Ломоносов михаил васильевич краткая биография интересные факты. Биография Ломоносова — самая интересная

–> Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье свободного зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Начало начал: детство и юность Отец М. В. Ломоносова хотел видеть в сыне надежного помощника и единомышленника и с малых лет привлекал мальчика к участию в морском промысле. С десяти лет он вместе с отцом ходил на промысел трески и палтуса к берегам Мурмана, Соловецким островам, Шпицбергену и Новой Земле. Скромная и суровая природа русского севера пробуждала в пытливой голове мальчика сотни вопросов, на которые он пока не находил ответа. Первыми его учителями стали дьячок Дмитровской церкви Сабельников и крестьянин И. Шубной. Всё свое свободное время юноша проводил с книгами, полученными в дар от сыновей соседа Х. Дудина. Всего несколько книг, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, очаровали мальчика и открыли ему мир науки. Тяга к знаниям юного помора часто сталкивалась с непониманием со стороны отца и враждебным отношением мачехи И. С. Корельской. Тем не менее к четырнадцати годам Михаил полностью овладел грамотой и мог свободно разъяснять старшим непонятные для них тексты. Впечатленный успехами своего ученика дьячок Сабельников не раз говорил Михаилу, что продолжить обучение он может только в больших городах: Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. Уставший от бесконечных конфликтов с отцом, нападок мачехи и чтобы избежать нежеланной свадьбы, М. В. Ломоносов 15 декабря 1730 г. тайком уходит с рыбным обозом в Москву. Азы учёности: странствие по России Тяжелое путешествие в Москву продолжалось три недели. Выдав себя за «сына холмогорского дворянина», М. В. Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию (Спасские школы). В её стенах он изучал древние языки и гуманитарные науки. Быстро оказавшись в числе самых прилежных студентов, молодой помор за один год освоил два курса обучения. В 1734 г. желание совершенствовать своё знание древнегреческого языка, философии, физики и математике подвигло обратиться прилежного студента с просьбой к архимандриту Стефану о переводе в Киево-Могилянскую академию на один год. Получив согласие руководства и финансовую помощь, М. В. Ломоносов отправляется в Киев. Однако здесь его ожидания оправдались только частично. Его мало привлекали богословские вопросы, которым отводилась львиная доля в программе обучения, зато он получил возможность самостоятельно работать с литературой в обширной библиотеке академии. Несколько разочарованный, он вернулся в Москву раньше срока. Вполне вероятно, что в итоге М. В. Ломоносова ждала карьера священнослужителя, если бы не счастливое для него стечение обстоятельств. В 1735 г. президент Академии наук барон И. А. Корф, обеспокоенный сокращением числа студентов, обратился в Сенат с просьбой прислать для обучения в университет при академии самых одарённых учеников из других учебных заведений страны. Получил такое письмо и архимандрит Стефан. В числе отобранных им двенадцати учеников оказался и М. В. Ломоносов. В начале 1736 г. он уже был зачислен студентом Санкт-Петербургского академического университета. В петербургской академии он изучал немецкий язык у Х. Германа, физику и математику у профессора Крафта. К первому петербургскому периоду относятся и начальные опыты в стихосложении. Особую склонность молодой помор проявил к изучению химии и минералогии. Германские университеты Весной 1736 г. Академия наук направила своих лучших учеников в Марбург к знаменитому учёному-энциклопедисту Х. Вульфу для дальнейшего изучения естественных наук, горного дела и металлургии. Годы учёбы в Марбурге Михаил Васильевич впоследствии всегда вспоминал с теплотой и постоянно добрым словом отзывался о своём учителе, Х Вульфе. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, Елизаветой Цильх, дочерью домохозяйки. В 1740 г. в этом городе он обвенчался с ней по лютеранскому обряду. Изучение естественных наук М. В. Ломоносов вполне успешно сочетал с литературными занятиями. К этому периоду относится его первое крупное произведение, «Оду на взятие Хотина», посвящённое победе русской армии в войне с Турцией в 1739 г. В 1739 г. время пребывания в Марбурге подошло к концу. Вместе с ним завершился и период относительно независимой и свободной жизни в Германии. Продолжить учёбу предстояло во Фрайбурге, у педантичного и сурового Й. Ф. Генкеля. Обучение строилось в основном на практических занятиях по горному делу и металлургии. Рутинные и малосодержательные занятия раздражали М. В. Ломоносова, что выливалось в бесконечные конфликты с преподавателем. Весной 1740 г. он решает прервать обучение и вернуться в Россию. Снова в Санкт-Петербурге: в стенах Академии По возвращению в столицу М. В. Ломоносов первоначально занимался систематизацией коллекции минералов и окаменелостей Кунсткамеры под руководством профессора естественной истории И. Аммана. В 1742 г. молодой учёный получил должность адъюнкта Физического класса, что позволило ему перейти к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на свои разносторонние интересы М. В. Ломоносов, всегда считал для себя приоритетным направлением изучение химических процессов. Вскоре он представил проект о создании химической лаборатории при Академии, но осуществить его удалось только через шесть лет. В начале научной деятельности в российской Академии наук М. В. Ломоносову не раз пришлось противостоять посредственным учёным, сплотившимся вокруг библиотекаря И. Д. Шумахера. В 1743 г. из-за интриг недоброжелателей он даже был заключен на 8 месяцев в тюрьму за дерзкое поведение». В 1745 г. особым указом по материалам диссертации «О металлическом блеске» учёному было присвоено звание профессора химии. Вместе с ним он получил и дворянский статус. К 1752 г. финансовое положение настолько улучшилось, что Михаил Васильевич смог позволить себе приобрести собственное жильё и построить химическую лабораторию (1757), а также небольшую астрономическую обсерваторию. Наблюдение за «небесными телами» позволило ему сделать ещё одного громкое открытие. В 1761 г. он опубликовал труд «Явление Венеры на Солнце», в котором высказал предположение о существовании у Венеры собственной атмосферы. В подаренной императрицей Елизаветой в 1753 г. деревне Усть-Рудица М. В. Ломоносов создал фабрику цветного художественного стекла, проявив себя незаурядным предпринимателем. Начав производство с простейших бисера, смальты и стекляруса через несколько лет его фабрика выпускала подвески, броши, столовые сервизы, письменные и туалетные приборы. Однако главной его целью было изучение свойств стекла, света и цвета, а также создание разнообразных красителей. «Побочным» результатом экспериментов М. В. Ломоносова с цветом и стеклом стало возрождение монументального мозаичного искусства. Он не ограничился созданием материала для художников, а опробовал его в собственном творчестве. Совершенно не умея рисовать, учёный использовал картоны специально приглашенного художника Л. З. Кристинека, а также других живописцев и на их основе создал свои мозаичные картины. Среди наиболее интересных мозаичных работ учёного «Полтавская баталия» (Академия наук, 1762–1764) и «Портрет Петра I» (Эрмитаж, 1754). В 1758–1764 гг. М. В. Ломоносов возглавлял Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическую гимназию при Академии наук. В эти годы одним из основных направлений его научной деятельности было составление «Атласа Российского» и демографические проблемы страны. В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761) учёный предлагал пути повышения рождаемости и привлечения иностранных граждан в русское подданство. Многолетняя научная деятельность М. В. Ломоносова получила в 60-х годах XVIII в. признание коллег. В 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук, а в 1764 г. получил такой же статус Болонской академии наук. Несмотря на выдающийся вклад в российскую науку и культуру, и международное признание, положение Михаила Васильевича в Академии наук оставалось очень сложным. Его инициативность по многим вопросам часто сталкивалась с непониманием или враждебным отношением коллег и вельмож. В 1762 г. из-за обострившейся болезни и противоречий в Академии он подаёт прошение об отставке, которая сначала была принята, но вскоре это решение было отменено. М. В. Ломоносов до последних дней принимал деятельное участие в научной и общественной жизни страны. Выдающийся русский ученый-энциклопедист с мировым именем скончался в своем доме в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 4 апреля 1765 г. Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре. Педагогическая и общественная деятельность Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке. При поддержке графа И. И. Шувалова, М. В. Ломоносов предложил создать в России классический университет. Он тщательно разработал структуру нового учебного заведения, доступного для всех сословий. В проекте было предусмотрена организация трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Он считал крайне важным сделать образование свободным от влияния церковных властей. Первый российский университет был открыт 5 мая 1755 г. в Москве. Другим заветным его желанием было создание независимого университета в Санкт-Петербурге. Им был разработан полный перечень документов для его организации, пересмотрена и расширена образовательная программа, но все предпринятые усилия оказались недостаточными. В столице университет открылся только спустя 54 г. после смерти ученого. Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки К выдающимся достижениям научной мысли М. В. Ломоносова относится его молекулярно-кинетическая теория тепла. В свое работе «Элементы математической химии» (1741) он обосновывал взаимосвязь температуры материи с внутренним «коловратным» движением мельчайших частиц материи – элементов (атомов), образующих корпускулы (молекулы). В этой и более поздней работе 1748 г. он предвосхитил многие научные гипотезы, касающиеся атомистики и теории развития материи. Учёный заложил основы физической химии, сделав попытку объяснения химических явлений на основе законов физики в работах «Начала физической химии» и «Введение в истинную физическую химию» (1752). В 1752–1753 гг. М. В. Ломоносов детально занимается проблемой атмосферного электричества. В работах, посвящённых этому явлению, он заложил основы теории электричества, соответствующей и современным взглядам. Результат своих исследований он изложил в докладе «Слово о явлениях воздушных, от электрических сил происходящих» (1753). Началом отечественной геологии принято называть труд «О слоях земных». В нём научному миру была предложена гипотеза о существовании зон с различной скоростью вертикального перемещения земных слоёв в зависимости от силы «внутреннего огня» и их значении при формировании гор. М. В. Ломоносов был талантливым изобретателем, стремящимся использовать теоретические знания в практических целях. Хорошо знакомый с законами оптики он предложил ряд совершенно новых оптических приборов: ночезрительную трубу и батоскоп, «которым можно видеть дно в реках и морях». Значительный интерес представляет созданная учёным конструкция горизонтоскопа – своеобразного перископа для горизонтального наблюдения за местностью. Усовершенствовал он и телескопы И. Ньютона и Д. Грегори. В 1754 г. он предложил использовать в метеорологических исследованиях сконструированный им летательный аппарат вертикального взлёта – аэродромическую машину. Летать на ней не предполагалось, только поднимать метеоприборы для отслеживания состояния воздуха на заданной высоте. Научная деятельность М. В. Ломоносова в Академии не ограничивалась только занятиями естественными науками. В меньшей степени, но и состояние гуманитарных наук не оставляло энциклопедически образованного ученого равнодушным. В 1748 г. он вступил в полемику с историком Г. Ф. Миллером, сторонником норманнской теории в русской истории. Ломоносов придерживался сарматской теории образования русского государства и считал глубоко ошибочным мнение о решающей роли скандинавов в процессе становления Руси. Своими работами «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) великий учёный заложил основы научно обоснованного обучения красноречию. В структуре науки владения словом он выделил три основных раздела: об изобретении, украшении и расположении текста. Новый, современный ему взгляд на нормы и основы русского языка ученый изложил в своих работах по грамматике. Свой вклад он внёс и в развитие стилистики родного языка, разработав теорию «трёх штилей». Из научных трудов М. В. Ломоносова в повседневную современную русскую речь прочно вошли такие слова, как горизонт, эфир, оптика, полюс, атмосфера и многие другие. Вместе с литератором В. К. Тредиаковским талантливый учёный осуществил силлабо-тоническую реформу стихосложения. Результатом его литературного творчества стало создание классического четырёхстопного ямба. М. В. Ломоносов внёс вклад в развитие русской сатиры, написав «Гимн бороде», его перу принадлежит множество произведений в жанре торжественной и философской оды. Не обошел своим вниманием М. В. Ломоносов и проблемы педагогической теории и практики. Всю свою жизнь он оставался ярым сторонником бессословного общедоступного образования и соблюдения принципов природосообразности в воспитании детей. Значение научных изысканий, предпринятых великим русским учёным-энциклопедистом, для развития отечественной науки и культуры переоценить совершенно невозможно. Кажется, что вся жизнь М. В. Ломоносова была посвящена одной-единственной утопической задаче: объять необъятное. И, тем не менее, это ему удалось. –> statehistory.ru в ЖЖ:

Русского гения – Михаила Васильевича Ломоносова – очень часто называют образцом «универсального» человека, ведь она был талантлив практически во всем. Ломоносов проявил себя во многих научных дисциплинах, был естествоиспытателем и даже работал в должности статского советника. Что же касается его жизни, рассмотреть биографию Ломоносова кратко практически невозможно. Такое описание его заслуг и достижений не даст полного представления о гении этого человека.

Детство и родители

Итак, краткую биографию Ломоносова рассматривать не будем, но и на ее полное описание может потребоваться слишком много времени. Поэтому, пожалуй, ограничимся основным вехами в жизни величайшего ума своего времени и некоторыми моментами в его деятельности и личной жизни.

Родился Михаил (или как его еще иногда называют, Михайло) Ломоносов 19.11.1711 г. в небольшой деревушке Мишанинская Двинского уезда (нынешняя Архангельская область). Он был родом из этнической группы, называемой поморами. Именно этой группе крестьян в те времена удалось избежать распространения на них крепостного права.

Отец мальчика – Василий Дорофеевич – и мать – Елена Ивановна – слыли людьми зажиточными и относились к так называемым черносошным крестьянам. У семейства был достаточно большой земельный надел. Также они владели несколькими судами на побережье, предназначенными для рыбного промысла, который наряду с торговлей являлся основным видом деятельности и источником дохода.

Несмотря на это, если рассматривать биографию Ломоносова кратко (именно в этот период жизни), юный Михаил к основному занятию родителей особо не тяготел. Своего отца он описывал как человека, в общем-то очень доброго по натуре, но крайне невежественного из-за его соответствующего воспитания.

Сам же Михайло в этом отношении превосходил отца еще с ранних лет, поскольку имел ярко выраженную склонность к познанию окружающего мира, постоянной учебу и самосовершенствованию, хотя даже дальние рыбацкие походы укрепляли мальчишку и морально, и физически. Неудивительно, что впоследствии некоторые истории приписывали ему недюжинную физическую силу, и, надо сказать, значительная доля правды в этом есть.

Но вот что самое интересное (и даже краткая биография Михаила Ломоносова на это указывает очень четко), юный Михайло для саморазвития брал читать и своих односельчан книги, которые потом недвусмысленно назвал своими «вратами учености», среди которых его любимыми трудами были «Арифметика», «Ученая Псалтырь» и «Грамматика».

Кстати сказать, грамоте он обучался у местного дьячка, но и он не мог дать всех тех знаний, к которым стремился любознательный мальчишка.

До определенного момента жизнь, казалось, шла своим чередом, и ничто не предвещало беды, но когда Михаилу было всего девять лет, внезапно скончалась его мама. Отец, недолго думая, женился на Федоре Михайловне Усковой, но мачеха, как оказалось, была не слишком добра к пасынку. Именно в этот период Ломоносов все чаще стал ходить с отцом на рыбный промысел.

Впрочем, долго это не продлилось, и мачеха вскоре умерла. Тогда отец женился в третий раз. А вот новая его избранница была еще хуже первой. К пасынку она относилась с откровенной злобой и ненавистью, между ними постоянно возникали нешуточные ссоры, а бывший когда-то родным родительский дом стал просто невыносим.

Бегство из дома

Впрочем, из краткой биографии Михаила Васильевича Ломоносова, которая представлена сегодня в том же интернете, можно почерпнуть сведения о том, что именно сложившая дома ситуация повлияла на решение отрока сбежать из родительской обители. Кроме того, отец как-то и вовсе надумал юношу женить, чему Ломоносов яростно сопротивлялся и однажды даже симулировал болезнь. Но куда он мог отправиться?

Тщательно взвесив все аргументы, Михайло решил податься в Москву, хотя на тот момент хорошее образование можно было получить еще и в Петербурге, и в Киеве.

Ночью, никому не сказав ни слова и даже не простившись с отцом, Михайло ушел. Многие историки, изучавшие биографию Ломоносова, как раз и склонны считать, что это было именно бегство. С собой, помимо провизии, он взял только две любимые книги – «Грамматику» и «Арифметику». Примечательно, что сосед, у которого Михайло постоянно просил эти труды для чтения, решил подарить книги любознательному юноше.

А вот путешествие, растянувшееся более чем на три недели, даже в краткой биографии М.В. Ломоносова описано достаточно красноречиво, ведь большую часть пути юноша шел пешком.

По крайней мере, караван, следующий в Москву, он настиг только через три дня с момента выхода из родного селения. Наконец, вначале зимы 1731 года караван благополучно достиг «белокаменной».

Тяга к учебе

По прибытии в город, который на тот момент столицей Российской империи еще не являлся, у Ломоносова возникли достаточно серьезны проблемы, ведь в городе он не знал абсолютно никого, кто смог бы ему помочь. Тем не менее, каким-то чудом он умудрился устроиться на учебу в Славяно-Греко-Латинскую академию «Спасские школы», которая считалась первым в России высшим учебным заведением.

Попутно в биографии Михаила Васильевича Ломоносова пристального внимания заслуживает еще один интересный факт. Дело в том, что при поступлении юноше пришлось подделать документы и выдать себя за состоятельного холмогорского дворянина. Впрочем, сам Михайло на такие мелочи внимания не обращал.

Однако и этот период, судя по биографии Михаила Ломоносова, принес ему множество испытаний. Прежде всего, стоит сказать, что он учился в одном классе с малыми детьми, которые насмехались над взрослым дядькой (Михаилу на тот момент было уже двадцать лет).

Кроме того, он обрек себя на нищенское существование, ограничиваясь во всем, что не касалось учебы.

Зато Ломоносов экстерном закончил три класса всего за один год и стал лучшим учеником. Именно это позволило ему получить дополнительные возможности. Его в разное время посылали на учебу в Киево-Могилянскую академию, в университет при Академии наук в Петербурге и даже в Марбург – город в Германии, где он должен быть изучать горнодобывающее дело и химическую промышленность.

Образование за пределами России

Период учебы заграницей в биографии Ломоносова можно выделит отдельно. Именно в Марбурге он познакомился и обучался у такого известного философа как Христиан фон Вольф.

Под его руководством юноша изучил теоретическую физику, гидростатику, гидравлику и аэрометрию. Попутно Ломоносов выучил немецкий, французский и итальянский языки, научился фехтованию и танцам.

А вот о светских раутах и вечерниках Михайло не помышлял. Все свои сбережения, оставшиеся от стипендии, он тратил исключительно на покупку книг, без которых не мыслил своего существования. Считается, что именно в Германии Ломоносов начал собирать свою знаменитую античную библиотеку, а также уделять особое внимание занятиям по литературе.

Кроме того, ему посчастливилось пройти обучение во Фрайбурге, где руководителем был педантичный и строгий немецкий ученый, химик, металлург и врач – Генкель. Все занятия носили исключительно практический характер, поэтому Михайло вместе с сокурсниками объездил множество рудников, металлургических заводов, занимался освоением подъемников для шахт.

Однако немец требовал от студентов всего лишь выполнения черновой работы, из-за чего у Ломоносова начались ссоры и пререкания с Генкелем.

В 1740 году он покинул Фрайберг и направился в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским представителем, чтобы тот помог ему перебраться назад в Россию. Но его на месте не оказалось, и в ожидании Ломоносову пришлось еще целый год колесить по Европе. Кстати сказать, к тому времени (в биографии Ломоносова этот факт зафиксирован очень четко) он уже успел жениться на дочери одной немки, у которой он вместе со студентами когда-то снимал квартиру по приезду в Марбург.

Так что, где спать и что есть, пока можно было не думать.

Возвращение на родину и дальнейшая деятельность

Наконец, в 1741 году Михайло все же вернулся в Россию. Его под началом профессора Амману сразу же отправили изучать естествознание. Жалование не полагалось, поэтому, чтобы хоть как-то свести концы с концами, Ломоносов занялся описанием минералов и окаменелостей для Кабинета Кунсткамеры.

В это же время он написал две диссертации по химии и физике, однако после подачи их на рассмотрение в Академию наук, которой руководил немец, продвигавший своих соотечественников, они так остались пылиться на полке.

Когда на престол взошла императрица Елизавета Петровна, Ломоносов написал прошение ей лично, а в 1742 году получил назначение на должность адъюнкта физического класса, двухкомнатную квартиру, дрова, свечи и целы 3601 рублей годового жалования. После защиты диссертации «О металлическом блеске» Михаил Васильевич стал профессором химии.

После этого дела ученого пошли вверх. Он сблизился с одним из фаворитов императрицы, Шухваловым, Елизавета Петровна пожаловала Ломоносову Усть-Рудицу с четырьмя лежащими в округе деревнями, где ученый устроил завод по производству мозаики.

Далее он управлял географическим департаментом, и под его руководством начало создание нового «Атласа России». Затем вышел его труд, касающийся новых приборов для морского дела, которые предназначались для определения широты и долготы, а к 1761 году он выпустил трактат под названием «О сохранении и размножении российского народа».

Научные достижения

Перечислить абсолютно все труды гениального во всех областях ученого невозможно в принципе. Однако достаточно хотя бы отметить те дисциплины и науки, вклад в которые оценивается даже современниками.

Судя по биографии М.В. Ломоносова, в мире он стал известным, благодаря неоценимому вкладу в такие науки как химия, естествознание, физика, оптика, молекулярная кинетика, астрономия, география, металлургия, геология, история, филология, поэзия, изобразительное искусство и т.д.

Кстати сказать, в биографии М.В. Ломоносова есть еще несколько фактов, о которых не знают даже современные жители России. Интересно, что открытие атмосферы у планеты Венера принадлежит именно Ломоносову. Также ученый является основоположником стекольного производства (правда, только по теоретической части). Наконец, именно он спроектировал Московский университет, впоследствии получивший его имя.

Литературная деятельность

В литературе Ломоносов тоже был известен. О его критических статьях в адрес самых именитых писателей и поэтов своего времени известно достаточно много. Впрочем, и сам Михаил Васильевич очень часто выплескивал свой литературный талант на бумагу.

Так, например, его оды императрице или знаменитой произведение «Ночью темною покрылись небеса» или «Я знак бессмертия себе воздвигнул» изучали даже в советских школах.

Основные достижения в искусстве

На этом поприще, судя по биографии Ломоносова, нон прославился в основном в области мозаики. Одним из первых шедевров его рук можно назвать изображение Богоматери и иконку Нерукотворного спаса.

А вот самым, пожалуй, известным творение мастера, вне всяких сомнений можно назвать поясной портрет царя Петра I, выполненные полностью из мозаичных кусочков, ныне выставленный в Эрмитаже.

Не меньшего внимания заслуживает и его «Полтавская баталия», а также портрет Шувалова.

Кроме того, если говорить о теории, ученый в свое время написал множество трактатов, в которых научно обосновал принципы смешивания цветов, а его работы всерьез брали за основу многие художники последующих поколений.

Личная жизнь

Что же касается личной жизни, в биографии Михаила Ломоносова на этот счет есть несколько упоминаний. Как уже было сказано выше, сначала он был женат на немке Елизавете, которая родила ему дочь. Но, поскольку родилась она еще до официальной свадьбы, ее признали незаконнорожденной.

Когда Ломоносов вернулся в Россию, Елизавета, оставшаяся в Марбурге из-за болезни матери, была беременна вторым ребенком. Вскоре родился мальчик, которого назвали Иваном, но прожил он всего один месяц.

Как свидетельствуют факты из биографии Ломоносова, спустя некоторое время, Елизавета по ходатайству супруга перед российским посольством переехала к мужу, приняла православие, и они обвенчались. Вскоре умерла их первая дочь, а чуть позже Елизавета родила еще одну девочку – Елену. Кстати сказать, она вышла замуж за придворного библиотекаря Екатерины II, А.А. Константинова, а родовая линия Ломоносовых на этом прервалась.

Заключение

Как видим, биография Ломоносова очень насыщена разными событиями. Остается добавить, что великий ученый скончался в возрасте 53 лет 19.04.1765 г. от воспаления легких, похоронили его в Александро-Невской лавре, но вклад, внесенный в развитие науки и искусства, причем не только России, но всего мира, сегодня заслуженно считается величайшим наследие своего времени.

Стоит сказать, что имя величайшего российского ума по праву стоит в одном ряду с самыми крупным выдающимися деятелями науки и искусства всех времен и народов.

Михаил Васильевич Ломоносов (19.09.1711-15.04.1765) – великий русский учёный, разносторонний и необычный человек. Его умом и способностями восхищаются на протяжение веков. Биография Ломоносова М.В. интересна и неординарна. Это человек-легенда, сделавший массу открытий.

Детство и юность

Биография Ломоносова для детей будет стимулом и примером. Михаил Васильевич вырос в крестьянской семье, в деревне Денисовка Архангельской губернии. С детства он любил читать и имел огромную тягу к наукам. В 15 лет он прочитал массу различных книг: от арифметики до пособий по созданию рифм. Но это вовсе не значит, что наш учёный не интересовался ничем, кроме чтения. Будущий великий просветитель любил ходить с отцом на рыбалку, охоту, общался со сверстниками.

Обучение

Михаил был не только умным, но и хитрым. При поступление в Московскую славяно-греко-латинскую школу, он притворился дворянином, благодаря чему изучил языки древних народов, литературу и другие науки. В 1736 году его направили в университет, а позже учёный по направлению отправился в Марбургский университет (Германия), и всё это благодаря стараниям и любознательности. За 3 года обучения он освоил естественные науки, затем отправился во Фрайбург изучать горное дело и химию. В этот же период он начал писать стихи и теоретическую литературу. Его “Письмо о правилах российского стихотворства” получило одобрение поэтов.

Карьера и достижения

Учёный вернулся на родину в 1741 году, через год стал преподавателем физики, а ещё через 3 – профессором химии в Петербургской академии наук. В 1755 году Ломоносов стал инициатором создания создания нового учебного заведения – Московского Университета (ныне МГУ).

Писатель и поэт

Первой работой, получившей широкую известность и признание, стала “Российская грамматика”, включавшая в себя 14 книг. По этим учебникам обучались долгое время во всех учебных заведениях России. Но данная работа не является единственной. Михаил был талантливым писателем. Из-под его пера вышли такие творения: ода “Утренние размышления о Божием величие”, “Ода выбранная из Иова”, “Письмо о пользе стекла”, героическая идиллия “Полиодор” и многое другое. Наследие Ломоносова включает в себя множество трагедий, стихотворений и од.

Краткая биография Ломоносова как химика и физика

Михаил проделал большую работу по изучению корпускулярного метода и теории кинетической теплоты. Данные учения получили известность только через столетия при изучении молекул. Корпускулярный метод стал основой современной молекулярной физики.

Его труд “Первые основания металлургии, или рудных дел” стал основой русской химии. В нём Ломоносов рассмотрел свойства металлов и дал классификации, доказал, что нефть, янтарь и торф – органический материал, описал способы получения меди, железного купороса и серы.

Первооткрыватель и создатель

Ломоносов является изобретателем неорганических элементов, например, стекла и фарфора. Также он создал газовый барометр, различные термометры, прибор определения твёрдости и множество других необходимых для науки приспособлений.

Заключение

Биография Ломоносова считается одной из интереснейших. Его учебники по химии и русской грамматике использовались в течение многих лет. Московский Государственный Университет, созданный этим учёным, является самым престижным в России.

Похожие статьи

Ломоносов знаком практически всем жителям России. Почитают его творчество и за границей. Он одновременно был ученым-энциклопедистом, художником, поэтом, естествоиспытателем, филологом, философом естествознания, организатором отечественной науки. По инициативе Михаила Васильевича был создан известный Московский университет. Датой его открытия считается 1755 год.

Биография Ломоносова ярка и интересна. Родился он в деревне Денисовка, которая находилась в Архангельской губернии. Семья его была бедной, отец – обычный крестьянин, мать – дочка деревенского дьякона.

Мальчик с 10 лет уже помогал отцу. Они вместе ходили на рыбную ловлю. Более того, совершали дальние переходы к Новой земле, а также плавали по Северному Ледовитому океану. Мальчик рано познакомился с промыслами Поморья: охота на тюленя, морского зайца, моржа, выварка соли, резьба по кости, добыча раковин с жемчугом.

В 1720 г. умерла мать Ломоносова. После отец женился на другой женщине, но она была для него лишь злой мачехой. Биография Ломоносова для детей рассказывает, что мальчик с ранних лет тянулся к знаниям и всему новому.

Юноша понимал, что если он останется в деревне, то сможет лишь продолжить судьбу отца. Поэтому Михаил Васильевич в 19 лет отправляется в Москву пешком. В 18 веке в академии мог учиться только дворянин. Поэтому Ломоносов идет на хитрость. Он выдумывает себе престижное дворянское имя. Его Михаил Васильевич использует для поступления Славяно-Греко-Латинскую академию. Биография Ломоносова рассказывает, что он был одним из лучших учеников. Поэтому его отсылают в университет в Петербурге, который располагался при академии наук. Далее Ломоносов отправляется за границу, чтобы совершенствовать себя в области физики, химии и металлургии. Благодаря этому к 34 годам он становится академиком. Михаил Васильевич специализировался, главным образом, на естествознании. Эта наука охватывает такие направления, как астрономия, химия, физика, геология, география, металлургия. Ломоносов рассматривал природу с чисто материальной ее стороны. Он развивал и продвигал такие взгляды, как закономерность законов природы, принципы познаваемости, закон сохранения материи, а также движения.

Биография Ломоносова говорит о том, что Михаил Васильевич сделал в области астрономии ряд важных достижений и выводов. Например, он изучил явление атмосферного электричества и дал миру целый ряд важных выводов о природе некоторых космических объектов. В 1762 г. Михаил Васильевич изобрел специальный телескоп – рефлектор, который имеет наклонное зеркало. Этот аппарат помогает получить яркое изображение рассматриваемого объекта. Биография Ломоносова рассказывает о том, что этот великий человек изучал Солнце. Он предположил, что поверхность этого светила напоминает океан огня.

Ломоносов – патриот своей страны. Он старался развивать астрономию, так как считал, что это будет способствовать большому скачку в науке и поможет повысить уровень знаний русского народа.

Краткая биография Ломоносова рассказывает о том, что он проявлял огромный интерес именно к практической астрономии. Особенно к созданию специальных приборов, которые будут помогать путешественникам и морякам ориентироваться по звездам. Михаил Васильевич всю жизнь старался дать людям больше знаний и открытий. Он не терпел невежества. С уверенностью говорил о том, что каждое небесное тело постоянно изменяется, в том числе и наша планета. А Вселенная необъятна и не имеет границ.

В старости Михаил Васильевич жил один в своем большом доме. Не стало его в пять часов дня 4 апреля 1765 года. Он сделал для российского народа много важных открытий, но, как многие великие люди, ушел из жизни в полном одиночестве.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий