Мифтахетдин Акмулла – Единый портал башкирской культуры и произведений искусства

Акмулла Мифтахетдин шигырзары – прославленный поэт-просветитель, мыслитель и философ башкирского народа, оставивший глубокий след не только в национальной литературе, но и в образовательно-культурной жизни соседних народов – казахов и татар. Кроме того, его творчество уважаемо и популярно среди других представителей тюркской национальности, например туркмен.

image

Какова биография этого выдающегося, талантливого человека? Чем примечательна его жизнь и литературное творчество? Давайте узнаем.

Малоизвестное детство

Биография Мифтахетдина Акмуллы берет свое начало в маленькой деревеньке Туксанбаево, расположенной на берегу реки Демы в Республике Башкортостан (ранее – Оренбургская губерния). Рождение поэта произошло в далеком 1831 году, в декабре месяце.

Происхождение родителей Акмуллы до сих пор неизвестно. Существует несколько версий его родословной. Согласно одной, родители поэта являлись башкирами-вотчинниками, отец даже служил имамом. Из других же источников следует, что родителем Мифтахетдина был казах. Существует еще одна версия рождения литератора, согласно которой его мать была родом из Казани.

Многие источники информации говорят о том, что поэт долгое время жил с родителями. К слову, у отца Акмуллы было две жены, и жила семья не отдельным домом, а сообща с другими братьями и их семьями. Жили кучно, бедно, убого.

Подробнее об этом и других неизвестных фактах из биографии Мифтахетдина Акмуллы (на башкирском языке) можно узнать, посетив музей, открытый в честь поэта на его малой родине.

Юность и молодость

Учился Акмулла Мифтахетдин (на башкирском языке его настоящее имя звучит как Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы) хорошо, с ранних лет он испытывал тягу к наукам и знаниям, особенно к литературе, письму и истории. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в медресе – общепринятом учебном заведении у мусульман, выполняющем функцию среднеобразовательной школы и духовной семинарии.

image

В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину посчастливилось обучаться у самого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки – знаменитого башкирского поэта, придерживающегося суфизма (разновидность эзотерического течения в исламе) и проповедующего аскетизм и повышенную духовность.

Возможно, именно тогда, так близко соприкоснувшись с чужим поэтическим творчеством, Акмулла захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.

В поисках истины

Дальнейшая судьба поэта Акмуллы Мифтахетдина также выглядит урывчатой и малоизведанной. Доподлинно известно, что мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири. Посещал местные села и аулы Казахстана, вел кочевую жизнь, занимаясь просветительской деятельностью и продвигая гуманистические идеи. Об этом речь пойдет немного ниже.

Чем зарабатывал себе на жизнь Акмулла Мифтахетдин? Стихи поэта не приносили ему достаточного дохода. Путешествуя из селения в селение, он занимался ремеслами, например трудился в столярном деле, или же обучал детей чтению, письму и простым наукам. Рабочие инструменты, а также книги и некоторые свои рукописи мужчина всегда возил с собой в особых отделах своей телеги.

Странник-литератор

Однако самым главным занятием Акмуллы Мифтахетдина была поэтическая деятельность. Он очень любил народ, бедных и обездоленных людей, и старался облегчить им жизнь с помощью своего яркого, самобытного творчества. Главной темой лирики поэта была жизнь этих несчастных созданий. Он призывал их встать на борьбу с социальными предрассудками, с баями и помещиками, которые богатели на нуждах и несчастьях простонародья.

Свои сочинения Акмулла Мифтахетдин редко записывал на листах бумаги. Он считал свои произведения достоянием народа, поэтому хранил их глубоко в своей памяти. В историю литератор вошел как талантливый поэт-импровизатор. Он мог сочинять глубокие, трогательные стихотворения на ходу, красиво декламируя их перед собравшимся народом.

Проходя мимо различных селений и аулов, Акмулла не только декламировал свои лирические творения, но и состязался в мудрости и красноречии с известными народными сказителями (сэсэнами), которые под аккомпанемент думбыры исполняли речитативом башкирские песни, такмаки, баиты, кубары.

Недоброжелатели

Чем больше росла популярность молодого Мифтахетдина и увеличивалась армия почитателей и последователей, тем значительнее и знатнее становились его недруги и противники.

Среди самых основных особенно отличался казахский бай Батуч Исянгильдин, который написал донос на прославленного поэта-странника, якобы тот уклоняется от царской военной службы, выдавая себя за сына казаха. В действительности так оно и было. Акмулла не мог представить себя в строю или же ведущим оседлый, подчиненный образ жизни. Мятежник по натуре, он был бунтарем по духу, который хотел изменить жизнь людей к лучшему, добиться каких-либо реформ и исправлений.

Влиятельные чиновники, опасаясь влияния поэта и его творчества на простой народ, воспользовались лицемерным доносом и засадили поэта в тюрьму, где он провел долгих четыре года.

Жизнь в заключении была тяжелой и невыносимой. Гнетущими для Мифтахетдина были не только тюремные унижения и лишения, но и одиночество, обособленность, вынужденное затворничество. Как человек активный и целеустремленный, творческий и эмоциональный, Акмулла не мог смириться с бездействием и изолированностью, он находил отдушину в творчестве.

Именно в тюрьме мужчина очень много сочинял. Он писал о свободе и счастье, о борьбе с угнетателями и о счастливом будущем. Он описывал насмешки и издевательства тюремщиков, тяжелые невыносимые условия и свою любовь к независимости и к родному краю.

От продолжительного заключения поэта избавил его верный поклонник Габибул Зигангиров, который обратился к Александру II с письменным прошением за поэта и внес за него залог, равный двум тысячам рублей.

После освобождения

Обретя долгожданную свободу, Акмулла Мифтахетдин направился в родное селенье. Ему было сорок лет, он уже был дважды женат и хотел найти упокоение у себя на родине. Однако отец, этот отсталый и законсервированный человек, не смог понять свободолюбивого прогрессивного сына. После частых ссор и недопонимания отец и сын были вынуждены расстаться.

Акмулла отправился путешествовать и просвещать людей.

Он вновь и вновь прививал своим соотечественникам чувство собственного достоинства, осознание личной независимости и умения за себя постоять. Он насаждал в умах простых и забитых людей желание просвещения, желание знаний и расширения кругозора.

Как это отражалось в творчестве поэта?

“Башкиры, всем нам нужно просвещение!”

Данное стихотворение еще названо «Мои башкиры!». Несмотря на то что написано произведение на татарском, каждая его строчка дышит любовью и нежностью не только к родному народу, но и к родному языку, к родному краю.

Основная мысль стихотворения – это призыв к просвещению и к знаниям, которые пригодятся в жизни и работе простых людей. Стихотворение богато сравнениями и гиперболами, оно дышит страстью, уверенностью и добротой.

“Место мое – в зиндане”

Данное произведение наполнено гнетущей тоской, которую испытывал поэт, находясь в четырехлетнем заточении. Но, несмотря на то что он весь пожелтел и похудел (согласно словам автора), все же он направляет все мысли к своим угнетенным соотечественникам, о которых сильно переживает и заботится в своем вынужденном заточении.

Произведения об окружающем мире

Данные стихотворения (например, «Огонь» и «Вода»), ярко описывающие природные стихии, правдиво и по-философски честно показывают бренность бытия, кратковременность человеческой жизни и человеческих мечтаний. Каким бы богатым и знатным человек ни был, «все в мире подвержено огню». Вечны лишь знание и мудрость.

Чувственно нежным и психологически сложным звучит произведение Акмуллы Мифтахетдина «Осень» (перевод стихотворения на русский довольно распространен, но не передает и доли тех метущихся чувств и недосказанных эмоций).

Описывая мир природы, поэт рисует не картину покоя и умиротворения, а бурю ощущений и перемен, активное движение, многообразие красок, звуков, впечатлений.

Борьба с классовым неравенством

Это стало одной из главных целей творчества Акмуллы. В стихотворениях «Наш мир» и «Проклятьем и мольбою» поэт разоблачает богатых жестоких людей, чьи желания и чувства сосредоточены лишь на наживе и на порабощении себе подобных.

Мифтахетдин считал, что пока будет процветать классовое неравенство, жизнь в родной Башкирии не наладится, и бедные люди так и останутся гонимыми и несчастными.

Смерть поэта

Естественно, такие смелые и прогрессивные взгляды не могли остаться незамеченными богатыми людьми. Акмуллу Мифтахетдина тайно ненавидели многие баи и культовые деятели, так как он призывал народ не только подняться против зажиревших богачей, но и избавиться от религиозной отсталости, фанатизма и суеверности.

Согласно некоторым источникам, смерть поэта была заказной – его убили в ночь с двадцать шестого на двадцать седьмое октября 1895 года (по новому стилю) по приказу бая Исянгильдина. Тело было найдено в реке недалеко от железнодорожной станции на южном Урале.

Память о поэте-мыслителе

В честь великого башкирского литератора была названа улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет.

Памятник Мифтахетдину Акмулле был открыт восьмого октября 2008 года, в годовщину смерти великого башкирского поэта, в городе Уфе, напротив сквера, названного также в честь свободолюбивого философа.

На изваянии изображен уставший путник-просветитель в окружении двоих детей, внимательно слушающих его наставления.

Данная композиция ярко и точно описывает творческую деятельность башкирского мыслителя.

Могила поэта-просветителя М. Акмуллы (г. Миасс, кладбище Мусульманское) – объект культурного наследия регионального значения (1895-1981). Местонахождение: г. Миасс, кладбище Мусульманское Первоначально на могиле башкирского поэта-просветителя была установлена надгробная плита с высеченной арабской надписью. В 1981 г. в связи со 150-летием со дня рождения Акмуллы был поставлен новый памятник. Это два пилона, сложенных из блоков белого мрамора, образующие контуры восточной культовой архитектуры. Между пилонами – могила, выложенная по периметру бордюром из белого мрамора. С восточной стороны на Ммогиле установлен мраморный параллелепипед с лучковым завершением. На нем неглубоким рельефом высечен текст: “Акмулла Мифтахетдин Камалетдинович выдающийся башкирский поэт-просветитель. 27.XII.1831-21.Х.1895”. Часть текста исполнена на башкирском языке. Автор памятника А. В. Семенов. Захоронение огорожено невысокой декоративной чугунной решеткой. 1986 год Ноябрь 2014 г. Фото Дмитрия Кисленко Ноябрь 2014 г. Фото Дмитрия Кисленко Ноябрь 2014 г. Фото Дмитрия Кисленко АКМУЛЛА (Камалетдинов) Мифтахетдин Камалетдинович (14(26).12.1831, деревня Туксанбаево Оренбургской губ. – 08(20).10.1895, Миасс), башкирский просветитель, поэт-сэсэн (импровизатор). Родился в семье муллы. Учился в Стерлибашевском и Троицком медресе. Вел скитальческий образ жизни. Ранние импровизации не сохранились, поздние изустные произв. широко изв. среди башкир и казахов. Стихи писал на тюрки – литературном языке того времени. Просветительские взгляды Акмуллы наиболее полно выразились в книге “Памяти Шигабетдина Марджани” (Казань, 1892). Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды татарских просветителей. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом. Акмулла призывал свой народ к просвещению, нравственному совершенству, выступал против религиозного фанатизма, средне-вековой схоластики, отстаивал идеи обществ. обновления. Был гоним, заточен в тюрьму (1867-1871) и убит наемниками. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит. Влияние поэтических традиций Акмуллы прослеживается в творчестве М.Гафури, Д.Юлтыя, Ш.Бабича и др. Плита с могилы Акмуллы, хранящейся в фондах краеведческого музея Источники: http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-1-35-akmulla-kamaletdinov-miftahetdin-kamaletdinovich.html; https://ru.wikipedia.org/wiki/Мифтахетдин_Акмулла; http://www.miass.info/slovari/article.php?317; http://www.miass.info/slovari/article.php?318; Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинскя область. М., 1986;

Подводя итог уходящему знаменательному году в рамках проведения Международных Акмуллинских чтений наш вуз (Акмуллинский университет БГПУ им. М. Акмуллы) 11-12 декабря проводит «Акмуллинский диктант». Мероприятие направлено на продвижение и популяризацию творчества просветителя М. Акмуллы, привлечение внимания широкой общественности к изучению родного языка и литературы.

Акмуллинский диктант проходит на платформе Bashdict разработанная для проведения тестирования. Диктант проводится в единый период — 11-12 декабря 2020 года. Акция пройдёт в онлайн-формате. Время проведения Диктанта: 08.00 — 20.00 по уфимскому времени.

Содержание

Акмуллинский диктант 2020 ответы на вопросы

Текст Диктанта включает в себя 30 тестовых заданий: 10 вопросов о жизни и творчестве Акмуллы, 10 вопросов о его современниках, 10 вопросов о башкирском языке. К вопросу дыны четыре варианта ответа, среди которых правильный только один. Положение об «Акмуллинском диктанте» — в приложении на странице источника информации: bspu.ru

Кто изучал творческое наследие М. Акмуллы

  • Р. Шакур
  • А. Вильданов
  • Ф. Янышев
  • все выше перечисленные

По нашему мнению, ответ на вопрос: все выше перечисленные

Что означает литературный псевдоним поэта “Акмулла”

  • белый (светлый) мулла
  • честный мулла
  • справедливый мулла
  • богатый мулла

Сам литературный псевдоним «Акмулла», который самым естественным образом закрепился за поэтом во время пребывания в казахских степях, переводится как «Светлый мулла».

По нашему мнению, ответ на вопрос: белый (светлый) мулла

Свои произведения М. Акмулла написал

  • на арабской графике
  • на латинице
  • на кирилице
  • все выше перечисленные

По нашему мнению, ответ на вопрос: на арабской графике

В каком медресе учился М. Акмулла

  • “Галия”
  • “Мухаммадия”
  • “Расулия”
  • “Хусаиния”

Так, во всех монографических трудах о жизни и творчестве поэта дается информация о том, что он наряду с другими учился и «в медресе Зайнуллы-ишана в Троицке». Действительно, Мифтахетдин учился в одном из медресе г.Троицк. Расулия — медресе при 5-й соборной мечети в Троицке Оренбургской губернии, ныне в Челябинской области.

По нашему мнению, ответ на вопрос: “Расулия”

В каком году БГПУ было присвоено имя М. Акмуллы

  • 1999
  • 2006
  • 1994
  • 2018

В 2006 году ему было присвоено имя М. Акмуллы.

По нашему мнению, ответ на вопрос: 2006

  • служивого
  • богатого
  • русского
  • умного

По нашему мнению, ответ на вопрос: русского

Закончите первую строку стихотворения “Нәсихәттәр” М. Акмуллы: “Иң әүәле кәрәк нәмә – … тигән”

  • белем
  • аҡыл
  • ғүмер
  • иман
Иң әүәле кәрәк нәмә – иман, тигән,
Ахирәт эштәренә инан, тигән.
«Хоҙай, кисер!» — тигән менән эш бөтмәйҙер,
Иман шартын өйрәнмәһә – Иван, тигән.

По нашему мнению, ответ на вопрос: иман

Поставьте пропущенное слово в стихотворение М. Акмуллы “Башҡорттарым, уҡыу кәрәк”: “Алтыға берҙе ҡушып, һан ун булмай, Сәғәтте алға бороп, төн … булмай”.

  • яҡты
  • оҙон
  • тыныс
  • көн

По нашему мнению, ответ на вопрос: көн

Кого М. Акмулла в своих призведениях называет Әфләтун Бессмертным не на том – на этом свете Стал Афлятун, об этом не забудь.

  • Аристотель
  • Сократ
  • Платон
  • Цицерон

Әфләтун – Платон – безнең эрага чаклы V йөздә яшәгән. Идеалист, Тәңренең барлыгын исбат итәргә тырышкан хәким, Сократның шәкерте. Аны «илаһи» дип атау да үз чорының атеист- материалистларына каршы якта булуында дип уйларга кирәк.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Платон

Найди соответствующую пословицу или поговорку к следующим строкам: Его имя на страницах книг лучится. Словно солнце, словно дивная жар-птица. Каждый довод его, будто корень дуба, – Так глубок, что век ему не развалиться.

  • ученье – свет, неученье – тьма
  • без труда не выловишь и рыбку из пруда
  • семь бед – один ответ
  • гусь свинье не товарищ

В первых строках стиха говорится о чём-то таком, что нельзя не увидеть, далее в третьей строчке закрепляется смысл в том, что это нечто очень уважаемо и четвёртая срока передаёт этот смысл в вечность. Я бы сравнил эти строки больше с пословицей: Ученье — свет, а неученье — тьма.

По нашему мнению, ответ на вопрос: ученье – свет, неученье – тьма

С кем встречался М. Акмулла в Уфе в 1894 году

  • М. Уметбаевым
  • Р. Фахретдиновым
  • М. Султановым
  • со всеми выше перечисленными

В 1894 году он приехал в уфу. , встречался с Р. Фахретдиновым, М. Уметбаевым, муфтием Духовного управления мусульман м. Султановым. Акмулла решил навсегда вернуться на родину.

По нашему мнению, ответ на вопрос: со всеми выше перечисленными

Где родился Мухаметсалим Уметбаев (нынешнее название района)

  • Гафурийский район
  • Илишевский район
  • Кармаскалинский район
  • Альшеевский район

Уметбаев Мухаметсалим Ишмухаметович родился 21 августа 1841 года в деревне Ибрагимово (Уфимский уезд Оренбургской губернии, ныне Кармаскалинский район Башкортостана).

По нашему мнению, ответ на вопрос: Кармаскалинский район

Учебное заведение, где обучался М. Уметбаев

  • медресе «Галия»
  • Оренбургский Неплюевский кадетский корпус
  • Стерлибашевское медресе
  • медресе «Расулия»

Сначала учился в медресе д. Ибрагимово, а в 1852—1860 гг. — в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Оренбургский Неплюевский кадетский корпус

Произведение великого поэта, переведенного М. Уметбаевым на татарский язык

  • «Бахчисарайский фонтан» А. Пушкина
  • «Мцыри» Ю. Лермонтова
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова
  • «Две липки» А. Фета

«Бахчисарайский фонтан А. С. Пушкина» (перевод с русского на тюрки), Казань, 1901. Г. Б. Хусаинов писал «он переводит произведения восточных и русских авторов на тюрки, татарский язык».

По нашему мнению, ответ на вопрос: «Бахчисарайский фонтан» А. Пушкина

Автором какой книги является М. Уметбаев

  • Асар
  • Памяти Шигабутдина Марджани
  • Свечи, излучающие свет
  • Памятки (Ядкар)

Основное произведение Уметбаева ‑ «Ядкар» («Памятки»), в которую включены стихи, рассказы, публицистика, исторические очерки, труды по лингвистике, фольклору, этнографии.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Памятки (Ядкар)

Автором какого художественного произведения является Риза Фахретдинов

  • Юмранский род
  • Салима, или Целомудрие
  • Мое место – тюрьма
  • Манзумат-и Галия

Книга «Салима, или Целомудрие» построена в форме повести-путешествия, автор произведения Р. Фахретдинов.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Салима, или Целомудрие

Редактором какого периодического издания пригласили работать братья миллионеры Закир и Шакир Рамиевы Р. Фахретдинова?

  • Йолдыз
  • Нур
  • Шура
  • Азат

Шуро (Шура, тат. شورا (совет)) — первый татарский[1] литературный журнал, издававшийся в Оренбурге в 1908—1917 годах. Первый номер журнала вышел в январе 1908 года. Его редактором стал учёный и писатель Ризаитдин Фахретдинов. Журнал «Шуро» был основан татарским поэтом Закиром Рамеевым.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Шура

Кем работал Р.Фахретдинов после возвращения из Оренбурга в Уфу 1918 г.

  • муфтием Духовного управления мусульман
  • редактором газеты
  • учителем
  • переводчиком

Из Оренбурга в Уфу Фахретдинов вернулся в 1918 году, после прекращения издания журнала. Он возвращается на работу в Духовное управление мусульман и его опять избирают религиозным судьей.

По нашему мнению, ответ на вопрос: муфтием Духовного управления мусульман

В каком педагогическом труде Р. Фахретдинов пишет о правилах поведения учеников в учебных заведениях

  • «Учение о нравственности»
  • «Тәрбиәле бала»
  • «Тәрбиәле ата»
  • “Шәкертлек әҙәбе”

«Учение о нравственности» — Фахретдинов много говорил о нравственности, но такой книге вроде у него нет

«Тәрбиәле бала» — Воспитанный ребёнок

«Тәрбиәле ата» — Воспитанный отец

“Шәкертлек әҙәбе” — Вежливый ученик

По нашему мнению, ответ на вопрос: “Шәкертлек әҙәбе”

“Я вознамерился писать сию книгу, чтобы собрать вместе и описать просвещенных людей нашей собственной нации. Кроме них я решил попутно упомянуть и тех людей, которые происходили из ряда зарубежных стран и побывали в этой стране….” О какой книге говорит Р. Фахретдинов?

  • Асьма, или Проступок и наказание
  • Асар
  • Воспитанная жена
  • Назидание I”

Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-биобиблиографическая книга «Асар», посвящённая жизни и творчеству учёных, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Асар

До какого года башкиры писали на арабской графике

  • 1991
  • 1971
  • 1800
  • 1928

Письменность на национальном языке башкир на основе арабской графики была создана лишь в 1924 году. Арабским алфавитом башкиры пользовались до 1929 г.

По нашему мнению, ответ на вопрос: 1928

Автором первой грамматики башкирского языка является

  • Н.К. Дмитриев
  • Дж.Г. Киекбаев
  • Г.Г. Саитбатталов
  • М.В. Зайнуллин

Одним из основоположников башкирского языкознания и тюркской лингвистической науки был тюрколог, член-корреспондент АН СССР, академик Академии педагогических наук РСФСР проф. Н. К. Дмитриев (1898—1954). Главным его трудом, определяющим перспективы развития всего тюркского языкознания, явился его труд — «Грамматика башкирского языка» (М.-Л., 1948), которая является первой научной академической грамматикой в истории башкирского языкознания. Н. К. Дмитриев является и основоположником теории языковых контактов в тюркологии.

По нашему мнению, ответ на вопрос: Н.К. Дмитриев

К какой группе тюркских языков относится башкирский язык

  • к кипчакской
  • к огузский
  • к карлукской
  • к булгарской

Башкирский язык — один из тюркских языков кыпчакской группы.

По нашему мнению, ответ на вопрос: к кипчакской

Сколько падежей в башкирском языке

  • 3
  • 7
  • 6
  • 12

В башкирском языке традиционно выделяется 6 падежей.

По нашему мнению, ответ на вопрос: 6

Что означает глагол “шалдарға” в кизилском говоре

  • играть
  • красить
  • думать
  • ходить

Информация найдена не была, но правильный ответ нашли

По нашему мнению, ответ на вопрос: красить Какой звук отсутствует в исконно башкирских словах, и все слова с этим звуком являются арабизмами или персизмами

  • g
  • ш
  • м
  • ф

Из комментариев выяснили, что ответом будет: ф Сколько букв в башкирском языке

  • 33
  • 26
  • 42
  • 21

Современный башкирский алфавит состоит из 42 букв. Кроме 33 букв русского алфавита, в него введены 9 дополнительных букв для обозначения специфических башкирских звуков.

По нашему мнению, ответ на вопрос: 42

Окончание множественного числа имен существительных в литературном башкирском языке имеет следующие формы

  • -нар/-нәр, -лар/-ләр
  • -ҙар/ҙәр, -дар/-дәр, -тар/-тәр, -зар/-зәр
  • -лар/-ләр, -дар/-дәр, -нар/-нәр
  • -ҙар/-ҙәр, -дар/-дәр, -тар/-тәр, -лар/-ләр

По нашему мнению, ответ на вопрос: -ҙар/-ҙәр, -дар/-дәр, -тар/-тәр, -лар/-ләр

Кто является автором труда “Тел хикмәттәре” (“Причуды речи”)

  • Дж.Г. Киекбаев
  • З. Г. Ураксин
  • Г.Г. Саитбатталов
  • А.Г. Биишев

Бейеш Ә. Тел хикмәттәре — Әкрәм Бейеш

По нашему мнению, ответ на вопрос: А.Г. Биишев

Сказуемое в башкирском языке всегда представлен

  • в начале предложения
  • в середине предложения
  • и в начале, и в середине предложения
  • в конце предложения

В башкирском языке в предложении сказуемое ставится всегда в конце предложения.

По нашему мнению, ответ на вопрос: в конце предложения

Все ответы верные, диктант прошли на 100 баллов

Официальные правильные ответы на задания Диктанта публикуются на сайте Диктанта https://bashdict.ru после 14 декабря 2020 года. Happy 35 Sad 4 Excited 10 Sleepy 1 Angry 6 Surprise 5

Мифтахетдин Акмулла

(1831 – 1895)

Мифтахетдин Акмулла (Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов)  родился 14 (27) декабря 1831 года в Туксанбаево Куль-Иль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).  Был убит 8 (21) октября 1895 года в Сыростане Троицкого уезда Оренбургской губернии. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать.  Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом. Не понаслышке зная жизнь простого народа, Мифтахетдин Акмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу казахского бая Батуча Исянгильдина был осуждён за уклонение от службы в царской армии и на четыре года (1867—1871 гг.) заключён в Троицкую тюрьму. Будучи в заключении, Акмулла создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и другие. По версии башкирских ученых большинство своих произведений Акмулла создавал на башкирском и казахском языках, а также на языке тюрки. Согласно исследователям старотатарской литературы, язык большинства произведений Акмуллы – смешанный казахско-татарский, поскольку сочетает в себе элементы двух языков. Встречаются также некоторые элементы башкирского языка. Отдельные стихи написаны в полном соответствии с канонами старотатарского литературного языка. До Октябрьской революции его книги выходили на татарском языке, с частым включением отдельных башкирских и казахских слов и словосочетаний, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора. Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но использовал и другие поэтические формы. Творчество Мифтахетдина было пронизано гуманистическими идеями того времени, включило в себя передовые веяния общественной жизни России. В своем творчестве он проповедовал просветительские идеи, утверждал стремление человека к свету и прогрессу. Оно заслужило любовь и признание среди населения, а также оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Его псевдоним Акмулла означает «светлый, праведный учитель». В стихотворении «Башкиры всем нам нужно просвещенье!» Акмулла одним из первых обратился к башкирскому народу с призывом овладевать знаниями. Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в борьбе против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Основным способом добиться облегчения жизни простого народа он видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. В мировоззрении Акмуллы центральное место занимал вопрос о месте знаний в жизни общества. Придерживался позиций идеализма в понимании законов общественного развития, считал, что социальное бесправие народа можно устранить путём просвещения. Это отразилось, например, в стихотворении «Назидания». Для Акмуллы центральное место в системе его ценностей занимали знание и воспитанность, внутренняя чистота человека, проблемы морального, нравственного порядка. Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Г. Тукай, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, Ш. Аминев-Тамьяни, Сайфи Кудаш и другие. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Башкортостане и Российской Федерации, но и в странах СНГ. До настоящего времени дошло далеко не всё из творческого наследия Мифтахетдина Акмуллы. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трёх тысяч строк. Однако многие произведения поэта или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Причиной тому являлось то, что Акмулла большую часть своих произведений хранил в памяти, поскольку они создавались для устного исполнения. Стихи поэта распространялись в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта небольшая книга стала первым и последним прижизненным изданием произведений поэта. Произведения и публикации: «Место мое — в зиндане»; «Башкиры мои, надо учиться!»; «Элегию в память о Шигабутдине Марджани»; «Назидания» («Нәсихәттәр»); «Письмо отцу» («Атайыма хат»); Памяти Шигабутдина Марджани. Казань, 1892; Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи. Казань, 1907; Сборник стихов. Алма-Ата, 1935; Акмулла. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1981, 223 с.4; Говорят…; Весна; Вот слово Акмуллы.

Память Акмулле Мифтахетдинове:

На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 создан Музей М. Акмуллы. В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства.  Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет. 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции.

Родительская категория: Персоны
Категория: Поэты

QR код материала

Тема: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы

                                    (1831-1895)

14 ДЕКАБРЯ –  177  лет со дня рождения Акмуллы, башкирского

                                  поэта – просветителя

Акмулла – Белый мулла, светлый, Учитель, так нарекли в народе                                                        башкирского поэта.

Цель: – ознакомить учащихся с жизнью и творчеством  великого башкирского поэта и просвятителя;

– показать через его стихи нравственные силы воспитания, мудрость;

Оборудование: портрет М.Акмуллы, на доске лозунг «учитесь делать из себя людей, и только в этом ваше оправдвнье».

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент.

  Вступительное слово учителя.

Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюрские народы. Он не только в совершенстве владел старотюрским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.

Даже те народы средней Азии, на земле которых Акмулле никогда не приходилось бывать, считают его близким себе поэтом и мудрецом. Профессор А.И.Харисов, много сделавший для изучения творчества и биографии Акмуллы, называл его первым башкирским поэтом после Салавата Юлаева, который до конца проникся болью и духом своего народа и обратился к нему с проникновенными словами.

     Мифтахетдин Акмулла стоит особняком и в смысле социального положения, и сферы своей деятельности, и по величине своего таланта. Никто не был так близок к народу, как Акмулла, нерасторжим от него, слит с ним воедино. Это был истинно народный сэсэн – поэт – импровизатор, мудрец, наставник. И в то же время его нельзя ставить в один ряд с другими известнейшими сэсэнами. Дело в том, что Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим арабским и персидским языками: это был философ, имеющий свою законченную концепцию жизни, свои твердо установившиеся взгляды на многие стороны общественного бытия. Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь поэта- труженика, поэта- борца.Его жизненный и творческий путь – это прекрасный пример  беззаветного служения народу, служение общественному прогрессу.

  2. Основная часть.

      Рассказ ученика о биографических сведения поэта.

   Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом  Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 27 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево бывшей Куль-иль-минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии, в состав который входила тогда Башкирия. В семье муллы Камалетдина  Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево  Миякинского района Башкортостана). Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указанным муллой Мухтасипом Ишкужина Ишбулдиным. Здесь под одним кровом жили сыновья со своими женами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек. Понятно, что в этих условиях нелегко было отцу и деду сводить концы с концами, тем более – дать образование и поставить на ноги  каждого из детей у внуков. Нелегко сложилась и жизнь любознательного, способного, жадного к знаниям мальчика Мифтахетдина. Начальное образование он получил в своей родной деревне и в медресе муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился он  в селе Менеузтамак и Асяново. Некоторое время был шакир-дом известного в те времена далеко за приделами Южного Урала медресе в селе Стерлибашево, что в 75-ти километрах от деревни Туксанбаево. Здесь он под влиянием поэта суфийского толка Шамсетдина Заки  пристрастил к поэзии. Каникулы свои проводил Мифтахетдин в отцовском доме, помогая родителям по хозяйству, Вскоре юноша отправляется в Оренбург, а оттуда в далекое Зауралье, становится шакирдом медресе в городе Троицке. Там Мефтахетдин продолжает свою учебу и сам начинает учительствовать, выезжая в летнее время в казахские степи. Да и в дальнейшем в течение многих лет, скитаясь по Башкирии и Казахстану, свои силы и знания отдает поэт блогородному делу народного образования. В эти же годы Мифтахетдин обнаруживает в себе способности к ремеслу: труд мастера на все руки, труд столяра, плотника, лудильщика, портного, становятся его любимым  занятием. Через многие годы вернулся Мифтахетдин в родное Туксанбаево. Но не суждено было ему осесть в отцовском доме.

Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин – отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.     

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий