«Крокодил души моей»: кем была Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, и почему Чехов всё-таки женился на ней

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868-1959), российская актриса, супруга писателя Антона Павловича Чехова. С 1898 года служила в Московским Художественном театре. Являлась первой исполнительницей ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Аркадина, Раневская – «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад»), Максима Горького (Настя – «На дне»). Звание народной артистки СССР получила в 1937 году. Звания лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР была удостоена в 1943 году. Ольга Леонардовна обладала высокой артистической культурой и большим сценическим обаянием.

Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года в Вятской губернии в семье обрусевшего немца, инженера-технолога Леонарда Августовича Книппера. Ее отец, по происхождению эльзасский немец, работал тогда в Глазове в должности управляющиего заводом. Мать будущей великой актрисы – Анна Ивановна Зальц, была очень одаренной пианисткой и прекрасной камерной певицей. Как управляющий заводом Леонард Августович получал солидное жалованье, а потому нанял для дочери преподавателей живописи и иностранных языков. Уже в юности Ольга Книппер свободно владела английским, немецким, итальянским, французским языками и переводила небольшие повести. Также она занималась музыкой и играла на фортепиано, но мечтала стать актрисой. В 1870 году семья Книппер переехала в Москву.

Ольге Книппер было уже 27 лет, когда ее приняли в театральный класс при Московской филармонии. Ей повезло вдвойне: курс набирал режиссер Владимир Немирович-Данченко, который позже с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр. Книппер посчастливилось стоять у самых его истоков – в 1898 году она закончила обучение и стала актрисой в новом театре. В подмосковном Пушкине проходили первые репетиции спектаклей, позже начали постановку пьесы А.П. Чехова «Чайка».

В конце 1890-х годов спектакль «Чайка» знал две знаменитые премьеры. Первая – на сцене императорского Александринского театра в Петербурге – закончилась для Чехова и для его пьесы трагической неудачей. Способы, с помощью которых казенная императорская сцена пыталась поставить чеховскую пьесу, оказались негодными. Не спасло и наличие среди исполнителей первоклассных мастеров, и проникновенная, высоко ценимая самим автором игра В. Ф. Комиссаржевской в роли Нины Заречной. Как справедливо замечают в книге «Московский Художественный театр» П. Марков и Н. Чушкин, это не был провал отдельных исполнителей, это был «провал господствовавшей театральной системы».

А. П. Чехов писал родным: «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора. Актеры играли гнусно, глупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес». Когда стало известно, что Станиславский и Немирович-Данченко вместе с новым театральным коллективом собираются ставить «Чайку», сестра писателя Мария Павловна Чехова приехала в Пушкин, чтобы узнать о постановке этой пьесы. Мария Павловна, всю свою жизнь отдавшая брату, очень боялась, что новая неудачная постановка принесет Антону Павловичу Чехову новые страдания и обострение болезни.

Премьера «Чайки» в Художественном театре состоялась 17 декабря 1898 года. Первые два акта прошли в абсолютной тишине – публика находилась в глубоком недоумении. Все было непривычно – и пьеса, и исполнение, и оформление сцены. Но когда закончился третий акт, зрительный зал взорвался сумасшедшим восторгом. И пьеса, и талант Чехова-драматурга были реабилитированы.

До мхатовской «Чайки» зритель еще не видел такой естественной, простой, благородно сдержанной игры на сцене, игры, абсолютно лишенной фальши, наигрыша, декламации. Зритель не знал подобной силы проникновения в мир обыкновенных, таких же, как и он сам, людей. Не знал и такого ансамбля такого глубокого взаимопонимания, созвучия слов, настроении, душевных движений на сцене, такого богатства нюансов, оттенков, полутонов с которым могла поспорить лишь подлинная жизнь. Зритель забывал о театральной сцене и отдавался течению жизни, мерно и неторопливо разворачивавшейся перед ним.

Книппер играла Аркадину – стареющую актрису, не желающую замечать приближение старости. А ей было всего тридцать! То, как она сыграла это старение – не старость, а именно старение! – это было незабываемо. После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку. Между ними завязался роман. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер. В середине мая 1901 года Антон Павлович приехал в Москву, и 25 мая они обвенчались.

Ольга Книппер-Чехова в роли Настасьи в драме Горького «На дне», 1923 год, художник Борис Дмитриевич Григорьев

К тому времени у Чехова уже открылся туберкулез, он был вынужден подолгу жить в Ялте и не мог проводить много времени в Москве. А Ольга Леонардовна постоянно находилась там – она не могла покинуть Художественный театр. Их роман и их семейная жизнь в основном протекали в письмах.

В книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь сообщают: “После очередного обострения болезни врачи посоветовали Чехову уехать в Шварцвальд, в городок Баденвейлер, курорт для легочных больных. В июне Антон Павлович и Ольга Леонардовна через Берлин едут в Баденвейлер. В ночь с 1 на 2 июля ему вдруг стало хуже. Он сам попросил позвать врача, чего никогда раньше не делал.

Когда пришел доктор, Чехов сел на постели и внезапно сказал ему: «Ich sterbe» – «я умираю». Сам врач, Чехов прекрасно понимал свое состояние. Доктор пытался его успокоить, велел подать шампанского. Чехов взял бокал, улыбнулся Ольге Леонардовне и сказал: «Давно я не пил шампанского». Выпил все до дна, лег на бок – и только она успела перебежать и нагнуться к нему, – он уже не дышал.”

После смерти Чехова Ольга Книппер исчезла из театра на несколько месяцев. Но театр после смерти мужа стал ее единственной настоящей любовью. По словам современников, роли, исполненные Книппер по возвращении в МХТ, стали более характерными, а игра актрисы – глубже. Театральный мемуарист Вадим Шверубович писал: «Видеть и слышать это было гораздо больше, чем театральное впечатление, – это было прозрение, озарение, счастье от возможности проникнуть в чужую душу».

Ольга Книппер сыграла свои лучшие роли – Сарру в «Иванове» (эта пьеса Чехова, единственная, которую не ставили в Художественном театре при жизни автора, была выпущена практически сразу после его смерти), Анну Андреевну в «Ревизоре» Гоголя, Наталью Петровну в тургеневском «Месяце в деревне», Гертруду в «Гамлете» Шекспира, свою знаменитую Настю в горьковском «На дне», фру Гиле в пьесе Кнута Гамсуна «У жизни в лапах». Кроме того она играла и в других постановках. Она исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Гамсуна. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена, «Одинокие» Герхарта Гауптмана.

Ольга Леонардовна очень долго носила фамилию Книппер. Вторая часть фамилии появилась достаточно случайно. В 1919-1922 годах была в составе качаловской группы, с которой гастролировала по югу России. Во время выступлений в Болгарии дела шли неважно, и кто-то посоветовал Василию Качалову добавить к фамилии Книппер на афишах приставку «Чехова», чтобы привлечь публику; с тех пор фамилия Книппер-Чехова закрепилась за актрисой. В двухгодичной поездке коллектива МХАТ по Европе и США она уже выступала на сцене под двойной фамилией.

По возвращении на Родину продолжила служить во МХАТе. Помимо своих прежних ролей, она играла Василису в пьесе Горького «На дне», Живоедову в «Смерти Пазухина», Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Гортензию в «Хозяйке гостиницы». В 1929 году она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкином сне», через год – графиню Чарскую в «Воскресении», в 1935 году – Полину в пьесе «Враги».

Последнюю роль Ольга Книппер сыграла 15 марта 1950 года в пьесе «Воскресение» по роману Льва Толстого. Свои поздние годы она прожила в одиночестве, постепенно теряя зрение. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали её 90-летний юбилей. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище. Далее ► Лидия Коренева

Главная ► Мода и история театра

«Для потомков имя сохраним: сборник статей о жизни и деятельности первого архитектора г. Можги С. Е. Пустошинцева»

  Степан Ефремович Пустошинцев (1884—1968) родился в селе Можге в крестьянской семье. После окончания церковно-приходской школы работал помощником приказчика у богатого купца, помощником кузнеца, переплетчиком в организованной при библиотеке-читальне мастерской. Потом учился в Елабужском реальном училище и Петербургском электротехническом институте императора Александра III. После Октябрьской революции был назначен главным инженером Наркомата почт и телеграфов России (г. Москва). В 1918 году из-за болезни вынужден …

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868В — 1959)В — российская и советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Жена А.В П.В Чехова.

Семья

Родилась 9 (21 сентября) 1868 года в Глазове, по другим источникамВ — село Кокман Глазовского уезда (ныне Красногорский район Удмуртии), поскольку её отец Леонард Книппер, подданный Пруссии, в то время работал инженером-технологом на Кокманском винокуренном заводе.

МатьВ — профессор Московского филармонического училища Книппер, Анна Ивановна. Старший брат Книппер Константин Леонардович (1866—1924)В — инженер-путеец. Младший братВ — известный оперный певец Владимир Нардов. Племянники: учитель русского языка Ада Книппер, композитор Лев Книппер, актриса Ольга Чехова. Журналист, мемуарист, руководитель молодёжных театров Владимир Владимирович КнипперВ — сын Владимира Леонардовича Книппера (сценический псевдоним Нардов).

Биография

Ольга Леонардовна окончила частную женскую гимназию, и по её словам «жила барышней» довольно длительное время. Отец запрещал ей заниматься театром, мечтая чтобы дочь стала художницей или переводчицей. После внезапной смерти отца ей пришлось начать зарабатывать уроками музыки.

«Это было время большой внутренней переработки, из „барышни“ я превращалась в свободного, зарабатывающего на свою жизнь человека, впервые увидавшего эту жизнь во всей её пестроте.»

Поначалу она пыталась поступить в студию к А.В П.В Ленскому (выдающемуся актёру Малого театра), но тот не разглядел таланта молодой ученицы и не принял в свой класс. Однако эта неудача обернулась удачейВ — она поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (нынеВ — ГИТИС), (1898, класс Вл. И. Немировича-Данченко), окончив которое, сразу же была принята в только что созданную труппу МХТ, став вскоре партнёршей К.В С.В Станиславского. Первым спектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович» А.В К.В Толстого, в котором исполнила роль царицы Ирины.

Вместе с «Группой Качалова» с 1919 по 1922 год гастролировала, сначала по югу России, затемВ — по Европе.

В театре играла до 1958 года.

Умерла 22 марта 1959 года. Похоронена рядом с А.В П.В Чеховым в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №В 2).

Награды и звания

  • заслуженная артистка РСФСР (27 октября 1923)
  • народная артистка РСФСР (27 октября 1928)
  • народный артист СССР (3 мая 1937)
  • Сталинская премия первой степени (1943)В — за многолетние выдающиеся заслуги
  • два ордена Ленина (27 октября 1938, 26 октября 1948)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (3 мая 1937, 22 сентября 1945)
  • медали.

Знакомство с Чеховым

Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898). После этих встреч Чехов писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевностьВ — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Ольга Леонардовна вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни». Чехов не смог увидеть триумф постановки «Чайки» в Художественном театре, но все, кто писал ему в Ялту об этом, замечали о роли АркадинойВ — роли, которую исполняла Книппер.

С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову. Переписка отражает последние годы жизни писателя.

25 мая (7 июня) 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Медовый месяц молодожёны провели в Башкирии в Андреевском туберкулёзном санатории в селе Аксёново. Брак продолжался до смерти Чехова 2 (15) июля 1904В года. По завещанию она получила «жене моей Ольге ЛеонардовнеВ — дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей».

Свидетельствует хранительница Ялтинского дома-музея А.В П.В Чехова А.В В.В Ханило: «Мария Павловна написала, что брат был счастлив. И она права. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что ониВ — идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. И умер он у неё на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году».

Многим ли известно, кто такая Ольга Константиновна Чехова? БСЭ (Большая советская энциклопедия) содержит краткую информацию об этой женщине. Что же известно о ней? Ольга Чехова – ученица великого Станиславского и кинозвезда. Также она являлась супругой племянника писателя Антона Чехова. В свое время она была примой Третьего рейха и любимицей Адольфа Гитлера. С другой стороны, ее считают кремлевским агентом. Она – легенда и настоящая загадка двадцатого столетия. Жаль, что на протяжении длительного времени ее имя замалчивалось… Как сложилась жизнь Ольги Константиновны Чеховой? Семья, дети, биография – все это стало предметом нашего обзора. Итак, начнем.

В семействе обрусевших немцев

Ольга Константиновна Чехова (урожденная Книппер) – 1897 года рождения. Появилась на свет в Александрополе, что в Армении. Ее назвали в честь тети, известной актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Также последняя была супругой гениального писателя Антона Чехова.

Родители будущей звезды были обрусевшими немцами. Так, их предки жили в Саарбрюкене в Германии.

Отец был инженером. И в то время он занимался строительством одной из железных дорог Российской империи.

Когда маленькой Оле было два года, семейство Книпперов перебралось в Царское село.

По воспоминаниям актрисы, именно здесь она часто играла с царскими отпрысками.

Преподаватель Станиславский

В Царском селе в Ольгу был влюблен Эрих Голлербах. В те времена он был известным искусствоведом. Однако этот любовный роман не получил никакого продолжения. Дело в том, что в 1910-м семейство Книпперов в очередной раз переехало в другой город. Теперь на этот раз – в Петербург.

В школе Ольга училась довольно неважно. Получала она высокие отметки в основном по дисциплинам, связанным с искусством. Именно поэтому в 1914-м родители приняли решение отправить ее в Москву с целью лучше освоить данный предмет. В Первопрестольной она жила у своей тети, вдовы Антона Чехова.

Таким образом, она как вольнослушательница начала посещать занятия театральной студии при МХАТе. А первым преподавателем был гениальный К. Станиславский.

Первый брак

В этом учебном заведении Ольге удалось быстро освоиться. С успехом она приняла участие во многих нашумевших постановках своего педагога, среди которых были «Три сестры» и «Вишневый сад».

Через некоторое время она получила и роль Офелии в «Гамлете». А главного героя играл Михаил Чехов, который был племянником прославленного писателя.

У них развился бурный роман. Хотя претендовал на любовь Ольги и двоюродный брат Михаила Иван. Но актриса решила сразу прекратить эти отношения, и в сентябре 1914-го Ольга и Михаил тайно повенчались. Говорят, своей новой фамилией она более чем гордилась. Даже через годы она ее не сменила.

Михаил Чехов впоследствии стал выдающимся режиссером и педагогом. В Соединенных Штатах он создал свою театральную школу. Среди его учеников были Марлон Брандо, Джеймс Дин, Юл Бриннер, Пол Ньюман, Мерилин Монро и многие другие знаменитости.

Разрыв с Михаилом Чеховым

Когда молодожены повенчались, Ольге было всего лишь семнадцать. Михаил старше супруги на шесть лет. В 1916-м у четы появился и первенец – дочка Оля.

Актрисе еще удавалось продолжать сниматься в немых картинах. К примеру, она приняла участие в ленте «Калиостро».

Но вот сам брак между Михаилом и Ольгой, к сожалению, оказался более чем неудачным. Они не сошлись характерами, и в конце 1917-го решили расстаться.

Но Ольге Константиновне Чеховой, фото которой вы имеете возможность увидеть в статье, удалось сохранить не только громкую фамилию, но и хорошие отношения с бывшим супругом. Они не оглядывались на прошлое и решили не вспоминать о своих взаимных упреках. Одним словом, они на самом деле хотели жить исключительно настоящим.

К тому же Михаил Чехов был очень привязан к своей дочери. Спустя годы она получила наследство от своего отца – ранчо возле американского г. Сан-Франциско.

Поездка в Европу

Тем временем, после событий октября 1917-го безбедная жизнь Ольги превратилась в сущий ад. Чтобы прокормить дочь, она была вынуждена продавать свои памятные и личные вещи. А сама голодала.

В начале 1921-го она получила разрешение у властей на шестинедельную заграничную поездку. Цель этого вояжа – поправка здоровья. Таким образом, она решила отправиться в Германию. Ей было 23.

Именно там она в очередной раз устроила свою личную жизнь. Она стала женой некого Фридриха Яроши. Правда, и этот брак оказался очень недолговечным. После развода она решила посвятить себя целиком искусству.

Дебют в немецком кинематографе

Когда ей было 24, она впервые дебютировала в кинематографе Германии. Речь идет о немом фильме «Замок Фогелед». Премьера состоялась в апреле 1921-го и прошла с огромным успехом. С тех пор она начала сниматься регулярно, в шести – восьми картинах в год.

В 1922-м она приняла участие в съемках ленты «Хоровод смерти». Картина получила весьма лестные отклики. Одним словом, Ольгу признали немецкие зрители и режиссеры, ее хотели видеть на экранах как можно чаще.

Через некоторое время Ольга Константиновна Чехова, фильмы с участием которой нашли своего благодарного зрителя, снова оказалась на съемочной площадке, но теперь уже выступила в роли режиссера. Увы, ее фильм «Пагода» не снискал большого успеха. К этому времени Ольга получила немецкое гражданство и, конечно, уже не думала о возвращении в Советский Союз.

Ее преследовали удачи. Так, она подписала контракт с одним из театров Берлина. А спустя несколько месяцев, в конце весны 1924-го, к ней переехали жить мама, сестра и дочка.

В 1927-м Ольга снялась в картине «Горящая граница». Между прочим, эта лента очень понравилась будущему фюреру Адольфу Гитлеру. Впоследствии он всегда будет хвалить ее за эту роль.

Но все-таки истинную славу актрисе принесла картина «Мулен Руж», снятая британским режиссером.

Затем Ольге удалось поработать и над звуковой лентой, которая называлась «Трое с бензоколонки». Эта картина стала классикой мирового кинематографа.

А после этого фильма Ольга Константиновна Чехова отправилась в Америку. Сам Хичкок предложил ей сняться в своем фильме «Мэри». Остаться в Штатах и сделать карьеру голливудской актрисы – это было поистине заманчивое предложение. Но она решила все-таки вернуться в Германию. Немцы по достоинству смогли оценить этот поступок.

Знакомство с фюрером

К началу 30-х Ольга Константиновна Чехова-Книппер, фото которой размещены в статье, была уже настоящей звездой немецкого кинематографа. А в 1933-м к власти пришли и нацисты. Из-за этого из страны сразу же уехали многие режиссеры, писатели, актеры. Но Ольга осталась. Ее официально представили фюреру, Геббельсу и Гиммлеру. Гитлер называл ее любимой актрисой и осыпал комплиментами. Он ей всячески покровительствовал. По воспоминаниям Чеховой, Гитлер был очень робким и неловким человеком. Правда, он всегда держал себя с женщинами с австрийской любезностью. При этом она не видела в нем что-то «демонического» и завораживающего.

Впоследствии Чеховой неоднократно придется присутствовать на официальных приёмах у национал-социалистов. Она познакомилась с Муссолини. У нее были хорошие отношения с четой Герингов. Также она познакомилась и с Евой Браун, которая считалась любовницей фюрера. Между прочим, женщины более чем подружились и стали часто общаться.

Государственная актриса

К 1936-му у Чеховой было много предложений из разных театров. У нее был поистине феноменальный успех. Наверное, именно по этой причине фюрер решил присвоить Ольге титул «государственной актрисы III Рейха».

В этом же году она обручилась с миллионером Марселем Робинсом из Бельгии. Однако и этот брак претерпел фиаско. Супруги расстались в 1938-м.

В 1937-м труппа МХАТа предприняла гастрольную поездку по Франции. Вдова Антона Чехова приняла участие в этих гастролях. Советские чиновники дали возможность ей заехать в немецкую столицу, чтобы увидеть свою любимую племянницу. Родственники не общались двадцать лет. В результате, Ольга Чехова устроила своей тёте блестящий приём. Но Ольга Леонардовна находилась в шоковом состоянии. Племянница решила представить ее нацистским лидерам. Геринг пожимал руку тете и радушно улыбался. Фюрер не присутствовал в этом рауте. Но он звонил ей и сильно извинялся, что он не сможет прибыть по причине неотложных государственных дел…

В начале осени 1940-го, во время сражения за Британию, актриса прибыла на базу Люфтваффе в Нормандии. Летчики решили устроить парад в честь любимой актрисы. А через месяц во французской столице вышел очередной номер одного из престижных изданий, где на первой полосе красовалась фотография Чеховой в окружении немецких солдат.

Кроме того, военные позвали ее в качестве гостя в гарнизонах Лилле и Брюсселе. Также она исполняла песни для раненых в госпитале Тюбингена.

А в конце 1940-го Чехова получила некую посылку от фюрера. Там была фотография Гитлера с дарственной надписью. Немецкий вождь в очередной раз восхищался ее талантом.

Восточный фронт

Когда нацистская Германия решил напасть на СССР, Геббельс поинтересовался у Чеховой, каковы перспективы у гитлеровских войск захватить Москву. Актриса, ничуть не смутившись, сообщила, что, по всей видимости, у них это не получится. Правда, добавила, что, быть может, она ошибается.

Тем временем, фашистская армия оккупировала и Крым. А в Ялте находилась т. н. «Белая дача», где в свое время жил писатель Антон Чехов. Говорят, что этот дом был не разрушен и не пострадал только потому, что актриса специально просила у нацистских лидеров сохранить это здание.

Война продолжалась. Ольга Константиновна Чехова, биография которой была очень не простой, приняла решение отказаться от выступлений на Восточном фронте. А когда она находилась в радиоэфире, исполняла не патриотические композиции, а только лирические. Также она продолжала гастролировать. Она была в Праге, Мюнхене, Вене.

По непроверенным источникам, контрразведка СССР собиралась привлечь актрису к покушению на фюрера. По невыясненным причинам коммунистический лидер Иосиф Сталин лично отменил этот план.

Многие считают, что Ольга Константиновна Книппер-Чехова вообще работала на советскую разведку. Так, Серго Берия на страницах своей книги пишет о том, что Чехова была агентом СССР. Но документальных подтверждений пока еще не представлено.

Быть может, было все именно так. Во всяком случае, есть информация, что в начале 1945-го Гиммлер был намерен допросить Чехову. Когда его бойцы приехали к актрисе, то увидели, что она мило распивает чай с самим фюрером. Таким образом, арест не состоялся.

А уже в конце апреля шла битва за немецкую столицу…

Арест примы

Когда закончилась страшная война, за Чеховой пришли советские солдаты. Они узнали, кто она такая, и арестовали. В начале ее допросили в Берлине, а затем на военном самолете отправили в столицу Советского Союза. Там она жила в двухкомнатной квартире. Ей запретили видеться со своими родственниками. Одним словом, она была все же пленницей.

Ее навещали советские офицеры. Они приносили книги для нее, играли с ней в шахматы. Они разговаривали о музыке, о кино, театральных постановках, о литературе. А потом начались и трехмесячные допросы. Актриса совершенно не скрывала ничего. После чего, в конце июля 1945-го, Чехову вернули обратно в Берлин. Ее, пособницу нацистского режима, не расстреляли и не арестовали. Почему – этот вопрос до сих пор остается без ответа…

Послевоенное время

Когда Ольга Константиновна Книппер-Чехова вернулась в Берлин, у нее практически не было средств для существования. Теперь ее материального состояния почти уже не существовало. В этих тяжелых условиях помогла ее слава как актрисы. Она рассказывала, что многие тогда просили ее фотографии на память. За это она получала еду, а также сигареты.

А в ноябре 1945-го берлинская газета под названием «Курьер», которая издавалась французскими военными властями, сообщила, что Чеховой вручили высокую награду – русский орден. И вручен он был самим Сталиным. Это сообщение было растиражировано в ряде известных изданий.

Через четыре года Чехова приняла решение отправиться в Западную Германию. Причем, совершенно никто не препятствовал этому желанию. Именно там ей удалось основать свою собственную киностудию. К сожалению, этот проект был не полностью реализован, ибо компания обанкротилась.

Тогда Чехова решила вернуться на сцену. Кроме того, она снова начала сниматься в кино. Также она в очередной раз решила расширить спектр своей деятельности.

Она продала свои антикварные вещи с драгоценностями, чтобы открыть свою новую компанию. Она создала косметический салон под названием «Ольга Чехова Косметик Гезельшафт». Кстати, в этом плане ей помог диплом косметолога. Еще в 1937 она стала профессиональным специалистом. Диплом получила в Париже. Кстати, фирма Чеховой стала одной из известнейших в европейских странах. При этом появились и филиалы ее компании… Так, один из салонов находился в Милане.

В конце 50-х актриса взялась за перо. Книга ее воспоминаний называлась «Я ничего не замалчиваю!». Произведение пользовалось большой популярностью.

На закате

Благодаря доходам фирмы Чехова, по сути, смогла обеспечить себе достойную старость

В 1962-м ей присудили премию «За многолетний выдающийся вклад в немецкое кино».

Через два года она хотела приехать в СССР, чтобы пообщаться, наконец-то, со своими родственниками. Но чиновники отказали ей.

В том же году она рассталась со своей театральной карьерой. Ей было шестьдесят семь. А из кино она ушла на десятилетие раньше. Кстати, ее предпоследний фильм назывался «Талант быть счастливой». Между прочим, актриса сыграла самому себя.

В 1972-м немецкие власти наградили ее крестом «За заслуги».

А еще буквально до глубокой старости она обожала ездить за рулем. Хотя свой водитель у нее имелся. Ее любимой машиной была BMW.

Кончина актрисы

Ее не стало в 1980-м. Врачи диагностировали рак мозга. Она умерла в возрасте 83 лет. Похоронили великую актрису на одном из кладбищ Мюнхена.

В 1997-м в Берлине в районе Шпандау в честь Чеховой даже назвали улицу.

Ольга Константиновна Чехова (годы жизни: 1897 – 1980) пережила и смерть своей дочери. Та разбилась в авиакатастрофе в пятьдесят лет.

Внучка Чеховой тоже стала актрисой.

И последнее. Одна из картин Ольги Чеховой называлась «Человек, который хотел жить дважды». По всей видимости, ей и так удалось прожить две судьбы, две жизни. Одну она прожила в Германии, а другую – в России…

КНИППЕР-ЧЕХОВА ОЛЬГА ЛЕОНАРДОВНА

Ольга Леонардовна [9(21).9.1868, Глазов, ныне Удмурдская АССР, – 22.3.1959, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Жена А. П. Чехова. Родилась в семье инженера. По окончании драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (1898, класс В. И. Немировича-Данченко) была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра. В первом спектакле МХТ 'Царь Федор Иоаннович' А. К. Толстого исполнила роль царицы Ирины. При неповторимой индивидуальности своей артистической манеры К.-Ч. была художником чрезвычайно широкого диапазона. Ей были доступны и тончайший лиризм, и глубокая затаенная страстность, и зорко подмеченная характерность, способность к почти эксцентрической остроте рисунка. К.-Ч. первая воплотила на сцене образы чеховских женщин. Она сыграла 'обворожительную пошлячку' (определение Немировича-Данченко) Аркадину ('Чайка', 1898), душевно-пассивную Елену Андреевну ('Дядя Ваня', 1899), прекрасную в своей безоглядной любви Машу ('Три сестры', 1901), создала лирико-комедийный образ Раневской ('Вишнёвый сад') и трагический – Сарры ('Иванов'; обе роли в 1901). Полнокровным жизнелюбием, духом бунтарства, душевной силой были проникнуты роли Елены ('Мещане' Горького, 1902), Анны Маар ('Одинокие' Гауптмана, 1899), Майи ('Когда мы, мёртвые, пробуждаемся' Ибсена, 1900) и др. Социально выразителен, богат переходами от комедийности к проникновенному драматизму образ Насти ('На дне' Горького, 1902). В числе ролей К.-Ч. в комедийном классическом репертуаре – Графиня-внучка ('Горе от ума' Грибоедова, 1906), Анна Андреевна ('Ревизор' Гоголя, 1908), Белина ('Мнимый больной' Мольера, 1913); с особенным изяществом К.-Ч. исполнила роль Натальи Петровны ('Месяц в деревне' Тургенева, 1909). В советское время К.-Ч. в сатирическом плане сыграла Марию Александровну ('Дядюшкин сон' по Достоевскому, 1929), графиню Чарскую ('Воскресение' по Л. Н. Толстому, 1930), Полину Бардину ('Враги' Горького, 1935). Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина и 2 др. орденами.

Лит.: Переписка А. П. Чехова с О. Л. Книппер, т. 1-2, М., 1934-36; Щепкина-Куперник Т. Л., О. Л. Книппер-Чехова в ролях пьес А. П. Чехова, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1945, т. 1, М. -Л., 1948; Гиацинтова С. В., Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Из ранних воспоминаний, там же: Туровская М., О. Л. Книппер-Чехова. 1868- 1959, М., 1959; Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. [Воспоминания и переписка], ч. 1- 2, М., 1972.

Т. М. Родина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий