Мортимер Адлер биография: Мортимер Адлер биография

Фильм об известном психологе и создателе «Индивидуальной психологии» Альфреде Адлере (его по праву считают одним из отцов психологии).

Из фильма вы узнаете, как А. Адлер пришел к открытию комплекса неполноценности и теории личности. Вы увидите ряд примеров того, как наши воспоминания влияют на решения в течение всей жизни.

А также, как сейчас его открытия позволяют тренерам и психологам решать реальные проблемы клиентов и вдохновляют их на подвиги. Кстати, если вы сами хотите разобраться со своими убеждениями и помогать другим людям, то все это вы можете сделать в «Школе консультантов».

Адлер Альфред – выходец из большой еврейской семьи, которая проживала в неблагополучном пригороде Вены, прославившемся своими криминальными происшествиями. Будучи третьим в семье ребенком, маленький Альфред Адлер наслаждался материнским теплом до рождения младшего брата, а после стал любимцем отца, с которым сохранил особые теплые отношения на долгие годы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Медицинская карьера будущего психолога началась сразу после окончания им знаменитого Венского университета – он работал как терапевт и офтальмолог, практиковал в одном из бедных районов Вены. Индивидуальная психология Альфреда Адлера стала самым известным его трудом, не только воплотившим собственный жизненный опыт ученого, но и во многом повлиявшим на развитие концепции индивидуализма.

По воспоминаниям коллег, Альфред Адлер, биография которого была насыщена страданиями и лишениями, будучи студентом, вдохновился идеями социализма, был активным борцом за равноправие полов. На одной из таких политических встреч он познакомился со студенткой из царской России Раисой Эпштейн, которая вскоре стала его женой.

После выхода в свет скандальной книги Зигмунда Фрейда, посвященной толкованию сновидений, Адлер начинает интересоваться психоанализом, он пишет несколько статей в защиту новой концепции. В 1902 году Адлер становится членом кружка сторонников этого учения, вплоть до 1911 года он возглавляет Венское психоаналитическое сообщество.

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Адлер обладал наблюдательным, пытливым умом, интересовался жизнью окружающих, умел подмечать закономерности, выстраивать взаимосвязи между особенностями личности и достигнутыми результатами. Вскоре Адлер начал развивать свою собственную теорию, идущую в разрез с постулатами, разработанными Фрейдом, а в 1911 году покинул психоаналитическое сообщество и посвятил все силы критике этого учения.

Во время Первой мировой войны он добровольно отправился на военную службу, где оказывал психиатрическую помощь нуждающимся. Вернувшись к мирной жизни, он принял активное участие в реформе образовательной системы, рассудив, что самое главное внимание должно уделяться подготовке педагогического состава.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как считал Альфред Адлер, индивидуальная психология должна была стать доступным инструментом для оказания терапевтической помощи, поэтому основал свою школу, где преподавал основы Индивидуальной психологии. Он был весьма талантливым лектором, а также плодовитым писателем, среди работ Адлера стоит особо выделить книги «Практика и теория индивидуальной психологии», «Социальный интерес: вызов человечеству», изданные в 1927 и 1939 годах. Наряду с этим Адлер основал свою школу. В 1937 году Адлер умер, направляясь в город Абердин, где должен был прочесть лекции, посвященные гуманистическим идеям.

Основные положения учения

Как подчеркивал в своих книгах Альфред Адлер, индивидуальная психология основывается на отрицании безраздельной власти бессознательных влечений над личностью или поведением индивида, и это заставляет его противопоставлять себя обществу. Согласно этой концепции, в человеке изначально заложено стремление к установлению тесных социальных контактов, взаимодействию со всеми индивидами, он зависим от мнения, а также отношения окружающих.

Основные постулаты своего учения, посвященные исследованию отличительных особенностей индивида, Адлер подробно излагает в трактатах «О нервном характере», «Человекознание», «Практика и теория индивидуальной психологии».

Адлер не только развивает уникальный социально-ориентированный подход в психологии, но и полностью отвергает формализм психоанализа, справедливо полагая, что каждый индивид неповторим, уникален и не может быть проанализирован по стандартным методикам. Как считал Альфред Адлер, индивидуальная теория личности помогает не только правильно определить истинные причины возникновения разного рода психологических проблем, но и своевременно оказать помощь без длительных предварительных исследований.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Стоит отметить основные постулаты учения Адлера:

  • Человек – единый и неделимый самосогласующийся организм. Это говорит о том, что любой поступок индивидуума нельзя рассматривать в отрыве от его личности, есть логическая взаимосвязь между телом, мозгом и психической деятельностью.
  • Человек всегда стремится к самосовершенствованию путем выстраивания цепочки личностно значимых целей и поиска путей их достижения. Адлер утверждал, что люди могут сами управлять судьбой, повышать самооценку, находить призвание и место в жизни.
  • Любому человеку свойственно творческое начало и стремление к самоопределению. Психолог был уверен, что влияние внешней среды и наследственности не безгранично и не может полностью определить жизненный путь человека. Творческое начало может влиять на опыт, память, фантазии и мечты, являясь источником внутренних сил для преодоления трудностей.
  • Социальность – этот постулат гласит, что человек полностью интегрирован в систему взаимоотношений с социумом, в его малые и большие группы, и не может существовать вне этой системы. Основная предпосылка заключается в том, что существует социальный интерес, заставляющий человека стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству.
  • Субъективность восприятия реальности – человеку свойственно верить себе и поступать в соответствии с только ему присущими личными убеждениями. Например, человек может жить по принципу «Твори добро», твердо веря, что судьба щедро отблагодарит за праведность.

Теория компенсации физиологических недостатков

Как утверждал Альфред Адлер, понять природу человека помогает анализ типа жизненного стиля, а также специфики механизмов психологической защиты, чувства собственной недостаточности и методов его преодоления. Причину психозов индивидуальная теория личности, как и аналитическая психология, видит в инфантильном опыте, а также физиологических недостатках.

Развивая данную концепцию, Адлер исходил из собственного опыта и предполагал, что неразвитость какого-либо органа должна компенсироваться усилением других функций организма либо вследствие целенаправленной работы над имеющимся недостатком превращать его в наиболее развитое преимущество. Чтобы доказать данную теорию, Адлер часто приводил примеры известных личностей – например, Демосфена, который с детства страдал заиканием, но вследствие регулярных упражнений стал самым известным оратором своего времени.

Рекомендуем: Подробнее про гиперкомпенсацию

Адлер особо указывал на психологическую потребность каждого индивида бороться с чувством недостаточности путем стремления к целостности. Адлер считал, что недостаточность тесно связана с женским началом и порождает слабость, безволие, повышенную чувствительность, а процесс преодоления требует усилий и проявления так называемого «мужского протеста».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Практика наблюдений за больными неврозом также натолкнула психолога на мысль о существовании психического гермафродитизма, порождаемого идеализацией обществом мужественности. В более поздних своих работах Адлер несколько иначе интерпретировал данное понятие и ввел новые, заключающиеся в стремлении индивида к превосходству и совершенствованию.

Особенно Адлер выделял причины, которые могут стать препятствием на пути ребенка к самосовершенствованию. Теория и практика наблюдений позволила выделить две группы таких факторов. Первая заключается в органическом несовершенстве каких-либо органов, выражается в физических недостатках, слабом здоровье, моторной недоразвитости, проблемах с органами чувств, психоневрологических заболеваниях. Все это может повлечь негативную реакцию окружающих, вызвать их насмешки и если рядом не окажется опытного специалиста, то ребенок замкнется на себе и своих проблемах.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Вторая группа факторов связана с гипертрофированной опекой, а также избыточной избалованностью. Адлер особо отмечал, что дети, привыкшие к исполнению любого их каприза, по мере взросления не готовы принять реалии нового мира. Во взрослой жизни они продолжают вести себя, как большие дети, чьим капризам окружающие должны потакать. Сталкиваясь с необходимостью сотрудничать с другими индивидами, они не могут правильно выстроить схему взаимодействия, так как не способны учитывать потребности других.

Вклад в психологию

Адлер внес огромный вклад в психологию, он первым смог обосновать влияние несексуальных факторов на сознание и личность человека. Как писал в своих трудах Альфред Адлер, наука жить правильно доступна любому индивиду, готовому работать над собой.

Он справедливо настаивал на том, что каждый человек является уникальной личностью, стремящейся к эффективному взаимодействию с социумом. Работы Адлера оказали большое влияние на исследования таких известных ученых, как А. Маслоу, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других.

Нашли практическое применение наработки Адлера, посвященные детским типологиям личности в связи с тем, каким по счету в семье рожден ребенок, а также изучение причинно-следственных связей между стилем жизни, способами компенсации неудовлетворенностей как основы для развития личности.

Он был одним из первых, кто занялся исследованием роли игр в преодолении разного рода детских комплексов, невротических состояний, разработал практические схемы применения данного инструмента для разных возрастных групп. Также Адлер внес огромный вклад в развитие гуманистического направления в психологии, разработал и применил новые методы в практической психотерапии. Автор: Наталья Иванова

—>

Альфред Адлер родился в 1870 году в Вене, в семье среднего класса, скончался в Абердине (Шотландия) в 1937 году во время выступления с циклом лекций. Медицинскую степень получил в 1895 году в Венском университете. Вначале он специализировался в области офтальмологии, а затем, после периода занятий общей медициной, стал психиатром. Он был одним из основателей Венского психоаналитического общества, позже его президентом. Однако вскоре Адлер начал разрабатывать идеи, отличные от идей Фрейда и других членов Венского общества, и, когда различия эти стали слишком очевидны, его попросили представить обществу свою точку зрения. Это произошло в 1911 году, и вследствие яростной критики и осуждения позиции Адлера со стороны других членов Общества он ушел с поста президента, а через несколько месяцев порвал с фрейдовским психоанализом. (Colby, 1951; Jones, 1955; H.L. and R.R.Ansbacher, 1956, 1964).

Он сформировал собственную группу и направление, известное как «Индивидуальная психология», которое привлекло сторонников по всему миру. Во время Первой Мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии, а после войны заинтересовался проблемами воспитания детей и в сотрудничестве с Венским школьным управлением организовал первую воспитательную клинику. Он был инициатором создания в Вене экспериментальной школы, где применялась его теория воспитания (Furtmuller, 1964).

В 1935 году Адлер поселился в Соединенных Штатах, где продолжил практиковать как психиатр, а также преподавал психологию в медицинском колледже Лонг-Айленда. Адлер был плодовитым автором и неутомимым лектором. За свою жизнь он опубликовал сто книг и статей. «Practice and theory of individual psychology» (1927) – вероятно, лучшее введение в теорию личности, созданную Адлером. Более кратко взгляды Адлера изложены в «Psychologies of 1930» (1930) и «International Journal of Individual Psychology» (1935). Хейнци Ровена Ансбахер 1956, 1964) издали и аннотировали два тома сочинений Адлера. Эти два тома – лучший источник информации об адлеровой «индивидуальной психологии». Были опубликованы две биографии Адлера (Bottome, 1939; Orgler, 1963). Идеи Адлера распространяются Американским обществом адлерианской психологии с отделениями в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе и через журнал этого общества – «The American Journal of Individual Psychology».

В явном противоречии с основным допущением Фрейда о том, что поведение человека управляется врожденными инстинктами, и главной аксиомой Юнга, что поведение человека управляется врожденными архетипами, Адлер принял допущение о том, что человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями. По Адлеру, люди – изначально социальные существа. Они соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной социальной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален по своей ориентации. Адлер не считал, что люди социализируются просто потому, что вовлекаются в социальные процессы; социальный интерес врожден, хотя развивающиеся специфические отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рожден человек. Следовательно, в одном аспекте точка зрения Адлера биологична – так же, как взгляды Фрейда и Юнга. Все трое допускают врожденную сущность человека, сущность, определяющую его личность. Фрейд выделил секс. Юнг – изначальные мыслительные схемы, Адлер выделяет социальный интерес. Это внимание к социальным детерминантам поведения, игнорировавшимся или сведенным к минимуму Фрейдом и Юнгом, – вероятно, величайшая теоретическая заслуга Адлера. Он обратил мысль психологов к социальным переменным и помог становлению социальной психологии как отрасли тогда, когда она нуждалась в поощрении и поддержке, особенно – со стороны психоаналитиков.

Второй важный вклад Адлера в теорию личности – понятие творческого Я. В отличие от фрейдовского Я, представляющего группу обслуживающих инстинкты процессов, у Адлера Я – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, оно ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, Я старается его создать. Это представление о творческом Я для психоаналитической теории было новым и помогло компенсировать исключительный «объективизм» классического психоанализа, который при рассмотрении движущих сил личности почти полностью опирался на представление о биологических потребностях и внешних стимулах. Как мы увидим в дальнейшем, представление о Я сыграло главную роль в последних разработках относительно личности. Вклад Адлера в эту новую тенденцию – рассмотрение Я как существенной причины поведения – считается очень весомым.

Третья черта психологии, разработанной Адлером, отличающая ее от классического психоанализа, – акцент на уникальности личности. Адлер представлял каждого человека как уникальную систему мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля. В этом отношении Адлер принадлежит к традициям Уильяма Джеймса (James, W.) и Вильяма Штерна, которые считаются основателями психологии персонализма.

В теории Адлера роль полового инстинкта сведена к минимуму, тогда как у раннего Фрейда ему придается почти исключительная роль в динамике поведения. К монологу Фрейда о сексе Адлер добавляет новые голоса. Люди – в первую очередь социальные, а не сексуальные существа. Их мотивирует социальный, а не сексуальный интерес. Их неполноценность не ограничивается областью сексуального, но распространяется на все стороны бытия, как физические, так и психологические. Они стремятся к развитию уникального жизненного стиля, в котором сексуальные побуждения играют незначительную роль. В сущности, то, как человек удовлетворяет половую потребность, определяется стилем жизни, а не наоборот. Развенчание Адлером сексуальности дало многим отрадное освобождение от монотонии пансексуализма Фрейда.

Наконец, Адлер считал центром личности сознание, что делает его пионером эго-психологии или психологии, ориентированной на Я. Люди – сознательные существа, обычно понимающие причины своего поведения. Они сознают свою неполноценность и сознают цели, к которым стремятся. Более того, люди обладают самосознанием, способны планировать действия и управлять ими, полностью сознавая их значение для собственного самоосуществления. Это абсолютно противоположно теории Фрейда, в которой сознание низведено до положения ничтожества, пены на поверхности моря бессознательного.

Альфред Адлер, подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам аномального поведения. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности крайне экономна – в том смысле, что вся теоретическая конструкция строится на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам. Вот они: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) творческое Я.



Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.

Основные понятия и принципы теории индивидуальной психологии Адлера

Прежде чем говорить про зарождение теории индивидуальной психологии, стоит упомянуть часть биографии самого Альфреда Адлера. Он родился в многодетной семье и не отличался крепким физическим здоровьем. В детстве он пережил рахит, но несмотря на свой недуг старался не отличаться от сверстников и превозмогая боль и слабость выходил с ними играть. Возможно, именно эта жизненная ситуация и повлияла на его дальнейшие взгляды. Он из неуспевающих учеников перешел в разряд лучших в классе, поступил в медицинский университет, а позже, уже будучи врачом, описал теорию неполноценности и “комплекс неполноты” (сегодня более известный, как комплекс неполноценности), согласно которому недостатки и увечья тела люди склонны скрывать самоутверждением через другие сферы жизни и попыткой добиться превосходства над окружающими.

Кстати! Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.

Индивидуальная теория личности

Согласно теории Альфреда Адлера, главную роль в развитии личности играет сознание. То есть, поведение человека зависит не от биологических, а от социальных мотивов. В каждом человеке с рождения заложена привязанность к социуму. Которую, однако, необходимо воспитывать и развивать в течение всей жизни. А с учётом того, что маленький ребенок изначально неполноценен по сравнению со взрослыми, то зачатки всех комплексов появляются ещё в детстве.

Теорию Адлера можно условно разделить на семь частей:

  1. Чувство неполноценности и компенсация. Основой этой концепции стали наблюдения Альфреда Адлера за людьми с физической слабостью или каким-либо физическим дефектом. По его мнению, такие люди стараются компенсировать свои “дефекты” развитием определенного уровня профессионализма — они занимаются спортом, стремятся стать во всем лучшими. Иными словами, стараются избавиться от своих психологических комплексов путём постоянной борьбы и преодоления трудностей.
  2. Стремление к превосходству.  По мнению Адлера это желание является фундаментальным в жизни человека. Это врожденная потребность стать лучше, выше и сильнее окружающих. Адлер рассматривал это стремление, как одну из главных составляющих своей теории. Психолог считал, что каждый человек может воспитать в себе стремление к саморазвитию и преодоление трудностей ради высшей цели. Именно такая цель становится главной движущей силой и источником мотивации в жизни человека, и, конечно, придает существованию смысл. Адлер полагал, что даже если человек живёт в мире и согласии с окружающей средой, он всё равно постоянно будет стремиться её улучшить.
  3. Стиль жизни. Согласно теории Адлера, стиль жизни — это совокупность привычек и черт характера, которые создают картину мира каждой индивидуальной личности. Формирование стиля жизни происходит ещё в возрасте четырех-пяти лет, и, по мнению Адлера, мало меняется в течение всей жизни индивида. Этот стиль становится главным стержнем и лейтмотивом существования. На стиль жизни преимущественно влияют отношения с ребенка с родителями. А в частности — те страдания, которые переносит в детстве ребёнок. Адлер выделил три основных типа страданий, из-за которых может развиться комплекс неполноценности и сформироваться определенный стиль жизни:
  • дефекты физических органов
  • гиперопека родителей
  • отсутствие интереса родителей к ребёнку.

Читать далее:  Кто такой гений

Таким образом, каждый человек, чем бы он ни занимался, в течение жизни стремится преодолеть комплекс неполноценности, зародившийся в детстве. Становясь старше, человек сталкивается с несколькими наиболее важными жизненными задачами — это дружеские отношения с другими людьми, построение карьеры и любовные отношения. Все три составляющие жизни взаимосвязаны. Решение какой-то одной из этих проблем, неизменно влечет решение всех остальных. Человек понимает это неосознанно, и стремится активно проявлять себя в социуме. Согласно теории Адлера такое поведение можно разделить на два типа, один из которых называется “социальным интересом”, а второй — “степенью активности”.

Социальный интерес — это положительное отношение к людям, как таковым. Адлер считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой личностью.

Степень активности характеризуется тем, каким способом человек решает свои проблемы. Людей по Адлеру можно разделять в зависимости от типа их личности. Каждый тип по-своему решает жизненные задачи, в соответствии с собственными установками. Адлер в своей классификации выделил несколько типов установок, которые сопровождают различные стили жизни:

Установка Характеристика
Управление Люди, которые придерживаются этой установки проявляют себя как личности, уверенные в себе и целеустремленные. Они не жаждут заботиться об окружающих и стараются не зависеть от социума. Задачи они предпочитают решать грубым и агрессивным способом. К такому типу личности относятся наркоманы или те, кто неоднократно нарушает закон.
Получение Этот тип личности характеризуется паразитическими свойствами. Такие люди хорошо приспосабливаются в обществе и предпочитают решать и удовлетворять свои потребности за счёт других. Главный их интерес — получить от окружающих как можно больше. Несмотря на подобные характеристики, личности такого типа не опасны для окружающих из-за своей крайне низкой активности.
Избегание К такому типу относятся люди, которые предпочитают вообще не решать проблемы. Они не активны и не имеют особого интереса в социуме. Их поведение и стиль жизни ничем не могут быть полезными. А всю энергию такие люди тратят на бегство от решения каких-либо задач. Сюда же относится избегание ответственности и каких-либо обязательств.
Польза Люди такого типа стараются во всем быть социально-полезными. В теории Адлера это идеальные личности. Активность в них прекрасно сочетается с интересом к социуму. Они заботятся о других, общаются с окружающими и при этом не забывают о собственном развитии и стремлении к целям.

Читать далее:  Выйти из зоны комфорта

  1. Социальный интерес. Адлер отдельно подчеркивал интерес к людям, как таковым в качестве главного показателя развития человека.  Он считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой, здоровой личностью. То есть, такой, которая способна и умеет действовать с другими сообща для достижения не только личных, но и общих результатов. Психически здоровые люди по Адлеру, могут беспокоиться не только о себе. А цели преследуют удобные и благополучные для окружающих. Кроме того, такие люди ставят себе в цели и общее благополучие в мире.
  2. Творческое Я. Это еще одна из основ, на которую опирается теория Адлера. Он считал, что стиль жизни человека формируется благодаря его творческим особенностям. Возможность с творческой стороны подходить к каждому делу, дает человеку дополнительную мотивацию в достижении целей и пользу в личном развитии. Правильное и умеренное творческое воплощение идей влияет на то, как развивается память человека, его образное мышление и даже на то, какие сны ему снятся.
  3. Порядок рождения. Это еще одна важная деталь, которую Адлер привнес в свою теорию. Он считал, что порядок рождения ребенка в семье имеет важнейшую роль в его дальнейшем развитии, и конечно, влияет на формирование его стиля жизни.
  • первенец (старший ребенок). Он наслаждается опекой и полноценным вниманием родителей. Нередко становится эгоцентричным. Но это лишь до появления второго ребенка. Привилегированное положение первенца сразу меняется и в его жизни наступает настоящая драма. Впоследствии первенец учится выживать в одиночку. Нередко такие люди становятся лидерами, консерваторами, и хранителями семейных ценностей.
  • единственный ребенок в семье. Такой ребенок привыкает к тому, что все внимание матери приковано к нему. Во взрослой жизни он требует такой же заботы и внимания от окружающих. Нередко последствиями такого воспитания становятся зависимость от окружающих и эгоцентризм.
  • средний ребенок. Как правило, его картина мира формируется в атмосфере постоянного соперничества со старшим ребенком. Он стремится побить рекорды брата или сестры. А затем и всю жизнь неосознанно стремится вырваться в лидеры в любом коллективе. Адлер говорил о таком ребенке, как о личности, лучше других способной добиться выдающихся результатов.
  1. Фикционный финализм. Адлер считал, что основные жизненные цели, ни что иное, как фикция. Их невозможно проверить и нельзя подтвердить. Для кого-то из людей цель — это не конечная точка, а бесконечный жизненный процесс. Его нельзя пощупать руками и как-то измерить. Главная фиктивная цель по мнению Адлера — это стремление человека к превосходству. Но эта жажда идеала и определяет всю жизнь индивидуума, и становится основным ее смыслом.

Читать далее:  Абстракция в психологии

В середине 20 века индивидуальная психология Адлера завоевала огромную популярность. Она радикально отличалась от теории психоанализа Фрейда и во многом отвечала интересам общества. Сам Альфред Адлер впоследствии начал искать практическое подтверждение своей теории и увлекся педагогикой. Впоследствии теория Адлера легла в основу гуманистической психологии, главной целью которой является всестороннее развитие личности.

Найдено 10 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

—> АДЛЕР (Adler) Альфред

Источник: Философский энциклопедический словарь

—> АДЛЕР Альфред

Источник: Советский философский словарь

—> АДЛЕР Альфред

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

—>АДЛЕР (Adler) Альфред

Источник: Современная западная философия: словарь

—>АДЛЕР Альфред (1870—1937)

Источник: Философский энциклопедический словарь

—>АДЛЕР Альфред

Источник: Краткий философский словарь 2004

—>АДЛЕР (Adler) Альфред

Источник: Новая философская энциклопедия

—>АДЛЕР Альфред (1870-1937)

Источник: Новейший философский словарь

—>АДЛЕР Альфред

Источник: Краткий философский словарь.

—>АДЛЕР АЛЬФРЕД

Альфред Адлер (Adler) (1870-1937) австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. ун-те (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции “либидо” и “Эдипова комплекса”. В 1907 опубликовал книгу “Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации”, негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — “индивидуальную психологию”. В 1914 основал журнал “Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie”, в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием. А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход. Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать “вездесущее человеч. чувство неполноценности” и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). “Жизненный план”, сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип. Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения “отношения человека к своим социально установленным задачам”. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также “чувство общности”: “Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти “стремление к личной власти”. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим. Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса. Невроз А. понимал как “ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности”, как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит. формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных “частных логик”, нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его “апперцепционной схеме” жестких дихотомич. дистинкций (“вверху-внизу”, “победитель-побежденный”, “мужское-женское”, “все-ничто” и т.п.). Формирование “невротич. плана”, с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей “семейной конституции”. Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во. Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама “индивидуальная психология” как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние. Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М.., 1995. Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler´s Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956. В.Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий