010 году в издательстве «Молодая гвардия» была выпущена книга М. И. Копшицера «Поленов» из серии «Жизнь замечательных людей».[14]
  • Государственный музей-усадьба Василия Дмитриевича Поленова (село Поленово).

Главные произведения

  • «Московский дворик» (1878)
  • «Бабушкин сад» (1879)
  • «Лето» (1879)
  • «Заросший пруд» (1880)
  • «Больная» (1886)
  • «Христос и грешница» (1887)
  • «Золотая осень» (1893)
  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    «Аббатство» в Поленове

Галерея

См. также: Список картин Василия Дмитриевича Поленова

  • Wassilij Dimitriewitsch Polenow 001.jpg

    «Бабушкин сад»

  • Wassilij Dimitriewitsch Polenow 003.jpg

    «Московский дворик»

  • Tsezarskaya zabava.JPG

    «Цезарская забава»

  • Wassilij Dimitriewitsch Polenow 005.jpg

    «Христос и грешница»

  • Wassilij Dimitriewitsch Polenow 004.jpg

    «Заросший пруд»

  • Василий Петрович Щеголенок (Щеголенков) – Рисунок В. Поленова.jpg

    Василий Щеголенок

  • Василий Поленов. Сумерки.jpg

    «Сумерки». Национальный музей искусств Азербайджана, Баку

См. также

Федор Поленов был главным хранителем музея-заповедника имени Василия Дмитриевича Поленова почти 30 лет. Федор Дмитриевич очень похож на своего деда, известного художника, который в начале 90-х годов ХIХ века основал дом-музей, разбил парк. А еще семья Поленовых построила церковь Святой Троицы на беховском холме и две школы — в деревнях Страхово и Бехово.

Выбирая место у Оки для строительства дома, живописец Поленов, мечтал не только в нем жить, но и сделать общедоступным музеем. У него в гостях часто бывали и работали друзья — художники И. Репин, И. Левитан, К. Коровин, В. Васнецов, И. Шишкин. До сих пор в комнатах музея можно увидеть их картины, как и картины только начинавших свою жизнь в искусстве живописцев…

Федор Поленов родился 21 июня 1929 года в Москве. Его отец, Дмитрий Васильевич, был профессором Московского университета, который окончил перед Первой мировой войной. Ему все пророчили большое будущее ученого-биолога. Из науки Дмитрий Васильевич ушел по просьбе своего больного отца, который не хотел, чтобы музей попал в чужие руки. Кстати, со своей невестой, ставшей впоследствии женой, медсестрой Анной Павловной, Дмитрий Поленов познакомился в доме отца, за которым она ухаживала.

Когда Федору исполнилось 8 лет, его мать и отец были репрессированы. Федор остался на попечении своих 4-х теток, сестер отца. Тогда же, в 1937 году, правительство приняло решение о расформировании коллекции живописи, которая находилась в доме художника Поленова. Часть картин должна была «уйти» в Третьяковку, часть — в Тульский художественный музей. Федор Дмитриевич позднее писал, со слов своих теток — Марии, Елены, Ольги и Натальи, о том, как трудно им жилось в постоянной борьбе с чиновниками, чтобы защитить музей, хотя еще в 1918 году он был взят под охрану государства. А директором музея был назначен отец Федора Дмитриевича.

На музей не выделяли денег, не было штатного расписания, все здесь держалось на двух людях — отце и матери Федора Поленова.

Дмитрия Васильевича освободили в 1944 году, в год празднования юбилея его отца. Возможно, что кто-то из высокопоставленных лиц сообразил, что в стране празднуют столетие известного художника, а его сын находится в лагере… Так оно было или иначе, но с приездом Дмитрия Поленова дом «зажил» будто заново. Мать Федора Поленова вернулась немного раньше отца. По воспоминаниям Федора Дмитриевича, его мать после возвращения из лагеря еще долго спала одетая перед камином, боясь, что ее придут и снова арестуют.

Как всякий отец, Дмитрий Васильевич надеялся, что Федор останется после школы в родных местах, но сын мечтал стать моряком. И в жизни Федора Поленова сложилось все так, как он хотел. Он окончил в Ленинграде высшее военно-морское училище, служил на флоте. Но когда силы Дмитрия Васильевича стали угасать, он обратился к сыну с той же просьбой, с какой к нему обращался когда-то его отец: «У тебя служба, я знаю. Но если тебе удастся расстаться с флотом, приезжай в родной дом. Я хочу, чтобы ты продолжил дело, начатое моим отцом».

Музей в Поленове пережил немало трудных дней. В годы Второй мировой войны немцы хотели взорвать дом, но его чудом спас местный сторож. Отец Федора Дмитриевича знал со слов своего отца, что, когда удалось восстановить не только главный дом, но и все постройки музея (всего 17 зданий), министерство культуры решило создать в уютной усадьбе художника дом отдыха для артистов Большого театра. И вновь родственникам знаменитого живописца пришлось обращаться в разные инстанции, чтобы отстоять музей…

В 1960 году Федор Поленов оставил службу на флоте. Первое время ему было нелегко. Как сам он писал в своих дневниках: «Ем одну картошку, живу на заработную плату в 69 рублей. Жить практически не на что». Но этот энергичный и беспокойный человек сделал главное. Он сумел доказать чиновникам от культуры, что музей необходимо передать из областного подчинения в республиканское.

Это стало переломным моментом в судьбе не только музея, но и самого Федора Дмитриевича. Внук знаменитого художника стал подлинным продолжателем традиций, которые были заложены его дедом и отцом. Однако работа с коллекциями и фондами требовала хороших специалистов. Брать случайных людей в музей Федор Дмитриевич не хотел.

И тут сама жизнь послала ему бесценный подарок… В Поленовский музей приехала по обмену опытом работы научный сотрудник музея-усадьбы «Мураново» им. Ф. Тютчева Наталья Николаевна Грамолина. Она любила бывать в этих притягательных окских местах. Невысокая, со светлым улыбчивым взглядом, Наталья Николаевна сразу же покорила сердце Федора Поленова.

Наталья… В переводе с латинского «Наталья» — родная, природная. Это имя его всегда завораживало. Для семьи Поленовых оно было заветным. Жена живописца Василия Поленова была Наталья, одну из их четырех дочерей тоже звали Натальей. А Федора Поленова окружали не две, а три Натальи — жена, дочь и внучка.

В 1990 году Федора Дмитриевича избрали депутатом Верховного

Совета Р Ф

, где он возглавил комиссию по культуре. Должность директора музея Поленов передал своей жене, Наталье Николаевне. Ее трудолюбие и энергия позволили коллективу музея закончить реставрационные работы большинства построек усадьбы. Поленовы создали прекрасный творческий коллектив музейных работников. А главное, построили целый поселок для своих сотрудников — 26 благоустроенных квартир с приусадебными участками. При въезде в усадьбу создан музейный центр с выставочными и лекционными залами.

Дочь Федора Дмитриевича рассказывала, что отец часто повторял ей и брату Леве: «Мамочка у нас самая лучшая». Дети с мамой виделись каждый день. С папой все было иначе. Редкие дни общения с ним были для них праздником. Вспоминая об отце, Наталья Федоровна произнесла: «Когда я говорю о папе, у меня всегда на глазах слезы. Помню, как он любил ставить самовар. Часто бывал в парке, отмечал ростки молодых елок. А мы с братом ходили за ним следом. Отец то вел нас в цветник, то на конюшню. Везде что-то находил новое, необычное. Много рассказывал о том, как здесь жил и творил наш прадед Василий Дмитриевич. А еще, отец, бывало, по дороге найдет ежика, обязательно отнесет его в дом, чтобы показать маме».

Федор Дмитриевич занимался писательской деятельностью. Известны его книги: «У подножья радуги», «За открытой дверью», «Теплые края», «Долина Любосны».

Умер Федор Дмитриевич 30 ноября 2000 года. Ему был всего 71 год…

Но жизнь в Поленове ни на один день не прекращается. Уже много лет Наталья Николаевна Грамолина ставит в музее детские спектакли с детьми из средней Страховской школы, устраивает праздники. Музей-усадьба благодаря ее усилиям приобрел статус Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника Василия Дмитриевича Поленова. Наталья Николаевна поистине — душа музея.

Статья опубликована в выпуске 21.06.2009 Обновлено 22.07.2020

01.06.2018 00:00 28163

1 июня 1844 года в Петербурге родился выдающийся художник Василий Поленов. Благодаря родителям он получил прекрасное образование, в качестве пенсионера Академии художеств много путешествовал по Европе вместе с Ильей Репиным, побывал на русско-турецкой войне в качестве придворного художника в ставке цесаревича Александра. После возвращения в Москву Поленов начал преподавать в училище живописи, где его учениками были Исаак Левитан и Константин Коровин. Художник очень любил природу, поэтому, как только представилась возможность, приобрел небольшое имение в селе Бёхово Тульской губернии. Там он много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. 18 июля 1927 года Василий Дмитриевич ушел из жизни и был похоронен на сельском кладбище на крутом берегу Оки, где так часто любил рисовать свои этюды. Ко дню рождения живописца АиФ.ru подготовил подборку его знаковых работ.

image image image image image image image image «Московский дворик» (1878). В июне 1877 года Василий Поленов, переехавший из Петербурга в Москву, стал снимать квартиру недалеко от Арбата близ храма Спаса Преображения на углу Дурновского переулка. Этюд к картине он написал, глядя из своего окна. Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно. © Public Domain «Бабушкин сад» (1878). На этой картине изображен тот же усадебный дом, окруженный садом, что и в «Московском дворике». Глядя на картину, зритель может получить наглядное представление о том, как выглядел центр города в то время. После пожара 1812 года Москва застраивалась подобными дворянскими особняками в стиле классицизма. © Public Domain «Заросший пруд» (1879). Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом. Особенность картины состоит в том, что большая ее часть, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зеленого цвета, что, по мнению искусствоведов, отражает высокое мастерство Поленова-колориста. © Public Domain «Цезарская забава» (1879). © Public Domain «Христос и грешница» (1888). Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Картина была задумана художником в конце 1860-х годов под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Первые эскизы и этюды к будущей картине были созданы в 1870-х годах. Во время работы над картиной Поленов путешествовал по Ближнему Востоку и Италии. © Public Domain «Среди учителей» (1896). Работать над картиной Поленов начал в 1895 году, находясь в Риме. Это была первая, по выражению самого художника, «тематическая» картина цикла из жизни Христа, который художник создавал на протяжении тринадцати лет. В пояснительной рукописи к картине он подробно характеризует каждого персонажа, размышляя о том, что мог воспринять от этих ветхозаветных мудрецов отрок Иисус. © Public Domain «Исполнялся премудрости» (1896-1909). Эта картина также входит в серию работ о жизни Христа. Принято считать, что в этой работе Поленов иллюстрирует слова Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём». В создании картины Поленов использовал свои знания о повседневной жизни простых жителей современной ему Палестины, которую он посетил на Ближнем Востоке. © Public Domain «Ранний снег» (1890). Эскиз пейзажа был написан Поленовым в деревне Бёхово на Оке, незадолго до его переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово». По словам художника, он увидел как «снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая „золотая“ осень». © Public Domain «Золотая осень» (1893). Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил природу. Эта картина была написана через три года после переезда в усадьбу «Борок». На ней изображен вид на Оку в сентябре. © Public Domain «Портрет работы Ильи Репина» (1877). Художники были близкими друзьями и соратниками. Поленов изобразил Репина в момент творческой паузы, когда тот закончил работу над очередной картиной. © Public Domain «Московский дворик» (1878). В июне 1877 года Василий Поленов, переехавший из Петербурга в Москву, стал снимать квартиру недалеко от Арбата близ храма Спаса Преображения на углу Дурновского переулка. Этюд к картине он написал, глядя из своего окна. Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно. © Public Domain «Бабушкин сад» (1878). На этой картине изображен тот же усадебный дом, окруженный садом, что и в «Московском дворике». Глядя на картину, зритель может получить наглядное представление о том, как выглядел центр города в то время. После пожара 1812 года Москва застраивалась подобными дворянскими особняками в стиле классицизма. © Public Domain «Заросший пруд» (1879). Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом. Особенность картины состоит в том, что большая ее часть, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зеленого цвета, что, по мнению искусствоведов, отражает высокое мастерство Поленова-колориста. © Public Domain «Цезарская забава» (1879). © Public Domain «Христос и грешница» (1888). Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Картина была задумана художником в конце 1860-х годов под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Первые эскизы и этюды к будущей картине были созданы в 1870-х годах. Во время работы над картиной Поленов путешествовал по Ближнему Востоку и Италии. © Public Domain «Среди учителей» (1896). Работать над картиной Поленов начал в 1895 году, находясь в Риме. Это была первая, по выражению самого художника, «тематическая» картина цикла из жизни Христа, который художник создавал на протяжении тринадцати лет. В пояснительной рукописи к картине он подробно характеризует каждого персонажа, размышляя о том, что мог воспринять от этих ветхозаветных мудрецов отрок Иисус. © Public Domain «Исполнялся премудрости» (1896-1909). Эта картина также входит в серию работ о жизни Христа. Принято считать, что в этой работе Поленов иллюстрирует слова Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём». В создании картины Поленов использовал свои знания о повседневной жизни простых жителей современной ему Палестины, которую он посетил на Ближнем Востоке. © Public Domain «Ранний снег» (1890). Эскиз пейзажа был написан Поленовым в деревне Бёхово на Оке, незадолго до его переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово». По словам художника, он увидел как «снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая „золотая“ осень». © Public Domain «Золотая осень» (1893). Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил природу. Эта картина была написана через три года после переезда в усадьбу «Борок». На ней изображен вид на Оку в сентябре. © Public Domain «Портрет работы Ильи Репина» (1877). Художники были близкими друзьями и соратниками. Поленов изобразил Репина в момент творческой паузы, когда тот закончил работу над очередной картиной. © Public Domain 12 знаменитых картин Василия Перова Импрессия, импровизация, композиция. Знаменитые картины Василия Кандинского Знаменитые картины Пушкинского музея Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского Скандальный классик Эдуард Мане. 15 картин мастера импрессионизма

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий