курсовая работа В Анализ музыкальных произведений: В. Блажевич «Концерт №2» А. Гурилев «Ноктюрн»

Известные люди

»

Александр Гурилев

Александр Гурилев Aleksandr Gurilev Карьера: Поэт Рождение: Россия» Москва Гурилев Александр Львович (1803-1858). Родился в Москве в семье крепостного музыканта. добавить фотографии дополнить биографию

Гурилев Александр Львович (1803-1858). Родился в Москве в семье крепостного музыканта. С детства проявил незаурядные музыкальные способности, учился у известных пианистов Дж. Фильда и Геништа.

1831 г. позже смерти владельца графа Орлова, папа и сынуля Гурилевы были отпущены на волю и приписаны к мещанскому сословию.

Началось издание его сочинений и ширилась известность Гурилева как пианиста, исполнителя и педагога.

Тяжелые материальные условия, психическое болезнь и в 1858 г. — кончина в Москве.

Наибольшей известностью пользовался Г. как автор русских песен и романсов. Особенную влюбленность завоевали песни «Матушка-голубушка», «Колокольчик»,»Разлука».

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Добролюбов Aleksandr Dobrolubov

К его жизни можно поставить эпиграфом четверостишие, принадлежащее ему самому:Краски захода пестрее восхода,И жертва наша не для других, для.. читать далее

Александр Измайлов Aleksandr Izmajlov

Измайлов (Александр Ефимович, 1779 — 1831) — баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. читать далее

Александр Кондратьев Aleksandr Kondratiev

Родился в семье директора Государственной типографии. Гимназическим учителем будущего поэта был И. Анненский. Окончил юридический факультет.. читать далее

Александр Кушнер Aleksandr Kushner

Для него стихи это и способ прочувствовать мысль, и инструмент для осознания чувства. читать далее

Ваши комментарии

Т. 13, С. 489-490 опубликовано: 26 октября 2011г.

[Гурылёв] Лев Степанович (1770-1844), рус. композитор, пианист, дирижер. Отец композитора А. Л. Гурилёва, автора романсов. Род. в семье крепостного крестьянина, принадлежавшего гр. В. Г. Орлову (младшему из братьев Орловых, участвовавших в возведении на престол имп. Екатерины II). Почти всю жизнь Г. провел в подмосковном имении Орлова Семёновское-Отрада на р. Лопасня, но, возможно, иногда жил в Москве в графском доме, бывал в усадьбе Усолье на Волге. Руководил крепостной капеллой графа. В его обязанности входило сочинение духовной и светской музыки, разучивание произведений с хористами и оркестрантами, обучение музыкантов игре на инструментах, руководство редкими спектаклями усадебного крепостного театра и устройство домашних концертов, к-рые «граф слушал из соседней гостиной» (Орлов-Давыдов. Т. 2. С. 14). Вероятнее всего, Г. регентовал в усадебной ц. свт. Николая Чудотворца, но нельзя исключать проведение им богослужений и в церквах окрестных сел Ивановское, Талеж и Щеглятьево.

Сведения, что Г. учился композиции у итал. композитора Дж. Сарти, документального подтверждения не находят. В 1831 г., после смерти графа, композитор получил вольную и был приписан к мещанскому сословию.

Благодаря Г. хоровая капелла гр. Орлова считалась одной из лучших, ее сравнивали со знаменитым шереметевским хором. Во время Великого поста для исполнения одной из ораторий Сарти (возможно, «Тебе, Бога, хвалим») на сцене московского Петровского театра 1 февр. 1791 г. устроители объединили неск. хоровых капелл, и в концерте участвовали «певцы, певицы и музыканты их сиятельств графа Владимира Григорьевича Орлова, графа Николая Петровича Шереметева, князя Петра Михайловича Волконского, его превосходительства Гаврилы Ильича Бибикова… число музыкантов [было] более двухсот» (Моск. вед. 1791. № 10. 1 февр. Л. 8 об.). Регентами хоров были Г., Степан Дегтярёв (крепостной Шереметева), Даниил Кашин (крепостной Бибикова).

Муз. наследие Г. хорошо изучено в сфере фортепианной музыки. Им создано свыше 20 вариаций на темы народных песен, 24 прелюдии и фуга, соната, полонезы (напр., Польский с хором в честь имп. Александра I по случаю покорения Финляндии «Вся Европа трепетала, ужас царства все разил» на слова В. Колосова). Кроме 2 кантат («Песнь любезному отцу, любезными детьми петая в Отраде» (1785), «Прославим день сей вожделенный» (1794)) Г. принадлежат также Обедня на 4 голоса, духовные концерты для 1 и 2 хоров «Господи, кто обитает», «Доколе, Господи, забудеши мя», «Имже образом желает», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Услыши, Боже, глас мой, вонми», «Гласом моим ко Господу воззвах», а также одночастные песнопения «Ангел вопияше», «Да исправится молитва моя», «Достойно есть», «Отче наш». Из этого списка сохранились лишь 2 последних концерта, 2 Херувимские песни и «Милость мира», остальные сочинения утеряны.

Лучшее представление о таланте композитора и о его хоровом стиле дает 2-хорный концерт «На божественней страже», относящийся к сер. 90-х гг. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 14). Это сочинение отличается лирическим тоном, соединенным с масштабностью эпического повествования. 1-я часть представляет собой диалог 2 антифонных хоров, в основе лежит сдержанный и архаичный напев; после интермедийной средней части звучание того же самого напева возобновляется в финале и приводит к кульминации — 7-голосному канону «Яко всесилен».

Лит.: Орлов-Давыдов В. П. Биогр. очерк гр. В. Г. Орлова. СПб., 1878. 2 т.; Кондаков С. Отрада // Столица и усадьба. 1917. 30 авг. С. 83-88; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М.; Л., 1929. Т. 2; Дроздов А., Трофимова Т. Рус. старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946; Натансон В. Прошлое рус. пианизма. М., 1960; История рус. музыки в нотных образцах / Под ред. С. Л. Гинзбурга. М., 1969. Т. 2. C. 281-285; ЛебедеваЕмелина А. В. Хоровая культура // История музыки. М., 1985. Т. 3. С. 111-131.

гурилёв

словарь русских фамилий

ГУР ГУРЕЕВ ГУРИН ГУРИНОВ ГУРИЧЕВ ГУРКОВ ГУРНОВ ГУРОВ ГУРЬЕВ ГУРЬЯНОВ ГУРИЛЁВ ГУРИНОВИЧ ГУРЧЕНКО ГУРЧЕНКОВ ГУРЬНЕВ

Гурий — имя (в переводе с др.евр. означающее «львенок). Гурей, Гуря, Гурка, Гура, Гурна, Гур, Гурьян — производные формы этого имени. Фамилия Гурилев писалась вначале Гурылёв, происходит она от Гурьль — варианта имени Гурий. Гуром в некоторых областях называют индюка. (Ф) Гур — так на Дону зовут индюков или чванливых людей (Э).

сканворды

— Персонаж романа русского писателя Александра Грачёва «Первая просека».

— Персонаж романа русского писателя Александра Грачёва «Первая просека».

полезные сервисы

Составить слова из букв «гурилёв»

гурилёв ал-др львович

гуманитарный словарь

ГУРИЛЁВ Ал-др Львович (1803-58) — композитор, скрипач, пианист, педагог. Выходец из семьи крепостных, получил вольную в 1831. Осн. жанр творчества — песни и романсы, широко распространенные и у профессионалов, и у любителей. Произв. Г. отличаются богатством настроений, яркой мелодичностью. Писал на стихи Лермонтова, Кольцова, Фета и др. Наиб. изв. романсы Г. — «Разлука» («На заре туманной юности»), «И скучно, и грустно», «Однозвучно гремит колокольчик». Среди произв. др. жанров — вариации, вальсы, мазурки и др. фп. сочинения.

Г. занимался также собиранием и обработкой рус. муз. фольклора («47 рус. нар. песен», предназнач. для бытового музицирования).

Лит.: Асафьев Б. В. Рус. музыка от нач. XIX столетия. Л., М., 1930. С. 56-104; Тынянова Е. К биографии Гурилева // Сов. музыка. 1946. № 9; Васина-Гроссман В. А. Рус. классич. романс XIX в. М., 1956; Алексеев А. Д. Рус. фортепианная музыка, от истоков до вершин творчества. М., 1963. С. 68-70.

полезные сервисы

Составить слова из букв «гурилёв ал-др львович»

гурилёв александр львович

энциклопедический словарь

Гурилёв Александр Львович (1803-1858), российский композитор, пианист, скрипач. Сын крепостного композитора и дирижёра. Ученик Дж. Филда. В 1831 вместе с отцом получил вольную. Романсы, песни: «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик», «Вьётся ласточка»; фортепианная музыка.

* * *

ГУРИЛЕВ Александр Львович — ГУРИЛЕВ Александр Львович (1803-58), русский композитор. Сын композитора и дирижера Л. С. Гурилева (1770-1844). Романсы, русские песни: «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик»; фортепьянные пьесы и др.

полезные сервисы

Составить слова из букв «гурилёв александр львович»

гурилев александр львович

большой энциклопедический словарь

ГУРИЛЕВ Александр Львович (1803-58) — российский композитор. Сын композитора и дирижера Л. С. Гурилева (1770-1844). Романсы, русские песни: «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик»; фортепьянные пьесы и др.

полезные сервисы

Составить слова из букв «гурилев александр львович»

гурилёв, александр львович

иллюстрированный энциклопедический словарь

Гурилев, Александр Львович

ГУРИЛЁВ Александр Львович (1803 — 1858), композитор. Романсы и песни в традициях русского городского фольклора: «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик», «Не шуми ты, рожь»; фортепьянные пьесы.

полезные сервисы

Составить слова из букв «гурилёв, александр львович»

К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую “Однозвучно гремит колокольчик”, слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах.

Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни.

Отец Макарова умер в дороге – замерз.

Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи – это были его стихи.

Отд. изд. Спб., ц.р. 1853 с муз. Гурилева, автором текста обозначен И.П. Макаров. Известна также муз. Сидоровича (1858), Сабинина. Даты рождения и смерти автора текста не установлены. Он печатался в «Рауте». На его стихотворения Гурилевым написаны и другие романсы: «В морозную ночь я смотрела…» (1853), «Падучая звезда» («Смотрю я в глубь лазури ясной…», 1854). Последнее ст-ние на муз. положила также О. Донаурова. На текст «Не вспоминай того, что было…» муз. написал Болле (Приложение к «Пантеону» за 1855 г.). Мнения об авторстве публикуемого ст-ния противоречивы. В.А. Энгельгардт в своих воспоминаниях («Последняя гитара» // «Исторический вестник». 1910, апрель) утверждал, что за подписью И.П. Макарова скрывался его дед Николай Петрович Макаров (1810-1890) — гитарист, лексикограф, печатавший сатирически романы под псевдонимом Гермогена Трехзвездочкина. Позднее высказано мнение, что автором песни был крепостной крестьянин Иван Иванович Макаров (1821-1852), в подтверждение чего А. Шварц ссылается н архивные материалы, якобы обнаруженные им в Перми («Литературная Россия». 1971, №24, 11 июня; «Огонек». 1978, №30). Однако в пермских архивах, в том числе в составе личного фонда А.К. Шварца, отсутствуют материалы, относящиеся к Макарову (согласно письму Н. Жулановой к составителю от 10 мая 1988 г.). Цикл романсов Гуриева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину.

Так что с автором слов не очень все ясно.

Стихотворение Макарова “Однозвучно гремит колокольчик” вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова “тройка” – это песня о тройке, о ямщике и о его песне. Немного об авторе музыки.

ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК

Тут музыка представлена в 2-х вариантах — первый Гурилева.

Дмитрий Хворостовский

Бела Руденко 

Рузана и Карина Лисициан

Кроме гурилевского “Колокольчика” на эти слова Макарова есть и другая песня, которую сочинил автор, нам неизвестный. Она постоянно исполняется по радио и в концертах и любима за простоту и благородный мотив.

Дмитрий Хворостовский

Ансамбль песни и пляски Александрова

Хор донских казаков

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Грузинский хор MDZLEVARI

Николай Гедда

Владимир Атлантов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 2 Топ Биографий

image (1802—1856) — известный русский композитор романсов. Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца, скрипача и композитора духовной музыки. Много занимался переложениями для органа. Из романсов Г. большою популярностью пользовались «Матушка голубушка», «Сердце», «Ласточка», «Не слышно на палубе песен», «Разлука», «Майские ночи»; известна была также в свое время его баллада «Жил-был один муж старый». Г. написал свыше 200 романсов. Романсы Г. имеют по премуществу характер меланхолический, задушевный и легко поются. Их мелодичность и простота аккомпанемента напоминают Варламова. {Брокгауз} Гурилев, Александр Львович — сын Льва Степановича Г., композитор романсов, род. 1802, ум. в 1856. Музыке учился у своего отца, но специального музыкального образования не получил. Написал около 200 романсов, в свое время очень распространенных; многие из них и теперь еще охотно поются в дилетантских кругах. По характеру романсы его приблизительно одного типа с алябьевскими (см.). Четвертая часть их «песни» («47 избран. народ. песен») — народные или в народном духе, иногда с красивыми мелодиями. Из романсов Г. наибольшей известностью пользовались: «Матушка голубушка», «Вьется ласточка», «Не слышно на палубе песен», «Разлука», «Песнь ямщика», «Однозвучно гремит колокольчик», дуэт «Не шуми ты, рожь». Кроме того, им сделано несколько переложений для органа и для фп. (В). {Риман} Гурилев, Александр Львович (род. 3.IX.1803 в Москве, ум. 11.IX.1858 там же) — рус. композитор (по происхождению из крепостных крестьян гр. Орлова, получил вольную в 1831). Ученик своего отца (также крепостного музыканта), Дж. Фильда и И. Геништы. Тяжелые условия жизни подорвали его здоровье и привели к неизлечимой болезни. Наряду с А. Варламовым, Г. — один из соз- дателей рус. бытового романса. Его вокальная лирика отмечена близостью к городской бытовой песне, искренностью выражения, теплотой чувства, элегическими, мечтательными настроениями, широким использованием ритмики бытового танца. Соч.: 88 романсов и песен, в т. ч. «Колокольчик» («Однозвучно гремит колокольчик»), «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Вам не понять моей печали», «И скучно, и грустно», «Сарафанчик», «Вьется ласточка сизокрылая», «Не шуми ты, рожь», «Я вас любил» и др.; фп. пьесы, вальсы, мазурки, циклы вар. на темы Алябьева, Варламова, Глинки и др. (ок. 30), сб. обработ. 47 избр. народных песен (1849). Гурилев, Александр Львович (1803—1858) — русский композитор, пианист, скрипач, альтист. Родился в Москве в семье крепостного музыканта — церковного композитора, Льва Степановича Гурилева (1770—1844). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, учился у известных пианистов Дж. Фильда и Геништа. 1831 г. после смерти владельца графа В. Г. Орлова, отец и сын Гурилевы получили вольную и были приписаны к мещанскому сословию. Работал в Москве, славился как автор романсов, пианист, педагог, однако жил в постоянной нужде. Последние годы жизни был тяжело болен психически. Главное место в творческом наследии занимает вокальная лирика. Гурилев — яркий представитель демократического направления в русском романсе. По фактуре, сантиментальному характеру и русскому национальному отпечатку его многочисленные романсы относятся к одной категории с романсами Алябьева и А. Е. Варламова. В свое время они пользовались широкой известностью. Изданы также его переложения народных русских песен. Многие его песни стали народными. Широкой популярностью пользовались «русские песни», близкие по стилю бытовому романсу: «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьется ласточка», а также романсы «Разлука» («На заре туманной юности»), «Вам не понять моей печали» и др. Значительная область творчества Гурилева — фортепьянная музыка. Выделяются вариации на темы народных песен, романсов, опер, в том числе на тему романса «На заре ты ее не буди» Варламова, а также танцевальные пьесы. Собирал и обрабатывал народные песни: сборник «Сорок семь избранных народных русских песен. Для голоса с фортепьяно». Сочинения А. Л. Гурилева еще при жизни автора приобрели широкую известность и прочно вошли в быт различных слоев русского общества. klgirls.net Некоторые его песни — «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая» — подчас принимаются за фольклорные. И это не случайно. В разных уголках нашей страны народ поет их по-своему, варьируя мелодии на свой лад, как это свойственно народному исполнительству. Музыка Гурилева с момента ее создания живет и на концертной эстраде, в репертуаре многих русских и советских певцов. Достаточно вспомнить, например, прекрасное .исполнение его романсов Н. А. Обуховой. Гурилев родился в семье крепостного человека графа В. Г. Орлова. Его отец, Лев Степанович, сочинял музыку и возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада. Под руководством отца будущий композитор прошел основательную школу музыкального воспитания. С малых лет он играл на скрипке в графском оркестре, а позже участвовал также и в камерных ансамблях: исполнял партию альта в квартете просвещенного любителя музыки Н.Б. Голицына, выступал как пианист-солист и аккомпаниатор. В имение Отрада часто приезжали любители музыки из Москвы, соседних поместий, а также из других городов. Бывал здесь и известный пианист Дж. Фильд, учитель юного М. И. Глинки, с 20-х годов живший в Москве. Существует предположение, что Фильд не обошел своим педагогическим вниманием одаренного крепостного мальчика Александра Гурилева. Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила «волю». Александру было тогда уже двадцать восемь лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе. Он познакомился с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с А. Е. Варламовым. Часто выступал в концертах и к 1840-м годам стал любимым пианистам, приобрел известность и как превосходный фортепианный педагог. В эту же пору Гурилев много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку. Его произведения сделались популярными, их исполняли в концертах, в домах горожан разных сословий. Тяжелая болезнь настигла композитора в пору расцвета и зрелости его таланта. Почти десять лет он был прикован к больничной койке… О его кончине, наступившей 11 сентября 1858 года, почти никто не знал. Лишь через несколько дней неизвестный автор оповестил в газетном некрологе о смерти талантливого музыканта. Музыка же Гурилева звучит и в наши дни. Это — песни «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки», «Сарафанчик», «Гаданье», «Отгадай, моя родная», обработки народных мелодий — «Не одна во поле дороженька», «Лучинушка», «Уж как пал туман», а также фортепианные пьесы. Среди лирических бытовых романсов и песен Гурилева есть и превосходные образцы нового типа. Это драматические монологи-рассказы о горькой личной судьбе — «Разлука», «Сердце-игрушка»; монологи-размышления — «И скучно, и грустно», «Оправдание» (на стихи М.Ю. Лермонтова); монолог-элегия «Вам не понять моей печали»; взволнованное выражение момента творческого вдохновения — «Внутренняя музыка» (на стихи Н.П. Огарева). В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности Гурилев — певец-лирик — чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий