Кто такой Гай Юлий Цезарь: краткая биография, победы Юлия Цезаря

Цезарь Антонович Кюи (фр.В Csar Cui, при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6В [18]В январяВ 1835, ВильнаВ — 13 марта 1918, Петроград)В — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А.В С.В Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А.В С.В Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А.В Н.В Майкова) и др.

Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненый в 1812В году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Антон Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями гимназистами с 5 лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875В году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877В году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878В году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880В году стал профессором, а в 1891В годуВ — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904В году Ц.В А.В Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901В г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.В А.В Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова КольцоваВ — дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

О знаменитости

Доп. информация по биографии Цезарь Антонович Кюи

—> image

18 января 1835 — 13 марта 1918

русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А.В С.В Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А.В С.В Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А.В Н.В Майкова) и др.

Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильне. Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненный в 1812В году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич из небогатой литовской дво­рянской семьи, преподавал французский язык в местной гимназии. Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет) и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию, сейчас Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет, с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875В году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877В году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878В году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880В году стал профессором, а в 1891В годуВ — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904В году Ц.В А.В Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901В г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.В А.В Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова КольцоваВ — дуэт «Так и рвется душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

Комментарии

Елизавета Фролова

Пианистка

Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт

австрийский композитор

Русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации.

Чрезвычайно обширно и разнообразно музыкальное наследие Кюи: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Кюи — автор свыше 700 музыкально-критических работ.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, а остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне (ныне Вильнюс, Литва), там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.

Цезарь Кюи родился 6 (18) января 1835 года в Вильно. Уже с младенческих лет мальчик стал проявлять интерес к музыке: ему и пяти лет не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять лет, его стала обучать музыке старшая сестра.

В 14 лет, еще гимназистом, Кюи под влиянием музыки Шопена, оставшегося навсегда его любимым композитором, сочинил свое первое сочинение — мазурку на смерть одного из учителей. Затем последовали ноктюрны, песни, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их Станиславу Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту и композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого мастера, сама его личность запомнились ему на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны в 1850 году из-за отъезда в Петербург для поступления в Главное инженерное училище.

О систематических занятиях музыкой в училище не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. Окончив в 1857 году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора.

Началась многотрудная педагогическая и научная деятельность: в 1859 году Ц.А. Кюи стал преподавателем фортификации. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность.

Именно в Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, а также и с остальными членами русской пятерки.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы фамилии Мальвины) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом, имевшим большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге 14 декабря 1859 года в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества было первым публично исполненным сочинением Кюи как композитора.

В 60-е гг. Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф» (поставлена в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне.  Публика оперу не оценила, возможно, ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор. Письмом в редакцию «Санкт-Петербургских Ведомостей» он просил публику не посещать представлений его оперы. «Ратклиф» скоро был снят с репертуара и вновь появился на сцене лишь спустя 30 лет на частной сцене в Москве.

Подобная же участь постигла и 4-актную оперу «Анджело» (1871-1875). Опера была написана на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI веке в Италии).

Когда началась русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. В 1878 году, после этой блестящей работы о русских и турецких укреплениях, Кюи был назначен адъюнкт-профессором фортификации, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: Николаевской Академии Генерального Штаба, Военно-инженерной академии и Михайловской Артиллерийской Академии. Его военно-преподавательская деятельность продолжалась почти до конца жизни. В 1880 году Кюи стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской Военно-инженерной академии, он был произведен в генерал-майоры.

Когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, Балакирева и просить о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им не помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балакирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Наибольшее художественное значение в творчестве Кюи имеют его романсы, которых композитор создал более 400 . В них композитор отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические — область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремился выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта — «20 стихотворений Ж. Ришпена» (1890), «25 стихотворений Пушкина» (1899), «21 стихотворение Некрасова» (1902), циклы романсов на стихи Майкова, Мицкевича, Лермонтова, графа А.К. Толстого. В композиторском наследии Кюи выделяются романсы «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» на слова Пушкина, «Эоловы арфы» на слова А. Н. Майкова, 13 музыкальных картинок, вокальный цикл «Отзвуки войны» (1904-1905).

К вокальной музыке Кюи относятся также около 70 хоров и 2 кантаты — «В честь 300-летия Дома Романовых» (1913) и «Твой стих» (слова И. Гриневской), в память Лермонтова. Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки — для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов. И хотя Кюи в этом жанре не так типичен, но и в этой области им написаны 4 сюиты. Одна из них — сюита №4 для фортепиано — посвящена Л. Мерси д’Аржанто, большому другу Кюи, автору монографии о его творчестве, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много. Помимо этого — 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), «Marche solennelle» и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели. Всего до 1915 года было издано 92 опуса Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения. Необходимо отметить, что Кюи закончил две оперы других композиторов. В 1870 году, согласно предсмертной воле Даргомыжского, он написал конец 1-й сцены в «Каменном госте«, а в 1916 году Кюи дописал оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Музыкально-критическая деятельность Ц. А. Кюи началась в 1864 году, когда композитор стал постоянным сотрудником «Санкт-Петербургских Ведомостей». В этой газете Кюи работал до 1875 года, а затем статьи его появлялись в «Музыкальном обозрении» (1885-1888), «Артисте» (1889-1895), а также в «Голосе», «Неделе», «Новостях» и многих других русских и иностранных изданиях вплоть до 1900 года, пролагая дорогу молодому русскому искусству. Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки» (вторым после Стасова).  Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 1860-е годы) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.

Кюи публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку «Бориса Годунова», больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: «Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя».

Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку за рубежом. Он сотрудничал во французской прессе и издал свои статьи из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «Музыка в России» («La musique en Russie», Париж, 1880). Эта книга, вышедшая на французском языке, в сжатом виде излагающая эстетическое кредо автора, немало содействовала распространению русской музыки на Западе. В книге «Музыка в России» Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки, которого называл одним «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». Кроме этой книги, Кюи издал отдельные брошюры:  «Кольцо Нибелунгов» (1889, отчет о представлении в Байрейте), «История фортепианной литературы. Курс А. Рубинштейна» (1889), «Русский романс» (1896). Помимо перечисленного, Кюи — автор статей по музыке в «Энциклопедическом словаре» Березина (1873-1880).

Как профессор и преподаватель фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету генерал Кюи приобрел большую и почетную известность. Это послужило основанием к приглашению его для чтения лекций по фортификации наследнику, впоследствии императору Николаю II, а также Великим Князьям: Сергею и Павлу Александровичам, Николаю, Михаилу, Георгию и Сергею Михайловичам, Петру Николаевичу и герцогам Г.М. и М.М. Мекленбург-Стрелицким. Среди академических учеников генерала Кюи многие занимали высшие должности в армии. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. До конца своей жизни Кюи участвовал как авторитет по вопросам фортификации в рассмотрении важнейших вопросов в инженерном комитете Главного инженерного управления. Его лекции и публичные чтения, отличавшиеся глубиной мысли вместе с простотой и ясностью изложения слушались с большим вниманием.

Большие познания Ц. А. Кюи в области фортификации составили ему большую известность  в иностранных военных кругах. Известный бельгийский инженер генерал Бриальмон в течение многих лет вел с Кюи деятельную переписку, совместно обсуждая всевозможные теоретические вопросы фортификации и государственной обороны. 50 таких писем генерала Бриальмона были переданы генералом Кюи в библиотеку Николаевской инженерной академии. Может быть, под влиянием близкого знакомства с Бриальмоном Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в наших сухопутных крепостях. Но наиболее крупной заслугой генерала Кюи в военной науке является принадлежащий ему первый в России опыт составления истории русской фортификации, которая и была им включена в программу академии.

Но и о занятиях музыкой и музыкальной критикой Кюи не забывал, вел активную общественную работу. В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 году был избран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. Он состоял членом Бельгийской королевской академии, «The Manuscript Society» в Нью-Йорке, корреспондентом Французской Академии изящных искусств, Института Франции (с 1894) и других ученых и артистических кружков.

После Октябрьской революции Кюи перешел на сторону Советской власти. Он даже вступил в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий.

Правда, при новой власти он прожил совсем недолго. Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище (впоследствии Некрополь мастеров искусств). В 1920 году на могиле композитора и генерала установили черный мраморный крест.

Кюи — один из основоположников национального движения в русской музыке, один из первых русских композиторов, уделивших большое внимание созданию музыки для детей. Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной.  Он внес значительный вклад в становление и развитие русской национальной военно-инженерной школы, его труды по полевой фортификации и курс по ее истории сыграли большую роль в формировании русского и советского военного инженера-фортификатора. По его учебникам училось едва ли не большинство офицеров русской армии. За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно. Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, — бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Цезарь Антонович Кюи (18 января 1835 — 26 марта 1918)[править]

a cappella[править]

1885 op.28 «Семь хоров»[1] (в трёх тетрадях) для смешанных голосов
1 (I) «Розы» Стихи В. Жуковского
2 (I) «Засветилась вдали» Стихи И. Сурикова
3 (I) «Молитва бедуина» Стихи А. Майкова
4 (II) «Небо и звёзды» Стихи М. Лермонтова
5 (II) «Ночь на берегу моря» Стихи И. Никитина
6 (III) «Вакхическая песня» Стихи А. Пушкина
7 (III) «Чайльд Гарольд» Стихи А. Майкова (из Г. Гейне)
1893 op.46 «Пять хоров» на стихи К. Р. для смешанных голосов
1. «Задремали волны»
2. «Серенада»
3. «Повеяло черёмухой»
4. «Вернулся май»
5. «Баркарола»
1895 op.53 «Шесть хоров» для смешанных голосов
1. «Встрепенитесь, птички-песни!» Стихи А. Александрова
2. «Две розы» Стихи А. Плещеева (из М. Вальдау)
3. «Сияет солнце» Стихи Ф. Тютчева
4. «Ноктюрн» Стихи К. Медведского
5. «Жизнь» Стихи В. Гессена
6. «Грозовые тучи» Стихи К. Случевского
1901 op.58 «Две песни» для мужского хора
1. «Ave Maria» Стихи А. Мута (Перевод И. Тюменева)
2. «Дорожная песня» Cтихи П. Иммергрюна (Перевод И. Тюменева)
1901 op.59 «Семь вокальных квартетов» на стихи Фёдора Сологуба для смешанных голосов
1. «Воды»
2. «Ризой бледно-голубою»
3. «Сокрытая красота»
4. «Я ждал»
5. «Васильки на полях»
6. «Зой»
7. «Неурожай»
1903 op.63 «Шесть хоров» для смешанных голосов
1. «Неразгаданный сон» Стихи Д. Ратгауза
2. «Уснуло всё» Стихи Д. Ратгауза
3. «Два врага» Стихи Д. Ратгауза
4. «Туда, где лес шумит» Стихи А. Грешнера (Гретнера)
5. «Ушла, ушла весна» Стихи Д. Ратгауза
6. «Слава» Стихи Н. Панова
1908 op.76 «Шесть стихотворений Я. П. Полонского» Опус посвящён Жозефине Антоновне Полонской
5. «Тишь» Квартет a cappella для смешанных голосов
6. «Голод» Хор a cappella для смешанных голосов
1908 op.77 «Семь маленьких хоров» на стихи Ивана Белоусова для женского (детского) хора
1. «Весеннее утро»
2. «Всюду снег»
3. «Затихают песни»
4. «Гроза»
5. «В лесу» (Я в лесу)
6. «Ласточка»
7. «В лесу» (Потянул ветерок)
1909 op.80 «Три псалма»
1. «Господи, да не яростию Твоею» (Псалом 37)
2. «Боже, Боже мой, вонми ми» (Псалом 21)
3. «Радуйтеся, праведнии» (Псалом 32)
1912 op.88 «Девять вокальных квартетов» для мужских голосов
1. «Слёзы людские» Стихи Ф. Тютчева
2. «Тихой ночью» Стихи Ф. Тютчева
3. «Не рассуждай» Стихи Ф. Тютчева
4. «Словно море» Стихи неизвестного автора
5. «Летом» Стихи Н. Некрасова
6. «Колыбельная» Слова народные
7. «Край ты мой» Стихи А. К. Толстого
8. «Полдень» Стихи Ф. Тютчева
9. «Охотник и зайка» Стихи неизвестного автора
1914 op.93 «Песнь Пресвятой Богородицы» для дисканта (сопрано) и смешанного хора
1914 без op. «Идут» Стихи Н. Вильде для мужских голосов

для хора с сопровождением[править]

1860 op.4[2] «Два хора» на стихи А. Пушкина для смешанных голосов с оркестром
1. «Давайте пить и веселиться»
2. «Дарует небо человеку» (Татарская песня. Из «Бахчисарайского фонтана»)
1871 op.6 «Мистический хор» текст заимствован из «Чистилища» Данте для 3х женских голосов с оркестром
1886 op.34 «Ave Maria» для сопрано (или альта), фортепиано (или фисгармонии) и хора (ad lib.)
1906 op.73 «17 детских песен» для одного голоса с фортепиано
1. «Белка» Стихи Н. Доломановой
2. «Христос Воскрес»
3. «Весенняя песенка» Стихи И. Белоусова
4. «На паркете в восемь пар» Стихи К. Льдова
5. «Птичка» Стихи В. Жуковского
6. «Котик и козлик» Стихи В. Жуковского
7. «У Катеньки резвушки» Стихи К. Льдова
8. «Цирк кота Морданки» Стихи К. Льдова
9. «Мыльные пузыри» Стихи Т.О.
10. «Весення песня» Стихи А. Фёдорова-Давыдова
11. «Я умница, разумница»
12. «Душечка-малютка»
13. «Зима»
14. «Петух» слова народные
15. «Мать и дети» Стихи И. Косякова
16. «Ночь»
17. «Жаворонок» Слова В. Жуковского
1909 op.78 «Ещё 17 детских песен» для одного голоса с фортепиано
1. «Птичка» Стихи Ф. Туманского
2. «Времена года» Стихи Л. Модзалевского
3. «Песня» Стихи Л. Модзалевского
4. «Солдаты» Стихи Ф. Берга
5. «Сиротинушка» Слова народные
6. «Круговая порука» Слова В. Жуковского
7. «Кукушка» Стихи А. Плещеева
8. «Качели»
9. «Няня»
10. «Борзый конь» Слова народные
11. «Цветочек»
12. «Погасает за горою» Стихи И. Белоусова
13. «Весна» Стихи Л. Модзалевского
14. «Мотылёк» Стихи Л. Модзалевского
15. «Сквозь нависшие туманы» Стихи А. Пушкина
16. «Радость и горе» Стихи А. Плещеева
17. «Пташечки»
1911 op.85 «Тринадцать хоров» для женских и детских голосов с фортепиано
1. «Вербочки» Стихи Беляевской
2. «Заря лениво догорает» Стихи Надсона
3. «Омывшись на заре» Стихи Надсона
4. «Золотой звон» Стихи Беляевской
5. «Весна» Стихи Майкова
6. «Май» Стихи Беляевской
7. «Лунным блеском озарённая» Стихи Надсона
8. «Пусть смятенья и грома» Стихи Надсона
9. «Вербы» Стихи Беляевской
10. «Дни весенние» Стихи Беляевской
11. «Верь в великую силу любви» Стихи Надсона
12. «Рано утром» Стихи Беляевской
13. «Птицы» Стихи Беляевской
1912 без ор. «Марш русских соколов» Слова В. П. Пожидаева для смешанного хора с оркестром
1913 op.89 «Кантата, посвященная 300-летию правления Дома Романовых, 1613–1913» Слова Н. Н. Боборыкина для смешанных голосов с оркестром или фортепиано
1914 op.96 «Твой стих» Кантата памяти М. Ю. Лермонтова Слова И. Гриневской для солистов, смешанного хора и оркестра
1914-15 op.97 «Последние 17 детских песен» для одного голоса с фортепиано
1. «Вербочки» Стихи А. Блока
2. «Мальчик на палочке» Стихи Н. Гриневской
3. «Под липами» Стихи Л. Модзалевского
4. «Зимнее утро» Стихи О. Беляевской
5. «Осень» Стихи А. Плещеева
6. «Майский день» Стихи Ф. Тютчева
7. «Весёлая рать»
8. «Лето» Стихи А. Плещеева
9. «Пастушок»
10. «Гордый котик» Стихи Н. Доломановой
11. «Птичка синичка» Стихи С. Дрожжина
12. «Мальчик с пальчик» Стихи В. Жуковского
13. «Мыши» Стихи В. Брюсова
14. «Воробушки» Стихи Беляевской
15. «Фиалка» Стихи Адольфа Шультса (перевод А. Плещеева)
16. «Зёрнышко»
17. «Мечты» Стихи Н. Доломановой
1910-е op.101 «Семь дуэтов-хориков» для детских или женских голосов с фортепиано
1. «Зима» Стихи А. Белоусова
2. «Что ты клонишь» Стихи Ф. Тютчева
3. «Весна» Стихи Ф. Тютчева
4. «Тишина» Стихи Н. Хвостова
5. «Листья» Стихи Ф. Тютчева
6. «Разные денёчки» Стихи Н. Доломановой Соло и детский хор с фортериано
7. «Солнце и дети»

Примечания[править]

  1. Издательство «Композитор»: Антология русской хоровой музыки a cappella. Вып. 5 и 5а. Кюи
  2. Диссертация: «Хоровое творчество Цезаря Кюи» (Лаврикова Юлия Николаевна) Москва – 2020
Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»

Категории: Перейти к навигации Перейти к поиску

Профили на тематических сайтах International Music Score Library Project · MusicBrains · Find a Grave
Нормативный контроль BIBSYS: 90804372 · BNE: XX1130904 · BNF: 13892872c · GND: 119224151 · ISNI: 0000 0001 0888 6481 · LCCN: n80086152 · NDL: 00901966 · NKC: xx0002186 · NLA: 35032528 · NTA: 085703389 · NUKAT: n2006150762 · PTBNP: 244846 · LIBRIS: 206436 · SUDOC: 080006450, 160317584 · VIAF: 37101399
Цезарь Антонович Кюи
image
Имя при рождении: Цезарий-Вениамин Кюи
р. 6 (18) января 1835({{padleft:1835|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:18|2|0}}), Вильна, Российская империя
ум. 13 марта 1918({{padleft:1918|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:13|2|0}}) (83 года), Петроград
русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал.

image Биография в Википедииw:Кюи, Цезарь Антонович image Изображения и медиаданные на Викискладеcommons:Category:César Cui image Биография в ВЭ • МСР • МЭСБЕ • ЭСБЕ • DMM (1900)

Кюи, Цезарь Антонович

Произведения[править]

Ноты[править]

  • 18 стихотворений А. К. Толстого, для голоса и фортепиано, Op.67, 1904

Изд. Москва, Юргенсон, 1904. Листы 29829-29846.

    • 1. Ой, кабы Волга-матушка да вспять побежала
    • 2. Горними тихо летала
    • 3. Змея, что по скалам
    • 4. Уж ты, нива моя
    • 5. Гряда клубится («Грядой клубится белою…»)
    • 6. Звонче жаворонка пенье («Звонче жаворонка пенье…»)
    • 7. Коль любить. («Коль любить, так без разсудку…»)
    • 8. К страданиям чужим («К страданиям чужим ты горести полна…»)
    • 9. На нивы желтые
    • 10. Осень! Обсыпается
    • 11. Слушая повесть твою
    • 12. Над неприступной крутизною
    • 13. Клонит к лени
    • 14. Ты помнишь ли вечер как море шумело
    • 15. Вы все любуетесь на скалы
    • 16. Как чудесно хороши вы
    • 17. Обичной полная печали
    • 18. Солнце жжет; перед грозою

Ссылки[править]

  • Бернандт, Г. Б. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736—1959. Москва: Советский композитор, 1962.
  • Mercy-Argenteau, (La Comtesse de), César Cui: esquisse critique. Paris: Fischbacher, 1888.
  • Edward Wrocki, Cezary Cui. Życie i działalność. 1835—1918. Warszawa 1925.Nakład Rytmu.
  • Назаров, А. Ф. Цезарь Антонович Кюи. Moskva: Muzyka, 1989.
  • Neef, Sigrid. Handbuch der russischen und sowjetischen Oper. 1. Aufl. Kassel: Bärenreiter, 1989, c1985.
  • Neef, Sigrid. Die Russischen Fünf: Balakirew, Borodin, Cui, Mussorgski, Rimski-Korsakow. Berlin: E. Kuhn, 1992.
  • Neff, Lyle Kevin. Story, style, and structure in the operas of César Cui. Ph.D. dissertation, Indiana University, United States—Indiana. Retrieved June 20, 2010, from Dissertations & Theses: A&I. (Publication No. AAT 3054368) (Abstract)
  • Norris, Geoffrey and Neff, Lyle. «Cui, César [Kyui, Tsezar’ Antonovich], » Grove Music Online. Ed. L. Macy. (Accessed 26 November 2005), (Subscription required)
  • Стасов, В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» Артист, no. 34 (1894); Перепеч. и ред. в Избранные сочинение: живопись, скульптура, музыка. В трех томах. Т. 3. Москва: Искусство, 1952, с. 387—408.
  • Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке у Российской национальной библиотеки.
image Произведения этого автора, впервые опубликованные до 1 января 1951 года, находятся в общественном достоянии в России, и странах, где срок действия исключительного права на произведение не превышает всей жизни автора плюс 70 лет.

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Категории:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий