Михаил Васильевич Ломоносов: биография и достижения «универсального гения»

Михаил Ломоносов — великий русский философ, поэт, лингвист и общественный деятель XVIII века. Несмотря на крестьянское происхождение ему удалось получить образование в самых лучших университетах Европы и написать много уникальных научных трудов. Благодаря его стараниям был создан Московский университет, в котором обучались талантливые молодые люди всех сословий. Биография Ломоносова довольно интересна, в ней много непредсказуемых событий и внезапных поворотов судьбы.

image—>

Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.

Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.

Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.

Через некоторое время Ломоносов узнал о том, что отец собирается его женить. Ему пришлось притворится больным, чтобы отложить свадьбу. После этих событий молодой гений решил отправиться в Москву.

—>

Михаил сбежал из дома в декабре 1730 года. Он взял собой немного одежды, подаренные соседом книги, и пешком пошел в столицу. По дороге ему посчастливилось встретить рыбный обоз, с которым он продолжил свой путь.

Добраться до Москвы ему удалось только через три недели, в начале 1731 года. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось сказать, что он сын холмогорского дворянина и подделать документы.

image

В учебном заведении ему было не просто. Отсутствие денег провоцировало насмешки одноклассников. Однако благодаря большой тяге к учебе и уникальным способностям, через полгода мальчика уже перевели во второй класс, и практически сразу – в третий.

Много времени Ломоносов уделял самообразованию. Он изучал в одном из монастырей старинные летописи, патристику и другую богословскую литературу. Также его интересовали древнерусские книги различных жанров, издания философского, технического и светского содержания.

Благодаря московской академии Михаилу удалось получить гуманитарное образование. Однако Ломоносов не хотел останавливаться на этом, поскольку испытывал огромный интерес к естественным наукам. Он решил продолжить свое обучение в Киево-Могилянской академии, однако пробыл там всего несколько месяцев. Постигать основы технических и естественных наук ему посчастливилось в Петербурге, куда его направили после возвращения в Москву из Киева.

Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.

—>

В XVIII веке русское общество было строго разделено на классы. Дворяне имели все привилегии и жили, что называется, в свое удовольствие, получая достойное образование, участвуя в делах страны и занимаясь различной полезной (а иногда и не очень) деятельностью. Крестьяне же были угнетенным сословием, единственным назначением которого являлось обслуживание дворян. В то время всю жизнь человека определяло его происхождение. Поэтому биография М. В. Ломоносова так исключительна. Он стал выдающимся ученым и первооткрывателем, продвигал российскую науку вперед и при этом не имел дворянского чина, что в XVIII веке было из ряда вон выходящим. 

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

Краткая биография 

В первую очередь, как всегда, ознакомимся с основной хронологией жизни М. В. Ломоносова.

Годы События
1711 Михаил Васильевич родился в ноябре, на территории Архангельской Губернии. 
1730 В возрасте 20 лет будущий великий ученый получил паспорт и переехал жить (а точнее – сбежал) в Москву. 
1731-1734 В этот период Ломоносов поочередно прошел обучение в двух академиях.
1736 Сначала Михаил Васильевич поступает в университет Санкт-Петербурга, но учится там недолго. В этом же году он отправляется в Германию, где продолжает обучение в Марбургском университете. 
1739 Ломоносов женится на дочери хозяйки квартиры, в которой он жил во время своего пребывания в Германии. Также в этот период Михаил Васильевич продолжает свое обучение горному делу и слушает дополнительные курсы. 
1741 В тридцатилетнем возрасте Ломоносов возвращается в Россию и переезжает в столицу (Санкт-Петербург). 
1742 Он становится сначала младшим ученым в Академии наук и художеств, а еще через три года получает должность профессора. Тогда же он начинает читать публичные лекции на русском языке. 
1750-ые Ломоносов становится первым ученым, организовавшим в России настоящую химическую лабораторию. 
1753 По его инициативе был основан Московский университет. 
1757 Ломоносов становится членом Академической канцелярии, но не все довольны его профессиональными успехами. Высшее церковное учреждение православной церкви (также называемое «синод») требовало, чтобы ученый прекратил свою исследовательскую деятельность, так как она противоречит и выставляет в невыгодном свете религиозное учение. В частности, Ломоносов призывал церковь не ругать науки в проповедях. 
1758 Несмотря на недовольство Синода, Михаил Васильевич получает несколько руководящих постов в научных университетах. 
1760 Знаменитый российский ученый становится почетным членом Шведской Академии Наук. 
1763 Мозаичные портреты Ломоносова получают признание от Академии трех знатнейших художеств (Михаил Васильевич становится ее членом). 
1764 Он становится также почетным членом Академии наук Болонского института. 
1765 Ломоносов заболевает воспалением легких. В апреле он умирает от осложнений заболевания. В это время ученый находился в своем доме, расположенном на реке Мойке. 

Ломоносова похоронили через 4 дня на Лазаревском кладбище. Его надгробие украшает красивая стелла из мрамора, на которой эпитафия выгравирована на русском и латинском языках. 

Детство 

Михаил Васильевич Ломоносов родился в Архангельской губернии. Его родители не были дворянами, но их считали «зажиточными» — достатка им вполне хватало на содержание себя и детей. Основным доходом было судно главы семьи, на котором тот перевозил различные грузы, рыбачил и выходил на охоту.

С десяти лет юный Михаил Васильевич стал помогать отцу и получал от этого удовольствия. Такие морские выходы оказали большое влияние на то, как у Ломоносова сформировался характер, отношение к природе, Родине и окружающей его красоте. 

Это важно знать!

Михаил Васильевич с малых лет отличался большой тягой к знаниям. Родители предполагает, что он продолжит семейное дело, будет ходить на судне и станет таким же «архангельским мужиком», как и его отец. Однако судьба распорядилась иначе. В 20-летнем возрасте Ломоносов узнал, что его собираются женить, а сам он этого очень не хотел. Чтобы отложить сватовство, он прикинулся больным, а сам сбежал… в Москву. Ломоносов присоединился к торговому обозу и, пусть и не дошел совсем уж пешком (как принято считать), но уже точно преодолел множество трудностей во время своего трехнедельного путешествия. Так он не позволил родительским планам похоронить свои мечты о научных достижениях, новых знаниях и академической карьере.

Эпоха и нравы 

В XVIII веке Российская Империя стала считать европейским государством и взяла курс на то, чтобы «догнать» Францию, Англию, Германию и другие передовые страны. Правительство понимало, что в его владении находится огромная, богатейшая, но по большей части неосвоенная территория. Поэтому был взят курс на ее исследование. Так, например, Российской Империи вдруг потребовались настоящие специалисты в горном деле, и на то, чтобы обучить лучших студентов в Германии, были выделены государственные гранты. За свои незаурядные способности Ломоносов в возрасте чуть более 20 лет был высоко оценен преподавателями отправился в Марбургский университет. 

Интересно, что эпоха и нравы XVIII века менялись по мере новых открытий и достижений М. В. Ломоносова. Так, например, он создал и издал «Российскую грамматику» и первым стал писать стихотворения в четырехстопном ямбе (сейчас мы практически не представляем, чтобы поэтические произведения звучали по-другому). Также он изменил представление о науке в обществе и, можно сказать, «популяризовал» русский язык в этом направлении. Раньше ученые говорили на европейских языках, считая это более правильным и престижным. Ломоносов же первый стал читать лекции на русском, и в дальнейшем весь научный мир Российской Империи заговорил на своем родном языке. 

Сам М. В. Ломоносов не имел дворянского происхождения. Это исключало любые предпосылки к получению достойного образования, но еще в юные годы Михаил Васильевич сделал все, чтобы удовлетворить свою тягу к знаниям. Учение было его страстью, и Ломоносов очень упорно шел за ней. Также именно этот великий ученый стал человеком, который ввел высшее образование в Российской Империи. Он считал, что обучение в университете должно подчиняться фундаментальной системой, быть связанным со школой и доступным независимо от происхождения студента. 

Окружение 

Михаила Васильевича Ломоносова можно назвать действительно великим человеком и светилом российской науки. Его гениальность не оставалась неотмеченной, и ученого окружали люди, причисляющиеся к высшему свету. Среди тех, кто поддерживал общение с Ломоносовым, значилась даже императрица Екатерина II. Известно, что она посетила его незадолго до смерти, чтобы выразить почтение его трудам. 

Среди окружения Михаила Васильевича были ученые, люди искусства, члены правительства и другие выдающиеся личности. Именно его нововведения привели к формированию литературной деятельности в России, и через несколько десятков лет после смерти ученого начался Золотой век русской литературы (XIX в общей истории, тогда как Ломоносов умер во второй половине XVIII века). Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, родившийся через 39 лет после смерти М. В. Ломоносова, называет ученого «первым нашим университетом». 

Деятельность и интересы 

На самом деле, легче перечислить те сферы деятельности, которыми Ломоносов не увлекался, чем те, к которым он проявлял интерес. Дело в том, что Михаил Васильевич был очень разносторонним человеком. И во всех областях он стремился к тому, чтобы получать новые знания и делиться ими с обществом. В сферу интересов великого ученого входили следующие области и науки: 

  • оптика;
  • физика и химия;
  • геология;
  • астрономия и движение звезд;
  • география;
  • педагогика (в том числе и с социальным уклоном);
  • минералогия и кристаллография;
  • экономика;
  • история;
  • литература (сам ученый также был хорошим поэтом) и филология;
  • творчество (создание картин и мозаичных портретов). 

Ломоносов не только увлекался вышеперечисленными областями, но и активно практиковал полученные знания. Например, он не раз организовывал метеорологические и астрономические исследования, которые помогли продвинуть вперед эти науки. Также Михаил Васильевич стремился к тому, чтобы изучить Северный морской путь. Он участвовал в многочисленных экспедициях и стал считаться основоположником научного мореплавания. 

Интересные истории из жизни 

М. В. Ломоносов считается великим ученым, и его силу волю и тягу к знаниям часто ставят в пример современным школьникам и студентам. И хотя мы из XXI века смотрим на него, как на стоящего на пьедестале академических достижений, необходимо помнить, что Михаил Васильевич также был интересным человеком: неидеальным, как и все мы, имеющим эмоции и чувства. И для того, чтобы лучше понять его мотивы, поведение и жизненный путь (а это необходимо, если вы хотите взять или привести его личность в качестве примера), можно ознакомиться с занимательными фактами из биографии ученого: 

  1. Первым учителем Ломоносова стал С.Н. Сабельников. Это был дьяк, служащий в Дмитровской церкви (она располагалась недалеко от семейного дома Ломоносовых). Он обучил мальчика грамоте, и Михаил Васильевич в возрасте 14 лет умел неплохо писать и читать. 
  2. Для того, чтобы поступить в Московскую академию, юный М. В. Ломоносов подделал документы. Он представился сыном холмогорского дворянина, чтобы его приняли на обучение. На этот проступок он пошел осознанно – очень уж ему хотелось стать студентом. 
  3. Ломоносов славился своим буйным и горячим нравом. Однажды на него напали разбойники, но ученый так яростно защищал себя, что двое нарушителей тут же сбежали, а третий во всем сознался и остался на Васильевском острове без одежды. Михаил Васильевич же пришел домой с неожиданным трофеем. 

С именем Ломоносова связано также множество мифов, не имеющих исторического подтверждения. Так, например, некоторые называли его незаконнорожденным сыном Петра Первого. Считалось даже, что поступить в 20 лет в академию Михаил Васильевич смог не только благодаря любви к обучению и поддельным документам, но и сильному покровителю. Однако официальных источников, подтверждающих эту информацию, до сих пор не нашлось. 

Главные достижения

Великий ученый М. В. Ломоносов стал основоположником российской науки. Именно он совершил множество открытий и продвинул использование учеными русского языка. Перечислять все его заслуги можно очень долго, и это делают многочисленные исторические исследователи. Мы же расскажем о нескольких главных достижениях, связанных с именем Ломоносова:

  1. Объяснение полярных сияний как природного явления (до этого загадочное свечение не имело достоверного объяснения и считалось чудом). 
  2. Открытие атмосферы у планеты Венера.
  3. Выделение молекул и атомов в составе веществ (это стало основой для молекулярно-кинетической теории, которую мы знаем в современном мире). 
  4. Выведение отдельной дисциплины – «экономической географии». 
  5. Создание науки о стекле (она произошла на стыке физики и химии). Ломоносов представил обществу возможность создания цветных стекол и варку смальт. Сам он создавал таким образом уверительные мозаичные картины. 
  6. Многочисленные филологические труды. Среди них – «Русская грамматика», внесение реформ в стихотворное творчество и введение в русский язык новых слов (большинство из них связано с различными научными исследованиями). 

Нельзя забывать и о том, что Михаил Васильевич был отличным филологом и поэтом. Он написал несколько произведений, и одно из них даже было отмечено государственной наградой (есть легенда, согласно которой две тысячи рублей были доставлены ему на двух возах, так как в казне были только медные деньги). Среди известных поэтических сочинений М. В. Ломоносова: «Размышления о Божием величестве»; «Гимн бороде»; «Блаженство общества всядневно возрастает…», «Ода на день восшествия […] Елисаветы».

Ведущим жанром его произведений (их относят к лирике) является торжественная ода. 

01:00 19.11.2011 © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.

19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова. Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина‑помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.

В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.

Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.

В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.

Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.

Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ «Ломоносов», который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    5-9 класс Хороший вопрос Жалоба Ответить Murmurbld 27 мая 2016 г., 21:08:41 (5 лет назад) Хороший ответ Жалоба Ответить Ответить

    Другие вопросы из категории

    Write in the singular;

    1 data 2 cliffs 3 species 4 merry-go-rounds 5 phenomena 6 sisters-in-law 7 bridges 8 Swiss 9 berries 10 boots 11 feet 12 boxes 13 pennies 14 deer 15 strata 16 genii 17 indices 18 media 19 cacti 20 formulae

    5-9 класс ответов 2 Помогите пожалуйста все подробно напишите как спрашивают в задании 5-9 класс ответов 1 Привет, мне нужна помощь с домашней работой. Мое домашнее задание во вложениях. 5-9 класс ответов 1 Как поставить глагол в нужную форму? помогите пожалуйста срочно нужно

    В АНГЛИЙСКОМ!

    5-9 класс ответов 1 помогите пожалуйста очень надо заранее спасибо домашнее задание на фотографии переведите под буквой b 5-9 класс ответов 2

    Читайте также

    Краткая биография Принцессы Дианы для урока английского языка )) 5-9 класс ответов 1 дайте пожалуйста небольшой рассказ о биографии Joanne K. Rowling чтоб было попонятнее и по короче в 8-10 предложений желательно о том что она писала и е

    ё биографии(например год когда начала писать книги; какая самая популярная книга)

    5-9 класс ответов 1 Составте предложения со словами: shopper,plenty of,furniture,sell,suit,rare books,buy,collectors,such as,everywhere,fire

    brigade,chairman,medicines,security personnel,offer,survive,fascinating place,customers,high quality,autumn collection.(В одном предложении может быть несколько слов или словосочетаний)

    5-9 класс ответов 1 Биография Есенина на английском языке20-25 предложений. Прошу вас мне очень срочно надо. 5-9 класс ответов 1 Дам 27 балов, тому кто напишет пару предложений на тему «Моя будущая профессия маркетолог» 5-9 класс ответов 2 Вы находитесь на странице вопроса «5-6 предложений о Ломоносове,биография«, категории «английский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «английский язык«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    Михаил Ломоносов, биография которого обросла легендами за последние 200 лет, вошел в историю как великий ученый и реформатор науки. Старшему поколению его биография известна не только по книгам, но и многосерийному фильму «Михайло Ломоносов» (1986), представившему канонический взгляд на ученого. Со временем историки пересмотрели некоторые факты из биографии Ломоносова. Расскажем подробнее о жизни ученого.

    Фото: ru.wikipedia.org: UGC

    Ломоносов: биография, личная жизнь

    Ломоносов — это не просто ученый. Он символ верного служения науке и пример того, что при наличии желания и усилий карьеру можно сделать даже в обществе, где социальная мобильность сильно ограничена сословными рамками.

    Биография Ломоносова еще при жизни обросла множеством легенд. В советское время к ним прибавились идеологические легенды, которые создали образ бедного крестьянского сына из поморов, бежавшего от деспотичного отца ради учебы. Так начинается повествование об ученом в фильме 1986 года.

    Сын непростого крестьянина

    Михаил Васильевич Ломоносов действительно родился в семье Василия Дорофеевича осенью 1711 года. Однако Василий Ломоносов принадлежал к категории государственных крестьян. Они не знали крепостничества и платили подушную подать в казну, так как формально проживали на земле, принадлежащей государству.

    Однако отец будущего ученого не бедствовал. Василий разбогател благодаря указу 1714 года, изданному Петром I. Самодержец запретил жителям Архангельской губернии строить традиционные для этих мест ладьи, повелев делать суда на голландский манер. Василий, у которого был опыт хождения на подобных кораблях, первым в губернии построил судно европейского типа, которое назвал «Чайка».

    Василию Ломоносову принадлежала рыболовецкая артель. Историки полагают, что легенда о том, что бедный паренек прибился к рыбному обозу и три недели шел пешком в Москву, несколько преувеличена. Вероятно, обоз принадлежал отцу, а к Михаилу — сыну хозяина —относились с почтением.

    Внебрачный сын Петра I

    Вопрос, кто такой Ломоносов, не давал покоя его современникам. Он сделал карьеру, не имея связей и благородного происхождения. Несмотря на тяжелый характер, ему сходили с рук многие выходки, он легко двигался по карьерной лестнице.

    Сам ученый благоговел перед царем-реформатором, посвящал ему стихотворные произведения. Поэтому уже в XVIII веке появилась легенда о том, что Ломоносов — внебрачный сын Петра I, а поэтому у него есть покровители при дворе, которые улаживают все проблемы. Однако никаких сведений о связи царя и ученого историкам найти не удалось. Известно, что Петр I посещал родные края Ломоносова за девять лет до появления Михаила на свет.

    Помор и старообрядец

    В 1863 году в биографии, подготовленной к столетию со дня смерти ученого, биограф Владимир Ламанский назвал Ломоносова помором. С тех пор утверждение о принадлежности ученого к этой особой этнографической группе русского и финно-угорского населения стала повторяться во многих биографиях Ломоносова.

    Большинство поморов — старообрядцы, которые были негативно настроены по отношению к официальной православной церкви империи. В 1757 году Ломоносов написал скандальный «Гимн бороде», из-за которого православное духовенство обратилось с жалобой к императрице Елизавете. Этот факт для некоторых биографов служил косвенным подтверждением поморского происхождения Ломоносова.

    Однако историки не смогли найти хотя бы один документ, в котором ученый называл бы себя помором. Сохранилось сообщение о Ломоносове от 1734 года, когда его допрашивали в канцелярии синодального правления. Из него известно, что Ломоносов назвал себя сыном крестьянина Архангелогородской губернии Василия Дорофеева. Иными словами, он не идентифицировал себя с особой группой поморов. В сохранившихся документах об отце Василии и дяде Луке они именуются крестьянами или «двинянами» и «холмогорцами», но не поморами.

    Юноша, который предпочел знания женитьбе

    Во многих биографиях Ломоносова повторяется факт, что он поздно научился читать. Грамоте его обучил дьяк церкви, расположенной в деревне Мишанинская, где родился Ломоносов.

    Не так давно историки выяснили, что в доме у Василия и Елены Ломоносовых была библиотека и родители владели грамотой. Детство Ломоносова не было серым и невежественным, как это изображалось во многих биографиях. Поэтому существует версия, что читать Михаил научился в раннем возрасте благодаря матери.

    После смерти Елены Ивановны — матери Михаила — Василий Ломоносов еще несколько раз был женат. С мачехой Ириной у парня не складывались отношения. Она была менее образована, чем Елена, и ее раздражала тяга пасынка к грамоте, что служило причиной конфликтов. Отношения с мачехой историки называют одной из вероятных причин побега из дома в 1730 году.

    Другой причиной считают намерение Василия женить сына. Михайло с 10 лет помогал отцу в промысле и к 19 лет должен был стать самостоятельным, заведя собственную семью. Для крестьянского сына в XVIII веке возраст для вступления в брак был подходящим.

    Однако Михаил обладал своенравным характером и решил не подчиняться отцовской воле, почему и сбежал в Москву. Побег стал не последним в жизни Михаила восстанием против авторитета. В 1739 году он сбежал от авторитарного преподавателя Генкеля в Саксонии, а затем из прусской армии, куда Ломоносов попал, возвращаясь домой из Германии.

    Фото: commons.wikimedia.org: UGC

    Удачливый крестьянский сын

    Михаил Ломоносов, биография которого полна историями о невероятном везении, в 1731 году пришел в Москву. Ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Известно, что при поступлении Михаил назвался сыном дворянина.

    Однако уже спустя три года его обман был раскрыт. В 1734 году он дает показания, в которых рассказывает правду о своем происхождении, но никаких санкций за обман не последовало. Более того, Ломоносова направили учиться в одно из самых престижных учебных заведений империи — Киево-Могилянскую академию.

    Спустя год, в 1735-м, Ломоносов уже студент университета при Академии наук в Санкт-Петербурге, а еще через год он получил направление на заграничную стажировку, где провел четыре года. Несмотря на самовольное оставление места учебы и возвращение на родину в 1741 году без официального разрешения, Ломоносов снова не понес никакого наказания. Наоборот, смог защитить две диссертации и получить должность адъюнкта.

    С точки зрения современника, это небывалый карьерный рост для человека, который сказал неправду при поступлении. Вероятно, тогда и зародилась легенда о родстве Ломоносова и Петра I.

    Известно, что в 1728 году был издан указ, запрещавший принимать детей крестьян в Славяно-греко-латинскую академию. Однако он практически не выполнялся. Обучение грамоте было не в моде среди представителей привилегированных сословий. Образование в XVIII веке никто не рассматривал как социальный лифт, и академия испытывала проблему с учащимися. Поэтому руководство вынуждено было закрывать глаза на происхождение желающих учиться.

    Ломоносов, который был намного старше остальных учащихся, проявил усердие, которое не могло остаться незамеченным. У него не было сильных конкурентов. Поэтому уже в 34 года он получил звание профессора и чиновничий титул, который, согласно «Табеля о рангах», приравнивался к дворянскому титулу.

    Однолюб и семьянин

    Михаил Ломоносов был женат один раз. Во время пребывания за границей у него завязался роман с Елизаветой — дочерью хозяев квартиры, которую Михаил снимал. Пара поженилась после рождения первой дочери. В 1740 году Ломоносов и Елизавета Цильх обвенчались по реформатскому обряду в Марбурге. Вскоре Михаил отправился на родину, оставив супругу в доме ее матери и велев ждать вызова.

    В 1741 году Елизавет отправила запрос в Петербург с просьбой отыскать мужа. Ломоносов признался, что женился без разрешения властей и по протестантскому обряду. Законодательство Российской империи запрещало браки представителей определенных сословий без разрешения начальства и ограничивало браки с иноверцами. Несмотря на два нарушения закона, Ломоносову было позволено перевести жену в Россию при условии, что она примет православие.

    Елизавета родила Михаилу троих детей, из которых выжила лишь дочь Елена. Она вышла замуж за Алексея Константинова, служившего библиотекарем у Екатерины II. Среди потомков Ломоносова были представители дворянских родов Раевских, Волконских и Орловых.

    В зрелом возрасте Ломоносов узнал, что у него есть сестра, которая родилась после его бегства из родных краев, и племянники. Он помог перевезти племянников в Петербург. Один из них — Михаил Головин — стал известным математиком.

    В апреле 1765 года Петербург облетела новость, что умер Ломоносов. Фото его могилы на Лазаревском кладбище, сделанной из каррарского мрамора мастером из Италии Ф. Медико, можно найти в Сети.

    Фото: commons.wikimedia.org: UGC

    Читайте также: Ахмет Байтурсынов: биография

    Михаил Ломоносов: наука и литература, открытия

    Жизнь и творчество Ломоносова свидетельствуют о многогранности его личности. Он интересовался как естественными, так и гуманитарными науками, сделав вклад в развитие обоих направлений.

    Реформатор языка

    Ломоносов провел реформу русского языка, отделив разговорный язык от церковнославянского, введя десятки научных терминов, аналогов которых не было ранее. Также он предложил использовать причастные обороты. Изданная ученым «Российская грамматика» на десятилетия стала пособием по литературному языку.

    Ломоносов прославился своими одами. В стихосложении он впервые использовал ямб, сделав произведения изящными и легкими для восприятия. Специалисты подсчитали, что 80% произведений Пушкина написаны именно ямбом.

    Создатель антинорманнской теории

    Если в языкознании Ломоносов стал великим реформатором, то в истории — родоначальником дискуссии, которая длилась более 200 лет. В советские времена Ломоносова изображали как борца с засильем немецкой науки в России.

    Известен его конфликт с профессорским составом Академии наук в 1743 году. Советские историки изображали его как протест ученого против бездарной иностранной профессуры. Но в глазах современников он остался пьяным дебошем, за который ученого посадили в карцер на полгода и на 50% урезали жалование.

    Ломоносов, в отличие от европейских ученых, для которых наука и государство — две параллельные сферы, которые не должны пересекаться, — считал себя защитником государственных интересов, что влияло на его суждения и порождало конфликты с приглашенными иностранными учеными.

    Продолжением конфликта с иностранцами стал его спор с профессором Миллером, вышедший за рамки академической дискуссии. Историк Миллер, основываясь на текстах летописей, выдвинул предположение о том, что первые князья Киевской Руси были норманнами.

    Ломоносов счел подобные выводы оскорбительными для национальной гордости великороссов. Он не только писал труды, опровергавшие воззрения Миллера, но и участвовал в преследовании профессора. Известно, что в 1748 году Ломоносов принимал участие в обыске у Миллера, обвиненного в недозволенной переписке с французским астрономом Жозефом Делилем. Ученый искренне считал, что защищает интересы государства.

    Сегодня норманнская теория по-прежнему авторитетна в академических кругах. Нет более-менее серьезных ученых, которые бы ни разделяли ее положения. Более того, историки нашли археологические и лингвистические доказательства теории, на отсутствие которых в свое время указывал Ломоносов.

    Основатель физической химии

    Профессорское звание Ломоносова, полученное в 1745 году, было присвоено за успехи в изучении химии. Ученый выдвинул гипотезу о связи химических и физических явлений, которая к 1750-м годам оформилась в проект нового направления науки «Физическая химия», которую он начал преподавать студентам. Сегодня физическая химия — один из наиболее обширных разделов современной химии.

    Автор проекта по освоению Севера

    Ломоносов видел огромный потенциал в ресурсах Севера, которые могут принести пользу казне. Он выдвинул предположение о наличии земель за Северным Ледовитым океаном и возможности пройти на Камчатку Северным океаном.

    Для проверки гипотезы за месяц до смерти ученого в 1765 году стартовала экспедиция Василия Чичагова. Предположение Ломоносова о том, что Солнце растопит льды для прохода, не подтвердилось, и экспедиция застряла в районе Шпицбергена. Однако с появлением ледоколов идея обрела новое дыхание.

    Еще одна идея об освоении северных земель при помощи ссыльных оказалась востребованной в советские времена.

    Фото: ru.wikipedia.org: UGC

    Автор программы университетского образования

    Вопреки распространенному мнению Ломоносов не был основателем Московского университета. Его создал фаворит Елизаветы, меценат и друг Ломоносова Иван Шувалов. Ученый же участвовал в написании учебных планов и проекта университетского устава. Основное внимание Ломоносов уделял Петербургскому университету, ректором которого был с 1758 до самой смерти в 1765 году.

    В советские времена в 1950-х годах имя дворянина Шувалова перестали упоминать в официальной истории университета, заменив Ломоносовым, чье крестьянское происхождение казалось идеологически правильным.

    Так или иначе, но благодаря ученому и его стараниям в Российской империи сформировался слой образованных людей, способных ценить и развивать науку.

    Великий астроном

    В 1761 году ученый, наблюдая в телескоп за Венерой, выдвинул предположение о том, что на планете имеется атмосфера. Поскольку астрономия была лишь увлечением, Ломоносов не стал развивать идею. Его интересовали не столько звезды, сколько совершенствование оптических приборов, которые бы позволили за ними наблюдать. Впоследствии астрономы подтвердили предположение Ломоносова.

    Создатель мозаики

    Ломоносова интересовали физические свойства цвета. Увлечение привело его к идее производства цветного стекла. Он разгадал секреты итальянских стеклодувов и основал отечественное мозаичное производство. В Эрмитаже хранятся несколько мозаичных портретов, созданных Ломоносовым лично, в частности портрет Петра I 1754 года.

    Фото: flickr.com: UGC

    Ломоносов — многогранный ученый, который сделал важные открытия как в гуманитарных, так и в естественных науках. Несмотря на то что его биография со временем обросла множеством мифов, он остается одним из наиболее известных ученых XVIII века.

    Читайте также: Аль-Фараби: биография и философия

    Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1798826-lomonosov-biografia-licnaa-zizn-nauka-foto.html

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий