МакSимум: Краткая биография Эзопа.

Биография Биография писателя image Биография вариант 1 вариант 2

Эзоп – одна из самых противоречивых фигур античной литературы. Отсутствие научных приданий о жизни баснописца ставит под сомнение его существование. Многие древнегреческие историки, такие как Геродот, Гераклид Понтийский, имели свои данные о том, как он жил, при каких обстоятельствах умер. Эти данные характеризовались такими мотивами, которые в конце IV в. до н. э. стали основой эзоповской легенды.

Все вышесказанное доказывает, что древние историки и писатели ни разу не усомнились в существовании этого баснописца. Но эпоха Возрождения, а также филология разных веков оспаривали этот случай, утверждая, что Эзоп – это миф. Двадцатый век допускает существование этого писателя.

В конце V века в Афинах был прославлен сборник многовековых басен Эзопа.

Эзоповы небылицы переходили из рода в род, потому что его имя стало знаковым. Деметрий Фалевский собрал все произведения в 10 книгах в III веке до н. э., но это собрание было потеряно. Ценителей его искусства также интересовали подробности личной жизни баснописца. Не известные фрагменты его жизни заполняли легендами. Предполагали, что Эзоп является обладателем противного характера, а внешность сравнили с горбатым, прихрамывающим уродцем. Этот образ дошел до нас в виде скульптур.

Существовала версия биографии поэта, источником которой являлась одна из легенд о царе Соломоне. Версия повествует нам о том, что Эзоп был дешевым рабом, над которым насмехались все кому не лень, и которым он искусно мстил.

Во многих странах ценители древнегреческой литературы могут читать басни в интерпретации таких баснописцев как И. Крылов и Жан Лафонтен.

В 1986 году вышел русскоязычный вариант басен Эзопа.

Кто такой Эзоп?

Согласно легенде очень давно в Древней Греции жил хромой раб по имени Эзоп. Тщедушный и невзрачный, он поведением, мыслями и образом жизни сильно отличался от окружающих. Однако это не мешало ему иметь множество друзей и пользоваться влиянием даже среди знатных граждан Греции. Почему? Он был остроумным и интересным собеседником, прекрасным рассказчиком. Слушать его короткие истории, в которых звери и характерами, и разговорами, и недостатками так напоминали людей, было истинным наслаждением! Они были так узнаваемы! Эти истории зовутся сегодня баснями. А Эзоп, без сомнения, является создателем, прародителем басни. Вы наверняка знаете сюжет про черепаху, сумевшую обогнать самодовольного зайца. Или про лиса, не сумевшего раздобыть виноград. Или про волка и ягненка. Нет сомнений, что вы не раз ловили себя на мысли, что те или иные герои Эзоповых басен поразительно напоминают ваших знакомых, друзей, оказавшихся в похожих ситуациях. Такова сила историй, поведанных хромым древнегреческим рабом! Кстати, кто, как не Эзоп, является учителем баснописцев француза Лафонтена, русского Крылова и многих-многих других?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • Доклады и сообщения
  • Люди
  • Эзоп

Эзоп считается первым баснописцем. Он является первооткрывателем жанра басен, хотя его оригинальные произведения не дошли до наших дней.

Точной достоверной информации о том, жил ли Эзоп, нет. Некоторые предполагают, что поэт на самом деле существовал, другие – что его труды принадлежат нескольким людям. Считается, что дата рождения баснописца – шестой век до нашей эры. Его родина – Древняя Греция, остров Самос. Все сведения гласят, что с самого рождения и, возможно, всю жизнь, Эзоп являлся рабом.

Первым, кто рассказал о поэте, был Геродот. Его слова принято считать наиболее достоверными. По его сведениям, Эзоп находился в рабстве у Иадмона, и жил на Самосе. Также, по словам историка, в то же время в Египте царствовал Амасис, то есть в 570-530 годы до нашей эры. В какое-то время своей жизни Эзопа отпустили на волю. Прожив около 55 лет, поэта убили в Дельфе жрецы, из-за его неуважения к древнегреческим богам.

Гераклид же писал, что родина баснописца – Фракия, а его хозяином был Ксанф. Предполагается, что эту информацию философ взял из его басен. Также такие люди, как Платон, Аристофан, Лисипп и Алексид, брались описывать биографию Эзопа.

Существует произведение, известное как «Жизнеописание», в котором рассказывается еще одна версия истории поэта. Датируется книга вторым веком до нашей эры, ее автор неизвестен. Согласно «Жизнеописанию», Эзоп родился во Фригии, и был рабом философа. В книге впервые описывается внешность баснописца: уродливость, горбатость и невысокий рост.

Никто не сомневался в существовании Эзопа до 16 века. Тогда Мартин Лютер поставил под вопрос эти истории о поэте. Он считал Эзопа собирательным образом нескольких авторов басен. С годами это предположение находило все больше обоснований, и уже в прошлом веке большинство филологов отрицало существование баснописца.

Басни Эзопа пользовались большой популярностью у народа Древней Греции. У этих историй всегда набиралось много слушателей. По некоторым сведениям, Эзопа приглашали к себе цари, чтобы тот рассказал им свои басни. Предположительно, по этим историям учили детей в школах.

Считается, что Эзоп написал от 400 до 500 басен, возможно, в виде стихов. Сами оригиналы произведений древнегреческого поэта до современности не дошли. Басни долгое время передавались из уст в уста, а затем были переписаны некоторыми авторами. Одним из них, и, скорее всего, первым, был Деметрий Фалерский, хотя его сборники также были утрачены. Басни известного русского писателя Крылова являются переведенными и переписанными сочинениями Эзопа. На французском языке басни известны под авторством Жана Лафонтена.

Вариант №2

В большинстве стран мира, в разных школах дети изучают много литературных произведений. Среди них есть стихи, романы, рассказы, новеллы и прочее другое. Литература делится на два вида, на классическую и популярную. В школах дети изучают классическую литературу писателей с их родной страны, а также произведения самых выдающихся иностранных мастеров пера.

Каждое литературное произведение нацелено на то, чтобы обращать внимание людей на проблемы, которые окружают нас. Внимательный читатель заметит мораль и поучение в любой книге, и сделает свои выводы. Ведь очень часто писатели не говорят прямо и открыто, что именно они хотят донести читателям в своих произведениях. Но еще в 6 веке до нашей эры, в Древней Греции жил один человек, который, можно сказать открыл новое течение в литературе – басни. И имя его, так же известно, как и его работы. Эзоп считается первооснователем басни. Но к величайшему сожалению, к нашему времени не сохранились его работы в оригинале, а лишь переписанные его сюжеты другими писателями. В баснях изображаются самые главные проблемы в человеческих отношениях и характере каждого. Чаще всего людей в баснях, олицетворяют образы животных. Доподлинно неизвестно, кто именно ввел это правило, или же сам Эзоп, или его последователи.

У Эзопа была тяжелая и полна неприятностей жизнь. Он был сыном раба, и сам был рабом. Но в то же время он не унывал, и всегда радовался жизни, что очень злило окружающих его людей. Всю его жизнь, Эзопа считали уродливым и глупым. У людей, с которыми он жил не было чувства сострадания и жалости, а лишь желание наживы. И он высмеивал их образы жизни, их ценности в своих баснях, за что вскоре поплатился жизнью.

Его обманом обвинили в преступлении, которого тот не совершал. И забили насмерть камнями, но благодаря его произведениям, память о нем до сих пор жива и будет жить дальше, передаваясь с поколения в поколение. И мы должны помнить, какую жертву принес Эзоп, ради того, чтобы показать остальным их слабости и невежество.

Для 3, 4, 5 класс, по литературе

Эзоп

image

Популярные темы сообщений

  • Швеция

    Самая большая скандинавская страна – это Швеция. Она находится на Скандинавском полуострове и на островах, которые расположены вблизи. Соседями Швеции являются Дания, Норвегия и Финляндия. Официально страну называют Королевство Швеция.

  • Медицина в наше время

    Некогда абсолютно беспомощный перед болезнями человек, сегодня обрел знания, которые помогли побороть многие заболевания и пагубное влияние внешней среды. Медицина многие века собирает и испытывает на практике эти знания.

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением современной воспитательной работы в системе образования. На развитие патриотического чувства у подрастающего поколения возложена миссия возрождения культурного

Найдено 8 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

–> ЭЗОП автор знаменитых басен, жил около 570 г. до н. э. и был современником Солона. По происхождению он был рабом; получив свободу, отправился к Крезу, который послал его в Дельфы. В Дельфах его обвинили в святотатстве и сбросили со скалы. Некоторые басни Эзопа Сократ переложил в стихи, и эти басни долго сохранялись только в устном предании как образцы практической мудрости.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

–> ЭЗОП полулегенд. др.-греч. баснописец 6 — 5 вв. до н.э. Ему приписыв. создание жанра басни, точнее «эзоповой басни», в к-рой действующими лицами были гл. обр. животные. Согл. преданию, Э. был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильств. смертью в Дельфах. В древности было известно неск. сборников басен Э. (прозаич. и стихотворных), первый из к-рых относится, вероятно, к 5 в. до н.э. Наиболее знаменитая стихотворная обработка их принадлежит Бабрию (нач. 3 в. до н.э.). В Риме на сюжеты басен Э. писал Федр. Дошедшие до нас под именем Э. басни были собраны из различ. источ. греч. монахом Максимом Планудом в кон. 13 или нач. 14 вв. н.э.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

–> Эзоп (лат. Aisopus), греч. баснописец 6 в. до н. э. История его жизни полна легендарных подробностей (калека, раб, происходивший из Фригии или Фракии; жил на Самосе и был отпущен там на волю; послан Крезом в Дельфы и сброшен местными жителями со скалы из-за возникших между ними распрей). Э. славился как искусный баснописец, который в своих баснях умел сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью, основанной на жизн. опыте человека из низов. Ходившие в народе и приписывавшиеся Э. басни собрал воедино Деметрий Фалерский. Более поздние обработки т. н. Эзоповых басен принадлежат Бабрию и Федру. Басни Э. оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга и Крылова.

Источник: Словарь античности. 1989

–>ЭЗОП

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

–>Эзопок. VI. до н. э., греческий баснописец. Ему приписывается подавляющее большинство написанных прозой греческих басен. У нас нет никаких достоверных сведений о его жизни. Первое упоминание об Э., причисленном позднее к семи мудрецам, мы находим у Геродота. Вероятно, в VI в. до н. э. была создана первая (не сохранившаяся) биография Э., поздняя, уже римских времен версия которой Жизнь баснописца Эзопа, известная также как Роман об Эзопе, представила Э. невольником из Фригии, слугой Ксанфа с Самоса. После освобождения он стал самнийским советником, позднее же служил у известного своим богатством царя Лидии Креза. Он посетил также Вавилон, а умер в Дельфах, где поссорился со жрецами Аполлона, который ему затем отомстил, но привел к славе. Э. был признан создателем классической басни о животных. Басни, приписываемые Э., связаны с древней устной народной традицией, следы которой мы находим у архаических греческих поэтов (Гесиода, Архилоха). Их сюжеты и формы подвергались на протяжении веков множеству правок и изменений. Созданные, скорее всего, на ионийском диалекте и перенесенные на аттическую почву, они получили здесь окончательную обработку и уже в середине V в. до н. э. были известны как басни Эзопа. Первым издателем басен Э. был Деметрий Фалернский. Басни Эзопа составляли первое чтение в греческой школе, что привело к включению их в сборники и антологии. В V в. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа, наделившая их метрикой. Первые попытки, возможно, предпринял Сократ в форме элегического дистиха; Каллимах представил их в более соответствующей ямбической форме. Последним этапом развития басен Э. в Древней Греции стало творчество Бабрия. Басни Эзопа были читаемы также в Византии; издание, ставшее основой для всех позднейших, составил монах Максим Плануд ок. 1300 г. Отличительными чертами басен Э. являются краткость, простота, полное отсутствие риторических украшений. Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо – реже – в начало произведения. Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. Басни Э. оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей. На латинский язык в ямбических стихах их перевел на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Федр, ок. 400 г. н. э. сборник басен Э. издал Авиан.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

–>Эзоп (Эсоп)греч.??????? Aisopos) (VI в. до н.э.)    греческий баснописец, по преданию, раб из Фракии или Фригии, жил на Самосе. Став свободным, Э. путешествовал по Греции, Вавилону и Египту. Согласно легенде, он был несправедливо осужден жрецами Дельфийского храма на смерть и сброшен со скалы. Сборник басен Э. составил в IV в. до н.э. Деметрий Фалерский. Их сюжеты использовались Федром и Бабрием, а в новое время – Ж. Лафонтеном, И.А. Крыловым и др.    Басни Эзопа / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1968; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 64-66.    (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. – 3-е изд. – Мн: Беларусь, 2001)    * * *    Основоположник жанра басни в Греции. По Геродоту, жил рабом и позже вольноотпущенником на Самосе ок. 6 в. до н. э. Его короткие анекдоты, обычно построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлению о морали.    Благодаря римскому баснописцу Федру, переведшему произведения Эзопа, и использованию их в поздней латинской прозе они пользовались популярностью в средние века. Позднее басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лессинга, Крылова.    (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)    * * *    др.-гр. легендарный баснописец, по происх. фригиец. В «Истории» Геродота сообщается, что Э. был рабом некоего Иадмона с о-ва Самос и погиб в Дельфах. Составленное во II – I вв. «Жизнеописание Э.» вобрало множ-во вымышленных биогр. подробностей. Сюжеты всех басен, бытовавших в античности, возводились к Э. Первый сб. басен был составлен ок. 300 до н. э. Деметрием Фалерским. Это собр. послужило основой для всех позднейших записей басен, использованных впосл. Федром и Бабрием. Составление дошедшего до нас осн. сб. басен Э. относится к I – II вв. В византийскую эпоху сб. претерпел две редакции, сводившиеся к стилистическим поправкам. Он включает ок. 500 расположенных в алфавит, порядке прозаич. басен, в к-рых действуют гл. обр. животные. Каждая басня представляет собой внутр. замкнутый моральный урок. Персонажи очерчены бегло и явл. лишь носителями сюжетных функций. В основе идейной концепции басен лежат пессимизм, скептицизм, индивидуализм и практицизм. Утверждаются прежде всего 4 положения: в мире царит зло; судьба изменчива, а видимость обманчива; каждый должен довольствоваться своим уделом; каждый должен добиваться пользы для себя. Сюжеты басен, служившие материалом для ритор, упражнений, изложены кратко и сухо. Новоевроп. басня заимствовала значит, часть сюжетов у эсоповской басни.    Соч.: Басни Эзопа. М., 1968 (тоже – 1993)    Я.3.    (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

–>ЭЗОП    • Aes?pus,          ?????????,        1. по греческим преданиям, автор басен; малочисленные древние показания относительно обстоятельств его жизни послужили, с сильной примесью вымысла, материалом для биографии, приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плапуде и имеющей скорее характер романа. Э. стоит на границе времен мифического и исторического, называется современником Солона и 7 мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные показания, напр. о господах, рабом которых он был, пока не вышел на волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том, как Э., явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами в святотатстве и свергнут со скалы Гиамнейи (Hat. 2, 134); наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут, совсем не заслуживают внимания. Э. можно считать не изобретателем басни (см. Fabula, Фабула) по ее содержанию, а только основателем и представителем басни как особой формы в греческой литературе. Его прозаические ?????? (Plat. Phaed. 4 говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил некоторые из них в стихи), долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя характеры и типы действительности без всякой идеализации, служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености и даже лукавства. Первое письменное собрание таких ????? или ????? ????????? было сделано Димитрием Фалерейским (300 г. до Р. X.); во времена Северов явился обширный сборник Бабрия (см. ???????, Бабрий): здесь «Эзоповы» басни были пересказаны стихами-холиямбами; затем в различные времена и различными лицами холиямбические басни Бабрия опять были перелагаемы на прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и изданиях весьма различны. Последнее издание (Fabulae Aesopicae coll. Halm., 1852) содержит 426 басен. ср.: Welcker, kl. Schriften II, стр. 228-263. Keller, Fleckeisen´s Janrb. Suppl. IV, стр. 309 — 412;        2. Clodius Aes?pus, знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего с величайшей похвалой (Sest. 56. Cic. tusс. 2, 17. Cic. fin. 5, 22. de div. 1, 37. Cic. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии (Horat. ер. 2, 1, 82: quae gravis Aes?pus, quae doctus Roscius egit. Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что, вероятно, должно означать большую тонкость и живость игры у Росция и более глубокое психологическое действие игры Э.). Художественно исполнял первые трагические роли, напр. Агамемнона, Эанта, Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Э. играл и в комедии. Сам Помпеи удостоивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, т. ч. Э. оставил после себя значительное состояние. В последний раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до Р. X.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

–>ЭзопVI век до н. э.) Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний — эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней. В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык — оно могло выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости. «Используя зверей в том виде, в каком они и по сей день запечатлены на геральдических гербах, древние передавали из поколения в поколение великую правду жизни… — писал Гилберт Честертон. — Если рыцарский лев свиреп и страшен, он и впрямь свиреп и страшен; если священный ибис стоит на одной ноге, он обречен стоять так вечно. На этом языке, устроенном наподобие огромного звериного алфавита, выведены древнейшие философские истины. Подобно тому как ребенок учит букву „А“ на слове „аист“, букву „Б“ на слове „бык“, букву „В“ на слове „волк“, человек учится простым и великим истинам на простых и сильных существах — героях басен». И это никогда не умолкавшее человечество, столь многим обязанное Эзопу, до сих пор точно не знает, существовал ли такой человек в действительности, или же это собирательное лицо. По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н. э. во Фригии (Малая Азия), был рабом, а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, находясь в Дельфах, был обвинен жреческой аристократией в святотатстве и сброшен со скалы. Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на то что Эзоп, по легендам, был уродлив и горбат, к тому же и сквернослов, он сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов. В книге немецкого археолога, историка и искусствоведа Германа Хафнера «Выдающиеся портреты античности» (1984) представлен рисунок на сосуде для питья, изготовленном в V веке до н. э. в Афинах (хранится в Ватикане). На нем гротескно изображен горбун визави с лисицей, которая, судя по жестам, о чем-то ему рассказывает. Ученые полагают, что на рисунке изображен Эзоп. В этой же книге Хафнер утверждает, что в Афинах во время правления Деметрия Фалерского (317–307 годы до н. э.) статуя Эзопа, созданная Лисиппом, была помещена рядом с группой «Семь мудрецов», что свидетельствует о высоком почитании баснописца и два века спустя после его смерти. Считается, что при Деметрии Фалерском появилось и собрание басен Эзопа, составленное неизвестным нам лицом. «В таком составителе, по-видимому, было что-то великое и человечное, — как справедливо заметил Честертон, — что-то от человеческого будущего и человеческого прошлого…» Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаическом изложении. Среди них встречается много знакомых нам сюжетов. Например: «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя: они еще зелены». Или: «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал: „Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!“» Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I веке н. э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке — греческий писатель Бабрий. В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени: Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. А. Крылов в России. Из русских прозаиков наиболее виртуозно владел эзоповым языком М. Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Орел-меценат» и другие — прекрасный образец эзопова мастерства. Любовь Калюжная

Источник: 100 великих писателей. 2004

Показать еще…

Краткая биография Эзопа (620 до н. э. – 564 до н. э.).

Высказывания и афоризмы Эзопа

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа. В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е. о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке. Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен. Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у Эзопа, изложил их по-гречески в стихотворной форме. Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Эзоп – афоризмы и цитаты

Топ 10 авторов

Больше популярных авторов

Топ 10 тем

Любовь к себе 31
Мотивирующие цитаты 880
Любовь 3807
Душа 598
Дружба и Друзья 382
Ироничные цитаты 954
Мудрость 1236
Время 592
Счастье 1015
Грустные цитаты 568

Больше популярных тем

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий